Высшее спортивное образование стоит несколько особняком среди прочих. Поскольку, помимо педагогов физической культуры и тренеров, взращивает и спортсменов - гордость любой нации.

Кроме того, следует понимать - что в вузах физической культуры и спорта учат не только бегать, плавать или стрелять (или тому, как впоследствии обучить этому своих учеников). Важнейшие предметы для будущего учителя или тренера - психология, менеджмент, педагогика, анатомия, социология, правоведение и прочие, касающиеся не столько физического развития человека, сколько его психологического настроя. Поскольку ни одно спортивное достижение - даже самое незначительное - невозможно совершить без соответственного настроя. И именно в этом состоит предназначение будущего учителя физкультуры, тренера либо специалистов, разрабатывающих научные основы физической культуры, спорта, спортивного туризма и даже реабилитации людей с физическими недостатками.

Спортивные специальности

Спортивных специальностей согласно ФГОС, по большому счёту, существует не так много - их (укрупнено) всего 3 - педагоги (тренеры), педагоги-психологи и менеджеры по физической культуре и спорту. В связи с этим, рейтинг популярности правильнее было бы составлять по спортивным профессиям, которые может дать высшее спортивное образование, и в этом случае ТОП-5 будет выглядеть примерно так:

  • менеджер в системе олимпийского и профессионального спорта (закончивший одноимённый факультет);
  • тренер-преподаватель (в этой же системе) - особенно в таких рейтинговых и высокобюджетных видах спорта, как футбол, хоккей, большой теннис и некоторые другие;
  • специалист по валеологии;
  • менеджер в области спортивного туризма;
  • врач в области физической реабилитации.

Где получить

На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют 25 и туризма (ф.к.и с.) - включая филиалы:

Кроме того, существуют ещё и десятки отдельных факультетов при педагогических и военных вузах - такие как, например, факультет ф.к.и.с при Сибирском государственном аэрокосмическом институте.

Согласно нового ФГОС, в учебные планы спортивных ВУЗов входят:

  • гуманитарно-социально-экономический цикл (разумеется, с базовой и вариативной частью), включающий часы по истории, философии, экономической теории, политологии, психологии, иностранному языку и т.д.);
  • естественнонаучный цикл (с обучением информатике, естественнонаучных основ ф.к.и с, спортивной метрологии и др.);
  • профессиональный цикл (анатомия, биохимия человека, педагогика и менеджмент ф.к.и с., методика и теория выбранного вида спорта, лечебная физкультура и массаж и т.д.);
  • и, наконец, практические занятия по нескольким, выбранным студентом, видам спорта).

Формы обучения

Обучение в спортивных вузах, согласно требованиям министерства науки и спорта, проводится как на бюджетной, так и на платной основе. По части же очного, заочного, вечернего и дистанционного обучения всё зависит от специфики вуза и выбранной специальности.

Второе высшее

Ограничений для получения второго высшего спортивного образования (а в спорте это очень распространённое явление) не существует - единственным отличием от получения первого является отсутствие бесплатной основы.

Реферативная работа

Образовательные структуры физической культуры и спорта



Введение

Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях

Спортивная школа


Введение

образовательный физическая культура спорт

На основе Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят вне учебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования и физкультурно-спортивных объединений. Согласно статье 5. Субъекты физкультурного движения в РФ включает в себя: спортивные клубы, детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм.

На основании выше сказанных суждений была выбрана тема реферативной работы: Образовательные структуры физической культуры и спорта.

Цель работы: Изучение образовательных структур физической культуры и спорта.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской федерации.

Изучить развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях.

Расскрыть значения субъектов физкультурного движения, для физической культуры и спорта.

Объект исследования: система физической культуры и спорта

Предмет исследования: образовательные структуры физической культуры и спорта

При написании реферативной работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.


1. Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях


Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.

Рис.1.Образовательные структуры физической культуры и спорта


Спортивная школа


Спортивные школы специализированные учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов высокой квалификации. В Российской Федерации 3 основных типа: детско-юношеские, олимпийского резерва (специализированные) и высшего спортивного мастерства. Спортивные школы как учреждения дополнительного образования создаются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзными организациями и другими организациями, а также гражданами.

Училища олимпийского резерва создаются на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России и могут находиться в ведении федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и (или) Олимпийского комитета России.

Школы высшего спортивного мастерства и центры олимпийской подготовки создаются на основании решений соответственно федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Олимпийского комитета России с учетом предложений федераций по различным видам спорта по представлениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.


Подготовка специалистов в области физической культуре и спорта


Согласно статьи 29. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Государство содействует укреплению в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта материально-технической базы, включающей в себя комплекс физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений для учебных целей, типовой набор оборудования, специализированные спортивные сооружения для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта различного профиля, а также обеспечению бесплатной спортивной формой и обувью обучающихся в образовательных учреждениях и преподавателей спортивных дисциплин в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Так же осуществляет финансирование образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе расходов на укрепление и развитие материально-технической базы, может осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.



На основе Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят вне учебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования и физкультурно-спортивных объединений.

Согласно статье 5. Субъекты физкультурного движения в РФ включает в себя: спортивные клубы, детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм.

Субъекты физкультурного движения создают условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, молодежью,взрослым населением, рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, получения профессионального образования.

Список использованной литературы


1.Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом:Учебное пособие для вузов/В.В. Галкин-Ростов н/Д: Феникс,2006.-448с.

2.Золотов М.И.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта/Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. -М.: «Академия»,2004.-432с.

Организация физической культуры.Учеб.пособие для вузов физич.культуры.-М.:Физкультура и спорт,2005.-296с.

Федерельный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации »//Российская газета.1999.6 мая.

Экономика и управление физической культурой и спортом:Учебное пособие для ин-тов физ.культуры/Под ред.В.У.Агеевца.-М.:Физкультура и спорт,2005.-135с.

6.http:// sportmanagment.ru

7.http://www.sovsport.ru

8.http://www.goskomsport.ru

9.http://www/roc.ru

10.http://www.infosport.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Менеджмент в игровых видах спорта» - первая в России образовательная программа, ориентированная на практическую подготовку управленцев для частных спортивных клубов и профессиональных лиг и работающих в спортивной области маркетологов, рекламистов и специалистов по продажам, руководителей спортсооружений, спортивных директоров и агентов, а также профессионалов, представляющих смежные отрасли бизнеса.

Педагогами программы являются топ-менеджеры футбольных клубов «ЦСКА», «Спартак», «Зенит», «Краснодар», «Локомотив», хоккейных «Локомотив» (Ярославль), «Сибирь» (Новосибирск), «Динамо» (Рига), хоккейного и баскетбольного ЦСКА, Континентальной хоккейной лиги, Единой лиги ВТБ.

Форма обучения:

3 раза
в неделю

Продолжительность обучения
9 месяцев

Формат обучения: лекции, семинары, лекционно-практические комплексы, кейсы, деловые игры; тренинги, внеаудиторные занятия, мастер-классы отечественных и зарубежных лидеров индустрии, практика, технические и менеджерские стажировки.

С момента запуска программы в 2005 году ее выпускниками стали более 1100 человек. Среди студентов и выпускников факультета «Менеджмент в игровых видах спорта»: представители нового поколения российских футбольных тренеров - Андрей Канчельскис , Мирослав Ромащенко и Сергей Овчинников , генеральный директор ФК «Cпартак-Москва»


Дополнительные возможности для слушателей и выпускников программы

    Посещение лекций спортивного факультета после окончания обучения (по согласованию с руководителем программы)

    Посещение специализированных конференций, семинаров, выставок на специальных условиях (), предоставленных партнерами RMA

    Специальные скидки на концерты, посещение ресторанов, салонов красоты и многое другое – от партнеров всех программ RMA

Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) системе образовательных учреждений кроме дошкольных, обще образовательных, начального профессионального, среднего про фессионального и высшего профессионального образования и т.д отнесены учреждения дополнительного образования детей (ст. 12).

Нормативно-правовыми документами в Перечень видов обра­зовательных учреждений дополнительного образования детей (1997 г.) включены наряду с другими и учреждения дополнитель-; ного образования сферы физической культуры и спорта, а имен-; но: дворцы спорта для детей и юношества, дома (клубы, стан-


ции) детского и юношеского туризма и экскурсий (юных турис­тов), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношеские спортивные (спортивно-технические, в том числе олимпийского резерва) школы (ДЮСШ, СДЮШОР).

Деятельность всех учреждений дополнительного образования регулируется Типовым положением об образовательном учрежде­нии дополнительного образования детей, утвержденным Прави­тельством Российской Федерации (1997 г.).

В соответствии с требованиями (структурными и содержатель­ными) Типового положения охарактеризуем в общем виде орга­низацию и содержание деятельности спортивной школы (ДЮСШ, СДЮШОР), которые должны быть конкретизированы в ее уставе как регулирующем нормативно-правовом документе.

Общие положения

Спортивная школа представляет собой разновидность образо­вательного учреждения дополнительного образования детей, ос­новное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздо­ровительных и спортивных потребностей, реализации дополни­тельных программ и,услуг по физическому воспитанию в интере­сах личности, общества, государства.

Основные задачи спортивной школы состоят в обеспечении условий для организации активного, содержательного досуга, самосовершенствования личности, формирования здорового об­раза жизни, творческого развития и профессионального самооп­ределения в выборе профессии, развития физических, интеллек­туальных и нравственных качеств, достижения спортивных успе­хов сообразно способностям детей.

В спортивной школе не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

Спортивная школа имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями и организациями, в том числе с иностранными.

Спортивная школа осуществляет свою деятельность в соответ­ствии с действующим законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополни­тельного образования детей и собственным уставом.


Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в спортивной школе, определяется учредителем. Обуча­ющиеся имеют право на обучение на родном языке в рамках воз­можностей, предоставляемых системой образования конкретного региона.

Спортивная школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполне-


ние функций, определенных ее уставом; реализацию не в полном! объеме образовательных программ в соответствии с утвержден-?? ными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации 1 ! образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям; детей; жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-* тренировочного процесса и спортивных соревнований; наруше­ние прав и свобод обучающихся и работников; иное, предусмот­ренное законодательством Российской Федерации.

Организация спортивной школы

Спортивная школа создается учредителем [Министерство об- ч разования Российской Федерации, Государственный комитет Рос­сийской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, иные министерства (ведомства), соответствующие органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации; предприя­тия и организации; граждане Российской Федерации и др.] по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным ор­ганом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается совместное учредительство.

Организационно-правовая форма спортивной школы опреде­ляется учредителем (в подавляющем большинстве случаев спортив­ные школы создаются как некоммерческие организации в орга­низационно-правовой форме «учреждение», однако имеются факты создания спортивных школ как коммерческих организаций, име­ющих, например, организационно-правовую форму «общество с ограниченной ответственностью»).

Отношения между учредителем и спортивной школой опреде­ляются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права юридического лица у спортивной школы в части веде- "; ния уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента ее регистрации.

Спортивная школа как юридическое лицо имеет устав, расчет- , ный и другие счета в банковских учреждениях, печать установ­ленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, пре- I доставляемые законодательством Российской Федерации, возни­кают у спортивной школы с момента выдачи ей лицензии.

Спортивная школа может быть реорганизована в иное образо­вательное учреждение по решению учредителя, если это не вле- | чет за собой нарушения ее обязательств или если учредитель при^ нимает эти обязательства на себя.

При реорганизации (изменении организационно-правовой^ формы; статуса, например, ДЮСШ в СДЮШОР) спортивной


школы ее устав, лицензия и свидетельство о государственной ак­кредитации утрачивают силу.

Ликвидация спортивной школы может быть осуществлена в установленном Законом Российской Федерации «Об образовании» порядке.

Основы деятельности спортивной школы

Спортивная школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей се­мьи, образовательных учреждений, детских и юношеских обще­ственных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных тра­диций.

Образовательные программы реализуются исходя из типа спортивной школы, ее функций и задач, этапа подготовки, спор­тивного стажа и уровня подготовленности занимающихся.

Деятельность спортивных школ по своей направленности мо­жет характеризоваться развитием массового спорта или спорта высших достижений.

Задачи по развитию массового спорта решаются на таких эта­пах многолетней подготовки, как спортивно-оздоровительный и начальной подготовки (организация содержательного досуга сред­ствами спорта; систематические занятия спортом, направленные на развитие личности, утверждение здорового образа жизни; вос­питание физических, морально-этических и волевых качеств; при­витие навыков гигиены и самоконтроля и т.п.), а также учебно-тренировочный (повышение уровня физического развития, об­щей физической и специальной подготовленности; выполнение должных норм в виде спорта исходя из индивидуальных особен­ностей занимающихся; профилактика вредных привычек и пра­вонарушений и т.п.).

Задачи по развитию спорта высших достижений решаются на этапе спортивного совершенствования (специализированная под­готовка перспективных спортсменов в целях достижения стабиль­ных результатов, позволяющих войти в состав юношеской сбор­ной команды России) и высшего спортивного мастерства [освое­ние оптимальных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок; подтверждение норматива кандидата в мастера спорта; вхождение в состав юниорской (молодежной) сборной команды России].

Продолжительность обучения на этапах многолетней подготовки составляет: спортивно-оздоровительный этап - до 12 лет; этап на­чальной подготовки - 2 - 3 года; учебно-тренировочный этап - 4 - 5 лет; этап спортивного совершенствования - 3 года и этап высшего спортивного мастерства - до 5 лет.

Спортивная школа организует работу с постоянным составом, занимающихся в течение всего календарного года. В каникулярное! время спортивная школа может организовывать работу спортив-* но-оздоровительного лагеря (загородного или с дневным пребы­ванием).

Основными формами учебно-тренировочного процесса и!
спортивной школе являются: групповые учебно-тренировочные к
теоретические занятия; работа по индивидуальным планам под-;
готовки; медико-восстановительные (реабилитационные) меро­
приятия; тестирование; прохождение углубленного медицинское
го осмотра; участие в спортивных соревнованиях, учебно-трени-\
ровочных сборах; инструкторская и судейская практика. "]

Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия^ не может превышать на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки 2 академических часов, на учебно-тренировочном этапе - 3, на этапах спортивного совершенст- ■ вования и высшего спортивного мастерства - 4 академических; часов.

Максимальные объемы недельной учебно-тренировочной ра- , боты по этапам многолетней подготовки и годам обучения приве- \ дены в табл. 17 (см. главу 10). Объем учебно-тренировочной нагруз­ки в зависимости от специфики вида спорта, этапа и задач подго­товки может быть сокращен начиная с учебно-тренировочного этапа (свыше 2 лет обучения), но не более чем на 25%.

Расписание учебно-тренировочных занятий утверждается ад­министрацией спортивной школы по представлению тренеров-« преподавателей с учетом пожеланий родителей, возрастных осо­бенностей занимающихся, установленных санитарно-гигиениче-; ских норм. Деятельность спортивной школы осуществляется еже­дневно, включая выходные дни.

Спортивная школа может оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации! дополнительных образовательных программ, организации досу-) говой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юно-; шеским общественным объединениям и организациям по догово- ; ру с ними.

Участники образовательного процесса

Участниками образовательного процесса в спортивной школе являются дети, педагогические работники, родители.

При приеме детей спортивная школа обязана ознакомить их и: (или) родителей со своим уставом и другими документами, рег­ламентирующими организацию образовательного процесса (пра­вила внутреннего трудового распорядка, правила приема в спортив­ную школу, инструкция по технике безопасности и т.д.).


При поступлении в спортивную школу необходимо медицин­ское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Минимальный возраст приема (зачисления) детей в спортив­ную школу зависит от вида спорта и составляет 6-12 лет; макси­мальный возраст занимающихся составляет, как правило, 18 лет.

На спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подго­товки принимаются все желающие заниматься спортом, прожи­вающие на данной территории и не имеющие медицинских про­тивопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.

На учебно-тренировочный этап зачисляются прошедшие на­чальную подготовку не менее одного года занимающиеся (здоро­вые и практически здоровые на основании медицинского заклю­чения врачебно-физкультурного диспансера) на конкурсной ос­нове при условии выполнения ими требований по общефизиче­ской и специальной подготовке. Не прошедшие конкурсный от­бор могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных груп­пах до 18-летнего возраста.

На этап спортивного совершенствования зачисляются прошед­шие спортивную подготовку не менее четырех лет занимающиеся (на основании медицинского заключения врачебно-физкультур­ного диспансера) на конкурсной основе по результатам выполне­ния требований по спортивной подготовке на уровне кандидата в мастера спорта (I разряда по командным спортивным играм).

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перс­пективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) квали­фикацию мастера спорта России (кандидата в мастера спорта по командным спортивным играм), способные войти в юниорский (молодежный) состав сборной России.

Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граж­дан и обеспечить зачисление в спортивную школу наиболее спо­собных и подготовленных к освоению тренировочных программ соответствующего этапа многолетней подготовки детей.

Перевод занимающихся по годам обучения на всех этапах мно­голетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

Занимающиеся на любом этапе многолетней подготовки могут быть отчислены в случае ухудшения состояния их здоровья (на основании заключения врачебно-физкультурного диспансера); неосвоения минимальных объемов тренировочных нагрузок, утвержденных учебным планом; прекращения занятий по собствен­ной инициативе; грубых и неоднократных нарушений устава спортивной школы.

Спортивная школа самостоятельна в выборе системы и форм оценки занимающихся. В качестве основных критериев оценки Деятельности тренера-преподавателя выступают:

на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной под­готовки - стабильность состава занимающихся, динамика при­роста индивидуальных показателей развития физических качеств, уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;

на учебно-тренировочном этапе - состояние здоровья, уро­вень физического развития, динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями, показатели ос­воения объемов тренировочных нагрузок и теоретического разде­ла программы по виду спорта;

на этапе спортивного совершенствования - уровень физичес­кого развития и функционального состояния, выполнение объ­емов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотрен­ных индивидуальными планами подготовки, результаты выступ­лений во всероссийских соревнованиях;

на этапе высшего спортивного мастерства - стабильность ре­зультатов выступлений во всероссийских и международных со­ревнованиях, включение в состав сборной России (резервный, стажеров, основной).

Обучающиеся в спортивной школе имеют право:

заниматься любым видом спорта, культивируемым в спортив­ной школе, вне зависимости от их спортивной одаренности, уровня физического развития и подготовленности в объеме не более 6 ч в неделю (спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подготовки);

пользоваться спортивными сооружениями, инвентарем и обо­рудованием спортивной школы, приобретать и получать в уста­новленном порядке спортивную форму и инвентарь индивиду­ального пользования (учебно-тренировочный этап, этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастер­ства).

Обучающиеся в спортивной школе обязаны поддерживать уро­вень физического развития и подготовленности, совершенство­вать спортивное мастерство, выполнять индивидуальные планы подготовки, вести учет выполнения заданий (дневник спортсме­на), соблюдать спортивный режим и гигиенические требования, своевременно проходить медицинский осмотр, соблюдать меры безопасности на тренировочных занятиях и соревнованиях, береж­но относиться к имуществу спортивной школы, уважать честь и достоинство других занимающихся и работников.

К педагогической деятельности в спортивной школе допуска­ются лица, как правило имеющие высшее или среднее професси­ональное образование, отвечающие требованиям квалификаци­онных характеристик, определенных для соответствующих долж­ностей (см. главу 31).

Отношения работника спортивной школы и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия кото-


рого не могут противоречить трудовому законодательству Россий­ской Федерации.

Работники имеют право на участие в управлении спортивной школой; защиту своей профессиональной чести и достоинства; свободу выбора и использования методик обучения и воспита­ния, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений и навыков обучающихся; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и до­полнительные льготы, предоставляемые педагогическим работни­кам в регионе.

Работникам устанавливаются ставки заработной платы (долж­ностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответ­ствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, определяются виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего ха­рактера в пределах имеющихся средств (см. главу 6).

Работники спортивной школы обязаны удовлетворять требо­ваниям тарифно-квалификационных характеристик, соответ­ствующих их должностям, выполнять устав и правила внутрен­него трудового распорядка, а также условия трудового догово­ра (контракта).

Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право вы­бирать спортивную школу и вид спорта, защищать права и инте­ресы ребенка, принимать участие в управлении спортивной шко­лой, знакомиться с ходом и содержанием процесса подготовки, а также с оценкой уровня подготовленности занимающихся.

Родители обучающихся обязаны нести ответственность за вос­питание и подготовку своих детей, выполнять устав спортивной школы.

Менеджмент спортивной школой

Менеджмент спортивной школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом и строит­ся на принципах единоначалия и самоуправления.

Высшим органом управления спортивной школой является конференция общешкольного коллектива, которая созывается один раз в 2 года.

Общее руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет выборный орган - совет спортив­ной школы, в равных пропорциях представляющий работников и занимающихся и избираемый на конференции общешкольного коллектива. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава. Решения со­вета принимаются открытым голосованием, считаются приняты-

Формами самоуправления в спортивной школе являются так­же педагогический совет, тренерский совет, методический совет и др.

Непосредственное руководство спортивной школой (государ­ственной, муниципальной) осуществляет прошедший аттестацию директор, который назначается учредителем.

Директор спортивной школы планирует, организует и конт­ролирует учебно-тренировочный процесс, отвечает за качество и эффективность работы спортивной школы; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-трени­ровочного процесса и спортивных соревнований, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обя­занностей, несет ответственность за уровень квалификации ра­ботников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распо­ряжается имуществом спортивной школы и обеспечивает рацио­нальное использование финансовых средств; представляет спортив­ную школу в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учре­дителем.

Имущество и средства спортивной школы

За спортивней школой в целях обеспечения ее деятельности учредителем закрепляются на правах оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходимое для осуществления уставной деятель­ности имущество потребительского, культурного, социального и иного назначения.

Земельные участки закрепляются за государственной (муни­ципальной) спортивной школой в бессрочное бесплатное пользо­вание.

Спортивная школа владеет, пользуется и распоряжается за­крепленным за ней имуществом в соответствии с его назначени­ем, уставными целями деятельности, законодательством Россий­ской Федерации. Спортивная школа вправе сдавать в аренду за­крепленное за ней имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность спортивной школы финансируется ее учредителем.

Источниками формирования имущества и финансовых ресур­сов спортивной школы являются: собственные средства и имуще­ство учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; средства


родителей; добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; средства, полученные от предоставления до­полнительных образовательных услуг; доход, полученный от реа­лизации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности; кредиты банков и других креди­торов; другие источники в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Спортивная школа самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами, отвечая по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам спортивной школы отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Финансирование спортивной школы осуществляется на осно­ве государственных (в том числе ведомственных) и местных нор­мативов в расчете на одного ребенка в зависимости от типа спортив­ной школы, которые должны учитывать затраты независимо от числа детей.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой сни­жения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирова­ния из бюджета учредителя.

Спортивная школа может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по догово­рам с предприятиями, организациями и физическими лицами. Платная образовательная деятельность не относится к предпри­нимательской, если получаемый от нее доход за вычетом доли учредителя реинвестируется на развитие и совершенствование образовательного процесса в спортивной школе, в том числе на увеличение заработной платы.

Спортивная школа вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться полу­ченными доходами. Предпринимательская деятельность может быть связана с реализацией и сдачей в аренду основных фондов и иму­щества; торговлей покупными товарами, оборудованием; оказа­нием посреднических услуг; долевым участием в деятельности предприятий, организаций; приобретением акций, облигаций и иных ценных бумаг и получением доходов по ним и др. Учреди­тель вправе приостановить предпринимательскую деятельность спортивной школы, если она осуществляется в ущерб основной уставной деятельности.

Спортивной школе принадлежит право собственности на де­нежные средства, имущество и иные объекты,собственности, пе­реданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара,

пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуаль­ного и творческого труда, являющиеся результатом их деятельно­сти, а также на доходы от собственной деятельности и приобре­тенные на эти доходы объекты собственности.

В соответствии с Законом «Об образовании» спортивная школа проходит государственную аттестацию и аккредитацию.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность физкультурно-спортивной организа­ции как открытой системы?

2. Охарактеризуйте физкультурно-спортивную организацию как юри­дическое лицо.

3. В каких организационно-правовых формах могут быть созданы физ-культурно-спортивные организации?

4. Какие организационные структуры применяются при создании
физкультурно-спортивной организации?

5. Какие положения должны быть отражены в учредительном договоре?

6. Какие положения должны быть отражены в уставе физкультурно-спортивной организации?

7. Какие операции составляют процедуру институционализации физ­культурно-спортивной организации?

8. Какие операции составляют процедуру лицензирования деятельно­сти физкультурно-спортивной организации?

9. Охарактеризуйте компетенцию государственных органов управле­ния физической культурой и спортом различного уровня.

10. Охарактеризуйте структуру и компетенцию различных обществен­ных органов управления физической культурой и спортом.

11. Какие организации осуществляют физкультурно-спортивную ра­боту с детьми и молодежью в различных образовательных учреждениях?

12. Какие учреждения дополнительного образования осуществляют физкультурно-спортивную работу с детьми и молодежью?

13. Охарактеризуйте основные положения организации деятельности спортивной школы.


Н. И. Николаева Педагогический институт физической культуры Московского государственного педагогического университета, Россия

В начале XXв. мир переживает качественные перемены, которые вызваны расширяющимся процессом глобализации. Конкуренция, некогда сосредоточенная внутри национальных границ, теперь перешагивает эти границы, ставя проблему выживания национальных отраслей экономики, в том числе национальных образовательных систем.

Расширение сотрудничества и обострение конкуренции налагает на экономические субъекты новые требования. Например, теперь вузы России должны конкурировать не только друг с другом, но и с вузами других стран. Чтобы победить в этой борьбе, уже недостаточно быть первыми в стране - надо быть лучшими в мире. Все это самым непосредственным и очевидным образом свидетельствует о необходимости укрепления сотрудничества между образовательными системами государств.

Спорт относится к числу важных явлений современной культуры. В «Манифесте о спорте», подготовленном СИЕПС в сотрудничестве с ЮНЕСКО, отмечается, что «спорт все более прочно утверждается как существенный элемент культуры, который воздействует на сферу этики, на образ жизни, на моральное поведение», «вносит новый вклад в самопознание человека» и т.д.

Нужно отметить повышенное внимание к проблемам подготовки спортивных кадров во всем мире. Необходимость создания целостной системы профессионального образования диктует необходимость переосмысления целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотра традиционных представлений о социальной, исторической, культурной, ценностной сущности образования, его отношений с другими видами и формами общественной практики, места и роли образования как социального института в жизни человека и общества.

Национальная система профессионального образования России находится в процессе структурной трансформации, как, впрочем, и национальные системы профессионального образования многих других стран. Одним из приоритетных направлений преобразования профессионального образования России является его интеграция в мировую образовательную систему, в первую очередь - европейскую.

Устойчивый научный интерес проявляется к идее создания единого образовательного пространства в свете последних постановлений, касающихся Болонского соглашения, которое Россия подписала наряду с другими европейскими государствами в 2003 г. Формирование новых условий функционирования системы образования, в том числе и физкультурного, формирование единого образовательного пространства создали предпосылки для пересмотра системы и структуры образования, реформирования всего образовательного пространства не только в России, но и за рубежом.

Важной составляющей современной концепции профессионального образования является многоуровневое образование, рекомендуемое Болонской декларацией структуры квалификаций. Введение многоуровневой системы образования предполагает серьезную перестройку ранее сложившегося учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения.

Изучение проблем взаимосвязи, последовательного взаимодействия различных образовательных систем, установление единого подхода к определению уровней и содержания профессионального образования является основополагающими в исследованиях, посвященных данным вопросам.

Рассматривается проблема разностороннего гармоничного развития специалиста с учетом его индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и требований современного общества, что соответствует современным требованиям, предъявляемым к профессиональному образованию на основе модульно-компетентност-ного подхода.

Первым шагом, на наш взгляд, на пути разработки теоретических основ интеграции образовательных систем являются вопросы це-леполагания в образовании и разработка его концептуальных основ в реальных динамических условиях сегодня. Важным является определение стратегического, концептуально-теоретического направления образования, в котором необходимо двигаться на пути интеграции систем образования. Определение же этого стратегического направления невозможно без четкой формулировки и постановки единой цели образования стран.

Физическая культура и спорт представляют собой не только педагогическое, но и сложное социальное явление. Социальные функции физической культуры весьма многообразны. Среди них выделяются две основные группы: общекультурные и специфические. Актуальной проблемой в практической спортивной педагогике является сбалансированность социальных специфических функций физической культуры, где традиционно преобладал спортивный компонент.

В настоящее время возрастает роль физической культуры и спорта в укреплении здоровья, профилактике заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности населения не только России, но и всех стран мирового сообщества, что предъявляет требования к подготовке высококвалифицированных специалистов в этой области.

Подготовка кадров в области спорта в России

Система аттестации научно-педагогических кадров в России за время своего существования претерпела ряд изменений и преобразований, которые не всегда были последовательными и конструктивными.

Наиболее существенные структурные преобразования высшей школы России были проведены в первой половине 1990-х гг. в результате принятия Закона РФ «Об образовании» и Постановления Комитета по высшей школе от 13.03.92 г. № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». Этим постановлением были утверждены временное положение «О многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации» и положение «О порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ». Документы явились нормативной основой для введения многоуровневой системы высшего образования, реализуемой преемственными образовательными программами трех уровней. Была введена новая структурная единица - «направление обучения». При этом совокупность соответствующих образователь-но-профессиональных программ охватывала все области науки, техники и культуры.

После вступления в силу Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были установлены ступени высшего профессионального образования, соответствующие присваиваемой после их успешного освоения квалификации (степени): «бакалавр», «дипломированный специалист» или «магистр». В законе предусмотрена также возможность получения неполного высшего профессионального образования со сроком обучения не менее двух лет.

После присоединения России к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. все положения Декларации, включая Положение об использовании в национальных системах образования «однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций» (по отношению к квалификациям других стран-участниц Болонского процесса), приняли для нас характер международных обязательств, подлежащих исполнению.

Очевидно, что имеются терминологические несоответствия определения ступеней и уровней образования и квалификаций, используемых в нашей стране и в европейских странах. Так, например, нигде, кроме РФ, не используется термин «неполное высшее образование» для обозначения двухлетнего начального периода обучения в вузе. Во многих странах Европы этот уровень образования называется первым циклом, а докторская подготовка повсеместно ассоциируется с третьим уровнем (циклом) высшего образования и не обозначается, как в России, термином «послевузовское образование».

Несмотря на имеющиеся расхождения содержательного и терминологического характера, можно признать, что созданная к настоящему времени в Российской Федерации многоуровневая структура высшего профессионального образования по многим параметрам достаточно органично соответствует положениям Болонской декларации. Существующие в российском образовании уровни высшего образования (первый - бакалавр, второй - магистр) могут быть приняты за основу рекомендуемой Болонской декларацией структуры квалификаций.

Параллельно с используемой в настоящее время программой бакалавра академической направленности, реализуемой в соответствии с действующими стандартами, могут быть созданы профессионально-ориентированные образовательные программы, предусматривающие значительно больший объем профессионально-ориенти рованных дисциплин и практической подготовки. В течение первых двух лет обучение по академическим и профессионально-ориентированным программам может быть совместным, как это происходит в системах образования большинства стран мира. Начиная с третьего года, должно происходить разделение по направлениям: «академический бакалавриат» (в основном по действующим образовательным программам) и «профессиональный бакалавриат» (вновь разработанные программы).

В перспективе бакалавриат может стать обязательной ступенью для получения квалификации специалиста, при этом «профессиональный бакалавриат» станет основой для дальнейшего обучения по программе специалиста, а «академический бакалавриат» - для обучения по программе магистра. Квалификация дипломированного специалиста (5 лет) может считаться соответствующей вводимой в европейских странах квалификации «мастер» (Master). Что же касается существующей квалификации магистра, то она останется в основном для подготовки научных и научно-педагогических кадров.

История вопроса

Как самостоятельная отрасль высшего и среднего профессионального образования, физкультурное образование получило развитие в 1-й четверти XX в. В СССР специализированные физкультурно-спортивные вузы были созданы уже в первые годы советской власти - в 1918 г. в Москве и в 1919 г. в Петрограде.

Отраслевой принцип являлся особенностью советской системы профессионального образования во всех областях народного хозяйства и лежал в основе становления и развития всей системы профессионального образования в Советском Союзе. Отраслевой принцип сохранился в системе российского профессионального образования в высшем образовании повсеместно.

За все время существования системы образования в сфере физической культуры и спорта, а это более 90 лет со времени открытия первого института физической культуры в Москве (1918 г.) и в Петрограде (1919 г.), менялись цели и задачи обучения.

29 августа 1919 г. коллегия Наркомздрава утвердила первое «Положение об Институте физической культуры». 1 декабря 1920 г. Правительство приняло Постановление, утверждающее институт «... как высшее ученоучебное учреждение» в системе Наркомздрава и приравнивающее его в социальном отношении к высшим медицинским школам.

Значительные изменения в жизни и деятельности институтов физической культуры произошли в середине 1930-х гг. Они были связаны с созданием добровольных обществ (1935-1937 гг.), образованием Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта (1936 г.), введением в практику Единой Всесоюзной спортивной квалификации (1935-1937 гг.), прогрессирующим развитием спорта в стране. Все эти новшества внесли существенные коррективы в учебные планы и программы институтов физической культуры (ФК) “ увеличилось количество учебных часов, отводимых на спортивно-методическую подготовку студентов. В институтах ФК были организованы кафедры по спортивнопедагогическим дисциплинам.

В послевоенный период можно говорить о формировании системы профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Во-первых, возникла потребность в совершенствовании системы подготовки физкультурных кадров, разработке новых учебных планов, программ, учебных пособий. Во-вторых, на институты ФК возлагалась задача подготовки кадров не только для добровольных спортивных обществ, клубов, ДЮСШ, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, но и для вновь открывающихся в РСФСР и союзных республиках институтов и техникумов физической культуры, педагогических училищ и факультетов физического воспитания педагогических институтов и университетов. В-третьих, в послевоенный период советский спорт вышел на международную арену, и одной из задач института стало обобщение передового опыта спортивной тренировки и в связи с этим -дальнейшее развитие спортивной науки.

Как известно, физическая культура и спорт как отрасль научного знания, как система образования имеет свою специфику, одна из особенностей которой заключается в том, что студент, поступивший в физкультурный вуз, уже является профессионалом в своей спортивной деятельности, но он еще не имеет профессионального образования. Другая особенность - совокупность знаний о системе подготовки спортивных кадров.

В начале 1990-х гг. наряду с традиционными в институтах ФК появились новые специальности и специализации: спортивная режиссура, спортивный менеджмент, спортивные танцы, спортивная акробатика, музыкально-ритмическая гимнастика, армрестлинг, физическая реабилитация, физическая культура и спорт инвалидов, спортивный туризм и др.

Российские вузы ФК в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) одними из первых перешли на трехуровневую систему высшего профессионального образования. С 1994 г. институты физической культуры стали выпускать бакалавров (до этого времени студенты обучались 4 года и получали диплом специалиста). С 1 июля 1996 г. в РГАФК было организовано отделение по подготовке специалистов, что увеличило обучение на 1 год и потребовало изменить учебный план, а с 1997 г. основана магистратура. Открытие магистратуры в 1997 г. в первую очередь было направлено на подготовку кадров для преподавательской и научной деятельности.

В 1993-1994 гг., с вводом ГОС ВПО первого поколения, физкультурное образование было отнесено к гуманитарно-социальному направлению.

Состояние и перспективы реализации многоуровневой подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта

По состоянию на 1 октября 2007 г. система профессионального образования, подведомственная Федеральному агентству по физической культуре и спорту, включает в себя 14 вузов разного уровня (5 университетов,

5 академий, 4 института), имеющих 14 филиалов; 19 средних профессиональных образовательных учреждений (7 колледжей, 3 техникума, 9 училищ олимпийского резерва), в том числе 2 колледжа в составе университетов,2 учреждения дополнительного профессионального образования.

Система высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта изменилась за последние 20 лет. Подготовка в вузах физической культуры сегодня ведется по следующим специальностям:

021100.65 - Юриспруденция,

030301.65 - Психология,

030602.65 - Связи с общественностью (специализации: связи с общественностью и спортивная пресс-служба),

032101.65 - Физическая культура и спорт (таблица),

032102.65 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура, физическая реабилитация),

032103.65 - Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм,

040104.65 - Организация работы с молодежью,

050104.65 - Безопасность жизнедеятельности,

050706.65 - Педагогика и психология,

050707.65 - Педагогика и методика дошкольного образования,

050708.65 - Педагогика и методика начального образования,

050711.65 - Социальная педагогика,

050720.65 - Педагог физической культуры,

070209.65 - Режиссура театрализованных представлений и праздников,

070303.65 - Педагогика балета,

080103.65 - Национальная экономика,

080100.65 - Экономика,

080502.65 - Экономика и управление на предприятии,

080507.65 - Менеджмент организации,

100103.65 - Социально-культурный сервис и туризм,

100201.65 - Туризм.

Направления :

032100.62 - Физическая культура (бакалавр),

080500.62 - Менеджмент (бакалавр),

100200.62 - Туризм (бакалавр),

521400.62 - Юриспруденция (бакалавр).

Магистерские программы подготовки :

032100.68 - Физическая культура,

080500.68 - Менеджмент.

Подготовка аспирантов осуществляется по следующим научным специальностям :

01.02.08 Биомеханика,

03.00.04 Биохимия,

03.00.13 Физиология,

13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры,

13.00.08 Теория и методика профессионального образования,

14.00.02 Анатомия человека,

14.00.51 Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина,

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии,

19.00.05 Социальная психология,

19.00.07 Педагогическая психология,

24.00.01 Теория и история культуры.

В табл. 1 перечислены действующие в настоящее время названия специальностей и специализаций Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорта (данные Минспорта).

Таблица 1. Перечень специальностей и специализаций Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорта

Код и наименование направления подготовки специалистов

Код и наименование специализаций

032100 (521900) Физическая культура

Теория и методика избранного вида спорта:

Теория и методика физического воспитания,

Технология спортивной подготовки,

Физкультурно-оздоровительные технологии,

Менеджмент в физической культуре и спорте,

Спортивно-оздоровительный туризм, Двигательная рекреация

022501 Физическая реабилитация,

022502 Спортивная подготовка инвалидов,

022503 Адаптивное физическое воспитание,

022504 Адаптивная двигательная рекреация,

022505 Лечебная физическая культура,

022506 Физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта,

022401 Детско-юношеский туризм и краеведение,

022402 Менеджмент в сфере рекреации и туризма

В табл. 2 представлены названия существующих специализаций и будущих профилей подготовки по направлению Физическая культура (Физическая культура и спорт), изменения произойдут в связи с укрупнением специальностей и направлений подготовки в системе профессионального образования Российской Федерации.

Таблица 2. Существующие специализации и будущие профили подготовки по направлению Физическая культура (Физическая культура и спорт)

Представленные в табл. 3 профили подготовки распределяются в соответствии с указанными укрупненными специальностями. Данные представлены для понимания происходящих изменений в профессиональном образовании сферы физической культуры и спорта в связи с введением новых государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта с 2009 г. ведется по укрупненным специальностям: Гуманитарные науки 030000; Образование и педагогика 050000; Культура и искусство 070000; Сфера обслуживания 100000.

Подготовка бакалавров по укрупненным направлениям: Гуманитарные науки 030000; Образование и педагогика 050000; Экономика и управление 080000; Сфера обслуживания 100000.

Подготовка магистров: Гуманитарные науки 030000; Экономика и управление 080000.

Таблица 3. Распределение профилей подготовки по укрупненным специальностям

Таблица 4. Количество вузов, ведущих подготовку кадров по специализациям и направлениям Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорт

Современное высшее профессиональное физкультурное образование имеет следующие уровни: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (4+2 года). Причем уровень «специалист», соответствующий пятилетнему обучению, может быть конечным в высшем профессиональном образовании, и может быть пропущен в процессе обучения по схеме: бакалавр-магистр.

В табл. 4 представлены данные по России по количеству вузов, ведущих подготовку кадров по специализациям и направлениям Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорта.

Профессиональное образование спортивных тренеров в Европе

Основные структурные и содержательные преобразования высшей школы западноевропейских стран были начаты в 1970-1980-е гг. и практически завершены в 1990-е гг. К настоящему времени в большинстве этих стран функционируют многоуровневые системы подготовки, завершается введение системы сопоставимых зачетных единиц (кредитов) и фактически решена проблема взаимного признания квалификаций.

По своим целевым и содержательным установкам Болонский процесс представляется не как начало нового витка коренных реформ высшего образования в странах Западной Европы, а как естественный этап практического осуществления стыковки уже существующих систем высшего образования в соответствии с новыми геополитическими и экономическими реалиями, установившимися на европейском континенте. Это подтверждается, в частности, характером и масштабами преобразований, осуществляемых в высшей школе трех крупнейших стран Европы - Великобритании, Франции и Германии.

В Великобритании организационная структура высшей школы (схема «бакалавр -магистр») формально наиболее соответствует положениям Болонской декларации, и основные усилия руководителей высшего образования направлены на решение проблем качества, в первую очередь на придание более профессиональной направленности и практической востребованности первой университетской степени (бакалавра) без сколько-нибудь существенных структурных преобразований в системе образования.

Во Франции наблюдается аналогичный подход. Поскольку в этой стране имеются две массовые квалификации высшего университетского образования - лиценциат и «мэтриз» (3 и 4 года обучения соответственно), то в качестве квалификации, согласно рекомендациям Болонской декларации, относительно первой ступени высшего образования определена степень лиценциата с трехлетним сроком обучения. Последующая работа по адаптации этой квалификации к требованиям Болонской декларации будет проводиться на основе большей профессионализации некоторых направлений подготовки, главным образом посредством введения новых профессионально-ориентированных образовательных программ лиценциата при сохранении прежних «академических» программ.

Германия, не имеющая явной ступенчатой структуры подготовки, не планирует ее быстрое повсеместное введение, хотя соответствующее законодательное решение было принято еще в 1998 г.- до появления Сорбонской и Болонской деклараций. С 1999/2000 учебного года в университетах Германии началось постепенное введение новых образовательных программ и, соответственно, квалификаций бакалавра и магистра по ограниченному числу специальностей. Предусмотрено постепенное расширение номенклатуры «новых» программ, и вузам дано право самостоятельно решать вопрос о масштабах и сроках их введения. Руководители немецких университетов и представители деловых кругов проявляют сдержанность в данном вопросе, выражая озабоченность по поводу возможных негативных последствий этих нововведений для качества университетского образования. Значительно большую заинтересованность проявляют руководители высших профессиональных учебных заведений Германии (Fachhochschulen), поскольку находят в этих нововведениях дополнительную возможность утверждения статуса выдаваемых выпускникам учебных заведений дипломов, подтверждающих присуждением квалификаций, соответствующих высшему образованию. Известно, что четырехлетняя образовательная программа в этих вузах характеризуется практической ориентацией и непосредственной связью содержания и процесса обучения с производством.

В Болонской декларации необходимость «установления системы однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций» сформулирована в качестве первоочередного шага на пути создания единого европейского пространства высшего образования. Без этого считается невозможным дальнейшее расширение мобильности, облегчение процедур признания и принятие согласованных критериев и механизмов оценки качества образования как обязательного условия достижения соответствия европейского высшего образования требованиям рынка труда и повышения его конкурентоспособности и привлекательности.

В документах, принятых по итогам официальных мероприятий, проводившихся в рамках Болонского процесса (Прага, Саламанка, Берлин), задача достижения сопоставимости квалификаций конкретизировалась и актуализировалась, однако ни в одном из документов, включая сам текст Болонской декларации, не содержится предписаний относительно введения конкретных квалификаций, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции каждой страны. Везде говорится о системе двух последовательных ступеней (циклов) высшего образования, из которых первая ступень длительностью 3-4 года должна завершаться получением квалификации, востребованной европейским рынком труда, а вторая ступень (после пяти лет обучения) должна приводить к получению квалификации «мастера» (Master), как это уже имеет место во многих европейских странах.

Существенным дополнением к первоначальным установкам Декларации является решение, принятое в Берлине 18-19 сентября 2003 г., - включить в систему высшего образования, в рамках Болонского процесса, подготовку на докторском уровне как третью ступень высшего образования. Согласно итоговому Коммюнике Берлинской конференции, докторская подготовка должна стать заключительной ступенью высшего образования, в результате чего в европейских странах будет повсеместно реализована схема высшего образования, соответствующая квалификациям:

БАКАЛАВР или Лиценциат - МАГИСТР, или Мастер - ДОКТОР.

В Германии переход к многоуровневой системе и интернационализация образования привели к созданию ряда аккредитующих организаций. По решению конференции министров образования в 1998 г. в Германии был. создан Аккредитационный совет по оценке программ подготовки бакалавров и магистров, который разработал минимальные стандарты и критерии для аккредитационных агентств.

В последнее время в Европе все более популярной становится внешняя оценка качества высшего образования. Основными принципами создания внутривузовских систем обеспечения качества образования в университетах, функционирующих в режиме самоуправления, с позиции внешней оценки являются:

  • регулярные проверки уровня соответствия деятельности и содержания образовательных программ основным целям и задачам университета;
  • наличие ответственного лица или структуры для проведения экспертных оценок деятельности и планирования развития университета;
  • наличие обширной и эффективной информационной системы для поддержки процедур самообследования;
  • регулярная самооценка деятельности (служб управления, программ) и экспертная оценка проверки результатов самообследования университета;
  • своевременная реакция на результаты внешних экспертиз путем совершенствования методов и структур управления,образовательных программ, перераспределения материальных и финансовых ресурсов, введения в практику системы поощрений и санкций.

В соответствии с Программой непрерывного обучения на 2007-2013 гг. (ЕАСЕА/07/09), для поддержки европейского сотрудничества в области образования и подготовки кадров предложен проект «Спортивное образование в Европе - транснациональные стратегии непрерывного обучения» (CEE-TLLS, 1.3.2010-28.2.2011). Этот проект будет способствовать стратегии развития непрерывного образования в подготовке спортивных тренеров в 9 странах (Дания, Финляндия, Германия, Венгрия, Ирландия, Италия, Португалия, Швеция, Великобритания).

Европейская рамочная комиссия по признанию тренерских компетенций и квалификаций (EFRCCQ) была приведена в соответствие с Европейской системой квалификаций (EQF) и используется в качестве справочного документа в рамках различных систем образования тренеров на всей территории Европейского Союза. Проект будет основываться на работе комиссии и интегрировать результаты в региональные, национальные и европейские приоритеты образования - на протяжении всей жизни.

Основные ожидаемые результаты реализации проекта:

  • модель стратегии справедливого и э