ерестройка в духовной и культурной жизни общества называлась «гласность». Сам термин «гласность» впервые прозвучал в выступлении М.С. Горбачева на XVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Девизы «гласности»: «Больше демократии, больше социализма!»; «Назад, к Ленину!».

Для поддержки перестройки руководство страны допустило «гласность».

Политика «гласности» предусматривала.

1. Смягчение цензуры и разрешение издания новых газет.

2. Возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки.

3. Широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан.

4. Развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

С самого начала «гласность» вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода слова – разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству. Однако в дальнейшем «гласность» вышла из под контроля партии и правительства.

В чем проявлялась «гласность»?

1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена Л.И. Брежнева:

· «Дети Арбата» А. Рыбакова;

· «Белые одежды» В. Дудинцева;

· «Зубр» Д. Гранина;

· «Исчезновение» Ю. Трифонова;

· «Жизнь и судьба» В. Гроссмана;

· «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина;

· «Мы» Ев. Замятина;

· «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка;

· «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» А. Платонова;

· Стихи Н. Гумилева, М. Волошина;

· Произведения И. Шмелева, В. Набокова и др.;

· Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, Л. Лосского, А. Лосева и др.;

· работы А.И. Солженицына.

В них поднимались проблемы о судьбах интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима, жизнь в ГУЛАГе, раскрывались истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

В течение всех лет перестройки шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества (И. Шмелев, О. Лацис, В. Селюнин, И. Клямкин). Самыми популярными были: газета «Аргументы и факты», журнал «Новый мир».

2. Гласность коснулась и телевидения, кинематографа, театра, музыки, изобразительного искусства. Новые популярные передачи появились на телевидении: «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и др. Всю страну потряс фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Это название стало призывом к партии – взять на себя ответственность за 70-летнюю трагедию и покаяться. В ответ – молчание.

3. Со времен Н.С. Хрущева возобновилась и продолжилась реабилитация жертв сталинских репрессий. За три года работы комиссии по реабилитации (с 1987 г.) были пересмотрены все сфальсифицированные при Сталине политические процессы 1930-х гг., реабилитированы Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев и др. Началась научная разработка проблем сталинизма. Историков допустили работать в секретные фонды архивов. Были найдены новые факты, особенно по сталинским временам, были открыты неизвестные страницы истории Советской России.

4. Произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. В 1988 году прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Верующим стали возвращать отобранные ранее культовые здания. Началось восстановление старых и строительство новых храмов.

5. Убрали «железный занавес». Советский народ увидел жизнь западного мира.

От критики сталинизма перешли к критике КПСС.

Из Конституции убрали ст. 6 «О руководящей и направляющей роли КПСС». Появилась многопартийность.

В целом «гласность» вскрыла внутренние проблемы и показала советскому народу западный мир с его демократическими традициями.

Издержки «гласности». Критика сталинизма не оставила равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено обширное письмо преподавателя химии из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами». В нем открыто осуждалась политика «гласности» и перестройки, ревизия марксизма-ленинизма. Андреева призывала защитить Сталина. Горбачев находился в это время за границей. Только через месяц в «Правде» (газета эта отражала официальную точку зрения ЦК) появилась ответная статья с резкой критикой сталинизма. После этого в печати вновь поднялась волна критики сталинизма, тоталитарной системы, возобновилась дискуссия о путях развития советского общества. Гласность вскрыла внутренние проблемы и показала советскому народу западный мир с его демократическими традициями.

· Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной переоценке ценностей. Обнародование ранее тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом.

· Началась «утечка мозгов» за границу.

· «Гласность» способствовала резкому столкновению идейных социальных, политических, национальных течений, групповых интересов.

· Складывалось впечатление беспросветности нашего существования. Тем не менее «гласность» во многом определила необратимый характер перемен.

Внешняя политика советского

Правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление»

М.С. Горбачева: достижения, потери

С

приходом к власти М.С. Горбачева наметились изменения внешнеполитического курса. Была разработана новая философско-политическая концепция, которая получила название «новое политическое мышление» . Мир признавался целостным и неделимым. Мы отказались от решения международных проблем силовыми методами.

Вместо Громыко министром иностранных дел был назначен Шеварднадзе.

· Нормализация отношений Восток-Запад через разоружение.

· Урегулирование региональных конфликтов, начиная с Афганистана.

· Расширение экономических связей со всеми государствами, независимо от их ориентации.

Е направление

· После встреч М.С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем) были подписаны соглашения об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1989 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.).

· В ноябре 1990 г. было подписано соглашение о значительном сокращении обычных вооружений в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов на 14,2% и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек

· Был решен «германский» вопрос. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве Горбачев дал согласие на объединение Германии, и не возражал о вхождении Германии в НАТО. В ноябре 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.

· В апреле 1991 г. Горбачев нанес визит в Японию. Советская делегация проявила готовность оживить двусторонние связи и официально признала существование территориального вопроса.

Е направление

· С 1989г. выведены войска из Монголии

· Нормализовались отношения с Китаем

· СССР отказался от прямого советского вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, что привело к ослаблению в этих странах военного противостояния и началу поисков национального согласия.

· СССР отказался от поддержки реакционных режимов в Ливии и Ираке.

· С 1990 г. начинается форсированный вывод войск с военных баз в Центральной и Восточной Европе. Это было вызвано тем, что в странах социалистического содружества: в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Болгарии – с лета 1989 г. до весны 1990 г. произошла серия народных революций, в результате которых власть перешла мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. Новые правительства взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом, выразив готовность вступить в НАТО и «Общий рынок».

· Весной 1991 г. рухнула мировая система социализма. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Варшавский договор (ОВД) прекратили свое существование. СССР остался без союзников в Европе. А в это же время блок НАТО продолжал существовать. Рухнула вся послевоенная система расстановки сил и в Европе, и в мире.

Е направление

· Советский Союз был принят в Международный валютный фонд.

· Большое значение уделялось контактам с государствами Северной Европы – Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении природных богатств Кольского полуострова.

· Укреплялись отношения СССР с нетрадиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

В 1990-1991 гг. правительство Горбачева обращается за материальной поддержкой к ведущим державам мира. США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония (так называемая «семерка») обещали Советскому Союзу финансовую помощь. Отметим, что Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами, но серьезной финансовой помощи от «семерки» не последовало.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

В целом во второй половине 1980–начале 1990-х гг. наблюдалось постепенное потепление международного климата. Закончилась «холодная война». В 1990 году М.С. Горбачеву присудили нобелевскую премию за вклад в дело мира.

Внешнеполитические акции правительства Горбачева порою преследовали определенные пропагандистские цели. Например, предложение СССР о ликвидации ядерного оружия на земле к 2000 году. Тем не менее, в целом это была уже новая политика.

Гласность . Тормозилась повсеместно, пока не сменилось руководство центральных СМИ. Популярными стали газеты «Московские новости», «Литературная», журнал «Огонек». Возник плюрализм мнений.

Переосмысление прошлого . Созданная в 1987 Комиссия реабилитации жертв политических репрессий во главе с Яковлевым реабилитировала большевистских вождей Каменева, Зиновьева, Бухарина и др. Публиковались секретные архивные материалы, издавались запретные произведения литературы (Гранин, Рыбаков, Дудинцев, Замятин, Платонов, Бердяев, Троцкий). Развернулись дискуссии в СМИ и особенно на ТВ. Проявилось истинное лицо Ленина как шпиона и палача.

Публикация секретного протокола о разделе сфер влияния в 1939 между СССР и Германией, по которому вошли в состав СССР страны Прибалтики и Молдавия, вызвала создание объединений граждан - Народных фронтов , выступавших за независимость.

Наступает разочарование в социализме по-советски и безверие в правильность действий КПСС, зависть к западному образу жизни.

Политический раскол советского общества . На партийной конференции в 1988 Горбачев призвал к разделению властей, уменьшению роли КПСС, что вызвало озлобление партаппаратчиков, лишившихся влияния на экономику. Начался массовый выход из КПСС.

В 1989 состоялись первые свободные выборы депутатов, на которых 30 секретарей обкомов потерпели неудачу. На 1 съезде депутатов Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, а на 3-м съезде в 1990 – Президентом. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции о руководящей роли КПСС в обществе, что открыло путь к многопартийности.

Партноменклатура устроила настоящую травлю Горбачева. Провокацией стала статья Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», оправдывающая деяния Сталина. Ее одобрили консерваторы в руководстве КПСС.

Нападкам подвергался Горбачев и со стороны радикальных демократов, требовавших решительных шагов в экономике и политике. Они сделали ставку на авантюриста Ельцина , популистскими заявлениями вызвавшего симпатию у населения. Руководя Москвой, он пошел на открытый конфликт с центром, а в 1987 перешел в оппозицию, добился избрания Председателем Верховного Совета РФ, в 1990 вышел из КПСС, в 1991 избран Президентом РФ.

У Р О К № 40

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Поиск новых решений . Новый министр ин. дел Шеварднадзе отправил в отставку большинство руководителей МИД. Груз переговоров взял на себя Горбачев. Недовольство многих вызвало присутствие на них жены Горбачева Раисы Максимовны , что было привычно для западных стран.

Суть нового политического мышления: сокращение вооружений, главенство общечеловеческих ценностей, решение глобальных проблем современности, гарантия безопасности всех стран.

Состоялись встречи с президентом США Рейганом, в итоге которых завершилась «холодная война». Ядерная война была признана катастрофой для человечества.

В 1987 были ликвидированы РСД в Европе, сокращены вооружения, в 1989 году выведены войска из Афганистана, после чего улучшились отношения с Китаем. СССР впервые поддержали США в их операции «Буря в пустыне» по усмирению напавшего на Кувейт Ирака.

Распад системы союзов под эгидой СССР . Оказавшись без опеки со стороны СССР, страны соцлагеря начали проводить самостоятельную политику. В Польше в 1989 к власти пришли лидеры «Солидарности». Оппозиция победила в Венгрии, Чехословакии, Румынии (в последней - вооруженным путем и казнью главы государства Чаушеску ). В 1990 объединена Германия, откуда были выведены наши войска. В 1991 распущены ОВД и СЭВ.

Дискуссии об итогах политики нового мышления . Улучшились отношения СССР с ранее враждебными странами, упрочилась безопасность страны, уменьшились расходы на оборону. СССР избавился от бремени помощи зависимым странам.

Критики же Горбачева обвиняют его за односторонние уступки.

У Р О К № 41

РАЗВАЛ СССР

Кризис в межнациональных отношениях . В условиях свободы и гласности внутренние конфликты выплеснулись наружу. Вспомнились сталинские депортации народов, репрессии, перекройка границ, русификация. Желание жить по-своему, со своей религией, традициями и языком вели к отдалению от центра. Рухнул союзный бюджет.

Кризис союза республик . В 1987 армянское население Нагорного Карабаха в Азербайджане потребовало присоединения к Армении. Начались погромы, появились беженцы с той и другой стороны.

В 1988 прибалты взяли курс на выход из СССР. В Узбекистане, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье тоже возникла напряженность. В Тбилиси, Баку, Вильнюсе и Риге пролилась кровь демонстрантов.

В 1990 сначала Грузия и Эстония, затем Латвия, 12 июня – РСФСР (сейчас это День независимости России), далее другие республики провозгласили суверенитет, что еще не означало выхода из СССР. Референдум 1991 показал желание народа жить в обновленном СССР.

Попытка переворота в СССР . 20 августа 1991 Горбачев планировал подписать новый союзный договор, но противники перестройки в руководстве страны 19 августа1991 в отсутствие Горбачева в Крыму подняли путч, создав новый орган власти - Государственный комитет по чрезвычайному положению – ГКЧП . Вице-президент Янаев , премьер-министр Павлов , министр внутренних дел Пуго , председатель КГБ Крючков , министр обороны Язов объявили, что Горбачев по состоянию здоровья отстраняется от власти. В Москву ввели войска. Москвичи встали на защиту Белого дома – парламента. Президент России Ельцин подписал указ о незаконности ГКЧП. На штурм здания правительства путчисты не решились пойти, и 22 августа были арестованы. Горбачев вернулся в Москву.

Развал СССР . Указ Ельцина приостановил деятельность компартии. Доверие к Центру в республиках было подорвано. Те начали провозглашать независимость. В августе Горбачев сложил с себя полномочия Генсека и распустил партию. Пытался сохранить союз уже в виде конфедерации – Союз суверенных государств (CCГ). Но Украина выступила против и вышла из состава СССР.

8 декабря 1991 руководители России Ельцин , Украины Кравчук и Белоруссии Шушкевич тайно в Беловежской пуще в охотничьем домике заявили о развале СССР и создании эфемерного Содружества Независимых Государств (СНГ ), в который вошли 11 республик. 25 декабря Горбачев подал в отставку. Верховный Совет СССР признал факт развала СССР.

У Р О К № 42

РОССИЯ ПОСЛЕ ГОРБАЧЕВА

Опыт «шоковой терапии» . Россия унаследовала от СССР 60% экономического потенциала, но и 70 млрд. долларов долгов. В 1992 глава правительства РФ Гайдар и его заместители Шохин и Чубайс начали рыночные реформы, прозванные шоковой терапией . Были отпущены цены, сняты ограничения на предпринимательство, началась приватизация госпредприятий и жилья, граждане получили приватизационные чеки - ваучеры .

В магазинах появились товары по бешеным ценам; продукты, закупленные на кредиты Международного валютного фонда (МВФ), возникли безработица и бомжи. Махровым цветом расцвела перепродажа. Рубль обесценился. Началась утечка за границу капиталов, мозгов, технологий и сырья по бросовым ценам. Крупнейшие предприятия прибегают к «крыше» бандитских группировок, растет преступность и детская беспризорность. Проституция стал легальным бизнесом. МММ и прочие дутые кампании безжалостно обирают население.

Попытки коррекции курса реформ . Недовольство реформами заставило Ельцина заменить Гайдара Черномырдиным . Безработица достигла 7 млн. человек. По коррупции Россия вышла на первое место в мире. Зарплата бюджетникам и пенсии задерживались месяцами. Почти половина населения жила в бедности. Ничтожно мало средств выделялось на образование, науку, медицину, культуру.

Политический кризис 1993 г . Оппозиция требовала импичмента (отстранения от власти) Ельцина. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым не одобрял законы, предлагаемые Правительством, ограничил власть президента. Тогда Ельцин обратился к избирателям с вопросом, кому больше доверяют: ему или депутатам. Избиратели предпочли Ельцина, но проголосовали против досрочных выборов депутатов и президента.

Расстрел Белого дома . Итоги референдума подвигли Ельцина к решительным действиям. В проекте новой конституции расширялись полномочия президента. Это вызвало недовольство депутатов, непринятие ельцинских законов. Тогда Ельцин подписал неправомерный указ о роспуске Верховного Совета и выборах нового парламента с одновременным референдумом по новой конституции.

Депутаты расценили этот указ как гос. переворот и отправили Ельцина в отставку, возложив обязанности его на вице-президента Руцкого . Двухнедельное противостояние приняло вооруженный характер. Сторонники Руцкого захватили мэрию и пытались взять Останкинский телецентр. 4 октября 1993 по приказу Ельцина после танкового обстрела здание Белого дома было захвачено (погибли 145 человек), руководители его обороны арестованы.

После этого Ельцин распустил все Советы, передав власть главам местных администраций. Советская власть перестала существовать.

Новая Конституция . Была принята 12 декабря 1993 г. Значительно расширились полномочия президента.

Итоги выборов 1993 г . Неожиданную победу одержала ЛДПР Жириновского (25% голосов). Пропрезидентский «Выбор России» набрал 15%. Остальное – КПРФ Зюганова, «Яблоко» Явлинского, аграрии. Пестрый и разнородный состав Думы затруднил принятие законов. ДОМА: § 43

А1 Какое событие из названных произошло в период пере­стройки?

1) развернулось диссидентское движение

2) отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС

3) сформулирована концепция построения развитого со­циализма

4) разработана «Продовольственная программа»

А2 Что из названного характерно для периода перестройки социализма?

1) политика гласности

2) широкое распространение самиздатовской продукции

3) введение партийного контроля за деятельностью право­защитных организаций

4) преследование диссидентов

А3 Комиссия по реабилитации жертв сталинских репрессий была создана

1) в 1985 г. 3) в 1990 г.

2) в 1987 г. 4) в 1991 г.

А4 XIX партконференция, на которой была принята про­грамма политических преобразований, состоялась

А5 Какое событие из названных произошло в 1989 г.?

1) состоялся XXVII съезд КПСС

2) начата антиалкогольная кампания

3) провозглашена программа формирования правового государства

4) состоялись выборы народных депутатов СССР

А6 Недовольство ряда членов КПСС политикой М.С. Горбачева было вызвано

1) критикой в адрес КПСС

3) разрешением многопартийности

4) нерешительностью проведения экономических реформ

А7 Н. Андреева в статье «Не могу поступиться принципами»

1) отстаивала идею сохранения политических традиций советского общества

2) высказывала мысль о необходимости дальнейшей демократизации общества

3) призывала к развитию институтов гражданского общества

4) призывала к созданию демократических партий

А8 Выборы первого Президента РСФСР состоялись

А9 М.С. Горбачев был избран Президентом СССР

1) в ходе всеобщих и равных выборов

2) на заседании съезда народных депутатов

3) на заседании Президиума Верховного совета СССР

4) на заседании ЦК КПСС

А10 В ходе процесса реабилитации было восстановлено доброе имя

1) политических заключенных, подвергшихся репрессиям в 30-50-е гг.

2) диссидентов, осужденных в 60-80-е гг.

3) членов политической оппозиции 1918-1923 гг.

4) граждан, осужденных по обвинению в незаконном предпринимательстве в «андроповский период»

Новое политическое мышление: достижения и проблемы

А1 Какое положение из названных характеризует внешнеполитический курс М.С. Горбачева?

1) введение моратория на испытания ядерного вооружения

2) провозглашение политики ограниченного суверенитета по отношению к капиталистическим государствам

3) размещение ракет на Кубе

4) политика принуждения к миру

А2 Какое событие из названных произошло в 1985 г.?

1) рухнула Берлинская стена

2) состоялась встреча М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Рейкъявике

3) сформулированы положения нового политического мышления

4) в СССР начался переход к рыночной экономике

А3 Соглашение между НАТО и ОВД о взаимном сокращении сил в Европе было подписано

1) в 1987 г. 3) в 1992 г.

2) в 1990 г. 4) в 1994 г.

А4 Какое положение из названных характеризует «новое политическое мышление»?

1) призыв к разрешению конфликтов за столом переговоров

2) стремление установить ядерный паритет с США

3) ведение политики «умиротворения агрессоров»

4) продолжение «холодной войны»

А5 Определите причину распада Организации Варшавского договора.

1) усиление НАТО

2) прекращение «холодной войны»

3) вступление СССР в Совет Европы

4) демократизация политических режимов в странах соцлагеря

А6 Советские войска были выведены из Афганистана

1) в 1985 г. 2) в 1989 г.

3) в 1990 г. 4) в 1992 г.

А7 Военный союз бывших социалистических стран прекратил свое существование

1) в 1986 г. 3) в 1991 г.

2) в 1988 г. 4) в 1993 г.

А 8 В период реализации политики «нового политического мышления» были улучшены отношения между СССР и

1) Индией 3) Ираном

2) Китаем 4) Афганистаном

А9 Что из названного является одним из результатов внеш­ней политики М.С. Горбачева?

1) роспуск военных блоков

2) увеличение расходов на вооружение

3) сокращение численности Советской Армии

4) участие в западноевропейской интеграции

А10 Военная операция США и ряда европейских государств «Буря в пустыне» была проведена по решению Совета Безопасности ООН в 1991 г.

1) в Ираке

2) в Иране

3) в Афганистане

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»

На региональный конкурс методических разработок учителей истории и обществознания «Я иду на урок!»

Методическая разработка урока истории: «Развитие гласности в СССР»

МБОУ СОШ №46 г. Липецка

Зайцева Юлия Николаевна

Методический комментарий

Класс – 11 класс

Тема: Развитие гласности в СССР

Цели урока:

    Сформировать у учеников представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки.

    Выделять причинно-следственные связи

    Формировать навыки анализа исторической информации, представленной в разных источниках.

    Продолжить формировать навыки анализа и систематизации информации.

    Развивать имение использовать ИКТ на уроках.

Задачи урока:

Образовательные :

    Изучить термины: «Гласность», «Демократия», «Перестройка»

    Изучить этапы формирования гласности в советском обществе.

    Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни.

    Изучить итоги проявления гласности и демократии в советском обществе.

Развивающие

    Продолжить формировать навыки аналитического мышления

    Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию

    Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения.

    Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения

Воспитательные:

    Воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны

    Воспитывать чувство гражданской ответственности учеников

    Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей

Планируемые результаты:

    Усвоить термины «гласность» ее основные цели и результаты

    Получение знания о гласности, как об одном из направлений перестройки, через участие в дискуссии

    Выделение основных этапов расширения гласности

    Систематизация и отбор информации, через самостоятельную подготовку сообщений

Технологии обучения:

Проблемное обучение;

Личностно - ориентированное обучение;

ИКТ.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

Наглядность: Мультимедийная презентация, обложки книг Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984», плакаты периода гласности. Фрагмент передачи «Взгляд» за 1986 г., Фрагмент выступления В. Цоя с песней «Перемен!».

Используемая литература:

учебник – Н.В. Загладин 11 класс. М., 2014

Интернет-ресурсы:

Интернет-портал «РешуЕГЭ»

Видео-хостинг -

Технологическая карта урока.

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

2. Мотивация деятельности

5минут

Обратите свое внимание на экран, перед вам плакаты, относящиеся к 80-ым годам XX века, внимательно посмотрите на них и

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Развитие гласности в СССР. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

Сообщение плана работы:

    Расширение гласности

    Проявление гласности в различных сферах жизни

    Переосмысление прошлого и ориентиры на будущие. Слайд 3 .

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Речь пойдет о свободе слова. О свободе мысли. О возможности высказывать свое мнение. Об возможном изменении общества в СССР.

Предлагают различные формулировки.

Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2

Формируют цели.

Целями нашего занятия является, рассмотрение факторов связанных с изменение жизни в советском обществе в период перестройки. Проследить какое значение для этого имела гласность.

Слайд 3 . Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

    Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

2 минуты

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему Перестройка в сфере экономики и политики . Давайте вспомним, удались ли реформы и на что они были нацелены?

Верно, ребята, однако механизмы перестройки укрепились в обществе. Одним из основных способов формирования нового сознания людей стала гласность. Прежде всего гласность была связана с отменой цензуры.

Давайте вспомним, что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?

Слайд 4

Верно, во времена перестройки цензура начинает ослабевать. Появляется гласность.

М.С. Горбачев проводил реформы в сфере экономики, которые были нацелены на привнесение и экономику рыночных механизмов, а также стремился к многопартийности. Однако реформы не были до конца реализованы, что приводило к углублению кризиса.

Цензура - контроль за содержанием и распространением , печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений , и произведений, передач и . В обществе цезура распространялась с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Слайд 4.

Предметные УУД:

Уметь определять события.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

    Создание проблемной ситуации

2 мин.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Как вы думаете, что означают знаки препинания после слова гласность?

Давайте разбираться.

Верно ребята.

Слайд 5.

Во время сообщения основных вопросов, ученики активизируют свою мыслительную деятельность с помощью вопросов на слайде. Акцентируют внимание на предстоящей работе.

Это означает, что проблемным вопросом нашего урока является усвоение знаний о том что такое «гласность», хорошо ли это или нет, и к чему это привело общество..

Слайд 5.

Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

    Изучение нового материала

23 мин.

Термин «гласность» как свидетельство новых подходов к впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Слайд 6.

А теперь давайте вы попробуете дать определение термина гласность.

Выслушивает ответы, корректирует определение.

«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление утратившей свою действенность официальной идеологии. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.

Преподаватель сообщает цели гласногсти.

А теперь определим, как проходило распространение гласности в советском обществе. Откройте учебник на С. 321-322. Выпишите как происходило расширение гласности .

Хорошо ребята, все верно. Слайд 8.

Гласность проявлялась везде в кино, музыке литературе. На дом вы получали задание составить мини-сообщения о развитии литературы, музыки, кино в годы перестройки.

Гласность в литературе выступление ученика.

Кино и реабилитация выступление ученика.

Еще одной сферой искусства которую коснулась гласность была музыка, на радио и на кассетных пленках появляются записи различных исполнителей. Особую популярность удается завоевать группе «Кино» во главе с Виктором Цоем. Легендарная Песня «Перемен!», впервые исполненная в 1986 г. стала гимном перестройки и гласности, и хотя сам Цой утверждал что не вкладывал в песню никакого политического смысла, народ воспринимал это именно так. Я предлагаю прослушать Вам композицию и ответить почему? Организуется мини-дискуссия. Слайд 16.

В чем смысл высказывания

Из выступления И. К. Полозкова. 31 января 1991 г. Слайд 15
«Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».

Подумайте каковы же были итоги гласности.

Корректирует итоги гласности.

Слайд 18 .

В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика и телепередачи («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») люди стремились быть в центре происходящего.

Краткая информация о Владе Листьеве. Слайд 19.

Просмотрите видеосюжет видео-передачи ставшей культовым символом Перестройки «Взгляд» за 1987 г. Слайд № 20

Вопросы: Слайд №21

Организация дискуссии по следующим вопросам:

Какая проблема поднимается в видеосюжете?

Как советские граждане относятся к очередям и проблеме дефицита?

Как вы считаете, мог бы такой видеосюжет попасть на экраны в более раннее время? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Развитее СМИ привела к тому, что начали обсуждать актуальные проблемы. Средством выражения стал перестроечный плакат. Слайд №22.

Что изображено на плакатах? Какие проблемы?

Во времена гласности широко обсуждались механизмы будущей организации жизни общества. Единственной возможной альтернативой виделась демократическое общество.

Записывают дату. Слайд 6.

Ученики предлагают свои формулировки понятия. Гласность – одно из направлений перестройки, связанное с частичной отменой цензуры и расширением свободы слова.

Записывают термин гласность Слайд 7.

Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.);

    Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий;

    Расширение зоны и усиление остроты критики;

    Ограничение функций Главлита (1988г.);

    Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу;

    Политическая дифференциация в СМИ;

Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение. Слайд 8.

Ученик выступает с сообщением о литературе времен перестройке, акцентируя внимания на новые произведения, а так же на том, что стали печатать ранее запрещенные произведения. Рассматривается личность А.И. Солженицына. Слайды 9-12. Остальные слушают задают вопросы.

Ученик обращает внимание что в фильмах начинают затрагивать острые социальные проблемы, реабилитируются полит. заключенные, издаются книги памяти. Слайды 13-15.

Организуется мини-дискуссия. Фраза «хотим перемен, мы ждем перемен» на фоне экономического кризиса и социальных потрясений, воспринималась людьми как прямое руководство к действию, именно поэтому она и стала гимном перестройки, гласности, которая ставила своей целью планомерное изменение общества.

Смысл высказывания И.К. Полозкова состоит в утверждении, что гласность, начавшись как механизм воздействия коммунистов на общество, постепенно охватила проивоборствующей ей силы.

Формулируют итоги гласности.

1.Возродилась многопартийность
2. Реабилитированы жертвы сталинских репрессий
3. Активизировались различные общественные силы
4. Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны
5. Отменена цензура
6. Рост интереса россиян к истории государства Слайд 18 .

Слушаю и анализируют услышанное.

Участие в дискуссии.

Проблема недостатка товаров легкой промышленности.

Советские граждане уже смирились с и считают, что очереди будут всегда.

Нет, так как цензура этого бы не допустила.

На перестроечных плакатах изображены острые социальные проблемы, взяточничество, использование открытости информации не для дела, недоверие к политической ситуации в стране.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, по время выступления с сообщением. Формирование грамотной речи, умение осознанно отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню современной исторической науки.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять цели, этапы расширения и итоги гласности. Представлять мотивы введения гласности в общественную жизнь СССР.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

    Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

10 мин.

А теперь вернемся к нашему проблемному заданию урока.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Слайд 23.

Выполните тест. Прил.1.

Ученики через обсуждение приходят к тому, что дать однозначные ответы на эти вопросы нельзя, С одной стороны, во времена гласности люди получили больше свободы слова, появилась надежда на решение проблем. С другой, это привело к вседозволенности. Итоги, гласности так же имели и положительные и отрицательные стороны.

Выполняют тест.

Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять свою оценку гласности.

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с тестами.

    Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

Мы с вами рассмотрели тему – гласность в СССР. Давайте попробуем сделать вывод по уроку. Верно ребята.

теперь запишите домашнее задание – параграф 44. Составить сообщения о проявлении гласности в Липецкой области.

Аргументированное выставление оценок.

Вывод: Сегодня мы рассмотрели одно из ключевых понятий перестройки – гласность. Гласность означала отмену цензуры в обществе, переход к демократическим принципам в обществе. Записывают задание. Выставляют оценок.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.

Приложение 1.

Проверочный тест


Период 1987-1988 гг. является в определенном смысле ключевым, во многом предопределившим последующее развитие событий. В это время была сформулирована собственно горбачевская стратегия преобразований, и началось ее воплощение. Основные усилия были направлены на пробуждение общества, повышение активности всех, заинтересованных в обновленческих процессах. Новый план преобразований был озвучен на январском (1987) Пленуме ЦК КПСС. Принципиально новым в нем плане было то, что, по сути, впервые в советской истории основное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы, которые, в конечном итоге, должны были дать
мощный импульс социально-экономическому и духовному развитию общества.
В докладе на пленуме М. Горбачев констатировал, что к середине 1980-х годов в стране сложился «механизм торможения», сдерживающий социально-экономическое развитие и не позволяющий раскрыть преимущества социализма. Корни этого торможения - в серьезных недостатках функционирования институтов социалистической демократии, в устаревших, политических и теоретических установках, в консервативном механизме управления.
В качестве главного средства слома «механизма торможения» предлагалось углубление социалистического демократизма, развитие самоуправления народа. Рассматривались вопросы совершенствования работы Советов, профсоюзов, комсомола, говорилось о необходимости повышения роли суда, усиления прокурорского надзора, обеспечении прав и свобод граждан. Поистине революционной была установка на реформирование избирательного процесса на всех уровнях: впервые за долгие годы предлагалось проведение выборов на альтернативной основе.
После пленума завершается формирование нового понимания гласности. Ее начинают рассматривать и как средство пробуждения общественного сознания, и как инструмент его формирования в определенном направлении, и как форму контроля за действиями неповоротливых управленцев, и как один из путей мобилизации активных сторонников перестройки. Гласность революционизировала и политизировала общество; она резко расширила возможности общественного анализа: по диапазону доступной информации, снятию запретных тем, возможности задавать любые вопросы и предлагать варианты ответов.
Решения январского пленума стимулировали пробуждение общественной активности, формирование инициативного социального поведения, связанного с заинтересованным обсуждением широкого круга наболевших проблем. Начавшаяся самоорганизация общества проявилась в возникновении так называемых «неформальных» движений. Во многих городах стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, которые удовлетворяли потребности, прежде всего, рядовой интеллигенции и молодежи в свободном общении и активной полезной деятельности.
Курс на проведение политики гласности дал толчок развитию так называемой альтернативной прессы. И хотя ее тиражи были ограничены, тем не менее, именно здесь острые проблемы общественной жизни обсуждались в достаточно откровенной и резкой форме. Издания такого рода становились не только средством выражения определенных позиций, но и сыграли важную роль в организационной консолидации «неформалов».
Осень 1987 г. явилась определенным водоразделом в развитии общественно-политической ситуации в СССР. На нее повлияли и новые оценки истории и политики, прозвучавшие в связи с празднованием 70-летней годовщины Октябрьской революции.
В своем докладе «Октябрь и перестройка: революция продолжается» и книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» лидер партии отметил творческий характер ленинизма, подчеркнув способность Ленина отказываться от не отвечающих жизни догм. В историческом плане Горбачев обратил внимание на важность живого творчества масс, на необходимость смелых социальных экспериментов при созидании нового. Говорил и о значении внутрипартийных дискуссий, которые помогали выработке нужных решений; о недоиспользованных возможностях нэпа; при признании переломного характера коллективизации необычно много внимания уделил ее негативным последствиям. Был поставлен вопрос о социальной цене революционных преобразований.
На официальном уровне было признано создание к концу х годов административно-командной системы, охватившей не только экономику, но и распространившуюся на надстройку; при признании «противоречивости» оценки Сталина, больше говорилось о беззакониях, совершенных им и «его ближайшим окружением»; указывая на необоснованность репрессий против руководителей партии, государства, а также деятелей культуры, Горбачев призвал довести до конца приостановленный в середине 1960-х годов процесс «восстановления справедливости» - реабилитировать невинно пострадавших; политическая реабилитация Н. Бухарина, прозвучавшая в докладе, положила этому начало. В докладе прозвучало имя Л. Брежнева как человека прямо ответственного за нарастание негативных процессов в жизни общества в 1970 - начале 1980-х годов.
Доклад Горбачева привел к радикализации политики гласности, которая, в свою очередь, вела к поляризации общественных настроений и впоследствии - к политическому размежеванию. Активно велась кампания по «дебрежневизации»: в печати разоблачались факты злоупотреблений и коррупции, в которых были замешаны многие «первые лица» эпохи «застоя». Особенно большой резонанс вызвала информация по так называемому «узбекскому делу» - о крупномасштабных хищениях в республике. Новый мощный импульс получила и кампания по «десталинизации», принявшая широкий размах и имевшая различные формы. В январе 1988 г. при ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации жертв репрессий конца 1930-х годов. Одновременно разворачивается «десталинизация» «снизу». Учрежденное рядом творческих организаций историко-просветительское общество «Мемориал» ставило своей задачей содействие полной реабилитации жертв репрессий, оказание помощи пострадавшим от них лицам, создание на территории СССР памятника жертвам сталинизма, восстановление исторической правды о незаконных и террористических методах политической деятельности.
Однако происходящее неоднозначно оценивалось общественным сознанием, так как под лозунгом «возрождения ленинского облика социализма» в средствах массовой информации развертывается кампания по «демифологизации» прошлого, в ходе которой начинается критика идеологических ценностей социализма. На страницах некоторых изданий ликвидация «белых пятен» постепенно превращалась в закрашивание черной краской целых исторических периодов. При этом с понятием «сталинизм» все чаще начинают ассоциировать все происходившее в стране в 1920 - середине 1950-х годов, ставить под сомнение социалистичность построенного в СССР общества.
Все это привело к тому, что на рубеже 1987-1988 гг. начинается размежевание относительно проводимого в стране курса. При этом одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов - именно в таком духе было оценено выступление первого секретаря Московской партийной организации Б. Ельцина на октябрьском (1987) Пленуме ЦК. Другие полагали, что под флагом «перестройки» идет «сдача» социализма, при том, что цели «реформаторов» остаются туманными. Эти настроения нашли отражение в нашумевшей весной 1988 г. статье Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Обе позиции были резко осуждены «горбачевцами».
Главным политическим событием 1988 г. явилась XIX партийная конференция. Она проходила в совершенно новой атмосфере, отразившей перемены последних лет. Это был первый относительно свободный за многие годы форум, на котором прозвучали действительно разные точки зрения по ключевым

Б. Ельцин и делегаты XIX Всесоюзной партийной конференции. 1 988 г.

проблемам. Неравнодушие аудитории проявилось в бурных овациях одним и «захлопывании» других. Влияние конференции на идейный климат в обществе было усилено трансляцией ее работы по телевидению.
На конференции были конкретизированы идеи реформы политической системы общества, которые затрагивали два базовых института - государство и партию. Намечавшиеся перемены должны были привести к реальному разграничению функций между ними. Демократизации общества, усилению влияния граждан на принятие решений были призваны способствовать два новых государственных института - съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент. Эти решения конференции были отражены в соответствующих поправках к Конституции СССР, которые были внесены в нее осенью 1988 г. После конференции в сентябре началась крупнейшая за многие годы реорганизация аппарата ЦК КПСС. Вместо более чем двадцати «отраслевых» отделов были созданы шесть комиссий в соответствии с основными направлениями партийной работы в новых условиях. Все комиссии возглавили секретари ЦК. Значительно сократилась общая численность сотрудников аппарата, что подчеркивало стремление освободить высшие партийные органы от функций оперативного управления.
Взятый в январе 1987 г. курс на демократизацию и гласность к концу 1988 г. привел к важным последствиям. К этому времени происходит стремительная эволюция представлений о путях, степени радикальности и конечных целях реформирования общества. И, что особенно важно, в это время перестройка приобрела автономность от своих инициаторов, что открывало и возможные альтернативы в дальнейшем развитии событий.