Сообщение о том, что Вячеслав Шевцов назначен исполняющим обязанности ректора, появилось на сайте и на официальных аккаунтах МАИ в соцсетях еще в пятницу. «Поздравляю с приходом к власти «своего человека», «Ура!!! МАИ победил!», «Наш кандидат», «Достойнейший из достойнейших» – так комментировали пользователи эту новость на странице вуза в социальной сети «ВКонтакте».

Официально заявляется, что предыдущий руководитель вуза Александр Рождественский ушел по собственному желанию. Новый и.о. ректора Шевцов, как следует из справки МАИ, окончил факультет радиоэлектроники летательных аппаратов того же вуза в 1977 году, а затем обучался в аспирантуре и в 1987 году защитил диссертацию кандидата технических наук. Всю жизнь Вячеслав Шевцов работал в МАИ. В 2004 году он стал доктором технических наук, в 2001-м – получил звание доцента, в 2007-м – профессора, дважды избирался деканом факультета радиоэлектроники. С 2007 года Вячеслав Шевцов занимал должность проректора МАИ по научной работе и являлся руководителем программы развития вуза как национального исследовательского университета. Кроме того, известно, что г-н Шевцов является почетным профессором Высшей школы Эсслинген – технического института (университета прикладных наук) (Германия) и был дважды удостоен премии Правительства РФ в области науки и техники.

Пресс-служба Министерства образования ограничилась в понедельник коротким сообщением. «Ректором Московского авиационного института было официально составлено заявление о сложении полномочий по собственному желанию. По его словам, за прошедшие несколько месяцев он так и не смог наладить конструктивный рабочий контакт с коллективом Московского авиационного института», – заявили в Минобрнауки. Там добавили, что министр Дмитрий Ливанов отставку принял и назначил своим приказом Вячеслава Шевцова на должность исполняющего обязанности ректора. «Его главной задачей будет подготовка и проведение выборов ректора, которые пройдут в мае-июне», – сообщили в Минобрнауки РФ.

Смена ректора в Московском авиационном институте осенью 2015 года сопровождалась публичным скандалом. Находившегося тогда на должности ректора Анатолия Геращенко внезапно освободили от работы, поставив Александра Рождественского исполняющим обязанности главы вуза. Сам г-н Рождественский до этого был ректором Московского авиационного технологического института им. К.Э. Циолковского – этот вуз был признан неэффективным и присоединен к МАИ. Ряд преподавателей и студентов вуза назвали случившееся «захватом». В интервью «НИ» академик РАН, доктор технических наук и бывший ректор МАИ Юрий Рыжов тогда объяснил, что смена руководства должна была произойти путем выборов, а не путем назначения со стороны министерства, да и многие сотрудники вуза не хотели видеть ректором человека, который никогда не имел отношения к авиации. «Он имеет лишь педагогическое и экономическое образование. Он понимает только в одной из более чем десяти тематик факультетов МАИ», – возмущался Юрий Рыжов.

Вчера г-н Рыжов назвал новую смену руководства вуза положительным явлением: «Теперь МАИ будет руководить человек, который проработал там много лет. К сожалению, я не очень хорошо его знаю. Зато теперь в МАИ пройдут выборы по всем правилам». Он сообщил, что уже обсудил новость с сотрудниками, работающими в аппарате ректората вуза. «Рождественский успел расставить своих людей. Так вот они, узнав про его увольнение, устроили погром в кабинетах бухгалтерии, общежития. Разбили посуду, стекла в шкафах и так далее. Мне рассказали, что главный бухгалтер впала в истерику», – добавил академик (подтвердить эти сведения в вузе «НИ» вчера не удалось). Собеседник «НИ» полагает, что Александр Рождественский покинул свой пост потому, что не захотел работать в коллективе, который не был доволен его назначением.

Московский авиационный институт, МАИ - Ведет подготовку элитных инженерных специалистов. Является одним из востребованных вузов страны в сфере подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Обучение студентов идет по принципу сквозного проектирования всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Так же вуз подготавливает специалистов для космодромов: «Байконур»; «Плесецк»; «Восточный».
МАИ представляет собой аналог технопарка, в котором наряду с учебными аудиториями сконцентрированы многочисленные научные лаборатории, научно-образовательные и ресурсные центры, конструкторские бюро, в том числе студенческие, опытно-экспериментальный завод, аэродром и объекты социальной инфраструктуры. Основан в 1930 году. Обучение ведется на 12 факультетах, в 9 институтах, на правах факультетов, и 5 филиалах. Численность обучающихся составляет около 22 000 человек. Ректор МАИ - Михаил Асланович Погосян.

Факультеты и филиалы

Факультеты:

«Авиационная техника»
«Двигатели летательных аппаратов»
«Системы управления, информатика и электроэнергетика»
«Радиоэлектроника летательных аппаратов»
«Аэрокосмический»
«Робототехнические и интеллектуальные системы»
«Информационные технологии и прикладная математика»
«Прикладная механика»
«Социальный инжиниринг»
«Иностранных языков»
«Радиовтуз МАИ»
«Факультет довузовской подготовки»

Институты:

Инженерно-экономический институт МАИ (ИНЖЭКИН МАИ)
Институт материаловедения и технологий материалов
Институт аэрокосмических конструкций, технологий и систем управления
Институт информационных систем и технологий
Институт менеджмента, экономики и социальных технологий
Военный институт МАИ
Институт военной подготовки
Институт повышения квалификации и переподготовки МАИ
Институт заочного обучения

Филиалы:

«Восход» (космодром «Байконур»)
«Взлёт» (Ахтубинск)
«Стрела» (Жуковский)
Ступинский филиал (Ступино)

Как вы помните, недавно я «подсела» на тему разоблачений в столичном образовании. Правда до этого мои посты касались коррупции в Департаменте образования Москвы. Однако неравнодушные читатели решили подкидывать материалы далеко не всегда про Департамент и далеко не всегда про коррупцию. В общем, мне начали присылать темы для постов, касающиеся ЛЮБЫХ проблем в столичном образовании. Самые интересные материалы я буду публиковать.
Итак, тема сегодняшнего поста - как получить больничный и отбывать его на Кипре?

Этот цветущий загорелый мужчина на фоне белого корабля вовсе не Остап Бендер в Рио. Знакомьтесь: Микнис Виталиюс Йонович, или на русский лад Виталий Иванович, .

В конце апреля сего года проректор вдруг понял, что страшно устал от всех этих студентов-оболтусов. Так устал, что оставаться в Москве стало невтерпеж. А где-то в Средиземноморских широтах уже стояла ласкающая тело пляжная температура, пальмы маняще махали листьями, а песок обжигал пятки загорающих. Этот песок жёг пятки и душу не только отдыхающим на пляжах туристам, но и проректору Микнису, находящемуся в Москве.
Виталий Иванович от навязчивой мысли, что они с пляжем находятся совсем в разных регионах, так сильно распереживался, что заболел. Да так тяжело, что пришлось выходить на больничный. Хирург Кученков А.В. решил, что Виталий Иванович выглядит неважно, и подписал ему больничный лист с 29 апреля по 8 мая включительно.

Смотреть документ в полноразмерном варианте можно

Можно, конечно, было обойтись и без больничного, так как время аккурат совпало с майскими праздниками. Но рабочие дни между праздниками портили всю картину и мешали уехать подальше от Москвы. Подальше - это значит на Кипр, куда, заручившись поддержкой хирурга и липовым больничным, Микнис полетел рейсом НН 8751 авиакомпании ВИМ- Авия подлечить расшатавшиеся нервы. Здесь тебе и прогревание органов камнями, и промывание носа солёной водой прямо в волнах, и очищение сосудов бокалом вина. И такая терапия целую неделю. Хорошо, что эта гостеприимная республика вернула нам такого ценного кадра для нашего образования. В добром здравии и расположении духа Виталий Иванович прилетел рейсом ГЛ-604 авиакомпании Глобус в Москву 7 мая. Болезнь как рукой смахнуло, и больничный можно было закрывать…

Судя по фотографиям профиля Микниса в соцсетях, Виталий Иванович вообще очень любит путешествовать. В общем-то в этом пристрастии я не вижу ничего порочного. Однако надеюсь, что все остальные свои поездки он совершал во время законного отпуска, а не фиктивного больничного.


Пользуясь случаем, хочу привлечь внимание нового Министра образования Ольги Юрьевны Васильевой к размещенному мной материалу и пресечь появление подобных инцидентов, позорящих столичные вузы, на которые равняются все остальные учебные заведения России.

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) – МАИ основан в 1930 году с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для авиационной промышленности страны. МАИ готовит проектировщиков и конструкторов широкого профиля для предприятий авиационной, ракетно-космической и оборонной промышленности. В 2009 году МАИ стал одним из 12 вузов страны, победивших в конкурсном отборе программ развития университетов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию "Национальный исследовательский университет". В настоящее время в МАИ на 9 факультетах, в 4 институтах и 4 филиалах обучается свыше 20 000 студентов.

История

2019: Сотрудничество с «Программным Продуктом» по подготовке специалистов для ИТ-отрасли

20 сентября 2019 года компания «Программный Продукт » сообщила, что совместно с Московским авиационным институтом заключили соглашение о сотрудничестве. Подробнее .

«Если человек нормально учился в МАИ, то средняя зарплата наших выпускников – 55–60 тысяч рублей», – заявил газете ВЗГЛЯД ректор МАИ, в недавнем прошлом гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Он рассказал о том, как российское образование, и МАИ в частности, будет обеспечивать тот самый «технологический прорыв», добиться которого потребовал Путин.

В четверг в рамках прямой линии Владимир Путин заявил о необходимости прорыва для России. «Мы должны не только впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда нового технологического уклада, а быть во главе этого поезда», – сказал глава государства.

По словам Путина, если мы отстанем в своем технологическом развитии, если не будем уделять должного внимания «таким важнейшим вопросам, как здравоохранение и образование, мы можем безвозвратно отстать, и это поставит под вопрос наш суверенитет».

В нашей сфере образования одним из лучших учреждений, которое готовит кадры для технологического прорыва, считается Московский авиационный институт (МАИ), получивший девять лет назад статус национального исследовательского университета. Пожалуй, это единственный вуз, который готовит специалистов по всему «жизненному циклу» авиационной и ракетно-космической техники.

Судя по отчету международного рейтингового агентства Round University Ranking (RUR), в 2017 году МАИ продемонстрировал рекордный результат, поднявшись с 95-го на 54-е место благодаря резкому росту качества образования и исследований, международной активности и финансовой устойчивости. МАИ оказался в дюжине российских университетов, попавших в мировой топ-100.

По оценке портала Career.Ru, за прошлый год «маевцы», окончившие факультет «Системы управления, информатика и электроэнергетика», вошли в топ-10 наиболее востребованных работодателями выпускников по направлению IT.

С другой стороны, в феврале «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и проект «Типичный абитуриент» представили исследование о вузах, основанное, правда на «интернет-сливах». Из публикации следовало, что МАИ оказался в числе трех вузов с наибольшей долей отрицательных отзывов.

О том, насколько такие отзывы верны, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал ректор университета, в недавнем прошлом гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян.

ВЗГЛЯД: Михаил Асланович, подготовка будущих кадров – важная задача. Но были сообщения, что у вас недобор студентов и, таким образом, нашим оборонным предприятиям лет через пять грозит нехватка кадров.

Михаил Погосян: Это неправильные сообщения. Мы сегодня никаких проблем с набором не испытываем. На бюджетные места мы принимаем ежегодно более трех с половиной тысяч студентов. Примерно одну тысячу студентов принимаем на платное направление подготовки.

Собственно, по масштабам подготовки специалистов МАИ, так же как и МГТУ имени Баумана, являются, с моей точки зрения, наиболее комплексными и вузами, которые обучают специалистов для высокотехнологичных отраслей.

ВЗГЛЯД: На интернет-форумах студенты и абитуриенты (или люди, представляющиеся таковыми) пишут, что ваш вуз считается более слабым, чем та же «Бауманка». В какой степени вы готовы с этим согласиться? Может, у МГТУ больше финансирование?

М. П.: Есть отличия по финансированию. Может быть, с точки зрения некоторых показателей МАИ сегодня несколько отстает, но с точки зрения динамики изменения показателей мы однозначные лидеры.

Я с уважением отношусь к той работе, которую ведет МГТУ им. Баумана, но считаю такое прямое сравнение некорректным. Не хотелось бы вдаваться в дискуссию, но есть показатели, по которым МАИ опережает МГТУ. Нельзя проводить однозначное сравнение двух вузов, у каждого своя специфика. У нас есть своя линия, мы ее реализуем.

ВЗГЛЯД: В части интеграции в мировое образовательное пространство МАИ опережает? Насколько мы можем судить, привлекаются англоговорящие преподаватели и допускаются иностранные студенты на закрытые кафедры, обычно требующие спецдопуска. Что еще вы делаете в этом направлении?

М. П.: Например, совместные с Шанхайским университетом англоязычные программы магистерской подготовки – это точно, я думаю, не имеет аналогов в других российских вузах. За прошлый год у нас наблюдалась очень хорошая динамика: в полтора раза увеличилось количество иностранных студентов, которые поступают в МАИ. В 2017 году было принято более трехсот человек.

В целом заметно увеличилось количество студентов из КНР, которые обучаются в рамках программы «двойных дипломов».

Кроме того, у нас налажена тесная координация с европейскими вузами. Например, по таким направлениям, как композитные конструкции, сервис авиационной техники.

ВЗГЛЯД: Да, в отзывах о вузе, с одной стороны, отмечается высокое качество преподавания. Но, с другой стороны, некоторые студенты жалуются, что среди преподавателей есть хорошие специалисты, которые, однако, не могут донести свои знания до студентов. То есть их лекции скучные. Как вы планируете с этим бороться?

М. П.: Думаю, это субъективная оценка. Точно невозможно обеспечить одинаковый интерес по всем предметам подготовки, по всем преподавателям. У всех есть плюсы и минусы. Но заметим, что конкурс на целый ряд направлений подготовки в МАИ говорит о том, что есть устойчивый авторитет и интерес.

Я знаю другие точки зрения: что МАИ подготовил не только инженеров, но и людей, которые способны решать сложные нетривиальные задачи. Это невозможно сделать, если преподаватели эффективно не прививают эти знания и навыки.

ВЗГЛЯД: Если речь зашла о выпущенных специалистах, многие из которых действительно работают на важных направлениях, в том числе в «оборонке» – считаете ли вы справедливой оценку их труда? Попадались утверждения, что выпускники МАИ, например работающие в Комсомольске-на-Амуре или Петропавловске-Камчатском, могут получать 35 тыс. рублей, что явно мало и для Дальнего Востока…

М. П.: Такой зарплаты, 35 тысяч, для специалиста нет. Если человек нормально учился в МАИ, то средняя зарплата наших выпускников – 55–60 тысяч рублей. Есть соответствующие рейтинги, можно к ним обратиться. МАИ входит в пять–семь ведущих вузов России с точки зрения оплаты труда выпускников и с точки зрения востребованности специалистов. Так что упомянутые вами утверждения – это просто слухи.

ВЗГЛЯД: Президент на недавней встрече с ректорами вузов ставил вопрос ребром: что могут и должны сделать российские университеты для достижения технологического прорыва? Как МАИ будет участвовать в этом прорыве?

М. П.: Действительно, задача, которая сейчас стоит перед вузами, – это задача не только следования за промышленностью, а определение тех приоритетов, которые будут в значительной степени определять конкурентоспособность в будущем.

Поэтому в университетах должны готовить людей не под сегодняшние технологии и услуги, а под завтрашние. И МАИ ведет работу в этом направлении.Она касается как традиционных направлений инженерной базовой подготовки (таких как авиастроение, космические летательные аппараты, двигателестроение), и таких направлений, как информационные технологии.

Если говорить о том, как конкретно мы решаем эту задачу, то возьмем один из векторов: это существенное увеличение объемов работы в интересах индустрии, перспективных программ. В прошлом году мы вышли на объем научно-исследовательских работ на сумму больше 2 млрд рублей, в этом году планируем вплотную подойти к 3 млрд рублей. Это как раз достигнуто за счет того, что мы существенно расширяем спектр научных исследований.

На эту тему

Кроме этого, мы активно участвуем в реализации стратегии научно-технологического развития. Направление стратегии, связанное с комплексным развитием территорий, нами тоже активно развивается. Мы в этой работе принимаем непосредственное участие.

В рамках прорывов мы нацелены на подготовку людей, которые способны быть лидерами этих прорывов. Для этого мы сегодня реализуем целый ряд новых направлений их подготовки: такие, например, как управление жизненным циклом изделий (мы готовим тех, кто готов комплексно решать задачи). Второе из таких важных направлений – это школа управления, цель которой – подготовка кадрового резерва корпораций.

Мы также открываем новые направления подготовки – цифровое производство, управление разработкой программного обеспечения в области IT, композитные конструкции в области авиастроения, космической техники и целый ряд других направлений.

Таким образом, сферы, где применимы умения наших выпускников, – не только оборонно-промышленный комплекс, авиастроение, космос, двигателестроение и другие традиционные направления. Специалисты будут востребованы и в сфере IT. Есть целые компании, основу команды которых составляют выпускники наших факультетов, связанные с подготовкой специалистов по информационным технологиям.

Если обратиться к истории, то МАИ всегда в большой степени готовил не просто специалистов, а успешных людей. Я считаю, что с точки зрения подготовки руководителей предприятий МАИ занимает лидирующие позиции по сравнению с другими вузами – наши специалисты очень хорошо себя проявляют в аэрокосмической индустрии, металлургии.

В целом можно сказать, что МАИ – не только инженерная школа, но и школа для людей, которые добиваются успеха в самых разных направлениях.

Михаил Мошкин