Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного) ; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Задачи:

1. Обобщать понятие «Зимние забавы»;

2. развивать речевое высказывание;

3. Закрепление свистящих звуков З-С;

4. Формировать прилагательное от существительного;

Оборудование:

Доска.

Мяч для дидактической игры «Ласковое слово».

Демонстрационный материал – картинки с изображением зимних развлечений (дети, катающиеся на санках, лыжах, коньках; дети кормящие птиц; дети строящие зимние постройки).

Речевая гимнастика для развития речи дошкольников- Е.С. Анищенкова, Издательство «Астрель», 2006 год.

Правильно ли говорит ваш ребенок – А.И.Максаков «Просвещение», М. 1982г.

Ход занятия.

Орг. Момент : Дети встают перед стульчиками. Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Ласковое слово». На стульчик присаживается тот, кто назовет мне лаковое слово. (Проводится игра: снег-снежок, горка- горочка и т.д.).

Воспитатель : Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о зимних забавах, а сначала давайте вспомним.

Воспитатель: Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц зимы? Какая погода зимой? (Ответы детей).

Воспитатель: Предлагает детям произнести чистоговорки. Для закрепления свистящих звуков З-С.

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – за окном морозы.

ЗИ -ЗИ -ЗИ – саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза.

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ –озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО - зимой солнце низко.

АСКА-АСКА-АСКА – вокруг из снега сказка.

ИСТО-ИСТО-ИСТО – снег все спрятал чисто.

Воспитатель: Зима – чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно.

Воспитатель: Расскажите пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега).

Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения».

Воспитатель:

1. Кто изображен на этой картинке? Чем они заняты?

2. Чем ребята кормят птиц?

3. Какие птицы прилетели к кормушке?

4. А чем заняты другие ребята?

5. Кто катается на санках? Где они катаются?

6. Кто катается на лыжах? Где они катаются?

7. Чем заняты остальные ребята?

8. Какое настроение у детей во время прогулки?

9. Как вы думаете, чем завершится прогулка у ребят?

Подвижная игра: «Зимушка-зима».

Зимушка, зимушка, зимушка зима,

Дарит нам снежные чудо терема,

Ну а Дедушка Мороз прикатил подарков воз,

Ну а Дедушка Мороз прикатил подарков воз

Морозы - трескучие

Снега – сыпучие

Ветра – завьюжные

Метели – дружные.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: А теперь я покажу Вам, как составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Вы внимательно послушаете и тоже попробуете составить рассказ сами.

Однажды в зимний день дети вышли на прогулку. Настроение у детей было радостное . Всем нашлось дело по душе. Маша, Саша и Петя стали кормить птиц ягодами рябины, хлебными крошками и семечками. На кормушку прилетели синички, снегири и воробьи.

Таня и Ваня катались на санках с горки. А мальчика Никита и Максим катались на лыжах по лыжне. Остальные ребята лепили снеговика. Света прикрепила снеговику метлу, а Кирилл надел ему на голову ведро. Жалко, что зимой нельзя долго гулять и нужно заходить обратно в группу.

Воспитатель : А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).

Итог занятия:

Воспитатель детям : О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?

Данный конспект направлен на обучение составлению повествовательного рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Предназначен для практикующих логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста. К конспекту прилагается презентация для использования на занятии.

Тема урока: «Зимние забавы и развлечения детей»

Цель урока:

  • Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».

Задачи :

1. Обучающая :

  • Учить детей правильному построению рассказа-повествования с опорой на сюжетную картину;
  • Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа Предложного падежа;

2. Коррекционная:

  • Учить работать с деформированным предложением;
  • Расширять и обогащать словарь детей по лексической теме «Зимние забавы и развлечения детей»;
  • Развивать связную монологическую речь детей;

3. Развивающая:

  • Развивать словесно-логическое мышление;
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация PowerPoint к занятию, карточки №1 и №2 для каждого ребенка.

Лексический и грамматический материал:

  • слова сложные по семантике: лютые морозы.
  • слова сложные по слоговой структуре: снеговик, катается, скользит.

Ход урока:

I.​ Организационный этап.

Логопед: Здравствуйте, дети! (дети стоят около своих мест). Начинаем наше занятие. Садитесь.

II. Вводная беседа.

Логопед: Послушайте стихотворение:

Как на горке, на горе.
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух,
Бух!
Захватывает Дух!

Л.: О чём это стихотворение?

Д.: Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой.

Л.: В какое время года можно кататься с горы?

Д.: Кататься с горы можно зимой.

Л.: Во что вы любите играть зимой?

Д.: Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках..

III. Рассматривание картины.

Логопед показывает слайд 1.

Л.: Рассмотрите картинку. Какое время года изображено?

Д.: На картинке изображена зима.

Л.: Какой стоит день?

Д.: День стоит ясный, зимний, морозный, холодный

Л.: Кто изображен на картине?

Д.: На картинке изображены дети.

Л.: Что делают дети? Расскажите.

Д.: Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки

Л.: Как вы думаете, какое настроение у детей?

Д.: Настроение у детей веселое, задорное, радостное.

Л.: А как это изобразил художник?

Д.: Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе.

IV. Постановка учебной задачи.

Л.: Итак, сегодня на уроке мы будем составлять рассказ по этой картинке (на слайде 1 сюжетная картина «зимние забавы»).

Л.: Посмотрите на название нашего рассказа (СЛАЙД 2). Он будет называться «Зимние забавы».

Л.: Что такое забавы? Как сказать по другому?

Д: Игры, развлечения.

V. Составление повествовательного рассказа.

Л.: Как вы думаете, как надо начать рассказ?

Дети предлагают свои версии.

Л.: А теперь возьмите карточку №1 (логопед раздает каждому) и прочитайте предложения, которыми можно начать рассказ.

Дети читают вслух по предложению.

Карточка 1.

Зимним утром выглянуло солнце.
Наступили зимние каникулы.
Весь январь стояли лютые морозы.
Ночью выпал пушистый снег.

Л.: Что значит «лютые морозы»?

Д.: «Лютые морозы» — значит очень сильные, невыносимые.

Л.: Какое предложение НЕ подходит для начала этого сочинения?

Д.: «Весь январь стояли лютые морозы».

Л.: Почему?

Д.: Потому что дети вышли играть во двор. Значит на улице было не очень холодно.

Л.: Вычеркните его. Выберите из трех оставшихся предложений то, с которого мы начнем наш рассказ.

Д.: «Наступили зимние каникулы».

Л.: Поставьте цифру 1 около этого предложения. Какое будет второе предложение по смыслу?

Д.: «Ночью выпал пушистый снег».

Л.: Поставьте цифру 2 около этого предложения. Назовите третье предложение.

Д.: «Зимним утром выглянуло солнце».

Л.: Поставьте цифру 3 около этого предложения. Прочитайте их в правильном порядке (дети читают предложения в нужном порядке). Отложите карточку.

VI. Физкультминутка.

Л.: А сейчас все встаньте. Повторяем за мной только движения.

1)​ «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках. (Изображают бег на коньках.)
Но упали мы. Ах! (Приседают.)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали (Приседают.)
И домой мы побежали. (Бегут на месте)

2) «Морские звезды».

Л.: На счет РАЗ – руки в стороны, ноги вместе, на счет ДВА – руки вниз, ноги врозь. Раз, два, раз, два. Повторить несколько раз.

VII. Составление повествовательного рассказа (Продолжение).

Л.: Как вы думаете, о чём мы будем рассказывать дальше?

Д.: Нужно рассказать о том, что делают дети.

Л.: (логопед включает СЛАЙД 3 со словами: вышли во ребята днем двор). Прочитайте слова, которые написаны.

Л.: Можно ли их назвать предложением? Почему?

Д.: Это не предложение, так как слова стоят в неправильном порядке, начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак,

Л.: Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Д.: Чтобы получилось предложение, нужно поменять слова местами.

Л.: Назовите первое слово, второе… Дети называют правильное предложение: днем ребята вышли во двор). Появляется СЛАЙД 4

Л.: Правильно ли теперь записано предложение? Какие правила предложения здесь не соблюдены?

Д.: Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.

Л.: Верно (СЛАЙД 4. Предложение исправлено).

Л.: А теперь давайте подумаем, что делают дети во дворе. Нам помогут картинки (СЛАЙД 5).

Л.: Составьте предложение к первой картинке.

Д.: Миша и Петя играют в снежки.

Л.: (на слайде 5 подписаны имена). Запомните это предложение.

Л.: Составьте предложение ко второй картинке (СЛАЙД 6).

Д.: Катя и Таня лепят снеговика.

Л.: (на слайде 6 подписаны имена). Запомните это предложение.

Л.: Составьте предложение к третьей картинке (СЛАЙД 7).

Д.: Лена катается на коньках.

Л.: (на слайде 7 подписано имя). Запомните это предложение.

Л.: Составьте предложение по четвёртой картинке (СЛАЙД 8).

Д.: Коля катается на лыжах.

Л.: (на слайде 8 подписано имя). Запомните это предложение.

Л.: Составьте предложение по пятой картинке (СЛАЙД 9).

Д.: Настя катается с горы на санках.

Л.: (на слайде 9 подписано имя). Запомните это предложение.

Л.: Внимание, я сейчас повторю предложения, которые мы составили по трём последним картинкам. А вы послушайте и скажите, какое слово повторяется во всех трех предложениях. «Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках»

Д.: Во всех трех предложениях повторяется слово катается.

Л: Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в рассказе, заменим его другими словами (СЛАЙД 10). Прочитайте слова.

Д.: идёт, едет с горы, скользит по льду.

Л.: Про кого из этих детей можно сказать «идёт» (показывая СЛАЙД 11)?

Д.: Коля идёт на лыжах.

Л.: Про кого из детей можно сказать «едет с горы»?

Д.: Настя едет с горы на санках.

Л.: Про кого можно сказать «скользит по льду»?

Д.: Лена скользит по льду на коньках.

Л.: Расскажите, какие предложения мы составили по этим трем картинкам.

Д.: Перечисляют 3 предложения.

Л.: Сколько всего предложений мы составили по картинкам?

Д.: Мы составили пять предложений.

Л.: Как вы думаете, как надо закончить наш рассказ?

Д.: Надо написать о настроении детей.

Л.: (логопед раздает каждому карточку №2). Прочитайте предложения на карточке №2.

Карточка 2.

Весело ребятам зимой.

Весело ребятам зимой?

Весело ребятам зимой!

Л.: Чем отличаются эти предложения?

Д.: В конце предложений стоят разные знаки. Предложения отличаются интонацией.

Л.: Знаки подсказывают, с какой интонацией надо прочесть предложение. Прочитайте теперь с правильной интонацией первое (второе, третье предложение)

Дети читают предложения с разной интонацией.

Л.: А теперь прочитайте только то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить наш рассказ.

Д.: Весело ребятам зимой!

Л.: Почему подходит именно это предложение?

Д.: Это предложение передаёт радость детей.

VII. Повторное рассказывание с опорой на картинный материал.

Л.: Мы с вами составили рассказ. Нам в этом помогли карточки и картинки (СЛАЙД 12). Перескажите его полностью (логопед спрашивает несколько детей).

Л.: Удалось ли передать содержание картины?

Дети отвечают.

VIII. Подведение итога урока.

Л.: Чему учились на уроке?

Д.: Учились составлять рассказ по картине.

Л.: О чём мы составили рассказ?

Д.: Мы составили рассказ о зимних забавах детей.

Л: Молодцы.

Презентация «Зимние забавы»

Сайманина Мария Александровна,
логопед,
ГКУЗ Московский городской научно-практический
Центр борьбы с туберкулезом ДЗМ Филиал Детское отделение,
г. Москва

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием

Тема «Зимние забавы»
Цель : закреплять навык плавной вопросно – ответной формы речи без заикания через закрепление знаний детей о зимних играх и забавах

Задачи:
1. развитие навыков
а) длительного речевого выдоха
б) мягкого голосоначала
в) координации речи с движением
г) ритмичности движений
2. закрепление знаний детей о зиме, зимних играх и развлечениях, играх на улице
3. расширение и активизация словаря по теме
4. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания
5. развитие мелкой моторики, тактильных ощущений
6. развитие общей моторики, навыка согласования речи с движением
7. развитие внимания, памяти, мышления, произвольного поведения

1.Организационный момент
Подобрать слова:
наступила… выпал… бушует… кружатся… замерзает… лепят…
снег какой?… лёд… небо… снежинка… ветер…
снег что делает?… ветер… снежинки… дети…

2.Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем беседовать о зимних играх и развлечениях. Но сначала мы сыграем в одну игру (с мячом).
«Исправь ошибку»
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, в футбол, загорают, строят снежную крепость…

4. Беседа по картине «Дети во дворе».

Беседа по картине «Дети во дворе».
Рассмотрите картину и скажите:
Где гуляют дети?
Какой выдался день?
Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)
Что можно сказать о настроении детей?
Если подойти поближе к ребятам, что можно услышать?

5. Физкультминутка «Во дворе».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

6. Рассматривание отдельных картинок (мальчик на лыжах, девочка на коньках…), составление предложений по вопросам







Давайте подойдём к ребятам поближе и рассмотрим, чем они занимаются.
Что делает мальчик? (На чём катается… Что слепил…) – полные ответы.

7. Развитие внимания – «Кто ушёл домой?» (убирать картинки по одной)
8. Дыхательная гимнастика
«Снежки» Стоя, ноги на ширине плеч. «Взять снежок» - вдох; на выдохе произнести «Оп!» и «бросить снежок» Повторить 3 – 4 раза
«Катание с горы» Сидя, руки вперёд – вдох; на выдохе произнести «Ух!» Повторить 3 – 4 р.

9. Артикуляционная гимнастика
Сосулька - Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»).
Санки-ледянки - Сделать язык «чашечкой»
Горка для спуска - Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки - Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам.

10. Давайте вернёмся во двор, где гуляют ребята - составление и распространение предложений по картинкам и вопросам (Что делает мальчик? Мальчик катается в парке на лыжах…).

11. Сравнение большой и маленьких картинок, составление рассказа по большой картинке с опорой на маленькие.

12. Дыхательная гимнастика – сдувание снежинок

13. релаксация
1) тянуть тяжёлые санки, расслабиться
2) поднять тяжёлый ком, передать другу, расслабиться

14. подбор родственных слов (с мячом)
Снег – снежок, снежный, снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад…
Зима – зимний, зимовье, зимовать, зимушка…
Мороз, лёд…

15. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним
И сломаем!

16. Итог занятия – перечислить зимние игры и забавы, назвать любимую игру, что для неё нужно.

Братцева Елена Юрьевна
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №102 общеразвивающего вида"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-03-13 Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы” Братцева Елена Юрьевна МДОУ "Детский сад №102 общеразвивающего вида" Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Зима. Зимние забавы»

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы”

Цель:

Закреплять представления о признаках зимы и играх детей зимой.

Учить детей отгадывать стихотворения-загадки о зиме.

Задачи:

Активизировать и обогащать словарный запас.

Отрабатывать четкое произношение звуков у ш в звукоподражании. – -воспитывать любовь к зимнему времени года.

Предварительная работа:

Чтение стихов и загадок о зиме, зимних явлениях природы.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята все идите, пожалуйста, на полянку. Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть на этой полянке. А давайте возьмемся за руки и громко, скажем, друг другу «Доброе утро!», молодцы, а теперь скажем шёпотом. Ребята, а посмотрите, а у насгости. Давайте мы с ними поздороваемся. Только давайте скажем шепотом «доброе утро», а теперь громко и помашем рукой.

Ну, молодцы ребята. Я так рада, что мы собрались на этой полянке. Ведь она у нас не простая, а вот что за полянка у нас сейчас мы и узнаем. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно слушайте меня и давайте попробуем ее отгадать. Хорошо? ответы детей.

Ну слушайте:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Какое ребята это время года? (зима)

Правильно. Молодцы. Вот мы и узнали, на какой мы полянке на зимней полянке! Ребята, а вы не замерзли на нашей зимней полянке, а? А давайте мы с вами погреемся. Я покажу вам, что нужно делать для того, чтобы никакой мороз был не страшен.

Физкультминутка «не боимся мы мороза».

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

И потопаем скорее:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!

А теперь мы согреть наше личико.

Чтоб согреться посмотри (потереть ладони одну о другую)

Все как следует, потри:

Щеки (потирают ладонями щеки),

Носик (крылья носа),

Уши (уши)

Губы (сверху в низ).

Пар пошел даже от шубы (развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю тёплого воздуха).

Воспитатель. Молодцы ребята! Все согрелись. Ох, мне даже жарко стало. А давайте ка мы свами отдохнём и посидим на наших пенечках. Хорошо? давайте сядем.

Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?

Какими словами можно рассказать о зиме?

Зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима какая? Холодная.

Зимой много снега. Значит можно сказать, что зима снежная.

Если зимой стоят большие морозы, то можно сказать, что зима морозная.

Молодцы!

Ребята, а у меня еще есть для вас загадка. Послушайте ее внимательно, пожалуйста! И скажите о чем речь в этой загадке? Слушайте.

Что за звездочки такие

На пальто и на платке-

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

о каких звёздочках идет речь в этих стихотворениях? Что можно сказать о снеге? Какой он? (белый, пушистый..)

На что похожи снежинки? Почему он тают в руке? Как называют такое явление, когда много-много снежинок падают на землю? (Снегопад). А если идет снег и дует сильный ветер, как это можно назвать? (Метель).

А давайте изобразим, как воет метель. Сначала мальчики будут говорить: у-у-у, затем девочки будут произносить ш-ш-ш. Метель становиться сильней, воет громче(Дети произносят звукоподражания вместе хором).

Молодцы! Ни че себе вы подняли такую метель на нашей полянке, но нам не страшно. Правда, ребята? Молодцы!

Хоть и холодно зимой на улице, можно придумать много разных игр, забав и развлечений. Расскажите, пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? (Ответы етей: лепить снеговика, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Игра «На санках».

Кто из вас катался на санках с горки? Я однажды тоже ехала с крутой горки на санках: быстро-быстро – ух! (выпрямить спину, положить руки на колени).А потом санки опрокинулись, и я упал в снег-бух! (Всплеснуть руками и пригнуть голову к коленям, прикрыть ее руками). Слушайте внимательно и повторяйте за мной быструю езду на санках или паданье в снег.

Ох, и накатались мы с вами на санках. Весело нам было Молодцы!

А теперь нам пора возвращаться в нашу группу. Встали ребята на ноги около стульчиков.

Мы руками хлоп, хлоп

Мы ногами топ-топ

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда повернись вокруг себя

И еще раз повернись

В группе вместе очутись!

Вот мы и вернулись в нашу группу все вместе.

Молодцы!

А скажите, а где мы с вами сегодня побывали?

О чем мы с вами говорили? Что нового сегодня узнали? А что мы с вами изображали? А кому вы расскажете сегодня, чем мы занимались? Кому расскажите о веселых зимних играх?

. .

Программное содержание :

  1. Совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине.
  2. Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
  3. Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание.
  4. Развивать связную речь детей в составление рассказа, внимание, память.
  5. Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.

Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», музыкальный центр, DVD диск с музыкой А. Вивальди «Зима», доска, магниты.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро - стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать. Итак, послушайте загадку.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила. (Зима).

Короткая беседа по вопросам:

  • Ребята о чем эта загадка? (О зиме).
  • Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).
  • Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).

Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

Упражнение «Назови действие» (с мячом). Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

  • Зимой метель… (метёт ).
  • Ночью ветер в трубах… (воет, завывает ).
  • Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся ).
  • В лесу зимой голодный волк… (воет ).
  • На зиму медведь в берлоге…… (засыпает ).
  • Мороз щёки и нос… (щиплет ).
  • Зимой вода в реке.… (замерзает ).
  • Иней на ветках деревьев… (блестит ).
  • Зимой снег всё вокруг… (накрывает ).
  • Деревья зимой… (спят ).
  • Под снегом травка зимой… (греется ).
  • Зимой насекомые… (прячутся ).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы? Продолжим играть.

Игра «Третий лишний». Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Предлагаемые ответы детей:

  • Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.
  • Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.
  • Зимой приходит самый лучший праздник - Новый Год, и это очень хорошо.
  • Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.
  • Зимой бывает плохо птицам - им холодно и нечего есть.
  • Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».

Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки :

Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки).

Бегут вперед, задрав носы
За ними вслед - две полосы. (Лыжи).

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки).

Физминутка.

  • «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
  • Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)
  • Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)
  • Дворник улицу метет, (имитируют)
  • Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)
  • Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)
  • Ловко бегам на лыжах, (имитируют)
  • И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

Хорошо зимой - много игр, веселых забав. Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

Динамическая пауза.

Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) - ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок - дует -ш-ш, снежинки - оседают.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» (Дети ловят мяч, дают ответы воспитателю с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

  • Снег - снежок
  • ветер - ветерок
  • звезда - звездочка
  • зима - зимушка
  • елка - елочка
  • снежинка - снежиночка
  • солнце - солнышко
  • снеговик - снеговичок
  • звезда - звездочка.

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»).

Воспитатель: В настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине?

Общение по картине:

  • Какое время года здесь изображено?
  • Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?
  • Чем занимались дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки).
  • Как ребята играют зимой? (Весело, радостно, дружно, интересно, задорно).
  • В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.

Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети - детвора, ребята, мальчики и девочки, они).

Рассказы детей по картине.

Рефлексия.

Что мы сегодня делали? Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

На прощание я хочу вам подарить картинки - раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.