Из космической тьмы на меня смотрит гигантский сияющий глаз - туманность Улитки. В центре пустого зрачка когда-то взорвалась сверхновая, разбросав на немыслимые расстояния облака газов, образующих фиолетовую радужку. Впрочем, постойте, постойте…

На старой фотографии из моей коллекции космических снимков, которую я собираю много лет, радужка голубая, да и вообще туманность выглядит совсем иначе! Я отвожу взгляд от снимка, опубликованного чилийскими астрономами, и читаю его название: «Туманность Улитки в новой цветовой гамме». Но я не хочу в новой, я хочу во всамделишной - так, как если бы я подлетал к ней на космическом корабле и любовался из пилотской кабины с прозрачными потолком и стенами!

Изучение вопроса, как делаются фотографии далеких галактик, приведет любознательного косморазведчика к страшному открытию: фотки, скачанные им из Сети, имеют очень мало общего с видами, открывающимися из иллюминатора звездолета.

Типичный процесс их получения и обработки подробно описан на сайте «Хаббла», орбитального телескопа, который так долго был нашим главным окном в бесконечность. Каждый снимок генерируется компьютерами NASA из сотен и тысяч черно-белых кадров, полученных с трех камер, потом проходит долгая и тщательная обработка в фотошопе (ну, то есть в специальном насовском фотошопе, который не чета нашему), задаются цвета, наводится гламур, и получившиеся в итоге веселые картинки отправляются радовать любителей космоса.

Выходит, переливающийся всеми цветами радуги космос - это блеф? Конспирологи давно вопят о заговоре астрофизиков, скрывающих от людей, что космос нецветной и уродливый, чтобы мы давали им деньги на новые телескопы. Если американцы и были на Луне (любой здравомыслящий конспиролог тут с сомнением покачает головой), ясно, почему они туда больше не летают: там пусто и скучно, даже фоткать совершенно нечего.

Есть, правда, и другая группа конспирологов, специализирующаяся на Марсе и считающая, что все наоборот: фотографии искажают, чтобы скрыть марсианские зеленые насаждения, не говоря уже о разумной жизни. Между прочим, у них есть серьезные основания так считать. Вы, должно быть, думаете, что на Марсе все красновато-оранжевое, только закаты голубые (ладно, про закаты вы, скорее всего, не слышали). Так было принято считать, пока любители марсианских видов не заметили, что случайно попавший в кадр логотип NASA на марсоходе Spirit вовсе не синий, каким ему положено быть, а красный, то есть цвета на фотографиях грубо искажены!

Восстановив по логотипу истинные цвета, потрясенное человечество увидело, что небо на Марсе не багровое, а такое же голубое, как на старушке Земле (так принято выражаться в фантастических романах).

Большой популярностью пользуется сайт, на котором выложены восстановленные любителями фотографии якобы Красной планеты. А нам остается лишь гадать, для чего заговорщики из NASA искажают цвета: то ли чтобы скрыть от народа зеленых человечков, то ли из-за того, что на снимках без цветовых искажений Марс становится настолько похож на каменистую пустыню где-нибудь на юге США, что американцы просто не поверят, что это Марс (и будут правы, добавят конспирологи).

Надеюсь, тайну Красной планеты разрешит Curiosity - новый марсоход, способный найти органическую жизнь и сделать нормальные фотки. Но как нам увидеть дальний космос в подлинном цвете?

Проблема в том, что никакого «подлинного цвета» нет, заявляют хитрецы из NASA. У мозга свой фотошоп, а человеческий глаз - такой же инструмент, как телескоп. Мы различаем лишь узенький пучок из широкого спектра электромагнитных волн. Четко мы способны видеть лишь очень небольшой участок пространства размером в один-два градуса, боковым зрением мы практически не различаем цвета. Четкая цветная трехмерная картина реальности синтезируется мозгом по сложнейшим алгоритмам из множества микроснимков, сделанных двумя камерами-глазами, которые все время быстро движутся, ощупывая пространство.

В общем, все как в «Хаббле», только на его снимках отражен гораздо более широкий спектр электромагнитных волн, невидимых глазу. Цвета на фотографиях галактических пейзажей расставлены непроизвольно - они несут информацию, например, о температуре изображенных на них звезд. Вряд ли это утешит любителей космической романтики, но реальность «как она есть» не дана нам в ощущениях - сама по себе она «безвидна и пуста», лишь разного рода волшебные очки позволяют увидеть те или иные ее грани.



В науке воображение особенно востребовано. Это не только математика или логика, но нечто между красотой и поэзией.
- Мария Митчелл

Глядя на необъятность ночного неба, где есть несколько облачков, нет Луны, в достаточно тёмное время суток, вы увидите не просто тысячи крохотных белых точек, освещающих чёрный навес ночи.

Хотя в среднем звёзды белого цвета, тому есть важная причина. Наши глаза в результате эволюции привыкли видеть очень узкую часть спектра, известную нам, как видимый свет, от фиолетового цвета с длиной волны в 400 нм, до красного света с 700 нм.


По сути, эти длины волн ничем особым не выделяются, просто так получилось. Но это случилось на поверхности Земли, которая днём освещена Солнцем!

Это значит, что звёзды, горящие при температурах выше, чем Солнце, будут казаться нам голубыми, а более холодные будут казаться, по мере уменьшения, жёлтыми, оранжевыми, и даже красными. В южном полушарии вид Южного креста и оконечных звёзд демонстрирует этот контраст.

В обоих полушариях великое зимнее созвездие, Орион (восходящий в сентябре в 2 часа утра), включает звёзды, варьирующиеся от тёмно-оранжевого Бетельгейзе до ярко-голубых звёзд в поясе.

И хотя эти звёзды на изображениях такие цветастые, это мало что объясняет.

На обеих картинках можно найти продолжительные красноватые регионы. Это явно не холодные красные звёзды. Картинка «астрономическое изображение дня», появившаяся накануне написания этой статьи, показывала в крупном масштабе этот красноватый регион туманности в Орионе с изображения выше.

Эта замечательная туманность имеет два видимых для человеческих глаз цвета, из тех, что можно встретить в пыльных регионах космоса. Синяя туманность слева ярко контрастирует с большим красным свечением справа.

Оказывается, что районы космоса, светящиеся красным, встречаются немного чаще, но и синих районов также хватает. Вопрос, над которым вы наверняка размышляете, это – отчего так? Давайте подробнее рассмотрим находящийся недалеко пояс Ориона.

Даже если звезда и не голубая, её отражательная туманность обычно голубого цвета (с некоторыми исключениями), по той же причине, почему небо голубое: космическая пыль, как и атмосфера Земли, лучше рассеивает голубой цвет, чем красный!

И когда свет сталкивается с нейтральным, не ионизированным, газом, то красный свет просто проходит насквозь, с отражением лишь небольшой его части, а голубой рассеивается во всех направлениях, в том числе и в нашем!

Поэтому, смотря на огромный комплекс молекулярных облаков в созвездии Ориона – в сотни световых лет в поперечнике – можно увидеть, что он наполнен как испускающими, так и отражательными туманностями, а ещё и тёмными полосками поглощающей пыли!

Вот так горячие звёзды, водород, более тяжёлые элементы и рассеивающая свет пыль, вместе со светом, исходящим от всех окружающих звёзд, работают вместе над освещением глубин космоса всем спектром видимого света!

Если вы начали представлять, что можно было бы увидеть, если бы вместо крохотной части видимого спектра мы могли бы видеть всё, от гамма-лучей до радиоволн, поздравляю! Вы только что поняли, зачем нам нужны телескопы, чувствительные к такому разнообразию длин волн, и почему мы используем композиции ложных цветов со всей этой информацией.

Большое разнообразие информации, видимой нашими глазами, покрывает лишь 1/60 долю всех длин волн электромагнитного спектра на логарифмической шкале! Так что радуйтесь тому, что видите, и причинам, почему оно именно такого света, но не верьте, что существует лишь то, что вы видите. Существует целая Вселенная, и каждый день наука помогает нам видеть её и понимать её ещё чуть больше. Не забывайте, как важно смотреть.

07.10.2015

Как уже неоднократно доказано практикой, для русскоязычных жителей Латвии есть два кодовых слова - «Космос» и «Высоцкий», на которые здесь реагируют моментально и с повышенным интересом, стараясь не пропускать ни одного мероприятия, имеющего отношение к этим темам. Вот и приезд в Ригу Героя России, космонавта № 90 Юрия Михайловича Батурина, учёного-физика, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова и МФТИ, политолога и журналиста, увлекающегося творчеством В. Высоцкого, вызвал практически сенсацию. Встреча проходила в дискуссионном медиа-клубе «Линия культуры», где собрались преподаватели русских школ и вузов, студенты, школьники, представители различных общественных организаций, журналисты.

Ещё в начале 90-х Юрий Батурин был советником Бориса Ельцина по правовым вопросам, а с 1994 года — и по национальной безопасности, секретарем Совета обороны России, помощником президента России. Он стал соавтором первого в России Закона о свободе печати, отменившего цензуру, а также участвовал в создании новой Конституции России, принятой в 1993 г. Но участников дискуссионного Клуба в Риге больше интересовали всё же не политические истории, а космические дали и высшие духовные ценности, что, кстати, вызвало горячий отклик у автора двухсот научных трудов по физике и кибернетике, отдавшего космонавтике более двадцати лет жизни.

Земля в иллюминаторе

Юрий Батурин в космосе побывал дважды – в 1998 г. и в 2001 г. За первый полё на орбитальную станцию «Мир» был награждён Орденом Мужества, за второй удостоен звания Героя России.

Суммарное время, проведённое Юрием Батуриным в космосе, 19 суток 17 часов 45 минут 41 секунда. По его словам, космонавт – это три личности: до полёта, во время полёта и после возвращения на землю. Если эти три личности окажутся в гармонии между собой, всё будет в порядке. «Прежде всего, поразительно ощущение того, что ты покинул наш мир, и ты это остро ощущаешь, когда из иллюминатора корабля видишь тонкую синюю полоску – это и есть атмосфера, - поделился космонавт своими впечатлениями. – Ты попадаешь в совершенно иные условия, все направления становятся равноправными – можно спать на потолке, на полу, на стене. Тебе приходится жить по-другому – есть, спать, работать. Первое – надо научиться фиксироваться, лучше всего это делать большим пальцем ноги, руки же нужны для работы! Во время еды нельзя упустить ни крошки, иначе она вылетит и попадет в дыхательные пути твоим товарищам, что, конечно, допустить нельзя… А самое страшное на МКС – это тишина, потому что она означает прекращение подачи электричества и отключение вентиляторов, которые разгоняют углекислый газ. Без этого газ скапливается вокруг головы в виде шара и человек может задохнуться» .

На личном опыте Юрий Батурин проверил и подтвердил слова Лейбница, сказавшего: «Всё к лучшему в этом лучшем из миров» . Как рассказал космонавт, особенно остро понимаешь это, побывав в иных мирах. Именно поэтому по возвращению и начинаешь ко многому по-другому относиться. «Например, идёшь по дороге и видишь – жук ползет. Ты стараешься не раздавить его, потому что не ты дал ему жизнь и не тебе её отнимать. Только что ты и сам был такой же мошкой во Вселенной, и тебя также легко мог раздавить любой микрометеорит. Но не раздавил! После этого по-особому начинаешь ценить красоту окружающего человека мира и его хрупкость»…

Создание космической станции или орбитального космоса, который, по сути, является моделью Земли, Батурин сравнивает с задачей Бога. Здесь всё на виду и всё взаимосвязано – техника с природой, природа с человеком. Допустим, проснувшись утром, один из шести членов космического экипажа не ответил на приветствие товарища, буркнув ему что-то невнятное. Из-за ерунды, обычного недоразумения у обоих в этот день всё будет валиться из рук. Или вот кто-то из них не уберегся от сквозняка вентиляторов и простудился, это само по себе очень опасно, особенно при спуске на землю. Но, кроме того, это ещё будет означать, что одну шестую часть всей «земной работы» должны взять на себя остальные пятеро членов экипажа. Допустим, кто-то как следует не завернул маленькую гаечку, а в космосе она открутилась и залетела в дыхательные пути одного из членов экипажа…

На земле взаимосвязь техники и человека люди ощущают, когда возникают большие трагедии, например, во время взрыва на АЭС Фукусима. Когда зашел разговор о недавних авариях, постигших космическую отрасль России, Юрий Батурин с сожалением признал, что по ряду причин космическая отрасль страны стала не такой уж привлекательной для молодёжи, отсюда – нарушения в правильном кадровом развитии. В период борьбы со всем советским в космической индустрии была ликвидирована военная приёмка, сейчас её восстановили, но опытных специалистов пока не хватает, что, конечно, отражается на качестве техники.

Пример из жизни: не имеющий должной квалификации и опыта работник поставил вверх ногами датчик. Такой же слабо подготовленный контролёр этого не заметил. А в результате ракета «Протон», вместо того чтобы взмыть вверх, пошла обратно к земле.

С непростой нештатной ситуацией пришлось столкнуться и самому Батурину во время его возвращения на землю из первого космического полёта. На подходе к земле вдруг пропала связь с Центром управления полетами, а её обеспечение как раз и входило в его функциональные обязанности. Ситуация сложилась довольно опасная, т.к. именно ЦУП должен был дать необходимые данные для посадки. Когда оставался один виток, связь с землей, ко всеобщему облегчению, восстановилась, и экипаж тут же получил нужную информацию. Уже на земле выяснилось, что связь прервалась, потому что ЦУП был отключен … за неуплату электроэнергии!

Юрий Михайлович в свои 66 лет, помимо научных работ, написал более полутора десятков книг, сейчас работает еще над пятью проектами.

С третьего класса он мечтал стать лётчиком, увлекался конструированием самолетов. День, когда по радио сообщили о полёте первого человека в космос, Юрий Батурин запомнил на всю жизнь, как и многие его ровесники. Сегодня, посетовал космонавт, далеко не все мальчишки мечтают полететь в космос: «Только что я вернулся с международного конгресса космонавтов и астронавтов, который проходил в Швеции. И мы, как это положено, посвятили два дня встречам со школьниками и студентами. Дважды в разных аудиториях я спрашивал у юных шведов, кто из них хочет стать астронавтом. Никто! Единственный вопрос, связанный с космосом, который мне задал шведский школьник, был таким: “Какая зарплата у космонавтов?”… Сейчас другие дети и мечтают они о другом» .

К сожалению, в наши дни молодёжь, даже если и знает имена первых советских космонавтов, далеко не все считают их героями – подумаешь, мол, облетел Гагарин разок вокруг Земли, делов-то! По мнению, Ю. Батурина, так могут говорить только люди, не знающие историю своей страны. В своё время академик Борис Черток, с которым ему посчастливилось общаться при написании книги о Юрии Гагарине, рассказал, что они с Сергеем Королёвым оценивали вероятность успешного полета Гагарина как … 50 на 50. Это всё равно, как монетку подбросить – вернётся или нет. Тем не менее, человека отправили в космос.

Книга Ю. Батурина как раз и посвящена тем нештатным ситуациям, с которым пришлось столкнуться советским космонавтам. И, конечно, все они – настоящие герои. Юрий Гагарин был военным человеком, кроме мундира, у него и личных-то вещей практически никаких не было. В своей второй книжке, посвящённой первым советским космонавтам, Юрий Батурин опубликовал выписку из распоряжения Совета министров СССР о награждении Юрия Гагарина за его подвиг. Вот список подаренного страной первому покорителю Космоса: «Пальто демисезонное - 1 шт. Пальто летнее - 1 шт. Плащ, костюм светлый, обувь – ботинки тёплые – 1 пара, шляпа – 2 шт. Носки хб - 6 пар. Бельё нижнее - трусы и майки – 6 пар. Носовые платки – 12 шт.» Когда читаешь эти документы, собранные вместе, отчетливо понимаешь, в каких тяжелейших экономических условиях наша страна когда-то ворвалась в космос…

«Корабли постоят и ложатся на курс»

В дискуссии принимали участие и члены рижского общества «Планета Высоцкого». Они попросили человека, побывавшего дважды в космосе, подтвердить или опровергнуть слова любимого барда, написавшего когда-то, что « в космосе страшней, чем в Дантовом аду…» . Юрий Батурин пошутил, что для более точного ответа, ему бы надо побывать ещё и в аду, и всё же ответил: «Нет, в космосе, конечно же, не страшней, чем в аду. Но, думаю, это всё же не рай, как, например, сказал наш первый космический турист Деннис Тито, когда мы с ним вместе вернулись из полета. Журналисты на нас отреагировали довольно вяло, а вот к мультимиллионеру все сразу накинулись с расспросами: “Что вы почувствовали, побывав там?”. Он ответил: “Я побывал в раю!”. Сами понимаете, что мы его, как туриста, не особо посвящали во все происходящее, да и работой не загружали. Возможно, поэтому ему многое виделось в радужных тонах… А я, например, там увидел, что такое белое каление металла. Это когда при спуске на землю, металл иллюминатора сначала стал красным, а потом побелел - вещь довольно страшная. Один из наших космонавтов, увидев это, когда корабль шел на посадку, что есть мочи крикнул по громкой связи: “Снимите меня отсюда!” Испытание для многих было не из лёгких…»

Своими любимыми песнями Высоцкого Юрий Батурин назвал две – «Чужая колея» и «Горизонт». Когда космонавты в день полёта выезжают на стартовую площадку, чтобы в дороге им не лезли в голову лишние мысли, им показывают фильм, подготовленный группой психологической поддержки. Когда Батурин ехал в таком автобусе на свой первый старт, ему показали в фильме обращения родных. Сначала к нему обратилась мама со словами: «Юра, провожаю тебя, как когда-то твоего папу на войну… И не отпустить нельзя, и отпустить страшно» . Тёплые слова сказали и брат, и дочка. А в подарок, зная, что Батурин любит Высоцкого, ему включили песню «Корабли постоят и ложатся на курс…» и в это время на видеоэкране показали старт космической ракеты. Юрий очень удивился, подумав, что создатели фильма как-то неудачно подобрали кадры к песне. Высоцкий же пел о море, причем здесь космос? Но через три часа, когда наступил момент старта, он явственно ощутил, как ракета, чуть закачалась, приподнимаясь вверх, а потом выпрямилась и легла на курс, точно, как в той самой песне, которая отныне обрела для космонавта новое звучание...

Читая Тургенева

Для русского преподавательского зарубежья было очень приятно услышать от прославленного российского космонавта и учёного, что его любимым писателем является Салтыков-Щедрин, все произведения которого Юрий Батурин читал и перечитывал неоднократно, считая, что это важно для понимания происходящего сегодня. «В своё время Михаил Еврафович тоже работал во власти, он все хорошо понимал и прекрасно описал происходящие там глупости. Мне всегда становится немножко легче от его иронии, - рассказал Юрий Михайлович. - Кроме того, я взял за правило вечерком перед сном почитать Тургенева. Да-да, не удивляйтесь! Просто после чтения наших газет, я начинаю ощущать, что уже не понимаю, что такое русский язык…Поэтому и беру Тургенева, чтобы вспомнить, какой он на самом деле…»

Как выглядит Земля из космоса? - «Она очень красивая, смотришь на неё и в первую очередь видишь три основных цвета космоса – черный, белый и синий. Черный – это сам космос, белый – облака, синий – океан. Причём преобладает именно синий цвет. И когда смотришь на эту синеву, то удивляешься, почему нашу планету назвали Земля, а не Вода? К сожалению, палитру красок и оттенков земной суши – красный, зелёный, жёлтый и их невероятные сочетания, которые мы наблюдаем из космоса, невозможно передать ни с помощью фотографии, ни через видеосъемку. Это видит только глаз космонавта. Вот почему я всегда говорю, что в космос обязательно должен полететь художник. Только он сможет, смешав краски и найдя наиболее точное их сочетание, показать миру, как прекрасна наша земля из космоса!..»

Небо никогда не прекращает поражать любого из нас. Мы не можем не восторгаться, когда мы смотрим на красивые тёплые цвета рассвета или заката или вглядываясь в звёздное ночное небо. Было бы преуменьшением сказать, что мы полностью одержимы космосом. Неудивительно, что комическая тематика нашла отклик и в искусстве, и в моде. От колготок, платьев, рюкзаков и кепок с галактическими принтами до картин и обработанных фотографий с наложением галактики. Но некоторые люди оказались на шаг впереди, объединив искусство и моду. Они покрасили волосы в космический цвет волос, на который их вдохновили планеты, звезды, галактики и туманности в космосе. Эти 20 космических образов приведут вас в восторг.

  1. Эта красивая комбинация голубых и фиолетовых тонов напомнит вам о ночном небе в холодный зимний день. Тёмные корни создадут красивый теневой эффект, который укрепит космическую тему. Художник придирчиво добавил несколько фиолетово-розовых прядей в нижних слоях причёски, чтобы добиться модного на сегодняшний день сочетания цветов.
  2. Эта шикарная короткая стрижка — прекрасное соединение галактических цветов. Если Ваши естественные волосы тёмные, ничто не сможет испортить вашу причёску. Со временем, когда корни начнут отрастать, они просто дополнят ваш образ теневым эффектом.
  3. Как небо в сумерках никогда не разочаровывает, так и эта гипнотическая комбинация никого не оставит равнодушным. Тёмно-фиолетовые корни плавно перетекают в более тёплые розовые тона. Этот стиль идеально подходит для любого, кто способен оценить бесконечную красоту галактики и раствориться в ней.
  4. Основанный на синих тонах галактический стиль на пике популярности. В основе этого каре синие оттенки с плавными переходами в более лёгкие голубые и фиолетовые тона. Этот великолепный образ подойдёт для девушек с прямыми или слегка вьющимися волосами. Кроме того, такая причёска придаст вашим волосам дополнительный объём.
  5. Межзвёздная туманность. Если Вы любите синий так же, как мы, межзвёздная туманность — это то, что вам нужно. Фиолетовые корни плавно перетекают в насыщенно-синие кончики волос. Этот великолепный цвет будет прекрасно смотреться как на вьющихся, так и на прямых волосах.
  6. Один из интересных методов частичной окраски, с добавление необычных зелёных оттенков. Вы хотите освежить ваши тёмные волосы? Космическая радуга один из лучших способов сделать это. Если вы влюблены в окрашивания методом oil-silk, но всё же склоняетесь к космическому стилю, то этот образ станет прекрасным компромиссом.
  7. Взрыв цвета/Красный взрыв. Кто сказал, что космические причёски могут состоять только их холодных тонов? Этот космический образ цвета спелой вишни будет шикарно выглядеть с любым оттенком кожи. Тёмно-фиолетовый переходит в насыщенный красный, добавляя волосам глубину. Зимой в этом образе вы будете притягивать к себе взгляды прохожих.
  8. Восхитительный образ, неправда ли? Космические узлы и галактические стрижки идут рука об руку, и это — лучшая комбинация двух стилей. Если у вас светлые волосы, фиолетовые корни станут наилучшей основой вашего космического образа.
  9. Этот образ пришёл прямиком от фанатов Pink Floyd. Шикарное, безупречное каре создает эффект призмы, который заставит вас полностью влюбиться в этот образ. Это прекрасная галактическая причёска для девушек с прямыми волосами.
  10. Если Вы хотите получить космический образ, но не хотите полностью осветлять волосы, обратите внимание на этот вариант. Светло-синие пряди смешиваются с чёрной основой, заставляя вас вспомнить тихую звёздную ночь.
  11. Ещё один вариант для тех, кто любит тёплые тона. Красные оттенки этого образа заставляют его походить на туманность в состоянии вспышки. Художник придирчиво добавил темно-фиолетовые тона в корни волос, чтобы создать глубину.
  12. В огромном многообразии фиолетово-красных комбинаций именно этот стиль создаст тот космический эффект, которого вы так жаждете. Тёмно-фиолетовая основа подчёркивается светло-красными прядками, чтобы создать размерный кроткий стиль, который является простым и одновременно динамичным.
  13. Эта красивая смесь цветов напоминает воду в космосе. В этом образе умело сочетаются разные оттенки синего и бирюзового. Большое количество слоёв и цветов добавят причёске объём и глубину, образ идеально подойдёт для тонких волос.
  14. Чёрная дыра. Если у вас переменчивое настроение или вы совмещаете работу в офисе с весёлыми яркими выходными, то вот то, что вы давно искали. У вас яркая космическая причёска, но стоит только распустить волосы, и вы снова не будете привлекать лишние взгляды. Что-то в этом образе напоминает о таинственной природе чёрных дыр.
  15. Этот фиолетовый стиль включает лёгкое омбре, от темно-фиолетового до насыщенно-пурпурного. С этим простым, но ярким стилем вы несомненно будете иметь головокружительный эффект.
  16. Есть ли какой-то зимний образ лучше этого? Конечно же нет! Тёмные корни великолепно смешиваются с тёмно-фиолетовым. Завитки добавляют объём и тайну. Этот цвет совмещает в себе все зимние образы.
  17. Вот ещё один вариант для тех из вас, кто любит простоту. Тонкие пряди цвета электрик в чёрных, как уголь, волосах похожи на хвосты комет в ночном небе. Холодные тона этого каре объединяются, чтобы создать милый и в то же время шикарный образ.
  18. Космические причёски отлично подходят зимней моде. Этот образ сочетает в себе оттенки серого, синего и чёрного, все из которых напоминают о зимних морозах. Позвольте шторму бушевать, и холод вас не побеспокоит.
  19. Лавандовый — цвет, который не может не восхищать. Эта красивая комбинация чёрных корней, исчезающих в лавандовом, а затем бирюзовый перехватывает ваше внимание. Это определенно стиль, с которым вы будете звездой весь год.
  20. Все мы знаем кого-то, кто любит розовый! Ваш взгляд опускается от тёмно-фиолетовых корней к смешению самых красивых оттенков пастельного розового. Чтобы придать причёске большую пышность и объём, добавлены васильковые тона.
2017-04-15

Типичный пример заблуждения, созданного кинематографом ради зрелищности. Ну вы знаете, эти вылезающие из орбит глаза и раздувающееся тело, после чего человек лопается, как мыльный пузырь. Кровь и кишки во все стороны добавляются опционально, если позволяет возрастной рейтинг фильма. Попадание в открытый космос без специального скафандра действительно убивает, но не так зрелищно, как мы видим в фильмах.

На самом деле человек без защиты может пробыть в открытом космосе примерно 30 секунд, не получив при этом необратимых нарушений здоровья.

Это будет далеко не мгновенная смерть. Человек умрёт от удушья из-за отсутствия кислорода. Если хотите увидеть, как это происходит на самом деле, посмотрите «Космическую одиссею 2001 года» Стэнли Кубрика. Вот в этом фильме тема раскрыта вполне реалистично.

Когда речь заходит о космической колонизации, то кандидата на роль нового дома для человечества два: Марс либо Венера. Венеру называют сестрой Земли, но только из-за схожести этих планет по размеру, силе гравитации и составу.

Вряд ли нам понравится жить на планете с густыми плотными облаками из серной кислоты, отражающими весь солнечный свет. Атмосфера - почти чистый углекислый газ, атмосферное давление в 92 раза выше нашего, температура на поверхности равна 477 градусам по Цельсию. Не очень дружелюбная сестра.

Солнце горит

На самом деле оно не горит, а светится. Можно подумать, что особой разницы нет, но горение - это химическая реакция, а свет, испускаемый Солнцем, является результатом ядерных реакций.

Солнце жёлтое

Попросите ребёнка или даже взрослого нарисовать Солнце. Результатом обязательно будет жёлтый круг. И правда, можно посмотреть на Солнце собственными глазами - оно жёлтое.

На самом деле мы видим Солнце жёлтым из-за атмосферы Земли. Тут можно поспорить, указав на снимки Солнца из космоса, где оно тоже жёлтое. Действительно, только зачастую такие снимки предварительно обрабатывают, чтобы сделать нашу звезду узнаваемой.

Настоящий цвет Солнца - белый. И чтобы убедиться в этом, совсем не обязательно лететь в космос, достаточно лишь знать температуру. Более холодные звёзды светятся коричневым или тёмно-красным светом. С повышением температуры цвет смещается к красному. Самые горячие звёзды с температурой поверхности в 10 тысяч градусов по Кельвину излучают свет, близкий к противоположной границе спектра видимого света, и дают голубой цвет.

Наше Солнце с температурой поверхности 6 тысяч градусов по Кельвину находится примерно в середине спектра и даёт чистое белое свечение.

Летом Земля ближе к Солнцу

Кажется вполне логичным, что температура на поверхности Земли тем выше, чем ближе она к телу, дающему тепло, то есть к Солнцу. Но причина смены времён года кроется в том, что ось вращения Земли наклонена. Когда ось, выходящая из северного полушария, наклонена в сторону Солнца, в этом полушарии лето, и наоборот. Именно поэтому говорят, что в Австралии зима летом.

При этом не становится заблуждением мысль о том, что Земля периодически отдаляется от Солнца и приближается к нему. Орбита Земли эллиптическая, как и у большинства других планет. Среднее расстояние от Земли до Солнца считается равным 150 миллионам километров. Однако в момент наибольшего приближения планеты к звезде расстояние уменьшается до 147 миллионов километров, а при наибольшем удалении увеличивается до 152 миллионов километров. То есть Земля действительно бывает ближе и дальше от Солнца, но этот факт не влияет на времена года.

Тёмная сторона Луны

Луна действительно всегда обращена к Земле одной стороной, потому что её вращение вокруг собственной оси и вокруг Земли синхронизировано. Однако это не значит, что другая её сторона всегда в темноте. Вы наверняка видели лунные затмения. Угадайте, если сторона, всегда обращённая к нам, закрывает часть Солнца, то куда попадает в это время свет звезды?

Луна всегда обращена одной стороной к Земле, но не к Солнцу.

Звук в космосе

Ещё один миф кинематографа, который, к счастью, используют не все режиссёры. В той же «Одиссее» Кубрика и нашумевшем «Интерстелларе» всё правильно. Космос - безвоздушное пространство, то есть там звуковым волнам просто не через что распространяться. Но это не значит, что Земля - это единственное место, где можно слышать звуки. Везде, где есть какая-то атмосфера, будет и звук, но он покажется вам странным. Например, на Марсе звук будет выше.

Сквозь пояс астероидов нельзя пролететь

Привет «Звёздным войнам». Там мы видели пояс астероидов как очень плотное скопление, пройти сквозь которое под силу лишь таким крутым пилотам, как Хан Соло.

В реальности космос другой. Он больше. Гораздо больше. Несоизмеримо больше. И расстояние между объектами в поясе астероидов тоже гораздо больше. По факту, чтобы пролететь сквозь пояс и врезаться хоть в один астероид, нужно быть самым невезучим человеком во Вселенной.

Для примера можно обратиться к поясу астероидов в нашей системе. Самый большой объект в нём - Церера, карликовая планета - имеет диаметр всего 950 километров. Расстояние между двумя объектами в поясе колеблется в пределах сотен тысяч километров. На данный момент на исследование пояса было отправлено уже 11 зондов, и все они благополучно прошли его без каких-то инцидентов.

Великая Китайская стена видна из космоса

Миф появился ещё до того, как человек побывал в космосе. А ещё до первого полёта на Луну некто утверждал, что стену будет видно и с естественного спутника Земли. Ну что же, вот снимок даже не с Луны, а с довольно низкой орбиты. Найдите Великую Китайскую стену.


На космические технологии тратят четверть бюджета страны

Конечно, не у нас, а в США, но и это чушь. Да, расходы на космическую программу в Штатах выше, чем у любой другой страны, но ни о каких 25% речи не идёт. Вот ссылка на предлагаемый бюджет NASA на 2015 год. Это 0,5% федерального бюджета США. Наибольшие средства в отрасль вкладывались во время космической гонки в шестидесятые годы, но и тогда расходы достигали среднего уровня лишь в 1% от федерального бюджета. Рекорд составляет 4,41% в 1966 году, но то были очень специфические времена.

Мы надеемся, что данная подборка получилась интересной и познавательной. Предлагайте тематики следующих подборок в комментариях.