По всей России, и за ее пределами известно имя былинного героя Ильи Муромца. В древнее время борьбой с врагами отечества, службой в дружине Великого князя он увековечил свое имя. О нем слагали былины, пели песни, в которых ему предписывали сказочные подвиги. Русская церковь возвела его в лик святых. Илья бес спорно являлся героем своего времени и примером для подражания современникам. Спустя несколько веков в истории России появился другой Илья Муромец, правда, называли его скорее Илейка Муромец. Познакомимся с этим человеком и попытаемся оценить его место в истории Руси.

В начале 80-х годах 16 века в Муроме на посаде, красивая и статная Ульяна родила сына. Назвали его Ильей. Он бегал по тихому, деревянному городишко, стоявшему на берегу реки Ока. Когда ему исполнилось 5 лет, в их семью пришел Иван Коровин, огромный, пропахший дымом кузнец. Его знал весь город. Иван был не только искусным колокольным мастером, но и первейшим кулачным бойцом. На выигранные в кулачных боях деньги он угощал питухов и кабацких ярыжек, сам же на их удивление пил мало. Отчим хотел приобщить Илью к своему делу. Видя, что тому не быть колокольным мастером, он пытался приобщить его к другим ремеслам. Но Илью больше манили ребячьи потехи и гульбища, где он любил верховодить. Нередко они заканчивались озорством. То в бочку со смольем факел бросят, то сети ножом полоснут. Ни к кожевнику, ни к кузнецу, ни к хамовнику того не тянуло.

Отчима не стало, когда Илейке пошел 14 год. Мать постриглась в Воскресенский монастырь, и вскоре преставилась после тяжелой болезни. Нижегородский купец Тарас Гризильников, приехавший в Муром за колоколами, узнав о смерти Ивана, пожалел Илейку и взял с собой в Нижний. В 16 лет стал тот сидельцем торговой палатки «и сидел он в лавке с яблоками да с горшками».

Года через два пришлось ему побывать в Москве. Полтора года Илейка просидел там в лавке. Гуляя в свободное время по посаду, он слышал речи о царевиче Дмитрии, якобы не убитом в Угличе. По возвращению в Нижний, ударился по кабакам, на гульбища, а потом и вовсе, покинув купца, примкнул к ватаге гулящих людей. С ними он попал в «кормовые казаки» на расшиву ярославского купца Козьмы Огнева.

С этого дня началась для Ильи бродячая жизнь. Был на Волге, Каме, Вятке, в Казани, Астрахани…. Казаковал, бурлачил, нанимался к купцам, кормясь тем, что «имал де товары у всяких торговых людей холсты и кожи, продавал на торговом базаре и от того де давали ему денег по пяти и по шти».

Остановился в Астрахани. Но его тянуло на Дон и Терек. В 1603 году Илейка пристал к казачьему войску, идущему на Северный Кавказ, воевать персов и турок. В схватках Муромец не посрамил казачьего воинства, его сабля была одной из самых ярых. После похода недолго побыв в стрельцах, холопах, Илейка вновь примкнул к казакам.

Летом 1604 года в составе отряда казаков под руководством Афанасия Андреева был направлен на Северный Кавказ. Плохое обеспечение, несвоевременно выплачиваемое жалование вызвало ропот среди казаков и недовольство московскими боярами. Казаки решили идти на Москву. В то время при слабой государственной власти, в условиях недоверия московскому царю, юго-западные и южные районы Руси были запружены отрядами казаков, беглых крестьян и холопов. И коль на юго-западе появился самозванец на царский престол Лжедмитрий, терские казаки решили, почему бы и у них не быть царскому наследнику.

Расчет был сделан на то, что русский мужик считал царя «отцом родным», защитником его прав и готов был сложить голову за царя. Общество кипело от слухов о ненастоящем царе, сидящем в Москве, обирающем народ, и готово было пойти на защиту «настоящего» царя. Поэтому под знамена объявившегося «настоящего царя» легче было собрать людей. Казаки атамана Федора Бодырина, разгласили слух о том, что в 1592 году царица Ирина родила сына Петра, которого Борис Годунов заменил на девочку. Девочка вскоре умерла, и о ней все забыли. А Петра спасли добрые люди и спрятали в дальнем монастыре.

На сходе казаки предложили на роль «царевича» Илейку Муромца, так как он бывал в Москве и знал московские порядки. Илейка согласился на предложение казаков.

Так в Терки появился «царевич Петр». Попытки местного воеводы Петра Головина «оковать» самозванца не увенчались успехом. Казаки отказались выдавать того. Слухи о Петре Федоровиче облетели все казачьи станицы. Служилый народ повалил к нему.

Самозванец обещал служилым людям и казакам поместные земли и денежное содержание. Вскоре под его знаменами собралось около 4000 казаков. Оставив Терек, они на стругах поплыли в Астрахань. Там их не приняли стрельцы, и они пошли выше по Волге, громя купеческие расшивы, нападая на торговые и посольские караваны, разоряя усадьбы.

Лжедмитрий через посла Третьяка Юрлова пригласил его к себе в Москву. В это время на Москве убили самозванца. Петр - Илейка отказывается от планов похода на Москву и поворачивает в степь. Юг Руси не принимал Василия Шуйского как царя, считая, что его незаконно короновали бояре. Ходили слухи, что царь Дмитрий жив и скоро придет на Русь. Народ хотел «законного» царя. Поэтому города без боя сдавались самозванцу.

Петр жестоко расправлялся с верными Шуйскому воеводами. Войдя в город Путивль, он замучил воевод, обесчестил дочь убитого князя Бахтеярова. Здесь к нему прибыл гонец от Ивана Болотникова, который в это время с большим войском, шел на Кромы. Болотников предлагал Петру объединится, и идти вместе на Москву. Оба понимали, что в одиночку взять Москву было не возможно.

Но Петр не спешил идти на объединение с Болотниковым, так как понимал, что в этом дуэте, ему будет отведена второстепенная роль. Он искал сношения с Речью Посполитою, с целью заручиться поддержкой короля Сигизмунда и получить от него военную помощь для захвата Москвы. Но король не спешил поддерживать еще одного самозванца. Болотников в то время одерживал одну победу за другой и шел на Москву. В 1607 Илейка вышел из Путивля и в Туле объединился с Болотниковым. В это время Шуйский так же готовился к решающему сражению. Было собрано сто тысячное войско из служилых, податочных людей, стрельцов и иноземцев. Тула была окружена царскими московскими войсками. В октябре 1607 года объединенное войско Болотникова и самозванца Петра, после тяжелой осады, было разбито. Болотников и Илейка были схвачены заговорщиками и переданы Шуйскому. Самозванца, «заковали в цепи, посадили на клячу, везли без шляпы в Москву и повесили на Серпуховской дороге под Даниловым монастырем».

Вот так закончилась жизнь Илейки Муромца, как называют его историки. Кем он был? Народным героем, борющимся за обездоленный люд или разбойником с большой дороги, которому вскружили голову лавры правителя. На этот вопрос нет однозначного ответа.

Некоторые считают его героем, другие разбойником. В тот период времени, называемый смутным временем, пресеклась прямая наследственная царская линия, на престол полезли жаждущие власти высшие бояре и другие представители царского двора. В своем стремлении к власти они шли на обман, расправу с другими боярами, в своей неуемной тяге к обогащению облагали непомерными податями, а иногда и прямо грабили народ, Это привело к упадку в селах и деревнях, который непосредственно сказался на дворянах и детях боярских, служивших с поместных земель. Обнищания поместий сказывалось на их благосостоянии и способности выйти на службу.

Главной же силой войск самозванцев являлись казаки и крестьяне юго-западных и южных районов Руси, недовольные ограничением их прав на землю и облагаемыми податями. В таких условиях появился «царевич», как и другие самозванцы того времени - авантюрист и любитель легкой добычи.

Ершов Виктор

Илейка Муромец (ум. 1607 или нач. 1608) - один из предводителей крестьянской войны 1606-1607 годов; выходец из посадских людей Мурома. Несколько лет работал по найму у торговых людей, затем стал терским казаком. В 1605 году казаки избрали Илейку атаманом и объявили его царевичем Петром, мифическим сыном Федора Ивановича . Зимой 1606 года Илейка с отрядом казаков вышел на Волгу и после получения письма от Лжедмитрия I решил идти к Москве. Весть об убийстве самозванца заставила Илейку вернуться в низовье Волги; затем его отряд прибыл в Путивль. Отсюда он пошел на соединение с И. И. Болотниковым , находившимся в Калуге. Из чисто казачьего движения его выступление превратилось в составную часть антифеодального восстания Болотникова . Опорным пунктом своих действий Илейка избрал город Тулу . 3 мая 1607 года на реке Пчельне под Калугой отряд Илейки нанес удар по войскам В. И. Шуйского и обеспечил выход из осады Болотникову. С этого времени Илейка вместе с Болотниковым руководил борьбой повстанцев под Тулой. 10 октября 1607 года Тула пала, Илейка был пленен Шуйским и вскоре повешен.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Смирнов И. И., Восстание Болотникова 1606-1607, 2 изд., М., 1951 (см. Имен. указ.);

Восстание Болотникова. Док-ты и мат-лы, М., 1959.

В течение года, между плаваниями, он жил в Астрахани у местного стрельца по имени Харитон. Позднее плавал на торговом судне в Нижний Новгород , и на стрелецком - на Терек . Там он нанялся в стрелецкий приказ и участвовал в походе на Тарки , бывшем в том же 1604 году , а по возвращении продался в холопы к боярскому сыну Григорию Елагину.

Казачество

Будущий самозванец не отличался постоянством. Пытаясь обеспечить себе сытное и безбедное существование, он постоянно менял хозяев. Прожив год на подворье у Елагина, Илейко вновь бежал и по собственным словам

Начало карьеры в роли самозванца

В дальнейшем предполагалось либо вернуться с добычей на Терек, либо окончательно остаться в Персии .

Однако, с этого момента начались трудности. В погоню за восставшими казаками отправился от Казани боярин Федор Шереметев. У воеводы было достаточно войско, чтобы разгромить отряд, но казаков выручило прибытие из Москвы от Дмитрия самозванца вестника по имени Третьяк Юрлов-Плещеев с грамотой, приказывавшей казакам «итти к Москве наспех». Но под Свияжском казаков настигла весть о гибели самозванца. Войско по сути дела оказалось в западне - между Москвой, присягнувшей Василию Шуйскому и наступавшим с Юга Шереметевым. Но казаков еще раз выручил речистый Плещеев, который сумел убедить казанского воеводу, что казаки готовы подчиниться, выдать самозванца и присягнуть новому царю. На деле, отряд сумел ночью пробраться мимо казанских пристаней и уйти к Самаре. Спустившись далее к Камышинке, притоку Волги, казаки воспользовались Переволокой и наконец оказались на Дону , где в одной из станиц самозванец провел следующие несколько месяцев.

В это время в гражданской войне наступает затишье, новый царь, пытаясь умиротворить донцов, 16 июля года посылает к ним сына боярского Молвянинова, а вместе с ним - 1000 рублей денежного жалованья, 1000 фунтов пороха и 1000 фунтов свинца.

В дальнейшем самозванец, вместе с сопровождавшим его казачьим отрядом некоторое время прожил в Монастыревском городке под Азовом , а затем отплыл на Северский Донец на стругах .

История «чудесного спасения»

Легенда о «царском происхождении», сочиненная для правдоподобия Илейкой, была проста, наивна и полностью выдавала своё происхождение от народных сказок и притч. Если верить ему, царица Ирина родила на самом деле сына Петра, но опасаясь козней брата , подменила его девочкой по имени Феодосия , которая вскорости скончалась. Настоящего же наследника отдали на воспитание некоей вдове. Надо заметить, что самозванец воспользовался ходившем в то время слухом о подмене.

Илейко никогда не упоминал, каким образом он узнал о своем «царском происхождении», его дальнейший рассказ продолжался с того момента, когда позврослевший царевич ушёл в Астрахань, чтобы «поверстаться в казаки», и как следует из записи Сапеги, жил там течение нескольких месяцев у некоего неназванного благодетеля. У самозванца был резон скрывать перед поляками имя казака Харитона - болотниковцев в Польше не жаловали, и рассчитывать на помощь им было нечего.

В дальнейшем, утверждал самозванец, он узнал о воцарении своего «дяди» Дмитрия, и решил пробраться к нему в Москву. Для начала он послал «дяде» грамоту, раскрыв в ней свое «подлинное имя и происхождение» и получил в ответ приглашение прибыть в Кремль и там уже доказать свои слова. Далее самозванцу якобы удалось уговорить некоего купца по прозвищу Козел взять его с собой, а чтобы окончательно убедить сомневавшегося, «открыть ему свое царское имя».

В Москву, по собственным уверениям, он прибыл на следующий день после гибели Лжедмитрия (18 мая 1606 года) и затем четыре месяца прожил «у мясника Ивана на Покровской улице». Дальнейшая его биография поправкам не подвергалась, она хорошо прослеживается по сохранившимся документам.

Во главе мятежа

Стоит напомнить, что в средневековом народном сознании, государство невозможно без царя; вопрос лишь стоял, чтобы царь этот был праведен и в достаточной мере заботился о своих подданых, он должен был заменить на престоле «лукавого» царя, самозванца, посаженного на трон изменниками-боярами. Таким образом, поднять народ против Шуйского можно было только противопоставив ему нового Лжедмитрия, а за его временным отсутствием - «царевича Петра».

О самозванце вспомнил вновь путивльский воевода Григорий Шаховской, когда пытаясь поднять город на борьбу против царя Василия он неоднократно утверждал, что в Путивль в скором времени прибудет «чудом спасшийся царь Димитрий с большим войском». В конечном итоге, как и следовало ожидать, его словам перестали верить, и Шаховскому ничего не оставалось, как обратиться с грамотой «от князя Григория Шаховского да ото путивлцов ото всех» к самозваному Петру Федоровичу, в надежде на то, что он сможет поднять терских и волжских казаков, чья помощь была необходима партии противников Василия, чтобы выстоять против мощной коалиции местных же дворян, оставшихся ему верными.

Вместе с «воровским царевичем» , как его именуют документы того времени, в Путивль в начале ноября года вступило войско из нескольких тысяч терских и волжских казаков, позднее к ним присоединились запорожцы. Казаки, пользуясь тем, что за ними стояла реальная воинская сила практически захватили в городе власть, и прежнему руководству пришлось с этим смириться.

Несмотря на мирное вступление в Путивль, лже-царевич Петр вскоре натолкнулся на активное сопротивление духовенства и знати. В отличие от Лжедмитрия I, человека воспитанного и образованного в дворянской среде, лже-Петр всем своим видом, речью и манерами выдавал свое простонародное происхождение, в результате чего ему было исключительно трудно удерживать в повиновении дворянство, тем более, что многие их «служилых людей» узнавали в придворных нового самозванца своих бывших холопов , среди них назывался казак Василий, бывший холоп князя Трубецкого; да и сам «царевич» служил когда-то под началом Василия Черкасского, в то время находившегося в путивльской тюрьме. В результате всего вышеперечисленного, после вступления в город, самозванец развязал против знати жестокий террор. По свидетельствам Разрядных книг того времени:

Эти сведения подтверждаются также летописью:

Среди прочего лже-царевич возродил любимую Иваном Грозным «медвежью забаву», когда пленных дворян травили в загородке медведями, или зашив в медвежьи шкуры, спускали на них собак.

Среди погибших в Разрядных книгах называются имена боярина князя Василия Черкасского, царского посланника ясельничего Андрея Воейкова, воевод - князей Андрея Ростовского и Юрия Приимкова-Ростовского, Гаврилы Коркодинова, Бутурлиных, Никиты Измайлова, Алексея Плещеева, Михаила Пушкина, Ивана Ловчикова, Петра Юшкова, Федора Бартенева, Языкова и других.

Не меньше страдало от него непокорное духовенство. Так игумен Дионисий, выйдя к народу с чудотворной иконой пытался убедить горожан, что Илейко «вор и самозванец», но в результате поплатился жизнью. Оставшиеся в живых монахи писали в челобитной на имя царя:

Политика самозванца

Стоит напомнить, что в это время в народном сознании царская власть воспринималась как единственно легитимная и возможная в государстве, и вопрос стоял лишь о том, чтобы заменить «лукавого» царя подлинным, «праведным», заботящимся о своих подданых. В сознаннии масс также естественным было, что царя окружает знать, и ему помогает в решениях Боярская дума, а также то, что царь не только наказывает за измену, но и награждает за преданность.

Потому не стоит удивляться, что Илейко, расправляясь с мятежной знатью, все же старается окружить себя аристократами, и также образует собственную Боярскую думу, в которую входят среди прочих князья Андрей Телятевский, Григорий Шаховской, Мосальские и др. Представители знати стояли во главе отрядов повстанческих войск, другое дело, что их роль часто была номинальной, в то время как подлинную власть сохраняли в своих руках казачьи атаманы. Более того, как полновластный царевич, Илейко пользуется правом жалования земли и наград, чем также удерживает возле себя знать. Этот момент нашел отражение в частности, в челобитной на имя царя от мценских детей боярских Сухотиных, жаловавшихся на то, что «отца нашего вор Петрушка убил, а поместейцо, твое царское жалованье, у вора у Петрушки было в раздачи…»

В то же время самозванец пытается завязать отношения с Польшей, как видно, памятуя о помощи, которую поляки оказали первому самозванцу. В Польшу было отправлены послы, но им удалось добраться только до Киева . Король Сигизмунд не торопился ввязываться в авантюру с более чем неясным исходом.

Для поднятия воинского духа на нисходяшем витке восстания жизненно необходимо было «предъявить» рядовым участникам воскресшего царя Димитрия. Об этом неоднократно писал в Польшу сам Болотников, обещая, по словам Конрада Буссова «передать его величеству города, отвоеванные именем Димитрия», и наконец, по его же свидетельству, отчаявшись получить положительный ответ, прямо советовал полякам подготовить нового самозванца.

Разыскать и привезти с собой «дядю», а заодно навербовать наемное войско для болотниковцев берется «царевич Петр». В декабре 1606 года он отправляется в Белоруссию. О его визите сохранилось донесение королю, подписанное оршанским старостой Андреем Сапегой, сообщившим, что самозванец прибыл 6 декабря 1606 года и вплоть до 20 декабря обретался в Копыси, в Максимовичской волости, неподалеку от города Витебска. Местными властями «царевичу Петру» было дано разрешение беспрепятственно передвигаться по польской территории и вступать в переговоры с поддаными короля. Предполагается, что именно в это время в Белоруссии начались активные поиски нового самозванца на роль «царя Димитрия», которым выступил в конечном итоге «Матюшка Веревкин» - Лжедмитрий II. Стоит заметить, что в поездке Илейку сопровождали шляхтичи Зенович и Сенкевич, в недалеком будущем именно пан Зенович станет сопровождать Лжедмитрия II до московского рубежа. Но так или иначе, кандидатура нового самозванца еще не была найдена, а Илейко не мог ждать, т.к. до Польши дошли известия о сокрушительном разгроме болотниковцев. В конце декабря 1606 года самозванец спешно возвращается в Путивль.

Военачальник Ивана Болотникова

Из Путивля войска лже-царевича отправились на Северскую Украину, поднимать народ в поддержку «царя Дмитрия Ивановича» и «царевича Петра Федоровича», везде поддерживаемые податным населением, при яростном сопротивлении дворянства и духовенства.

Первым на пути Илейки Муромца встал город Царев-Борисов, в котором воеводой был люто ненавидимый казаками боярин Михаил Сабуров. Город был хорошо укреплен, снабжен одним из сильнейших гарнизонов на южной границе и вооружен по последнему слову тогдашней техники. Но Сабурову не удалось удержать в повиновении городских стрельцов и казаков. Вмешательство духовенства не спасло положения, город был взят, воевода Сабуров и князь Приимков-Ростоцкий подверглись казни.

По воспоминаниям монаха Иова

На это время приходится пик влияния и побед лже-царевича. В дальнейшем он пошел к Туле на соединение с войсками Ивана Болотникова , чтобы вместе с ним предпринять новое наступление на Москву . В феврале 1607 года он послал одного из своих военачальников, князя Мосальского, на выручку гарнизону Калуги , осажденному царскими войсками. Но «воры» были наголову разбиты в сражении.

Впрочем, в мае того же года Илейко повторил попытку, и на сей раз Андрей Телятевский наголову разбил отряд Бориса Татева, пытавшегося преградить ему дорогу, чем немало содействовал окончательному освобождению Калуги из осадного кольца.

Чтобы не допустить подхода повстанческих войск в Москве, царь Василий Шуйский 21 мая 1607 г. во главе отборных отрядов сам выступил наперерез соединенным войскам Болотникова и Муромца. Казачьи сотни «царевича Петра» атаковали передовой отряд под командованием Ивана Голицына у реки Восмы неподалеку от Каширы . Сражение произошло 5 июня 1607 г.

В начале казалось, что перевес находится в руках казаков, беспрепятственно переправившись через реку, они сумели закрепиться в овраге на другом берегу, откуда осыпали царские войска градом пуль. Атаковавший их рязанский дворянский полк вынужден был отступить, но исход сражения решило предательство дворянина Прокофия Ляпунова, переметнувшегося вместе со своим отрядом тяжелой конницы на сторону царских войск. Казаки не выдержали удара в тыл, и обратились в бегство. В этом сражении полег цвет армии «Петра Федоровича» - донские, терские и волжские казачьи сотни, а также казаки из Путивля и Рыльска . Таким образом, конец «царевича Петра» был предрешен.

«Царевич Петр» во время «тульского сидения»

На правом, заболоченном берегу была сооружена дамба размером «с полверсты», которая должна была во время осеннего паводка не позволить реке разлиться по низменности, но вызвать резкий подъем уровня воды.

Действительно, осенний паводок полностью отрезал город от внешнего мира, превратив его в заболоченный остров посреди полностью залитой водой равнины. В городе начались болезни и голод, единственной надеждой осажденных оставалось войско Лжедмитрия II , который, однако, не спешил идти на помощь. Чтобы оказать давление на лжецаря, князь Григорий Шаховской, с самого начала поддерживавший с ним связь, был заключен в тульскую тюрьму до самого «подхода царя Димитрия». От Ивана Болотникова все решительней требовали рассказать правду о «царе», чье возвращение тот неоднократно обещал. Ответ Болотникова звучал так:

Подобный ответ не мог не вызвать разочарования, усилилось влияние тех, кто готов был открыть ворота царским войскам, чтобы выдав зачинщиков мятежа, выторговать для себя сохранение жизни и достояния.

Надо сказать, что Иван Болотников и «царевич Петр» сами начали переговоры с Василием Шуйским , предлагая ему открыть ворота взамен на сохранение жизни, в противном случае угрожая, что осада затянется до тех пор, пока жив хоть один человек из крепостного гарнизона. Подобное обещание царем было дано.

Со своей стороны «осадные люди» прислали царю Борису посольство, «бити челом и вину свою приносить, чтоб их пожаловал, вину им отдал, и оне вора Петрушку, Ивашка Болотникова и их воров изменников отдадут ».

Действительно, вступивший в город

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Илейка Муромец

Энциклопедический словарь, 1998 г.

илейка муромец

ИЛЕЙКА МУРОМЕЦ (? - ок. 1608) один из руководителей восстания И. И. Болотникова, атаман терских казаков. Из посадских людей Мурома. В 1605 объявлен казаками "царевичем Петром", сыном царя Федора Ивановича. Зимой 1606 вышел с отрядом на Волгу, затем к Путивлю. В 1607 разбил царские войска под Калугой. Соединился с Болотниковым, вместе с которым руководил обороной Тулы. Казнен.

Илейка Муромец

Илейка Муромец (ум. 1607 или начале 1608), один из руководителей Крестьянского восстания под предводительством И. И. Болотникова (1606≈07), выходец из посадских людей Мурома. Несколько лет работал по найму у торговых людей, затем стал казаком на Тереке. В 1605 казаки избрали И. атаманом и объявили его царевичем Петром, сыном Федора Ивановича. Зимой 1606 И. с отрядом казаков вышел на Волгу и после получения письма от Лжедмитрия I решил идти к Москве, затем его отряд прибыл в Путивль. Отсюда И. пошёл на соединение с отрядом Болотникова, находившимся в Калуге. Опорным пунктом действий отряда И. была Тула. 3 мая 1607 на р. Пчельне под Калугой отряд И. нанёс удар по войскам В. И. Шуйского и обеспечил выход из осады Болотникову. С этого времени И. вместе с Болотниковым руководил борьбой повстанцев под Тулой. 10 октября 1607 Тула пала. И. был пленён войсками Шуйского и повешен.

Лит.: Смирнов И. И., Восстание Болотникова 1606≈1607, 2 изд., М., 1951 (см. именной указатель); Маковский Д. П., Первая крестьянская война в России, Смоленск, 1967.