В 1871-1872 годах вышло произведение известного русского писателя Ф.М. Достоевского «Бесы».

Действие произведения происходит в одном из губернских городков. Роман «Бесы», краткое содержание которого вы читаете, начинается с описания идеалиста Степана Трофимовича Верховенского и его с некоей Варварой Петровной Ставрогиной. Вокруг главного героя романа вьется либерально настроенная молодежь, восхищенная «позами» и «фразами» идеалиста. В это время ожидается приезд разжалованного гвардейца Николая Ставрогина, который является для многих «загадочной» личностью. Он известен своими кутежами и разнузданным поведением. Его мать Варвара Петровна Ставрогина мечтает женить его на Лизе Тушиной - дочери своей приятельницы. А своего подопечного Степана Трофимовича она желает видеть мужем ее воспитанницы Дарьи Шатовой. Но вскоре оказывается, что сын Ставрогиной, который неожиданно приехал, уже женат на Хромоножке - Марье Тимофеевне Лебядкиной. Когда об этом стало известно, Шатов - брат Дарьи - дает сыну Ставрогиной пощечину.

«Брожение» взглядов в народе

Вскоре у Ставрогина появляется сын Степана Трофимовича Петр Верховенский и приглашает его принять участие в тайном собрании некого революционного общества, которое грезит идеями отречения от Бога и анархизма. Николай появляется у Шатова, бывшего революционера, разочарованного в идеях данной группировки, и предупреждает его о том, что его хотят убить. В городе усиливаются атеистические и анархические настроения: люди жгут иконы, глумятся над церковными ритуалами. Среди этого хаоса готовится праздник, организованный женой местного губернатора Юлией Михайловной. В непростой период в истории России писал свой роман «Бесы» Достоевский. Краткое содержание его вряд ли передаст всю полноту идеологического конфликта, царствовавшего в то время.

Шатова обвиняют в измене

Революционер Петр Верховенский появляется в губернаторском доме и сообщает о том, что готов раскрыть государственный заговор. Фон Лембке он говорит, что в бесчинствах, которые творятся на улицах, замешен Шатов. Наведя на разочаровавшегося в своих идеях революционера напраслину, он отправляется к нему и приглашает на очередное собрание «наших». Вскоре все заговорщики собираются на «тайном вече», на котором Петр обвиняет Шатова в измене. Его цель - наведение смуты на улицах городка. Для предотвращения измен в рядах своих сторонников он решает скрепить тайное общество кровью, а жертвой должен стать Иван Павлович. Своими безумными замыслами Петр делится со Ставрогиным. В романе «Бесы», краткое содержание которого здесь приведено, Верховенский - это абсолютное зло.

Кровавая развязка

События быстро разворачиваются. Наступает праздничный день, объявленный Юлией Михайловной. В это время становится известно, что горит район Заречье. Это явно поджог. А еще сообщают о том, что убиты капитан Лебядкин, его сестра, бывшая женой Ставрогина, и слуги. Губернатор спешит на пожар. Там на него подает бревно. Лиза, накануне проведшая ночь со Ставрогиным, узнает от Верховенского о том, что Николай знал о задуманном убийстве людей и никого не предупредил. Она бежит на место пожарища. Кто-то в толпе признает ее как «ставрогинскую». Ее избивают до полусмерти. Спасти Лизу не удается. А тем временем анархист Верховенский продолжает делать свое черное дело. Он доносит на Шатова и, пользуясь поддержкой в губернаторском доме, предлагает его убрать. Вскоре на Ивана Павловича нападают пятеро. Среди них есть Петр Верховенский. Он его и убивает.

В романе «Бесы», краткое содержание по главам которого можно прочитать в течение 20 минут, более 500 страниц. Но я считаю, что очень полезным будет подробно разобрать оригинал произведения. Оно не теряет актуальности и в наши дни. Произведение «Бесы», краткое содержание которого приведено здесь, описывает сложный период в истории нашей Родины, когда в народе появились террористические и радикальные мысли.

Степан Трофимович – необычный человек, ведь находясь в своем достаточно в среднем возрасте, он все равно ведет себя часто как капризный ребенок. Он два раза успел овдоветь, а потому соглашается с Варварой Петровной Ставригиной стать для ее сына, Николая, и другом и просто педагогом, чтобы учить мальчика. Они живут вместе, и вскоре Степан Трофимович становиться для него – и другом, и хорошим педагогом. Мать Николая почти приручила наивного Степана Трофимовича, и он стал для нее собственным изобретением, так как она умело им руководила.

Вскоре Николая едет учиться в лицей, а по возращению оттуда становиться весьма необычным в своем поведении. И о нем даже ходят слухи, как о пьянице, легкомысленном молодом человеке. Но потом начинаю подозревать, что он психически болен. И его отправляют на лечение. Когда же он выздоровел, он ездит по разным странам. Вскоре одна генеральша, подруга матери Николая, сообщает, что он близко начал общаться с одной девушкой по имени Лиза, что весьма обеспокоило мать, которая едет тотчас же туда.

Когда они возвращаются, мать Николая предлагает неравный брак Даше, своей воспитаннице, со Степаном Трофимовичем, хотя разница в возрасте большая. В конце-концов, выясняется, что Николая на самом деле уже давно женат на женщине, Марии. И она оказывается немного сумасшедшей.

Читать подробнее краткое содержание рассказа Достоевского Бесы

Спустя полвека после выхода произведения Ф. М. Достоевского «Бесы» его признали пророческим, романом, который предвидел все, что потом случилось в России. Весь мир, и российский, и азиатский, и американский, все, кто столкнулись с событиями, происходящими в «Бесах», говорили одну и ту же фразу: «Все сбылось по Достоевскому». Такой была поразительная участь романа.

Роман «Бесы» – не только одно из самых политизированных произведений Федора Михайловича Достоевского, но и настоящая религиозная драма. Бесовство – высшая степень социальной и нравственной невменяемости: демагогии, провокаторства, исторической и сценической безответственности. Это понятие вне временное и повторяющееся.

Все события происходят в губернском городе, прототипом которого является Тверь. Сюда съезжаются все герои, и разыгрывается действие. Оно заканчивается множеством смертей. Происходят убийства и самоубийства. И в самом конце наступает местный апокалипсис – самоубийство главного героя.

Бесовство проецируется на современную жизнь, так как в ней много сходных моментов. Роман «Бесы» – это художественный ответ Достоевского на нигилизм, на стремление радикальной молодежи изменить мир только насилием. Достоевский мыслит иначе: для него корень зла не в социуме, а в душе личности. И пока человек в самом себе не преодолеет эгоизм и своеволие, пока не обретет ту веру, которая дает ему силы творить и жить в мире, никакая социальная гармония невозможна. Именно в безверии главная трагедия главного героя романа Николая Ставрогина.

История ведется то от имени автора, то от рассказчика, который является другом Степана Трофимыча. Степана Трофимыч Верховенский – бывший писатель и путешественник. Он по просьбе вдовы Варвары Петровны Ставрогиной становится гувернером ее сына. В губернском городе все ждут приезда Николая.

Несмотря на то, что главный герой романа был очень погруженным в себя мальчиком, он был склонен к философическим рассуждениям и сентиментальности. Степан Трофимыч часто плакал вместе с ним. Николай был военным, но он так закутил, что его разжаловали в солдаты.

Приезжая ранее в этот город, Ставрогин провел за нос в буквальном смысле этого слова Гаганова, укусил за мочку уха губернатора и поцеловал чужую жену. Но вскоре у него случилась горячка, поэтому все списали на болезнь, и Николай уехал за границу.

За пять лет до этого Ставрогин жил в Петербурге, где и женился на Марии Тимофеевне на спор за бутылку вина. Об этом знали Лебядкин – поэт-графоман, брат Марии, инженер Кириллов и Петр Верховенский. Николай снимал три квартиры. В одной из них он однажды изнасиловал 11-летнюю девочку, которая в результате подобного надругательства повесилась. Эта нехорошая история его постоянно мучила. И даже жизнь и учеба за границей не помогли. Эта достаточно пошлая сцена была вырезана из романа цензурой, и позднее вышла отдельной главой.

В ожидание своего сына, в воскресенье Варвара Петровна едет к обедне в церковь. Там встречает Лизу Тушину, влюбленную поклонницу Николая. А далее большая компания из родственников и почитателей Николая Стоврыгина отправляется в «скворечники» – место жительства Варвары Петровны.

Желая для своего сына лучшей жизненной доли, Стоврыгина мечтала женить его на Лизе. А для этого надо было как-то устранить свою воспитанницу, бывшую крепостную Дарью, которой Николай был очень увлечен. Варвара Петровна планировала выдать ее замуж за Степана Трофимыча, совершенно не учитывая 25-летнию разницу в возрасте.

По приезду главный герой получает пощечину от Ивана Шатова, который обвиняет его в обмане. Ставрогин, взяв его за плечи, вдруг резко отпускает руки и отходит назад. Лиза падает в обморок, а, очнувшись, уходит со своим женихом.

Проходит 8 дней. Николай Ставрогин, никого не принимая, сидит один. Но приходит Верховенский и сообщает о том, кого ему нужно посетить. Под дождем Николай отправляется в дом, где живут Кириллов и Шатов. Поговорив с первым он узнал идею о том, что убивая себя, можно стать Богом.

На следующий день происходит дуэль между Ставрогиным и сыном Гаганова. Ставрогин стреляет в воздух, совершенно не планируя убийство. После этого события многие стали уважать Николая.

В это время в городе происходят какие-то странности. Федька-каторжник украл с иконы драгоценные камни, а Петр Верховенский подкинул туда мышь. Во время службы перед этой иконой начинаются массовые пожертвования. Кроме этого, бушуют рабочие на фабрике, а 25-летняя дружба Варвары Петровны и Степана Трофимыча заканчивается из-за отказа последнего от женитьбы на Дарье.

Все события предсказывают о надвигающейся беде. Ставрогин примыкает к революционному кружку, в котором выдвигается идея о разделении общества на 90 и 10 %. Наименьшему количеству отводится роль управленцев большинством. В этом кружке замечен и Шатов, которого Ставрогин предостерегает об убийстве и советует оберегаться.

Происходит опись квартиры Степана Трофимыча, который, недоумевая, приходит к губернаторше. Но она не дает объяснение происходящему, так как в городе во время губернаторского бала зарезают Лебядкиных и вспыхивает пожар. Во время давки погибает Лиза Тушина. А вскоре умирает и Степан Трофимыч, который покинул город и ушел, совершенно не ведая своего пути.

Череда бессмысленных смертей продолжается. Зарезан Федька-каторжник, убит Иван Шатов, а труп его сброшен в озеро. Почувствовав недоброе, умирает жена Ивана, накануне родившая сына.

Николай Ставрогин после пожара уехал и жил в домике станционного смотрителя. Он пишет письмо Дарье, предлагая ей жить вместе. Приезжая вместе с его матерью на адрес Николая, они находят его повешенным.

Жизненный роман, который учит преодолению жизненных тягот и боли, нравственному переосмыслению и очищению. Читать «Бесов» Достоевского стоит внимательно и осознанно.

  • Краткое содержание Трудный хлеб Носов

    В начале рассказа Е. Носова Трудный хлеб представлено удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: листья поменяли цвет на золотой, птицы покинули родной край.

  • Краткое содержание Никишкины тайны Казакова

    Никишка живет на берегу моря с матерью. Избы все на деревни похожи одна на другую. Сам Никишка спокойный, тихий мальчик. Светловолосый, с вихром на голове. Много думает и любит бывать в одиночестве.

  • Краткое содержание сказки О молодильных яблоках и живой воде

    В далёком царстве жил царь с тремя сыновьями: Фёдором, Василием и Иваном. Состарился царь, стал плохо видеть. Но слышал он ещё хорошо. Дошла до него молва о дивном саде с яблоками, которые возвращают человеку молодость

  • Сюжет

    Действие происходит в маленьком провинциальном городе, преимущественно в поместьях Степана Трофимовича Верховенского и Варвары Ставрогиной. Сын Степана Трофимовича, Петр Верховенский, главный идейный вдохновитель революционной ячейки. Он пытается вовлечь в революционное движение сына Варвары Ставрогиной, Николая. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодежь: философа Шигалева, суицидального Кириллова, бывшего военного Виргинского. Верховенский замышляет убить Ивана Шатова, который хочет «выйти» из ячейки.

    Персонажи

    Николай Всеволодович Ставрогин - главный герой романа, весьма неоднозначная фигура. Является участником ключевых событий романа наравне с Верховенским, который пытается вовлечь Ставрогина в свои планы. Имеет много анти-социальных черт.
    Важная для понимания фигуры Ставрогина и всего романа глава «У Тихона», где Ставрогин признается в изнасиловании девочки 12 или 14 лет (в двух известных вариантах этой главы возраст разнится), была опубликована только в начале 1920-х гг. Это очень спорный вопрос, так как в приведенной ниже ссылке на главу написано:

    Тихон вглядывался молча.

    Успокойтесь. Я не виноват что девчонка глупа и не так поняла… Ничего не было. Ни-че-го.

    Ну и слава богу, - перекрестился Тихон.

    Это всё долго объяснять… тут… тут просто психологическое недоразумение

    Этот жест - именно то что она мне грозила, был уже мне не смешон, а ужасен. Мне стало жалко, жалко до помешательства и я отдал бы мое тело на растерзание чтоб этого тогда не было. Не о преступлении , не о ней, не о смерти ее я жалею, а только того одного мгновения я не могу вынести, никак, никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день и я совершенно знаю, что я осужден.

    Варвара Петровна Ставрогина - мать Николая Всеволодовича. Дочь богатого откупщика, который и оставил ей в наследство состояние и большое имение Скворешники, вдова генерал-лейтенанта Ставрогина (тот был как раз небогат, но зато знатен и со связями в обществе). Но после смерти мужа связи её всё сильнее и сильнее ослабевали, попытки их восстановить по большей части ни к чему не приводят, например, поездка в Петербург в конце 50-х годов закончилась почти безуспешно. К моменту смерти её супруга Степан Трофимович уже поселился в Скворешниках и даже в первое время, возможно, имел шансы жениться на Варваре Петровне (Рассказчик этого не исключает окончательно, а Пётр Степанович цинично замечает отцу, что, на его взгляд, такой момент действительно был). Пользуется большим уважением и влиянием в губернии, злые языки даже говорили, что ей правит не губернатор Иван Осипович, а она. Но к началу действия романа вдова сосредоточилась на своём хозяйстве, кстати, достигнув в этом больших успехов. Находится в очень натянутых отношениях с женой нового губернатора Юлией Михайловной, воспринимая её как соперницу за главенствующее положение в обществе, что, впрочем, взаимно.

    Варвара Петровна очень опытна и умна, много времени провела в высшем свете, а потому прекрасно разбирается в людях. Незлая, но очень властная, деспотичная по натуре женщина. Способна на сильную, даже жертвенную привязанность, но требует полного подчинения от тех, на кого она распространяется. Степан Трофимович стал ей как сын, стал её мечтой (он видный гражданский деятель, а она его покровительница), пусть и несбыточной, она содержала своего друга двадцать два года, на её деньги жил его сын Пётр Степанович, она собиралась ему (Степану Трофимовичу) оставить наследство, которого бы ему хватило до конца жизни. Но чуть ли не насильно собралась женить его на Дарье Павловне при малейшем подозрении в том, что у неё роман с Николаем. В отношениях со своей старой подругой Прасковьей Ивановной Дроздовой тоже занимает главенствующее положение, часто ей помогает, но при этом считает её безнадёжной дурой и не скрывает этого. В то же время её привязанность, любовь к своим подопечным не разрушается даже после полного разочарования в них (С. Т. Верховенский тому яркое подтверждение). А иногда Ставрогина сажает людей в «золотую клетку» своей любви вообще против их воли. В конце романа наполовину предлагает, наполовину приказывает Софье Матвеевне, попутчице своего умершего друга, навеки поселиться в её имении на том основании, что нет у неё «теперь никого на свете».

    Степан Трофимович Верховенский - учитель Николая Ставрогина и Лизаветы Николаевны, отец Петра Степановича (единственный сын от первого брака, женат был дважды). Как пишет автор, в молодости при Николае Первом какое-то время, впрочем, всего «самую маленькую минуточку», он для многих стоял в одном ряду с Белинским , Герценом , Грановским . Но недолго, так как после обнаружения полицией его поэмы на мифологический сюжет, которую сочли опасной, он поспешил бросить свою короткую преподавательскую деятельность и уехать в имение Варвары Петровны, чтобы учить её сына (она давно приглашала), хотя мог бы отделаться просто объяснениями. Но уверял всех, что его отправили в ссылку и держат под наблюдением. Сам же настолько в это верил, что даже обиделся бы, если бы его в этом разубеждали. Действительно воспитывал и учил маленького Николая, а также Лизавету, дал ему представление «вековечной, священной тоски», которую не променять на «дешёвое удовлетворение», но, по мнению Рассказчика, ученику сильно повезло, что в 15 лет его оторвали от не в меру чувствительного и слезливого учителя и отправили учиться в лицей. После этого бывший преподаватель остался на положении покровительствуемого друга и приживальца в имении Ставрогиной. Изначально приехал с намерением изучать словесность, историю, писать научные труды, но тратил время больше за картами, шампанским и пустыми разговорами с Рассказчиком, Шатовым, Липутиным и пр. Всё время старается подать себя как интеллигента и мученика за убеждения, которого лишили карьеры, места в обществе и шанса чего-то добиться, но люди на это не реагируют. В конце 50-х во время поездки в Петербург попытался напомнить о себе. Сначала его принимали с успехом, так как он «представляет идею», но сама бывшая «знаменитость» прекрасно понимала, что никто из слушателей о нём ничего не знает и не помнит. Поездка закончилась полным провалом после стычки между радикально настроенным юношей и генералом на вечере у Ставрогиной. Публика заклеймила Варвару Петровну за то, что генерала не выгнали, а Степана Трофимовича ещё и за превозношение искусства. Затем Степан Трофимович съездил, чтобы развеяться, за границу, но через четыре месяца вернулся в Скворешники, не вытерпев разлуки с Варварой Петровной. После приезда Николая Варвара Петровна, подозревая, что между её сыном и Дарьей Павловной есть связь, чуть ли не силой попыталась женить своего друга на ней, но отказалась от этой идеи, оскорблённая тем, что Степан Трофимович посчитал, что его женят на «чужих грехах». После этого происходит ссора между ними. Старик на прощальном вечере Кармазинова прочитал пламенную речь о том, что красота - самое важное в истории человечества, но был освистан как мякенький либерал сороковых годов. После этого исполнил своё обещание и тайно ушёл из Скворешников, где провёл двадцать два года, не вынеся больше своего положения нахлебника. Но ушёл совсем недалеко, так как по дороге к знакомому купцу, у которого тоже хотел учить детей, он заболел и умер на руках у примчавшейся к нему Варвары Петровны и Софьи Матвеевны, к которой он крайне привязался в конце жизни (без этого он не мог).

    Добрый, безобидный, но слабый, непрактичный, совершенно несамостоятельный человек. В молодости отличался редкостной красотой, которая и в старости его до конца не оставила. Находит полное взаимопонимание и искреннюю любовь со стороны детей, потому что сам, несмотря на свои почтенные лета, ребёнок. В то же время обладает очень острым в своём роде умом. Он прекрасно смог понять своё незавидное положение во время поездки в Петербург, даже в минуты оваций в его честь. Более того, он прекрасно разбирается в политических течениях и чувствует сильную вину и боль за то, что молодые радикалы извратили мечты и идеи его поколения, ведь сам он безответственно отстранился от возможности влиять на развитие этих идей в обществе. В первом после ссоры разговоре со своей покровительницей он сразу понимает, что она просто нахваталась новых слов от его сына. Сам по убеждениям либерал и идеалист, причём довольно возвышенных взглядов. Убеждён, что красота - самое важное в жизни человечества, главное условие его существования.

    Пётр Степанович Верховенский - сын Степана Трофимовича, главный в «революционной пятерке». Хитер, умён, коварен. Прообразами этой мрачной фигуры были революционеры Сергей Нечаев и Михаил Петрашевский .

    Лизавета Николаевна Дроздова (Тушина) - подруга детства Николая Ставрогина. Красивая девушка во многом несчастная, слабая, но далеко не глупая. Многие приписывали ей роман со Ставрогиным; в конце произведения, мы узнаём, что это правда. Преследуя свои цели, Петр Верховенский сводил их вместе. После последнего объяснения со Ставрогиным Лиза понимает, что любит Маврикия Николаевича, но через несколько часов умирает у него на руках, избитая разъяренной толпой около дома погибших Лебядкиных, считающих её сопричастной к преступлению. Как и многие другие герои романа, Лиза погибает духовно обновленной.

    Иван Павлович Шатов - бывший член революционного движения, разуверившийся в их идеях. Как утверждают современники, Достоевский вложил в его уста свои собственные идеи. Прообразом его послужил И. И. Иванов, убитый «Народной расправой» . Погибает от рук кучки Верховенского.

    Толкаченко («знаток народа») - эпизодический персонаж, один из рядовых участников «пятёрки», прототипом которого послужил фольклорист Иван Гаврилович Прыжов , в романе ему Верховенским отведена вербовка «революционеров» среди проституток и преступников .

    Семён Яковлевич , юродивый. Прототипом его послужил известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша . Ироничный образ юродивого в романе написан под впечатлением книги И. Г. Прыжова «Житие Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве» .

    Дарья Павловна Шатова - сестра Ивана Павловича, подруга детства Николая Ставрогина. Одно время была невестой Степана Верховенского, но свадьба не состоялась, потому что тот не захотел жениться на «Швейцарских грехах Николая Ставрогина».

    Капитан Игнат Тимофеевич Лебядкин - пьяница, сосед Ивана Шатова.

    Мария Тимофеевна Лебядкина («Хромоножка») - слабоумная сестра Капитана Лебядкина, тайная жена Николая Всеволодовича. Ставрогин когда-то женился на ней наспор, всю жизнь снабжал её и Лебядкина деньгами. Несмотря на своё малоумие, олицетворяет евангельскую святую, детскую простоту.

    Вместе с братом была убита Федькой Каторжным на деньги Ставрогина.

    Семен Егорович Кармазинов - женоподобный, отталкивающий от себя самолюбивый кривляка, тем не менее считающийся великим писателем. Является карикатурным образом Ивана Тургенева (хотя при этом внешне является полной противоположностью последнего), многие факты биографии Кармазинова повторяют биографию Тургенева. Кармазинов содержит в себе все плохие качества писателя-западника: он высокомерен, глуп, подобострастен, заискивает одновременно и перед властью, и перед нигилистами. Очень сильно ждёт революцию, хотя, пожалуй, более всех её боится.

    Федька Каторжный - вор, убийца. Человек, лишенный всего, в том числе и души. Когда-то был крепостным Степана Верховенского, но за карточный долг отдан в рекруты. Позднее попал на каторгу, потом сбежал, творил убийства и грабежи.

    Антон Лаврентьевич Г-в - герой-рассказчик, от лица которого ведется повествование. Человек без биографии, безликий рассказчик, от которого мы узнаём всю трагическую историю романа.

    Семейство Лембке - губернатор Андрей Антонович и его жена Юлия Михайловна, к которой втирается в доверие Петр Верховенский.

    Русская критика романа

    • Д. С. Мережковский , Пророк русской революции
    • С. Н. Булгаков , Русская трагедия
    • Вяч. И. Иванов , Основной миф в романе «Бесы»
    • Н. А. Бердяев , Духи русской революции
    • Н. А. Бердяев , Ставрогин
    • В. Ф. Переверзев, Достоевский и революция
    • В. В. Виноградов , Последний день приговорённого к смерти (Конец Кириллова)
    • А. С. Долинин , «Исповедь Ставрогина»
    • Н. Л. Бродский , Угасший замысел
    • В. Л. Комарович, Неизданная глава романа «Бесы»
    • Ю. Александрович, Матрёшкина проблема. «Исповедь Ставрогина» и проблема женской души
    • С. П. Бобров , «Я, Николай Ставрогин»
    • Б. П. Вышеславцев , Русская стихия у Достоевского
    • Л. П. Гроссман , Стилистика Ставрогина
    • Л. П. Гроссман , Спешнев и Ставрогин
    • Вяч. П. Полонский , Николай Ставрогин и роман «Бесы»
    • А. Л. Бём, Эволюция образа Ставрогина
    • А. Л. Бём, Сумерки героя
    • С. И. Гессен , Трагедия зла (Философский смысл образа Ставрогина)
    • Ф. А. Степун , «Бесы» и большевистская революция
    • Ю. П. Иваск , Упоение Достоевского

    Экранизации

    Театр

    См. также

    Литература

    • А. С. Баранов. Образ террориста в русской культуре конца XIX - начала XX века . // Общественные науки и современность. 1998, № 2. С. 181-191.

    Ссылки

    • У Тихона , ненапечатанная глава была набрана для журнала Русский Вестник , но исключена цензурой из-за сцены растления Ставрогиным малолетней девочки.
    • Н. А. Кашурников. Об архетипе царевича в романе «Бесы» // Достоевский и мировая культура. Альманах № 26. СПб., 2009. С. 63-67.

    Примечания

    Что-то на классику потянуло. Роман Достоевского “Бесы” – весьма интересное произведение, особенно глядя на него через призму происходящего в Украине и России. Читается довольно легко. Но есть над чем подумать, что проанализировать. Да, конечно, кажется, что то время и нынешнее отличается. Но судя по всему, не очень далеко мы тут ушли от 19го века…

    Википедия весьма обширно рассказывает про Роман Достоевского “Бесы”:

    «Бе́сы» - шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871-1872 годах. Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и пр. Непосредственным прообразом сюжета романа стало вызвавшее большой резонанс в обществе дело об убийстве студента Ивана Иванова, задуманное С. Г. Нечаевым с целью укрепления своей власти в революционном террористическом кружке.

    Идея написания некоего «Жития великого грешника» родилась у Достоевского давно, возможно сразу после возвращения из ссылки. Но в политической жизни страны произошло поразившее всех событие - «Нечаевщина». Достоевский захотел написать на скорую руку не очень большое произведение на злобу дня. Он писал по этому поводу критику и философу Николаю Страхову: «На вещь, которую я теперь пишу в „Русский вестник“, я сильно надеюсь, но не с художественной, а тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы при этом пострадала художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь».

    Но в процессе написания Федор Михайлович всё усложнял и усложнял сюжет, вводил героев-идеологов, тем самым продолжая линию, начатую еще романом «Преступление и наказание». В итоге получился один из значительнейших романов Достоевского, роман-предсказание, роман-предупреждение.

    «Бесы» входит в ряд русских антинигилистических романов, в книге критически разбираются идеи левого толка, в том числе и атеистические, занимавшие умы молодежи того времени. Четыре основных протагониста политического толка в книге: Верховенский, Шатов, Ставрогин и Кириллов. Экранизирован в 1988, 1992, 2006 и 2014 году.

    Сюжет романа “Бесы”:

    Действие происходит в губернском городе, преимущественно в поместьях Степана Трофимовича Верховенского и Варвары Ставрогиной. Сын Степана Трофимовича, Петр Верховенский, главный идейный вдохновитель революционной ячейки. Он пытается вовлечь в революционное движение сына Варвары Ставрогиной, Николая. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодежь: философа Шигалева, суицидального Кириллова, бывшего военного Виргинского. Верховенский замышляет убить Ивана Шатова, который хочет «выйти» из ячейки.

    Немного напрягает “вялотекучесть” первых частей романа, но потом количество страстей, смертей и всякого “экшна” просто зашкаливает и роман быстро вдруг заканчивается.

    Скачать роман “Бесы” можно вполне свободно, да и читать онлайн тоже много где можно:

    из романа Достоевского “Бесы”

    Русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил, - проворчал Шатов, вставляя новую свечу вместо прежнего огарка.
    - Нет, этот, мне показалось, не каламбурщик; он и просто говорить, кажется, не умеет, не то что каламбурить.
    - Люди из бумажки; от лакейства мысли всё это, - спокойно заметил Шатов, присев в углу на стуле и упёршись обеими ладонями в колени.
    - Ненависть тоже тут есть, - произнёс он, помолчав с минуту; - они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся… И никаких невидимых миру слез из-под видимого смеха тут нету! Никогда ещё не было сказано на Руси более фальшивого слова, как про эти незримые слёзы! - вскричал он почти с яростью.

    Именно поэтому , какая она сейчас есть… Хороший момент про страх и боль:

    Представьте, - остановился он предо мною, - представьте камень такой величины, как с большой дом; он висит, а вы под ним; если он упадёт на вас, на голову - будет вам больно?
    - Камень с дом? Конечно, страшно.
    - Я не про страх; будет больно?
    - Камень с гору, миллион пудов? Разумеется, ничего не больно.
    - А станьте вправду, и пока висит, вы будете очень бояться, что больно. Всякий первый ученый, первый доктор, все, все будут очень бояться. Всякий будет знать, что не больно, и всякий будет очень бояться, что больно.

    Вариант будущего. Впрочем, кто скажет, что сейчас всё не так?

    Он предлагает, в виде конечного разрешения вопроса, - разделение человечества на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать. Меры, предлагаемые автором для отнятия у девяти десятых человечества воли и переделки его в стадо, посредством перевоспитания целых поколений, - весьма замечательны, основаны на естественных данных и очень логичны.


    Отзывы о книге “Бесы” Достоевского

    Читала, наверное, целый месяц, никак не могла добраться до конца. Очень много лишней информации и описаний, которые затруднят понимание сюжета. С “Преступлением и наказанием” несравнимо, ни по написанию, ни по глубине проблем. Вообщем, книга не произвела на меня должного впечатления, несмотря на то, что автор – признанный классик

    Мне как-то она больше понравилась 🙂

    Думал,что эта книга мне понравиться в зрелом возрасте,но нет. Еле дочитал.Есть здесь интересные мысли,но они скрыты под таким слоем “ваты”,что читать очень трудно.К тому же любовь Достоевского к французскому очень напрягает.
    Может в его время эта книга и была откровением,но сейчас это просто очень нудная и неинтересная книжка

    И еще один основательный отзыв:

    А вот давайте честно, а то зачем ходить вокруг да около, как только дело касается обаяния тяжёлого и мрачного…
    Вкус к истерике, вкус к серёзному и масштабному, доминирующий в путаной, но необычайно сильной манере Фёдора Михайловича, побеждает все возможные плюсы умеренной и правильной прозы, которую мы называем “хорошей”.

    Однажды мне довелось слышать сравнение Достоевского с “Мерседесом”. Мол, люди, не разбирающиеся в машинах, на вопрос “какая машина лучше”, всегда отвечают “Мерседес”. Потому что это бренд, это притча во языцех, это слава над известностью, это то, как мы ассоциируем слово “литература” с именем Достоевского.

    Действительно, очень многие читающие люди, особенно молодые читающие люди, называют ФМ своим любимым автором. Его романы – едва ли не единственный эмоционально усвоенный материал из школьной программы. Но оттого ли это, что Достоевский как Мерседес? Оттого ли это, что люди плохо разбираются в машинах?
    О, нет – полагаю с несвойственным мне оптимизмом. Достоесвкий – это тот автор, коим можно болеть, коим можно страдать, на нём учишься и мужаешь. Он – лучшее нетривиальное образование души. Он не врёт, не подлизывается к истине, умеет видеть хорошее в плохом и похое в хорошем. В конце концов, мало в чьих строках любовь так жива, трепетна, беспола и бесадресна, как в строках Достоевского. Под крылом его авторитета действительно тепло и спокойно за свою советь, как обещают учебники, монографии и список “главных книг” Бродского.

    Но “Бесы” – не “Идиот”. Они даже более, чем “Преступление и наказание” ,учат от обратного.

    Поэтому, думаю, мне повезло, что я взалась их читать уже сейчас, а не три-четыре года назад. Бесы воплощают в себе противоречивую притягательность тяжести и боли, от которой часто открещиваются. Так, как, например, “Мастер и Маргарита” проверяет человека на притягательности зла. Бесы Достоевского будут помельче мефистофелевского пафоса Воланда, конечно. Они живут в душах эпохи, в героях времени, в тяжёлом сне русских сомнений. Казалось бы, не лучшая тема для современного читателя. Но чёрт возьми! – до чего прозорлив ум этого миролюбца!Будучи фанатиком судебных хроник и однодневных социальных разбирательств, ФМ своих героев точит из чего-то… постоянного, неизбывного. Страшного. Темнота притягательна, так как свет в ней – победа усилий, а не данность.

    Мотивы могут повторяться. Студенты – рассуждать, женщины – истеричить, чиновники – пить и цитировать Писание. Но повторяя себя вновь и вновь Достоевский всегда писал о разном. В “Идиоте” – об идеале, в “Братьях…” – о силе крови, в “Претуплении и наказании” – о теориях, в “Бесах” – о темноте. Ох, да что я такое толкую… везде о всём, и столько, сколько ни в какую эпопею не вместится. Тонны мыслей и ситуаций, тонны сомнений и уверенности, неподъёмная, пугающая наука ЖИТЬ.

    И напоследок вам видео про Достоевского “Бесы”:

    » Михаила Каткова .

    Основная работа над романом проходила в 1870-1871 годах за границей, куда Достоевский выехал ещё в апреле 1867 года. Писатель был недоволен западноевропейской жизнью и очень тосковал по России. Одновременно с этим на него давили заботы о растущей семье, стеснённые материальные обстоятельства и обязательства перед журналами .

    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      К началу работы над романом у Достоевского было несколько художественных замыслов, повлиявших на написание нового романа, но оставшихся незавершёнными. Среди них исследователи творчества писателя выделяют: «Житие великого грешника», повесть о капитане Картузове, «Смерть поэта», рассказ о Воспитаннице, роман о Князе и Ростовщике .

      Достоевский обещал издателю «Русского вестника» Михаилу Каткову к началу 1870 года предоставить новый роман. Однако из его письма от 29 августа 1869 года следует, что писатель ещё даже не приступил к работе. В это время главным делом своей жизни Достоевский видит написание «Жития великого грешника», но не хочет портить эту идею спешкой . Писатель заключает, что «надобно, стало быть, натуживаться, чтоб изобретать новые рассказы; это омерзительно». Помимо обещания Каткову, Достоевский имел обязательства перед редактором «Зари», в результате чего осень 1869 года прошла в работе над повестью «Вечный муж » . Позже, 25 марта 1870 года, Достоевский писал об этом: «Теперь я работаю в „Русский вестник“. Я там задолжал и, отдав „Вечного мужа“ в „Зарю“, поставил себя там, в „Русском вестнике“, в двусмысленное положение. Во что бы то ни было надо туда кончить то, что теперь пишу. Да и обещано мною им твердо, а в литературе я человек честный» .

      Возникновение замысла

      После изучения записных тетрадей и писем Достоевского, исследователи его творчества пришли к выводу, что эти воспоминания не точны. Ещё до их изучения Аркадий Долинин полагал, что замысел романа возник раньше приезда Сниткина в середине октября 1869 года, за полтора месяца до убийства Иванова. Литературовед Леонид Гроссман также выразил сомнения в том, что Сниткин был знаком с Ивановым . Записные тетради Достоевского показали, что замысел романа относится уже к началу 1870 года. Ему предшествовала работа над планом «Жития великого грешника» и романа о Князе и Ростовщике, а также разработка идеи романа «Зависть », датированной второй половиной января 1870 года и ставшей началом творческой истории «Бесов» .

      В январе 1870 года замыслы романа о Князе и Ростовщике и злободневного политического романа ещё существовали параллельно, и Достоевский думал над тем, что он сможет написать быстрее для «Русского вестника». 23 января 1870 года выбор был сделан в пользу будущих «Бесов». Достоевский пишет отрывок «Т. Н. Грановский », в котором уже виден персонаж из будущего романа .

      Работа над романом

      С февраля 1870 года началась активная работа над злободневным романом «Бесы». 12 февраля Достоевский пишет Аполлону Майкову : «Сел за богатую идею; не про исполнение говорю, а про идею. Одна из тех идей, которые имеют несомненный эффект в публике. Вроде „Преступления и наказания“, но ещё ближе, ещё насущнее к действительности и прямо касается самого важного современного вопроса. Кончу к осени, не спешу и не тороплюсь. Постараюсь, чтоб осенью же и было напечатано <…> Только уж слишком горячая тема. Никогда я не работал с таким наслаждением и с такой легкостию» .

      До лета 1870 года основным замыслом оставался памфлет на либералов-западников. Эта идея объединяла разнообразные события произведения, постоянно развиваемые и углубляемые Достоевским различными политическими и религиозно-философскими спорами. Писатель продумывал занимательный сюжет со множеством разнообразных действующих лиц. Тем не менее, уже со второй половины февраля 1870 года Достоевский планировал выйти за рамки политического памфлета .

      Среди множества персонажей Достоевский долго не мог выбрать главного, который связал бы события романа воедино. Изначально таким персонажем должен был стать Грановский, образ которого встречается в черновых набросках конца января. Уже во второй половине февраля автор пробует сделать главным персонажем Студента, представив его «Героем нашего времени »: «и потом всё связать с сыном и с отношениями Грановского к сыну (всё от него - как от „Героя нашего времени“)». Однако его «хлестаковствующий нигилист» не подходил на роль Печорина, поэтому писатель отказался от этой идеи. Тогда же принимается решение добавить «истинно русского» героя-«почвенника», противопоставив его западникам .

      Из мартовских записей писателя видна «тенденциозность» задуманного произведения. Достоевский в письмах замечает, что рассматривает роман с тенденциозной стороны даже больше чем с художественной, рассчитывая высказать несколько мыслей «погорячее»: «меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь. Надеюсь на успех» .

      В мае Достоевский начинает сомневаться в том, что успеет закончить к осени. В письме от 7 мая 1870 года он сообщает: «В настоящую минуту сижу над одной особенной работой, которую предназначаю в „Русский вестник“ <…> Я комкаю листов в 25 то, что должно бы было по крайней мере занять 50 листов, - комкаю, чтоб кончить к сроку, и никак не могу сделать иначе, потому что ничего кроме этого и написать в настоящую минуту не могу, находясь вне России». В ходе работы писатель постоянно стремится углубить замысел и найти новые образы, что к лету привело к решению полностью переработать проблематику и композицию будущего романа .