Подготовка магистров к инновационной и эффективной профессиональной деятельности в образовательных учреждениях и органах управления образованием с учетом потребностей рынка образовательных услуг, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований.

Особенности образовательной программы

  • Магистерская программа «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся» реализуется только в НГПУ им. К. Минина и не имеет аналогов в вузах ПФО.
  • Образовательная программа «Педагогическое образование» и профиль подготовки «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся» — перспективное и востребованное на рынке труда направление, обеспечивающее инновационное развитие современного образования.
  • В процессе обучения магистры включаются в научно-исследовательскую, проектную, методическую, педагогическую профессиональную деятельность в соответствии с профильной направленностью магистратуры «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся».
  • Программа обеспечивает формирование профессиональных компетенций магистрантов в области теории и практики научно-методического сопровождения процессов научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях различных типов и видов, на разных ступенях образования.
  • Программа обеспечивает непрерывность получения педагогического образования в Мининском университете: бакалавриат - магистратура - аспирантура.
  • В ходе освоения образовательной программы магистранты участвуют в хоздоговорных и грантовых работах федерального и регионального уровней, программах международного обмена.

Описание образовательной программы

Программа ориентирована на выпускников бакалавриата, специалитета, на работающих педагогов высшей школы, учителей, педагогов дополнительного образования, на административных работников сферы образования.

Программа реализуется на основе модульного подхода. Содержание и последовательность освоения модулей программы отражают основные этапы в подготовке организации, осуществления и управления научно-исследовательской деятельностью в сфере образования.

Программа включает следующие модули:

  • Модуль 1. Интегрированный потенциал науки и образования.
  • Модуль 2. Методология и методика научно-исследовательской деятельности.
  • Модуль 3. Дизайн инновационной научно-образовательной среды образовательного учреждения.
  • Модуль 4. Информационные ресурсы и средства коммуникации в организации научно-исследовательской деятельности.
  • Модуль 5. Проектирование научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения.
  • Модуль 6. Стратегия и тактика управления научно-исследовательской деятельностью общеобразовательного учреждения.

Научно-исследовательская деятельность, лекционные и практические занятия магистров организуются с использованием современных информационных и технических средств обучения.

В программе подготовки магистров активно используется электронная образовательная среда.

Наш выпускник умеет

  1. творчески использовать в научной и образовательной деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры;
  2. использовать нормативные документы, регламентирующих организацию научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся и методически грамотно разрабатывать план мероприятий по её реализации;
  3. владеет основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, вычислительных комплексов в сфере образования;
  4. диагностировать проблемы создания научно-образовательной среды образовательного учреждения и разрабатывать практические рекомендации по её организации;
  5. проектировать основные и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие реализацию научно-исследовательской деятельности обучающихся, разрабатывать их научно-методическое обеспечение;
  6. осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими работами с использованием углубленных знаний в области менеджмента в образовании;
  7. владеет теоретическими знаниями и практическими навыками для организации научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях, уметь грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях всех видов и типов;
  8. разрабатывать индивидуальные маршруты научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;
  9. самостоятельно осваивать и использовать современные методы педагогического исследования для освоения новых сфер профессиональной деятельности;
  10. анализировать результаты научно-педагогического исследования, применять его результаты при решении конкретных задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять исследование, приобщать обучающихся к исследовательской и проектной деятельности;
  11. осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру.

Перспективы трудоустройства

Выпускник, освоивший программу магистратуры, подготовлен к работе в творческих коллективах, в командах изменений по модернизации образования, к проектной и научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях разного типа и вида, на разных ступенях образования в качестве руководителя и соисполнителя

УДК 378.046-021.68 И.А. Тишкова

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Современный этап в отечественном инженерном образовании характеризуется реализацией гуманистическиориентированной культурной парадигмы, предлагающей обучающимся различные возможности для обеспечения саморазвития, самообразования и самореализации в рамках учебного заведения. Замена привычной «знаниевой» парадигмы вызвана высокими требованиями рынка труда к профессиональной подготовке выпускников, которые на сегодняшний день включают в себя способность быстро адаптироваться к новым условиям, мыслить разносторонне и нестандартно, а также творчески подходить к решению различных задач, что служит системообразующим фактором конкурентоспособной личности.

Образование представляет собой модель реальной жизни и профессиональной деятельности по своему содержанию и формам обучения, а также по той деятельности, которую выполняет студент, чтобы усвоить это содержание . Важно помнить, что деятельности нельзя научить, но можно научиться, а, следовательно, на систему высшего образования возложена сложная задача создания и реализации педагогических условий для организации самостоятельной деятельности обучающихся. Настоящее представляется особо актуальным для подготовки в магистратуре технических вузов в силу специфики данного образовательного уровня.

В частности, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) обучающиеся в магистратуре технического вуза прежде всего готовятся к научно-исследовательской, педагогической и проектной деятельности. Выпускнику предстоит решать различные профессиональные задачи, связанные с организацией и проведением научных исследований, включающих разработку программ проведения научных исследований; подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей; сбор, обработку и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач, а также анализ результатов.

Одним из средств организации деятельности обучающихся в процессе решения является метод проектов, способствующий подготовке сту-

дентов магистратуры к основным видам профессиональной деятельности. Различные аспекты применения метода проектов, а также педагогические условия реализации проектной деятельности в высшей школе нашли отражение в работах следующих исследователей: Е.П. Осьминин (Использование метода проектов для подготовки будущих учителей к работе в условиях информатизации образования), А.А. Кулешов (Теория и практика реализации метода проектов в формировании специальной компетенции студентов профессионально-педагогических колледжей), В.Н. Стерн-берг (Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX в.), Е.А. Пеньковских (Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике), Л.А. Дорджиева (Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа), С.Р. Ха-лилов (Педагогические условия реализации метода проектов в профессиональной подготовке будущего педагога), А.В. Самохвалов (Метод проектов в системе профессиональной подготовки специа-листа-информатика в условиях вуза), С.И. Морозова (Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов), Ю.С. Кострова (Формирование интеллектуальной компетентности студентов посредством использования метода проектов в процессе изучения математики в негуманитарном вузе), Ю.В. Киримова (Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза), В.В. Черных (Метод проектов в обучении иностранному языку студентов вузов юридических специальностей), Р.К. Симбулетова (Реализация личностно-образующей функции метода проектов в развитии самостоятельности студентов), М.У. Гаппоева (Применение метода проектов в обучении современным информационным технологиям студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов) и др.

Анализ перечисленных работ свидетельствует о недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов реализации проектной деятельности в системе профессиональной подготовки. Это объясняется существующей практикой применения проектного обучения в рамках специальных дисциплин, направленной на решение огра-

Новые педагогические технологии

ниченного числа учебных задач в образовательной деятельности. Настоящие задачи связаны с подготовкой рефератов, курсовых и дипломных работ. При этом значительный потенциал проектного обучения, реализуемый в процессе работы обучающихся над более крупными учебными проектами, зачастую не используется в традиционном образовательном пространстве высшей школы, что ведет к недооценке данной технологии как эффективного инструмента профессиональноориентированной деятельности студентов .

Профессиональная ориентация обучения предусматривает интегрированный подход, обеспечивающий взаимодействие дисциплин различных циклов. Одним из преимуществ метода проектов как педагогической технологии в процессе профессиональноориентированной подготовки магистрантов является возможность интеграции знания из многих дисциплин. Предметное содержание представляет собой образовательную среду, в которой моделируется будущая профессиональная деятельность обучающихся в магистратуре технических вузов.

Кроме того, в рамках гуманитаризации профессионального образования, концепция которой предполагает проникновение гуманитарных знаний в естественно-научные и технические дисциплины , особую актуальность приобретает вопрос осуществления координированного, взаимосвязанного преподавания дисциплин профессионального и гуманитарного циклов. Основу гуманитарного образования составляют гуманитарные знания, которые применительно к профессиональному образованию могут быть рассмотрены как знания, способствующие формированию личности и профессиональных качеств будущего конкурентоспособного магистра-инженера, востребованного на рынке труда. В данном контексте роль дисциплины «Иностранный язык» для профессио-нальноориентированной подготовки магистрантов сложно переоценить.

До недавнего времени возможности дисциплины «Иностранный язык» рассматривались системой профессиональной подготовки исключительно с точки зрения формирования коммуникативных навыков обучающихся. При этом многие педагоги-методисты (Г.Ю. Вишневская, Т.Ю. Полякова, О.П. Миханова, Н.В. Попова, О.А. Ни-китенко, И.И. Короткова и д.р.) особо подчеркивают образовательный потенциал иностранных языков и их значение для преподавания других дисциплин.

Иностранный язык, выступая языком международного общения, обеспечивает успешное осуществление профессиональной иноязычной коммуникации, под которой понимают осуществляемый на иностранном языке обмен профессио-

нальной информацией при взаимодействии субъектов инженерной, образовательной или переводческой деятельности , необходимый для решения специфических профессиональных задач, что является наиболее актуальным фактором в деятельности современного магистра-инженера. Так, по мнению Т.Ю. Поляковой, успешность осуществления профессиональной иноязычной коммуникации оказывает непосредственное влияние на результаты инженерного труда . Настоящее объясняется существующим многообразием условий применения иностранного языка инженером, что обусловлено совокупностью факторов, среди которых влияние специфики отраслей экономики на профессиональную коммуникацию занятых в ней специалистов; влияние целей и задач инженерной деятельности на специфику профессиональной деятельности и т. п. .

Вместе с тем, взаимодействие двух когнитивных составляющих - профессиональной и иноязычной, по мнению авторов, отражает дидактические возможности всего образовательного процесса, при котором изучение иностранного языка становится не самоцелью, а средством достижения образовательных целей. В контексте профес-сиональноориентированной подготовки указанный междисциплинарный синтез, проходя через различные стадии развития обобщенных представлений студентов о будущей профессиональной деятельности, помогает им более осознанно выбирать направление своей деятельности . Создание такой интегративной основы является ключевым фактором профессиональноориентирован-ной подготовки.

В частности, примером реализации проектной деятельности в процессе профессиональноориен-тированной подготовки обучающихся в магистратуре технических вузов служит разработка серии учебных англо-русских и русско-английских терминологических комплексов по приоритетным направлениям развития вуза для подготовки студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников к международному профессиональному общению. Настоящий проект реализуется по инициативе кафедры иностранных языков под руководством завкафедрой Т.Ю. Поляковой в рамках Программы стратегического развития МАДИ на 2012-2018 гг.

Целью первого этапа выполнения проекта являлось научное обоснование и разработка четырех учебных англо-русских и русско-английских терминологических словарей-минимумов, а именно: «Автомобильный сервис», «Автомобильные дороги», «Автодорожные мосты» и «Транспортные тоннели» .

Для решения поставленных задач на начальном этапе выполнения проекта преподавателями

кафедры иностранных языков была разработана лексикографическая концепция словаря-минимума . Для составления словарей на основе данной концепции были созданы рабочие группы, состоящие из преподавателей кафедры иностранных языков, магистрантов и аспирантов профильных кафедр. В каждую рабочую группу был также включен научный редактор из числа ведущих ученых МАДИ. Осуществление данного проекта предполагало реализацию метода проектов в виде решения стратегических учебных задач.

По мнению исследователей, эффективность реализации метода проектов обусловлена созданием следующих условий в процессе выполнения проекта: общественно полезная значимость проекта; высокий уровень трудности при высоком качестве получаемого продукта; наличие самых общих формулировок проекта, что требует от обучающихся активного применения теоретических знаний, дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; самостоятельная разработка проекта продукта, технологии его получения, плана действий по его реализации; возможность коллективной производственной деятельности студентов, включения их в производственные или научные коллективы .

В соответствии с перечисленными условиями реализуемый проект обладает следующими характеристиками:

1. Наличие высокого уровня сложности проекта, обусловленного необходимостью решения ряда теоретических и практических задач.

2. Активное участие магистрантов в обсуждении групповых задач, самостоятельная постановка и решение индивидуальных задач в условиях достаточной свободы участников проекта.

3. Самостоятельное выполнение поставленных групповых и индивидуальных задач проекта, получение при необходимости консультаций со стороны руководителя проекта, выполняющего роль координатора, эксперта.

4. Совместное выполнение групповых задач с преподавателями кафедры иностранных языков в условиях равноправного сотрудничества.

5. Коррекция полученных результатов на основе рекомендаций руководителя проекта и научного редактора. Коллективное обсуждение промежуточных результатов, задач следующих этапов, а также координация действий разных групп в ходе регулярных промежуточных совещаний, включающих выступления участников проекта.

Группами разработчиков был успешно завершен первый этап проекта по созданию серии учеб-

ных англо-русских и русско-английских терминологических словарей-минимумов, что позволило сделать следующие выводы:

1. Проектная деятельность в рамках специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык» способствует интеграции знаний дисциплин профессионального и гуманитарного циклов, чем обеспечивается целостность педагогического процесса в соответствии с идеями гуманитаризации профессиональной подготовки в магистратуре технического вуза.

2. Приобретенный в процессе выполнения проекта опыт коллективной и индивидуальной деятельности магистрантов, включающий значительную долю самостоятельной работы по разработке проекта словаря-минимума, технологии его создания, выработке плана действий по его реализации, а также необходимости активного применения теоретических знаний не только способствует формированию и развитию профессиональных способностей обучающихся в магистратуре технического вуза, но и создает условия для профессио-нальноориентированной подготовки в рамках гу-манистическиориентированной образовательной парадигмы.

3. Выполнение данного проекта создает условия для формирования и дальнейшего совершенствования личностных умений и навыков, необходимых для реализации индивидуальной и коллективной проектной деятельности, что, в свою очередь закреплено в требованиях ФГОС ВПО-3 к подготовке выпускников магистратуры технических вузов и служит системообразующим фактором конкурентоспособной личности.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография / Под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 26.

2. Никитенко О.А. Формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2013.

3. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.

4. Полякова Т.Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании: монография. - М.: МАДИ, 2010. - 384 с.

5. Полякова Т.Ю., Тишкова И.А. Использование учебного двуязычного терминологического словаря-минимума в процессе формирования профессиональной компетенции инженера // Казанская наука. - 2012. - № 12. - С. 262-263.

Успешное развитие любой науки и внедрение ее результатов в производство зависит, прежде всего, от знаний, умений, моральных качеств специалистов выпускаемых вузами.

Поэтому научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса .

Научно-исследовательская работа студентов преследует следующие цели:

Расширить и углубить знания студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин, получить и развить определенные практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

Проводить научные изыскания для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;

Выработать навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;

Привить навыки пользователей вычислительной техники при проведении научных исследований и обработке полученных результатов;

Широко внедрять новые информационные технологии при проведении НИРС, обеспечить информационно-программную поддержку изысканий и сопровождение полученных результатов;

Формировать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки магистрантов.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно- исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в юридической деятельности.

Наряду со многими задачами высшей школы на современном этапе её развития по профессиональной подготовке студентов одной из ведущих является задача развития научно-исследовательской работы студентов (НИРС) как наиболее эффективной формы подготовки высококвалифицированных специалистов.

НИРС способствует развитию научного кругозора, индивидуальных способностей, исследовательских навыков, научной интуиции, творческого подхода к восприятию знаний для реализации их в практике своей будущей работы, что является основной целью научно-исследовательской работы студентов.

В настоящее время НИРС вуза представляет собой комплексную, целенаправленную и методическую обоснованную систему. Существующие формы в системе НИРС дают возможность каждому студенту освоить за период обучения в вузе комплекс различных видов творческой деятельности, который позволит будущим специалистам вносить в свою работу элемент научного подхода, вырабатывает стремление постоянного пополнения и совершенствования знаний для улучшения профессиональной деятельности .

Перед научно-исследовательской работой студентов специальности «Физкультура и спорт» стоят следующие основные задачи:

Углубленное и творческое освоение учебного материала;

Привитие навыков самостоятельного проведения научных исследований;

Выработка творческого подхода к решению стоящих перед исследованием научных и технических задач;

Обучение навыкам работы в научных коллективах;

Содействие успешному решению актуальных проблем физической культуры и спорта;

Практическое применение полученных знаний;

Привлечение студентов к решению научных проблем, имеющих непосредственный выход в практику физкультурного движения;

Воспитание в стенах вуза резервных ученых, преподавателей и др.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах института. Научная работа студентов включается в общий план работы кафедры и вуза. Opганизуется она в различных формах по двум направлениям:

    Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), включаемая в учебном процессе;

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), выполняемая во внеучебное время.

Основная цель НИРС в учебном процессе заключается в практическом закреплении теоретических знаний студентов, формировании у них творческого мышления и познавательной активности, приобретении навыков самостоятельного проведения научных исследований, экспериментов и так далее. НИРС предусматривает: выполнение различных заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ, которые содержат элементы научных исследований; заданий научно-исследовательского характера во время педагогической, организационно-тренерской практики, изучения курса «Основы НИР в избранной специализации», включающего изучение теоретических основ методики постановки организации и выполнения научных исследований, научного эксперимента, обработки полученных научных данных; участие в научных и исследовательских семинарах, конференциях кафедр.

УИРС охватывает всех студентов, привлекая их к научно-исследовательской работе, и является обязательной.

УИРС существенно ускоряет привлечение всех студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществляет переход от усвоения умений и навыков научно-исследовательской работы на младшекурсах к непосредственному проведению настоящих научных экспериментов и исследований студентами старших курсов.

За время учебы в институте студенты проходят несколько этапов творческой подготовки. На первом начальном этапе на I и II курсах идет приобретение умений и навыков НИР, предусмотренной учебным планом. Здесь осуществляется общенаучная подготовка: введение в процессе обучения элементов исследования при выполнении практических и лабораторных работ, написание рефератов при подготовке к семинарским занятиям. Например, составление рефератов научной литературы учит анализировать, оценивать и выделять главное в изучаемой литературе; семинарские занятия эффективно способствуют повышению научной эрудиции студента; участвуя в них, студенты учатся дискутировать, аргументировано защищать свои взгляды, вырабатывают умения выбирать проблемную научную тематику, ориентироваться в специальной научной литературе.

Кафедры организуют и проводят для студентов младших курсов различные мероприятия по ознакомлению их со спецификой их работы, кафедральные научно-студенческие конференции, олимпиады, знакомят со своим коллективом, устраивая встречи с ведущими преподавателями – доцентами, профессорами. Это вызывает творческий интерес к дальнейшему ведению научно-исследовательской работы

На следующем этапе - научная работа студентов старших курсов (3 и 4) завершает формирование студентов-исследователей. Здесь большую роль в успехе НИРС играет личная заинтересованность.

В вузax учебными планами в обязательном порядке предусмотрено изучение дисциплин, где студенты знакомятся с методами исследований и актуальными проблемами физической культуры и спорта.

Одной из особых форм организации студенческой научной деятельности в учебном процессе является курсовая и дипломная работы, при выполнении которых происходит значительная активизация деятельности студентов.

Курсовая работа - научное исследование, в котором осуществляется переход от простых методов исследования к более сложным. Это основа для дальнейшего углубленного исследования, которое может преобразоваться в дипломную работу.

Дипломная работа - самостоятельная научная разработка, включающаявсе знания, полученные в процессе работы студентов в различных формах научно-исследовательской работы. Она является самостоятельным исследованием.

Главная цель этих работ заключается в повышении уровня специальной теоретической подготовки студентов по избранному виду спорта, а также в получении представления об основных методах и методиках исследования. В процессе подготовки курсовой и дипломной работ студенты обязаны овладеть следующими навыками и умениями проведения научного исследования: самостоятельно ставить задачи исследования, анализировать литературные источники, методически верно ставить эксперимент, использовать методы научного исследования, математической статистики при обработке результатов исследования и получения достоверных результатов, самостоятельно анализировать полученные результаты исследования, обобщать их и формулировать выводы, делать практические рекомендации.

Дипломная работа студента, также как и курсовая, отражает уровень приобретенных на занятиях в институте знаний, умений, навыков. В этих работах проявляются индивидуальные способности и навыки практического применения полученных теоретических знаний. Они могут быть как индивидуального, так и коллективного характера.

Тематика названных работ связана, как правило, с основными научными направлениями кафедры. Участие студентов в кафедральных научных исследованиях является одной из наиболее эффективных традиционных форм УИРС.

Руководство всеми научно-исследовательскими работами в вузах осуществляет профессорско-преподавательский состав спортивно-педагогических кафедр. Могут привлекаться также преподаватели с кафедр теоретического и медико-биологического циклов. Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индивидуальных планах научно-педагогического состава кафедр в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работы.

В отдельных случаях, когда курсовые и дипломные работы выполняются в содружестве с кафедрами теоретического и медико-биологического циклов советом факультета утверждаются два руководителя. Такое сотрудничество укрепляет межкафедральные, межфакультетские научные связи. Это создает условия для постоянного взаимодействия и взаимообогащения различных наук и специальностей, обуславливает глубину и фундаментальность научных изысканий, создает творческую атмосферу.

Характерной особенностью системы НИРС, является органическое единство форм научно-исследовательской работы студентов (учебных и внеучебных) в период обучения в вузе.

Помимо НИРС в учебном процессе развиваются и совершенствуются внеучебные формы научной работы, позволяющей не ограничиваться только учебными задачами, а расширять активные рамки активной деятельности студентов.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне рамок учебного процесса, осуществляется в виде работы в студенческих научных кружках (СНК), студенческом научном обществе (СНО), бюро переводов, реферативном или студенческом библиографическом бюро, участия в выполнении работ по хоздоговорной тематике и работах по договорам о творческом содружестве, осуществляемых кафедрами, участия в научной работе по индивидуальным планам профессорско-преподавательского состава института, лекторской и пропагандистской работе по распространению знаний, достижений в области спортивной науки, подготовке сборников научных работ студентов, учебы на исследовательском факультете.

Так осуществляется вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, позволяющую объединять студенческое научное творчество и основные направления научных исследований в институте, на кафедре.

НИРС, проводимая во внеучебное время - наиболее важный этап формирования творческих всесторонне развитых специалистов.

Основной формой организации такой работы, решающей определенные образовательно-воспитательные задачи, является кружковая работа на кафедрах

Студенческие научные кружки (СНК) решают важнейшие задачи творческого становления студентов: способствуют освоению ими методов и методик научно-исследовательской работы, проводимой самостоятельно, развитию познавательных наклонностей студентов; осуществляют практическую подготовку студентов к самостоятельной работе со специальной литературой; создают условия приобретения и закрепления умений и навыков проведения экспериментальной части разрабатываемой проблемы и углубления теоретических знаний; способствуют отбору наиболее способных, инициативных, склонных к научно-исследовательской деятельности студентов, из которых формируется в последующем магистратура вуза.

Следует отметить важную роль в пропаганде успехов научной деятельности студентов организационно-массовых мероприятий. К ним относятсястуденческие научные конференции, республиканская научная конференция студентов, конкурсы научных работ студентов, конкурсы на лучший СНК, предметные олимпиады студентов института, различные смотры-конкурсы, на лучшую организацию НИРС в группах, на факультетах, смотры-конкурсы дипломных и курсовых работ и результатов педагогических практик на различных уровнях (кафедральные, университетские, межреспубликанские, отраслевые), выставки, республиканский конкурс на лучшую научно-студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, различные научно-методические и другие массовые мероприятия, порядок проведения которых определяется соответствующими положениями.

Студенты, достигшие определенных успехов в научно-исследовательской работе и организации НИРС, награждаются грамотами, почетными дипломами активистов НИРС и могут по положениютакже премироваться денежными премиями, иногородними экскурсиями и др.

Тем студентам, которые успешно сочетают учебу по программе вуза и ведение НИР, могут быть рекомендованы для представления на именные стипендии. Проявившим большие способности к НИР и достигшим определенных успехов дается рекомендация для поступления в магистратуру. При этом они могут представить научно-исследовательские работы, отмеченные дипломами, медалями на республиканских конкурсах. Такие поощрения стимулируют морально и материально, что способствует активизации НИРС в вузах страны.

Анализ работы НИРС в вузах показал, что на развитие студенческой науки влияют следующие факторы: наличие высококвалифицированного научно-педагогического состава, который активно ведет научные исследования и руководит НИРС, уровень и объем, проводимых кафедрами и другими подразделениями исследований; поддержание научных связей с командами по виду спорта, с ДЮСШ, то есть с другими спортивными и научными организациями и учреждениями, с выходом на практику физкультурного движения.

НИРС в любой форме (учебно-исследовательская или научно-исследовательская) составляет основу профессиональной подготовки будущего преподавателя-тренера по виду спорта.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в настоящее время представляет собой стройную и методически обоснованную систему повышения уровня подготовки и воспитания специалистов. Научно-исследовательская работа отражает единство различных форм научной работы студентов, творческое развитие каждого студента, приобретенные умения творческого применения в практике физической культуры и спорта последних достижений научно-технического прогресса .

Проектная деятельность студентов магистерской программы осуществляется по трем ключевым направлениям:

· правовое сопровождение деятельности организаций (как коммерческих, так и некоммерческих, а также государственных и муниципальных), включая руководство соответствующими юридическими службами (In-house);

· оказание правовых консультационных услуг, включая создание и развитие юридического бизнеса, руководство юридическими фирмами (Legal Consulting);

· создание инновационных бизнесов, связанных с правом (LegalTech);

Все три направления взаимосвязаны и подчинены единой цели – сформировать прикладной инструментарий реализации юридической функции.

Успешная проектная деятельность предполагает как индивидуальную, так и активную командную работу, оперированию большими объемами знаний в современном информационном пространстве, способность структурирования проблем, принятие эффективных управленческих решений.

Основные задачи проектной работы:

Изучение ведущих международных и национальных практик в управлении юридическим бизнесом и организации работы юридической функции компании;

Выработка комплексного системного экономическо-юридического подхода к принятию управленческих решений в сфере юриспруденции;

Изучение мировых и национальных исследований в области юридического менеджмента, обсуждение их результатов, степени эффективности и возможностей применения в российских условиях;

Формирование предпринимательского мышления, лидерских качеств и навыков самостоятельной работы;

Разработка проектов стартапов в области юридического бизнеса;

Формирование навыков презентации и защиты полученных результатов,

Обучение организации стратегических сессий, мозговых штурмов и ситуационных анализов;

Выработка у студентов навыков экспертного анализа управленческой проблематики.

Проектная деятельность организуется в следующих формах:

Мастер-классы ведущих специалистов-практиков,

Подготовка, презентация и обсуждение докладов по актуальной междисциплинарной и межотраслевой тематике,

Проведение игровых (симуляционных) процессов и деловых (ролевых) игр,

Обсуждение проектов научных работ магистрантов (включая курсовые работы и магистерские диссертации) и др.

Особенности проектной работы, выполняемой студентами магистерской программы "Юридический менеджмент":

1) прикладной характер;

2) комплексный межотраслевой междисциплинарный подход;

3) практическая применимость полученных результатов;

4) оценка и систематизация международного и национального опыта;

5) выработка показателей оценки эффективности внедрения проекта.

Проектная работа может выполняться в малых группах или индивидуально.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

In-house

1. Юридическая служба в системе управления современной организацией

2. Управление коллегией адвокатов

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

4. Юридическая служба в холдинге: построение эффективного взаимодействия юридических служб головной и дочерних компаний

5. Корпоративная культура юридической компании

6. Защита интересов собственников в деятельности юридической службы организации

7. Построение юридической фирмы "с нуля"

8. Юридические бутики

Legal Consulting

1. Лидерство и командообразование в деятельности юридической службы

2. Продвижение услуг юридической фирмы

3. Тайм-менеджмент руководителя юридической службы компании

4. Бренд юридической компании

5. Карьера в юридической индустрии

6. Особенности мотивации сотрудников юридической службы

7. Стратегия развития юридической компании

8. Бренд юридической компании

9. Продвижение услуг юридической фирмы

10. Руководитель юридической службы как топ-менеджер

LegalTech

1. Стартапы в LegalTech

2. Автоматизация и искусственный интеллект в деятельности юридической службы и в юридическом бизнесе

В отечественной высшей школе исследовательская работа студентов всегда была важной составляющей профессиональной подготовки. И для современного магистерского образования в вузах особенно актуальным является вопрос организации научно-исследовательской работы. Эта форма работы магистрантов является важнейшим фактором повышения рейтинга университета. Можно выделить несколько видов научно-исследовательской работы магистрантов в современном российском вузе.

Научно-исследовательская работа (НИРС) магистрантов, которая встраивается в учебный процесс . Важнейшей задачей НИРС этого вида является активизация процесса обучения, а непосредственное участие в нем самих магистрантов служит показателем их научной активности. Такой вид учебной работы включает: изучение литературы, подготовку научных рефератов, участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

Научные исследования, которые дополняют учебный процесс. Основная задача НИРС такого вида - выход за рамки программы и индивидуализация процесса обучения, обеспечение непрерывности по оси «магистратура-аспирантура». Этот вид научно-исследовательской работы реализуется посредством выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация), тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также участием магистратов в научных семинарах, конференциях, научных лабораториях.

Научные исследования, которые проводятся параллельно учебному процессу. Основная задача участия магистрантов в таких исследованиях – их научная профессионализация под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области, выбор научного руководителя. Содержание работы магистрантов - участие в инициативных и плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, различного рода грантам и т.п.

Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов, как и студентов, представляет собой синтез учебной исследовательской работы и внеучебной научно-исследовательской работы, а также научно-организационной работы магистрантов, связанной с обогащением опыта и стимулированием развития научной деятельности.

Учебная исследовательская работа магистрантов позволяет сделать обучение процессом активного познания, развивать творческое мышление студентов, помогает приобретению магистрантами исследовательских умений. Ее цель – развитие умений работать с учебной, научной, справочной литературой по выбранной теме исследования; обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала.


Научно-исследовательская работа магистрантов должна создавать условия для реализации исследовательских умений; развивать инициативу, научную интуицию, самостоятельность; обеспечивать возможность освоения магистрантами различных видов творческой деятельности, воспитывать умения работать в коллективе. Ее цель – развитие творческой активности магистранта через овладение им комплекса исследовательских знаний, умений, навыков. Учебная исследовательская и научно-исследовательская работа магистрантов составляют единое целое, но различаются степенью самостоятельности магистранта при выполнении исследования.

Основным принципом организации системы научно-исследовательской работы магистрантов в вузе является обеспечение ее комплексности. Это предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования логики, методов и технологии выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по курсам обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в которых привлекаются магистранты.

Практический опыт реализации магистерских программ по направлению «Педагогика» выявил ряд проблем:

Каким образом организовать научно-исследовательскую работу магистранта в семестре?

НИРС в магистратуре – это, прежде всего, система, нацеленная на реализацию трех взаимосвязанных аспектов: 1) обучение студентов-магистрантов элементам творчества и привития ими навыков исследовательского труда; 2) собственно научных исследований студентов, которые в настоящее время имеют конкретные результаты;
3) воспитание высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого.

Студенты магистратуры должны знать, что их научно-исследовательская работа является продолжением и углублением учебного процесса и органично включена в процесс подготовки будущего магистра. Целью НИРС в магистратуре является обучение студентов методам ведения научных исследований, самостоятельной организации научно-исследовательской работы, а также выработки у обучающихся навыков публичного выступления перед студенческой аудиторией, самостоятельного оформления полученных результатов исследований в виде научного доклада, научной статьи или научно-исследовательской работы.

Студенты-магистранты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе научного руководителя - профессора, доценты. Тему научно-исследовательской работы обычно предлагает научный руководитель. Чаще всего - это научное направление, которое уже ведется в научной школе или лаборатории научного руководителя, на факультете института. Иногда магистрант приходит со своей научной идеей. Если она лежит в русле магистерского направления подготовки или основных научных направлений Института (факультета), то она также может вылиться в тему научного исследования. Очень часто научная работа, осуществляемая студентами-магистрантами, перерастает в их кандидатскую диссертацию.

Для сравнения рассмотрим магистерское образование Франции. С 2002 года магистерское образование во Франции реализуется в двух равнозначных направлениях: исследовательском и профессиональном. В начале обучения студент магистратуры должен выбрать либо профессиональное , либо исследовательское направление в магистерском образовании, при этом за ним сохраняется право изменить направление своей подготовки в ходе обучения. Исследовательская магистерская степень позволит выпускнику поступить напрямую в докторантуру, однако и у выпускника с профессиональной магистерской степенью также остается возможность поступить в докторантуру. В магистратуре кроме развития компетенций в специальной профессиональной области, развиваются компетенции исследователя в избранной сфере деятельности.

В магистратуре французских вузов, как и российских, особое внимание уделяется обучению методам исследования, написанию диссертационной работы. Французские магистранты выполняют различные исследовательские работы, которые отличаются по уровню сложности, объёму и содержанию. Можно выделить три вида таких исследований: учебное исследование на первом курсе магистратуры, научное исследование, профессиональное исследование на втором курсе магистратуры для исследовательского и профессионального направления.

Образовательные программы российской и французской магистратур по направлению «Педагогика» (в России) и «Науки об образовании» (во Франции) включают по два основных компонента - образовательный и исследовательский .

Структура организации магистратур исследовательского направления «Науки об образовании» во Франции является общей для всех аналогичных магистратур и включает четыре модуля:

1) модуль теоретических знаний по методологии исследования;

2) модуль специальных дисциплин;

3) модуль курсов по выбору студентов;

4) модуль подготовки магистерской диссертации.

Наблюдается тенденция организации межвузовской подготовки магистрантов во Франции: один модуль может изучаться в одном университете Франции, другой модуль – в другом университете или в исследовательском центре.

Со второго года обучения французские магистранты в исследовательском направлении магистратуры присоединяются к определенной докторской школе при кафедре «Науки об образовании». В их обязанности входит присутствие на междисциплинарных семинарах и участие во всех образовательных мероприятиях докторской школы.

Особенностью французской магистратуры исследовательского направления является то, что на второй год обучения могут поступить не все студенты первого курса, а лишь те, кто успешно защитит исследовательскую работу первого курса и «досье» которых (в этом досье отражены учебные достижения магистранта) пройдет отбор специальной комиссией. На втором году обучения магистранты начинают участвовать в работе исследовательской школы со своими научными руководителями.

Идеи французского опыта организации различных форм исследовательской работы магистрантов на первом и втором курсах магистратуры могут быть, на наш взгляд, успешно использованы в российских магистратурах.

Функционирование системы НИРС в вузе обеспечивается также ученым советом вуза, учеными советами факультетов (институтов), советом вуза по НИРС и НСО.

Вуз планирует и проводит организационно-массовые мероприятия системы НИРС за счет средств вуза, а также дополнительно привлеченных для этого ресурсов из источников, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

1. Является ли научно-исследовательская работа для всех

студентов/магистрантов обязательной?

2. Чем отличается НИРС от НИР во внеучебное время?

3. Как называется вид выпускной квалификационной работы магистров?

4. К какой (каким) организационной форме обучения относится научно-

исследовательская работа студентов: лекционной, семинарской,

лабораторной, практической, самостоятельной?