Использование знака валюты перед номиналом

Сегодня многие знаки валют пишутся перед числовым выражением денежной суммы. Прежде всего это характерно для символов доллара и фунта - соответственно, $7.40 («7 долларов и 40 центов») и £7.40 («7 фунтов и 40 пенсов»). Любопытно, что эта традиция постепенно распространяется и на страны, где письменность традиционно основана на кириллице, например, на Украине и в Белоруссии. В частности, центральные банки этих государств в своих пресс-релизах, посвящённых утверждению графических символов национальных валют, официально указывают на возможность использования знаков (соответственно ₴ и Br) «как перед, так и после номинала». Традиция же размещения символа денежной единицы перед номиналом восходит к Древнему Риму. Так, типичная форма записи денежных сумм, встречающаяся на табличках из Виндоланды, на примере второй строчки таблички выглядит следующим образом - XXii, что означает «12 денариев».

Символы доллара и сестерция

Согласно одной из многочисленных версий происхождения символа доллара, знак $ восходит к символу римского сестерция - IIS. При сокращённом написании две буквы-цифры II накладывались на букву S, образуя знак доллара.

Символы фунта и семунции

В Древнем Риме почти идентичный современному символу фунта знак (£) использовался для обозначения семунции. Однако символ фунта происходит от названия древнеримской единицы веса либры (libra), символ семунции - от греческой буквы «сигма» (Σ).

Символы гривны и димидиа секстулы

Хотя современный символ украинской гривны (₴) практически идентичен символу древнеримской весовой единицы - димидиа (половины) секстулы, он образован от написанной курсивом кириллической строчной буквы «г», а не от архаической (развернутой) латинской s. При этом два горизонтальных штриха гривны, согласно пресс-релизу Национального банка Украины, «воплощают идею стабильности денежной единицы... Подобная идея традиционно используется во многих знаках валют, что и выделяет их среди остальных символов и пиктограмм». Один горизонтальный штрих древнеримской весовой единицы означает деление пополам собственно секстулы.

В 781 году при Карле Великом был принят Каролингский монетный устав. В соответствии с ним вес либры (фунта) был существенно повышен - до примерно 408 граммов. Саму либру приравняли к 20 солидам (шиллингам) или 240 денариям (1 солид = 12 денариев). В нумизматической литературе эта новая весовая норма получила название «Фунт Карла Великого» или «Каролингский фунт». Документов с указанием точного веса каролингского фунта не сохранилось, поэтому его реконструировали на основании взвешивания денариев того периода, что и дало примерный результат в 408 граммов.

Как система мер и весов каролингская система не закрепилась - к началу XX века у фунта существовало не менее 20 разновидностей весовых норм, а вот как денежная система просуществовала в ряде стран до конца XX века. Так, заимствованная у Карла Великого английская, а позже британская денежная система сохранилась почти в неизменном виде вплоть до 1971 года: фунт стерлингов делился на 20 шиллингов и 240 пенсов. Иногда эту систему называют l.s.d., £.s.d. или £sd - по первым буквам в названии соответствующих древнеримских денежных и весовых единиц: libra (либра), solidus (солид), denarius (денарий), которые в империи Карла Великого и соседних государствах стали фунтом (лирой в Италии, ливром во Франции), шиллингом (сольдо в Италии, солем во Франции, суэльдо в Испании) и денарием (пфеннигом в Германии, пенни в Англии, денье во Франции).

Так, именно первая буква в латинском названии монеты - denarius - стала символом пенни и пфеннига. В Англии и англоязычных странах она писалась обычным шрифтом (d), в Германии - готическим курсивом (₰). После 1971 года (года введения в Великобритании десятичной системы денежного счисления; 1 фунт стерлингов = 100 пенсам) новый пенни начали обозначать буквой (p); пфенниг вышел из обращения в 2002 году после замены немецкой марки на евро. Символ шиллинга - латинская буква S, с которой начинается слово solidus; само слово шиллинг (англ. shilling), как правило, сокращается как sh. Наконец, от первой буквы в слове libra происходят символы лиры и фунта стерлингов, представляющие собой написанную курсивом латинскую букву L с одной или двумя горизонтальными чертами.

Современные денежные единицы, производные от Римских имперских

Многие денежные и весовые единицы Римской империи оказали существенное влияние на формирование денежных систем стран Европы, Азии и Африки. Прежде всего это либра, которая сохранила своё значение в качестве базовой единицы веса в Византии и средневековых государствах Европы, а также солид и денарий, в меньшей степени - нуммия, фолис и ауреус.

Либра дала название французскому ливру, итальянской лире, а также современной турецкой лире.

Чеканка денариев в Риме прекратилась с падением империи в V веке, однако очень быстро появились подражания: пфенниг (нем. Pfennig или Pfenning) в Германии, пенни (англ. penny) в Англии, денье (фр. denier) во Франции, пеняз (польск. pieniądz) в Польше и Литве. Современные денежные единицы, чьи названия происходят от древнеримского денария, - это македонский денар, динары алжирский, бахрейнский, иорданский, иракский, кувейтский, ливийский, сербский и тунисский, а также разменный иранский динар, равный 1⁄100 риала.

Хотя солид (лат. solidus - твёрдый, прочный, массивный) считается прежде всего византийской монетой, первый его выпуск был произведён в 309 году н. э. при тогда ещё римском императоре Константине I. Длительное время солиды являлись основной золотой денежной единицей Римской империи, затем Византии, а затем и варварских государств Европы. Во Франции от неё произошло название соль (позже - су), в Италии - сольдо, в Испании - суэльдо. Германизированное название солида - шиллинг. Современные «солиды» - это разменное вьетнамское су (1⁄100 донга), а также шиллинги кенийский, сомалийский, танзанийский и угандийский.

От римских также происходят названия следующих современных разменных денежных единиц:

лума (1⁄100 армянского драма) - через сирийск. от названия византийской монеты «нуммия» (лат. nummus);

филсы (1⁄100 дирхама ОАЭ, 1⁄100 йеменского риала, 1⁄1000 бахрейнского, иорданского, иракского и кувейтского динаров), а также пул (1⁄100 афганского афгани) - от лат. follis (мешочек) через название древнеримской монеты фоллис;

эйре (1⁄100 исландской кроны) и эре (1⁄100 датской, норвежской и шведской крон) - от лат. aurum (золото) через название древнеримской монеты ауреус (лат. aureus).

При этом сегодня для краткого обозначения современных денежных единиц, происходящих от древнеримских, античные символы не используются. В большинстве своём это сокращения современных названий на латинице, кириллице или арабице.

Заключение

Исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что основы римской монетной системы были сформированы еще при республиканских временах. Ее основными номиналами стали медные асы и серебряные денарии, а также их кратные и фракции. В течение нескольких веков в Риме постоянно проводилась редукция монеты.

На производство монет повлияли как военно- политические события, так и национально религиозные особенности завоеванных Римской империей земель.

Каждый новый император стремился оставить свой след в монетном деле империи, проводя различные денежные реформы и оставляя свое изображение на монетах, что в последствии очень помогло ученным историкам в изучении не только монетного дела, но и истории Римской империи в целом.

Влияние Римской империи на завоеванные земли так же способствовало развитию монетного дела на их территории, образованию там монетных дворов с местным самоуправлением. Об этом свидетельствуют сокращения монетных дворов на монетах Римской империи.

Монетное дело Римской империи является достоверным источником не только развития нумизматики, но и свидетельством исторических фактов в целом.

Монеты данного времени являются для нас не только результатом технического развития монетного дела, но и произведением искусства, фактом, подтверждающим наличие эстетического вкуса правителей Римской империи и отражением влияния на него различных факторов.

На монетах империи отражен так же факт римского политеизма, значимость определенного божества для каждого события и для каждого императора. Также мы видим наличие изображений на монетах заимствованных на завоеванных территориях богов.

Даже после гибели Римской империи символы и номиналы ее монетной системы активно использовались на денежных единицах разных государств, что мы видим на денежных единицах различных стран и нашего времени.

Используемые источники и литература:

1. Абрамзон М.Г /Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи, Москва:РАН, Институт археологии, 1995- 654 с.

2. Азаркович Т. /Исчезнувшие цивилизации. Рим: Эхо имперской славы / Пер. с англ. М.: Терра, 1997.

3. Брабич В.И. /Путешествие с древней монетой, Ленинград: Аврора, 1970-64с.

4. Булатович С.А. /Античная нумизматика, Одесса: Астропринт,2005-56с.

5. Зограф А.Н /Античные монеты, Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук, 1951- 263 с. (Серия «Материалы и исследования по археологии СССР», выпуск №16)

6. Казаманова Л.Н. /Введение в античную нумизматику, Москва: Издательство МГУ, 1969-302 с.

7. Лоскутова Е. Е. Ред /Управление и экономика фармации 2-е изд., перераб. и доп: Москва: Академия, 2008-200с.

8. Федоров-Давыдов Г.А. /Монеты – свидетели прошлого. Популярная нумизматика, Москва: Издательство МГУ, 1985-175 с.

9. Шуст Р. /Нумізматика: історія грошового обігу та монетної справи в Україні, Київ: Знання, 2007-371с.

10. Грамм М.И./Занимательная энциклопедия мер, единиц и денег, Москва: Урал ЛТД, 2000. - 416 с.

11. Зварич В.В./Нумизматический словарь, Москва: Высшая школа,1975 - 330 с.

12. Кривцов В. Д./Энциклопедический словарь для нумизматов: Москва «АВЕРС 7» 2005- 840 с.

13. Штаерман Е. М. /Мифы народов мира. Энциклопедия:Москва, «Советская энциклопедия», 1982-384с.

14. Журнал «Нумизматика и фалеристика» (укр) №4(52) Жовтень-грудень 2009г

15. Античная нумизматика - Дуг Смит.[электронный рессурс] http://www.geocites.com/Athens/Acropolis/6193/index.html 5.

16. Определитель античных монет (Древняя Греция, Рим и Византия). [электронный рессурс] http://www.wildwinds.com

17. Статьи – Материалы по античной нумизматике - Обзор нумизматической литературы [электронный рессурс] (А.Пятыгин)http://coins.msk.ru/articles/10/87 9/9

18. Магазин Коллекционирование › Монеты и банкноты‎ [электронный рессурс] http://www.ozon.ru/context/detail/id/1926147/

19. Каталог античных монет [электронный рессурс] http://www.ancientcoins.ru/?nav=catalogue&cat=2

20. Античная литература. Перевод с литовского Н. К. Малинаускене. Москва, Греко-латинский кабинет® Ю. А. Шичалина, 2003 [электронный рессурс] http://www.portal-slovo.ru

21. Текст по изданию: Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. Наука, Москва, 2007. С. 287-366. Перевод с лат., комментарии и послесловие Б. А. Старостина. [электронный рессурс] http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1327841265

22. Дворецкий И.Х /Латинско-русский словарь, Русский язык-Медиа: 2005,. 200 тыс. слов и словосочетаний. [электронный рессурс] http://slovо.ru/

23. Кравченко А. И./Религия Рима, Культурология. - М.:Академический Проект, 2001; Машкин Н. А. История древнего Рима. - М. ОГИЗ, 1947 [электронный рессурс] http://www.mystic-chel.ru/europe/rome/

24. Монетное дело средневековья. Виды монет. [электронный рессурс] http://web4sec.org/

25. Словарь нумизмата. Описание, история ммонет, денежных едениц стран мира. [электронный рессурс] http://www.numizm.ru/

26. Статьи – материалы по античной нумизматике- Коллекционирование античных монет. [электронный рессурс] автор-Андрей Пятыгин http://coins.msk.ru/articles/10/85/

27. Очерк о технологии изготовления монет [электронный рессурс] http://www.trajan.ru/howmade.html

28. Пресс-релизы. - Национальный банк Республики Беларусь, 2000-2011. [электронный рессурс] http://www.nbrb.by/News/

29. Архив Пресс-службы Национального банка Украины. - Национальный банк Украины [электронный рессурс] http://web.archive.org/web/20070216024753/http://pr.bank.gov.ua/ukr/

30. Alan Cameron/ Greek Mythography in the Roman World ,Oxford:Times Literary, 2005 -290с.

31. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London: Scientific history, 1998-206с.

32. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London: Scientific history,1991-144с.

33. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London:Scientific history, 1995-208с.

34. Babelon E. / Monograph on the history of coinage of the ancient states, Paris:Ernest Leroux, Editeur, 1907-300с.

35. Sear David R /Roman Coins & Their, ValuesInternational Numismatic organization of Arts,1988-400 с.

36. Warwick W. /Монеты вандалов, остготов и лангобардов, London:Printed by order of the trustees, 1911- 480 с.

37. Mattingly D. / Coins of Rome. From the earliest times to the fall of the Western Empire, London: Collector"s Books, 2005. -576с.

38. Plent Richard J /A Numismatic Journey Through the Bible, Tindal:Rotographic, 2007-200 с.

39. Friedlein G./Die Zahlzeichen und das elementare Rechnen der Griechen und Römer und des Christlichen Abendlandes, Dresden: Erlangen,1995-869с.

40. Hill P./The Monuments of Ancient Rome as Coin Types, London: History,1989- 145 с.

41. Fengler, H. Guiraud GI V.Unger /Dictionary of Coin Collector,Publisher:Transpress,1993-406 с.

42. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae Artemis-Verlag. 1999-206c.

Символы - самый международный и вневременной язык. Мы видим их каждый день и примерно знаем, что они обозначают. Однако символы в ходе своей тысячелетней истории могли менять значение на противоположное.

Инь-ян

Время появления : По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III веках: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя «мандала»: знаменитые черно-белые «рыбки» инь и ян».

Где использовался : Концепция Инь-ян явлется ключевой для даосизма и конфуцианства, учение о инь-ян - одна из основ традиционной китайской медицины.

Значения : В «Книге перемен» ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и так далее.

Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее «инь» воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а «ян» - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. Во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового

Маген Давид

Время появления : Достоверно известно, что гексаграмма широко использовалась ещё в Бронзовом веке (конец IV-начало III тыс. до н.э.) на обширой территории: от Индии до Ближнего Востока.

Где использовался : В Древней Индии гексаграмма называлась Анахатой или Анахатой-чакрой. Шестконечная звезда была известна на древнем Ближнем и Среднем Востоке. В исламской традиции, в Мекке главную мусульманскую святыню – Каабу – традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.
Связывать шестконечную звезду с еврейством стали только в Средневековье, причем в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии. Шестконечная звезда встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Существует предположение, согласно которому гексаграмма была фамильным символом рода Давида аль-Рои, жившего в Иране, одного из претендентов на роль Машиаха. Этим иногда пытаются объяснить происхождение принятого названия гексаграммы: маген Давид, или «щит Давида».

Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. Генрих Гейне ставил гексаграмму вместо подписи под своими газетными статьями. Впоследствии она была принята в качестве символа сионистского движения.

Значения : В Индии гексаграмма Анахата символизировала чердечную чакру, перечение мужского (Шива) и женского (Шакти) начал. На Среднем и Ближнем Востоке гексаграмма была символом богини Астарты. Шестиконечная звезда включена в символику Каббалы: два наложенные друг на друга треугольника рассматриваются в качестве наглядного символа сфирот.

В двадцатые годы ХХ века Франц Розенцвейг трактовал маген Давид как символическое выражение своих философских идей о смысле иудаизма и отношениях между Б-гом, человеком и мирозданием.

Связь шестиконечной звезды с евреями окончательно утвердилась вследствие нацистской политики в Германии. Желтый маген Давид стал символом холокоста.

Кадуцей

Время появления : Достоверно время появления кадуцея неизвестно. Очевидно, что это очень древний символ. Он встречается и на памятниках Древней Индии и Древнего Египта, Финикии и Шумера, Древней Греции, Ирана, Рима и даже Мезоамерики.

Где использовался : Кадуцей - и сегодня один из самых распространенных в геральдике символов. В форме кадуцея был жезл глашатаев у греков и римлян (жезл Гермеса). Когда их посылали в неприятельский лагерь, кадуцей был ручательством их неприкосновенности.

В оккультизме кадуцей считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью.

С XIX века изображение кадуцея часто используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины, что является результатом распространённой ошибки по причине его сходства с посохом Асклепия.

Изображение кадуцея как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат ряда стран мира, в том числе и России.
До революции и в несколько периодов после неё перекрещённые кадуцеи использовались как таможенная эмблема.

Сегодня кадуцей, перекрещенный с факелом, входит в эмблему Федеральной таможенной службы и является одним из геральдических символов арбитражных судов, Федеральной налоговой службы РФ и Государственной налоговой службы Украины. С сентября 2007 года кадуцей используется в эмблеме российского Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В геральдике кадуцей использовался в исторических гербах следующих городов Российской империи: Балты, Верхнеудинска, Енисейска, Ирбита, Нежина, Таганрога, Тельшева, Тифлиса, Улан-Удэ, Феодосии, Харькова, Бердичева, Тального.

Значение : Стержень кадуцея символически связан с древом жизни, осью мира, а змеи - с циклическим возрождением Природы, с восстановлением универсального Порядка, когда он нарушается.

Змеи на кадуцее указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на связь неба и земли, Бога и человека (крылья на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) - все, что рождается на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подняться к небу.

О Меркурии говорится, что он своим посохом - который с тех пор считается символом мира, согласия, - разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи - это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония. Истина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по прямой дороге, которую символизирует ось кадуцея.

Кадуцей в ведической традиции также трактуется как символ Змеиного Огня, или Кундалини. Обвиваясь вокруг центральной оси, змеи соединяются в семи точках, их связывают с чакрами. Кундалини, Змеиный Огонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Шушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, - Пингале (это правая, мужская и активная, спираль) и Иде (левая, женская и пассивная).

Хризма

Время появления : Достоверно неизвестно, но исследователи предполагают, что ещё во время жизни апостолов, то есть в I веке. В христанских гробницах этот символ встречается с III века н.э.

Где использовался : Самое известное использование символа - на лабаруме, государственном знамени императорского Рима. Впервые символ был введён императором Константином Великим после того, как накануне битвы у Мульвийского моста (312 год) он увидел на небе знамение креста.

Лабарум Константина имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320 года).

Значения : Хризма - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) - Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Они восходят к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Ряд позднейших исследователей разглядел в буквах Р и Х, заключенных в круг, древний языческий символ Солнца. По этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа.

Время появления : Сам символ появился в период формирования слогового алфавита письма Девана́гари («божественное городское письмо»), то есть в VIII-XII веках.

Где использовался : «Ом» в качестве символа, обозначающего священный звук «Ом» используется в индуизме, джайнизме, буддизме, шиваизме, вишнуизме, йогических практиках. В настоящее время «Ом» уже стал частью попкультуры, его наносят в качестве принта на одежду, делают татуировки. «Ом» изображен на альбомах Джорджа Харрисона, мантра «Ом» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» и в саундтреке к фильму «Матрица» в композиции Juno Reactor «Navras»

Значения : В индуистской и ведийской традиции «Ом» - сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.
В индуизме «Ом» символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, сам по себе является священной изначально мантрой, символизирующей Брахман. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма.

В буддизме три звука слова «Ом» могут олицетворять Тело, Речь и Ум Будды, Три тела Будды (Дхармакаю, Самбхогакаю, Нирманакаю) и три драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). Однако буддолог Евгений Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость».

Ихтис

Время и место происхождения : Изображения акронима ΙΧΘΥΣ (с греч.Иисус Христос Божий Сын Спаситель) или символизирующей его рыбы впервые появляются в римских катакомбах во II веке. О широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нём у Тертуллиана в начале III века: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

Где использовался : Акроним Ихтис стали использовать первые христиане, поскольку изображения Христа по причине гонений были недопустимы.

Значения : Символика рыбы связывалась в Новом Завете с проповедью апостолов, из которых некоторые были рыбаками. Иисус Христос в Евангелии от Матфея называл своих учеников «ловцами человеков», а Царствие Небесное уподоблял «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Ихтис также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».

В конце XX века ихтис стал популярным символом среди протестантов в разных странах, а противники креационизма стали пародировать этот знак, наклеивая на свои машины знак рыбы со словом «Дарвин» и маленькими ножками.

Чаша Гигеи

Время и место происхождения : Древняя Греция. III-I тыс. до н.э.

Где использовался : Гигея в греческой мифологии была богиней здоровья, дочерью или женой бога врачевания Асклепия. От её имени произошло слово «гигиена». Часто она изображалась в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши фиалы. Змея была в греческой мифологии также символом богини Афины, которая нередко изображалась в виде Гигеи и наоборот.

Значения : В Древней Греции Гигея олицетворяла принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинал действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживала порядок-закон, который царит первоначально.

Змея в древних традициях символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и способность гипнотизировать мелких животных и птиц.

Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача. В Средние века соединение изображений змеи и чаши на эмблеме использовалось аптекарями итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский знак.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Это изображение было принято в середине ВОЗ при ООН на I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 году. Тогда была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Роза ветров


Дата возникновения : Первое упоминание – в 1300 году н.э., но ученые уверены, что символ старше.
Где использовался : Изначально роза ветров использовалась мореходами Северного полушария.
Значение : Роза ветров – векторный символ, придуманный в средние века для помощи мореходам. Роза ветров или компасная роза также символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями. Тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса. В XVIII – XX веках моряки набивали татуировки, изображающие розу ветров, как оберег. Они считали, что такой талисман поможет им вернуться домой. В наше время розу ветров воспринимают как символ путеводной звезды.

Колесо с 8 спицами


Дата возникновения : около 2000 года до н.э.
Где использовался : Египет, Ближний Восток, Азия.
Значение : Колесо – символ солнца, символ космической энергии. Почти во всех языческих культах колесо являлось атрибутом солнечных богов, оно символизировало жизненный цикл, постоянное перерождение и обновление.
В современном индуизме колесо означает бесконечное совершенное завершение. В буддизме колесо символизирует восьмеричный путь спасения, космос, колесо сансары, симметрию и совершенство дхармы, динамику мирных перемен, время и судьбу.
Существует также понятие «колесо фортуны», которое означает череду взлетов и падений, непредсказуемость судьбы. В Герма­нии в Средние века колесо с 8 спицами связывалось с Ахтвен, магическим рунным заклинанием. Во времена Данте Ко­лесо Фортуны изображалось с 8 спицами противополож­ных сторон человеческой жизни, периодически повто­ряющихся: бедность-богатство, война-мир, безвестность-слава, терпение-страсть. Колесо Фортуны входит в Старший Аркан Таро, часто вместе с возносящейся и па­дающей фигурами, как колесо, описанное Боэцием. Карта Таро Колесо Фортуны продолжает изображать эти фигуры.

Уроборос


Дата возникновения : первые изображения уробороса датируются 4200 годом до н.э., но историки считают, что сам символ возник гораздо раньше.
Где использовался : Древний Египет, Древняя Греция, Месоамерика, Скандинавия, Индия, Китай.
Значение : Уроборос – змей, пожирающий собственный хвост, символ вечности и бесконечности, а также цикличности жизни, чередования жизни и смерти. Именно так воспринимали уробороса в Древнем Египте и Древней Греции.

В христианстве символ изменил свое значение, так как в Ветхом Завете змей символизировал зло. Таким образом, древние евреи установили между уроборосом и змеем из Библии знак равенства. В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и добро, и зло.

Серп и молот


Дата возникновения : в государственной геральдике - 1918 год.
Где использовался : СССР и различные коммунистические партии мира
Значение : Молот со средних веков являлся ремесленной эмблемой. Во второй половине XIX века молот стал символом европейского пролетариата. В русской геральдике серп означал жатву и урожай, и часто использовался в гербах различных городов. Но с 1918 года эти два знака соединяются в один, приобретая новый смысл. Серп и молот стали символом правящего рабочего класса, союза рабочих и крестьян.

Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал: - А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом. Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь котируемый символ.

Лилия


Дата возникновения : в геральдике лилия используется с 496 года н.э.
Где использовался : Европейские страны, особенно – Франция.
Значение : По легенде, королю франков Хлодвигу ангел вручил золотую лилию после того, как тот обратился в христианство. Но лилии стали объектом почитания гораздо раньше. Египтяне считали их символом чистоты и невинности. В Германии верили, что лилия символизирует загробную жизнь и искупление грехов. В Европе, до эпохи Возрождения, лилия была знаком милосердия, правосудия и сострадания. Она считалась королевским цветком. Сегодня лилия – устоявшийся знак в геральдике.
Последние исследования показали, что геральдическая лилия, в ее классическом виде, на самом деле является стилизованным изображением ириса.

Полумесяц

Дата возникновения : приблизительно 3500 год до н.э.
Где использовался : серп полумесяца был атрибутом почти всех лунных божеств. Он был распространен в Египте, Греции, Шумере, Индии, Византии. После завоевания Константинополя мусульманами, полумесяц стал прочно ассоциироваться с исламом.
Значение : Во многих религиях полумесяц символизирует постоянное возрождение и бессмертие. Христиане почитали полумесяц как знак Девы Марии, а в западной Азии верили, что серп луны является знаком космических сил. В индуизме полумесяц считали символом контроля над умом, а в исламе – божественного покровительства, прироста и возрождения. Полумесяц со звездой означал рай.

Двуглавый орел


Дата возникновения : 4000-3000 год до н.э.
Где использовался : Шумер, Хеттское царство, Евразия.
Значение : В Шумере двуглавый орел имел религиозное значение. Он был солярным символом – одним из образов солнца. Приблизительно с XIII века до н. э. двуглавый орел использовался различными странами и княжествами в качестве герба. Двуглавого орла чеканили на монетах Золотой Орды, в Византии он был символом династии Палеологов, правившей с 1261-го до 1453-й год. Двуглавый орел изображался на гербе Священной Римской Империи. По сей день этот символ является центральным изображением гербов многих стран, в том числе – России.

Пентакль


Дата возникновения : первые изображения датируются 3500 годом до н.э.
Где использовался : Начиная с древних шумеров, этот знак использовала почти каждая цивилизация
Значение : Пятиконечная звезда считается знаком защиты. Вавилоняне использовали ее в качестве оберега от воров, евреи ассоциировали пятиконечную звезду с пятью ранами на теле Христа, а магам средневековой Европы пентакль был известен под названием «печать царя Соломона». Звезда до сих пор активно используется как в религии, так и в символике разных стран.

Свастика

Дата возникновения : Первые изображения датируются 8000 годом до н.э.
Где использовался : В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии, на Кавказе, в доколумбовой Америке. Исключительно редко встречается у египтян. Среди древних памятников Финикии, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, Австралии, Океании свастика обнаружена не была.
Значение : Слово «свастика» можно перевести с санскрита как приветствие и пожелание удачи. Значений у свастики, как у символа, великое множество, но самые древние из них – движение, жизнь, Солнце, свет, благополучие.
Из-за того, что свастику использовали в фашистской Германии, этот символ начал стойко ассоциироваться с нацизмом, не смотря на изначальный символ знака.

Всевидящее око


Дата возникновения : 1510-1515 гг. н.э., но в языческих религиях символ, подобный всевидящему оку, появился гораздо раньше.

Где использовался : Европа, Азия, Океания, Древний Египет.
Значение : Всевидящее око - это знак всевидящего и всезнающего бога, который наблюдает за человечеством. В Древнем Египте аналогом Всевидящего ока являлся Уаджет (глаз Гора или око Ра), который символизировал различные аспекты божественного устройства мира. Всевидящее око, вписанное в треугольник, являлось символом масонства. Вольные каменьщики почитали число три как символ троицы, а глаз, расположенный в центре треугольника, символизировал сокрытую истину.

Крест

Дата возникновения : приблизительно 4000 г до н.э.

Где использовался : Египет, Вавилон, Индия, Сирия, Персия, Египт, Северная и Южная Америка. После зарождения христианства, крест распространился на весь мир.

Значение : В Древнем Египте крест считался божественным знаком и символизировал жизнь. В Ассирии крест, заключенный в кольцо, был символом бога Солнца. Жители Южной Америке считали, что крест отгоняет злых духов.

С IV века крест переняли христиане, и его значение несколько изменилось. В современном мире крест ассоциируется со смертью и воскрешением, а также со спасением и вечной жизнью.

Анархия

Сочетание «А в круге» использовалось еще в XVI веке европейскими алхимиками под влиянием каббалистической магии как первые буквы слов: «Альфа и Омега», начало и конец.

В современной традиции впервые было использовано в испанской секции 1-го Интернационала в качестве обозначения крылатой фразы известного анархиста Ж. Прудона « Анархия – мать порядка» по заглавным буквам «l’anarchie» и « l’ordre».

Пацифик

Знаменитый символ был разработан в 1958 году в Британии в разгар движения против ядерной войны как сочетание символов семафорной азбуки «N» и «D» (первые буквы словосочетания «nuclear disarmament» - ядерное разоружение). Позднее стал использоваться как символ всеобщего примирения и единства человечества.

Карточные масти

В классической (и самой современной) французской колоде символами мастей были четыре знака – черви, пики, бубны, трефы, в том виде, в котором они получили массовое употребление.

Древнейшая европейская колода – итальяно-испанская, перешедшая непосредственно от арабов изображала в место бубнов монеты, вместо пики – меч, вместо красного сердца – кубок, а вместо клевера – палицу.

К современному виду знаки мастей пришли путем постепенной эвфемизации. Так, бубны обозначили деньги как металлические погремушки (раньше бубны были ромбической формы), клевер ранее был желудем, форма пики напоминала листья, что и было отражено в немецкой колоде, а кубок претерпел сложную эволюцию от изображения розы до сердца. Каждая масть символизировала феодальные сословия: купечество, крестьянство, рыцарей и духовенство соответственно.

16.Якорь

Время появления : первые века нашей эры.

Где использовался : Всем известен символ якоря как морская эмблема. Тем не менее, в первые века новой эры якорь был тесно связан с христианством. Для ранних христиан, усматривавших в нем скрытую форму креста, якорь олицетворял надежду на спасение у осторожность, безопасность и прочность.

В христианской иконографии якорь как эмблема безопасности, является главным атрибутом св. Николая Мирликийского - покровителя моряков. Иное значение следует приписать якорю полулегендарного папы Климента (88?-97?). Согласно церковному преданию, в период гонений на христиан язычники навесили папе якорь на шею и утопили его в море. Однако морские волны вскоре расступились, обнажив на дне храм Божий. В этом мифическом подводном храме якобы и было обнаружено тело святого поборника веры.
Значения : Существует несколько значений якоря. Якорь является священным предметом, которому приносили жертвы, потому что он нередко был единственным спасением моряков. На монетах Греции, Сириии, Карфагена, Финикии и Рима якорь чаще других изображался как символ надежды.

В искусстве Древнего Рима якорь символизировал радость от возвращения домой после долгого странствия. На могилах I века изображение якоря ассоциировалось с образом церкви как корабля, который несет души по бурному житейскому морю.

Апостол Павел в послании к евреям сравнивал надежду с безопасным и крепким якорем. Греческое слово «ankura» (якорь) ассоциировали с латинским выражением «en kurio», то есть «в Господе.
В изобразительном искусстве Ренессанса якорь также означает атрибут надежды. Особой популярностью в в ренессансной живописи пользовалась аллегорическая эмблема, которая изображает дельфина с якорем. Дельфин символизировал скорость, а якорь - сдержанность. Внизу эмблемы стояла надпись: «поспешай медленно»

Олимпийские кольца

Время появления : Олимпийская эмблема была впервые представлена в 1920 году на восьмых летних Олимпийских играх в Антверпене.
Где используется : Одна из самых узнаваемых символик во всем мире состоит из пяти колец, уникальность эмблемы состоит в простоте исполнения. Кольца расположены в W-образном порядке, цвета расположены в строгом порядке: голубой, черный, красный, желтый и зеленый.
Какие были значения : Есть несколько теорий происхождения и трактования эмблемы Олимпийских игр. Первая и основная версия гласит, что олимпийские кольца символически изображают единение пяти континентов, которое было придумано бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году.

До 1951 года существовало убеждение, что каждый цвет соответствует отдельному континенту. Европа обозначалась синим цветом, Африка - черным, Америка красным, Азия желтым, зеленым - Австралия, но в 1951 году решили отойти от такого распределения цветов, чтобы отойти от расовой дискриминации.

Другая версия гласит, что идея пяти разноцветных колец взята у Карла Юнга. В период увлечения китайской философией он соединил круг (символ величия и жизненной энергии) с пятью цветами, отражающими виды энергий (воды, дерева, огня, земли и металла).

В 1912 году психолог ввел новый образ олимпийских соревнований, ведь по его мнению каждый участник олимпийских игр должен был владеть каждым из пяти видов спорта - плаванием(вода - синий цвет), фехтованием (огонь - красный цвет), бегом по пересеченной местности(земля - желтый), конным спортом (дерево - зеленый) и стрельбой (металл - черный)
Эмблема пяти колец скрывает глубокий смысл, который раскрывает сущность спорта. В нем заложена идея популяризации олимпийского движения,равноправия каждой страны-участницы, справедливого отношения к спортсмену, здоровой конкуренции.

Циркуль и Наугольник

Время появления : Генри Уилсон Койл в «Масонской энциклопедии» утверждает, что Циркуль и Наугольник в переплетении появились на печати ложи Абердина в 1762 году.
Где используется : При помощи циркуля и наугольника можно изобразить круг, вписанный в квадрат, и это является отсылкой к седьмой проблеме Евклида, квадратуре круга. Но не стоит считать, что Циркуль и Наугольник обязательно отсылают вас к математической задаче, скорее они символизируют стремление человека к достижению гармонии между духовной и физической природой.
Значения : В этой эмблеме Циркуль изображает небесный свод, а Наугольник - Землю. Небо символически связано с местом, где Великий Строитель Вселенной чертит свой план, а Земля - это место, где человек выполняет свою работу. Циркуль, совмещенный с Наугольником один из самых распространенных символов масонства.

Значения : Название «доллар» имеет не просто значение. В его названии лежит слово... «Йоахимсталер», монета XVII века, которая чеканилась в чешском городе Йоахимстале. Для удобства название валюты сократили до «талер». В Дании из-за особенностей языка название монеты произносили как «далер», а в Великобритании его трансформировали из в более привычный нам «доллар».

Если с названием все понятно, то происхождение значка $ по-прежнему остается загадкой. Наиболее похожей на правду считается следующая версия: испанское сокращение «P"s», когда-то обозначавшего валюту Испании, песо. От буквы P предположительно осталась вертикальная черта, это позволило увеличить скорость записи, а буква S осталась неизменной. Есть и конспирологическая версия, по которой две черты - это Геркулесовы столбы.

Марс и венера

Время появления : Известный знак Марса ♂и Венеры ♀ , заимстованный из астрологии ввел в обиход ботаник Карл Линней в 1751 году для обозначения пола растений. С этих пор эти два символа называют гендерными.
Где используется : Символ Венеры ♀ обозначает женское начало и используется для обозначения женщины, женского пола. Соответственно, символ Марса ♂ олицетворяет мужское начало.
Какие значения : Первые символы Марса и Венеры появились античности. Женский знак Венеры изображают как кружочек с крестиком, направленным вниз. Его называют «Зеркалом Венеры», этот знак символизирует женственность, красоту и любовь. Мужской знак Марса изображают как кружок со стрелкой, направленной вверх и в право. Марс означает силу бога войны, этот символ также называют “щит и копье Марса”Объединенные символы Венеры и Марса означают гетеросексуальность, любовь между представителями разных полов.

До 510 г. до н.э., когда жители изгнали из города последнего царя Тарквиния Гордого, Римом правили цари. После этого Рим на долгое время стал республикой, власть находилась в руках чиновников, избираемых народом. Каждый год из членов Сената, в состав которого входили представители римской знати, граждане выбирали двух консулов и других должностных лиц. Главная идея такого устройства была в том, чтобы один человек не мог сосредоточить в своих руках слишком много власти. Но в 49 г. до н. э. римский полководец Юлий Цезарь (вверху слева), воспользовавшись поддержкой народа, повел свои войска на Рим и захватил власть в республике. Началась гражданская война, в результате которой Цезарь победил всех соперников и стал правителем Рима. Диктатура Цезаря вызвала недовольство в Сенате, и в 44 г. до н. э. Цезарь был убит. Это привело к новой гражданской войне и крушению республиканского строя. К власти пришел приемный сын Цезаря Октавиан, который восстановил мир в стране. Октавиан взял себе имя Август и в 27 г. до н. э. провозгласил себя «принцепсом», что положило начало императорской власти.

В символ закона

Символом власти магистрата (чиновника) были фасции - связка прутьев и топор. Куда бы чиновник ни шел, его помощники несли за ним эти символы, которые римляне заимствовали у этрусков.

Знаете ли вы?

У римских императоров не было корон, как у королей. Вместо этого на голову они надевали лавровые венки. Раньше такими венками награждали полководцев за победы в сражениях.

В честь Августа

Мраморный «Алтарь Мира» в Риме прославляет величие Августа, первого римского императора. На этом барельефе изображены члены императорской семьи.

Городская площадь

Центром в любом римском поселении или городе был форум. Он представлял собой открытую площадь, по сторонам которой стояли общественные здания и храмы.

На форуме проходили выборы и судебные заседания.

Лица в камне

На рельефных изображениях в слоистом камне, так называемых камеях, часто вырезались портреты известных людей. На этой камее изображены император Клавдий, его жена Агриппина Младшая и ее родственники.

Римское общество

Помимо граждан, в Древнем Риме были люди, не имевшие римского гражданства. Граждане Рима подразделялись на три класса: богатые патриции (здесь изображен один из них с бюстами своих предков в руках), обеспеченные люди - всадники и рядовые граждане - плебеи. В ранний период только патриции могли быть сенаторами. Позже и плебеи получили представительство в Сенате, но в императорскую эпоху они были лишены этого права. В число «неграждан» входили женщины, рабы, а также иностранцы и жители римских провинций.

Это своего рода фаза развития римской государственности того времени. Просуществовала она с 27 года до н. э. по 476 год, а главным языком был латинский.

Великая Римская империя веками держала в волнении и восхищении многие другие государства того времени. И это неспроста. Это могущество появилось далеко не сразу. Империя развивалась постепенно. Рассмотрим в статье, с чего все начиналось, все главные события, императоров, культуру, а также герб и цвета флага Римской империи.

Периодизация Римской империи

Как известно, у всех государств, стран, цивилизаций в мире была хронология событий, которую условно можно поделить на несколько периодов. У Римской империи есть несколько основных этапов:

  • период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);
  • кризис Римской империи в III в. н.э. (193 - 284 гг. н. э.);
  • период домината (284 - 476 гг. н. э.);
  • крах и разделение Римской империи на Западную и Восточную.

До образования Римской империи

Обратимся к истории и рассмотрим вкратце, что предшествовало становлению государства. Вообще, первые люди на территории нынешнего Рима появились примерно во втором тысячелетии до н. э. на реке Тибр. В VIII веке до н. э. два крупных племени объединились, возвели крепость. Таким образом, можно считать, что 13 апреля 753 г. до н. э. образовался Рим.

Сначала был царский, а затем республиканский периоды правления со своими событиями, царями и историей. Этот промежуток времени с 753 г. до н. э. называют Древним Римом. Но в 27 году до н. э. благодаря Октавиану Августу образовалась империя. Настала новая эпоха.

Принципат

Образованию Римской империи способствовали гражданские войны, из которых Октавиан вышел победителем. Сенат дал ему имя Август, а сам правитель основал систему принципата, что включало в себя смесь монархической и республиканской формы правления. Также он стал основоположником династии Юлиев-Клавдиев, однако просуществовала она недолго. Столицей Римской империи так и остался город Рим.

Период правления Августа считался очень благоприятным для народа. Будучи племянником великого полководца - Гая Юлия Цезаря - именно Октавиан стал Он провел реформы: одной из главных считается реформирование армии, суть которой была в том, чтобы сформировать римскую военную силу. Каждый солдат должен был отслужить до 25 лет, не мог завести семью и жил на пособие. Но это помогло сформировать наконец постоянную армию после почти столетнего ее формирования, когда она отличалась ненадежностью из-за непостоянства. Также заслугами Октавиана Августа считаются ведение бюджетной политики и, конечно же, изменение системы власти. При нем начало зарождаться христианство в империи.

Первого императора обожествляли, особенно за пределами Рима, но сам правитель не хотел, чтобы в столице был культ вознесения до бога. А вот в провинциях в его честь воздвигали много храмов и его правлению придавали сакральное значение.

Приличную часть своей жизни Август провел в разъездах. Он хотел возродить духовность народа, благодаря ему реставрировались обветшалые храмы и прочие сооружения. При его правлении было освобождено много рабов, а сам правитель был этаким образцом древнеримской доблести и жил в скромном владении.

Династия Юлиев-Клавдиев

Следующим императором, а также великим понтификом и представителем династии был Тиберий. Он являлся приемным сыном Октавиана, у которого был еще и родной внук. По сути, вопрос наследия престола оставался нерешенным после смерти первого императора, но Тиберий выделялся своими заслугами и умом, поэтому ему и предстояло стать полновластным правителем. Сам же он не желал быть деспотом. Он правил очень достойно и не жестоко. Но после проблем в семье императора, а также столкновения своих интересов с сенатом, полным республиканских установок, все вылилось в "нечестивую войну в сенате». Он правил всего с 14 по 37 год.

Третьим императором и представителем династии стал сын племянника Тиберия - Калигула, правивший всего 4 года - с 37-го по 41-й. Поначалу все ему симпатизировали как достойному императору, но власть его сильно изменила: он стал жестоким, вызвал сильное недовольство у народа и был убит.

Следующим императором стал Клавдий (41-54), с помощью которого, по сути, правили две его жены - Мессалина и Агриппина. Путем различных манипуляций второй женщине удалось сделать правителем своего сына Нерона (54-68). При нем произошел "великий пожар" в 64 году н. э., что очень сильно разрушило Рим. Нерон покончил свою жизнь самоубийством, и разразилась гражданская война, в которой всего за один год погибли три последних представителя династии. 68-69-й назвали "годом четырех императоров".

Династия Флавиев (с 69 по 96 годы н. э.)

Веспасиан был главным в борьбе против восставших иудеев. Он стал императором и основал новую династию. Ему удалось подавить восстания в Иудее, восстановить хозяйство, заново отстроить Рим после "великого пожара" и привести в порядок империю после многочисленных внутренних смут и мятежей, улучшить отношения с сенатом. Правил он до 79 года н. э. Его порядочное правление продолжил его сын Тит, правивший всего два года. Следующим императором стал младший сын Веспасиана - Домициан (81-96). В отличие от первых двух представителей династии, он отличался враждебностью и противостояниями с сенатом. Его убили в результате заговора.

Во времена правления династии Флавиев создали великий амфитеатр Колизей в Риме. Над его строительством работали 8 лет. Тут проводились многочисленные гладиаторские бои.

Династия Антонинов

Время пришлось именно на время правления этой династии. Правителей этого периода называли "пятью хорошими императорами". Антонины (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий) правили последовательно с 96 по 180 год н. э. После заговора и убийства Домициана из-за его враждебности к сенату императором стал Нерва, который был как раз из сенаторской среды. Он правил два года, а следующим правителем стал усыновленный им сын - Ульпий Траян, который стал одним из лучших людей, когда-либо правивших во времена Римской империи.

Траян значительно расширил территории. Образовались 4 известные провинции: Армения, Месопотамия, Ассирия и Аравия. Колонизация других мест требовалась Траяну скорее не для завоевательных целей, а для защиты от нападений кочевников и варваров. Самые отдаленные места обстраивались многочисленными каменными башнями.

Третий император Римской империи времен династии Антонинов и преемник Траяна - Адриан. Он сделал много реформ в области права и образования, а также в сфере финансов. Он получил прозвище "обогатитель мира". Следующим правителем стал Антонин, которого прозвали "отцом рода человеческого" за его заботу не только о Риме, но и о провинциях, которые он благоустраивал. Потом правил который был очень хорошим философом, но ему пришлось провести много времени на войне на Дунае, где и погиб в 180 году. На этом эпоха "пяти хороших императоров", когда империя расцветала, а демократизм достигал своего пика, закончилась.

Последним императором, положившим конец династии, стал Коммод. Он увлекался гладиаторскими боями, а управление империей возложил на плечи других людей. Умер от рук заговорщиков в 193 году.

Династия Северов

Люди провозгласили правителем выходца из Африки - полководца правившего до своей смерти в 211 г. Он был очень воинственным, что передалось его сыну Каракаллу, который стал императором путем убийства своего брата. Но именно благодаря ему люди из провинций наконец получили право становиться Оба правителя сделали многое. Например, вернули Александрии самостоятельность и дали право александрийцам занимать гос. должности. Затем правили Гелиогабал и Александр до 235 г.

Кризис третьего века

Этот переломный момент имел такое большое значение для людей того времени, что историки выделяют его как отдельный период истории Римской империи. Этот кризис длился почти полвека: с 235 г. после гибели Александра Севера и вплоть до 284 г.

Причиной послужили войны с племенами на Дунае, которые начались еще во времена Марка Аврелия, стычки с зарейнскими людьми, непостоянство власти. Людям приходилось много воевать, а власть тратила деньги, время и силы на эти конфликты, что значительно ухудшило экономику и хозяйство империи. А также во времена кризиса были постоянные конфликты между армиями, которые выдвигали своих кандидатов на престол. К тому же боролся и сенат за право своего значительного влияния на империю, но потерял его вообще. Античная культура после кризиса тоже пришла в упадок.

Период домината

Концом кризиса стало возведение в императоры Диоклетиана в 285 г. Именно он положил начало периоду домината, что означало смену республиканской формы правления на абсолютную монархию. Эпоха Тетрархии также относится к этому времени.

Императора стали величать "доминатом", что в переводе означает "господин и бог". Домициан впервые так назвал себя. Но в I веке такая позиция правителя воспринималась бы с враждебностью, а после 285 года - спокойно. Сенат как таковой не прекратил свое существование, но теперь не имел такого большого влияния на монарха, который в конечном итоге сам принимал решения.

При доминате, когда правил Диоклетиан, христианство уже проникло в жизнь римлян, но всех христиан начали еще сильнее преследовать и принимать карательные меры за их веру.

В 305 году император отказался от власти, началась небольшая борьба за престол, пока на трон не вышел Константин, правивший с 306 по 337 гг. Он был единоличным правителем, но было деление империи на провинции и префектуры. В отличие от Диоклетиана, он не был таким жестким по отношению к христианам и даже прекратил подвергать их гонениям и преследованиям. Более того, Константин ввел единоверие, а христианство сделал государственной религией. Также он перенес столицу из Рима в Византий, который впоследствии назвали Константинополем. С 337 по 363 годы правили сыновья Константина. В 363 г. умер Юлиан Отступник, что и стало концом династии.

Римская империя еще продолжала существование, хотя перенос столицы был очень резким для римлян событием. После 363 г. правили еще два рода: династии Валентиниана (364-392) и Феодосия (379-457). Известно, что значительным событием в 378 году стала Адрианопольская битва между готами и римлянами.

Падение Западной Римской империи

Рим фактически продолжил свое существование. Но концом истории империи считают 476 год.

На падение ее повлиял перенос столицы в Константинополь при Константине в 395 г., где даже воссоздали сенат. Именно в этом году произошло на Западную и Восточную. Началом истории Византии (Восточной Римской империи) также считается это событие в 395-м. Но стоит понимать, что Византия - это уже не Римская империя.

Но почему тогда история заканчивается только в 476-м? Потому что после 395 года осталась существовать и Западная Римская империя со столицей в Риме. Но правители не справлялись с такой большой территорией, терпели постоянные нападки со стороны врагов, а Рим разорился.

Этому распаду поспособствовало расширение земель, за которыми нужно было следить, усиление армии врагов. После битвы с готами и поражения римской армии Флавия Валента в 378 г. первые стали для вторых очень могущественными, в то время как жители Римской империи все больше склонялись к мирной жизни. Мало кто хотел посвящать себя на многие годы армии, большинство любило просто земледелие.

Уже при ослабленной Западной империи в 410 году вестготы взяли Рим, в 455-м столицу захватили уже вандалы, а 4 сентября 476 года вождь германских племен Одоакр заставил отречься от престола Ромула Августа. Он и стал последним императором Римской империи, Рим больше не принадлежал римлянам. История великой империи была закончена. Столицей долгое время правили разные люди, не имеющие никакого отношения к римлянам.

Так все же, в каком году распалась Римская империя? Однозначно в 476-м, однако этот распад, можно сказать, начался еще задолго до событий, когда империя начала приходить в упадок и ослабевать, а варварские германские племена стали населять территорию.

История после 476 года

Тем не менее, хоть в верхушке власти случилось свержение римского императора, а империя перешла во владение германских варваров, римляне все так же продолжали существовать. Продолжал существовать даже еще несколько веков после 376 г. вплоть до 630 года. Но по территории Риму теперь принадлежали лишь части нынешней Италии. В это время как раз началось Средневековье.

Преемницей культуры и традиций цивилизации Древнего Рима стала Византия. Она уже почти век существовала после своего образования, в то время как Западная Римская империя пала. Только к 1453 году османы захватили Византию, на этом ее история и закончилась. Константинополь переименовали в Стамбул.

А в 962-м благодаря Оттону 1 Великому образовалась Священная Римская империя - государство. Ядром его была Германия, в которой он являлся королем.

Оттон 1 Великий уже владел очень большими территориями. В состав империи X века входила почти вся Европа, в том числе и Италия (земли падшей Западной Римской империи, культуру которой хотели воссоздать). Со временем границы территории менялись. Но тем не менее эта империя просуществовала почти тысячелетие вплоть до 1806 года, когда Наполеон смог распустить ее.

Столицей формально был Рим. Императоры Священной Римской империи правили и имели много вассалов в других частях своих больших владений. Все правители претендовали на высшую власть в христианстве, которое в то время обрело масштабное влияние на всю Европу. Корона императоров Священной Римской империи давалась только папой после коронации в Риме.

На гербе Римской империи изображен двуглавый орел. Этот символ встречался (и есть до сих пор) в символике многих государств. Как ни странно, на гербе Византии тоже изображен такой символ, как и на гербе Римской империи.

Флаг XIII—XIV веков изображал белый крест на красном фоне. Однако он стал другим в 1400-м и просуществовал до 1806 г. вплоть до падения Священной Римской империи.

На флаге с 1400 г. есть двуглавый орел. Это символизирует императора, в то время как одноглавая птица - короля. Интересны также и цвета флага Римской империи: черный орел на желтом фоне.

Тем не менее это очень большое заблуждение - относить Римскую империю до средневековых времен к Священной Германской Римской империи, в составе которой хоть и была Италия, но фактически это было уже совсем другое государство.