Шумова Фарида
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»

Цель занятия :Продолжать обучению звукового анализа слов ; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки .

Образовательные задачи :

1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.

2. Учить проведению звукового анализа слова . Знакомство со звуковым анализом слова ПАУК .

3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки

4. Продолжать учить называть слова с заданным звуком .

5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.

Развивающие задачи :

Развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику

Развивать связную, выразительную речь детей

Развивать умение отвечать полным предложением.

Воспитательные задачи :

Воспитывать уважение ко взрослым, друг к другу

Воспитывать такие чувства, как : взаимопомощь, взаимовыручка

Воспитывать любовь к природе.

Создание среды для организации и проведения ОД :

Телефон с СМС сообщением

Проектор, аудиозаписи,компьютер;

Фишки, обозначающие звуки

Мяч, снежинка

Шапочки звуковичков

Посылка

Приемы руководства деятельностью детей в ОД :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : создание проблемной ситуации; игровая ситуация.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД : беседа, вопросы к детям, создание развивающей среды, анализ и выводы .

3. Приемы организации практической деятельности детей : художественное слово ; физкультминутка «Зима» , звуковой анализ слова

4. Приемы поддержания интереса у детей : ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, показ слайдов.

5. Приемы оценки и самооценки : анализ деятельности , поощрение, взаимопомощь детей.

Предварительная работа :

Беседа «Что такое посылка»

Знакомство с дедом Грамотеем

Разучивание физминутки «Зима»

Виды детской деятельности в ОД :

Коммуникативная.

Трудовая.

Продуктивная.

Музыкальная

Физическая

Ожидаемые результаты :

Умения детей действовать самостоятельно;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Воспитание нравственных качеств;

Активизация словарного запаса ;

Формирование умения выполнять звуковой анализ слова

Критерии оценки деятельности детей на занятии

1. Активно участвует в продуктивной деятельности.

2. Проявляет самостоятельность.

3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

9. Ребенок вступает в обсуждение.

Ход ОД:

1. Организационный момент.

Дети заходят в зал.

(Звук СМС сообщения )

Воспитатель : Пришло СМС сообщение от деда Грамотея из страны АБВГДейка . «Дорогие ребята старшей группы № 2 , хочу выслать вам посылку, но не знаю вашего адреса. Позвоните по телефону 907010 и назовите свой адрес. До свидания. Дед Грамотей из страны АБВГДейка »

Ребята, хотите получить посылку?

Тогда давайте позвоним и сообщим свой адрес (адрес сада)

Я включаю громкую связь, а вы хором говорите свой адрес (г. Оренбург, пр. Гагарина 12 в, детский сад № 87)

2. Основная часть.

Ребята, пока посылка в пути, давайте поиграем. А поиграем мы с вами в игру «Слова наоборот » (с мячом)

Зима-лето

Друг-враг

Весёлый-грустный

Добрый-злой

Длинный-короткий

Красивый-безобразный

Чистый-грязный

Высокий-низкий

Бежать-стоять

Кричать –молчать

Радоваться-огорчаться

(дети садятся на, лицом к экрану)

Звучат звуки зимы

Воспитатель : Что за звуки мы слышим ? (слайд № 2)

Дети : Это зима

Вос-ль : Правильно! на экране пейзаж зимы

Какими словами мы можем сказать о зиме? Какая она? (передаём снежинку и называем описательные слова )

Дети : снежная, холодная, суровая, морозная…

ГОЛОС с экрана : (слайд № 3) Здравствуйте, ребята! Посылку Дед Грамотей выслал , но она попала в мои снежные владения. Наверное её я оставлю себе. Хотя… Я верну её вам, если вы выполните мои задания.

(на экране появляется одна снежинка – 1 задание. Слайд № 4)

1. Артикуляция звуков : ЗИМА хочет поиграть с вами в дразнилки. А вы хотите поиграть?

Дети : Да! (Слайд № 5, № 6)

Вос-ль : Я буду показывать звуки , а вы их будете озвучивать все вместе хором.

Ветер со снежинками играет - У-У-У-У

Ветки с дерева срывает - И-И-И-И

Снежинки по ветру летят- О-О-О-О

Прямо под ноги ребят - А-А-А-А

А,О,У, И – это что за звуки ? (подходим к столу)

Дети : Гласные.

Вос-ль : Почему их так называют?

Дети : Они легко, тянутся, поются.

Вос-ль : Каким цветом мы обозначаем гласные звуки ?

Дети : Красным.

(правильный ответ на слайде 7)

Восп : Сколько гласных звуков вы знаете ?

Вос-ль : А звуки , которые нельзя спеть, как называются?

Дети : Согласные.

Вос-ль : Какие согласные бывают?

Дети : Твёрдые и мягкие.

Восп : Согласные твёрдые звуки каким цветом обозначаем?

Дети : Синим

(слайд 8)

Воспитатель : Согласные мягкие каким цветом обозначаем?

Дети : Зелёным

(Слайд 9)

Ребята, кто понял почему Зима нам задаёт вопросы о звуках ?

(Да, потомучто у зимы много разных звуков : то как зверь она завоет, то заплачет как дитя… Вот она и захотела побольше узнать о звуках )

(Слайд № 10 – второе задание)

2. Игра «Угадай какой звук (за столом сидя)

Воспитатель называет звуки , а дети показывают нужные фишки

Воспитатель :

(Слайд № 10--11 –третье задание)

3. Игра «Старший и младший братья » (с мячом) (Встаём полукругом) (Слайд № 12, № 13)

Посмотрите на экран : Звуки взялись за руки . Почему они так дружны? Может быть они родственники?

Воспитатель называет твёрдые согласные, а дети называют мягкие согласные»

ФИЗМИНУТКА : «Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.

(соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

4. Назвать слова , начинащиеся со звука «с» (Слайд № 15)

(Садимся за столы)

5. Звуковой анализ слова ПАУК . (Слайд № 17-23, № 22 по щелчку)

Воспитатель : Посмотрите какие узоры вырисовывает мороз зимой на окнах. Что напоминают нам узоры на окнах.

Воспитатель : На что похож следующий узор? (на паутину)

Воспитатель : А кто плетёт паутину? (паук)

Следующее задание ЗИМЫ выполнить звуковой анализ слова «ПАУК»

Сколько звуков в том слове ?

Разделим на слоги слово паук . Сколько слогов в этом слове ? (2)

1 звук (П) какой? (согл, твёрдый)

(синий)

Назовите 2 звук . Какой он? (а) (гласный)

Какого цвета фишку поставим? (красного)

Назовите следующий звук . Какой он? (у) (гласный)

Какого цвета фишку поставим? (красного)

Назовите следующий звук . Какой он? (к) (согл, твёрдый)

Сколько всего звуков в том слове ? (4)

Сколько гласных звуков ?

Сколько согласных звуков ?

Обратите внимание в слове ПАУК стоят подряд два гласных звука . Мы впервые сегодня выполнили звуковой анализ слова ПАУК

6. Игра «Живые звуки » (Слайд № 24)

7. Отгадайте загадку и выполнить звуковой анализ слова «ЗИМА»

Я тепла не потерплю :

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели

Замету снежком дома

Потомучто я … (зима) (Слайд №25, 26)

Проводится звуковой анализ слова самостоятельно .

Ребята, ЗИМА нас просит составить предложение со словом ЗИМА .

.Воспитатель : -Ребята, вы любите зиму?

Давайте мы подарим стих Зимушке (стих)

Мы в снежки сражаться будем

Мы с горы кататься любим

И поэтому нам очень

Очень нравится ЗИМА!

Заключительная часть :

Воспитатель : –Вы выполнили все задания Зимушки.

(На экране появляется ЗИМА)

ЗИМА : (Слайд № 27) - Спасибо за стихотворение. Ну что ж, ребята, выполнили вы мои задания. И я много узнала о звуках . Я рада, что познакомилась с такими интересными ребятами, как вы. Посылка, адресованная вам уже наверное прибыла. До Новых встреч!

Воспитатель : Она не прощается с нами, а говорит нам «До свидания» Мы с ней будем встречаться каждый день.

ВОСПИТАТЕЛЬ : - Пока посылку нам несут…

ИТОГ : Воспитатель : Встали в кружок и вспомним :

Кто прислал нам СМС сообщение?

Что нам выслал Дед Грамотей ?

Мы сразу получили посылку? Почему?

Справились мы с заданиями ЗИМЫ?

Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями

(Заносят посылку) . Эмоции детей.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: обучение грамоте

Презентации к уроку




Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.






Назад Вперёд

Цель:формирование у детей умения составлять звуковой анализ слова, сравнение слов по звуковому составу.

Задачи:

  • упражнять детей в умении составлять слова, ориентируясь на первые звуки в словах;
  • закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
  • познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова "дом";
  • упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;
  • закреплять представление о предложении;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности.

Раздаточный и демонстрационный материал: слайды (картинка с изображением детей; картина-схема слова "дом"), карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши; бумажные заготовки (методом обрывания) геометрических фигур.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Ход занятия

1. Дидактическая игра "Как их зовут?" Перед детьми представлена картина с изображением детей (Приложение 1). Педагог предлагает детям угадать, как зовут детей, изображенных на картине.

Педагог: Ребята, давайте сыграем в игру "Как их зовут?". Посмотрите на картину, кто изображен на ней?

Дети: На ней изображены дети.

Педагог: Я предлагаю вам угадать имена детей изображенных на картине. Для этого вы должны внимательно посмотреть на предметные картинки, которые будут появляться на доске, и по первым звукам в словах составить имена (дети составляют имена с опорой на предметные картинки ).

Опорные картинки:

  • Шар, утка, рыба, апельсин - Шура;
  • Мышь, автобус, шишка, антенна - Маша;
  • Рука, осы, мак, автобус - Рома.

Педагог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

2. Педагог: На прошлом занятии вы учились находить звуки в слове "мак", учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Давайте вспомним, какие звуки есть в слове "мак". Сколько звуков в слове?

Дети: в слове "мак" три звука.

Педагог: какой звук первый?

Дети:первый звук "м"

Педагог: какой звук стоит вторым?

Дети:вторым стоит звук "а"

Педагог: какой звук третий?

Дети:третий звук "к"

Педагог: Молодцы! Посмотрите на доску, что изображено на ней? (Приложение 2)

Дети:на доске изображен "дом"

Педагог: Давайте определим, сколько звуков в слове "дом", опираясь на схему под картинкой?

Дети: в слове "дом" три звука.

Дети: первый звук в слове дом "Д"

Педагог: какой второй звук?

Дети: второй звук "О".

Педагог:При его произнесении нам ничего не мешает ни губы, ни язык, ни зубы, он тянется и поется. Мы его произносим громко. Какой третий звук?

Дети: третий звук в слове "дом" "М"

Педагог: Ребята, давайте произнесем слово "дом" в соответствии с движением указки. Молодцы!

А теперь определите, какие звуки в словах "мак" и "дом" одинаковые?

Дети: в словах "мак" и "дом", одинаковый звук "М"

Педагог: А где находиться этот звук в слове "мак"?

Дети: в начале слова

Педагог: В слове "дом"?

Дети: в слове "дом" в конце слова.

Педагог: Найдите в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся

Дети: это звуки "А" и "О"

Физкультминутка. Игра "Поздороваемся по-разному"

Педагог: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру "Поздороваемся по-разному"

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел? (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)

3. Педагог: Мы с вами немного отдохнули.

Ребята, придумайте предложение из двух слов со словом "Мак" и запишите его с помощью графических линий.

Дети: Красивый мак. Красный мак.

Педагог: А сейчас составьте предложение со словом "дом" из трех слов и тоже запишите его графически.

Дети: Большой, красивый дом. Стоит большой дом. Наш дом высокий.

Игровое упражнение "Маленький архитектор".

Педагог: Молодцы! Давайте поиграем в игру "Маленький архитектор" (выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру ). У вас на столах лежат бумажные заготовки геометрических фигур. Вам надо построить дом. (работа детей ).

4. Итог занятия

Педагог: Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

Электронное пособие для закрепления навыка звукового анализа слов

Пособие по обучению грамоте для детей 5-6 лет. День рождения у лисы

Ковальских Татьяна Александровна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 77" г.Березники

Описание работы: Электронное пособие создано в программе Microsoft PowerPoint. Может быть использовано на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитано на детей имеющих представления о звуковом анализе слов и владеющих навыками составления звуковых схем простых слов. Кроме того, данное пособие может использоваться при обучении малышей чтению. Родителям пособие будет полезно в качестве помощника для открытия детям мира звуков и букв.

Основной целью является закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов, обучение грамоте.
Пособие помогает решать следующие задачи :
- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
- Учить определять наличие определенного звука в слове.
- Учить называть звуки в слове по порядку.
- Совершенствовать умения давать характеристику звукам.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать зрительный гнозис и праксис.
- Воспитывать самостоятельность и терпение при выполнении заданий.

Обучение дошкольников, навыкам звуко-слогового анализа и синтеза достаточно сложный и длительный процесс. Это важный раздел обучения грамоте. Он занимает большой объем времени в образовательном процессе. Качество проделанной работы в дальнейшем окажет большое влияние на успехи ребенка по русскому языку в школе. Недостаток или отсутствие необходимых навыков неизбежно приведет к дисграфии и другим трудностям в обучении на почве несформированности навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Игра «День рождения у лисы» поможет сделать занятия интересными, увлекательными и неповторимыми. Не секрет, что если у ребенка есть желание и ему нравится заниматься, то и результат будет намного выше. Разнообразие игрового материала позволит поддерживать интерес детей на занятии, снизит утомляемость, повысит эффективность и качество работы.
Презентация создана с учетом основных дидактических принципов. Материал дается в игровой форме, задания выстроены с постепенным усложнением, и опираются на повторение ранее изученного материала. Так, картинки для звукового анализа слов повторяются, а сама схема на каждом слайде появляется новая. Ребенок ориентируется на то, какие слова он уже отгадал и анализирует новые картинки. При не правильном ответе появляется эффект анимации, но картинка не исчезает, что позволяет ребенку увидеть свою ошибку и поискать правильный ответ.

Предусмотрены разные варианты использования учебного материала: с чтением слов или без него. Это дает педагогу возможность варьировать задания с учетом уровня развития детей и их индивидуальных способностей.

Весь учебный материал основан на сказочном сюжете. Звери отмечают день рождения. Однако, отгадать чей это день рождения ребенок должен сам.
На слайде появляется закрытая коробка с подарком.


На слайде появляются звери, по схеме слова ребенок находит правильный ответ ЛИСА

При правильном ответе появляется лиса с большим праздничным бантом и красивой коробкой.
- А что же в этой коробке?
- Подарки. Их принесли гости.


Далее, каждый следующий слайд заставляет ребенка отвечать на вопрос, что же подарили лисе на день рождения. Особый интерес у ребят вызывает то, как лиса постепенно принимает угощения и примеряет на себя все подарки.

ТОРТ


Появляется торт, затем проверяем, читаем слово.


БУСЫ


Лиса одевает бусы, проверяем, читаем слово.
К этой же схеме подойдет слово КАША


Последняя схема самая трудная. Обращаем внимание детей, что к этой схеме подходят сразу два слова.
ЦВЕТЫ,
ШЛЯПА


Появляются цветы, лиса одевает шляпу.


Проверяем, читаем слова.

После того как коробка с подарками разобрана, лиса приглашает гостей за праздничный стол.

- Кто пришел к лисе в гости?

Дети по схемам слов вспоминают начало сказочной истории и называют зверей. На слайде появляются лев, слон и лось.


Хочется обратить внимание на сложность в звуковом анализе последнего слова (лось), где необходимо обратить внимание детей и вспомнить о том, что мягкий знак звука не обозначает, поэтому и клеточка не закрашена.

В конце я напомню родителям и детям основные правила :

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Дети должны помнить, что в русском языке только шесть гласных звуков .

Каким цветом мы обозначаем звуки:

красным – гласные звуки;
синим – твердые согласные звуки;
зеленым – мягкие согласные звуки.

Вся игра проходит быстро, не утомляет дошкольников. Помните, что ребенок перед компьютером может проводить лишь несколько минут . Берегите здоровье наших детей!

Играйте с удовольствием! Положительные эмоции и терпение помогут Вам справиться даже с очень трудным заданием.

Желаю успеха!

Презентация на тему: Формирование навыков звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Освоение звукового анализа слов
  • Развитие представлений о гласных звуках
  • Развитие умения отличать гласные звуки от согласных
  • Обучение умению проводить графические линии

Материал к занятию: картинка-схема слова слон, фишки красного и синего цвета, карандаши, рабочие тетради, фишки призы, указка, карточки-схемы слова слон для детей.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

Д/и «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

Д/и «Какой звук заблудился?»

Д/и «Цепочка сов»

III. Работа в тетради

IV. Итог занятия

Ход занятия

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть Вы и Я!

Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.

Погружение в тему занятия

Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. На занятии мы будем учиться делать анализ слова, играть в игры.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие гласные звуки вы знаете? (а,о,у, э, ы, и)

Какой фишкой обозначаем гласный звук? (красной)

Как произносятся согласные звуки? (на выдохе, при этом во рту преграды зубы, язык)

Какой фишкой обозначаем согласный звук? (синей фишкой)

Игра «Кто внимательный?»

Я буду называть слова, а вы будите угадывать, на какой звук начинается слово. Если слово начинается на гласный звук, показываете красную фишку, если на согласный - синюю фишку.

Слова: игла, нос, утка, цапля, арбуз, хлеб, облако, кукла, экскаватор, снег.

Дети показывают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова слон

Сегодня мы с вами будем разбирать слово, какое вы узнаете после того как отгадаете загадку

Это что за великан?
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю...! (Слон)

На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные - на местах.

Произнеси слово слон, какой слышится первый звук? (-с-)

Это согласный или гласный звук? (согласный)

Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку

Какой слышится второй звук? (-л-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.

Какой слышится третий звук? (-о-)

Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.

Какой слышится четвертый звук? (-н-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.

Сколько звуков в слове слон? (4)

Сколько согласных звуков в слове слон? (3)

Сколько гласных звуков в слове слон? (1)

Сколько слогов? (1)

Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя.

Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался? (третий твердый согласный-н-)

Физминутка

Мы веселые мартышки, улыбаются
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, хлопают
Мы ногами топаем, топают

Надуваем щечки, надувают щеки
Скачем на носочках подпрыгивают вверх
И друг другу даже, языки покажем, показывают языки
Дружно прыгнем к потолку подпрыгивают вверх

Пальчик поднесем к виску подносят палец к виску
Шире рот откроем, открывают рот
И гримасы строим. строят гримасы
Игра «Какой звук заблудился?»

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

В каком слове заблудился звук? (в слове кепками)

Проговорите: Кепками-щепками

Игра «Цепочка слов»

Я называю слово лук, а вы придумываете слово, которое начинается с последнего звука слова лук, например кот.

За каждый правильный ответ получите фишку.

Работа в тетради

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.

Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь.

Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1, 5 см) и управляет сверху. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы

Начиная с направления стрелочки, обводите контур слона и заканчиваете, доведя до начала стрелочки.

Затем начинаем штриховку ног с направления стрелочки –горизонтально с лева на право, штриховку хобота производим также горизонтальными линиями с лева на право. Туловище слона производим прямыми вертикальными стрелочками. Расстояние между линиями должно быть одинаковое. Показ на схеме.

Под контуром пишем схему слова

Итог занятия

Чем мы занимались на занятии? Что для вас было особенно трудно на занятии?