1

Целью исследования является разработка методики развития волевых качеств у гиревиков 15–17 лет, выявление и научное обоснование педагогических условий ее эффективной практической реализации. В течение одного учебного года в формирующем педагогическом эксперименте приняли участие 28 гиревиков, в том числе 15 атлетов составили контрольную группу, 13 – экспериментальную. Всего за время эксперимента в каждой группе испытуемых проведено по 240 учебно-тренировочных занятий, направленных как на развитие волевых качеств, так и овладение технико-тактическими действиями, совершенствование физической подготовленности в соревновательных упражнениях гиревого спорта. Развитие волевых качеств гиревиков в контрольной группе проводилось в рамках традиционной модели учебно-тренировочного процесса, в экспериментальной – на основе реализации разработанной нами методики и педагогических условий волевой подготовки гиревиков. Установлена высокая педагогическая эффективность реализации в учебно-тренировочном процессе спортивной школы разработанной технологии с учетом комплекса педагогических условий развития волевых качеств гиревиков 15–17 лет. Педагогическими условиями волевой подготовки являются создание условий для переживания чувства удовлетворенности от процесса и результатов занятий гиревым спортом, единство и взаимосвязь развития волевых качеств с остальными сторонами спортивной подготовки, учет качественного своеобразия содержания и величины препятствий и трудностей, присущих гиревому спорту и индивидуальным различиям в уровне развития волевых качеств.

спортивная школа

гиревой спорт

волевые качества

методика тренировки

педагогические условия.

1. Симень В.П. Особенности развития волевых качеств гиревиков в процессе тренировочной деятельности / В.П. Симень, Г.Л. Драндров, Д.В. Щербина // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 77–78.

2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Советский спорт, 2014. – 320 с.

3. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 216 с.

4. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности. – М.: Советский спорт, 2014. – 312 с.

5. Зефирова Е.В. Психологические критерии прогнозирования успешности выступлений спортсменов (на примере спортивных единоборств): автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2012. – 23 с.

6. Катаев И.В. Психологическая предстартовая подготовка спортсменов-гиревиков // Актуальные проблемы развития гиревого спорта в России и за рубежом: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Омск, 16–17 октября 2014 г.). – Омск: ООО «Образование Информ», 2014. – С. 23–29.

7. Волков П.Б. Психорегуляция в гиревом спорте мастеров в условиях нестандартных проявлений двигательных способностей / П.Б. Волков, А.П. Сагайдачная // Актуальные проблемы теории и методики современного гиревого спорта: сб. науч. статей / под ред. В.П. Сименя. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – С. 44–56.

8. Поручиков В.В. Психологическая подготовка гиревиков в соревновательном периоде / В.В. Поручиков, А.С. Якименко // Матер. научн.-практ. конф. – Харьков: ХДУФК им. Г.Р. Державина, 2016. – С. 34–37.

9. Симень В.П. Совершенствование методики психологической подготовки гиревиков в структуре поэтапной многолетней спортивной тренировки / В.П. Симень, Г.Л. Драндров // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016. – № 2 (90). – С. 177–184.

Введение. Спортивная деятельность связана с постоянным преодолением различных препятствий объективного и субъективного характера, выступающих для спортсменов биодинамическими и психологическими трудностями. Поэтому систематические занятия спортом, с одной стороны, требуют достаточно высокого уровня развития волевых качеств, адекватных содержанию препятствий и трудностей, с другой - создают благоприятные условия для их проявления и развития. Гиревой спорт, как и остальные виды спорта, характеризуется специфическими препятствиями и трудностями, обусловленными особенностями его содержания, и специфическими требованиями к уровню развития отдельных волевых качеств .

Анализ различных подходов к изучению воли и ее развитию, представленных в учебно-методической литературе, позволяет рассмотреть многообразные проявления воли, ее связь с индивидуально-психологическими особенностями человека.

Стиль волевой активности у спортсменов не зависит от вида спортивной деятельности и гендерных различий . Волевая подготовка спортсменов осуществляется успешно, если процесс воспитания воли органически связан с совершенствованием технико-тактического мастерства, развитием физических качеств, интеллектуальной подготовкой. В процессе воспитания волевых качеств у спортсменов решающими факторами являются нацеленность на высшие достижения, повышение тренировочных требований, ориентация на преодоление растущих трудностей, создание мотивационной сферы и дополнительного смысла действия .

В ряде диссертационных исследований научно обосновываются психологические критерии прогнозирования успешности выступления на соревнованиях, особенности волевой активности представителей различных видов спорта, специфика формирования волевой регуляции и саморегуляции деятельности спортсменов-единоборцев и др.

Применительно к гиревому спорту изучались критерии психического утомления в процессе выступления на соревнованиях , средства и методы регулирования предстартового и соревновательного психического состояния , раскрывались особенности мотивов и волевой подготовленности высококвалифицированных гиревиков.

Опираясь на практический опыт и здравый смысл, можно утверждать, что спортсмену нужны в совокупности все волевые качества в большей или в меньшей степени развития в зависимости от вида спортивной деятельности, и поэтому воспитание их с учетом спортивной деятельности должно входить в основное содержание подготовки спортсмена.

В современной спортивной психологии не существует единой классификации волевых качеств. Вопросы строгого разграничения роли волевых качеств в различных видах спорта на сегодняшний день не разработаны. Выявление доминирующих волевых качеств спортсменов в отдельных видах спорта позволит конкретизировать целевые установки учебно-тренировочного процесса.

В предыдущих исследованиях, выявляя показатели развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет, нами установлено, что лица, занимающиеся гиревым спортом, независимо от спортивной квалификации и гендерных различий, отличаются высоким уровнем развития целеустремленности, настойчивости и упорства. Уровень развития остальных качеств: смелости и решительности, самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания - примерно одинаков и достоверно ниже (Р<0,01) показателей целеустремленности, настойчивости и упорства.

Наряду с этим в теории и методике гиревого спорта проблема педагогических условий развития волевой сферы гиревиков 15-17 лет остается недостаточно разработанной. Это создает определенные трудности при программировании и организации учебно-тренировочного процесса гиревиков на этапах многолетней спортивной подготовки.

Реферативный обзор научно-методической литературы выявил, что в теории и практике гиревого спорта существует противоречие между необходимостью достижения российскими спортсменами высоких соревновательных результатов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических условий развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет - с другой.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы нашего исследования и определена ее проблема: при каких педагогических условиях обеспечивается эффективное развитие волевых качеств у гиревиков 15-17 лет?

Цель исследования: разработать методику развития волевых качеств у гиревиков 15-17 лет, выявить и научно обосновать педагогические условия ее эффективной практической реализации.

Объектом исследования является процесс общей психологической подготовки гиревиков 15-17 лет в условиях спортивной школы.

Предмет исследования - педагогические условия развития волевых качеств у спортсменов 15-17 лет на занятиях гиревым спортом.

Методы и организация исследования. Для достижения выделенной цели применялся комплекс методов исследования:

  • теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
  • методики психодиагностики;
  • формирующий педагогический эксперимент;
  • методы математической статистики.

Для практического обоснования эффективности разработанной нами методики и комплекса педагогических условий был проведен формирующий педагогический эксперимент в спортивных школах Чувашской Республики с участием двух групп гиревиков 15-17 лет.

В контрольной группе (КГ) было 15 испытуемых, в экспериментальной (ЭГ) - 13 гиревиков.

Общая продолжительность эксперимента составила один год: с сентября 2016 года по сентябрь 2017 года. Занятия проводились три раза в неделю. Всего за время эксперимента было проведено по 240 учебно-тренировочных занятий в каждой группе испытуемых, направленных как на развитие волевых качеств, так и овладение технико-тактическими действиями, совершенствование физической подготовленности в соревновательных упражнениях гиревого спорта.

Развитие волевых качеств гиревиков в КГ проводилось в рамках традиционной модели учебно-тренировочного процесса. Развитие волевой сферы гиревиков ЭГ проводилось на основе реализации разработанной нами методики и педагогических условий волевой подготовки гиревиков.

В начале и по окончании педагогического эксперимента у испытуемых обеих групп определялись показатели волевых качеств.

Результаты исследования и их обсуждение. При разработке методики развития волевых качеств гиревиков 15-17 лет в условиях спортивной школы мы актуализировали четыре связанных между собой блока:

  1. Методологический, включающий фундаментальные принципы в русле гуманистических идей (субъектность и свобода).

Принцип субъективности означает, что образовательная деятельность определяется не только образовательной и воспитательной системой спортивной школы, но и уникальной индивидуальностью каждого спортсмена, поскольку каждый спортсмен включен в учебный процесс как субъект, ответственный за его результаты. Такое включение реализуется на основе самоопределения спортсмена в его спортивной деятельности.

Мы установили, что субъективная позиция спортсменов невозможна за пределами реализации принципа свободы.

Множество психологов подчеркивает связь волевых качеств с субъективным положением и свободой человека. В этом смысле воля возникает, когда человек способен отражать свои влечения, может как-то отнестись к ним. Для этого индивидуум должен быть способен подняться над своими влечениями, сделать выбор между ними, осознавая себя как субъект. В результате человеческие действия определяются не непосредственно влечениями, как естественными силами, а им самим.

Появление воли, следовательно, неразрывно связано со становлением личности как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно и произвольно определяет свое поведение и несет за это ответственность.

  1. Целевой блок, характеризующийся обучением теоретических и практических основ психологического тренинга и аутотренинга.

В теоретических занятиях формировался комплекс теоретических знаний и соответствующая компетентность в области развития и саморазвития творческой личности и ее волевых качеств. Также были представлены цели и задачи в рамках каждого тренингового и аутотренингового занятия.

На практических занятиях весь комплекс промежуточных целей и задач ориентирован на развитие волевых личностных качеств гиревиков, а также их способности творчески улучшать свои волевые качества, в зависимости от динамики активности и нагрузок.

В результате достижения поставленной цели преодолеваются возникающие трудности и препятствия. Значимость цели и уровень волевых мотивов определяют, какие трудности способен преодолевать человек. Немаловажным условием воспитания воли в подростковом возрасте является сохранение во что бы то ни было дальнейшей перспективы, конечной цели деятельности. Этому способствует формирование высших мотивов деятельности, принципов морали и убеждений, воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга. Очень важно видеть этапы достижения долгосрочной цели, наметить непосредственные перспективы, решить конкретные проблемы, которые приведут к созданию условий для достижения конечной цели.

  1. Содержательный блок, который включает содержательно-информационный и содержательно-ценностный психологические условия.

Одним из системообразующих компонентов модели волевых качеств личности являются мотивы. В подростковом возрасте потребностями выступают потребности в самоутверждении и самовыражении, потребности в свободе и информации, а также потребность быть личностью.

Немаловажное значение в процессе развития воли играют эмоционально-духовные качества и ценностные ориентации. Поэтому взаимодействие спортивного психолога и спортсмена были обусловлены терминами ценностей-идеалов, которые составляли духовное и моральное содержание на основе ведущих этических и образовательных ценностей - «свободой» и «творчеством».

  1. Технологический блок характеризует конкретные формы психологического воздействия с целью развития волевых качеств.

В технологическом блоке фундаментальным является демократический стиль общения с представлением проблемы в изучаемых аспектах в форме обсуждения, применение в практической работе для формирования волевых качеств тренингового и аутотренингового воздействия. Технологическая стратегия реализации этих условий потребовала быть спортсмену помещенным в центр процесса развития, чтобы преобразовать свое положение от пассивного объекта к активной субъективной позиции.

Методика развития волевых качеств характеризуется тремя этапами развития волевых качеств с учетом принципа постепенности (от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному).

Методика волевой подготовки также характеризуется регулярностью реализации тренировочной программы, соревновательных установок, постоянным прибавлением более сложных препятствий и трудностей, использованием самих соревнований и соревновательного метода в тренировочных занятиях.

На всех этапах нравственно-волевого становления личности коллективная работа с гиревиками 15-17 лет сочетается с индивидуальной.

  • создание условий для переживания чувства удовлетворенности от процесса и результатов занятий гиревым спортом;
  • единство и взаимосвязь развития волевых качеств с остальными сторонами спортивной подготовки: физической, функциональной, технической;
  • учет качественного своеобразия содержания препятствий и трудностей, присущих гиревому спорту;
  • дифференциация величины препятствий и трудностей с учетом индивидуальных различий в уровне развития волевых качеств.

Исследование было направлено на практическое обоснование эффективности методики развития волевой сферы с учетом выявленных в ходе теоретического анализа комплекса педагогических условий, обеспечивающих ее эффективное функционирование в системе волевой подготовки гиревиков спортивной школы в возрасте 15-17 лет.

Установлено, что в начале педагогического эксперимента волевые качества гиревиков КГ и ЭГ имели недостаточную степень развития и существенно не различались между собой (табл. 1).

Таблица 1

Показатели волевых качеств испытуемых в начале педагогического эксперимента, баллы (Х±d)

Тестовые упражнения

Контрольная, n=15

Экспериментальная, n=13

Целеустремленность

Смелость и решительность

Настойчивость и упорство

Выдержка и самообладание

Показатели волевых качеств гиревиков КГ и ЭГ в конце педагогического эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели волевых качеств испытуемых после педагогического эксперимента, баллы (Х±d)

Тестовые упражнения

Группа и количество испытуемых, показатели волевых качеств

Контрольная, n=15

Экспериментальная, n=13

Целеустремленность

Смелость и решительность

Настойчивость и упорство

Самостоятельность и инициативность

Выдержка и самообладание

Установлено, что в ЭГ показатели развития волевых качеств личности гиревиков были существенно выше: целеустремленности - от 17,68±2,41 до 19,14±1,72 балла; смелости и решительности - от 15,76±2,01 до 15,96±2,01 балла; настойчивости и упорства - от 17,23±2,41 до 19,45±1,63 балла; самостоятельности и инициативности - от 14,74±2,45 до 16,74±1,57 балла; выдержки и самообладания - от 15,28±2,23 до 16,85±1,31 балла.

Высокий уровень развития волевых качеств наблюдается в целеустремленности, настойчивости и упорстве (Р < 0,05). Уровень развития остальных качеств: смелости и решительности, самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания - примерно одинаков и достоверно ниже показателей целеустремленности, настойчивости и упорства.

Это объясняется нами тем, что лица, занимающиеся гиревым спортом, в соревновательной и тренировочной деятельности чаще сталкиваются с препятствиями и трудностями, требующими проявления целеустремленности и настойчивости. В спортивной деятельности гиревиков в меньшей степени представлены ситуации, которые требуют проявления смелости и решительности - гиревой спорт не относится к экстремальным видам соревновательных упражнений. Гиревые упражнения выполняются по стандартной двигательной программе в относительно постоянных условиях, что не требует от спортсмена проявления самостоятельности и инициативности, выдержки и самообладания.

Заключение. На теоретической основе исследования была разработана методика, предполагающая в рамках целостного учебно-воспитательного процесса поэтапное формирование волевых качеств личности гиревиков 15-17 лет в процессе занятий гиревым спортом, движение от менее развитого до более высокого уровня, превращение внешних побуждений во внутренние. Процесс формирования волевых качеств гиревиков 15-17 лет включал три связанных между собой этапа. Первый этап охватывал от 1 до 6 месяцев воспитательной работы с юными спортсменами. Этот этап характерен применением воспитывающих волевые качества ситуаций низкой сложности. Второй этап охватывал примерно 6-12 месяцев. На этом этапе положительно зарекомендовали себя формирующие волевые сферы ситуации средней степени сложности. Третий этап в основном охватывал второй и третий год обучения. Научные материалы на этом этапе подчеркивают педагогическую эффективность формирования волевых качеств на основе включения гиревиков в так называемые ситуации большой степени сложности. На всех этапах волевого формирования личности гиревика 15-17 лет коллективная работа с детьми сочеталась с индивидуальной.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили высокую педагогическую эффективность реализации в учебно-тренировочном процессе спортивной школы разработанной нами технологии с учетом комплекса педагогических условий развития волевых качеств у гиревиков в возрасте от 15 до 17 лет.

Библиографическая ссылка

Симень В.П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ГИРЕВИКОВ 15–17 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27618 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Волевые качества и их развитие

Развитие волевых качеств поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

1.преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

2. обретение человеком контроля над своим поведением;

3.выработка волевых качеств личности.

Все эти процесы подсознательно начинаются с того момента жизни, когда ре­бенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие при.ложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлени­ем мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспи­тывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологическо­го развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их анти­поды: например упрямство интенсивность, или силу воли, которая заключается в умении преодолевать встречающиеся препятствия на пути к до­стижению поставленной цели.

в понятии воли мы различаем выносливость и на­стойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели..

необходимо различать принципиальную последова­тельность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Эта принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из еди­ного руководящего принципа его жизни, которому человек подчи­няет все побочное и второстепенное

различают критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокрити­ческой оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обосно­ванной аргументации.

различают решительность, заключающуюся в отсут­ствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром приня­тии решений и смелом проведении их в жизнь.

волю характеризуют по умению подчинять свои лич­ные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

1

Статья посвящена рассмотрению урока в школе как одной из форм развития волевых качеств у подростков на протяжении экспериментальной части диссертационного исследования. Автор утверждает, что урок в общеобразовательных учреждениях, по сравнению с другими формами применения средств физической культуры, имеет ряд преимуществ, заключающихся в: систематической форме занятий физическими упражнениями, проводимыми в единстве с другими средствами физической культуры, осуществлении педагогического процесса под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых, индивидуальных возможностей учащихся и др. В целях достижения цели, на всем протяжении эксперимента учебный год был разделен на три этапа, позволившим детям адаптироваться и адекватно воспринять нагрузку: исходный, основной и коррекционно-контрольный. Автор также отмечает, что в процессе эксперимента урок выступал как одна из основных форм применения средств физической культуры по решению данной проблемы, выполняя поставленные задачи по развитию таких волевых качеств, как настойчивость, выдержка, решительность, инициативность и целеустремленность, посредством выполнения учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Сущность изложенного в статье сводится к тому, что волевые качества у подростков развиваются через выполнение физических упражнений, а урок в этом контексте выполняет важнейшую роль по их развитию. Следовательно, лишь при соблюдении всех условий авторской программы по развитию волевых качеств у подростков средствами физической культуры, мы смогли достичь запланированного результата.

приемы активизации механизмов включения волевых усилий подростков на уроках физической культуры

волевые качества подростков

урок физической культуры

1. Алхасов, Д.С. Преподавание уроков физической культуры / Д.С. Алхасов. – М.: МГОУ, 2013. – 178 с.

2. Артеменков, А.А. Физическая культура: учебное пособие / А.А. Артеменков, З.С. Варфоломеева, М.К. Одноочко и др. – Череповец, ЧГУ, 2012. – 152 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1977. – 349 с.

4. Болизова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе / И.В. Болизова // Психологический журнал. – Т. 19. – № 4. – 1998. – С. 27-40.

5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1973. – 268 с.

6. Горбунов, Ю.Я. Возрастная динамика развития волевой активности в учебной деятельности: монография / Ю.Я. Горбунов. – Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2011. – 123 с.

7. Горшков, А.Г. Физкультурно-оздоровительная технология: учебное пособие / А.Г. Горшков. – М.: НОУ ВПО МИФКиС, 2013. – 100 с.

8. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.

9. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. – М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. – 376 с.

10. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

В нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, любого типа и вида, развитие волевых качеств у подростков - одна из приоритетных задач. И это не случайно, поскольку их развитие одновременно сколь «вечная», столь и «актуальная» педагогическая проблема.

«Вечная» потому, что, во-первых, ее решение приходится на особый, подростковый возраст человека, в течение которого активно формируются и развиваются все, в том числе и волевые личностные качества. Во-вторых, она не имеет однозначного, «раз и навсегда», решения, поскольку каждое новое поколение подростков вступает во взрослую жизнь в новых социальных условиях, испытывает на себе воздействие как новых, так и «старых», но значительно переформатированных факторов. Поэтому на каждом новом этапе общественного развития требует научного осмысления, проработки приемов, форм, методов решения.

«Актуальная» в силу того, что для каждого подростка, родителей и учителей, это значимая, практическая задача. От ее результативного решения во многом зависит настоящее и будущее подростка, его способность преодолеть трудности и вызовы переходного периода, его успешность вступления во взрослую жизнь. Волевые качества - это не какие-то отсроченные личностные качества, которые сыграют свою роль в будущем. Они актуальны «здесь и сейчас», как в учебной, так и в постоянно расширяющейся и усложняющейся внеучебной деятельности.

В силу этих обстоятельств выбор проблемы не случаен. Он обусловлен как «вечностью» и «актуальностью» практической задачи развития волевых качеств, так и особым характером и возможностями влияния на этот процесс средств физической культуры. Средства физической культуры позволяют удовлетворить стремление подростков к физическому совершенствованию, ускорению темпов собственного развития, желанию выделиться, самоутвердиться, добиться авторитета, усилить интерес к себе, занять достойное место в кругу сверстников.

Средства физической культуры применяются в работе с подростками в разных формах: урок физической культуры, физкультурные ме-роприятия в режиме учебного дня, спортивные сорев-нования, физкультурные праздники, занятия в спор-тивных кружках и секциях и т.п. Вместе с тем основной формой применения средств физической культуры для решения конкретных учебно-воспитательных задач является урок.

Урок по сравнению с другими формами применения средств физической культуры имеет ряд преимуществ. Он является систематической формой занятий физическими упражнениями, проводится в единстве с другими средствами физической культуры, осуществляется под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых и индивидуальных возможностей учащихся . В теории и методике физической культуры к уроку предъявляются достаточно жесткие требования, от выполнения которых зависит результативность решения любых задач урока .

  1. Четкость определения задач урока. На каждый урок может быть определено по 2-3 задачи, одна из них должна быть связана с развитием конкретного волевого качества, в зависимости от того конкретного упражнения, который будет на уроке основным.
  2. Целесообразный отбор средств и методов обучения на уроке, соответствующих поставленным задачам. Никакая задача урока не может быть достигнута без заранее обдуманного отбора учебного материала, без учета подготовленности класса, возрастно-половых особенностей.
  3. Обеспечение тесной связи урока с предыдущими и последующими по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объема и интенсивности физических нагрузок.
  4. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Любой урок только тогда будет способствовать развитию волевых качеств, когда учитываются индивидуальные особенности занимающихся.
  5. Постоянное видоизменение содержания уроков, методики их проведения и организации. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения уроков способствует формированию у детей интереса к занятиям физической культурой, а значит, оказывает более интенсивное влияние на развитие волевых качеств.
  6. Обеспечение безопасности занятий на уроках. Повышенная травмоопасность уроков физической культуры обусловлена характером его содержания - работой на спортивных площадках, гимнастических снарядах, с различными предметами, которые при неправильной организации урока могут привести к травмам у отдельных учеников. В этом случае о развитии волевых качеств можно будет и забыть.
  7. Постоянный контроль над ходом и результатами деятельности на уроках. Он позволяет осуществлять оперативное управление деятельности учащихся на уроках, оперативно вносить необходимые корректировки, индивидуально помогать в освоении физического упражнения.

Каждое из этих требований не является каким-то специальным для решения задачи развития волевых качеств у подростков. В то же время их выполнение является обязательным, без учета этих требований решение любой конкретной воспитательной задачи урока, в том числе и по развитию волевых качеств, просто невозможно.

Исходя из этого, в ходе экспериментальной работы по развитию волевых качеств у подростков, проведенной нами в 2011/12 - 2012/13 учебных годах на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей № 36» и Свято-Покровской классической православной гимназии г. Саратова, мы предложили преподавателям физической культуры реализовывать эти требования, условно разделив учебный год на три этапа: исходный (первая четверть), основной (вторая и третья четверти) и контрольно-коррекционный (четвертая четверть).

На «исходном» этапе в ходе уроков мы исходили из того, что подростки за время летних каникул соскучились по коллективу одноклассников, воспринимают уроки физической культуры в большей степени как такую «форму учебы», которая представляет собой возможность в полной мере удовлетворить естественную потребность в двигательной активности в составе коллектива одноклассников. Они не утратили пока желания общаться и играть в коллективе, «жить» в нем. Поэтому большое внимание уделялось обеспечению и научению их этой активной деятельности, через активное использование спортивных игр по упрощенным правилам, как правило, на свежем воздухе, занятий по легкой атлетике, с активным использованием приема проведения различных эстафет. На данном этапе большое внимание уделялось и созданию условий для самопознания подростком самого себя, через оценку его поведения и деятельности преподавателем и сверстниками. Поощрение в виде похвалы, справедливые замечания со стороны преподавателя, одноклассников, объективная оценка достигнутых результатов оказывают ему реальную помощь в самопознании и развитии настойчивости, выдержки, целеустремленности. С целью самопознания и развития волевых качеств на данном этапе активно практиковались проведение бесед по таким темам «Почему мы такие разные?», «Коллектив, в котором я живу», «Как победить неуверенность в себе» и т.п.

На втором этапе основное внимание уделялось процессам самоутверждения подростков в коллективе. Как отмечают большинство детских психологов, в этом возрасте самоутверждение чаще всего происходит через агрессивное поведение и редко через интеллект подростка . Поэтому задача состояла в том, чтобы оптимальным для развития волевых качеств образом направить «агрессивность» подростков в русло активной физической (спортивной) состязательности. Важным моментом на данном этапе является развитие у них привычек заботы о своих товарищах в ходе занятий по физической культуре, об успехах коллектива в спортивной деятельности, об оказании помощи отстающим, о согласовании своей деятельности с потребностями коллектива. Развитие волевых качеств настойчивости и выдержки на этом этапе активно идет через развитие терпеливости в выполнении учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Повышению решительности способствует уверенность в своих силах, для чего задания каждому ученику должны быть «достижимо трудны». То есть они должны быть достижимы для каждого и вместе с тем достаточно трудны, настолько, насколько необходимо включения волевых усилий для их выполнения. Большое внимание на этом этапе уделялось развитию волевых качеств в коллективе и через коллектив. Для этого активно использовались спортивные игры, в ходе которых подросток с необходимостью должен проявлять ответственность перед коллективом, чувство товарищества, взаимопомощи, что достаточно активно развивает целеустремленность, решительность, выдержку.

На третьем, коррекционно-контрольном этапе осуществлялся мониторинг достигнутых уровней развития волевых качеств у подростков по методике, выбранной и адаптированной нами для проведения работы по развитию волевых качеств. На основании анализа полученных результатов в содержательную часть программы развития волевых качеств вносились необходимые коррективы, которые были обязательны для учета в следующем цикле развития волевых качеств (учебном годе). Большое внимание в ходе этого этапа уделяется контрольным занятиям, на которых проверяется уровень развития физических качеств. Для того чтобы получить максимальную отметку, подросток должен мобилизоваться и проявить имеющиеся волевые качества - целеустремленность, настойчивость, решительность, без этого получение хорошего результата невозможно. На этом этапе ярко проявляется осознанный подход к занятиям физической культурой. Подростки активно отстаивают свое право на известную самостоятельность, свободу в действиях. Они не переносят назойливого назидания, чрезмерной опеки, у них активно проявляется общественная инициатива, самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, принятие на себя ответственности в ее достижении. Все это поощрялось и направлялось преподавателями в разумное русло.

Одним из эффективных приемов развития волевых качеств в ходе уроков физической культуры стало ведение «Дневника саморазвития» каждым подростком. В таком «Дневнике» подросток должен был самостоятельно наметить цели по развитию у себя основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости на четверть, обозначив, каких результатов он хотел бы достичь по каждому из этих качеств. При помощи преподавателей и родителей наметить способы и приемы их достижения, как в учебное, так и внеучебное время. Ежедневно отмечать в дневнике, что удалось выполнить, а что нет, и почему не удалось выполнить. Вносить коррективы на каждый последующий день с учетом того, чего не выполнил ранее. Для более успешного выполнения того, чего сам же и спланировал, подростку рекомендовались индивидуальные приемы стимуляции волевых усилий: самоубеждение, обращение к чувству долга, самоодобрение, самоприказание, самозапрещение и т.п. Важную роль играли и рекомендованные подросткам обязательные для выполнения правила: поставил цель - иди к ней неуклонно; выполнение запланированного - залог успеха; окончил день - подведи итоги (целеустремленность); делай не то, что нравится, а то что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать (настойчивость); сначала пойми - потом решай; если решил - делай (решительность); прежде чем ответить - подумай; прежде чем сделать - подумай дважды; удовлетворяя свои интересы - учитывай интересы других (выдержка); не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - действуй по собственной инициативе; будь судьей самому себе; больше полагайся на себя, чем на других (самостоятельность).

Экспериментальная работа показала, что ведение подобных дневников для большинства подростков, особенно в начале эксперимента, было очень не простым делом. Понадобилось активное участие родителей в этом процессе. Для этого с ними на одном из родительских собраний были проведены инструктажи по контролю над ведением таких дневников. Дневники стали обязательными для ежедневной проверки родителями. Главной целью таких дневников было не достижения в развитии физических качеств (хотя на это они изначально направлены, и это в учебном плане важно), а активизация механизмов включения волевых усилий для их развития. Так как полученные результаты свидетельствуют, что прямой корреляции между физическими и волевыми качествами нет. Быть сильным, выносливым, быстрым - не значит быть самостоятельным, целеустремленным, решительным, выдержанным. А вот добиться предельно возможных для себя на данный момент времени уровней развития физических качеств, включив для этого все свои волевые усилия, очень важно в подростковом возрасте. Такая работа объективно способствует развитию всех актуальных для подростка волевых качеств.

Таким образом, главное назначение урока физической культуры - это создание условий для развития волевых качеств. Чувствуя доверие и уважение к себе со стороны взрослых, веря в свои силы и самостоятельность, подростки охотно, с большим желанием участвуют в физкультурно-спортивной деятельности, максимально проявляя свои волевые качества. Кроме того, у них активно формируются навыки ответственности, самоконтроля.

Экспериментальная работа показала, что конкретная мера педагогического руководства развитием волевых качеств на уроках зависит: от опыта коллективных и самостоятельных действий подростков, от уровней развития ученического коллектива, характера отношений в нем; эффективности продуманных стимулов, вызывающих у подростков стремление к активной, целенаправленной физической деятельности; от содержания физкультурной и спортивной деятельности в классе, школе, районе, городе. Поэтому урок и является основной формой применения средств физической культуры для развития волевых качеств.

Однако у него в плане развития волевых качеств есть и отрицательные стороны. И прежде всего, это строгость рекомендуемой программы. Как бы учитель не пытался разнообразить уроки, искать какие-то интересные приемы его проведения, он всегда должен помнить о том, что в конце любой четверти оценивать учеников он будет не по степени развития волевых качеств, а по выполнению ими конкретных нормативов, предусмотренных программой. Поэтому основную часть времени он уделяет и всегда будет уделять именно этому. Именно на минимизацию этого объективного обстоятельства были и направлены наши предложения по этапам уроков физической культуры, их содержанию, внедрению дневников саморазвития. В конечном счете, задача заключается в том, чтобы физические и волевые качества у подростков развивать в единстве: акцентируя внимание на развитии физических качеств, не забывать про волевые и, наоборот, акцентируя внимание на развитии волевых качеств, не забывать про физические.

Рецензенты:

Железовская Г.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Тимушкин А.В., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов.

Библиографическая ссылка

Маторин Д.О. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13633 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Подобные документы

    Воля как важный фактор морального развития личности. Упрямство, главные особенности воспитания дисциплинированности у детей. Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Роль подвижных игр в формировании волевых качеств учеников.

    реферат, добавлен 18.01.2015

    Влияние семьи и других качеств на самооценку у подростков. Роль семьи в развитии и становлении личности подростка. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Развитие личности в школьном возрасте. Методика исследования самооценки подростка.

    курсовая работа, добавлен 07.10.2009

    Воля как психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей на пути к цели. Структурная единица действий. Овладение человеком собственными процессами. Совокупность условий вызывающих активность субъекта.

    курсовая работа, добавлен 16.11.2014

    Понятия "воля", "волевая регуляция", условия их формирования. Механизм волевой регуляции поведения у детей, его взаимосвязь с общим психологическим развитием. Качества волевой личности, этапы ее формирования. Факторы, влияющие на развитие волевых качеств.

    реферат, добавлен 13.04.2009

    Адекватность самооценки личностных качеств у мужчин и женщин. Половые различия в определении значимости качеств личности. Результаты исследования оценки своей внешности студентами. Психологические факторы, влияющие на самооценку субъективного возраста.

    реферат, добавлен 29.11.2009

    Теоретические подходы к изучению воли. Произвольные и волевые действия. Волевая регуляция личности. Различные проявления безволия. Нарушение волевого контроля. Характеристика отдельных волевых качеств, связанных с целеустремлённостью и их развитие.

    реферат, добавлен 30.11.2010

    Исследование философско-литературного, клинического и экспериментального исторических периодов в изучении личности. Анализ составляющих структуры личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации, социальных установок.

    контрольная работа, добавлен 11.03.2011

    Волевые качества - устойчивые, независимые от ситуации, психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения. Классификация и развитие волевых качеств (смелость, решительность, выдержка, выносливость).

    контрольная работа, добавлен 24.11.2009

    Значение особенностей личности, которые способствуют развитию зависимого поведения. Влияния уровня развития волевых качеств на формирование межличностной зависимости в юношеском возрасте. Частота встречаемости уровней развития силы воли среди студентов.

    статья, добавлен 15.05.2017

    Исследование предпосылок, условий и движущих сил психического развития человека с момента рождения до глубокой старости. Описания динамики развития познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Анализ основных свойств формирования качеств личности.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Волкова Олеся Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры Делового иностранного языка Шумакова Наталия Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой Делового иностранного языка

Сибирский государственный аэрокосмический университет им.ак. М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия olesyavl. volkova@mail т, shumakovana@sibsau. т

В статье рассмотрены специфические особенности и взаимосвязь процесса социализации и особенностей формирования волевых качеств личности современного подростка. В числе значимых факторов, определяющих направленность и ход процесса социализации, выделено формирование духовной составляющей личности подростка, как основа, детерминирующая становление воли. В числе внешних факторов подробно рассмотрено влияние среды. Приводятся психолого-педагогические аспекты социализации подростка. Представлена попытка рассмотреть заявленные феномены через комплексный, интегра-тивный подходы.

Ключевые слова: подросток; личность; возрастные особенности; социализация; воля.

THE CONNECTION OF SOCIALSATION PROCESS AND WILL-POWER DEVELOPMENT IN TEENAGE PERIOD

Olesya Volkova, candidate of Psychology, associate professor of Business language department Natalia Shumakova,

candidate of pedagogical science, associate professor, Head of Business foreign languages department

Siberian state aerospace university named after academician M.F. Reshetnev olesyavl. volkova@mail. ru, shumakovana@sibsau. ru

The article concerns the age specification and specialties of modern teenagers" socialization process and their connection. One of the mentioned age specialties is decreasing level of personal willpower development that determines the list of problems in social activity of a teenager. The social development and will-power formation are being studied through complex and integrative methodology.

Keywords: teenager; person; age specialties; will-power; socialization.

Повышенный интерес современной теории и практики к проблематике социализации и адаптации подростков связан с очередным кризисом в системе воспитания.

Сложившиеся социокультурные условия (смена общественного строя, изменение социального состава населения страны, становление новой образовательно-воспитательной парадигмы с пристальным интересом к проблемам социализации) позволяют отечественным ученым-педагогам, психологам прицельно заняться изучением социализации подростка с целью совершенствования системы воспитания и образования подростка, как феномена современной психологической и педагогической науки. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социально-культурной деятельности.

Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех кризисных возрастов. Его называют переходным, потому что в течение этого периода происходит переход от социальной не-

зрелости к социальной зрелости. Успешное становление подростка, а в последующем молодого человека, как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и обретение им своей социальной роли.

Подростковая возрастная группа рассматривается как особая субкультура современного общества, в которой выделяются ценностные предпочтения, склонности, специфический характер социализации, идентификации в системе современной культуры.

Исследуя взаимодействие феномена социализации и развития волевых качеств современного подростка, необходимо проанализировать, что подразумевается под феноменом «социализация», конкретизировать, какое понимание данного феномена мы закладываем в основу нашей работы, а также определить рамки подросткового периода.

Согласно самому общему определению - социализация это «процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками, приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе» . В современной научной литературе, как западной, так и отечественной, этот термин получил широкое распространение, хотя единого подхода к его трактовке так и не сложилось. Психологические и педагогические исследовательские теории, изучающие проблемы личности, исходя из своих крайних приоритетов - предпочтения факторов среды над личностными факторами и наоборот - не смогли дать полного научного объяснения сложному процессу социализации личности, а также не выявили в этом процессе степень значимости такого фактора как активность личности.

В философии, социологии и психологии социализация рассматривается как совокупность всех социальных процессов. Растущая личность не просто усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, но постоянно стремится быть активным субъектом собственной жизни.

Таким образом, под социализацией - мы понимаем процесс и результат взаимодействия индивида в системе социальных отношений, воспроизводство опыта культуры предшествующих поколений в процессе развития и саморазвития личности . В

основном этот процесс естественный и неконтролируемый, но он может стать управляемым, если индивид получает помощь со стороны определенных лиц (агентов социализации). В системе образования он может быть социально контролируемым и составляет проблему и задачу воспитания, что является остро актуальным в подростковом периоде.

Подростковый возраст является особенным и отличным от других возрастов. Так Э. Эриксон особо выделяет этот возраст, так как он характеризуется появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других (самоидентификации) . Ребенку на данном этапе предстоит освоить и преодолеть свою телесную ограниченность, толщу житейских, культурных, социальных наносов, чтобы «подростком» прорваться в мир и к самому себе .

Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два периода: подростковый возраст (отрочество) и юность. Хронологические границы этого периода разными исследователями воспринимаются не одинаково. Например, в отечественной социологии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии 16-18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В.Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет, а «юноша» - как молодой, малый, парень от 15 до 20 лет и более. Между тем герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Таким образом, границы между отрочеством и юностью довольно-таки размыты. В данной работе возрастные рамки подросткового возраста определяются периодом от 14 до 20 лет.

Для объективного исследования процесса социализации необходимо выделить теоретико-методологические принципы анализа сущности, структуры, механизма и форм данного социального явления. Предпосылками, составляющими суть вхождения индивида в общество, являются социальные условия его жизни, общественные отношения, деятельность человека, посредством которой он изменяет социальную среду и свою собственную сущность, свои идеалы, взгляды, поступки. Методологически значимым является М.И. Шиловой о том, что социаль-

ная определенность социализации личности есть результат не пассивного восприятия личностью воздействия среды, а противодействие ей и взаимодействие с нею . В процессе социализации личностью подростка с помощью волевых усилий постоянно преодолевается критическая разница между «реальным Я» социального субъекта и его «идеальным Я», являющимся основанием успешности человека.

Структурно социальная среда может быть представлена совокупностью ролей и статусов, которые общество предлагает человеку, совокупностью социальных институтов, в пределах которых он формирует социальные качества, реализует социальные роли и приобретает желаемые социальные статусы. Элементами социальной среды в процессе социализации выступают ценности, социальные нормы, знания, навыки, умения. Социальная среда охватывает социальные технологии по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей, норм, а также конкретные события, которые могут повлиять на процесс социализации личности.

В процессе социализации психофизические задатки человека, с одной стороны, реализуются, а с другой - превращаются в социально значимые свойства личности. В процессе социализации формируется личность человека как носителя социальных отношений. Он выступает не только как объект, но и как субъект социализации, действуя независимо от ожиданий других, реализуя свои потребности и способности, себя как личность, в контексте идеальных представлений о результате формирования себя, как члена общества согласно уровню развития собственных волевых качеств личности. Следовательно, социализация личности есть результат не пассивного восприятия, воздействия среды, а самоотождествления со средой через социальную деятельность. Личность подростка, находящегося в студенческом возрасте, подвергается воздействию многих факторов социализации.

Психическое развитие личности рассматривается большинством исследователей как динамичный процесс качественных и количественных изменений, в ходе которого возникают новые психические образования на основе и посредством дифференциации прежних структур. Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного

интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста .

Сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека является студенческий возраст. За время обучения, при наличии благоприятных условий у подростков происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памят

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

СТЕПАНОВА НАТАЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА - 2014 г.

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

    ДРОБЫШЕВА Т.В., ЖУРАВЛЁВ А.Л. - 2010 г.