Продолжим рассматривать марки из серии, посвященной русским географическим экспедициям. Сегодня на очереди история исследований островов Новой Земли, предпринятых экспедицией под руководством Фёдора Петровича Литке в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах.

Статьи о предыдущих марках серии — , .

Фёдор Петрович Литке

Фёдор Петрович Литке принадлежал к славной плеяде моряков, выходцев из остзейских немцев. Его дед Иван Филиппович Литке (Иоганн Филипп Литке) приехал в Петербург в 1735 году. Он был ученым богословом, лютеранским пастором. Отёц Фёдора Петровича — Петр Иванович Литке был военным, принимал участие в битвах при Ларге и Кагуле в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и служил адъютантом у князя Н.В. Репнина.

Фёдор родился в Петербурге 17 сентября (28 сентября) 1797 года. Во время родов его мать умирает. В своей автобиографии Фёдор Петрович пишет:

…приближался первый и несчастнейший час моей жизни. 17 сентября 1797 года сделался я убийцею моей матери. Появление мое на свете пережила она не более двух часов…

Отец женился вторично, но брак был неудачным. Новая молодая жена отравила его последние годы жизни, а детям стала злой, жестокой мачехой. Когда Фёдору было 10 лет, умирает и его отец, мальчик остается круглым сиротой. Образованием его никто не занимался и всё тяжелое и опасное время юности Фёдор был предоставлен самому себе. Только благодаря твердости характера и любознательности он не пропал, сам занимался своим образованием, помногу читал. И неизвестно как сложилась бы судьба будущего адмирала, если бы на него не обратил внимание муж старшей сестры Натальи капитан-лейтенант флота И.С. Сульменев. Их взаимные долгие беседы о море, корабельной жизни увлекли мальчика и по ходатайству Сульменева в 1812 году Фёдор Литке поступает под его команду на флот. Во время службы в 1813 г. Литке участвует в осаде Данцига, где отличился, был произведен в мичманы и награжден орденом Анны 4-й степени.

В 1817 г. Фёдор Литке получает назначение на шлюп «Камчатка», отправляющийся в кругосветное плавание под началом . В этом путешествии Фёдор Петрович получает бесценный опыт, из юного мичмана превращается в опытного флотоводца. В этом плавании Литке сблизился с другим будущим великим путешественником Фердинандом Врангелем, дружба с которым продолжалась всю жизнь.


Кругосветное плавание В.М. Головнина на «Камчатке» (1817-1819)

В.М. Головнин высоко оценил профессиональные и личные качества Литке и по возвращению рекомендовал Фёдора Петровича к руководству экспедицией по исследованию Новой Земли. В то время Новая Земля оставалась фактически terra incognita. Со времен плаваний Баренца в 1594-1597 и Розмыслова в в 1768-1769 гг. серьезных исследований тех мест не предпринималось. Карты Новой Земли и окрестных земель были весьма примитивны.

Северный Ледовитый океан привлекал мореплавателей возможностью более короткого пути из Атлантического океана в Тихий, в Китай и далее к богатым восточным странам. Обширный новоземельский архипелаг как раз лежал на пути этих плаваний, против которых была сама суровая северная погода и льды. Одной из первых европейских экспедиций по отысканию северо-восточного прохода было плавание в 1553 г. английской флотилии, состоящей из трех кораблей под началом Хью Уиллоби. Корабли пересекли Северное море и двинулись далее на север. Во время одной из бурь один из кораблей под командованием капитана Ченслера отстал. В сентябре два оставшихся судна встали на якорь в устье реки Варзина (Кольский полуостров). Зимовка окончилась трагически, все 70 участников экспедиции погибли. Они были найдены на следующую весну лопарями. Вещи с обоих судов доставлены в Холмогоры и по повелению царя возвращены англичанам, которые так узнали об участи погибшей экспедиции. Отставший же капитан Ченслер, укрывшись после разлуки с адмиралом в Вардгоусе, поплыв опять к востоку, вошел в Белое море и прибыл, наконец, в западное устье реки Двины, к Никольскому монастырю. Этим положено было начало торговли России с Англией.

Голландский путешественник Вильям Баренц в 1594-1597 годах трижды пытался найти северо-восточный проход. Во время третьей экспедиции он вместе со своими людьми был вынужден зазимовать на Новой Земле. Вскоре после окончания зимовки и отплытия с островов Баренц умер от цинги. Эта экспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию. В честь Вильяма Баренца названо Баренцево море.

На старинных картах хорошо видно, что даже к началу XIX века восточный берег Новой Земли остается совершенно неизвестным мореплавателям и картографам.


Новая Земля (Атлас Joan Blaeu, 1665) (Источник: www.davidrumsey.com)
Новая Земля (Атлас Gaspari, 1817)

Экспедиция штурмана Розмыслова в 1768-1769 была первой русской научной экспедицией, снаряженной специально для изучения и описи Новой Земли. Она не только произвела съемку Маточкина Шара (пролив между Северным и Южным островами), но и собрала интересные сведения о природе новоземельских островов.

В 1819 году была создана специальная экспедиция во главе с лейтенантом А.П. Лазаревым. Инструкция, данная Лазареву, ставила перед ним задачу описать в одно лето всю Новую Землю и остров Вайгач и кроме того определить географические координаты Канина Носа и острова Колгуева. Масштаб поставленных задач, конечно, никак не соотносился с реальным положением дел и и возможностями того времени. И экспедиция неминуемо закончилась полной неудачей. Лазарев даже ни разу не высаживался на Новой Земле и ограничился лишь плаванием вдоль западных берегов. Некоторые привезенные им сведения впоследствии оказались сильно ошибочными. По возвращении в Архангельск оказалось, что более половины команды больны цингой, а трое в дороге умерло.

Поэтому инструкции, данные Литке, были уже не в пример осторожнее. В частности ему было указано:

Цѣлъ порученія, вамъ дѣлаемаго, не есть подробное описаніе Новой Земли, но единственное обозрѣнiе на первый разъ берѳговъ оной и познаніе величины сего острова по опредѣленію географическаго положенія главныхъ его мысовъ и длины пролива, Маточкинымъ шаромъ именуемаго - буде тому не воспрепятствуютъ льды или другія какія важныя помѣшательства

27 июля 1821 года экспедиция в составе 43 человек на бриге «Новая Земля» вышла из порта Архангельска и отправилась на северо-восток. Продовольствия было припасено на 16 месяцев на случай непреднамеренной зимовки. 31 июля экспедиция достигла берегов Новой Земли, где экипажем проводилась описание берегов. Работы первого года были по существу только разведкой, во время которой Литке изучал условия плавания в северных морях и проверял морские качества корабля. А условия были опасными. 31 июля 1821 года, лавируя к северу от острова Моржовца, бриг «Новая Земля» сел на мель, которая с тех пор носит имя Литке. В конце августа бриг взял курс назад на Архангельск, куда прибыл 11 сентября.


Ф.П. Литке у берегов Новой Земли. Художник П. Павлинов

На следующий год с 9 июля по 17 августа Литке занимался исследованием берегов близ Мурманска и сразу по окончании работ сразу отправился к Новой Земле. Во время экспедиции 1822 года был исследован пролив Маточкин шар, уточнены его географические координаты, описан берег до южного Гусиного Носа. Начавшийся шторм заставил прекратить работы, и 12 сентября пошли в Архангельск.

Успех второго года побудил продолжать работы и в 1823 году. Во время третьей экспедиции была закончена опись пролива Маточкин шар. Карта Розмыслова оказалась достаточно близкой к истине. Длина пролива по Розмыслову отличалась от определенной Литке на три мили. Из Маточкина Шара Литке пошел к югу и 31 августа дошел до Кусовой Земли, закончив таким образом опись западного берега Новой Земли до самой южной оконечности. Карские ворота были чисты ото льда. Однако Литке, боясь быть прижатым льдами к берегу и быть вынужденным к зимовке, не пошел в Карское море. Возвращаясь бриг налетел на каменную банку, был сломан руль и сорвана обшивка. Когда гибель казалась уже практически неизбежной, порыв ветра снял судно с отмели. Только исключительная прочность «Новой Земли» спасла Литке и его спутников от смерти. Благодаря героизму и прекрасной выучке команды бриг дошел 12 сентября до Соломбалы. Несмотря на аварию успехи третьего года были значительны. Помимо описи берегов Новой Земли, Маточкина Шара, острова Колгуева и астрономических определений, Литке в нескольких местах произвел магнитные наблюдения. За эту экспедицию Ф.П. Литке был награжден 1-го февраля 1823 г. чином капитан-лейтенанта.

Оценивая итоги трехлетних работ, Литке пишет:

В первые три экспедиции совершено было, по-видимому, все то, что возможно совершить у берегов Новой Земли на мореходном судне, снабженном не для зимовки: западные и южные берега, равно как и пролив Маточкин, были описаны; двухлетнее покушение проникнуть к северному берегу было неуспешно, по причине сплошных льдов в той стороне; осмотреть восточный берег с мореходного судна был мало надежды по причине льдов же, кои, по всем известиям, почти никогда того берега не оставляют.

В 1824 год была предпринята попытка достичь восточного берега. Однако сплошные льды помешали этому и успехи четвертой экспедиции были невелики.


«Бриг „Новая Земля“ под командованием Ф. П. Литке у берегов Новой Земли». Худ. Валентин Печатин

По окончании экспедиции Литке приступил к обработке собранных материалов и в 1826 г. закончил своё сочинение «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге «Новая Земля» в 1821-1824 годах», которое было впоследствии переведено на немецкий язык известным естествоиспытателем Эрманом. В предисловии к немецкому изданию книги Эрман писал:

При съемке и описании всех достигнутых им (Литке) пунктов Ледовитого океана он настолько превзошел всех своих предшественников научным тщанием и беспристрастием своих суждений, что эти работы нельзя пройти молчанием ни в истории мореплавания, ни в истории географии


Маршруты плаваний Ф.П. Литке к берегам Новой Земли в 1821-1824 гг.

Едва Литке успел окончить свою книгу, как был назначен командиром шлюпа «Сенявин» на котором и отправился в своё второе кругосветное плавание, длившееся с 1826 по 1829 г. Но это уже совсем другая история.


Ф. П. Литке (1797-1882). Шлюп «Сенявин»
СССР, 1947. Соловьев 1111, Михель 1089

Первым же северно-восточным маршрутом прошел финский мореплаватель Нильс Норденшельд в 1878-1879 годах. Правда его путешествие продолжалось два сезона — в конце сентября 1878 г. его корабль «Вега» на 9 месяцев вмерз в лед всего в 195 км от Берингова пролива.


«Вега». Финляндия, 1996.
Михель 1436 (нет в коллекции)

За одну навигацию Северный морской путь впервые прошел ледокольный пароход «А. Сибиряков» в 1932 г., под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина.


СССР, 1977

В честь Ф.П. Литке тоже был назван ледокол, построенный в Англии в 1909 г. и купленный Россией во время первой мировой войны. На ледоколе, или как его тогда называли ледорезе «Ф.П. Литке» в 1934 г. впервые за одну навигацию был совершен переход по Северному морскому пути по направлению с востока на запад. Капитаном в том плавании был Н. М. Николаев.


СССР, 1977

А на Новой Земле в советские годы был устроен полигон по испытанию атомных бомб. В частности здесь 30 октября 1961 года была взорвана 56 мегатонная Царь-бомба, взрывная сейсмическая волна от которой три раза обогнула земной шар.

Бриг «Новая Земля»

Бриг «Новая Земля» был специально построен для арктических экспедиций на Соломбальской верфи, поэтому имел усиленную обшивку. Строитель — корабельный мастер 5 класса Андрей Михайлович Курочкин. Заложен 4 декабря 1817 г., спущен на воду 10 июля 1819 г.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — 200 т
  • длина — 24,4 м
  • ширина — 6,1 м
  • осадка — 1,3 м
  • высота борта — 2,8 м
  • вооружение — 16 пушек (во время арктических путшествий 6 3-фунтовых пушек)

Чертеж брига «Новая Земля» (

Федор Петрович Литке - один из видных географов XIX в., адмирал русского флота, известный своими исследованиями Арктики и кругосветным плаванием.

Федор Петрович Литке - один из видных географов XIX в., адмирал русского флота, известный своими исследованиями Арктики и кругосветным плаванием. Он был одним из инициаторов и учредителей Русского географического общества, его почетным членом и в течение 20 лет возглавлял его работу, занимая должность вице-председателя. С 1864 г. он был президентом Петербургской Академии наук.

Ф.П. Литке родился в Петербурге 17 сентября 1797 г. Детство его было тяжелым и безрадостным. Мать умерла при его рождении. Отец вскоре женился на молодой женщине, невзлюбившей пятерых своих пасынков и падчериц. Семилетним мальчиком его отдали в пансион немца Мейера. После четырехлетнего обучения он научился лепетать по-немецки, французски, английски, посредственно знал четыре арифметических действия и с грехом пополам мог назвать главные страны мира и крупные города.

В 1808 г. умер отец Литке и мальчик остался круглым сиротой. Жил он у брата матери, члена Государственного совета Энгеля. Он оставался без всякого надзора, не имел ни одного учителя с 11 до 15 лет. Единственным утешением мальчика была богатая библиотека дяди. Он прочитал множество книг по истории, астрономии, философии, географии. Особенно увлекался чтением книг о путешествиях. Однажды он прочитал книгу, в которой описывалось путешествие голландского мореплавателя В. Баренца к Новой Земле. Упорная борьба путешественников с трудностями, картины суровой, своеобразной красоты природы Арктики произвели на маленького читателя неизгладимое впечатление.

В 1810 г. в жизни мальчика произошли изменения. Его сестра Наталья вышла замуж за капитан-лейтенанта И.С. Сульменева. Бывая часто у сестры, он с увлечением слушал рассказы о кругосветных путешествиях, географических открытиях и победах русского военного флота. Частые посещения квартиры сестры, еженедельные плавания по Финскому заливу в Кронштадт и обратно привили мальчику любовь к морю.

Юноша решил посвятить свою жизнь военно-морской службе и по ходатайству Сульменева в 1812 г. был принят волонтером в гребную флотилию. За находчивость и смелость его скоро произвели в гардемарины. В 1813 г. 16-летним юношей Литке трижды участвовал в боях против французских частей, укрывавшихся в Данциге. Его храбрость, самообладание и образцовое выполнение боевых заданий под артиллерийским огнем противника получили высокую оценку командования. Литке был произведен в мичманы и награжден орденом св. Анны IV степени.

Он продолжал настойчиво изучать астрономию, навигацию, наставления по морской практике, сложное устройство парусных кораблей и управление ими, читал книги о кругосветных плаваниях русских и иностранных моряков. У Литке крепла старая мечта совершить такие же путешествия, какие совершили Витус Беринг, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский.

В 1817 г. при содействии Сульменева 20-летний юноша назначен старшим мичманом на военный шлюп «Камчатка», который совершил кругосветное плавание под командованием Василия Михайловича Головнина.

Плавание на шлюпе «Камчатка» продолжалось 2 года и 10 дней. Оно принесло молодому офицеру огромную пользу, расширив его знания в области океанографии, астрономии, физики, этнографии, навигации и определило его будущую деятельность как исследователя-путешественника.

В.М. Головнин высоко оценил способности Литке и по возвращении из плавания рекомендовал его на пост начальника гидрографической экспедиции для описания берегов Новой Земли.

В летописи полярных путешествий видное место занимают русские мореплаватели и исследователи, которые открыли и описали обширные пространства, сделали немало открытий, проложили путь на Север и начали экономическое освоение его.

Новую Землю и Карское море русские мореходы посещали уже в XV в.; имеются предположения, что отдельные русские мореходы бывали в этих суровых труднодоступных местах еще в XI в.

Славными именами русских полярных мореходов справедливо гордится Россия.

Однако ценные сведения поморов, добытые огромным мужеством, суровыми испытаниями и преодолением невероятных трудностей, не были обобщены, и к началу XIX в. Новая Земля оставалась неизученной. В 1807 г. снаряжено и отправлено одномачтовое судно «Пчела» под командованием штурмана Поспелова. Во время этого плавания были описаны и положены на карту берега от Костина Шара до Маточкина Шара. В 1819 г. была снаряжена новая экспедиция под начальством лейтенанта А.П. Лазарева, которая окончилась неудачей.

Из оценки работ всех экспедиций к Новой Земле следовал неутешительный вывод: сведения о ней скудны, отрывочны и туманны.

Необходимо было провести большую, кропотливую исследовательскую работу.

Для плавания в Арктику на архангельской верфи был построен бриг «Новая Земля» - парусное двухмачтовое судно с прямыми парусами, грузоподъемностью в 200 т. Командиром брига был назначен Ф.П. Литке. По указанию Литке жилую палубу освободили от груза и на ней установили две чугунные печи, которые поддерживали нормальную температуру. Эта на первый взгляд несущественная мера обеспечила экипажу брига, состоявшему из 43 человек, вполне приемлемые условия обитания. В течение плавания не было ни одного смертельного случая.

На бриге «Новая Земля» Литке совершил четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821, 1822, 1823 и 1824 гг.

Первое плавание было рекогносцировочным. Только 10 августа бриг достиг полуострова Гусиная Земля. Несмотря на непроходимые ледяные поля, экспедиции удалось уточнить положение береговой линии в районе Канина Носа и Святого Носа. Это плавание дало возможность Литке ознакомиться с условиями плавания и ледовой обстановкой у берегов Новой Земли.

Во время второго плавания была произведена опись берегов и множества новых географических объектов Кольского полуострова. Офицеры производили опись берегов Новой Земли с борта корабля. Определены координаты устья Маточкина Шара.

Представленный Литке отчет о двухлетних исследованиях получил хорошую оценку в Адмиралтействе. Ему было поручено совершить третье, а затем и четвертое плавание в Северный Ледовитый океан.

Четырехгодичные исследования Литке в Северном Ледовитом океане значительно расширили географические и гидрографические знания об Арктике. Были описаны и положены на карту западные берега Новой Земли, побережье материка от пролива Югорский Шар до мыса Русский Заворот и от Святого Носа на Кольском полуострове до русско-шведской границы; произведены измерения глубин моря, взяты пробы грунта, фиксировались колебания уровня моря.

Итогом плаваний Литке явилась его книга «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821-1824 гг.». Он стал известен как крупный исследователь Арктики.

Вскоре после этой экспедиции Литке был назначен командиром шлюпа «Сенявин», который направлялся в кругосветное плавание с задачами произвести ряд работ в Беринговом море и в Каролинском архипелаге. Эта экспедиция состоялась в 1826-1829 гг.

Экспедиция собрала обширные географические, гидрографические и геофизические материалы. Были определены координаты важных пунктов побережья Камчатки к северу от Авачинской губы, описан ряд островов Курильской гряды, описано побережье Чукотки от мыса Дежнёва до Анадыря.

Большой объем географических работ экспедиция выполнила в южной части Тихого океана, где были обследованы Каролинские острова. Открыто вновь 12 и описано 26 групп и отдельных островов, найдены острова Бонин, местоположение которых тогда было известно неточно. Для всех этих географических объектов составлены карты, сделаны описи и рисунки, составлен отдельный атлас. Экспедиция собрала обширный материал по морским течениям, температуре воды и воздуха, атмосферному давлению и т. д.

Важную часть работ составляли гравиметрические и магнитные наблюдения, которые послужили ценным вкладом в мировую науку.

Экспедицией собран значительный материал по зоологии (собрано больше полутора тысяч экземпляров разных животных), ботанике, геологии, этнографии и т. д.

Весь этот огромный объем работ был выполнен весьма скромными средствами и малым числом сотрудников. Литке в качестве помощников имел лейтенантов Завалишина и Аболешева, 8 мичманов и других младших командиров и трех ученых - Мертенса, Постельса и Китлица и 48 матросов. Нельзя забывать, что экспедиция осуществлялась на парусном корабле, требующем много внимания, труда и мастерства всей команды. Корабль ходил и в штилевой зоне, и в самых штормовых районах океана; в самых разнообразных климатических условиях - от экватора до полярного круга, от тропиков до Арктики. За все три года плавания в экспедиции не было несчастных случаев, ни разу экспедиция не попадала в бедственное положение. Недаром эту экспедицию считают самой счастливой и самой плодотворной из всех многочисленных русских кругосветных плаваний первой половины XIX столетия, которыми вправе гордиться наша страна.

Кругосветное плавание Ф.П. Литке на «Сенявине» оказалось для него последним путешествием. В 1832 г. Николай I назначил его воспитателем своего сына Константина. 16 лет Федор Петрович вынужден был находиться при царском дворе. Он не любил придворной жизни, чуждался тщеславия и властолюбия, был далек от придворных интриг. В 1835 г. он писал: «Служба моя во многом противна и природе моей и потребностям душевным». Но и будучи при дворе, Федор Петрович сумел остаться ученым. Он посещал заседания Академии наук, написал статью о приливах в Северном Ледовитом океане, не порывал связи со своими друзьями-мореплавателями.

Ф.П. Литке выступил с предложением о необходимости объединения всех географов, исследователей и путешественников в научное общество и добился разрешения на создание Русского географического общества. Членами-учредителями общества выступили: академик К.М. Бэр - знаменитый натуралист, исследователь России; Ф.П. Врангель - известный полярный исследователь; академик К.И. Арсеньев - географ, историк и статистик, сыгравший заметную роль в развитии экономической географии России; В.Я. Струве - выдающийся астроном, основатель и директор Пулковской обсерватории; адмирал И.Ф. Крузенштерн и др.

В сентябре 1845 г. на собрании учредителей Ф.П. Литке был избран вице-председателем Русского географического общества (председателем, по положению, был член императорской фамилии).

Ф.П. Литке руководил Русским географическим обществом свыше 20 лет в 1845-1850 и в 1857-1873 гг.

С 1850 по 1853 г. Литке был главным командиром и губернатором Ревельского порта, а в период Крымской войны - главным командиром и военным губернатором Кронштадтского порта, ему было присвоено звание полного адмирала.

Литке активно участвовал в работе Академии наук. С 1864 по 1882 г. Литке был президентом Академии наук. И в этой своей работе он развивает активную деятельность, способствует развитию научных обществ и учреждений. Была расширена деятельность Пулковской обсерватории, открытой в 1839 г. Пулковская обсерватория получила мировую известность и в течение нескольких десятилетий была «астрономической столицей» мира. В 1849 г. в России был создан первый в мире климатологический центр - Главная физическая обсерватория. Литке содействовал дальнейшему расширению деятельности Павловской магнитно-метеорологической обсерватории.

Имя Литке увековечено на мировой карте. 15 географических объектов на картах Арктики и Тихого океана носят его имя.

Источник в интернете:

МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, ГЕОГРАФ, УЧЕНЫЙ.
Федор Петрович ЛИТКЕ

В истории мореплавания дореволюционной России первая половина XIX века ознаменовалась особенно заметным развитием морских наук, активизацией деятельности русских мореходов, совершивших серию дальних плаваний в разные части земного шара и вокруг света. И каждый моряк в то время считал особой честью, своей мечтой и счастьем лично участвовать в таких длительных и рискованных путешествиях.

В тот период весь свет не переставал удивляться достижениям русских мореходов, сделавших немало важнейших географических открытий, выполнявших уникальные исследования, обогативших отечественную науку новыми данными и сведениями.

Среди замечательных русских мореплавателей, внесших особенно большой вклад в развитие морской науки, были В. М. Головнин, М. И. Лазарев, О. Е. Коцебу, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Ф. П. Литке и другие.

Имя Федора Петровича Литке занимает особое место в истории отечественной морской науки. Он родился 8 (20) августа 1797 года в Петербурге. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался у родственников, мало обращавших на него внимание. Редкая любознательность и тяга к знаниям с раннего детства приохотили Литке к чтению. Он читал много и без всякого разбора, но особенно интересовали его книги о путешествиях и приключениях.

Когда мальчику минуло 12 лет, в его жизни наступила благоприятная перемена. В дальнейшей судьбе Феди горячее участие приняли старшая сестра и ее муж - военный моряк Иван Саввич Сульменев. Он очень полюбил мальчика, привязался к нему и брал с собой в короткие рейсы, рассказывал о былых походах, интересных эпизодах и приключениях, знакомил с основами мореходного дела. Федя вскоре стал любимцем матросов. Часто выполнял несложные поручения, вникал в тонкости морской службы, знакомился с корабельным устройством. Он полюбил море, то тихое и спокойное, то бурное и грозное. С тех пор любовь к морю никогда не угасала в нем.

Родина в тот период переживала трудное время. Шла война с Францией. Войска Наполеона вторглись в пределы Русского государства и дошли до Москвы. На защиту отечества поднялся весь народ. Особенно в бой рвалась молодежь. Мечта о военных подвигах захватила и молодого Литке.

К этому времени он уже успел многое сделать. Увлекшись морской службой и решив посвятить себя этому делу, он самостоятельно изучил курс мореходного дела и успешно сдал экзамены на морского офицера. Сбылась и другая его мечта: в 1813 году он был зачислен в состав экипажа кораблей, которыми командовал И. С. Сульменев.

Вскоре представился случай и отличиться. Русские войска окружили мощную крепость Данциг, а суда, в том числе и корабль Сульменева, блокировали ее с моря. Во время боевых действий Ф. П. Литке успешно выполнял распоряжения командира, пользуясь быстроходным катером. Бой закончился победой русских. В числе награжденных был и Литке: ему пожаловали орден и присвоили офицерское звание. А через несколько дней после этих событий ему исполнилось 16 лет!

Последующие несколько лет юноша посвятил службе во флоте и освоению морских наук. Однажды произошло радостное событие, о котором мог лишь мечтать молодой моряк: он был включен в состав экспедиции на Камчатку под командованием В. М. Головнина, уже известного в то время мореплавателя.

Участие Ф. П. Литке в этой экспедиции - одна из наиболее ярких страниц в его жизни. На шлюпе «Камчатка» он совершил в 1817-1819 годах кругосветное путешествие; побывал во многих странах, увидел, как живут люди на суше и на море. Этот поход, по признанию самого Федора Петровича, был для него большой и трудной школой. Пройдя ее, он получил огромный опыт, стал искусным мореплавателем, таким, каким его знали в течение последующих лет.

Учитывая все эти качества, ему, как опытному исследователю морей, было поручено возглавить новую экспедицию по описанию берегов Новой Земли. И это задание он выполнил блестяще. Получены важные результаты: описана западная часть Новой Земли, составлена детальная карта Мурманского побережья, исследовано горло Белого моря и устьевая часть реки Печоры. Итогом работ явился труд Ф. П. Литке «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821 -1824 годах».

Едва успев справиться с этим делом, Федор Петрович получил новое серьезное задание - командовать шлюпом «Сенявин», отправиться в кругосветное путешествие.

Четырехлетний поход Ф. П. Литке можно вполне причислить к большим подвигам, когда-либо свершенным мореходами. На экспедицию возлагалась трудная задача по обследованию и описанию северной части Тихого океана, включая Алеутские, Каролинские и Сандвичевы острова, выполнить трудоемкие гидрологические, гидрографические, магнитные и другие наблюдения и исследования. Своими трудами экспедиция внесла большой вклад в развитие морской гидрологической науки в России. Собранные материалы послужили на пользу и другим наукам - этнографии, зоологии, орнитологии, ботанике. Федор Петрович изложил все в своей работе «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 годы».

К середине прошлого века в России назрела необходимость создания учреждения, которое могло бы объединить в государственном масштабе географические силы России, организовать, координировать и проводить новые географические работы. К этому времени уже было выполнено много географических исследований, получен ценный материал, который было необходимо как-то осваивать, обобщать, пропагандировать.

В создании такой организации самое деятельное участие приняли видные ученые той эпохи: К. М. Бэр, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель, В. И. Даль и другие. Эту организацию решили назвать Русским географическим обществом. Основную организационную работу по его созданию выполнил Ф. П. Литке. Он составил проект первого устава общества и наметил круг вопросов, которыми оно должно заниматься.

Географическое общество было учреждено 6 (18) августа 1845 года. И хотя первыми президентами его были лица царской фамилии, вся тяжесть повседневной работы легла на вице-президентов. Первым из них был Ф. П. Литке. Он был не только организатором, но и идейным и фактическим его руководителем в течение многих последующих лет (1845-1850, 1857-1872 годы).

Федор Петрович Литке очень много сделал для развития отечественной науки. Его деятельность была высоко оценена. В тридцатидвухлетнем возрасте он избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, в 1855 году - ее почетным членом, а в 1864 году стал президентом академии. Этот удивительно работоспособный и деятельный человек на протяжении многих лет успешно выполнял ответственные обязанности президента Петербургской Академии наук и Географического общества. В последней должности он особое внимание уделял деятельности научных учреждений России - Пулковской обсерватории, Главной физической обсерватории и других организаций.

Авторитет Федора Петровича как ученого был исключительно велик. Он состоял почетным членом многих русских и зарубежных научных учреждений. Географическим обществом в 1873 году была учреждена Золотая медаль его имени за выдающиеся географические труды. Кипучая и весьма плодотворная деятельность Ф. П. Литке оборвалась в 1882 году. Имя его увековечено на картах мира, им названо около пятнадцати географических объектов.

Когда вы начинаете делать ремонт, пора подумать о том, где купить обои. Замечательно, что есть продажа обоев оптом ! Мне это сэкономило хорошую сумму денег. Зачем переплачивать, если есть сайт www.komplektuem.ru?

28 сентября (17 сентября по старому стилю) 1797 года в Санкт-Петербурге родился Фёдор Петрович Литке. Адмирал, граф – не по наследству, а по заслугам. Мореплаватель, географ, политик. Человек, предложивший идею создания Русского географического общества и во многом определивший его облик.

Фёдор Петрович – первый граф в роду Литке. Титул получил в 1866 году "за долговременную службу, особо важные поручения и учёные труды, приобретшие европейскую известность".

Именно Фёдор Петрович привил любовь к мореплаванию и географической науке своему воспитаннику – великому князю Константину Николаевичу, сыну Николая I и младшему брату Александра ΙΙ. А без него – был бы высочайше одобрен проект Географо-статистического общества, созданный группой лучших учёных и мыслителей страны?

Наше отечество, простираясь по долготе более чем на полуокружность Земли, представляет само по себе особую часть света со всеми свойственными такому огромному протяжению различиями в климатах, явлениях органической природы и т. д. и такие совершенно особые условия указывают прямо, что главным предметом Русского географического общества должно быть возделывание географии России.

(Ф.П.Литке, речь на первом заседании Совета Русского географического общества, 1845 год)

Когда Константин Николаевич станет председателем Императорского Русского географического общества (ИРГО), его помощником, потом вице-президентом – то есть фактическим руководителем Общества – будет именно Литке. На этом посту мореплаватель получит и адмиральское звание, и графский титул, и должность президента Академии Наук.

Но вначале было трудное – без матери, а затем и без отца – детство, в котором отдушиной были лишь многочисленные книги. И юность, посвящённая морю: старшим другом и наставником Фёдора Петровича был муж его сестры, капитан (а затем и адмирал) Иван Сульменев. Именно Сульменев устроил племянника, уже послужившего (и награждённого Георгиевским крестом) под его началом, в кругосветное плавание на шлюпе "Камчатка".

Плавание длилось два года – с августа 1817 года по сентябрь 1819. Путешественники пересекли Атлантику, обогнули мыс Горн, прошли вдоль всего побережья обеих Америк, добрались до Камчатки и оттуда, через Индийский океан, вокруг Африки вернулись в Кронштадт. Фёдор Литке в этой экспедиции отвечал за гидрографические исследования – и вернулся домой настоящим морским волком. Заметим – и пламенным патриотом.

Кто бы мог думать, чтобы первое судно, которое мы встретили по выходе из Рио-Жанейро, было русское; чтобы в южных пределах света увидели соотечественников своих, услышали отечественный свой язык! Не знаю: более ли радовался Колумб, нашедши Новый Свет, как мы радовались встрече сей!

(из дневника Ф.П.Литке во время его плавания на шлюпе "Камчатка")

А потом был Север – с 1821 по 1824 год на шестнадцатипушечном бриге "Новая Земля" Фёдор Литке исследует Белое море, Новую Землю и прилегающие районы Северного Ледовитого океана. Именно здесь Фёдор Петрович приобретает славу не только мореплавателя, но и серьёзного учёного – книга "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля"" выходит в 1828 году и приносит Литке известность.

Меняется и патриотизм путешественника: место пылких юношеских восторгов занимает фундаментальная доказательность. В своих трудах Литке убедительно доказывает приоритет русских в освоении Арктики.

Но к какому времени нужно отнести начало мореплавания русских по Северному океану? Когда именно сделалась им известной Новая Земля? - вопросы, которые по своей вероятности навсегда останутся неразрешенными, и по причинам весьма естественным. Еще и ныне не можем мы похвалиться множеством писателей, посвятивших себя похвальному труду передать потомству отдельные деяния и подвиги своих соотечественников. Могли ли они существовать в непросвещенные века, предшествовавшие XVI-му, когда и искусство письма немногим еще известно было? История первых попыток россиян в Ледовитом море и постепенных открытий всех мест, им омываемых представила бы, конечно, не менее удивления и любопытства, чем и подобная история норманнов; но все это скрыто от нас непроницаемою завесою неизвестности.

(Ф.П.Литке, "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля"")

Следующее плавание – ещё более масштабное: Литке возглавляет кругосветное путешествие на шлюпе "Сенявин" продолжительностью в три года (1826 – 1829). Исследовано Берингово море и открыты неизвестные ранее острова, изучены побережья Камчатки. Из плавания Фёдор Петрович возвращается знаменитым – шлюп встречают в Кронштадте пушечным салютом – в этом же году получает внеочередное звание капитана I ранга и становится членом-корреспондентом Академии наук.

Вскоре после этого – в 1832 году – начинается 16-летняя история его наставничества. Великому князю Константину Николаевичу было всего пять лет, когда отец определил его судьбу – быть моряком, командующим Российским флотом. С этим прицелом и выбран в преподаватели самый учёный из мореплавателей – делом, да и словом, доказавший свою преданность стране.

Именно в эти годы вместе с друзьями и единомышленниками – Фердинандом Врангелем, Карлом Бэром, Константином Арсеньевым – Литке думает о создании в России географо-статистического общества по образцу тех, что уже существовали на тот момент в Великобритании и Франции. В 1845 году высочайшее соизволение было получено: создается Русское географическое общество, через пять лет приобретшее статус Императорского.

Основной целью Русского географического общества в первом его Уставе было признано "собрание и распространение географических сведений вообще и, в особенности, о России, равно как распространение достоверных сведений о нашем отечестве в других землях".

Дальше в жизни Фёдора Петровича Литке были и успешная оборона Финского залива в Крымскую войну, и генерал-губернаторство в Ревеле (ныне Таллин), и руководство Академией наук. Географическое общество оставалось, впрочем, любимым детищем мореплавателя: если только Литке был в Санкт-Петербурге, он вникал в проекты новых исследований и путешествий, хлопотал о выделении средств и издании научных трудов.

Когда в 1873 году ИРГО провожало Фёдора Петровича на покой, коллеги приготовили ему "вечный" подарок – именем Литке назвали почётную золотую медаль Общества, которая и поныне присуждается за "новые и важные географические открытия в Мировом океане и полярных странах".

Федор Петрович прожил долгий век, покинув наш мир лишь в 1882 году. Вырастив двоих сыновей, одного из них – также путешественника и морского офицера. К сожалению, Константин Фёдорович Литке пережил своего отца лишь на 10 лет. Но другое дитя великого мореплавателя – Русское географическое общество – оказалось действительно долговечным и живет уже больше 170 лет. А значит, труды его не были напрасными.

О пребывании на одном из Коралинских островов Литке писал: «…Трехнедельное пребывание наше на Юалане не только не стоило ни одной капли крови человеческой, но… мы добрых островитян могли оставить с прежними неполными сведениями о действии огнестрельных орудий наших, которые они почитают назначенными только для убивания птиц… Не знаю, найдется ли подобный пример в летописях раннейших путешествий в Южное море» (Ф. П. Литке. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.).

В первой половине XIX в. русские мореплаватели совершили более 20 кругосветных путешествий, что значительно превысило количество таких экспедиций, предпринятых англичанами и французами вместе взятыми. А некоторые русские мореходы совершили кругосветные плавания дважды и трижды. В первой русской кругосветке мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда» был Беллинсгаузен, который через некоторое время первым подойдет к берегам Антарктиды. На этом же корабле совершил свое первое плавание О. Коцебу, впоследствии возглавивший две кругосветки: в 1815-1818 и в 1823-1826 гг.

В 1817 г. Василий Михайлович Головнин, уже завершивший кругосветное плавание на шлюпе «Диана», которое стало легендарным, собрался в свою вторую кругосветку. Попасть в команду знаменитого мореплавателя считалось великой честью. По рекомендации капитана 2-го ранга И. С. Сульменева, впоследствии адмирала, Головнин взял на судно в качестве начальника гидрографической службы его воспитанника, 19-летнего мичмана Федора Литке, уже успевшего принять участие в морских боях с французами и заслужить орден.

На шлюпе «Камчатка», готовившемся к выходу в кругосветное плавание, собралась замечательная компания - будущее русского флота. Литке встретился здесь с волонтером Федором Матюшкиным, бывшим лицеистом и однокашником Пушкина, будущим адмиралом и сенатором, и с младшим вахтенным офицером Фердинандом Врангелем, впоследствии знаменитым исследователем Арктики, адмиралом. В команду вошел и совсем юный гардемарин Феопемпт Лутковский, который сначала увлечется идеями декабристов, а потом станет контр-адмиралом и морским писателем. В ходе двухлетнего плавания «Камчатка» прошла Атлантику с севера на юг, обогнула мыс Горн, через Тихий океан достигла Камчатки, побывала в Русской Америке, на Гавайях, Марианах и Молукках, затем пересекла Индийский океан и, обойдя Африку, 5 сентября 1819 г. вернулась в Кронштадт.

В 1821 г. по рекомендации Головнина Литке, уже ставший лейтенантом, был назначен руководителем арктической экспедиции на бриге «Новая Земля». Экспедиция обследовала Мурманский берег, западный берег Новой Земли, пролив Маточкин Шар, северный берег острова Колгуев. Проводились астрономические наблюдения. Обработав экспедиционные материалы, Литке опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге “Новая Земля” в 1821-1824 годах». Этот труд был переведен на несколько языков и принес автору заслуженное признание в научном мире. Карты, составленные экспедицией, служили морякам на протяжении века.

В 1826 г. капитан-лейтенант Литке, которому в то время не было еще и 29 лет, принял командование шлюпом «Сенявин», построенным специально для новой кругосветки. В августе того же года корабль вышел из Кронштадта в сопровождении второго шлюпа «Моллер», которым командовал М. Н. Станюкович (отец известного писателя). Согласно инструкции, экспедиция должна была произвести опись берегов Охотского и Берингова морей, а также Шантарских островов и осуществить исследования в Русской Америке. В зимнее время ей предстояло вести научные изыскания в тропиках.

Шлюп Станюковича оказался значительно быстроходнее «Сенявина» (почему-то в большинстве русских кругосветных экспедиций пары комплектовались из кораблей с существенно различавшимися ходовыми качествами), и второму пришлось все время догонять первый, главным образом на стоянках в портах. Почти сразу же корабли разлучились и далее совершали плавание в основном по отдельности.

После остановок в Копенгагене, Портсмуте и на Тенерифе «Сенявин» пересек Атлантику и в конце декабря прибыл в Рио-де-Жанейро, где уже стоял «Моллер». В январе 1827 г. шлюпы вместе направились к мысу Горн. Обогнув его, они попали в жестокий шторм - один из тех, которые, похоже, специально поджидают корабли, входящие в Тихий океан, - и вновь потеряли друг друга. В поисках «Моллера» Литке зашел в бухту Консепсьон, а затем в Вальпараисо. Здесь корабли и встретились, но Станюкович уже отправлялся на Камчатку, транзитом через Гавайские острова.

Литке же остановился в Вальпараисо. Там он проводил магнитные и астрономические наблюдения, а натуралисты экспедиции совершали экскурсии по окрестностям и собирали коллекции. В начале апреля «Сенявин» отправился на Аляску. До Новоархангельска добрались 11 июня и пробыли там больше месяца, ремонтируя шлюп, собирая коллекции, занимаясь этнографическими изысканиями. Затем экспедиция обследовала острова Прибылова и произвела съемку острова Святого Матвея. В середине сентября «Сенявин» пришел на Камчатку, где экспедиция в ожидании почты оставалась до 29 октября, изучая окрестности.

Двинувшись на юг, в конце ноября Литке достиг Каролинских островов. В самом начале 1828 г. экспедиция открыла доселе неизвестную часть этого огромного архипелага, назвав ее в честь своего корабля островами Сенявина. Затем шлюп зашел на Гуам и другие Марианские острова. Постоянно велись гидрографические работы; Литке, сверх того, выполнял астрономические, магнитные и гравиметрические измерения. На островах натуралисты продолжали пополнять свои коллекции. В конце марта шлюп отправился на север, к островам Бонин (Огасавара). Моряки обследовали их и подобрали двух англичан, потерпевших крушение. В начале мая Литке взял курс на Камчатку.

В Петропавловске простояли три недели, а в середине июня началась вторая северная кампания Литке. «Сенявин» проводил гидрографические исследования в Беринговом море. Продвигаясь на север, экспедиция определила координаты точек камчатского побережья, описала остров Карагинский, затем направилась в Берингов пролив и определила координаты мыса Восточный (ныне мыс Дежнёва). Работы по описи южного побережья Чукотки пришлось прервать в связи с неблагоприятной погодой. В конце сентября «Сенявин» вернулся на Камчатку, а через месяц вместе с «Моллером» вышел в Тихий океан.

В начале ноября корабли вновь разлучил шторм. Условленное место встречи находилось в Маниле. Перед тем как двинуться к Филиппинам, Литке решил еще раз зайти на Каролинские острова. И снова удачно: ему удалось открыть несколько коралловых атоллов. После этого он направился на запад и 31 декабря подошел к Маниле. «Моллер» уже был там. В середине января 1829 г. шлюпы двинулись на родину, прошли Зондским проливом и 11 февраля оказались в Индийском океане. Затем их пути снова разошлись: «Моллер» отправился в Южную Африку, а «Сенявин» к острову Святой Елены. Там в конце апреля шлюпы воссоединились, а 30 июня вместе достигли Гавра. Отсюда Станюкович взял курс прямо на Кронштадт, а Литке еще зашел в Англию, чтобы проверить инструменты в Гринвичской обсерватории.

Наконец 25 августа 1829 г. «Сенявин» прибыл на кронштадтский рейд. Он был встречен пушечным салютом. Сразу после возвращения Литке произвели в капитаны 1-го ранга.

Эта экспедиция, продлившаяся три года, стала одной из самых плодотворных в истории мореплавания, и не только российского. Были открыты 12 островов, исследовано на значительном протяжении азиатское побережье Берингова моря и ряд островов, собраны богатейшие материалы по океанографии, биологии, этнографии, составлен атлас из нескольких десятков карт и планов. Большой интерес у физиков вызвали опыты Литке с постоянным маятником, в результате которых была определена величина полярного сжатия Земли, и измерения магнитного склонения в различных точках мирового океана. В 1835-1836 гг. Литке опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света на военном шлюпе “Сенявин” в 1826-1829 гг.», переведенное на несколько языков. Оно было удостоено академической Демидовской премии, а Литке избран членом- корреспондентом Академии наук.

Однако путешествие Литке на «Сенявине» стало для него последним - против его собственной воли. В 1832 г. император Николай I назначил офицера и ученого воспитателем своего второго сына Константина. Литке оставался при дворе в качестве воспитателя 16 лет. Он не был рад этой высочайшей милости, но ослушаться не посмел. Именно в эти годы Федор Петрович Литке сделался одним из основателей Русского Географического общества (наряду с моряком Врангелем и академиками Арсеньевым и Бэром) и был избран его вице-председателем, тогда как почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич, воспитанник Литке. К слову, он был толковым морским офицером и дослужился до адмирала, сыграл видную роль в проведении либеральных реформ в России, а в 1861 г. стал председателем Государственного совета. Неплохое воспитание.

В 1850-1857 гг. в географической деятельности Литке наступил перерыв. В это время он был командиром Ревельского порта, а затем Кронштадтского. На его плечи легла организация обороны Финского залива от англичан и французов в ходе Крымской войны (1854-1855 гг.). За блестящее выполнение этой задачи Литке получил чин адмирала и был назначен членом Государственного совета, а в 1866 г. получил графский титул. В 1857 г. Литке снова был избран вице-председателем Общества; его заместителем стал Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Достижения отечественной географии в значительной мере связаны с деятельностью Общества и не в последнюю очередь с умением Литке и его преемников привлекать к своим предприятиям талантливую молодежь. В 1864 г. Литке занял пост президента Академии наук и параллельно до 1873 г. продолжал руководить Географическим обществом.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Федор Петрович Литке, русский мореплаватель, географ

Другие действующие лица

Мореходы В. М. Головнин, М. Н. Станюкович, Ф. П. Врангель; Великий князь Константин Николаевич; географы К. И. Арсеньев, К. М. Бэр, П. П. Семёнов-Тян-Шанский

Время действия

Маршрут

Вокруг света с востока на запад

Цели

Описание дальневосточных берегов России, исследования в Русской Америке и в тропической области Тихого океана