(17,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение

Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Вопрос о том, как уберечь мир от экологической катастрофы назрел давно.

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему .

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем,если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

  • Проанализировать ситуацию загрязненности в районе;
  • Научиться выделять проблему и искать способы ее решения для экологической и социальной обстановки в районе;
  • Составить экологический календарь;
  • С помощью инициативной группы ребят разработать перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»;
  • Выстроить работу в соответствии с ключевыми датами экологического календаря;
  • Пропагандировать и углублять экологические знания учащихся и взрослых; Агитировать жителей на уборку и благоустройство;
  • Воспитывать потребность содержать улицы в чистоте.

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблемеэкологии родного края,но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:

  • Организационные мероприятия;
  • Эколого-просветительские мероприятия;
  • Практические природоохранные мероприятия;
  • Исследовательская работа;
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты - беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы - подбор, составление плана работы;
  • Художники - выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) - уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I . Подготовительный этап

1. Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы загрязнения улиц, озера. Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы;

II . Информационный этап

  • Сбор информации по теме, анализ литературы.
  • Составление экологического календаря.
  • Экскурсия по рудничному району с целью выявления самых загрязненных участков, фотографирование.
  • Проведение опроса по данной проблеме.
  • Опрос среди сверстников с целью выявления их отношения к проблеме загрязнения района и готовности принять посильное участие по практическому выполнению проекта.
  • Проведение конкурса на лучшую агитационную листовку, «Благоустроим школьную территорию», «Благоустроим территорию озера», конкурс рисунков по экологии.
  • Разработка и проведение мероприятия для учащихся и родителей. Родительское собрание «Мусор и наше здоровье».
  • Оформление фотовыставки.

III . Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV . Заключительный этап

Подведение итогов работы над проектом на общешкольной линейке «Лестница успеха», награждение лучших.

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

  • Сайт школы МАОУ «СОШ №36»;
  • Публикация в школьной газете «Цифра»;
  • Выступление на городском конкурсе «Летопись добрых дел»;
  • Участие в школьной научно-практической конференции «Успех-2016», «Успех-2017».

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? .
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества .

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Мы решили выяснить, как относятся к этой проблеме жители прилегающей зоны. Было опрошено 30 жителей ближайшей улицы: 5 чел. – 18-25 лет, 15 чел. – 36-50 лет, 10 чел. – старше 50 лет.

На вопрос «Как вы считаете, кто больше мусорит?»

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 - пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1 ].

В прошлом году мы посетили озеро в Рудничном районе, чтобы очистить его берега и лес вокруг от мусора [см. приложение 2 ].
Пластиковые бутылки мы складывали в отдельные мешки. Всего у нас набралось 45 мешков, затем мы договорились с родителями, чтобы они вывезли и сдали этот пластик на переработку. За это, довольно простое, но очень полезное дело нас наградили грамотой за вклад в развитие экологической культуры населения г. Кемерово от ООО «Кузбасского Скарабея» и «Областной детской эколого-биологической станции» [см. приложение 3 ].

В 2016 году 7 сентября наш школьный отряд в количестве 35 человек снова отправился по натоптанным тропам, чтобы еще раз провести уборку, ведь это место стало частью нашего коллектива и хранило в себе воспоминания о прошлогоднем осеннем дне, где не было мусора, и мы решили, что так должно быть всегда. По пути мы расклеивали агитационные листовки под названием «Хорошие дела заразительны!», призывающие людей сохранять природу, которые изготовили самостоятельно.

Мы вручали их жителям со словами: «Давайте сохранять чистоту и порядок на водоёмах и берегах!». Всего было расклеено 35 листовок и роздано 54 брошюры [см. приложение 4 ].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5 ].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

  • Поставить мусорные контейнеры по берегам водоема.
  • 2 раза в год проводить уборку территории водоёмов ученикам прибрежных школ: №39, №36.
  • Проводить традиционные акции по охране природы на темы: «Мы за чистоту в городе».

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой, их справедливо называют «легкими городов». Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна. Животные, исключая хищников, питаются только растениями. Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда радуют глаз человека .

Важно помнить, что зелень садов, лесов и парков может сохраняться и развиваться только при общем благоприятном состоянии окружающей среды. Поэтому все меры, направленные на улучшение экологического состояния воздуха, воды и почв, благоприятно влияют на зеленые насаждения. Мы заботимся о них, они помогают нам, вот такой круговорот «заботы» в природе получается.

Каждый год мы организуем акции по озеленению территории нашего района. За 2015-2016 год на территории школы было высажено 55 елей, заложены аллеи первоклассников. В рамках акции «Сирень победы» высажено 52 куста сирени.

В 2016г. по улице Серебряный бор вдоль дороги посажено 56 саженцев берёз. В рамках акции «Шахтёрский огонёк» высажено 46 рябин [см. приложение 16 ].

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке .

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Чтобы обратить внимание жителей района на важность грамотно утилизировать отработанные батарейки, мы проводим информационные минутки и активно участвуем в городской природоохранной акции «Охотники за батарейками».

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» на 2015-2016 г.

№ п/п

Мероприятия

Дата

Исполнители

Очищение береговой линии озера

сентябрь

Ученическое самоуправление (ИДФ)

сентябрь - октябрь

родители, учащиеся, учителя

Выставка поделок из природного материала.

сентябрь

учащиеся, родители, учителя

Посадка саженцев на близ лежащей территории по ул. Серебряный бор.

сентябрь

ученическое самоуправление (ИДФ)

в течение года

Изготовление кормушек для птиц

Сбор макулатуры

Конкурс эко-листовок «Экология и мы»

Учащиеся, классные руководители

Изготовление скворечников

учащиеся, родители

Участие в акции «Сирень победы»

учащиеся, родители, классные руководители

Участие в акции «Шахтёрский огонёк» (посадка рябин)

учащиеся, родители, классные руководители

Благоустройство школьной территории

учащиеся, педагоги школы

Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» на 2016-2017 г.

№ п/п

Мероприятия

Дата

Исполнители

Очищение береговой линии озера с привлечение желающих учащихся принять участие в акции

сентябрь

Ученическое самоуправление ИДФ, объединение «Росток»

Посадка саженцев на территории школы

сентябрь - октябрь

Ученическое самоуправление ИДФ, объединение «Росток, учащиеся, родители, педагоги школы

Экологическая акция “Мой чистый двор”

в течение года

учащиеся, родители, педагоги школы.

Экологическая акция “Мой чистый двор”

в течение года

Изготовление кормушек

учащиеся, родители

Мероприятия, посвященные Дню Земли: экологическая игра «Спаси и сохрани», конкурс фотографий «Природа нашего города»

учащиеся, родители, педагоги школы

Конференция «Успех-2017.»

учащиеся

Конкурс презентаций «Природа и мы»

учащиеся, родители, классные руководители

Акция «Подари ёлке жизнь»

учащиеся, родители, классные руководители

Изготовление скворечников

учащиеся, родители

Выпуск листовок «Береги первоцветы»

учащиеся

Конкурс плакатов «Вода источник жизни»

учащиеся, родители, классные руководители

Конкурс презентаций «Береги природу»

учащиеся,

Сбор батареек

март-апрель

учащиеся, родители, классные руководители

Сбор макулатуры

апрель-май

учащиеся, родители, классные руководители

Акция «Чистая вода», конкурс плакатов

учащиеся, родители, классные руководители

Экологический календарь

Проводится с 1993 года по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО во многих странах мира. На территории Российской Федерации – с 1995 года под девизом «Вода – это жизнь».

Главные задачи – привлечь внимание общественности к состоянию больших и малых водных объектов, водоохранных зон, водозаборов, качеству стоков.

В 1950 году именно в этот день вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации (ВМО) – специализированного учреждения ООН.

Девиз праздника – «Погода, климат и вода в информационную эру». Отмечается с 1961 года.

Всемирная акция «Час Земли»

Час Земли – одна из крупнейших ежегодных экологических акций, инициированных Всемирным фондом дикой природы (WWF). Проводится в последнюю субботу марта.

Это символическая акция – общественный призыв к решительным мерам по сохранению климата. Миллионы людей во всем мире выключают свет на час в строго определенное время, в знак заботы о будущем планеты и ее ресурсах.

В этот день в 1906 году была подписана одна из первых природоохранных конвенций – Международная конвенция об охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году.

Защита птиц, наблюдение за их жизнью, организация помощи в наиболее трудные для них времена, изготовление и вывешивание кормушек, спасение птиц, пострадавших от экологических катастроф, – таковы первоочередные задачи дня птиц.

С 6-15 марта в рамка городской акции «Весенняя неделя Добра - 2017» в нашей школе была проведена акция «Скворечник», которая явилась продолжением начатой в феврале экологической акции «Покормите птиц зимой», где силами учащихся начальных классов и их родителей были сделаны и установлены 5 кормушек. Если целью акции «Покормите птиц зимой» была установка: «Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну», то сегодня пришла пора позаботиться о пернатых друзьях, возвращающихся к нам, на свою родину.

На протяжении 3-х лет родителями совместно с детьми было изготовлено 120 скворечников.

Редакция газеты «Цифра» участвует в экологической акции Марафона школьных СМИ «Птицы и люди». Наши художники делают открытки с изображением птиц и рассылают их в школьные СМИ по всей России. Кто только не получил уже наших птичек: и Москва, и Новосибирск, и Ростов-на-Дону… Мы тоже получаем открытки от друзей. Теперь мы как одна большая «птичья семья», которая поддерживает птиц в непростое для них зимнее время [см. приложение 14 ].

Экологическое образование и просвещение населения, особенно молодого поколения, – одна из основ формирования экологической культуры человека, руководствующегося при общении с окружающим миром принципом «Не навреди!». В России отмечается в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Суть мероприятий этого дня – знакомство с состоянием дел в области экологической безопасности, формирование у человека личной и общечеловеческой ответственности за их сохранение, а также привлечение школьников и студентов к исследовательской деятельности по изучению флоры и фауны родного края.

Международный марш парков – последняя неделя апреля

Современная международная кампания в защиту заповедников и национальных парков – «Марш парков» – ведет свою историю с 40-х годов XIX века. Координатором акции является Центр охраны дикой природы.

Ежегодно сотни тысяч жителей городов и поселков принимают участие в Марше, чтобы узнать как можно больше о заповедниках, национальных парках, заказниках и других ООПТ и внести свой вклад – спонсорской или волонтерской помощью – в сохранение уголков нетронутой природы.

В России отмечается с 1990 года. С 1994 года этот день объявлен Всемирным. Традиционно эту акцию ассоциируют с днями всеобщего благоустройства и генеральной уборки мест массового отдыха, берегов и фарватеров малых рек, санитарных зон, производственных и общественных территорий.

Основная цель проводимых работ – обратить внимание землепользователей на неблагоприятные тенденции, связанные с деградацией земель и загрязнением их промышленными выбросами и ТБО.

Главная цель этого дня – раскрыть красоту растений, познакомить как можно больше людей с важностью их биологии для развития сельского хозяйства, садоводства, лесничества, для производства продуктов питания, бумаги, древесины, химикатов и лекарственных средств. Особенное внимание в этот день отводится роли растений в охране окружающей среды.

Первый День растений состоялся в 2012 году. В этот день в 39 странах мира провели около 600 различных мероприятий.

Россия присоединилась к проекту в 2013 году.

Учрежден 27-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 года в ознаменование начала работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды.

В этот день проводятся мероприятия, затрагивающие вопросы неконтролируемого использования природных ресурсов, критически рассматривается баланс качества жизни и ущерба, наносимого природе в виде добычи новых ресурсов, захоронением и утилизацией отходов производства и потребления.

Заключение

Проделанная работа позволила нам стать внимательнее по отношению к природе и людям, которые нас окружают. Надеемся, что и люди последуют нашему примеру и тоже примут участие в акции «Летопись добрых дел».

В ходе реализации проекта были задействованы разные формы работы:

- поисково-исследовательские: экологический мониторинг: «Экологическое состояние водоёма в рудничном районе» [см. приложение 5 ].

- конкурсные:

  • конкурсы рисунков и плакатов, посвященных природе; фото и видеоконкурсы [см. приложение 6 ].
  • «По родным местам», поделки из природного материала
  • городской конкурс «Весна, семья, экология и закон» [см. приложение 7 ].
  • районная экологическая игра «Зеленый парус» [см. приложение 9 ].
  • муниципальный этап областного конкурса социальной рекламы «Вода – источник жизни» [см. приложение 10 ].
  • городской творческий конкурс «Экология глазами детей»

- игровые: экологические викторины, игры, спектакли;

- познавательные: классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды» и др.
В проведении уроков экологической грамотности в нашей школе принимают участие общественники, депутаты и педагоги.

26 декабря 2016 года в стенах школы № 36 состоялся открытый экологический урок для учащихся 10-ого класса. Его провёл Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Фокин Александр Иванович. Урок проходил в атмосфере диалога и общения с учащимися по теме экологических проблем загрязнения окружающей среды. Александр Иванович поведал ученикам о существующих в мире проблемах по утилизации мусора, продемонстрировал слайды о мусорных островах в Тихом океане, о проблемах переработке и сортировке отходов [см. приложение 11 ].
Такие экоуроки позволяют воспитать в понятийном аппарате такие представления, как «экология», «отходы», «раздельный сбор мусора», «заповедные территории», «охрана природы», «Красная книга», и способствующей экологизации сознания с самого юного возраста с дальнейшей трансформацией его в экологическую культуру.

- пропагандистская работа . Создание листовок, брошюр способствует актуализации внимания к проблеме экологии [см. приложение 12 ].

Ежегодно организуем фотовыставки, видеоролики, цель которых не только показать бытовые свалки, сломанные руками человека деревья, нашу деятельность по охране природы и просто красивые места нашего края, но и заставить задуматься о последствиях своей деятельности.
Учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе. Знакомим их с растениями, занесенными в Красную книгу. С просветительской целью экологический отряд «Росток» в рекреации школьного холла организовал экологический уголок [см. приложение 13 ].

Круглогодично в школе совместными усилиями мы наводим порядок, очищаем территории, высаживаем деревья, кустарники и цветы, проводим экологические мероприятия: трудовые десанты, смотры, конкурсы и осуществляем массу других полезных и важных дел.
«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», - писал французский писатель, поэт Антуан де Сент-Экзюпери. Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека на земле.
Чтобы спасти нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя.

Список литературы

  1. Артюзов Д. В., Бобров В.В. История Кузбасса. – г. Кемерово: «СКИФ», «Кузбасс», 2006 – 467 с.
  2. Зайцева И., Галчинова О., 1996. Клад пpиpодоохpанной культуpы, где копать // Пpо Эко. Спецвыпуск бюллетеня «Охpана дикой пpиpоды», № 11. - С. 42-44.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования Статья 8.2.
  4. Кривенко В. Г. Концепция внутривековой и многовековой изменчивости климата как предпосылка прогноза // Климаты прошлого и климатический прогноз. М., 1992. С. 39-40.
  5. Михеева Н. А., Жуков П. В. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России // Современные исследования социальных проблем: журнал. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. - № 1. - С. 112-114. - ISSN 2218-7405.
  6. Многонациональный Кузбасс. – г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003 – 113 с.
  7. Ожегова В.А. Экологический словарь.
  8. Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. - М., 2001. - 162 с. - РГБ ОД, 61:01-9/453-6.
  9. Тулеев А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия. – г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002 – 420 с.
  10. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?: Учеб. пособие / В. И. Данилов-Данильян. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 332 с.

Экологические акции – одна из форм развития экологического воспитания.

Все начинается с детства. Особенно важным и значимым является экологическое образование и воспитание в младшем школьном возрасте. Поэтому в школе-саду в 2000 году была создана ДО «Зеленый свет», так как экологическое воспитание выступает в качестве приоритетного направления развития современной школы.

Одно из эффективных направлений экологического воспитания подрастающего поколения – привлечение учащихся в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды. Эту работу мы осуществляем через разнообразные экологические акции, которые активизируют нравственно-экологическую воспитанность учащихся, а экологическая культура в широком смысле включает в себя и воспитание активной жизненной позиции. Эту работу мы ведем с 1998 года. Акции эти традиционные и с каждым годом работа становится более разнообразной.

Перед началом каждой акции формируется творческая группа из представителей каждого класса, родителей, да и просто желающих, которая разрабатывает положение об акции, формулирует цели, задачи, ожидаемые результаты. В ходе информационной кампании информация об акции распространяется на линейках, через СМИ. В организационный период готовится инвентарь, распределяются участки работы. Наш многолетний опыт проведения природоохранных акций показывает важность подготовительного этапа. Каждый участник должен понимать и осознавать, какую пользу природе, другим людям принесёт его работа.

Традиционно свой учебный год мы начинаем с экологической акции

«Чистый Берег Байкала»

Цель проведения:

Наведение и поддержание санитарного порядка на берегу озера;

Воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе;

Формирование навыков санитарно-гигиенической и экологической культуры;

Привлечь внимание общественности к проблемам экологического состояния озера.

«Кормушка»

Цель: помочь птицам выжить в суровых зимних условиях, подкармливая их.

В нашей школе ежегодно проходит акция «Кормушка». Практическая реализация акции складывается из нескольких этапов.

1. Конкурс «Кормушка». На классных часах, на уроках технологии проводятся беседы о правилах изготовления кормушек. Силами ребят, педагогов и родителей в этом учебном году было сконструировано 35 кормушек различных форм, которые соответствовали всем требованиям.

2. Конкурс по изготовлению кормушек был продолжен акцией по сбору корма. Изучив разнообразную литературу, мы выявили кормовые предпочтения зимующих птиц.

3. Завершающим этапом акции стало внеклассное мероприятие «Покормите птиц зимой». Ребята серьезно относятся к данному мероприятию, подготовили презентацию о зимующих птицах. В ходе праздника ребята рассказывали стихи, разгадывали загадки, инсценировали сценки. Итогом праздника стало развешивание кормушек.

Акция « А друзей у елок, что на ней иголок»

Мы с ребятами разработали план работы по защите елок.

Был оформлен стенд «Операция Ель-2017», прошли конкурсы листовок и призывов в защиту лесной красавицы. В микрорайоне ученики школы распространили около 20 листовок. В школе работала мастерская по изготовлению новогодних букетов. Проведена ярмарка-распродажа самодельных елочек. Учащиеся вместе с родителями подарили нарядные елочки, сделанные своими руками, бабушкам и дедушкам в «Дом престарелых»

А новогодний праздник в школе-саду украшает искусственная ель.

Акция «Цветочная клумба»

Стало традицией, весной проводить акцию «Цветочная клумба». Принимая участие в этой акции, ученики, родители и коллектив школы-сада заботятся о благоустройстве территории школы. Это и развитие эстетического вкуса, пропаганда здорового образа жизни и экологической культуры, воспитание личной ответственности за чистоту и уют во дворе школы и в родном городе. К акции дети готовятся заранее: с заботой ухаживают за рассадой. В течение всего лета воспитанники ухаживают за цветами.

Акция «День Мойдодыра».

Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

1. Расширять представление о ЗОЖ.

2. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом.

Герой, переодетый в «Мойдодыра», читает отрывок из произведения К.И.Чуковского

«Мойдодыр». Загадывает загадки, рассказывает о важности соблюдения гигиенических правил, после чего школьный фельдшер проходит, проверят чистоту рук, наличие носовых платков, расчесок. Классу победителю вручается вымпел от Мойдодыра.

1. рассказать о раноцветущих видах травянистых растений.

2. объяснить причины их исчезновения

3. научить бережному отношению к природе.

В рамках акции мы проводим ряд бесед на тему «Первоцветы». Читаем детям художественную литературу по теме, загадываем загадки, знакомим с поговорками и пословицами о весне и первоцветах. Дети рисуют запрещающие знаки «Нельзя рвать первоцветы». Используя ИКТ технологию, просматриваем презентации «Берегите природу», «Первоцветы».

Акция получается познавательной для всех участников. Знания, умения, навыки, которые дети получают в ходе акции, становятся основой для формирования у них экологического грамотного поведения, бережного и эмоционального отношения к природе, желания сохранить природу.

Цель: познакомить детей с историей праздника «День Земли», воспитывать заботу об окружающей среде, необходимость бережного отношения к природе, неравнодушие к будущему планеты.

Акция – это действие. Как мы организуем наши действия в этот день? Мы берем плакаты, орудия труда и, выйдя на территорию школы, занимаемся ее благоустройством. Мы белим деревья, убираем мусор, распространяем листовки с призывом «Беречь планету», обращаемся к жителям города через газету, радио. Нами было написано письмо, адресованное властям города Байкальска с конкретными предложениями по улучшению экологической обстановки. Своими действиями мы показываем окружающим необходимость защиты природы, привлекаем новых участников к решению конкретных вопросов по охране природы.

«Киловатный рейд»

Экономия электроэнергии – крайне важный аспект жизни современного человеческого общества. Растет количество всевозможных электроприборов, которые используются в семье, в школе. Поэтому проблема экономии электрической энергии становится актуальной!

В связи с этим в нашей школе, ежегодно проходит акция «Киловатный рейд». Школьники следят за рациональным использованием электричества в кабинетах. Учащиеся школы просматривают презентации, готовят сообщения по вопросу энергосбережения. В классах проходят беседы, где ребята знакомятся с альтернативными источниками энергии. 15 декабря, в день Всероссийской акции «Береги свет», в школе на 30 мин был выключен свет, и все электроприборы в кабинетах и коридорах. В результате проведённых мероприятий мы выяснили, что экономить электроэнергию не так уж и трудно. Всё зависит от нас самих!

Акция «Снеговики против глобального потепления»

А что является виной глобального потепления? Просто атмосфера Земли не выдерживает такого количества выхлопных газов из труб наших заводов и машин. Тают ледники, среднегодовые температуры повышаются, вырубаются леса. Если мы не остановим такое недоброе отношение к своей планете, то мы просто задохнемся или утонем. В один из весенних дней мы всей школой лепим снеговиков, стараясь таким образом привлечь жителей нашего микрорайона к данной проблеме. Акция «Снеговики против глобального потепления» стала очередным этапом в реализации поставленных перед школой экологических задач.

Эффективной формой просветительской работы в ходе акций являются агитбригады. Живое слово в сочетании с песней или театрализацией никого не оставляет равнодушным, развивает эмоциональную сферу, воспитывает уважение к природе, мотивирует к участию в экологических акциях.

Выступление детей

2017 год объявлен Годом экологии. В школе – саду был организован социологический опрос, и стартовал сбор «зеленых пожеланий» главе города. Цель состояла в том, чтобы привлечь внимание жителей города к актуальным экологическим проблемам и донести это до администрации. Собранные пожелания, которые написали и педагоги, и родители, и учащиеся школы-сада были переданы главе города, который пообещал рассмотреть и выполнить по возможности все собранные пожелания.

Всю свою работу мы строим и реализуем под девизом:

Красный свет – природе вред!

Желтый – осторожно!

Свет зеленый – так красиво –

Мир сказал тебе «СПАСИБО!»

МБОУ «Кваркенская СОШ»

Составили: совет старшеклассников

Руководитель Павлушкина Е.Ю.


АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: -понимание совершенных проблем окружающей среды; - развитие критического отношения к результатам деятельности человека; - умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды; - воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни к себе.


Экологические акции проходят под девизом:

«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»


Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)



Акция «Чистое село»

Акция в селе проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники.


Акция «За чистоту родного края»

Убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем Парк Победы, территорию школы, село.


Акция «Украсим планету цветами»

В праздник «День земли»учащиеся сеют семена цветов и выращивают цветы


Акция

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»


Акция «Каждому певцу по дворцу!»

Совместно с родителями мастерим скворечники.

Можно прикрепить во дворе своего дома, в школе.


Оформление стендов

на экологические темы


Оформление выставки

в школьной библиотеке

Библиотечный урок


Операция « Лесная аптека »

В теплый солнечный день учащиеся с 5 по 8 класс вместе с классными руководителями выходят на сбор шиповника


«Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям!»


Экологическая акция «Знакомьтесь, это крыса!»


Описание. Публикация знакомит с синантропным видом зверей – крысой. Материал пригодится учителям школ, педагогам дополнительного образования.

Автор. Зубович Карина, учащаяся объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Республика Беларусь.
Руководитель. Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Цель: знакомство учащихся с синантропным видом зверей Республики Беларусь – крысой.

Задачи:
- привлекать внимание к образу жизни крысы;
- развивать у учащихся исследовательские качества;
- воспитывать понимание, что в природе всё взаимосвязано между собой.

Предварительная работа: участникам акции дано задание провести опрос людей и узнать, что они думают о крысах.

Введение


Написали очень много
Про котов, собак, про лис,
Но я стих искала долго
Про обычных серых крыс.
Зря обидели зверька -
Обошли вниманием,
Жизнь и так ее горька,
Прямо наказание.
То капкан на крыску ставят,
То попрячут всю еду,
Крысу так уже достали,
Проклинает та судьбу.
Но хочу я всем напомнить,
Эти правила важны:
Раз живут они в природе,
Значит ей они нужны.
Иван Крылов


Обычно грызуны вызывают у человека неприязнь. Уничтожая крыс, комаров, мух и других, вредных с нашей точки зрения животных, люди считают, что они делают мир лучше.
Например, крыса. Она обитает на помойках, является переносчиком тяжелых инфекций, уничтожает продукты, многие её очень боятся.


Обычный человек делает выводы:
- крыса очень большой вредитель;
- крыс необходимо убрать с лица земли.
Так ли это на самом деле, и какова роль этих «вредителей» в природе?

1. Исследование «Ассоциация»


Цель: изучить, как характеризуют крыс взрослые и дети
Метод: опрос.

Ход исследования
Участникам опроса предлагалось одним прилагательным охарактеризовать крысу.

Было опрошено: 10 участников (от 18 и старше лет) и 10 участников (от 9 до 17 лет)
Результаты опроса:
Участники опроса в возрасте от 9 до 17 лет считают крысу серой, страшной, смелой, ужасной, быстрой.
Участники опроса в возрасте от 18 лет и старше считают крысу доброй, страшной, хвостатой, зубастой, гадкой.
Выводы:
- характеристики у взрослых и детей похожи;
- мнение о крысе у людей опирается на внешний вид;
- знания о крысе у участников опроса очень поверхностные.

2. Это интересно


1. Участники акции изучают образ жизни крысы и её взаимоотношения с человеком, пользуясь литературой и Интернет-ресурсами.
2. Участники выступают с информацией о крысах.

Выступающий 1:
В Республике Беларусь обитает два вида крыс: серая и черная.
Чем черная крыса отличается от серой?
Внешне черную крысу не сложно отличить от серой, особенно если смотреть на этих зверьков (или на их фотографии) одновременно:
1. Черная крыса мельче и несколько стройнее, у неё более вытянутая мордочка;
2. Уши у черной крысы большего размера – вместе с более длинным носом они делают её похожей на крупную мышь.
3. Черную крысу от её серого сородича отличают меньшие размеры, вытянутая мордочка и большие уши, что в целом делает её похожей на крупную мышь.
4. Кстати, ещё одно важное отличие черной крысы – хвост у неё всегда длиннее тела. У серой длина хвоста всегда меньше длины тела.


Черная крыса


Серая крыса
Может показаться, что главное отличие черной крысы от серой – это окраска меха. Это не всегда верно. Дело в том, что у вида имеется несколько цветовых окрасок, и некоторые из них оказываются даже более светлыми, чем серые крысы (пасюки).

Выступающий 2:
Крысы – животные общественные, образующие большие семьи. Обычно в крысиную семью допускаются потомки одного семейного сообщества, берущего начало от общего предка. В крысиных семьях существует строгая иерархия.
Преимущество больших групп в природе очевидно: легче обнаружить врага, отыскать корм, вырыть норы, кроме того, в большой группе легче выжить новорожденным малышам.
Однако существование значительного количества крыс на ограниченной территории нередко становится причиной внутрисемейных конфликтов, связанных, как правило, с недостатком пищи.
Для отграничения территории сообщества входящие в него крысы делают пахучие метки, по ним же грызуны отыскивают места кормления, водопоя и отдыха, с помощью пахучего секрета самка дает знать самцу, что готова к спариванию.

Выступающий 3:
Следует отметить, что запах крыс одной семьи отличается от запаха других животных, даже их ближайших соседей. Информация о характерном запахе передается от родителей детям генетически.
Одна пара крыс за год может стать целой колонией в 2000 крыс. В отличие от других животных, в период, когда им грозит опасность вымирания, у крыс наблюдается резкое увеличение количества крысят в одном помете.
Многие животные питаются этими грызунами: лиса, сова, горностай и т.д.

Выступающий 4:
Большинство крыс обитают рядом с человеком.


Крысиные полчища могут стать причиной болезней, голода, аварий. Однако следует помнить, что главная причина, по которой крысы поселяются в домах, является мусор.


Лабораторные крысы часто используются в науке для тестирования различных лекарств (приложение 1).


Декоративные крысы – одни из лучших домашних питомцев. Они легко приручаются, умны, сообразительны, поддаются дрессировке и не требуют особого ухода. Существуют даже выставки декоративных крыс (приложение 2).


Несмотря на то, что люди крыс недолюбливают, во многих городах мира им установлены памятники.




3. Викторина «Знакомьтесь – это КРЫСА!»


1. Правда ли, что моряки, прошедшие Великую Отечественную войну, рассказывали, что крысы убегали не только с тонущих судов, но и с тех кораблей, которые на следующий день ожидала торпедная атака? (да)
2. Правда ли, что крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди? (да)
3. Правда ли, что ученые считают, что крыса является лучшим модельным объектом для исследования и разработки методов лечения и предотвращения заболеваний человека? (да)
4. Правда ли, что крыса может плыть 3 дня подряд, проплыть несколько километров (зафиксированный рекорд - 29 км!) и утонет, если только не будет возможности выбраться? (да)
5. Правда ли, что серые крысы способны перемещаться со скоростью 10 км/ч? (да, и даже прыгать вверх на высоту до 80 см, а в агрессивном состоянии - до 2 метров в высоту)
6. Правда ли, что зубы крыс растут только один месяц? (нет, они растут всю жизнь, поэтому они все время что-то грызут для их стачивания)
7. Правда ли, что у крыс - богатейший словарный запас криков с особенными значениями? (да)
8. Правда ли, что пасюк в год потребляет около 12 кг продуктов, но это несравнимо с количеством пищи, которую он делает негодной? (да)
9. Правда ли, что крысы не способны отличить отравленную пищу от обычной? (нет, они чувствуют яд даже тогда, когда его разведение одна часть на миллион)
10. Правда ли, что крыса может жить без воды дольше, чем верблюд? (да)

Заключение


Итак, что мы знаем о крысах? Обычно только то, что размножаются они с огромной скоростью, приживаются везде, чрезвычайно умны и сообразительны, отлично прыгают, бегают и плавают. А самое главное мы знаем что крыса – это страшное существо, которое надо уничтожать!
Крысы обитают преимущественно рядом с человеком, поедая его съестные запасы, повреждая электропроводку и перенося множество опасных для человека и животных заболеваний.
А кто в этом виноват?
Крысы обитают рядом с человеком уже несколько столетий, занимая свалки и помойки. В населенных пунктах у них мало врагов. Таким образом, в появлении полчищ крыс виноват сам человек.
В природных экосистемах крыс поедают совы и филины, аисты, хорьки, ласки и т.д. Так, что они являются пищей других животных и, следовательно, без них многим стало бы не очень сытно жить.
Выводы:
1. В природе нет «ненужных видов»! Это придумал человек!
2. Чтобы крыс было меньше, необходимо навести чистоту в своих городах и деревнях.

Источники


1. Рождественская А. С. «Крыса черная»/ Звери: Популярный энциклопедический справочник (Животный мир Беларуси). Минск, 2003. С.165-167
2. Гричик В. В., Бурко Л. Д. «Животный мир Беларуси. Позвоночные: учеб. пособие» Минск, 2013. -399 с.
3. Сержанин И. Н. «Млекопитающие Белоруссии». Издание 2-е. Минск, 1961. -321с.
4. Савицкий Б. П. Кучмель С. В., Бурко Л. Д. «Млекопитающие Беларуси», Минск, 2005. -319с.

Приложение 1

Лабораторные крысы


Благодаря подопытным животным сделаны крупные открытия в познании жизнедеятельности млекопитающих, выяснены многие вопросы по распространению опасных инфекций, разработаны профилактические меры в борьбе с болезнями человека и домашних животных, производятся лечебно-профилактические биопрепараты (сыворотки, вакцины и т.п.).
Выпуску биопрепаратов для широкого практического применения должно предшествовать испытание на лабораторных животных с целью выявления активности, профилактических и лечебных свойств этих препаратов, а также степени безопасности для человека и домашних животных. Для этого требуются самые различные животные, потребность в которых с каждым годом возрастает.
Белые крысы являются «классическим» видом животных, используемых для опытов. Важное преимущество белых крыс как лабораторных животных заключается в том, что они довольно устойчивы к инфекционным заболеваниям и дают большой приплод. Вес их небольшой, разводить их и содержать в условиях вивария несложно, и это позволяет проводить над ними массовые опыты.
В настоящее время в России развита сеть научно-исследовательских институтов: медицинских, ветеринарных, биологических, где широко используются лабораторные животные. Они способствуют развитию медицины, ветеринарии, биологии и др. наук.
В США каждый год используют 20 миллионов мышей и крыс, а также морских свинок, хомяков, песчанок. С развитием технологий генной инженерии генетически модифицированные мыши могут быть созданы на заказ для изучения широкого спектра человеческих заболеваний. Крыс часто используют в психологических исследования, тестах на токсичность и в изучении раковых заболеваний.

Приложение 2

ТОП-7 популярных разновидностей декоративных крыс


Стандарт – гладкошерстные массивные создания весом до 0,5 кг. Хвост (20 см) почти равен по длине туловищу (24 см). У них широкие, округлые, но в меру большие ушные раковины;
Сатиновые – отличаются глубоким блеском шерстного покрова. Мех приятен на ощупь, а волосинки длинные, тонкие и гладкие.


Дамбо – выделяются низко посаженными и более круглыми ушами на довольно острой морде. Формой корпуса (грушевидной) напоминают бесхвостых крыс, отличаясь от них более длинным хвостом и укороченным телом.


Сфинкс – абсолютно безволосая разновидность вплоть до отсутствия усов. Младенческая пигментация с возрастом исчезает, и складчатая кожа грызуна обретает чистый розовый цвет.


Бесхвостые – крысы, которые рождаются без хвоста. Первая подобная особь появилась (как результат незапланированной мутации) в 1983 году. Туловище напоминает грушу.


Рекс – эти крыски наделены не только густой кучерявой шерстью, но и короткими, лихо закрученными усами. Мех (по сравнению со стандартными) более жесткий и менее блестящий.


Пуховые – представители этой разновидности покрыты редким просвечивающим мехом, лишенным остевых волос. Но зато у пуховых есть кудрявые короткие усики.

Фотоотчёт о экологической акции «Делами добрыми едины».

Цель проведения экологической акции: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения, благоустройство территории школы.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.
«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Организация и проведение акций – действенный инструмент педагогики сотрудничества, объединения различных социальных групп в созидательной деятельности, развития социального партнерства. Какой бы характер не носила экологическая акция, она является наиболее привлекательной формой работы в процессе воспитания патриотизма и гражданской ответственности молодежи, т.к. воздействует на все сферы сознания личности школьников: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Акции позволяют эффективно организовать различную практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния окружающей среды и её компонентов, уход за ландшафтами агитационно-пропагандистскую работу). В наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды конкретных территорий, владение учащимися практическим опытом созидательной деятельности.
Вот уже второй год стартует акция «Делами добрыми едины», в которой активное участие приняли в этом году учащиеся нашей школы. Ребята понимают, что озеленение планеты – очень важное дело.
Территория нашей школы озеленена и благоустроена. Здесь высажены деревья и кустарники, оборудована спортивная площадка, разбиты клумбы. Но есть и такие уголки, которые нуждаются в нашем внимании и заботе.

Это «березовая аллейка» как ласково называют ее старожилы. В ее закладке, в далеком 1970 году, принимали участие старейшие педагоги вместе с учениками нашей школы. Радовали глаз подрастающие березки, тополя.
Но в настоящее время этот чудесный уголок заброшен, зарастает сорняком, сломаны деревья. Сказалась на деревьях и засуха последних лет. Многие деревья погибли, стали сохнуть. Поэтому и возникла острая необходимость создания школьного парка, где могли бы отдыхать не только учащиеся школы, но и все желающие. Где можно было бы просто общаться в тенистой прохладе, проводить экскурсии, наблюдения и уроки на свежем воздухе.
Мы с ребятами, совершая каждодневные прогулки и экскурсии и видя всё это, решили посадить саженцы деревьев.
Жители нашего села помогли очистить территорию от погибших деревьев.
Папа Масловой Владиславы, Маслов Владимир Викторович, с дочкой помогли нам с саженцами, которые они выкопали в лесу.

Идёт заготовка посадочного материала - берёзок и сосёнок.


И вот настал день, когда дети смогли своими руками посадить наши деревья.
Ребята, организовавшись в группы, получили необходимый инвентарь (лопаты, вёдра, лейки), саженцы сосенок, берёзок и прошли инструктаж по их посадке, который провёл Маслов В.В..


Перед началом акции.




Работали с большим энтузиазмом. Сама посадка и поливка деревьев заняла немного времени. Некоторые даже пожаловались, что не успели, как следует, насладиться процессом. Но удовольствие получили все без исключения. Не только мальчики, но и девочки и саженцы поливали, и ловко управлялись с лопатой.


"Я посадила дерево в первый раз. Знаю, что его нужно поливать. Мы будем приходить сюда и следить за моей берёзкой. Когда она вырастет, я стану взрослой вместе с ней", - поделилась впечатлениями ученица 4 класса Маслова Влада.

Несмотря на пасмурную погоду, ребятам было жарко и весело трудиться.
Так ребята внесли свою лепту в озеленение родного села и считают свою работу полезной и своевременной. Вот что они сказали по окончании акции: "На село нужно смотреть, как на собственный дом. Мы рады, что нас становится все больше и больше. Только доброта и хорошие дела могут изменить к лучшему нашу жизнь. Каждому хочется жить в красивом и чистом селе, а начинать нужно с себя.
Все мы разные, но живем одной дружной семьей, как и деревья, которые сегодня посадили. Но сделали мы, я думаю, сегодня только половину дела. Ведь многие саженцы быстро погибают без должного ухода, поэтому обязательно теперь будем следить за тем, как наши зеленые друзья пойдут в рост."

«Мы в ответе за тех, кого посадили», - вспоминается известная фраза.



Что же: подрастай, молодое зеленое племя! В добрый час!

С большим воодушевлением ребята возобновили давнюю школьную традицию высаживания деревьев вокруг школы. В результате, около спортивной площадки появилось молодых 12 сосен и 10 берёзок!


А для того, чтобы наши односельчане относились бережно к природе, мы с ребятами проводим просветительскую работу: развешиваем боевые листы, проводим беседы, организуем акции.