«…Черный флаг, привязанный к полозу от саней, поблизости - остатки лагеря, следы саней и лыж, идущие в обоих направлениях, четкие отпечатки собачьих лап… Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса. Это страшное разочарование, и мне очень жаль моих верных товарищей. Мы многое передумали, немало поспорили между собой. Завтра мы должны идти дальше - к полюсу, а затем спешить домой с максимальной скоростью, на какую способны. Конец всем нашим мечтам; возвращение будет печальным» (запись из дневника Р. Ф. Скотта от 18 января 1912 г.).

Две попытки англичан покорить Южный полюс - в 1902 и 1909 гг. - оказались безуспешными. Роберту Скотту удалось продвинуться до широты 82° 17’, Эрнесту Шеклтону - до 88° 23’. К слову, известие о том, что Шеклтон, бывший участник похода Скотта 1902 г., собирается в самостоятельную экспедицию, стало для последнего неприятным сюрпризом. Он написал Шеклтону несколько писем, в которых требовал не использовать для устройства базы берег пролива Мак-Мёрдо, поскольку считал это своим исключительным правом. После того как Шеклтон был вынужден высадиться именно там, так и не найдя вокруг ничего мало-мальски подходящего, Скотт начал считать его своим личным врагом. Интересно, что бы предпринял капитан военно-морского флота Скотт в том случае, если бы Шеклтон достиг цели? Напомним, что как раз в 1909 г. начался скандал из-за другого полюса, Северного: Роберт Пири, узнав, что проиграл соревнование Фредерику Куку, использовал все свои связи и немалые деньги, чтобы смешать более удачливого конкурента с грязью.

Но Шеклтон «сошел с дистанции» за 180 км до финиша, и в 1910 г. британское правительство и Королевское географическое общество снарядили очередную экспедицию в Антарктиду, а Роберт Фалькон Скотт, возглавив ее, получил второй шанс. В конце июня экспедиционное судно «Терра Нова» вышло в плавание. На его борту находилось 65 человек. Скотт взял с собой 33 ездовые собаки и 15 низкорослых китайских (а может быть, монгольских или бурятских) лошадей, а также двое моторных саней. На борту было много научного оборудования, достаточные запасы топлива, продуктов и теплой одежды.

А в сентябре того же года к берегам Антарктиды отправился знаменитый «Фрам» во главе с Руалем Амундсеном. Это была настоящая сенсация. Амундсен мечтал покорить Северный полюс и специально для этого много раз обращался к Фритьофу Нансену с просьбой предоставить ему это испытанное судно, к тому же приносящее удачу. Однако Нансен и сам был не прочь повторить попытку достичь полюса и потому медлил, но наконец все же согласился передать «Фрам» Амундсену. Тот подготовился к плаванию - через Атлантику, вокруг мыса Горн, далее по Тихому океану до Берингова пролива, а затем дрейфом, подобно Нансену, - вместе со льдами через центральную часть Арктики.

И вдруг 9 сентября, во время захода на Мадейру, Амундсен объявил экипажу об изменении своих планов. Позже он утверждал, что принял решение идти к самой южной точке планеты спонтанно, внезапно узнав о том, что Северный полюс уже покорился кому-то из американцев. На самом деле со времени отправки победных телеграмм Кука и Пири прошел целый год - ни о какой внезапности не могло быть и речи. Скорее всего, какое-то время он действительно готовился к дрейфу в Северном Ледовитом океане, но все-таки решение о плавании в Антарктиду принял задолго до сентября 1910 г. Скрывая свои истинные планы, он выиграл время, а объявив о них, вселил нервозность в англичан. Сообщение о планах Амундсена Скотт получил в октябре, когда англичане находились в Австралии.

Экспедиция Скотта прибыла в Антарктиду, на берег облюбованного им пролива Мак-Мёрдо, в январе 1911 г. Примерно в это же время, но восточнее, в Китовой бухте, врезанной в шельфовый ледник Росса, появился «Фрам». Почти все считали крайне опасным высаживаться на поверхности ледника, тем более совсем рядом с его краем, который постоянно обламывается. Риск? Безусловно. Но Амундсен все рассчитал. Он знал, что в районе Китовой бухты край ледника стабилен уже несколько десятилетий, точнее - с 1841 г., когда ее открыл Джеймс Кларк Росс. При этом база норвежцев оказалась почти на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта.

«Фрам» быстро разгрузили. Вместо того чтобы отдыхать, Амундсен с несколькими спутниками немедленно отправился в поход к 80° ю. ш. Там он устроил склад с продовольствием. По пути следования через равные интервалы устанавливались маяки - шесты с флагами, а также делались запасы корма для собак. В конце февраля Амундсен повел еще один отряд. На этот раз склады были устроены на 81° и 82° ю. ш. Всего до наступления антарктической зимы на склады доставили 3 т продовольствия для людей и корма для собак. За время зимовки было изготовлено несколько крепких и легких нарт, предельно облегчен вес ящиков: доски обстругали до минимальной толщины. Палатки покрасили в черный цвет - мрачновато, зато очень заметно. Амундсен старался учесть каждую мелочь. По мнению великого норвежца, победу приносит не так называемая удача, а тщательный учет всех возможных трудностей и опасностей и, разумеется, подготовленность к ним.

Нельзя сказать, что Скотт готовился плохо: как и норвежцы, англичане не теряли время зря и совершили несколько рекогносцировочно-подготовительных походов по будущему маршруту. Антарктической весной оба отряда отправились к полюсу. Вот только англичане вышли 1 ноября, а Амундсен 20 октября, и лагерь последнего располагался существенно ближе к полюсу. Амундсен взял в путь несколько десятков ездовых собак, англичане снова рассчитывали на лошадиные силы. Их-то как раз и не хватило. К передвижению по льду несчастные непарнокопытные были совсем не приспособлены; уже к концу первой половины дистанции все они полегли. Кстати, моторные сани оказались на Ледяном континенте еще более ненадежным средством передвижения. В общем, вскоре людям пришлось самим тащить сани в гору. В начале января 1912 г., когда до цели оставалось около 240 км, Скотт отправил обратно последний вспомогательный отряд, а сам с четверкой спутников пошел на штурм. Англичане достигли Южного полюса 17 января, но там уже стояла палатка с норвежским флагом и запиской от Амундсена. Норвежцы пришли на полюс 14 декабря, обогнав конкурентов на месяц с лишним, а теперь заканчивали обратный путь. Для англичан это стало страшным ударом, а для безмерно честолюбивого Скотта - настоящим потрясением.

Но надо было возвращаться. Сначала все складывалось удачно: пятерка продвигалась от склада к складу, и температура не опускалась ниже –30 °С. Однако с каждым днем встречный ветер

становился все сильнее. А потом сплошной чередой пошли несчастья. Младший офицер Эдгар Эванс, здоровяк и балагур, взятый Скоттом в штурмовую группу несмотря на серьезные нарушения дисциплины, еще у полюса сильно порезал руку, и это катастрофическим образом сказалось на состоянии его духа. Вскоре он упал в трещину и получил жестокие ушибы, а также сильное сотрясение мозга. Эванс стремительно терял силы и 17 февраля умер. Идти становилось все труднее, погода портилась - начиналась зима. Мороз за сорок, и страшный ветер, сбивавший с ног. Начались обморожения; особенно сильно пострадал Лоуренс Оутс, который уже не мог ходить. Однажды в одном из промежуточных лагерей Оутс уполз в метель и не вернулся. Никто его не остановил. Это случилось 17 марта.

До береговой базы оставалось немного, но сил еще меньше, а еда и топливо подходили к концу. В довершение всех бед - чудовищная метель, не позволявшая и шагу ступить. Дневник Скотта - свидетельство постепенного угасания надежды на спасение. Последняя запись в нем датирована 29 марта: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм… Каждый день мы были готовы идти - до склада всего 11 миль - но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться… Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии писать. Р. Скотт».

Только следующим летом, через восемь месяцев, участники английской экспедиции отыскали палатку Скотта, устоявшую перед всеми ветрами. Тела Роберта Скотта, Эдварда Уилсона и Генри Боуэрса лежали в спальных мешках. Скотт умер последним: только его мешок не был закрыт. Рядом с ним нашли записные книжки, фотоаппарат, кассеты с пленками. Среди вещей были и геологические образцы.

А что же победители? На весь маршрут - до полюса и обратно, всего около 3 тыс. км - у Амундсена с товарищами ушло 99 дней. На обратном пути норвежцы были окрылены победой, а англичане, наоборот, придавлены чудовищным грузом поражения. Англичане шли пешком, а норвежцев везли оставшиеся собаки. Амундсен с товарищами успел пройти весь маршрут до ухудшения погоды, Скотта со спутниками зима застигла на полпути к берегу. И наконец, та самая исходная фора - 100 км преимущества и более ранний выход в путь. Вот, пожалуй, и все причины победы одних и поражения других - вспомните высказывание Амундсена об удаче.

Впоследствии многие обвиняли Амундсена в жестоком обращении с собаками. Дело в том, что склады с продовольствием невозможно было установить на всем протяжении маршрута. Амундсен решил использовать своих собак не только в качестве тягловой силы, но и как источник продовольствия (эскимосская собака дает около 25 кг мяса), которое к тому же не надо везти. Он рассчитал, когда следует застрелить каждую собаку, чтобы превратить ее из средства передвижения в продовольствие. Жестоко? Конечно - по отношению к собакам, верой и правдой служившим людям. А по отношению к людям? Наверное, стоит признать правоту Амундсена, выбравшего оптимальный вариант - с точки зрения выживания людей. Сам норвежец полагал, что именно это обстоятельство стало главным фактором достижения Южного полюса и благополучного возвращения к береговой базе.

Англичане еще очень долго считали настоящим покорителем полюса Роберта Скотта.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главные герои

Руаль Амундсен, норвежский полярный исследователь; Роберт Скотт, английский офицер, полярник

Другие действующие лица

Англичане Э. Эванс, Л. Оутс, Э. Уилсон, Г. Боуэрс; норвежцы О. Вистинг, Х. Хансен и др.

Время действия

Достичь Южного полюса мечтали многие, среди них - французский мореплаватель Жан-Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики (он и погиб в 1936г. во время очередной экспедиции в Гренландию).

Мечтал первым достичь полюса в Антарктиде и Нансен, намеревавшийся отправиться в южные полярные моря на своем любимом "Фраме". В 1909г. англичанин Эрнест Шеклтон с товарищами проник в самое сердце материка и вынужден был повернуть к побережью всего в 100 милях от полюса из-за острой нехватки продуктов.

В октябре 1911 г. морозной антарктической весной, к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции, норвежская и британская. Одной руководил Руаль Амундсен (1872-1928), полярный исследователь, который уже зимовал на судне в антарктических водах в конце Х1Х в. И успел прославиться Арктике, преодолев на крошечном суденышке "Йоа" лабиринт Канадского архипелага в 1903-1906 гг.

Второй - капитан первого ранга, кавалер ордена Виктории, Роберт Фолкон Скотт (1868-1912). Скотт был морским офицером, успевшим на своем веку командовать и крейсерами, и линкорами.

В самом начале XX столетия он провел два года на антарктическом берегу, руководя исследовательской зимовкой. Возглавляемый Скоттом небольшой отряд предпринял попытку проникнуть в глубь континента, и за три месяца им удалось продвинуться почти на 1000 миль по направлению к полюсу. Возвратившись на родину, он начал готовиться к следующей экспедиции. Когда их судно "Тера Нова" было на пути к Антарктиде, англичане узнали, что туда же на всех парах идет "Фрам" с экспедицией Амундсена на борту и цель норвежцев - все тот же Южный полюс!

Дальнейшее состязание шло уже под девизом: " кто кого?". Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта - на целых 100 миль ближе к полюсу, чем у Скотта. На своем пути, который проходил под углом к маршруту британцев, люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. Норвежский отряд осуществил поход туда и обратно в значительно более краткие сроки, не выйдя за пределы короткого арктического лета. И здесь можно лишь воздать должное организатору экспедиции.

И вот 17 января 1912 г. Роберт Скотт и его товарищи пришли в географическую точку Южного полюса. Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и палатку с флагом - ровно за месяц до них полюса достиг соперник. С присущим ему блеском, без единой жертвы, без тяжких травм, едва ли не до минуты выдержав составленный им же график маршрута (и, что выглядит совершенно фантастическим, с такой же точностью предугадав сроки возвращения на береговую базу), Амундсен продемонстрировал очередное и далеко не последнее свое достижение.

В дневнике Скотта появилась такая запись: "Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть…".

Отряд англичан двинулся в обратный путь, следуя от одного промежуточного склада с продуктами и топливом до другого. Но их навеки остановила нескончаемая мартовская пурга.

Их тела семь с лишним месяцев спустя обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа. Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов образцов, собранных во время маршрута на скалах, обрамляющих антарктические ледники. Англичане продолжали тащить эти камни даже тогда, когда смерть уже глядела им в глаза.

Последней строкой в дневнике стала фраза, облетевшая впоследствии весь мир: "Ради Бога, не оставьте наших близких…"

Признаваясь жене, что никаких шансов на спасение нет, Роберт Скотт просил ее заинтересовать их сынишку естественной историей, чтобы он в будущем продолжил его дело путешественника-натуралиста. Доктор Питер Скотт (ему не было и года, когда его отец отправился в свою последнюю экспедицию) стал выдающимся биологом и экологом, одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

На побережье материка рядом с базой британской экспедиции, на вершине высокого холма, обращенного к величественному ледяному Барьеру Росса, поднялся трехметровый крест, сделанный из австралийского эвкалипта.

На нем - надгробная надпись в память о пятерых погибших и заключительные слова классика британской поэзии: "Бороться, искать, найти и не сдаваться!".

Амундсен, узнав о гибели Скотта и его спутников, написал: "Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!".

Амундсен и Скотт, Скотт и Амундсен… Сегодня в той самой точке, которая принесла великую победу одному и смертельное поражение другому, ведет научные исследования антарктическая станция, которую назвали Амундсен-Скотт.

Станция «Амундсен - Скотт»: сезонность путешествий, жизнь на станции, отзывы о турах на станцию «Амундсен - Скотт».

  • Горящие туры по всему миру

«Место жительства - Южный полюс» - так с полным правом могли бы написать в личной анкете обитатели американской полярной базы «Амундсен - Скотт». Основанная в 1956 году и с тех пор неизменно и круглогодично обитаемая, станция «Амундсен - Скотт» - образец того, как человек может приспособиться к самым неблагоприятным условиям жизни. И не только приспособиться - выстроить комфортабельное жилище, способное противостоять суровому климату Антарктиды на протяжении многих лет. В эру коммерческих экспедиций на Южный полюс, «Амундсен - Скотт» стала приёмным домом для туристов, прибывших самолично попрать ногами крайнюю южную точку Земли. Путешественники проводят здесь всего несколько часов, но за это время успевают познакомиться с удивительным бытом станции и даже отправить открытку домой со штемпелем «Южный полюс ».

Немного истории

«Амундсен - Скотт» - первая антарктическая станция в глубине континента. Она была основана в 1956 году, через 45 лет после покорения Южного полюса, и носит имя славных первопроходцев ледяного материка - норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта. В момент основания станция располагалась точно на месте 90 ° южной широты, однако к настоящему времени из-за движения льдов слегка отклонилась от точки Южного полюса, которые теперь находится примерно в 100 метрах от станции.

Первоначальная станция была сооружена подо льдом, и научная деятельность велась там вплоть до 1975 года. Затем была воздвигнута купольная база, служившая домом полярникам до 2003 года. А потом здесь появилось масштабное сооружение на сваях-домкратах, позволяющих поднимать здание по мере занесения снегом. По прогнозам, она прослужит ещё 30-45 лет.

Интерьеры тут ничем не отличаются от обычных американских «присутственных мест» - лишь массивные двери, закрывающиеся по принципу сейфа, выдают, что дело происходит в Антарктиде.

Климат станции «Амундсен - Скотт»

Станция «Амундсен - Скотт» располагается на высоте 2800 метров над уровнем моря, которые, учитывая большую разреженность воздуха в районе Южного полюса, превращаются в фактические 3500 метров, соответствующие высокогорным районам Земли.

Полярный день длится здесь с 23 сентября по 21 марта, а пик «туристического сезона» приходится на декабрь - январь, когда температура наиболее подходящая для проведения экспедиций. В это время года столбик термометра не показывает ниже -30 °C. Ну а зимой здесь порядка -60 °C и полная темнота, озаряемая лишь северным сиянием.

Жизнь на станции «Амундсен - Скотт»

На «Амундсен - Скотт» постоянно проживают от 40 до 200 человек - учёных, исследователей и профессиональных полярников. В летний период жизнь здесь кипит - ведь за окном комфортные -22...-30 °С, да и солнце светит круглосуточно. А вот на зиму на станции остаётся немногим более полусотни человек - поддерживать её работоспособность и продолжать научные исследования. При этом с середины февраля по конец октября доступ сюда из внешнего мира закрыт.

Станция буквально напичкана высокотехнологичным оборудованием: здесь есть 11-километровая антенна для наблюдения за космическими бурями, сверхмощный телескоп и буровая установка, вонзившаяся в лёд более чем на два километра, используемая для экспериментов над частицами нейтрино.

Что посмотреть

Туристов на станцию «Амундсен - Скотт» пускают лишь на несколько часов. Интерьеры ничем не отличаются от обычных американских «присутственных мест» - только массивные двери, закрывающиеся по принципу сейфа, выдают, что дело происходит в Антарктиде. Столовая, спортзал, госпиталь, музыкальная студия, прачечная и магазин, теплица и отделение почты - вот весь нехитрый быт.

А́мундсен - Ско́тт (англ. Amundsen–Scott South Pole Station) - действующая с 1956 года постоянно обитаемая антарктическая станция США на Южном полюсе. Располагается на высоте 2835 метров над уровнем моря. Первая станция в глубине Антарктики (не на побережье материка). Станция была построена в ноябре 1956 года для научных целей по приказу правительства США.

Хронология

При открытии (в 1956 году в рамках Международного геофизического года) станция располагалась точно на Южном полюсе, однако на начало 2006 года из-за движения льдов, станция находилась примерно в 100 метрах от географического южного полюса. Станция получила своё название в честь первооткрывателей Южного полюса - Руаля Амундсена и Роберта Скотта, достигнувших цели в 1911-1912 годах. Станция находится на высоте 2835 м над уровнем моря, на леднике, который неподалёку достигает максимальной толщины 2850 м (2005). Среднегодовая температура - около −49 °С; изменяется от −28 °C в декабре до −60 °C в июле. Средняя скорость ветра - 5,5 м/с; были зарегистрированы порывы до 27 м/с.

Основание станции (1957-1975)

Первоначальная станция - теперь называется «Старый полюс» (англ. Old Pole) - была основана в 1956-1957 годах экспедицией ВМС США из 18 человек, которые высадились здесь в октябре 1956 года и впервые в истории Антарктиды провели там зимовку в 1957 году. Так как климатические условия до этого не были известны, то база была сооружена подо льдом для преодоления любых погодных условий. Самая низкая температура в 1957 была зарегистрирована на уровне −74 °C (−102 °F). Выжить при такой низкой температуре, в сочетании с низкой влажностью и низким давлением воздуха, возможно только при наличии надлежащей защиты. Станция, покинутая в 1957 году, заносится снегом (как и любое сооружение на Южном полюсе) со скоростью 60-80 мм в год. Сейчас она погребена достаточно глубоко и полностью закрыта для посещений, так как снегом раздавило все деревянные перекрытия. 4 января 1958 года на станцию прибыла Трансантарктическая экспедиция Британского содружества с известным альпинистом Эдмундом Хиллари. Это была первая экспедиция, в которой использовался автомобильный транспорт, и первая, достигшая полюса по суше, после Амундсена в 1911 году и Скотта в 1912 году. Экспедиция двигалась от новозеландской станции «Скотт-Бейс».

Купол (1975-2003)

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб. Любое здание на полюсе быстро окружается снегом и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов. Оборудование 1975 года совершенно устарело.

Новый научный комплекс (с 2003 года)

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыплет сваи, и тогда можно будет дважды…

Раз про Скотта рассказали, то вот что было написано (ещё до открытия сообщества) к годовщине покорения полюса.

Вообще-то он исследовал Арктику и собирался не на Южный, а на Северный полюс — к чему и начал готовиться ещё в 1907 году, чтобы в 1910-м задрейфовать с арктическими льдами, которые как на лифте принесут его куда надо. Он вообще очень тщательно всё планировал. У них в Норвегии это обычное дело: никто никуда не торопится.

Арктический план Амундсена поддержал норвежский полярный гуру Нансен, служивший тогда послом в Лондоне. Сам Нансен двенадцатью годами ранее с огромным бюджетом и с полной государственной поддержкой не дотянул до Северного полюса меньше шести градусов: это хоть и мировой рекорд для 1895 года, но всё-таки незачёт, даже и с учётом геройской зимовки на Новой Земле. Правительство отрядило в распоряжение Амундсена легендарный яйцеобразный Fram — самое неубиваемое в мире деревянное судно: на нём успешно ходили по льдам сначала Нансен, а потом Свердруп, который пересёкся во время этого похода с Робертом Пири и заочно с ним разругался.

И вот в 1908 году, когда у неторопливого Амундсена уже утверждён бюджет, о покорении Северного полюса вдруг заявляет американец Кук. Про этого Кука (не того Джеймса , которого якобы съели аборигены !) до сих пор спорят, не врун ли он: к примеру, на вершину Мак-Кинли на Аляске он, как выяснилось, не взбирался, хотя тоже хвалился. Так что был ли он на полюсе взаправду, так и не установлено. Кончил Кук вообще плохо: погорел на торговле нефтеносными землями в Техасе и угодил в тюрьму, а весьма уважавший его Амундсен ему туда якобы пару раз носил передачи.

Пока в мире спорили про Кука, до Северного полюса успел из последних сил добраться Пири (тут уж без дураков, хотя сейчас и подсчитали, что он промахнулся миль на восемь) — так что грандиозный арктический поход Амундсена потерял всякий смысл: а между тем на это приключение отводилось по плану целых 5 лет, начиная с 1910-го. Амундсен почти мгновенно (по норвежским меркам) принимает решение переориентироваться на Южный полюс, никому ничего не сказав: посвящены были только двое, а именно капитан судна и личный адвокат. Амундсен успел как раз вовремя, и гонка за Южный полюс стартовала.

Но дело было сделано, Fram обогнул Африку и почти без остановок к началу 1911 года вышел на границу льдов в Море Росса: оттуда до полюса ближе всего. Почти одновременно на другом конце Моря Росса в заливе Мак-Мёрдо встал лагерем Скотт. На прокладку маршрута и закладку промежуточных баз ушло примерно полгода: у Амундсена всё шло по плану. Первую попытку двинуться на полюс предприняли в августе-сентябре - на излёте зимы, когда показалось, что теплеет и развеивается. Это сейчас зимовщики называют этот месяц не иначе как the f***ing month of August — а тогда это был первый опыт лыжно-санного похода при минус 56 градусах, когда ничего по снегу не едет. Амундсен благоразумно развернулся 15 сентября — без жертв и без существенного ущерба, хотя двое из восьми членов отряда получили на обратном пути серьёзные обморожения, а в финальный день и вовсе был полный хаос. Сейчас рассуждают, что если бы он тогда дошёл — то Скотт бы сдался и, возможно, остался бы жив. Но это всё спекуляции, конечно.

Так или иначе, хорошенько натренировавшись, расставив на маршруте сколько было возможно опорных пунктов и усвоив уроки сентябрьского фальстарта, Амундсен с четырьмя людьми и полусотней собак стартовал из прибрежного лагеря 19 октября — и к 14 декабря успешно достиг Южного полюса, поубивав по дороге три дюжины собак. Оставив на полюсе палатку с норвежским флагом с запиской и потеряв ещё четыре или пять собак, отряд без потерь вернулся в лагерь как раз к обеду 25 января 1912 года, проведя в пути 99 дней (по плану было ровно 100). За неделю до этого записку Амундсена прочёл Скотт, которому через два месяца и четыре дня суждено насмерть замёрзнуть всего в десятке миль от ближайшего склада топлива и провианта. Амундсен был очень опечален: он никого не хотел убивать, просто его план оказался лучше. Известно, что заметно обогатившись после этого успеха, Амундсен значительные средства передал семье Скотта, которого искренне считал героем. Это, пожалуй, единственное, что у Амундсена было не по плану.