Третий и заключительный пост про нашу с Пашей pavleg и Пашей dibazolllll поездку по востоку региона.

1. В Акаево Паше pavleg приглянулся неплохо сохранившийся храм. Он рассказал про церковную ротонду и престолы, которых здесь 3 (холодный главный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и два тёплых - св. Василия и св. мучеников Флора и Лавра).

Однако же, кто такая Е.И. Постельникова, на средства которой в 1809 году и построили эту церковь, думаю не было известно даже Паше. Мне - тем более) Ни о чём не сказала и инфа, что она была тёткой некоего князя В.И. Кущшева:D

Вокруг церкви растёт много земляники. Здесь не видно, но она есть)

2. Можно подняться на колокольню. После революции, как и много где, храм закрыли. Сейчас его освятили заново и "переименовали" из Рождества Богородицы в Троицкую. Не понятно только, для кого всё это сделали. Народу вокруг не очень много: в селе осталось около 5 жилых домов и десяток жителей.

Зато 100 лет назад в приходе церкви было 517 дворов в 10 деревнях (или 3300 человек, среди которых не только русские, но и мордва с татарами)

3. Вот так выглядит бОльший объём постройки. Помещение под куполом закрыто на замок. Проводятся ли там службы, не знаю

4. На колольне висит несколько небольших колоколов. Интересно, остались ли они от старых времён или их повесили уже в 90-е, когда храм переосвятили?

Вообще, колокола в таких местах кажутся чем-то необычным и прекрасным. Мне почему-то представилась церковь в серую туманную погоду. Ночуешь в деревенском доме и просыпаешься от звона. За окнами - силуэт церкви в тумане, моросящий доджь и звон, делающий картину сразу на порядок таинственнее и колоритнее

5. Рядом с храмом в зарослях сохранились деревянные остатки церковно-приходской школы. Общий вид я почему-то не снял, зато внутри сразу же привлёк внимание герб Саранска - лиса со стрелами.
Лиса - символ проницательности и хитрости, стрелы - мужественность и целеустремленность.

6. Заброшенный дом рядом. Видимо плющ отлично себя чувствует и без хозяев. Колоритно)

7. Стучимся, никого. Заходим внутрь. Всё перерыто и бардак

9. Рядом бывшая улица с такими же заброшенными домами.
Да, кстати, название села идёт от имени первого владельца, а не от фамилии бывшего президента Киргизии)

Татарскому мурзе Акаю Айтугановичу Кугушеву эти земли были пожалованы с крестьянами в 1639 году "за крещение православной христианской веры"

10. Самые известные уроженцы села - братья Остроумовы, дети настоятеля храма Андрея Николаевича. Где-то должен был сохраниться их дом (или руины), но мы не нашли.

Философ Михаил Андреевич (1847-1892), инспектор народных училищ и учитель местной школы Алексей Андреевич (1852-1932) и Андрей Андреевич (1856-1924) - селекционер и автор сорта яблок "Акаевская красавица"

Построен в 1782 году на средства надворного советника С. Е. Сульменева (муж Е. И. Чеботаевой). Церковь находится в ветхом состоянии. Возможно подняться на крышу храма, но осторожно. Местами сохранилась напольная плитка. Внутри заметны разрушения. Купол целый.

Храм был построен в 1700 году. Находится в аварийном состоянии: обезглавленный, лишенный купола, много лет использовался в качестве водокачки, потрепанный временем. Из-за тяжелого бака водокачки осыпалась стена. Другие стены тоже не внушают доверия, сквозь них растут деревья. Выкрашивается фасадный декор. В 30-х годах храм закрыли, в нем располагался гараж совхоза «Костино». Также были демонтировнны глава храма и ярус звона, с целью...

На юге земли Рязанской в 25 верстах от уездного города Ряжска на левом берегу речки Хупты существовало некогда село Никольские Гаи (Николо-Гай). Название свое село получило по храму - первая известная церковь, освященная во имя Николая Чудотворца, была построена здесь в 1678 году. Однако менее, чем через сто лет в 1766 году помещица Анна Борисовна Полуехтова строит новую деревянную церковь. Спустя еще сотню с небольшим лет в 1889 году...

Сведения о селе Внуково Рязанской области начинают появляться со второй половины XVII в., а уже в 1676 г. в селе значится Преображенская церковь, тогда ещё деревянная. Дошедшее до наших дней здание церкви построено было в 1797 г. (метрические книги, которые велись в приходе, сохранились с 1780-х гг.). По имеющимся упоминаниям в современных источниках, построена церковь была на средства местной помещицы П. С. Кондыревой. В XIX в. в приход...

Церковь находится в бывшей Староникольской слободе. Сейчас в основном рядом отдыхают дачники, но на удивление церковь не находится в полном запустении. Внутри стоят иконы и свечи, рядом со стеной, которая была некогда алтарём. Внутри достаточно чисто. Сама церковь квадратная, из красного кирпича. Крыша не сохранилась, роспись тоже утрачена. Колокольни не предполагалось. Не охраняется, не огорожена, вход свободный.

Здание построено в 1864 году. До этого на этом месте стояла деревянная церковь. В 20 веке храм закрыли, а затем он был переоборудован в зернохранилище, которое просуществовало примерно до 60-х годов. Позднее здание было полностью заброшено. В середине прошлого века у храма ещё был купол, позднее он разрушился. В здании бардак и кучи хлама. Охрана нулевая. Состояние аварийное, хотя на стенах местами сохранилась роспись. Проникнуть можно через...

Усадьба представляла собой господский дом и расположенные вокруг него промышленные постройки. Построен усадебный дом был в 1815 году по проекту архитектора И. С. Гагина. Изначально имение принадлежало купцам второй гильдии Казлининым. В 1815 году владение Казлининых было куплено с аукциона Д. К. Вереиным. Его потомки владели имением до 1894 года. Потом оно короткое время принадлежало купцу А. С. Замешаеву. В 1900 году усадьбу покупает...

Усадьба построена в начале ХХ века в стиле псевдоготики. Принадлежала купцу Сергею Постникову. Во советские времена в этом здании располагалась школа № 84. С 1991 года школа прекратила своё существование. В настоящее время (июль 2015) строение заброшена. Внутренние интерьеры не сохранились.

Рязань . 1 июня. ГТРК "Ока" . В этих населенных пунктах жизни больше нет, а на месте домов – чистое поле. За восемь лет в Рязанской области появилось более 350 деревень-призраков. Ещё больше тех, где жителей в буквальном смысле можно пересчитать по пальцам одной руки.

В толстом шерстяном платочке и теплом жилете с неизменной палочкой – в 87 лет ноги стали совсем слабыми – Стегунова Катерина Глебовна часами просиживает на покосившемся крылечке и прислушивается: не едет ли кто.

Гостей в Хрипёнках немного – автолавка по воскресеньям, да дети и внуки из города наездами. Когда совсем одолеют комары, бабушка Катя скроется в горнице и будет вспоминать, как была раньше родная деревня большая, 120 домов в кружевных наличниках.

А потом постепенно все стало исчезать. Ее соседка из избы напротив – тоже Катерина, только Архиповна, на три года помладше тезки. Камеры стесняется, но вспоминает, как 40 лет отработала дояркой в местном колхозе «Верный путь», каким зажиточным было село и что от него осталось: жителей в Хрипёнках всего четверо: они – две бабы Кати, и дед Григорий с сыном.

За свою почти вековую жизнь, Григорий Константинович чего только не видел – четыре с половиной года отдал войне, которую закончил на советско-японской границе. Потом работал – сеял, пахал, берёг, как он говорит, колхозных телят и овец. А теперь только и забот, чтобы дров запасти вдоволь и колодец поправить.

В прошлом году по госпрограмме поддержки ветеранов шахту выкопали рядом с домом, да вода не та – сын возит из соседних Михалей. Но если в этой деревне жизнь еще теплится, то соседние Горицы превратились в деревню-призрак. Был один дом, да и тот сгорел в пожарах 2010 года.

Село очень старинное, оно упоминается в письменных источниках еще в 1629-ом году. Еще на памяти жителей Хрипёнок, в Горицах была церковь и свой немалый приход. По историческим меркам, село было живым совсем недавно.

Умирали колхозы, закрывались школы, люди уезжали в города. По данным переписи населения 2010 года, только за последние восемь лет мертвых деревень в Рязанской области стало на 84% больше. Сейчас в регионе 361 населенный пункт, где нет ни одного жителя, и еще 1100 – на грани исчезновения. К ним относятся и Хрипёнки.

Бабушки Кати и дед Григорий отсюда, от родных домов, которые строили сами, и своими руками вырезали узорчатые наличники, конечно, никуда не уедут. Только вот новые жители сюда вряд ли приедут. И в перспективе эти старинные рязанские деревни, соль и колорит русской глубинки останутся лишь историческими названиями на картах, манящими кладоискателей.

В 19 веке в лесах Шиловского уезда у озера Чудино выросла деревня под названием Мокеевка. Это была самая обычная деревня, разве что люди в ней жили трудолюбивые, поэтому и не бедовали они. В те далекие времена Мокеевчане даже не догадывались, что станут героями легенд.

После Октябрьской революции в 1917 году деревня пропала. Исчезло все: люди, скот, дома. И ладно бы просто пропала. В те страшные времена многое случалось, но дело в том, что время от времени деревню видели. Соберутся мужики с соседнего села на рыбалку – есть Мокеевка, пойдут бабы в лес грибы собирать – есть Мокеевка. А нагрянул отряд продразверстки – деревни нет. На том месте, где должна быть Мокеевка – непролазный дремучий лес.

Присылали туда и отряд по борьбе с врагами советской власти, разобраться с этой идеологически вредной деревней. Но, ничего не обнаружив, плюнули и объявили, что никакой Мокеевки не существует. А любое упоминание о деревне-призраке – диверсия и подрыв авторитета советской власти со стороны кулаков.

Всего есть три фотоснимка таинственной деревни, их сумели сделать этнографы в 1922 году.

Шиловский край еще в 18 веке заинтересовал ученых как возможное местонахождение Артании – мифологического города древних руссов. Странность в том, что описаний этого города нет, нет описаний его улиц, строений, жителей. Напрашивается вывод: либо в город не пускали чужаков, либо все это легенды.

Вот, что рассказывал о своих поисках города-призрака известный историк и краевед Владимир Грибов. «Я с группой других исследователей отправился на поле, с которым связано множество странных явлений. Здесь мы наткнулись на огромный камень, который в точности совпадал со знаменитыми менгирами. Такие камни часто описывают в древних документах. Камень обточен под строгий четырехгранник, а его верх заострен, внешне – пирамида. Еще с языческих времен эти камни ставили, веря, что они способны аккумулировать энергию солнца. При правильном использовании этой энергии можно создать непроницаемую защиту от посторонних глаз. За камнем находилось несколько оврагов, в которых были разбросаны валуны. Ни одной тропинки, ни одной дороги».

Читайте также:

«Пройдя несколько сот метров, все участники группы почувствовали легкое головокружение, позже мы поняли, что попали в лабиринт – овраги были расположены таким образом, что закручивались в спираль. Мы решили пойти в центр, но не тут-то было – прошли два оврага и обнаружили, что оказались намного дальше от центра. Еще одна попытка – результат тот же.

Вернемся в Мокеевку

Сергей Иванович Никонов – один из немногих, кто видел таинственную деревню собственными глазами.

Да не только я видел эту деревню. У нас в Надеждино многие в Мокеевке бывали. В 30-х, когда началась коллективизация, советская власть опять заинтересовалась Мокеевкой. Начали людей из окрестных деревень на допросы таскать. Я тогда еще пацаненком был. С дружком три раза видели деревню, когда в лес за ягодами ходили. В деревню заходили, а в хаты нет – боялись. Потом лет двадцать деревню никто не видел, уже и забыли о ней. Но вот в 1966 году туристы вновь на нее наткнулись. Шли к озеру Чудино – видели деревню, а на обратном пути видели только дремучий лес. Я и сам несколько раз на поиски отправлялся. Брал с собой фотоаппарат, а деревня будто знала, что я хочу сфотографировать ее, и исчезала».