Дмитрий Гаев однажды заявил, что московский метрополитен является одной из самых безопасных транспортных систем мира. Однако истории столичного метро известно немало трагических событий. В статье рассказано о самых страшных взрывах в метро.

В Москве теракты происходили не только в двухтысячных, но и в советское время. Первый произошел в 1977 году - между станциями "Первомайская" и "Измайловская". За этим взрывом в метро в Москве последовал ряд других терактов. Но они уже произошли на поверхности. Пожары и аварии в метрополитене ещё не раз происходили в XX веке. Подобные дела в советские времена не подлежали огласке. Есть мнение, что в большинстве случаев имела место фальсификации.

Взрыв в метро в Москве (1996 год)

Это стало первым трагическим событием, произошедшим в столичном метрополитене после распада СССР. В истории метро Москвы взрыв 1996 года стал вторым терактом. Он произошел между "Нагатинской" и "Тульской". В поезде между этими станциями взорвалось взрывное устройство. Погибло четыре человека, четырнадцать пострадало. Один вагон был полностью разрушен, несколько повреждено. Пассажиры добирались до ближайшей станции пешком. Следствие показало, что взрывное устройство было самодельным, представляло собой прибор фугасного типа, эквивалентный по мощности килограмму тротила.

В ноябре 1997 года задержали двух подозреваемых. Их имена не разглашали. Однако известно, что вина задержанных не была доказана. Дело так и не закрыли. В прессе тогда появилась информация о том, что вину на себя взяли чеченские террористы. Однако эти сведения не подтвердились официально.

1998 год

Машинист электропоезда обнаружил 1 января у входа на станцию "Третьяковская" небольшую сумочку. Открыв ее, он увидел провода и батарейки. Машинист отнес находку дежурной, а та, в свою очередь, позвонила в милицию. Взрыв прогремел до приезда сотрудников правоохранительных органов. К счастью, никто не погиб. Дежурная получила легкие ранения.

Взрыв у торгового ларька

В 2000 году теракт в Москве произошел не в самом метрополитене, а в подземном переходе. К работнику торговой палатки подошли мужчины кавказской внешности. Покупку они хотели оплатить долларами. Продавец отказался, объяснив, где находится ближайший обменный пункт. Мужчины ушли, оставив рядом с палаткой сумки, но так и не вернулись. Через некоторое время продавец обратился к сотруднику частного охранного предприятия, сообщив о подозрительных вещах. Взрыв прогремел в тот момент, когда охранник приближался к ларьку. Погибло тринадцать человек. Более ста пострадало. Имена виновных неизвестны до сих пор.

Взрыв в 2004 году

На станции "Автозаводская" висит мемориальная доска. На ней имена погибших в результате одного из самых страшных терактов в Москве. Взрыв, прогремевший утром 6 февраля 2004 года, совершил террорист-смертник. На этот раз организаторы террористического акта были найдены, в результате судебного разбирательства приговорены к пожизненному заключению. Спустя полгода после этого взрыва в Москве произошел еще один - у станции метро "Рижская". Следствием установлено, что совершили их авторы теракта на "Автозаводской".

Взрывы на станции "Парк культуры" и "Лубянка"

Этот террористический акт, как и большинство подобных преступлений, совершен был в час пик, в то время, когда жители города направлялись на работу. Взрывы произошли 29 марта 2010 года, оба на Сокольнической линии. Первый - в 07:56. На станции "Лубянка" сработало взрывное устройство, в результате чего поезд остановился. Однако эвакуации пассажиров из метро не проводилось, по громкоговорителю объявили стандартное сообщение о задержках движения, а также рекомендации воспользоваться наземным транспортом.

Второй взрыв произошел спустя сорок минут на "Парке культуры", в третьем вагоне поезда, направляющегося сторону "Улицы Подбельского". После этого началась эвакуация, которую проводили сотрудники метрополитена и МЧС.

Весной 2010 года на улицах Москвы был усилен паспортный контроль. Вокзалы и аэропорты взяли под особую охрану. Вход на станцию "Лубянка" открыли в 17:00. Мощность взрывного устройства, сработавшего на "Парке культуры", эквивалентна двум килограммам тротила. На "Лубянке" - четырем.

На месте погибло 36 человек. Еще четверо скончались в больнице. В результате взрывов на "Парке культуры" и "Лубянке" ранено 88 человек. Сред пострадавших были граждане не только России, но и стран ближнего зарубежья, а также Израиля, Малайзии, Филиппины. Двое погибших так и остались неопознанными.

В следственном комитете возбудили два уголовных дела, которые впоследствии были объединены в одно производство. Уже в первые дни после взрыва мэр Москвы дал интервью, в котором заявил о причастности к преступлению террористок-смертниц. 6 апреля личность одной из них удалось установить. Спустя неделю в прессе появилась информация о том, что организаторы преступления найдены. На сегодняшний момент это последние взрывы в метро Москвы, которые классифицируются как теракты.

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 апреля 2017 г. в Петербургском метрополитене произошел взрыв неустановленного взрывного устройства в вагоне поезда на перегоне между станциями "Технологический институт" и "Сенная площадь". По данным главы Минздрава РФ Вероники Скворцовой, погибли десять человек, около 40 - госпитализированы. Следственный комитет (СК) РФ квалифицировал взрыв как теракт, рассматриваются и другие версии.

До 3 апреля 2017 г. все террористические акты в российских метрополитенах происходили только в Москве. Всего таких случаев было семь.

8 января 1977 г. в Москве произошла серия терактов. Взрывные устройства сработали в поезде метро между станциями "Измайловская" и "Первомайская", а также на ул. 25 Октября (ныне - Никольская) и в продовольственном магазине на ул. Дзержинского (ныне - Большая Лубянка). В результате погибли семь человек (все - в метро), 37 человек пострадали. Организаторы теракта - армянские националисты Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян - были задержаны спустя три месяца, в 1979 г. расстреляны по приговору суда.

11 июня 1996 г. произошел взрыв в вагоне метро на перегоне между станциями "Тульская" и "Нагатинская". Взрывное устройство мощностью около 1 кг в тротиловом эквиваленте было заложено под одним из сидений. Погибли четыре человека, пострадали 16. В декабре 1997 г. были задержаны двое подозреваемых, их имена не разглашались. Сведений о вынесении приговора в СМИ не публиковались.

1 января 1998 г. произошел взрыв в подземном вестибюле станции метро "Третьяковская", три человека получили ранения. Мощность безоболочной бомбы составляла 150 г в тротиловом эквиваленте. Машинист поезда передал дежурной по станции небольшую сумочку, которая вызвала у него подозрения. Дежурная положила сумочку в свободной от пассажиров зоне перрона на щит с огнетушителями и отошла вызвать милицию, в этот момент взрывное устройство сработало.

8 августа 2000 г. в центре Москвы, в подземном переходе под Пушкинской площадью, где находятся входы на станции метро "Пушкинская", "Чеховская" и "Тверская", произошел взрыв, начался пожар. Погибли 13 человек, 118 человек получили ранения разной степени тяжести. Мощность сработавшего безоболочного взрывного устройства составляла до 800 г в тротиловом эквиваленте. В 2005 г. взрыв был признан террористическим актом. Его заказчики и исполнители так и не были названы, при этом 7 августа 2006 г. прокурор Москвы Юрий Семин объявил, что исполнителей теракта нет в живых.

5 февраля 2001 г. в подземном зале станции метро "Белорусская-кольцевая" сработало самодельное взрывное устройство мощностью около 300 г в тротиловом эквиваленте. Бомба была заложена под массивную мраморную скамью, принявшую на себя основную силу взрыва. Пострадали 20 человек, в том числе двое детей.

6 февраля 2004 г. во втором вагоне поезда на перегоне между станциями метро "Автозаводская" и "Павелецкая" произошел взрыв. Бомбу мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте, начиненную поражающими элементами (болтами и шурупами), привел в действие террорист-смертник Анзор Ижаев. В результате теракта погиб 41 человек (не считая террориста), более 250 получили ранения.

29 марта 2010 г. произошел двойной теракт - бомбы мощностью от 2 до 4 кг в тротиловом эквиваленте взорвались в поездах на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии. Взрывы произвели террористки-смертницы, когда вагоны находились возле перронов станций. В результате терактов погиб 41 человек, 88 получили ранения. 21 августа 2010 г. в Дагестане МВД и ФСБ провели спецоперацию, в ходе которой был ликвидирован непосредственный организатор теракта - Магомедали Вагабов.

Второй взрыв в московском метро на станции "Парк культуры" раздался сразу после того, как машинист поезда попросил пассажиров освободить вагоны. За 43 минуты до этого на расстоянии двух станций в результате первого теракта уже погибли 26 человек, однако пассажирам об этом не сообщали и эвакуироваться не предлагали. Очевидцы вспоминают, что происходило на станциях во время двойного теракта и как действовали милиция и оперативные службы.

Взрыв на "Лубянке" (посмотреть на карте) произошел в 07:56 во втором вагоне юбилейного метропоезда "Красная стрела" во время его прибытия на станцию в сторону станции "Комсомольская". Второй взрыв прогремел на станции "Парк культуры (посмотреть на карте) " (радиальная) в 8:39 - в поезде, двигавшемся в центр в сторону "Лубянки".

После взрыва на "Лубянке" в вагоне началось сильное задымление, сообщают очевидцы. "Во время взрыва я был на переходе с "Кузнецкого моста" на станцию "Лубянка", поднимался по эскалатору на переход и услышал сильный хлопок, взрыв, - рассказал РИА Новости очевидец происшествия Алексей. - Сверху вырвалась облако пыли, люди побежали по эскалатору, стали падать. Когда я вышел на Лубянскую площадь, там уже были спасатели, пожарные, милиция и машины "скорой помощи".

"Я был в соседнем вагоне, когда прогремел взрыв, - рассказал пассажир "Красной Стрелы", взорванной на "Лубянке", - приводит слова другого очевидца LifeNews . - Двери соседнего вагона буквально вывернуло наружу. Как минимум, человек 15 погибли сразу же".

Один из пассажиров застал момент взрыва, переходя с "Кузнецкого моста" на станцию "Лубянка". "Я непосредственно поднимался по эскалатору на переход и услышал хлопок, взрыв. Дверь около меня, около перехода прогнуло. Облако пыли сверху опустилось на эскалатор, побежали люди по эскалатору. Люди стали падать, там была куча-мала. Я тоже побежал", - цитируют свидетеля "Вести.Ru".

"Мы не поняли, что случилось, думали, что на вагон рухнули перекрытия потолка. Все закричали, - рассказала девушка, находившаяся в соседнем со взорванным вагоне (цитата по ИТАР-ТАСС). - Только когда мы вышли на улицу, узнали о взрыве".

По данным прокуратуры Москвы, взрывное устройство было на поясе входившего во второй вагон пассажира (по данным следователей - пассажирки). Поражающие элементы (рубленная арматура), которыми была начинена самодельная бомба, разлетелись по площадке у входа в вагон. Следователи отмечают, что голова смертницы (как и той, что взорвала себя на "Парке культуры") цела. В вагоне работала видеокамера, запись отдана криминалистам.

Первые пострадавшие от взрыва в московском метро

По последним данным МЧС, при взрыве на станции "Лубянка" погибли 24 человека, 39 получили ранения. На Лубянскую площадь съехалось до сотни автомобилей различных оперативных служб - МЧС, аварийной службы газа, аварийной службы метро, милиции, скорой помощи, реанимации, ГУВД, ДПС и других. После взрыва на Лубянке движение поездов в метро остановлено не было. Поезда, хоть и с увеличенными интервалами, но ехали в сторону "Парка культуры", где произошел второй взрыв.

Перед взрывом всех пассажиров поезда попросили выйти из вагонов. "Приехали на "Парк культуры", сообщили, что поезд дальше не следует и попросили освободить вагоны.
Вышел, позвонил домой, сказали, что взрыв на "Лубянке". Ужасно. Положил трубку и пошел в переход. В переходе почему-то выла сирена и, судя по всему, не работал эскалатор, как только дошел до него, сзади прогремел взрыв", - пишет фотограф Иван Бухрадзе .

"Я ехал в последнем вагоне состава, - рассказывает GZT.RU очевидец Роман. - Наш состав ехал с постоянными перерывами. На каждой станции он подолгу стоял, нам объявляли, что поезд отправится через столько-то минут. В вагонах было битком народу. На станции метро "Парк культуры" нам объявили, что поезд дальше не пойдет. Попросили освободить вагоны. На платформе началась какая-то суета, нездоровое оживление. А потом раздался легкий хлопок. Я насторожился, подумал, что кто-то стреляет из травматического пистолета. Потом, когда пошел дым, все стало ясно".

Эвакуация из поезда на станции "Парк культуры"

Как написал очевидец событий в блоге davete.livejournal.com, после взрыва на "Лубянке" он находился на "Библиотеке имени Ленина". "Поезд ждал минут 7. Затем он стоял на станции примерно столько же... Таким образом, стояли минут по 7-10 на "Кропоткинской", затем в перегоне между "Кропоткинской" и "Парком культуры". Выхожу на "Парке культуры". Поднимаюсь уже было к выходу. Рядом идут сотрудники милиции. К ним обращается какая-то женщина: "Что случилось-то? " - "Ой, да авария какая-то, технические причины". В эту же секунду прогремел взрыв", - пишет он.

В результате взрыва на станции метро "Парк культуры" погибли 13 человек, более 30 получили ранения. Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин заявил, что взрыв в вагоне произошел в момент открывания дверей на высоте около 1,6 метра. А взрывное устройство привела в действие террористка-смертница. Основой взрывного устройства был пластит, рассказал он. А вскоре глава ФСБ Александр Бортников доложил президенту Дмитрию Медведеву, что в московском метро было взорвано взрывчатое вещество гексоген. По его данным, мощность бомбы сработавшей на "Лубянке" - 4 кг. По его словам, к взрыву причастны боевики с Северного Кавказа: у следствия есть фотороботы смертниц, севших в метро на конечном терминале Сокольнической линии - станции "Юго-Западная".

Дальнейшие версии событий разнятся. Одни очевидцы сообщают, что никакой паники на "Парке культуры" не было. "Мы услышали негромкий хлопок и не поняли, что произошло, - рассказал журналистам Осет Кулиев, который находился в одном из вагонов поезда во время взрыва. - Потом, когда люди поняли, что это теракт, все стали покидать вагоны, и паники при этом практически не было. О взрыве в составе объявили по громкой связи и проинструктировали людей, как себя вести в этой ситуации, что все должны покинуть вагоны и подняться в город".

Другие очевидцы говорят об обратном. Как сообщает "Фонтанка.ru" со ссылкой на участников блогосферы, из-за давки после взрыва на станции "Парк культуры" погибла женщина. Ее затоптала толпа, пытавшаяся выйти со станции после того, как станцию заволокло дымом от взрыва. Пока официальных подтверждений этому нет. Но сообщается, что сильная давка была на станции "Комсомольская". На других линиях метро, наоборот, малолюдно. Многие москвичи, опасаясь повторения взрывов, отказались от поездок в центр города.

Движение поездов на участке Сокольнической линии от "Парка культуры" до "Комсомольской" было остановлено. Этим воспользовались промышляющие частным извозом. Как сообщают горожане в своих блогах, цены за проезд между 2-4 станциями метро подскочили до нескольких тысяч рублей. Таксисты развозили народ с "Комсомольской" не менее чем за 3000 рублей. В Твиттере сообщают, что был даже таксист на черной "Волге", просивший за подвоз 10 тыс. рублей, и называют номер его машины. При этом пользователи интернета указывают, что 9 сентября 2001 года в Нью-Йорке после теракта таксисты возили людей бесплатно.

Впрочем, другие блогеры акцентировали внимание на тех водителях, кто помогал в непростой момент. Известный блогер Drugoi пишет: "Сегодня все пишут про каких-то таксистов, которые брали с людей по 3000 руб., чтобы довести их до центра. А мне позвонила знакомая, которая, как и многие, пыталась уехать на попутке от "Юго-Западной". И там была целая вереница машин, водители которых брали к себе пассажиров просто так, бесплатно. Она так и уехала, на здоровенном внедорожнике - мужик ничего с пассажиров не взял. У меня во френдленте есть такой человек - sergelin. Он нарочно поехал развозить народ на своей вазовской "четверке". Так что, люди-то все разные - есть говно, а есть человеки".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Первый теракт в истории Московского метрополитена произошёл 8 января 1977 года – в 17:33 в поезде между станциями «Измайловская» и «Первомайская» прогремел взрыв. Семь человек погибло, 37 получили ранения. В тот же день, практически одновременно, в Москве произошли еще два взрыва: в гастрономе на Большой Лубянке и на улице 25-го Октября.

Спустя три месяца по обвинению в организации этих взрывов были арестованы трое человек с фамилиями Затикян, Степанян и Багдасарян. Все они были осуждены и приговорены к расстрелу. Суд происходил в режиме строжайшей секретности, и до сих пор материалы уголовного дела не рассекречены.

2. Теракт 1996 года

11 июня 1996 года поздним вечером в поезде между станциями «Тульская» и «Нагатинская» взорвалось самодельное взрывное устройство. Четыре человека погибли, 12 были госпитализированы.

Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава.

Спустя полтора года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались. Самые известные из полевых командиров чеченских сепаратистов того времени - Шамиль Басаев и Салман Радуев не делали заявлений, что имеют отношение к этому теракту. По состоянию на 2001 год, уголовное дело не было раскрыто.

3. Взрыв на «Третьяковской»

1 января 1998 года на станции «Третьяковская» было взорвано устройство мощностью 150 граммов тротила, находившееся в дамской сумочке. Трое сотрудников метрополитена были госпитализированы с ранениями различной тяжести.

4. Взрыв на станции «Белорусская»

5 февраля 2001 года в 18:45 на станции метро «Белорусская» взорвалась бомба мощностью около 200 граммов тротила, заложенная под мраморную скамью на платформе. Благодаря большому весу скамьи, которая смягчила удар, последствия взрыва были не столь большими. Тем не менее, 20 человек получили ранения.

5. Теракт 2004 года

6 февраля 2004 года около 8:30 в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» террорист-смертник привел в действие взрывное устройство мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте.

В тоннеле возник пожар, которому была присвоена 5-я (высшая) категория. Погибли 42 человека, включая террориста, свыше 250 получили ранения.

В 2007 году трое чеченских террористов - Мурат Шаваев, Максим Понарьин и Тамбий Хубиев - были признаны Московским городским судом виновными в подготовке этого теракта и приговорены к пожизненному заключению.

6. Взрыв на выходе станции «Рижская»

31 августа 2004 года в 20:50 смертница совершила теракт у вестибюля станции метро «Рижская». Погибло 10 человек, включая саму террористку и её сообщника Николая Кипкеева, около 50 человек получили ранения различной степени тяжести.

Николай Кипкеев был дважды судимым главой «карачаевского джамаата». По данным следствия, он был причастен и к взрывам автобусных остановок в феврале и июле 2004 года в Воронеже.

Дела о взрывах на «Рижской», на перегоне «Автозаводская» - «Павелецкая» и в Воронеже позже были объединены в одно, трое сообщников террористов были осуждены.

7. Теракт 29 Марта 2010 года

29 марта 2010 года в 7:56 по московскому времени произошёл взрыв на станции метро «Лубянка». Второй взрыв произошел на станции метро «Парк культуры» в 08:39 в поезде, следующем в сторону станции «Улица Подбельского».

По последним данным, предоставленным МЧС России в результате обоих терактов 37 человек погибли, 65 пострадали.

По предварительным данным, взрывы произвели террористки-смертницы, мощность заряда по разным источникам колеблется от 1,5 до 3 кг тротилового эквивалента.

29 марта 2010 года в 7 часов 56 минут на пульт оперативного дежурного службы "01" МЧС России поступило сообщение о взрыве на станции метро "Лубянка" Сокольнической линии московского метрополитена во втором вагоне поезда, следовавшего в сторону станции "Комсомольская".

В момент остановки поезда, непосредственно перед открытием дверей, сработало взрывное устройство, закрепленное на женщине, стоящей у второй двери второго вагона.

Как установило следствие, в момент первого взрыва вторая террористка‑смертница уже ехала по Сокольнической линии в том же направлении, отставая от первой на несколько перегонов. Сразу после взрыва движение всех находящихся на линии поездов остановили, как было объявлено, "по техническим причинам". А затем составы с людьми начали медленно тянуть до ближайших станций, чтобы высадить и вывести наверх пассажиров. Заминированная женщина в этот момент оказалась на перегоне между станциями "Фрунзенская" и "Парк культуры". Когда состав добрался до станции "Парк культуры" и машинист объявил, что поезд дальше не пойдет и попросил пассажиров освободить вагоны, открыв двери, в третьем вагоне сработала вторая "живая бомба" .

О взрыве на станции метро "Парк культуры" на пульт оперативного дежурного службы "01" МЧС России сообщение поступило в 8 часов 37 минут .

Мощность взрывного устройства, сработавшего на станции "Лубянка", составила до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции "Парк культуры" — до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывные устройства . В качестве поражающих элементов использовались болты и нарубленная арматура.

Непосредственно в результате обоих взрывов погибли на месте 36 человек , из них 24 на станции метро "Лубянка" и 12 на станции метро "Парк культуры". В последующие дни в больницах скончались еще четыре человека.
.

В связи с взрывами в метро в Москве был введен план "Вулкан".

Также была усилена проверка паспортного режима. Московская железная дорога усилила контроль на объектах железнодорожного транспорта, все станции московского метро .

Вся милиция на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и в метрополитене была переведена на усиленный вариант несения службы . Для обеспечения безопасности были введены шесть так называемых рубежей антитеррористической защищенности. Это проверка не только собственно аэровокзалов, но и ближайших строек, рынков, торговых комплексов, гостиниц, автопарковок.

Дополнительные меры безопасности , в частности, в петербургском и екатеринбургском метро.