У каждого в жизни есть свой ориентир. Для кого-то это великий спортсмен или политик, а кому-то таковым может стать и любимый учитель.

История возникновения профессии

Одной из древних специальностей, если выделить из общего списка профессий, можно смело назвать учительскую. Описание ее возникновения тянется с времен рабовладельческого строя. В таких странах, как Вавилон, Египет, Финикия и Ассирия, земледелие основывалось на неестественном поливе. Такие реки, как Тигр, Нил и Евфрат, постоянно выходили из берегов. В это время появились люди, которые следили за данными операциями и передавали свой опыт, но относились к этому крайне строго. Строились города, гидротехнические каналы, появлялись ростки геометрии, арифметики, медицины и астрономии. Но эта информация сохранялась жрецами в огромном секрете, передаваясь из поколения в поколение. Несмотря на это, уже во времена жрецов существовали специальные заведения, где учителями были люди, которые относились к привилегированной касте. Египетские источники датируют появление первых школ - 2500 лет до нашей эры. Многие литераторы в какой-то период времени были учителями. Г. Р. Державин и И. А. Крылов много лет учили детей князя Голицына. Н. В. Гоголь и И. В. Тургенев преподавали географию, историю и грамоту. В список можно включить и другие фамилии - А. С. Макаренко, А. М. Горький и пр. Роль учителя в жизни человека огромна, так как с его помощью формируется социальное окружение, готовится кузница кадров и адаптируется к жизни молодое поколение. Каждый субъект способен ощущать недостаток в знаниях. Вследствие чего он готов следовать за учителем, который мудрый, взрослый и помогает разобраться в сложных жизненных вопросах.

Функции учителя

  1. Педагогическая. Обучать, совершенствовать и развивать ученика. Главное в этом деле - совместная результативность.
  2. Проектная функция - выбор способа и средства для достижения итога. Планирование, прогнозирование и тестирование являются основными показателями.
  3. Организационная. Управлять классом - поддерживать деловую учебную атмосферу, чтобы был интерес деятельно трудиться и не нарушать дисциплину.
  4. Информационная. Нельзя недооценивать роль учителя в так как от этого во многом зависят расцвет и мощность нашей страны. Главным для учащихся почти всегда является учитель.
  5. Коррекционная, оценочная и контрольная - определять цель, планировать действия, оценивать итог личной работы.
  6. Социальная роль учителя в жизни человека - развивать тенденции в коллективе, подготавливать юное поколение к жизни, решать современные проблемы.

Требования к педагогу

«Культурные учащиеся там, где рядом порядочный учитель.» С.)

Учитель владеет специальных качеств. И мы должны понимать, что это лишь небольшая часть его педагогической работы. Рациональная технология - первый аспект его деятельности, тогда как ко второй половине можно отнести искусство.

К первому требованию относится:

  1. Педагогическая способность. Ее можно охарактеризовать как любовь к детям, которая объединяет высокий профессионализм при работе с учащимися и получение наслаждения от общения с учениками.
  2. Гуманизм. Относиться к человеку как к самому главному достоинству на земле. Такое отношение предполагает уважение к личности, внимание к чужому мнению, к состоянию индивидуального усовершенствования и инициативности.
  3. Обладать тактичностью. Педагогическая деликатность - это выстраивание правильных отношений с людьми, обладание чувством и культурой наставника. Качества личностного характера в данном случае неразделимы с профессиональными. Очень важны качества характера педагога, который учит не только биологии и географии, но и объясняет, как быть хозяином своего слова и иметь свое мнение.
  4. Учитель должен обладать такой особенностью, как научная увлеченность. Профессиональный педагог формирует любовь и почтение к своей дисциплине, учит видеть взаимосвязь между наукой и человеческим развитием. Он исполняет функцию проводника и обязан доказать важное значение науки, понимая каждую личность и формируя у нее нравственные взгляды и устои. Такая деятельность требует абсолютной самоотверженности и постоянного личного развития.

Взаимоотношения учителя с учеником

Отношения «учитель и ученик» характеризуются как совместная деятельность в плоскости просвещения. Многофункциональная сеть взаимодействий подразделяется на 4 линии:

  1. Учитель-ученик (ученики).
  2. Ученик-ученик.
  3. Сотрудничество учащихся в группах.
  4. Учитель-учительский коллектив.

Взаимоотношения «учитель и ученик» занимают важное место в педагогическом сотрудничестве. Школьники старших классов осознанно могут определиться в "любви" к Зачастую любимый учитель у появляется именно в этот период обучения. Учащийся и наставник способны быть двумя субъектами, которые являются компаньонами и представляют объединение опытной личности с малоопытной (соединение широкого мышления и безграничной фантазии).

Возрастные категории подростков влияют на форму сотрудничества. Так, для младших школьников и детей, которые ходят в сад, характерна игровая форма. Она впоследствии и переходит в обучающую. Старшеклассникам требуется мотивирование. Педагог в диалоге должен убедить их в значимости математики, химии, физики и других. Учитель и ученик должны быстро найти общий интерес. То, за что можно зацепиться и начать диалог или даже познание. В любом возрасте роль учителя в жизни человека - одна из ведущих.

Основные показатели совместной деятельности

При гармоничных отношениях учителя и ученика можно наболюдать:

  1. Лучшее усвоение нового материала.
  2. Возрастание познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся.
  3. Получение большого удовольствия от уроков и нахождения в учебном заведении.
  4. Приобретение социального умения.

Для самых младших

Ученики начального звена считают класс общественной средой, ведь они еще не бывали в подобной обстановке. Они начинают много общаться со своими сверстниками, открывают первые пути познания. В тот момент, когда ребенок обретает новую деятельность, такую как учеба, он должен обрести «старшего товарища» - наставника, который будет вести его дальше. Роль учителя в жизни ребенка неоценима: он помогает детям наладить отношения в коллективе, т. е. в классе, способен пробудить интерес ребенка к изучению, решению простых задач или чтению. Следует понимать, что именно начальное звено является фундаментом для дальнейшей работы всей системы образования.

Любимый учитель

Каждый человек в своей жизни может назвать имя хотя бы одного педагога, который ему наиболее понравился, при этом очень важна личность учителя. Для некоторых это - их первый наставник, который сумел быстро завоевать доверие. и благодарность сохраняются к тем педагогам, которые сберегли и преумножили у нас в душе веру, тепло, любовь к жизни. Однако любимый учитель может появиться в любом возрасте, и критерии его подбора будут различны. Так, в 15-16 лет учащиеся в первую очередь ценят профессионализм педагога, его нравственность и то, как он относится к остальным подросткам и как ведет себя вне образовательной среды.

Педагогика как призвание

Вне всяких сомнений, Арсений Петрович Гай - очень талантливый педагог.

Складывается впечатление, что педагогика - дело всей жизни этого замечательного, доброго и по-настоящему увлечённого своей работой человека. Наверное, только Лев Кассиль мог так удачно и чётко создать образ педагога. Вероятно, во многом на мировоззрение молодого человека повлияли родители, особенно мать.

Учитель -- не звание, а призвание. Не достаточно просто добросовестно обучиться педагогическому мастерству. Есть среди нас люди, которые выделяются из общей массы. Они скромны, приветливы и любознательны. В их взгляде прослеживается что-то особое. Познакомившись с ними поближе, очаровываешься уже навсегда, да так, что при каждой новой встрече ощущаешь прилив жизненных сил и стремление что-то делать, творить. Такими свойствами личности, безусловно,обладал и Арсений Петрович. Ребята, вдохновлённые его фантазией, идеями, самоотдачей и выдающимися творческими способностями, в дальнейшем пошли по своему жизненному пути, уверенно следуя заложенным в них педагогом, жизненным принципам. Ими должен быть наделён любой настоящий учитель, ведь именно он способен вести за собой других по пути свершений. И хотя профессии у таких людей могут быть самые разные, но когда по воле случая или по стечению обстоятельств человек распознает в себе свое призвание -- это великое счастье!

Роль педагога в жизни детей

Учителем не становятся - им рождаются! Да, действительно, как много силы заключено в слове «учитель». Что значит обучать детей? Как понять высказывание: учитель - педагог, учитель - человек?

В некоторой степени учителя можно назвать «творцом». Ведь он готовит маленьких детей к будущей счастливой и светлой жизни, воспитывает их, прививает им любовь к родителям, семейные ценности. Он помогает формированию мировоззрения ребенка, становится его «путеводной звездой», а, значит, творит вместе с ним маленькую историю, его и свою. Из таких маленьких картинок и складывается целая жизнь. Преподавая детям, учителя становятся педагогами, старшими наставниками. Для учителя очень важно знать цель своей работы, то, чего он хочет добиться, то к чему он идет. Я думаю цель каждого преподавателя - стать примером для маленького человечка. Арсений Петрович Гай был человеком с большой буквы. Его авторитету среди ребят мог бы позавидовать любой современный учитель XXI века. Тяжёлый и самоотверженный труд учителя не так заметен, как труд человека какой-либо другой, прикладной специальности... Но результаты педагогической деятельности всегда «аукаются» в будущих поколениях. В военное время в трудной ситуации ребята Арсения Петровича оказались морально подготовлены ничуть не хуже специально обучавшихся военному делу и стойкости юнг.

Следующая цель учителя - это просвещение ребенка, а главное его воспитание и любовь к нему. Примером своей благочестивой и праведной жизни, учитель-педагог показывает детям, что значит жить, что значат такие понятия, как дружба и общая цель. И как эти понятия соотносятся. Жить по совести, по любви, в строгости, но кротости и смирении, жить мудро, не повторяя своих ошибок, а извлекая из них уроки. Вот, что это значит! И эти бесценные знания с огромной радостью и теплотой даёт каждый настоящий учитель!

«Существуют три типа учителей: те, которые объясняют; те, которые жалуются; те, которые вдохновляют…», - говорил Ш.А. Амонашвили. Конечно, роль каждого из них в воспитание личности огромна. Но все же, самым главным и самым совершенным является третий тип - учитель, который вдохновляет. Именно вдохновляющий наставник - это педагог. Преподаватели, занимающиеся гуманной педагогикой, принимают ребенка таким, какой он есть, формируют его личность на основе духовных ценностей, раскрывают все творческие аспекты ребенка, открывая в нем всё самое светлое и хорошее, что было заложено природой и родителями. Педагоги, прежде всего, предлагают организовать жизнь ребенка, так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия. В этом заключается высокая роль Учителя-педагога. Он учит ребенка улучшать свою жизнь, искать в ней радостные и счастливые моменты, видеть то глубокое, что стоит за каждым событием в жизни. Даже посредствам фантастической игры. И в этом действительно Великая миссия!

Учитель, педагог, ЧелоВек! Да, самое главное из этих слов - ЧелоВек. «Чело» плюс «Век» -лицо, обращенное в вечность. Именно так расшифровывается это необыкновенно красивое слово. Очень трудно быть настоящим учителем, ведь нужно донести до детей истинные знания, научить их всему самому важному, что пригодится в жизни. Еще труднее быть учителем-педагогом, ведь помимо знаний он даёт детям понимание мира, самих себя, помогает осмыслить жизненные ценности. Но мало учителю быть педагогом, самое трудное - быть Человеком, образом и подобием Господа на земле. Люди, живущие праведно, по всем Божьим законам- это и есть самые настоящие учителя и педагоги. Господь наделил каждого человека талантами, Он вложил в душу каждого из нас свою любовь, вдохнул в нас жизнь. Поэтому мы смело можем сказать, что душа человека полна вечности, знания и блаженства. А значит, именно Человек может стать тем, кто может преодолеть все трудности, научить основам жизни, объяснить что-то и полюбить. Полюбить так сильно, как любит нас всех Бог. Как отец и мать. Ведь только стремясь к вечным ценностям, можно достичь совершенства. Учителю необходимо стремиться к совершенству. Преподаватель ответственен перед родителями детей за то, чему он учит, как он это делает и с какой целью.

Виды проблемы

Роль учителя в жизни подрастающего поколения

Аргументы

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Сеятели разумного, доброго, вечного», - говорят об учителях. От них - всё лучшее в человеке. В русской литературе не раз писатели раскрывали образ учителя, отмечали его важную роль в жизни подрастающего поколения. «Фотография, на которой меня нет» - глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон».
В ней автор рисует события далеких тридцатых годов, вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простых людей в далеком сибирском селе, которое взбудоражено важным событием - приездом фотографа. Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся сельской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой бабушки. Однажды мальчика навестил школьный учитель - принес готовую фотографию. В этом произведении мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню, был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен со всеми. Люди благодарили за это: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком. А еще мальчик вспоминает героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка - готовым броситься вперед и оборонить своих учеников. И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» - уже само имя собственное. Важно, что учитель - человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь. И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.

В.Распутин «Уроки французского». Каждый день мы ходим в школу, встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас до рассказа В. В. Распутина «Уроки французского» задумывался о влиянии личности определенного учителя на нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, отзывчивая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем - его тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то отправляет ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые способы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» - она втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учителем ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки - уроки человечности и добра.

А. Алексин «Третий в пятом ряду». Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. Добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

А. Алексин «Безумная Евдокия». Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках - талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

А.И. Куприн «Тапер». Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.

А. Лиханов «Драматическая педагогика». «Самое дурное, что может быть на белом свете, - воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».

А.С.Пушкин и поэт Жуковский. В истории встречается немало случаев, когда учитель оказывал огромное влияние на ученика, что впоследствии приводило последнего к успеху. А.С.Пушкин всегда считал своим учителем русского поэта Жуковского, который одним из первых отметил у начинающего поэта незаурядные способности к творчеству. И портрет для Пушкина Жуковский подписал следующими словами: «Победителю - ученику от побеждённого учителя».

Какую роль играет учитель в жизни человека? Какую память оставляет он в сердцах учеников? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Анатолия Георгиевича Алексина.

Раскрывая проблему роли учителя в жизни человека и памяти о нём, автор опирается на собственные воспоминания. Мы знакомимся с учительницей литературы Марией Фёдоровной Смирновой, которая не просто «проходила» литературу, а приобщала детей к великим творениям. Рассказчик называет уроки любимой учительницы уроками гуманизма и любви. С сожалением, раскаянием и чувством вины рассказчик вспоминает, как однажды не выполнил просьбу учительницы непременно встретиться.

Повседневная суета помешала ему выполнить обещанное. Когда выдалось свободное время, рассказчик позвонил учительнице, но её уже не было.С горечью и болью герой задаёт себе вопрос: почему мы порой откладываем то, что касается самых близких, самых любимых.

Авторская позиция заключается в следующем: роль учителя в жизни каждого человека велика. Учитель – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих учеников. Учитель, отдавший все силы ученикам, вызывает чувства благодарности, уважения и искренней любви.

Приведём литературный аргумент. Вспомним повесть Василя Быкова «Обелиск», где изображены два учителя. Один из них – Алесь Иванович Мороз – открыл школу в Западной Белоруссии в небольшом местечке под названием Сельцо в 1939 году. Он не просто давал детям знания, но и воспитывал в них такие качества, как трудолюбие, сострадание ко всему живому, честность, порядочность. Даже во время болезни он продолжал учить и воспитывать детей- читал им роман Л.Н.Толстого «Война и мир». В годы войны, во время оккупации, Мороз продолжал учительствовать, хотя многие посчитали это предательством, но учитель занял твёрдую позицию: не затем два года он очеловечивал этих ребят, чтобы потом немцы их расчеловечили. Алесь Мороз совершил подвиг, он жизнь свою положил на плаху ради детей. Когда учеников арестовали, обвиняя их в подрывной деятельности, Мороз добровольно пришёл в комендатуру, сдался врагам, чтобы быть с детьми в последнюю минуту, чтобы поддержать их морально.

Второй учитель – это ученик Алеся Мороза, которого тот спас от гибели, - Павел Миклашевич, ставший учителем после войны и продолживший дело своего преподавателя. Павел Миклашевич лучше других понимал, что самое значительное в жизни – это разумная человеческая доброта и забота о других – близких или даже далёких тебе людях, которые нуждаются в этой твоей заботе. Павел умер рано – в 34 года, но оставил после себя благодарную память. Смыслом своей жизни Миклашевич сделал не только продолжение дела своего учителя, но и сохранение памяти о нём. Он добился того, чтобы имя Алеся Ивановича Мороза было выбито на обелиске, где уже значились фамилии погибших его учеников.

Обратимся к ещё одному примеру. В автобиографической повести В.П.Астафьева «Последний поклон» есть глава «Фотография, на которой меня нет». События происходят в сибирской деревне Овсянка на берегу реки Енисей в предвоенные тридцатые годы двадцатого века. Автор знакомит нас с сельскими учителями – мужем и женой. Звали их одинаково – Евгений Николаевич и Евгения Николаевна, и похожи они были друг на друга, как брат и сестра. Им было по 25 лет, и был и них грудной ребёнок. На селе учителей уважали за вежливость, за отзывчивость. Со всеми они здоровались одинаково, никогда не отказывали в просьбе написать бумагу, вели активную общественную жизнь, были заводилами в деревенском клубе, ставили спектакли. Учитель поехал в город, и в школе появились карандаши, тетради, краски, учебники. Он пригласил из города фотографа, что стало для деревни неслыханно важным событием. Он навестил заболевшего ученика – рассказчика и долго и продолжительно разговаривал с бабушкой героя. А весной учитель водил учеников по лесу, рассказывал им про деревья и травы и спас учеников от змеи, хотя до этого ни разу змей не видел.

Подведём итоги. Мы доказали, что профессия учителя – одна из самых благородных на земле, потому что учителя сеют «разумное, доброе, вечное».

Роль учителя в жизни каждого человека трудно переоценить. Нет, ну правда, вдумайтесь: в каждый значимый период жизни рядом с вами всегда был человек, готовый дать дельный совет, смотивировать на важные поступки и направить в нужное русло. Мы можем сколь угодно убеждать себя и других в собственной самостоятельности и состоятельности, исключительности и неиссякаемой житейской мудрости, но такой человек, явно и скрыто, всегда рядом с нами. Иногда меняются лица и пол, но учитель всю жизнь рядом с нами, по крайней мере, пока мы готовы учиться. Иногда такие отношения перестают в долгую дружбу и приятное времяпрепровождение, иногда - в брак…

Как утверждает известный британский оратор, автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях Кен Робинсон, учителя в жизни человека играют четыре главные функции:

1. Признание. Сущность данной функции заключается в том, чтобы среди многообразия посредственных талантов ученика найти в нем индивидуальную "изюминку", уникальную способность, которая есть в каждом их нас. И, найдя ее, развивать и совершенствовать в дальнейшем.

2. Поощрение, то есть работа по подъему наших внутренних сил, способных поднять человека, когда тот уже готов опустить руки. В том случае учитель выступает в роли тренера на соревнованиях, не позволяя вам свернуть на полпути и бросить все к чертям в сантиметрах от намеченной цели.

3. Содействие. На пути к достижению успеха учитель всегда рядом, подбадривая нас и даже позволяя делать ошибки и учиться на них как бы "самостоятельно", а затем получать огромное удовольствие от разрешения своих же ошибок.

4. Расширение наших возможностей. Учитель всегда "поднимает наш потолок", шаг за шагом помогая достигать целей, которые казались нам недостижимыми. При этом учитель всегда старается донести до ученика, что его конечной целью не могут и не должны быть средние показатели.

Я всегда любила учиться. В первых классах школы учеба мне давалась довольно трудно, и в аттестате успеваемости часто мелькали тройки. Годы спустя, примерно с шестого класса, я выровняла успеваемость и школу окончила почти отличницей. Но независимо от этих грубых цифр и оценок, меня всегда прельщал сам процесс, познание чего-то нового и неизведанного. А если при этом всем еще и получалось выделиться хорошей оценкой, наградой за проделанную работу - это был настоящий успех. Помню свою первую учительницу - Пономаренко Ларису Николаевну, высокую крупную женщину средних лет с крупными чертами лица, довольно властную и жесткую. Заслужить у нее высокую оценку было весьма трудной задачей, и от этого желанная пятерка обретала еще больший смысл. Старательно выводя в тетрадке каракули в первом классе, я и предположить не могла, что буду заниматься в жизни тем, чем занимаюсьJ Но любовь к процессу обучения привила мне именно Лариса Николаевна - научила быть усидчивой, старательной и прилежной, не сдаваться и достигать в выбранном деле новых высот, совершенствовать свои навыки шаг за шагом. Так и было в последующей жизни: я поменяла несколько работ в абсолютно различных сферах деятельности, и каждому своему делу старалась максимально отдаваться и вникать в самую суть. Этому качеству я обязана своей первой учительнице и всю жизнь буду ей благодарна.

Следующим, и пожалуй, самым суровым учителем, стала моя собственная семья. В одной их свои предыдущих статей я писала об отношениях с отцом. Повторяться не буду - они не сложились, он рано развелся с матерью, и вся последующая жизнь чем-то напоминала наезжий брак. Отец приходил, когда хотел, и уходил по тому же принципу. Но пока я еще не сформировалась окончательно как личность, он был для меня чуть ли не Богом. Конечно, что еще нужно было девочке из небогатой семьи, как немного внимания от родного мужчины, и леденец на закуску. Когда он появлялся, у меня был праздник: мы много разговаривали, он давал мне советы о жизни и взаимоотношениях с ровесниками, искренне интересовался всеми делами. А потом уходил - иногда на неделю, иногда на месяц. Теперь, многие годы спустя, я где-то понимаю мать, которой было тяжело самой, без мужа поднимать себя и дочь, и иногда она срывалась на мне. Поэтому с пятнадцати лет моей единственной и недосягаемой мечтой было вырваться из дома. К тому моменту у матери уже был новый муж, и моими проблемами она не очень-то интересовалась. Слава Богу, этот период своей жизни я пережила без потерь и попаданий в плохие компании. Но я все равно стою на том, что для человека главное - это семья: та, из которой он вышел, и та, которую создал сам. Моя же семья научила самому, на мой взгляд, главному - рассчитывать только на себя, без оговорок и исключений. С того момента, как мы все-таки разъехались с мамой шесть лет назад, я ни разу не попросила ее о материальной помощи, а все, что брала - отдавала с процентами, как в банке. Так меня выучили: рассчитывай на свои силы, запасай впрок, не клянчь. Не могу сказать, что этот урок дался мне легко и просто, но его я никогда не забуду и считаю очень полезным для каждого. Уверенна, рано или поздно к такой мысли приходят многие из нас, но искренне хотелось бы пожелать всем, чтобы учителя были помягче, чем у меня.

Ну и последним пока из учителей в моей жизни стал муж. Он значительно старше и опытнее меня, к тому же любит делиться своими познаниями - возможно, в этом и кроется успех наших отношений, ведь я больше люблю и умею слушать. Хотя в нашем случае и мне есть чему его научить. Например, умению обращаться с материальными ценностями. Взамен я получаю неизведанный доселе духовный опыт. Муж в прошлом музыкант, очень талантливый человек, наделенный способностью тонко чувствовать и по-своему воспринимать музыку, к тому же, довольно начитанный и духовно развитый. С ним никогда не бывает скучно или неинтересно, он поддерживает меня и принимает такой, какой я являюсь на самом деле. Именно он научил меня ничего не бояться: ни общественного мнения, ни потери псевдодрузей и псевдоподруг. Поступать так, как велит сердце, не оборачиваться назад, в надежде найти ответы. Прошлого нет, оно лишь фотографические отпечатки на глянцевой бумаге, на которые иногда приятно взглянуть вечером под любимый чаек, но не более того. И для того, чтобы на эти отпечатки было смотреть приятно, нужно жить так, как хочется именного тебе, здесь и сейчас, и попутно готовить плацдарм для завтрашнего дня. В общем, всю суть урока, полученного мною от собственного мужа, можно вместить в одну великую фразу известного писателя Марка Твена: "Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре - что мало любили и мало путешествовали". С путешествиями пока не очень складывается, но на исправление данного факта, хотелось бы верить, у нас еще есть время. Зато насчет любви могу с уверенностью сказать, что если бы на завтра (а в наше неспокойное время все возможно) пришлось бы умирать, я не пожалела бы о своем выборе, и каждый день вспоминала бы с огромной благодарностью и душевным теплом.

Такими были и есть мои учителя. А кто в вашей жизни является учителем, если таковой имеется, и любите ли вы учится? Будет очень интересно почитать.