Действительно – зачем? Часто нам кажется, что они только усложняют жизнь. Да и столько наказов и пословиц впитано с детства: «будь спокойней», «гнев – плохой советчик», «уважающий себя – всегда сдержан», «язык держи, а сердце в кулак сожми», «не к месту печальна, не к добру весела». Ну или что-то в этом роде. Лично я уже в детстве твердо усвоила: своим эмоциям доверять нельзя; стоит начать проявлять эмоции – сразу портятся отношения с близкими; лучше уж перейти на рациональную почву – там безопасней и надежней; меня такую, рациональную и предсказуемую, принимают и одобряют.

Да и выбор-то был невелик: либо становиться удобной и хорошей для родителей, и чувствовать себя принятой, либо проявлять свои чувства и быть отвергнутой. Я выбрала первое (очень рано и совершенно бессознательно). Так я выживала среди взрослых. Мне потребовалось много лет, чтобы осознать всю трагедию потери контакта со своими эмоциями, и пройти долгий путь, чтобы снова начать чувствовать себя живой. Собственно, я и сейчас в пути. Постепенно разбираясь в сложных переплетениях эмоций и чувств, я поняла, что пословицы доносят только половину правды. Основная их цель – разделить на «хорошее» и «плохое» и ввести запреты, чтобы помочь людям худо-бедно уживаться друг с другом. А вот про важность и ценность эмоций народная мудрость часто умалчивает. Попробуем восстановить справедливость.

Так для чего же нам так важно иметь контакт со своими эмоциями?

Во-первых, эмоции дают нам сигнал, что что-то идет не так, и нас это непосредственно затрагивает, но мы пока еще не понимаем что. Мы просто чувствуем легкое раздражение, появляется какое-то беспокойство, а следом и возбуждение – эмоции нам сигнализируют: что-то происходит , что вызывает неудовольствие, фрустрирует наши потребности . Например, если мы сильно проголодались, то почувствуем раздражение, а следом и импульс к действию. А удовлетворив эту потребность, наверняка будем переживать радость и удовольствие.

Или, например, вы куда-то спешите и неожиданно встречаете хорошего знакомого, с которым давно не виделись. Он начинает рассказывать о себе и вас расспрашивать, и вы, в общем-то, рады с ним поговорить, вот только внутри начинаете чувствовать легкое раздражение. О чем это? Да, ведь вы спешили, у вас на это время были другие планы. Эмоции вам об этом сообщают в виде состояния раздражения и нетерпения.

Если мы это раздражение отследили, то тогда появляется выбор — как поступить. Например, мы можем сказать: «прости, старина, но я очень тороплюсь» или, если радости все-таки больше и ситуация позволяет, скажем: «я вообще-то тороплюсь, но с тобой тоже очень хочется поговорить» и остаться. Или же просто будем слушать и злиться, а потом станем обходить товарища стороной — такое случается, когда в отношениях с кем-то нам трудно говорить о своих чувствах и потребностях, а чувства внутри нас «кричат». В каждом из перечисленных случаев эмоции помогают быть чувствительными к ситуации и приспособиться к ней в хорошем смысле этого слова, даже если саму ситуацию мы начинаем избегать. В примере с голодом приспособлением будет поиск еды. Итак, эмоции дают нам импульс к действию , чтобы приспособиться к ситуации, и это их вторая функция.

В-третьих, представим, что мы все-таки слушали товарища, но про себя злились. И пока мы разговаривали, наше внутреннее напряжение выросло. Если мы напряжение осознаем, чувствуем его телесно, то мы можем помочь себе его скинуть, ну, например, пробежаться, подышать, потопать, кому-нибудь рассказать об этом, написать сатирические стихи или хотя бы выругаться в безопасной обстановке. Если же мы свою злость не слышим и напряжение не осознаем, то оно останется где-то в теле в виде зажимов, или мы неосознанно выплеснем его на того, кто под руку попадется. Итак, эмоции помогают нам самих себя услышать и отрегулировать. Чувствуем усталость – отдыхаем, чрезмерное напряжение – расслабляемся. Эмоции говорят нам, когда пора остановиться, передохнуть, позаботиться о себе.

Если контакт с эмоциями потерян, то мы можем обнаружить себя уже в слишком сильной усталости и потере сил или, например, в аффективной злости, или же в глубокой беспомощности. Аффективные, то есть слишком сильные эмоциональные состояния, являются показателем того, что мы себя вовремя все-таки не слышим и не чувствуем, а потом неожиданно для себя и окружающих взрываемся.

Когда в нашей жизни случаются потери, эмоция печали помогает выплакать напряжение, постепенно с потерей примириться и адаптироваться к жизни. Не чувствуя печали, закрываясь от нее, часть души замораживается, каменеет, и это будет влиять на все сферы жизни человека, в том числе и на здоровье, и на отношения с другими людьми.

В-четвертых, эмоции носят коммуникативный характер — они помогают человеку выразить себя в общении, понять другого, почувствовать связь или, наоборот, установить безопасную дистанцию . Живые искренние эмоции в контакте создают надежную атмосферу между людьми. С чувствительными и приветливо-эмоциональными людьми общаться легко и приятно. Если же человек в общении совсем не показывает своих эмоций, не демонстрирует эмоциональную речь и держится нейтрально, он может восприниматься другими как опасный.

Каждому человеку очень важно быть понятым, услышанным. Язык чувств – это прямое сообщение о своем состоянии. Именно этим языком и пользуется ребенок с первых месяцев жизни: он улыбается, выражая удовольствие, злится и плачет, когда что-то ему не нравится. Годовалый малыш может обижаться, кокетничать, печалиться, стесняться, негодовать – все это он легко и естественно выражает своим телом, и мы прекрасно его понимаем.

В-пятых, эмоции помогают нам оценить безопасность ситуации и окружения. Если мы способны чувствовать страх, то мы позаботимся о своей безопасности, и «не зная броду, не полезем в воду». Если же потерян контакт с эмоциями, то и страх не в доступе. Человек может совершать рискованные поступки, но это не мужество, а попытка почувствовать себя живым, желание себя хоть как-то оживить.

Итак, эмоции одной своей стороной связаны с потребностями человека и сигнализируют, когда появляется дефицит или их игнорируют, а другой стороной они связаны с действием, они дают импульс и энергию на то, чтобы этот дефицит устранить. Эмоции связывают человека с окружающей средой: они побуждают на движение «к» среде, и в основе этого движения всегда лежат потребности и нужды человека.

Получается, что теряя контакт с эмоциями, мы теряем контакт с собой и своим телом, связь с другими людьми и с адекватной оценкой реальности. И главное — мы лишаемся способности приспособиться к ситуации так, чтобы это помогало нам эффективно удовлетворять свои потребности, чувствовать себя живыми и иметь силы справляться с жизнью.

Как же узнать, насколько мы в контакте со своими эмоциями? Попробуйте ответить на несколько вопросов.

  • Насколько бережно вы обходитесь с собой и своим телом, когда чувствуете усталость или подавленность?
  • Бывают ли у вас аффективные вспышки?
  • Чувствуете ли вы связь и общность с другими людьми?
  • Можете ли вы чувствовать и проявлять радость, печаль, сочувствие, злость и выражать их в общении?
  • Как много в вашей жизни удовольствия и интереса?
  • Бывает ли, что вы рискуете своей жизнью, и вам даже трудно это признать?
  • Достаточно ли у вас сил и энтузиазма, чтобы справляться с жизненными задачами?

Если вдруг вы осознали, что связь с эмоциями у вас недостаточна — ее можно восстановить. Для этого нужна ваша осознанность и желание делиться своими чувствами, мыслями, состояниями и наблюдениями с человеком, которому вы доверяете – это может быть друг, партнер по браку или психотерапевт. Главное, чтобы вас слушали и принимали без оценок, советов и наставлений. Когда-то способность проявлять и принимать свои эмоции была потеряна в отношениях с другими людьми (как правило, это родители), и именно в отношениях она может быть и восстановлена: человеку нужен человек.

Постепенно, приобретая навык слышать свои эмоции и доверять им, появляется более сложная способность — смешивать чувства, что приводит к внутреннему равновесию и мудрости. Но о смешанных чувствах мы поговорим в следующей статье.

Давайте начнем издалека. Чтобы понять, зачем человеку нужно что-то, в его организме имеющееся, необходимо понять/принять/почувствовать/ощутить/поверить, наконец, что все нужно для чего-то. Разумеется, мы говорим о здоровых людях. Варианты двухголовости и трехрукости не рассматриваются.

Человек по своей природе совершенен. Это – МИФ. Не сказка или байка, а база восприятия. Если человек совершенен, значит все, у него имеющееся, имеет свое утилитарное назначение, гармонично дополняющее при правильном применении все остальное до состояния совершенства. Если у нас нюх слабее, чем у собаки, а глаза не столь дальнозорки, как у орла, т.е. наше восприятие ограничено в определенных сферах по сравнению с живностью, это не значит, что мы хуже. Это значит, что мы не умеем использовать какие-то иные механизмы, предусмотренные в нас и компенсирующие недостаточную остроту восприятия этих конкретных органов. Мы, вообще, много чего не используем. И многое используем не по назначению. Вопрос – почему?

Когда человеку лениво задуматься, каково настоящее предназначение той или иной вещи, а назначение не очевидно, он предпочитает считать эту вещь просто плохо сделанной. Кем? Да, Творцом, кем же еще? Или высшими силами. Или природой. Эта природа, вообще, существует только для того, чтобы отдуваться по любому поводу. Знаете, есть такие молоточки, чтобы кирпичи колоть – острые с двух концов. Если вы таким молоточком станете гвоздь забивать и отобьете пальцы – кто дурак? Вы, или тот, кто молоточек сделал?

К чему это я? А к тому, что эмоции, о которых мы тут поговорить собрались, такой же инструмент, как и молоток. И прежде, чем этот инструмент использовать, не лишним будет выяснить, а для чего он, собственно, предназначен.

Настало время прояснить, о чем, собственно, речь. Человек имеет ощущения, предчувствия, эмоции и, по слухам, чувства.

Ощущения – сигнальная система эфирного тела. Это горячо/холодно, больно/приятно, вкусно/невкусно, всякие там “чешется”, “колет”….. короче то, что воспринимается сигналами физического тела. На самом деле это эфир. Физическое тело – оно грубо материально и само по себе имеет только биоэлектрические сигналы, сознанием непосредственно не воспринимаемые. Эти грубые электрические сигналы физики эфирное тело переводит на язык, понятный системе управления, а эта система уже выдает реакцию, которую все тот же эфир переводит обратно физике. Система управления может не поверить, и выдать другие сигналы. И эфир покорно переведет, вопреки биоэлектрическим импульсам. А физика покорно выполнит команду, без возражений. В результате может получиться беспричинное заболевание, например.

Предчувствия – это сигнальная система ментального тела. Оно знает, что должно произойти (анализирует всю поступающую инфу, перерабатывает и делает прогноз), но в сознании вербальных построений не создает – аргументов не хватает. Получается что-то невнятное, но вполне читаемое. Это может быть и предчувствие грядущих событий. А бывают смешные ошибки. Вам не случалось откусить что-то незнакомое, что ваш ментал, по одному ему ясным признакам, определил, как сладкое? А оно оказалось соленое. Ну и гадость! Вы предчувствовали сладость. Весь ваш организм настроился на сладкое. И такой облом. Правильные предчувствия, постоянно настраивающие весь организм на взаимодействие со средой, вы просто не отслеживаете. Хотя они есть постоянно.

Эмоции – это сигнальная система астрального тела. О них мы, собственно, и собрались поговорить.

Чувства … Чувства, это уже сфера Духа. Тут мы выходим за рамки системы четырех смертных тел. И именно этот “выход” позволяет нам разграничить чувства и эмоции. Чувства никогда не дают экстремальных реакций ни в одном из четырех смертных тел. Когда вы испытываете чувство, ни температура, ни давление, ни сердечный ритм, ни биоэлектрические показатели кожи не изменяются резко и внезапно. Способность здраво размышлять тоже никуда не отплывает. Когда же ваше сердечко противно/приятно трепыхается, ладошки потеют, а в глотке пересыхает при встрече с неким человеком, – возможно, это любовь. Но любовь не чувство, а любовь-эмоция. Т.е. сильные эмоции (а именно их обычно принимают за чувство) всегда проявляются на физике, в отличие от настоящих чувств.

У индусов и тибетцев есть предание, что в таинственной стране мудрецов, Шамбале, хранится Драгоценность Мира, камень – дар созвездия Ориона, – Чинтамани. Он сияет так ярко, что черен для глаз. И его сияние, распространяясь по планете, гармонизирует порой нарастающий хаос, не позволяем миру свалиться в пропасть саморазрушения. Еще говорят, Чинтамани поет. Но звучание камня могут услышать лишь те, кто умеет хранить молчание внутри себя. Когда-то от камня откололся маленький кусок. Иногда, когда напряжение в какой-то точке планеты становиться слишком опасным, посланец Шамбалы приносит туда осколок Чинтамани и вручает его Избранному. Этот маленький кусочек, неразрывно связанный узами с материнским камнем, не только способствует гармонизации, но и дает своему обладателю силу божества, позволяя увести людей от края пропасти, изменив ход истории. Чувства – это наш персональный кусочек Чинтамани. Йоги и Маги стремятся навести порядок в своем внутреннем мире, чтобы стать Избранными, чтобы получить право содержать в себе ослепляющее сияние Драгоценности Мира.

Итак, эфирное тело озабочено нормальным функционированием связки четырех смертных тел. Ощущения дают нам возможность оценить как состояние “носителя” – физического тела, самого по себе и во взаимодействии с другими смертными телами, так и качества среды, в которой этот “носитель” пребывает. С сигналами эфира все хорошо знакомы и у здорового человека здесь проблем не возникает. Ментал прогнозирует изменения среды, позволяя перестраиваться с опережением. С этим тоже обычно проблем нет. Заметьте, сигналы этих двух тонких тел не вызывают на физическом плане никаких резких, экстремальных реакций. Т.е., вызывают, как в случае с ошибкой сладкое/соленое. Но, экстремальные реакции – именно следствие ошибки. Правильные реакции (или их правильное прочтение) вызывают адекватные ситуации изменения. На адекватные изменения эфир выдает сигнал “хорошо, приятно”. Головокружение, сердцебиение, бросание то в жар, то в холод, уплывание “мозгов”, дрожь в коленках… и пр. реакции на эмоциональные переживания приятными, или, по крайней мере, нормальными не назовешь. Не напрашивается ли вывод, что астральное тело выдает бесконечную череду ошибок? Опять вопрос: почему?

Давайте построим все сигнальные системы по порядку. Физика с ее биоэлектрическими импульсами сообщает о том, что происходит сейчас. Эфир – сигнальная система, обеспечивающая обратную связь между физикой и системами управления. Ментал – система близкого прогнозирования, непосредственного предупреждения о необходимых изменениях. Так чем, по логике вещей, должен заниматься астрал? Не кажется ли вам, что следующей ступенькой должно быть прогнозирование вероятностей изменений? И вся система должна быть настроена на подачу/отмену сигналов этой категории (язык “отмены” жизненно необходим, т.к. сигналы говорят только о вероятностях). А чем оно у вас занято?

На ранних стадиях развития детеныш (не только человеческий) имеет только одну эмоцию. Это страх (испуг, беспокойство – градации оного). У него пока минимум насущных потребностей – пища, тепло. Обе эти потребности удовлетворяются матерью. Поэтому наличие матери в непосредственной близости – это хорошо, правильно и без эмоций. Отсутствие ее – пугает. Эмоция страха предупреждает, что без матери возникает вероятная угроза существованию. Довольно скоро развивается вторая эмоция – радость. Поскольку мать постоянно возвращается, сигнал угрозы становится слабее и организм на этот сигнал реагирует уже не возбуждением, а сонливостью. Необходима отмена сигнала угрозы, чтобы привести организм в активное состояние потребления пищи. Эту функцию выполняет радость при виде (ощущении) матери. Чуть позже развиваются огорчение, восторг и т.д. Так называемые негативные эмоции этой группы – это сигналы, предупреждающие о возможной опасности, позитивные – сигналы отбоя. Причем, мы активно пользуемся этой сигнальной системой, стараясь управлять эмоциональным состоянием ребенка. Перед плачущим ребенком яростно трясут яркую игрушку, суют ему еду в рот – лишь бы спровоцировать отмену, но надежно “отменяет” плач только мама, берущая на ручки. В это время появляется следующая группа эмоций, обусловленная необходимостью адаптации в мире – интерес, любопытство… Азарт и вдохновение относятся к этой группе. Потом появляется необходимость контактировать за пределами узкого семейного круга, и появляется группа социальных эмоций – эмоций отношения к себе подобным. Эти эмоции появляются именно при контакте с внешним миром, и уже потом “возвращаются” в семью. Т.е. отношение к маме, например, – эмоция, вторичная по происхождению. Рамки статьи не позволяют, к сожалению, остановиться подробно на всех группах и подгруппах. Одной из последних формируется группа эмоций, регулирующих процессы воспроизведения. В это время, хотя эмоции по-прежнему несут на себе изначальную функцию включения/отключения сигнала тревоги, или включения/отключения систем других тонких тел (любопытство включает в работу ментал) человек, приученный воспринимать эмоции, как нечто высокое и слабопостижимое, окончательно теряет способность реагировать адекватно. Наступает так называемый “переходный возраст”. К моменту взрослости мы имеем существо с безнадежно расстроенной четвертой сигнальной системой, существо, планомерно портящее жизнь себе и окружающим.

Если схема, изложенная выше, ясна, можно топать дальше. Как восстановить корректную работу четвертой сигнальной? Не нужно начинать с самых сильных эмоций, тех самых, которые ошибочно именуются чувствами. Они, конечно, самые яркие, и более всего влияют как на физические показатели организма, так и на нашу жизнь вообще. Но они являются комплексными сигналами, составленными из нескольких, и разделить этот хор на отдельные голоса может оказаться затруднительным. Поэтому, начинать желательно с чего-то попроще, но тоже достаточно заметного. Впрочем, это ваш выбор. Избранный сигнал необходимо сначала назвать (присвоить ему имя, определение), а затем проанализировать “со стороны”. Часто первоначальное имя при анализе оказывается неверным. Тогда называем опять, с учетом поправок. Самый яркий пример такой ошибки в названии: первоначальное “меня тошнит от этой личности” оказывается не имеющим отношения к личности, а означающим лишь крайнюю степень оценки “это герой/героиня не моего романа”.

Полезно искать аналоги сигналов у животных. Животные тоже обладают четвертой сигнальной системой, но у них она работает корректно (истеричные домашние любимцы в расчет не принимаются). Поиск аналогов позволяет приблизиться к пониманию того, о чем этот сигнал, собственно, должен был сообщить. Кроме того, анализ эмоций позволяет выявить острые углы и проблемные зоны собственного внутреннего мира. Ведь астральное тело отчасти работает как локатор. Посылает некое излучение в пространство, а затем анализирует отраженные объектами лучи. И переводит информацию на язык эмоций. Однако эти “лучи”, ввернувшись к источнику, в свою очередь могут быть преломлены теми самыми “острыми углами”. В результате, анализу подвергается уже искаженная информация. Поэтому важно научиться отслеживать и путь такого луча, т.е. находить фокус внимания вовне и понимать, что его преломило внутри. Таким образом, мы имеем шанс убить двух зайцев – не только добиться корректной работы эмоций, но и раскопать энное количество своих блоков, комплексов и ошибок. Главное в этой работе – ни на минуту не забывать то, что написано в начале данного текста: мы – воплощенное совершенство, нужно только научиться этим пользоваться. Даже комплексы и блоки – нужны, очень нужны и вовсе не бесполезны. Когда строятся правильно, в нужном месте и нужное время. И если вы точно знаете, зачем они, и точно знаете, как их убрать, когда нужда отпала.

К сожалению, статья позволяет дать только легкий абрис этой системы работы с собственным организмом. Работа эта требует доверия к себе, терпения и последовательности. Но если вы выполните ее даже частично, вы обнаруживаете, что враг – это невероятная редкость в этом мире, недоброжелатель усердно работает на вас, старательно помогая вашему совершенствованию, а чувство вины или ощущение тяжести долга вообще оказываются забыты за ненадобностью. И при всем том вы – милейший человек, общение с которым доставляет удовольствие. Есть еще одно возможное приобретение, как результат такой работы. Один из тех, кто работал по этой технике, сказал мне однажды: “Черт возьми! Когда начинаешь слышать каждый голос в этом шуме и понимать, зачем, почему он звучит, оказывается, что чувств-то у нас и нет!” Он был растерян. И – прав. Нет у нас чувств. У большинства из нас. Не потому, что нам их негде взять, а потому, что пока существует этот хаос и гвалт взбесившегося организма, нам некуда принести драгоценный Чинтамани – чувство, негде послушать его тихую спокойную мелодию. Когда же гвалт умолкает – мелодия начинает звучать.

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, — раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций — это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.

No related links found



Я слышал немало разных высказываний: «А разве эмоции не в голове?», «Я рациональный человек и этим горжусь, эмоции – для истеричек», «Эмоции мешают думать», «Чувства – это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить», «А зачем вообще говорить о своих чувствах?», «Сильные чувства опасны и разрушительны»… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивали мужчины. Вернулся домой, выхожу в Сеть – и передо мной сайт, на котором молодой человек, занимающийся «саморазвитием», активно пропагандирует медитацию и – что, к сожалению, очень часто идет в довесок к медитации – борьбу с «разрушительными эмоциями». Его сайт полон слов «перестаньте», «прекратите», «устраните», «сдержите», «победите», «одолейте», «избавьтесь», «справляйтесь», «обуздайте», «заставьте», «дрессировать эго», «терпеть», «выбросить из головы». К психологам он никогда не обращался.

Еще один пример, только уже от женщины. «Я чересчур эмоциональный и агрессивный человек. И это плохо. Я не знаю, как подавить в себе негативные эмоции, ведь они мешают жить мне и моим близким. Буквально сегодня из-за моих бурных реакций мы разъехались с моим молодым человеком. Я прорыдала весь день. Вот опять эмоции. А смысла в слезах нет. Кроме меня никто мне не поможет. И я прекрасно понимаю, что своими криками я его просто задолбала, поэтому хочу научиться контролировать свои эмоции...»

Начнем с начала

В общем, напишу я сейчас про эмоции и зачем они нужны – попытаюсь собрать основную информацию. Начну чуть-чуть издалека. Эмоции – это психический процесс, и для начала важно объяснить, что такое психика. Меня вполне устраивает такое определение: психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Иными словами, живой организм, который приобрел свойство активно, а не пассивно (как растения или простейшие одноклеточные, вроде амебы) взаимодействовать с окружающей средой, обнаруживает наличие психики. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма. Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи? Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое и с опасностью. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще ДО того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении СИГНАЛОВ о близком присутствии пищи/опасности. Еще ни одно дерево не убежало от дровосека, и дело не только в том, что деревья бегать не умеют, но и в том, что они неспособны отреагировать на шаги или образ приближающегося человека с топором… Понятно, что чем сложнее нервная система, тем разнообразнее способы взаимодействия животного с миром, включая такую крайне важную вещь, как способность к научению.

Высокоорганизованная материя

Приближаемся к теме эмоции. Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем наше сознательное мышление, которое и вовсе в эволюционном смысле существует всего лишь мгновение. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа (важно помнить, что переживание эмоций теснейшим образом связано с гормонами/нейромедиаторами). Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека, причем намного. При этом эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое, и одно от другого оторвать невозможно, хотя бы потому, что эмоции точно так же связаны с обработкой информации. Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что «у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются». Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх «испытывает», а вот на субъективном сознательном уровне «все в порядке». Итак, какие функции выполняют эмоции (буду говорить об эмоциях человека)? Как минимум три:

Оценка. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: «Опасность!» Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником генерализации (сверхобобщения) своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Догадываетесь, почему невозможно «отключить» негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные? Функция-то одна.

Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет. Всем нам знакомо мощное «хочу!» и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и «от противного»: «никогда больше!», мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень и очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет. С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии-то много, но она частично используется на подавление «неправильных» стимулов. Знакома эмоциональная ситуация, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти, например? Но купить ну очень хочется…

Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности «маркируется» страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно, что), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею, – в этом заключается «маркировка» потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Простые эмоции – это первичные, простые переживания, тогда как сложные эмоции состоят из нескольких простых (и их часто называют «чувствами»). К простым эмоциям можно отнести: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой этой эмоцией лежит оценка ситуации, мотивация к определенному действию, маркировка потребности. Страх: опасность/избежать угрозы/потребность в безопасности. Вина: я совершил что-то плохое/искупить вину/потребность в принятии другими людьми. Благодарность: мне сделали что-то хорошее/вознаградить благодетеля/потребность в отношениях с другими людьми. И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Рационально или эмоционально?

Итак, попытка стать «рациональной машиной» или игнорировать эмоции, сидя в медитации и ожидая, когда они «сами пройдут, главное – ни во что не вмешиваться», – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции , работающий к тому же на бессознательном уровне (сознание просто не поспевает). Поэтому нам иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому «я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!» – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с «истеричностью», хорошо бы послушать то, о чем хочет сообщить эмоция. Впрочем, раздражение на всех и вся – это не эмоция, а мутная солянка/окрошка из недопережитых чувств и недопонятых собственных потребностей. Как говорил Юнг о депрессии: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Как победить ревность? Не с ревностью сражайтесь, а разбирайтесь с ощущением собственной неполноценности и неконкурентоспособности в борьбе за партнера.

Как победить страх публичного выступления? Не со страхом сражайтесь, а разбирайтесь с тем, зачем задачу «понравиться всем присутствующим» вы делаете приоритетнее задачи «донести желаемую информацию до заинтересованных слушателей». Взгляните в лицо тому, что вызывает страх, а не ломайте сигнализацию.

Эмоции, как я уже говорил, не всегда говорят нам правду, потому что в психике человека они преломляются через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке.