Когда в Западной Европе появились буржуазные отношения, то это и выявило новые требования к воспитанию молодого поколения. В период Возрождения появился идеал, когда формировалась личность всесторонне развитая. Организация в «Доме игр» туристических походов и явилась, первой попыткой в целях образования и воспитания была, организация подобных занятий в «Доме игр» - школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). Его воспитанники ходили в однодневные или многодневные походы в предгорьях Альп. Ярыми сторонниками использования туристских походов в целях физического воспитания и образования учащихся были: И. Меркуриалис, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес. Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтель.

В конце семнадцатых – начале восемнадцатых веков в школах-коллегиях ученикам один раз в неделю выделялся восстановительный день, в который они ходили на прогулки и походы. Разрабатывая программу общедоступных средних школ, Я.А. Коменский выдвигал предложения: «Когда учащийся заканчивает обучение у него будет два или три года для путешествий».

Заинтересованность к географическим открытиям в России исторически оказалась тесно связана с краеведением. Начало краеведческих исследований относится к периоду реформ начала восемнадцатого века и связано с указом Петра Первого от 13 февраля 1718 года. В этом указе говорилось о том, что государю надо сообщать обо всех интересных находках, а тех, кто их откроет - наградить.

Активным сторонником привлечения населения к географическим исследованиям был В.И. Татищев. В 1734 году он отправил по территории Российской империи анкету из 92 вопросов, а в 1737 году на 198 вопросов - для сбора данных об отдаленных территориях для своей «Истории Российской с древнейших времен».

Практический опыт, как фундамент познания мира, и окружавшей ребенка реальности явился одной из главных целей, проводимых в образовании в Российской империи на протяжении восемнадцатых и девятнадцатых веков. Именно это направление активно развивали такие ученые и писатели как Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, А.Н. Радищев. Именно благодаря их работам в среде педагогической общественности появляется большое число сторонников, так называемого «метода экскурсий» научно-исследовательской работы. Николай Иванович Новиков писал, что для детей полезней будет увидеть, услышать, почувствовать самим, чем вычитать об этом в книге, или услышать об этом из уст преподавателя. Похожие педагогические открытия были найдены также в литературе того времени - "Уставе народным училищам в Российской империи" 1786 года, а также "Уставе учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 года.



Похожие идеи в России прокладывали себе дорогу не просто, это связано с условиями ее исторического развития в XIX веке. Первым на практике использовал формы исследовательской деятельности учащихся И.Д. Якушкин, отбывая наказание в ссылке, работавший в женской Ялуторовской школе. Этот человек организатор и первый энтузиаст в работе с детьми в сфере туризма. Практиковал летние экскурсионные походы, которые предназначались для изучения окружающей среды.

Ближе к началу 20 века в России уделяется повышенное внимание туристическому направлению в педагогике. Ведь здесь объединились интересы, как учащихся, так и педагогов. Большая заслуга в аргументировании положительных эффектов туризма с точки зрения получения научно - практического знания принадлежит К.Д. Ушинскому, А.Я. Герду, П.Ф. Каптереву.

К концу 19 века был проделан большой объем работы для того, чтобы вовлечь педагогов в туристско-экскурсионную работу. Были назначены многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по Уралу. Эти районы и на сегодняшний день пользуются популярностью у туристов.

Учителя проделали отличную работу, которую власти не смогли не заметить. В 1910 году поступила рекомендация из министерства Народного просвещения, к включению экскурсионных программ в школьный курс. Министерство путей сообщения в 1899 году ввело общий льготный тариф на летний период по просьбам руководителей ученических обществ. По данному тарифу было предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до 53 километров ученикам и ученицам учебных заведений в сопровождении лиц воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Через некоторое время тариф начал действовать со скидкой 75%, но на большие расстояния. На 50% льготы были сокращены в 1906 году, но с помощью их можно доехать от Кавказа до Санкт-Петербурга.



«Русский турист» в Санкт-Петербурге, «Экскурсионный вестник» в Москве, издавались в начале двадцатого века, как и «Записки Крымско-Кавказского Горного клуба» это все экскурсионная литература. В конце 19 века принята специализированная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках» в экскурсионно-туристическом журнале «Русский турист». В этой рубрике вели речь об экскурсионных походах в школах Российской империи.

И.М. Гревс в начале 20 века доказал наличие воспитательно-образовательного смысла в экскурсиях на дальние расстояния. Именно ему принадлежит фраза «Путешествие - это один из величайших этапов развития культуры». А так же: «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие к нему». В Санкт-Петербурге издается книга в 1903 году под названием «Образовательные прогулки по России». Б.Е. Райковым и Г.И. Бочем издается учебник «Школьные экскурсии, их значение и организация» в 1910 году. Работа переиздается снова по просьбе Н.К. Крупской в 1921 году.

Туристическая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях. Главной темой туризма для детей было изучение естественноисторических дисциплин, а так же сельскохозяйственного труда.

Одновременно со спортивным туризмом, приход коммунистов к власти дал развитие детского туризма с лечебно-профилактической целью.

Социальные и лечебные мероприятия начали проводиться чуть ли ни с первых дней прихода советской власти. Начато открытие зданий для лечения детей, сюда входят и детские. Социальные и бытовые показатели занимали если не первое место, то уж точно не последнее при выдаче направлений в санатории для детей. Спустя определенный отрезок времени на первое место встали показатели медицинские, так санатории становятся лечебными учреждениями.

Одни из первых санаториев были запланированы в окрестностях Петрограда уже летом 1918 года, а летом 1919 года началось их развертывание под Москвой. Эти первые санатории были названы показательными, так как санаторная помощь была делом новым, и сотрудникам санаториев предстояло путем практики разработать методы их работы с пациентами. С начала существования этих санаториев в них начали проводить научно-исследовательскую работу с целью подытожить обосновательную базу под принципы их организации и работы.

Вслед за этим власти начали процесс образования санаториев и на побережье Черного моря.

Главной задачей детских санаториев в первые два десятка лет была борьба с туберкулезом среди детей, целями этих санаториев были лечение детей с заболеваниями туберкулеза, легких, а так же укрепления здоровья детей в целом. Огромное количество детей поступало с травмированной психикой после пережитой войны, отсюда появляется острая необходимость создания санаториев психоневрологического профиля.

Лечебные учреждения проводили, исследовательскую работу, рост опыта персонала, работа профессоров и доцентов в качестве консультантов, все это вело санатории к получению квалификации лечебного учреждениями. Все более ясно проглядывались те принципы, на которых будет построена целая система санаторной и курортной помощи детям в нашей стране. Но эти проекты были заморожены на несколько лет из-за начавшейся войны. Часть детских санаториев была эвакуирована на восточные территории России, часть переделана под госпитали. Захваченные врагом санатории были уничтожены или разграблены.

В послевоенные годы ускоренное открытие линии детских санаториев проходило повсеместно с изменением санаториев в места, где проходит обучение. Такой шаг был позволен из-за плотного развития разных типов детских оздоровительных учреждений, которые принимали миллионы детей.

До войны санатории находились на хозяйственном расчете, то после путевки становятся бесплатными. Государство приняло решение взять все санатории на местный или областной бюджет.

В 1951 году правительство дало указ, что все санатории должны стать профилированными, вся детская санаторная сеть должна стать профилированной. Было организованно 10 медицинских профильных детских санаториев. Для каждого профиля были поставлены четкие рекомендации и сроки путевок, причем врачебным внутри - санаторными комиссиями было дано право продлевать по медицинским показаниям пребывание детей на необходимое время. Также было установлена четкая специализация санаториев по возрастному критерию.

Модификация детских санаториев в профилированные требовала их оснащения лабораториями, аппаратурой, рентгеновскими кабинетами. Для качественного педагогического, медицинского и хозяйственного ведения целенаправленных санаториев потребовались большие количество и более подготовленного и опытного персонала. В 1951 году поступил приказ министерства здравоохранения Советского союза, где были подтверждены типовые штаты для детских санаториев, отличные в зависимости от возрастного и мед - профиля.

Таким образом, в первой половине 50-х годов были на стадии создания все необходимые условия для возможности лечения детей в санаториях.

В 60-х годах начала развитие программа пионерских лагерей сезонного типа.

Всей стране были известны такие лагеря, как «Орленок» и «Артек».

«Артек» с 1925 года начал работать как Всесоюзный санаторий для школьников и пионеров. Через четыре года организаторы и пионеры приняли участие в закладке первого камня в основание будущего лагеря-санатория в верхнем парке «Артека». В 30-х годах 20 века завершилось строительство корпуса вместимостью в 150 мест. К 50-ым годам «Артек» начинает функционировать в полную мощность. В лагерь приезжают известные личности того времени космонавты, политические деятели, актеры и т.д. На территории лагеря проходят съемки фильмов. В 1960 году «Артек» награжден Почетной грамотой Всемирного Совета Мира. На данный момент территория «Артека» составляет 258 га, сюда входят 42 га – пляжей, береговая линия длиться 7,5 км, целых 100 га парков так же составляют территорию этого лагеря.

Более новый, но не уступающий в знаменитости пионерский лагерь «Орленок», достроенный в 1959 году, стал своеобразным символом движения пионеров Советского Союза. 12 июля 1960 года был открыт лагерь «Солнечный». В первой лагерной смене было 520 детей, и она длился 45 дней. Обслуживало лагерь девяносто сотрудников. В 1964 году открыт лагерь «Звездный», в 1965 году – «Стремительный», в 1966 году – «Комсомольский» и «Штормовой». В 1967 году прошел первый Всесоюзный детский фестиваль творчества. Проект лагеря «Орленок» был представлен на международной выставке в Париже «Экспо-67» ,и получил «Гран-при». В культурную жизнь лагеря входили конкурсы, фестивали, сборы, слеты.

С 1971 года началось создание абсолютно нового типа детских учреждений – имеющих направление пионерских оздоровительных лагерей работающих целый год, назначенных для болеющих детей или ослабленных различными заболеваниями.

Вместе с системой оздоровления поколения и развитием санаторно-курортной зоны, в годы после войны активно развивался туризм для детей в образовательных, так же воспитательных целях. В практику были приняты традиционные слеты юных туристов с областей, городов, а позже и Всесоюзные слеты.

Участники похода «Дорогой славы отцов» по местам боевой и революционной трудовой славы устроили слет, который состоялся 19 сентября 1965 года в городе-крепости Брест. В слете приняли участие больше трех миллионов человек. Было проведено одиннадцать этапов похода. Двенадцатый слет он же и последний, проходил под другим названием.

В 70-е годы была торжественно объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина – СССР».

С 1992 года в России основалось туристическое движение «Отечество». Участники движения регулярно принимают участие в массовых акциях. Особую позицию в движении занимает целевая программа «Экология». Школьники принимают участие в конференциях ЮНЭСКО, на которых рассматривают различные проблемы и их аспекты.

Детский и юношеский туризм прогрессировал в разных формах, и появление каждой формы было свойственно определенному, своему времени.

Направления детско-юношеского туризма представлены на рисунке 1.

Глава 1. Теоретические основы развития детского туризма........................ 8

1.1 Сущность и классификация детского туризма.................................. 8

1.2 Нормативная база организации детского туризма......................... 15

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 2. Оценка направлений развития детского туризма......................... 26

2.1 Особенности развития детского туризма в России: проблемы и перспективы 26

2.2 Состояние и проблемы детского туризма в г. Иваново..................... 33

Глава 3. Перспективы развития детского туризма на примере деятельности Турагентства «Дива- Тур»....................................................................................52

3.1 Характеристика организации.............................................................. 52

3.2 Анализ конкурентной среды............................................................... 60

3.3 Совершенствование нормативной базы, направления развития детского туризма в России и г. Иваново................................................................................... 64

Заключение.................................................................................................... 72

Список использованных источников............................................................ 77

Введение

Актуальность темы исследования дипломной работы. В современных условиях туризм, а в частности детский туризм, стал важным социальным и экономическим явлением, оказывающим решающее влияние на экономику многих стран. Являясь выгодной и высокодоходной отраслью, туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Туризм также оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, то есть выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. В России становление детского туризма практически не изучается не на теоретическом, не на практическом уровнях. Все это обусловлено тем, что детский туризм не приносит огромных доходов, помимо прочего такой вид деятельности кладет на плечи представителя огромную ответственность не только перед детьми, но и обществом в целом. По статистике большинство родителей могут пожаловаться на то, что их дети очень часто болеют, и ходят тощие, худые. Ведь именно по этой причине государству нужно будет в первую очередь думать о здоровье детей, а точнее детский туризм необходим в стране для того чтобы укрепить здоровье ребенка и сформировать в положительную сторону его отношение к находящейся вокруг среде.

В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Туризм - одна из отраслей экономики, которая быстро отреагировала на происходящие реформистские процессы и оказалась более восприимчивой к экономическим преобразованиям, что предопределило формирование рынка туристских услуг, появление новых частных туристских фирм альтернативных государственным. Вместе с этим намечается процесс монополизации туристского рынка, так как процесс концентрации производства привел к созданию крупных компаний, оказывающих влияние на развитие туристского бизнеса.

Ивановская область стремится к созданию нового туристского продукта, который будет отличаться от западного туристского рынка. С этой целью, для повышения эффективности функционирования данной отрасли необходимо определить наиболее оптимальную в условиях региона траекторию развития туристского бизнеса и действенные рычаги внедрения на рынок.

Интерес предпринимателей к туризму объясняется следующими факторами: туристскому бизнесу не требуется больших инвестиций; в данной сфере вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы, что позволяет быстро оборачивать капитал; возможности в сфере международного туризма извлекать выгоды за счет валютных операций; решение важных социальных задач, как обеспечение отдыха и укрепление здоровья населения региона.

Для повышения эффективности туристской предпринимательской деятельности требуются профессиональная, основанная на запросах потребителя туристских услуг, организация производства и реализации туристского продукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.

Таким образом, изучение социально - экономического аспекта туристского бизнеса в части детского туризма в Ивановской области приобретает исключительную актуальность и нуждается в глубоком теоретическом исследовании, комплексном анализе и выработке на этой основе обоснованных рекомендаций.

Степень разработанности проблемы. В рыночных условиях хозяйствования проблемам формирования и развития туристского бизнеса посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых. Подходы к определению детского туризма как одного из видов туризма рассматривали в своих работах Вавилова Е.В , Воскресенский В.Ю. , Самойленко А.А , Гуляев В.Г. , Жукова М.А. , Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. , Квартальнов В.А. , Кусков А. С., Голубев В. Л., Одинцова Т. Н. , Маркова-Мурашова С.А. , Николашин В.Н. , А.П.Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М. Сергеева , Сенин B.C. а также отражены в Федеральном законе №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" .

Проблемы и особенности развития детского туризма за рубежом рассмотрели в своих работах Быстров С.А., Воронцова М.Г. , Вавилова Е.В. , Воскресенский В.Ю. , Макарова Л. П. , Шереметьева Т.Л. , Сенин B.C. , Целиковский В.К. .

Проблемам и особенностям развития детского туризма уделил внимание Оргина Е.В. и Маслакова Е. А. . Также этот вопрос отражен на Интернет сайтах .

Вопросам специфики средств размещения в детском туризме посвятили свои работы Анисимов А.П., Злобин С.В., Рыженков А.Я. , Воробьева, И. В. , Долинская Л.М. , Оргина Е.В. , Микааль П. Тодаро. , Магура М. И. .

В трудах отмеченных ученых-экономистов обобщены теория и практика экономического механизма создания и эффективного функционирования субъектов туристского бизнеса. Однако, современная ситуация на рынке туристских услуг региона, в т.ч. детского туризма, требует выявления социально-экономических аспектов туристского бизнеса, анализа причин и факторов, сдерживающих развитие туристского бизнеса. Также решающее значение имеют разработка и использование подходов к изучению рынка туристских услуг, совершенствованию форм и методов управления туристской предпринимательской деятельностью. Все это диктует необходимость исследования социально-экономических аспектов туристского бизнеса на современном этапе, что, в свою очередь, предопределило выбор темы, постановку целей и задач исследования.

Объектом исследования являются субъекты туристского бизнеса Ивановской области, в частности Турфирма «Дива-Тур».

Предметом исследования выступает проблемы развития детского туризма и направления их решения в Ивановской области.

Цель исследования. На основе подробного анализа формирования и функционирования туристского бизнеса выявить основные перспективные пути социально-экономического развития детского туризма в России и в частности в Ивановской области.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

Уточнение понятийного аппарата детского туризма, а также рассмотрение классификации видов детского туризма;

Исследование современных особенностей организации и перспектив развития детского туризма в Ивановкой области;

Предложить механизмы совершенствования развития детского туризма в турфирме «Дива-Тур».

Теоретической и методологической основой дипломной работы выступают труды отечественных и зарубежных ученых, их концепции и положения по проблемам развития рынка туристских услуг в направлении детского туризма. В качестве инструментария в ходе исследования применялись методы логического и экономико-статистического анализа.

Информационная база. Информационную базу исследования образуют материалы Агентства РФ по статистике, Министерства туризма и спорта, Министерства труда и социальной защиты населения РФ, а также материалы научных конференций, форумов и семинаров, документы Правительства РФ, отраслевых министерств и ведомств. Также статистические данные, опубликованные в научной литературе и в периодических изданиях, другие материалы, отражающие правовую и хозяйственную стороны деятельности туристских организаций. В качестве правовой основы для решения данной проблемы использованы нормативно - правовые акты, регламентирующие туристскую предпринимательскую деятельность, Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Закон «О туризме», «О туристской деятельности в РФ».

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития детского туризма

1.1 Сущность и классификация детского туризма

Человечеству на протяжении всей его многолетний истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, и завоевания и освоения новых территорий, поиска ресурсов и т.д.

Путешествие - термин, характеризующий движение людей в пространстве независимо от цели такого движения. Разновидностью путешествия является туризм.

Туризм (фр.tourism, от tour- прогулка, поездка) - явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, но с другой - имеет глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен.

Существующие определения туризма можно объединить в три группы.

В первую входят определения, характеризующие туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека), систему и форму проведения свободного времени путем использования сферы услуг в походах и поездках, которые соединяют активный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности.

В частности, в Манильской декларации по мировому туризму последний рассматривается как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта.

Подобные определения носят узкоспециальный характер и касаются только отдельных аспектов туризма или его видовых особенностей.

2-ая группа определений туризма рассматривает его как одну из форм передвижения населения, связывает с актом перемещения, путешествия, преодоления пространства и выступает в качестве инструментария статистики туризма.

И, наконец, третья группа определений характеризует туризм как трудное социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообразия свойств и отношений.

Разработкой и реализацией туристских продуктов занимаются 2 вида туристских организаций, являющихся частью туристской индустрии: туроператоры и турагенты.

В обслуживании туристов в период путешествий участвует большое количество разнообразных компаний и организаций, являющихся составными частями индустрии туризма.

К ним относятся: фирмы, предоставляющие услуги размещения (гостиницы, турбазы, пансионаты и др.); предприятия питания (рестораны, кафе и пр.); экскурсионные фирмы; транспортные компании; шоу-, кино-, видеоорганизации; спортивные предприятия; торговые организации и многие другие. Эти организации в туристской практике принято называть поставщиками услуг.

Один из важнейших блоков в туристской индустрии - средства размещения туристов.

К ним относятся: гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, пансионаты, туристские общежития, родители, ботели, флотели и др. Согласно стандартной международной классификации, все средства размещения разделяются на две группы - коллективные (гостиницы, отели, турбазы) и индивидуальные (квартиры, виллы, комнаты, арендуемые у частных лиц).

Транспортные перевозки - еще один из важнейших видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура, колеблющаяся в зависимости от длительности и дальности путешествия от 20 до 60%.

Путешествуя, турист может воспользоваться разными видами транспорта: воздушным; водным; сухопутным.

Около 44% международных туристских перевозок осуществляется воздушным транспортом.

Сейчас в мире, более 1300 авиакомпаний в среднем каждый год перевозят около 1,5 млрд человек. Международные воздушные сообщения осуществляют свыше 470 перевозчиков, в пределах 250 из них совершают постоянные рейсы. Сеть международных перевозок охватывает более 150 стран мира.

Детский отдых, имеющий непосредственное отношение к социальной сфере, – один из самых востребованных видов отечественного туризма. Пользуются спросом и экскурсионные программы для школьников – по туристическим центрам России и зарубежных стран, отдых и обучение за границей.

Организация детского отдыха – одно из самых неблагодарных и сложных занятий в турбизнесе. Как правило, работа с детскими оздоровительными учреждениями ведется на основе сезонных договоров, но такой подход для туроператоров неперспективен.

С одной стороны, аренда – это дополнительные валютные инвестиции. С другой – как туроператор потратится на ремонт, разработает уникальную программу, дирекция поднимает цены. Поэтому многие операторы предпочитают приобретать детские здравницы в собственность или же арендовать на долгое время.

Как отмечают специалисты, неплохая рентабельность достигается за счет объемов продаж или же при работе с собственными оздоровительными центрами. Поэтому для расширения объемов продаж туроператоры закладывают в бюджет наименьшую прибыль, ориентируясь на глобальный спрос.

В то же время спрос на детский отдых самый стабильный. Турпакет в детскую здравницу включает стандартный набор услуг: размещение, питание, трансфер, развлечения и спорт, медицинскую страховку (в России – только на период пребывания в лагере), лечение в центрах санаторно-оздоровительного профиля и авиаперелет – при отдыхе за рубежом.

Экскурсии, языковые курсы, визовое обслуживание, организация железнодорожного переезда и сопровождения оплачиваются дополнительно.

Организация детского досуга и отдыха – хлопотное и ответственное дело. Как правило, родители хотят, чтобы в свободное от учебы время их ребенок был максимально занят, не предоставлен сам себе, и комфортно чувствовал себя в коллективе.

Предложения по детскому отдыху можно условно разбить на две группы:

Отдых в детских оздоровительных центрах в России и зарубежом,

Экскурсионные автобусные туры по городам России и Европы.

Последние особенно популярны во время осенних и весенних школьных каникул, на майские праздники и в начале лета.

Отдельное внимание стоит обратить на образовательные туры в зарубежные страны. Ведущие российские компании, занимающиеся обучением за рубежом, предлагают на российском рынке различные учебные программы в лучших школах, колледжах и университетах Европы, США, Австралии, Новой Зеландии. Это курсы иностранного языка, школьное образование, высшее образование, МВА, профессиональные программы и стажировки.

Туры с изучением иностранных языков популярны среди клиентов различных возрастов – от родителей, покупающих туры для детей с целью облегчения изучения иностранного языка, до предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес – языком. Языковые программы рассчитаны на детей от 5 лет, но наибольшим спросом пользуются программы для школьников 10-18 лет.

Языковые туры организуются в основном в страны, национальные языки которых в мире наиболее распространены. В Англию, США, Германию, Испанию, Францию, Италию, Португалию. При этом методика преподавания всюду одинакова – коммуникативная, так как главная задача всех курсов – преодоление языкового барьера. Поэтому набор стандартных обязательных программ во всех странах одинаков. Самый простой и дешевый вариант – базовый курс. В последнее время популярен бизнес-курс иностранного языка: несколько общих занятий и несколько часов бизнес – языка каждый день.

Приступать к изучению языка можно в любом возрасте. Однако если не удается потратить на это две-три недели, лучше не начинать.

Наибольший спрос – на изучение английского языка. Затем следуют немецкий, испанский, итальянский языки. И лишь затем – французский и португальский. Реже встречаются предложения по обучению восточным языкам во время специальных туров в Азию – китайского, японского, фарси. Это скорее исключение.

Обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще группы бизнес – языка, школьников). Основные программы обучающих туров – учебные. Занятия языком ведутся по 2-4 часа в день, вторая половина дня предусмотрена для досуга. Экскурсионно-познавательные программы включают осмотр достопримечательностей страны посещения, изучение ее истории и культуры.

Все большую популярность, особенно среди молодежи, приобретают спортивно-обучающие туры. На российском рынке можно выделить летние каникулярные курсы для студентов и школьников с изучением языков, экскурсиями, занятиями теннисом, гольфом, верховой ездой, серфингом, катанием на горных лыжах, подводным плаванием. Такие программы предлагает компания «Открытый мир». Упор делается на возможность обучения выбранному виду спорта. На школьном сегменте рынка особым спросом пользуются групповые туры с размещением в летних оздоровительных центрах, кемпингах, колледжах с возможностью учить язык среди своих сверстников, не отрываясь от привычной среды.

Что касается среднего образования, российские школьники чаще всего хотят отправиться в Англию, США, Ирландию, Австралию, Германию и на Мальту. В этих же странах мечтают учиться российские студенты. По специальностям – маркетинг, менеджмент, информационные технологии, медицина. Однако специалисты утверждают, что гостиничному менеджменту лучше обучаться в Швейцарии, а искусству и дизайну – в Великобритании Испании и Италии.

Выбор специальности, страны, города зависит от клиентских предпочтений. Специалисты ведущих российских компаний, занимающихся обучением за рубежом, советуют подобрать несколько вариантов, а потом делать окончательный выбор.

Для полного спокойствия следует проверить, обеспечивает ли вуз медицинскую страховку, есть ли на его территории медицинский персонал.

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

Сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

Межсезонный.

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

1. Внутренний туризм:

Экскурсии для школьников

Спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

Самодеятельные школьные обмены

Познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе

Оздоровление и отдых в детских лагерях

2. Выездной туризм:

а) организация международных безвалютных обменов

б) образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

в) познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе

г) выезды в международные детские центры (лагеря) Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма. Некоммерческая сфера представлена:

· государственными и муниципальными органами управления;

· государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования;

· общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов. Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма.

1.2 Нормативная база организации детского туризма

Нормативного закрепления понятия «детский туризм» в России нет.

Под отдыхом детей и их оздоровлением понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований .

В Российской Федерации в соответствии с законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 1998 г. вопросы организации отдыха и оздоровления детей лежат в сфере государственной ответственности. В Федеральном Законе № 184 от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены полномочия субъектов РФ в данных вопросах.

После принятия Федерального Закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 2010 г. полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по отдыху и оздоровлению детей закрепились за субъектами Российской Федерации (за исключением полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время).

Федеральный центр оставил за собой только финансирование оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и некоторые категории больных детей.

В соответствии со статьей 15 Федерального Закона № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями от 31 декабря 2005 г. организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время с 2006 г. отнесена к вопросам местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством организация отдыха и оздоровления детей в настоящее время осуществляется на всех трех уровнях: федеральном, субъектов федерации и муниципальном.

При этом основная ответственность за детский отдых возложена на органы государственной власти субъектов РФ.

Последние (2013 г.) нововведения в организацию отдыха детей (в соответствии с которыми он перестал быть страховым случаем) вызвали большие опасения общественности в способности субъектов федерации обеспечить его финансирование.

Однако итоги оздоровительной кампании 2014 г. показали, что в основном регионы справились с поставленной задачей . Более того, в большинстве субъектов внесенные в местное законодательство изменения позволили расширить контингент оздоравливаемых детей и улучшить организацию детского отдыха.

Например, теперь дети застрахованных и незастрахованных граждан стали иметь равные права на получение путевки.

За предоставлением частичной оплаты стоимости путевки за счет средств регионального бюджета в уполномоченный орган разрешено обращаться не только работодателям, но и непосредственно родителям. Возраст детей, которым компенсируется стоимость путевки, в большинстве регионов увеличен до 18 лет, тогда как до 2010 г. Фондом социального страхования оплачивались путевки для детей только моложе 16 лет.

К настоящему времени структура детского оздоровительного отдыха выглядит следующим образом (рис.1):

Рис. 1.Структура детского оздоровительного отдыха

Российская Федерация отвечает за финансирование и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также, частично, больных детей некоторых категорий.

Она также предоставляет дотации на проведение детского отдыха субъектам РФ, не имеющим на эти цели собственных средств в полном объеме.

Субъекты РФ организуют и финансируют в пределах своих возможностей мероприятия по детскому отдыху и оздоровлению всех категорий детей, предоставляя муниципалитетам субвенции на организацию отдыха детей в каникулярное время.

Муниципалитеты организуют и финансируют из консолидированного бюджета (субъекта Федерации, собственного муниципального, родителей) проведение летней детской кампании.

Работодатели за счет собственных средств содержат ведомственные ДОЛ, а также могут полностью или частично финансировать отдых детей своих сотрудников.

Родители принимают решение в отношении выбора форм отдыха и оздоровления своих детей, участвуют в их финансировании, обращаются в турфирмы при направлении детей на отдых на внебюджетной основе.

В качестве объектов отдыха и оздоровления детей выступают различные предприятия и учреждения, расположенные либо в пределах своего региона, либо в других регионах РФ и курортах федерального значения, либо за рубежом.

К региональным объектам пребывания детей относят летние оздоровительные учреждения (ЛОУ) дневного пребывания, временные лагеря (палаточные, туристические и пр.), стационарные детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) и местные санатории.

На курортах всех уровней функционируют разнообразные детские оздоровительные лагеря и центры, детские санатории, санатории для родителей с детьми.

Отдых детей за рубежом может быть организован в стационарных детских лагерях, различных формах отдыха с родителями, а также в форме пребывания в семьях принимающей стороны.

Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу ХУ111 века и связаны со становлением в России системы образования.

С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в "Уставе народных училищ" (1786г.) и в "Школьном Уставе" (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

Развитие педагогики и зарождение краеведения, в основу которых были положены требования научной основы обучения и развития в учащихся умения наблюдать окружающую действительность, приводят к дальнейшему широкому распространению прогулок с образовательной целью. С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать уже дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Известно, что одно из таких путешествий по горному Крыму совершила группа студентов Университета Одессы в 1876 году под руководством профессора Головинского И.А.

Позже, помимо естественных экскурсий, начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.

В конце XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий. Первый - ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид - это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримечательностями.

Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).

В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве Просвещения (с филиалом в Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась информация по туризму и экскурсионным вопросам. Комиссия разрабатывала туристско-экскурсионные программы для учебных заведений, правила поведения экскурсантов, листы опроса, вела учет путешествий групп учащихся, что стало началом создания учетной туристской документации

Министерство Просвещения способствовало развитию школьных образовательных экскурсий и изданием специальных нормативных документов. В частности, в 1889 году вышел циркуляр с указанием, что следует обратить особое внимание на прогулки. Школам было предписано, что "прогулками следует воспользоваться для географии, естественной истории и других учебных целей". В 1900 году следующий циркуляр отменял летние каникулярные работы и взамен рекомендовал образовательные прогулки и путешествия. Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися. Одновременно было "признано желательным введение в практику учебных заведений местных экскурсий и для этого, в виде опыта, разрешено в течение учебного года до семи дней посвящать экскурсиям, осмотру музеев".

Помимо учителей-энтузиастов развитию школьного туризма содействовали различные общества и клубы. В 1895 году создается Русский туринг-клуб - первая туристская организация в России. Возникший в 1890 году в Одессе Крымский горный клуб наряду с организацией экспедиций по изучению и охране местностей занимался разработкой познавательных маршрутов и устройством экскурсий для учащихся. Отчеты о работе и образовательных экскурсиях для школьников публиковались в журнале "Записки Крымского горного клуба".

В 1900 году в Петербурге было создано Русское горное общество, которое помимо проведения научно-исследовательской работы организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу, о чем свидетельствует журнал "Ежегодник Русского горного общества". Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность выделяется молодежное, школьное движение.

На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель - Рудольф Рудольфович Лейцингер - пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся. Нужны квалификационные кадры инструкторов, гидов, экскурсоводов, необходимы десятки подготовленных и описанных туристских и экскурсионных маршрутов, нужна целая сеть гостиниц и приютов, необходимо решение вопросов связи и транспорта - задачи, решение которых в царской России, раздираемой политическими противоречиями, казались неразрешимой.

С 1899 года правление Русского туринг-клуба учреждает и начинает издавать журнал "Русский турист", на страницах которого велась специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных экскурсиях". Эти публикации обобщали опыт по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок для знакомства с крупными городами и с природой Кавказа, Крыма, Урала и Средней Азии.

Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н., Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов "Экскурсионный вестник", "Школьные экскурсии и школьный музей", "Русский экскурсант".

В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. Тогда же, примерно в 1905 году возникли и первые кружки для молодежи, ставшие примерами системы дополнительного образования в России.

В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р. Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся их различны городов России.

Для реализации своих идей Р.Р. Лейцингер предпринимает широкий комплекс мер, часть которых, говоря языком сегодняшним, можно назвать рекламно-агитационными. Он готовит и в 1906 году издает брошюру «Несколько слов об ученических экскурсиях», которую самостоятельно рассылает по всем учебным Округам России, в Министерство Народного Просвещения, а также в адреса более 640 образовательных учреждений - гимназий, реальных училищ, духовных семинарий. Кроме того, P.P. Лейцингер отводит часть своей личной усадьбы под первую в России школьную туристскую базу, которую называет «Ученический приют КГО в Пятигорске - гостиница "Швейцария", в котором уже в сезоне 1907 года принимает группы из различных городов России, включая Сибирь.

P.P. Лейцингер также обращается в Министерство Народного Просвещения с просьбой разрешить Кавказскому Горному Обществу пользоваться бесплатными приютами в казенных учебных заведениях Кавказа. Попечитель Кавказского Учебного Округа (КУО) А. Завадский, в ведении которого в то время входил весь Северный Кавказ и Закавказье, удовлетворил означенное ходатайство. Более того, новый Попечитель КУО господин Рудольф в ноябре 1907 года издал расположение «Об ученических экскурсиях». Этот чрезвычайно интересный документ, представляющий огромную историческую ценность недавно был обнаружен в архиве. Меры по развитию детского туризма, указанные в этом документе остались актуальными до настоящего времени. туризм здоровье дети спорт

Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания P.P. Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву - т.е. шло создание общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы. Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином - таков был лейтмотив этих программ.

В мае 1909 г. начал реализоваться самый грандиозный проект Р.Р. Лейцингера - прокладка пешеходной тропы от поляны Азау к восточной и западной вершинам Эльбруса. С этой целью P.P. Лейцингер организовал экспедицию на Эльбрус, на юго-восточном склоне которого, на так называемом «Кругозоре», был сооружен каменный приют, который получил название «Лейцингеровского». Летом того же года II человек из 18 участвовавших в экспедиции добрались до площадки на высоте 4134 метров.

Крупные камни защищали ее с востока и с севера, словно естественные стены, участники экспедиции соорудили еще одну защитную стенку, с западной стороны. Память об участниках экспедиции 1909 года, подобравших и обустроивших эту площадку, сохранилась: самый высокогорный приют Европы до сих пор носит имя, рекомендованное Лейценгиром, - «Приют одиннадцати».

После смерти P.P. Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась, продолжал работать и ученический приют, так, только в 1910 г. в нем приняли 782 учащихся.

Одновременно, в эти годы развивается и общественный туристский сектор. Туринг-клуб в 1901 году был преобразован в Российское Общество Туристов (РОТ). Правление общества до 1911 года располагалось в Петербурге и имело представительства в 135 русских городах и 8 странах Европы. Общество ставило своей целью организацию путешествий как внутри страны, так и за ее пределами. К 1914 году Российское Общество Туристов превратилось в одно из самых массовых обществ того времени и насчитывало уже примерно 5000 человек.

Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г. Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В начале XX века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых - знакомство и изучение родного края, организация познавательно-образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. При этом участники экскурсий занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.

В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и оставивших о себе добрую память можно назвать: Кавказский альпийский клуб в Тифлисе, Крымско-Кавказский горный клуб в Одессе, Владикавказский горный клуб, Московское общество грамотности, Тверское общество внешкольного развития учащихся. Общество содействия экскурсиям учеников, созданное при Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при Тверской женской гимназии Л.А. Римской-Корсаковой, физико-математический кружок при Ярославской мужской гимназии, научное общество при Тенищевском училище в Санкт-Петегбурге и др. Тематика и направления деятельности этих обществ были весьма разнообразны.

К концу XIX века было многое сделано для того, чтобы вовлечь учительство в туристско-экскурсионную работу. Были намечены многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по Урал. Эти районы и сегодня являются популярными в детском туризме. Близ Пятигорска в 1907 г. P. P. Лейцингером был создан так называемый Ученический приют, через который только в 1909 г. прошли 119 групп.

Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной властями. Так, Министерство Народного просвещения в 1910 году рекомендовало к включению в учебные программы экскурсии, как вид оздоровительно-исследовательской деятельности. Идя навстречу многочисленным просьбам руководителей ученических обществ, Министерство путей сообщения ввело в 1899 году общий льготный тариф для всех железных дорог на летний период. По этому тарифу было предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до 50 верст ученикам и ученицам низших учебных заведений в сопровождении лиц воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Позже льготный тариф для ученических экскурсий стал действовать на большее расстояние, но со скидкой в 75% со стоимости билетов. А с 1906 года льготы были сокращены до 50%, зато доехать по нему можно было даже от Санкт - Петербурга до Кавказа.

Одним из первых, кто в начале XX века обосновал значение дальних экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был И.М. Гревс. Он писал, что "главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие к нему". А так же: "Путешествие - это один из величайших факторов развития культуры. В 1903 г. в Санкт-Петербурге издается книга "Образовательные прогулки по России". В 1910 году известными в дореволюционной России методистами естественнонаучных дисциплин Б.Е. Райковым и Г.И. Бочем была выпущена книга "Школьные экскурсии, их значение и организация". В 1921 году по рекомендации Н.К. Крупской эта работа была переиздана вновь.

История детского и взрослого туризма начинается еще с дореволюционного периода. О сказочной красоте природы Адыгеи много раз докладывали Его Высочеству, Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому. Офицеры Царской армии первые обследовали и описали Кавказ.

Наиболее известными в тот период были маршруты к Черному морю в сторону Красной поляны, Дагомыса и Лазаревской. Эти маршруты являлись военными дорогами горцев, пребывающих в состоянии войны с царской Россией.

Упоминания о красивых экскурсионных объектах Адыгеи были освещены в докладе ставропольской епархии «Об открытии Михайло-Афонской пустыни», в отчетах офицеров Царской армии, но особую популярность Адыгеи, как туристского района России, принесли публикации в Российском журнале «Нива» в 1878 году о Хаджохском каньоне «Лобное место» и «Гора Оштен». Сюда уже стремились попасть не только паломники, странствующие монахи, казачьи офицеры, учащиеся местных школ, но и интеллигенция и их дети, из крупных городов России.

Непосредственно первые детские группы с целью отдыха на природе, посещения музея, театра или памятного места начали формироваться в гимназиях (школах). Прогрессивные учителя проводили экскурсии с учащимися по интересным местам своего города, края, а иногда выезжали на дальние экскурсии в Крым и на Северный Кавказ.

Северный Кавказ, в том числе Адыгея, еще не был стабилен и спокоен для развития туризма. В горах еще можно было встретить разрозненные банды одиночек-абреков. Долина реки Белой в Адыгее медленно обживалась казачьим населением. Поэтому туристы осваивали в первую очередь курортную зону Пятигорска. Поездки с познавательной экскурсионной целью совершались главным образом в крупных городах России: Москве, Петербурге, Твери, Одессе, Киеве.

Детские экскурсии преимущественно проводились для привилегированных состоятельных дворян, мещанства, купечества. Дети крестьян, батраков и рабочих об этом могли только мечтать.

Первые указы Министерства народного просвещения царской России вышедшие в 1900 и 1902 годах рекомендовали проводить с детьми познавательные экскурсии. Но не везде на местах школьные экскурсии считались полезными и имели поддержку. Чиновники от образования эту новинку называли «крамольной», а к учителям, занимавшимся туризмом и экскурсиями с детьми, относились с подозрением.



Но в то же время в Москве поощрялись детские экскурсии к святым местам по пути паломнических маршрутов: в Загорск, в Киево-Печерскую Лавру, в которых служили молебны. На Кавказе это были три православных монастыря Ставропольской епархии, входивших в «святой треугольник» и связанных святой паломнической тропой. Места ночлегов у святых родников были оборудованы столиками, крестами и иконами для моления.

Один из монастырей находился в Адыгее на горе Физиабго. Он был создан в 1877 году невдалеке от древнего византийского христианского храма, когда еще черкесы были под влиянием христианской религии, и назывался «Михайло-Афонской Закубанской мужской общежительской пустынью». Другой - в Карачаево-Черкесии, в Архызе, и третий - в Абхазии, в Новом Афоне.

В 1905 году впервые в школьные программы обучения детей вошли экскурсии и походы по разным окрестностям и историческим местам. В Адыгее с этого времени начали разрабатывать маршруты для походов и экскурсий в выходные дни. В каждом населенном пункте были освоены места посещений детей – обрывистые берега, лесные поляны, долины рек, курганы, ущелья, водопады.

После Октябрьской революции в 1918 году Народный Комиссариат просвещения создает в городе Москве Центральное бюро экскурсий, которое вскоре открыло свою базу для приема и обслуживания детей. С этого времени детские экскурсионные отделы стали создаваться и в других регионах России.

В 1921 году Центр бюро школьных экскурсий реорганизуется в Опытно-Показательную экскурсионную базу Наркомпросса. Ее первым директором становится опытный педагог энтузиаст экскурсий и походов Арт Яковлевич Закс. Под его руководством были проложены туристские маршруты к верховьям рек Московской области, Клязьме.

В Адыгее в этот период было неспокойно. В лесах еще действовали банды белобандитов и краснозеленых, из не смирившихся казаков. По горным долинам рыскали конные отряды чрезвычайного назначения (ЧОН) красноармейцев. Для запугивания казачьих краснозеленых банд в станице Даховская в 1920 году отряд красноармейцев, под командованием Ягоды расстрелял из пулеметов мирных казаков и местного священнослужителя.

В 1923 году при опытно-показательной базе было создано бюро дальних экскурсий. Первые выезды школьников были в Центральную Россию, Крым и на Кавказ.

Детский туризм и экскурсии начали развиваться даже в самых далеких глубинках. Поток детей на экскурсии с каждым годом растет. Создаются дополнительные базы для приема детей. Накапливается опыт местных и дальних экскурсий. Назрела необходимость создания единого органа управления и развития детского туризма. Действовавшее тогда в государстве «Общество пролетарского туризма и экскурсий» занималось в основном развитием взрослого туризма и мало уделяло внимания экскурсионному делу среди школьников.

В 1928 году Опытно-показательная база Наркомпроса преобразуется в Центральную опытно-показательную базу, на которую возлагается руководство всей туристско-экскурсионной работой с детьми в РСФСР.

К этому периоду в ряде школ города Майкопа действовали школьные экскурсии в лес, в долину реки Курджипс, к могилам красноармейцев на железнодорожном вокзале и к старым пакгаузам, где содержались 3 тысячи военнопленных красноармейцев. Захваченные в плен белым казачьим генералом Покровским, они были порублены шашками и захоронены в рвы (ныне это цеха ПМДО «Дружба» № 8,9,11). Это была месть сына Покровского за своего отца-генерала, разорванного конями красных.

Были организованы встречи с героями гражданской войны и походы по местам боев 1-ой конной армии С.М.Буденного. Особой популярностью пользовались встречи с адъютантом Кочубея и воином–чапаевцем, проживавшими в станице Абадзехской. К походам добавились промышленные экскурсии школьников на действовавшие в то время предприятия города Майкопа. Дети смотрели, как собирались станки, мололось зерно, билось масло, обрабатывалась древесина.

В 1923 и 1930 годах в Москве созываются конференции экскурсионного актива педагогов, на каждой из которых присутствует более ста преподавателей из разных регионов. Это позволило провести обмен опытом и инструктивно-методическим материалом.

23 сентября 1931 года Президиум Центрального бюро детских коммунистических организаций (ДКО) рассмотрел вопрос о состоянии и задачах экскурсионно-туристской работы среди детей. В принятом решении было указано, что экскурсии, являясь средством коммунистического воспитания детей, должны войти во всю систему работы пионерских отрядов, как один из наиболее красочных приемов общественно-политической и культурно-массовой работы. Президиум признал необходимым «повести решительную борьбу с недооценкой этой работы, с бесплановостью, ставкой на самотек». Президиум также считал «обязательным установление единой системы всей экскурсионно-туристской работы среди детей, с повышением ответственности бюро ДКО, органов народного образования и ОПТЭ за развертывание этой работы». В постановлении было также указано «в областях и национальных республиках создать детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС), входящие в систему и ДКО и ОНО».

Претворение в жизнь этого постановления привело к массовому развитию экскурсионно-туристской работы в РФ.

В Адыгее до этого события, после создания первых пионерских отрядов (1923 – 1924 года) в стране, и участия в них первых детей города Майкопа, начали проводиться в школах и первые пионерские походы.

После постановления ДКО походы стали обязательными в каждой пионерской организации Адыгеи. А с окончания строительства дороги в Хаджох и строительства Хаджохской турбазы «Горная» и лагерей «Блокгауз» и «Кавказ» в Гузерипле (1936-й год), походы в ущелья Хаджоха уже стали массовыми и очень популярными среди детей.

В 1936 году открылся первый плановый маршрут в Адыгее. Турбаза «Горная» уже закончила строить свой первый жилой корпус с верандами, с продуктовым складом и кухней-столовой. В этом же году приняла первых туристов, которые в сопровождении проводников и конного отряда шли по маршруту Хаджох – Красная поляна. Для туристов выделялись вьючные лошади, которые везли груз. Туристы шли налегке, ночевали в палаточных приютах (лагерях), которые имели свои названия: лагерь «Блокгауз», «Гузерипль», «Абаго», «Уруштен», «Сенной», «Холодный».

Инициатором создания первых в стране детских экскурсионно-туристских организаций была заместитель наркомпроса РСФСР Надежда Константиновна Крупская. В экскурсиях, краеведении и детском туризме она видела средство общего развития школьников и связи образования с жизнью. Она говорила: «Наша школа должна научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также и книгу жизни. Одним из способов научить читать эту книгу является правильно поставленная экскурсия». Крупская Н.К. лично готовила выступление в 1938 году на совещании директоров детских экскурсионных станций РСФСР.

В этот период уже создалась сеть детских туристских баз и туристских лагерей. На базы и в лагеря школьники направлялись по путевкам. Экскурсионные и туристские базы организовывались каждый год не только на лето, но и на зимние и весенние каникулы.

В 1940 году такие базы работали в Подмосковье, Ленинграде, Киеве, на побережье Черного моря, в Крыму (Бахчисарай, Семферополь, Ялта, Алушта), на Кавказе (Орджоникидзе, Тбилиси, Батуми и Хоста).

В 1940 году были проведены первые массовые школьные экспедиции – походы по прохождению маршрутов на Кавказе. Среди них были маршруты в Приэльбрусье, Теберду, Домбай и Адыгею (Хаджох).

Из Хаджоха дети шли не только на Красную поляну, но разведали маршрут через гору Фишт к Солох-аулу и Дагомысу. В тот период район г.Фишт был перекрестком многих туристских маршрутов и очень популярным местом. Под Фиштом на перевалах Черкесском и Чугурсанском стояли две большие летние деревни пастухов для выпаса крупного рогатого скота и лошадей.

На слиянии рек Белой и Березовой работал золотодобывающий прииск. Караваны лошадей с продуктами для старателей часто курсировали по туристской тропе. Проводниками были жители из поселков Хамышки и Гузерипль. Этот маршрут дети особенно полюбили. Он был наиболее обжит. Здесь много веков назад действовала Караванная дорога к морю по одному из ответвлений Великого торгового шелкового пути. Дети на тропе находили древнюю керамику, дротики, наконечники стрел.

В послевоенные годы страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Постепенно начал развиваться и детский туризм.

В 1964 году была открыта в Майкопе областная станция юных туристов, на основе которой был приказом по Министерству науки и образования РА 26.06.92 года учрежден Центр детского и юношеского туризма Республики Адыгея. Основными целями центра явлись:

· реализация дополнительных программ и услуг в сфере туризма и краеведения в интересах личности, общества, государства;

· организация массовых туристских, краеведческих и экскурсионных мероприятий;

· повышение квалификации специалистов в области социального и спортивного туризма;

· расширение кругозора, закрепление знаний, полученных при изучении предметов школьной программы, развитие познавательных интересов и способностей по основе краеведческих материалов, воспитание любви и бережного отношения к природе, памятникам истории и культуры и т.д.

· Предметами деятельности центра явлись инструктивно-методическая, организационно-массовая и учебная работа, то есть:

· организация работы туристских кружков, секций, клубов;

· изучение, описание и распространение туристско-краеведческой работы с учащимися, направленной на формирование у них патриотизма, общечеловеческих качеств, профессионального самоопределения, разработку методологических рекомендаций для занятий в туристско-краеведческих объединениях;

· проведение массовых мероприятий, соревнований, слетов, конкурсов, конференций, викторин, олимпиад, учебно-тренировочных и спортивных походов.

В период с 1970 года по 1992 год, до начала разрушения социалистической системы в стране, детский туризм имел наиболее высокие темпы развития. В 1970-72 годах была проведена Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Мое отечество», которая посвящалась 50-летию образования СССР и 50-летию пионерской организации. Целью экспедиции являлось изучение родного края. В походах по родному краю приняло участие 16 миллионов детей.

В 1971 году были проведены первые Всероссийские соревнования на кубок РСФСР по туризму среди школьников, в которых принимала участие и команда детей из Адыгеи. В эти же годы среди туристов зародились соревнования по спортивному ориентированию. В Адыгее учитель школы № 19 Шунин А.В. нарисовал первую карту для ориентирования на хребте Нагиеж-Уашх. Соревнования стали проводиться регулярно. Задействованы были и другие полигоны на реке Фортепьянке, станиц Курджипской и Дагестанской.

В 1970 году Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС создана Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения. Она в 1973-75 годах объявила первый этап Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР».

В Адыгее для участия в этой экспедиции были задействованы все школы. Экскурсионным, туристским и музейным активом города Майкопа были разработаны десятки экскурсионных и туристских маршрутов по всей территории автономной области. Экскурсионные маршруты предусматривали посещение домов, где жили писатели, художники, революционеры, где проходили военные политические события, а также промышленные и сельскохозяйственные объекты, места боев и захоронений.

Отпечатана в типографии специальная индивидуальная маршрутная книжка, в которой дети отмечали посещение всех памятных мест, экспедиционных объектов и контрольных пунктов маршрута. В экспедиции в целом по России были задействованы 10 миллионов школьников. Детские маршруты были приурочены к 30-летию победы над фашистской Германией и носили военно-патриотический характер. На местах боев становились обелиски, собирались трофеи и экспонаты для музеев, информация о войне.

Второй этап Всесоюзной экспедиции «Моя Родина – СССР» проводился в 1975 по 1977 год и был посвящен 24 съезду КПСС и 60-летию Октября. В нем принимали участие 356 экспедиционных отрядов, 8 860 000 человек.

От Адыгеи экспедиционные отряды детей поставили обелиск на Кавказе в местах ожесточенных боев – на перевалах Санчаро, Адзапш, Клухорский, Алоус, Белореченский, Волчьи ворота, на горе Шапка.

В этот период особенно интенсивно развивается кружковая работа в школах. В каждой школе Адыгеи работает по несколько туристских кружков. Дети ходят в походы, участвуют в слетах и соревнованиях.

Большое внимание уделено подготовке кадров для детского туризма. При станциях юных туристов создаются школы инструкторов и маршрутно-квалификационные комиссии. Расширяются направления работы с детьми:

· музейное;

· этнографическое;

· военно-патриотическое;

· краеведческое;

· экологическое.

Окрепла и материальная база детского туризма. В России построено 59 детских турбаз круглогодичного действия и 151 турбаза летнего временного использования. На них было обслужено 174 тысячи детей.

В период перестройки и разгосударствления экономики страны развитие детского туризма резко пошло на убыль. Основные причины: политическая и межнациональная нестабильность, распад государства, потеря традиционных зон отдыха и путешествий, дороговизна во всем, отсутствие гарантии безопасности детей.

К 2000 году распад детского туризма прекратился и положение стабилизировалось. Заметно сократилось количество слетов, соревнований школьников, походов и экскурсий. Канула в вечность революционная и коммунистическая направленность в воспитании детей. Запрещены детские коммунистические организации и пионерские лагеря отдыха.

Но все же туризм выжил, благодаря бюджетному финансированию, и постепенно стал наращивать темпы своего развития. В период реформ в РФ произошел коренной перелом в сфере детского оздоровления, отдыха и туризма. Сложилась ситуация, когда ведомственные оздоровительные детские лагеря, клубы, центры стали разваливаться, расхищаться и повсеместно закрываться. Причиной тому послужил глубокий кризис, остановка фабрик и заводов, неспособность демократического правительства стабилизировать производство.

Также потерпели крушение оздоровительные учреждения, принадлежащие профсоюзам, так как государство забрало финансы от профсоюзов и передало в фонды социального страхования.

Традиционные зоны отдыха для Центральной России, Урала, Сибири и Крайнего Севера оказалась за пределами государства. Это Прибалтика, Украина, Крым, Карпаты, Закавказье, Туркмения, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан. А северокавказские республики стали недоброжелательно относиться к туристам из Центральной России. Начались вооруженные грабежи туристских групп на перевалах Главного Кавказского хребта. В Чеченской республике, Карабахе и Абхазии прошли гражданские войны. В этой обстановке у России остался единственный стабильный и безопасный район на юге – это Краснодарский край и Адыгея.

В связи с тем, что в Центральной России многие детские туристские базы, центры и лагеря закрылись, повысился спрос на отдых детей на юге. В то же время детский отдых и туризм – это единственная защищенная статья в бюджете России, по которой ежегодно выделяются средства на детское оздоровление и туризм.

Взрослых туристов и молодежи на турбазах Адыгеи не стало, закрылись все перевальные маршруты к морю. Чтобы как-то выжить, полностью не развалиться и не прекратить существование, турбазы Адыгеи перепрофилировались в пионерские (оздоровительные детские) лагеря.

Именно поэтому с 2000 года более десяти лет туристские предприятия Адыгеи обслуживают исключительно детей, организовывают для них активный отдых, вывозят на экскурсии и совершают туристские походы в составе программ детских лагерей.

Так что, волею судьбы все туристские предприятия Адыгеи невольно переродились в оздоровительные лагеря, с незначительным уклоном в сторону детского туризма и приема экскурсионных групп на выходные дни.

Своему сохранению и выживанию сегодня туристский комплекс Адыгеи исключительно обязан двум республиканским структурам: Министерству социальной защиты населения РА и Региональному отделению социального страхования по Республике Адыгея, разместивших на турбазах государственные заказы по организации детского отдыха и оздоровления детей Адыгеи.

В настоящее время и ближайшие перспективы развития туризма в республике Адыгея предусматривают развитие этой отрасли для всех категорий туристов, но основу все же составят дети.

Сегодня процентное отношение отдыхающих взрослых в Адыгее составляет не более 3-4 % от детских туристских групп.

На уровне Государственной Думы и Правительства России основывается законодательная база, регламентирующая развитие детского туризма и дающая льготы. Это поддерживается следующими законодательными актами:

· об основных правах ребенка в РФ;

· об образовании. Закон РФ;

· о некоммерческих организациях. Федеральный закон РФ;

· основа законодательства РФ о культуре. Закон РФ;

· о налоге на прибыль предприятий и организаций. Закон РФ;

· основа законодательства РФ о физкультуре и спорте. Закон РФ;

· о подоходном налоге с физических лиц. Закон РФ;

· о курортном сборе с физических лиц;

· о плате на землю. Закон РФ;

· гражданский кодекс РФ;

· об основах туристской деятельности в РФ;

· о сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

· о льготах по проезду детей;

· типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

· примерное положение о профильном лагере (школе) учащихся;

· о сохранении сети государственных учреждений дополнительного образования детей.

Краткая историческая справка о Центре детско-юношеского туризма в Республике Адыгея.

Адыгейская областная станция юных туристов (ОблСЮТУР) была основана 15 августа 1968 года; первым директором работал Киясов Сагид Измайлович (с 1968 по 1982 год).

С 1988 по 1998 год, детским туризмом руководил Водождоков К.П. С 1998 года вступил в должность Папанов А.И.

С 1993 года ОблСЮТУР преобразована в Республиканский центр детско-юношеского туризма. Детский центр вел большую туристскую, музейную и краеведческую работу с детьми, организовывал работу туристских кружков в школах, слеты, соревнования, концерты-конкурсы туристской песни, спортивные и многодневные походы и походы выходного дня, экспедиции и семинары школьников и учителей. Наиболее активные организаторы детского туризма: Белеванцев И.Ф., Васильева Г.Н., Завадская Т.К., Белеванцев И.Ф., Хатков А.М., Стрюкова О., Клочкова Л., Кожухарова О.Ю., Власова И. и др.


Краеве́дение

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Краеведение как наука

Краеведение - это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.

К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (государственной лицензии).

В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края. В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу - выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах.

С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей "Организация, методика и содержание краеведческой работы".

Краеведение для детей

Краеведение - школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью.

Введение

Вопросы теории и практики краеведения в последнее время занимают все большее место в трудах представителей гуманитарных наук. Все это свидетельствует о возросшем общественном интересе к краеведению, изучению своей «малой родины.

Актуализация проблем регионального краеведения вызвана нарастанием глобальных процессов регионализации, ориентацией в масштабах страны на субъекты федерации и связанной с этим потребностью изучения их специфики для определения стратегии их развития, а также кризисом исторической науки, во многом вызванным отсутствием конкретных, локальных исследований исторических процессов и объектов.

Дальнейшее развитие краеведческой науки связано с переходом от глобальных к региональным и локальным исследованиям, введением в научный оборот нового фактического материала по истории отдельных регионов страны. Изучение локальных структур придает историческому знанию многогранность и глубину, преодолевает схематизированное восприятие прошлого. Локальный подход с его комплексным охватом действительности, бережным отношением к прошлому и настоящему, к человеческой личности способствует процессу гуманизации, возвращения к общечеловеческим ценностям, что особенно актуально в наше время.

Для современного гуманитарного знания вообще характерно междисциплинарное сближение различных наук в анализе сложных социальных объектов.

Объект изучения: региональное краеведение.

Предмет изучения: процесс научного восприятия окружающего мира в изучении региона.

Краеведение как наука

Под краеведением понимают научное комплексное изучение локальных объектов, осуществляемое, прежде всего, силами местного населения, своего рода саморефлексию общества, один из способов познания им себя и окружающего мира.1

Само по себе краеведение (краеведение - от: ведать, знать, изведывать) имеет глубочайшие корни в человеческой истории. Человек как социальное существо, всегда стремился познать край, в котором он живет, его природные богатства, историю. Сущность краеведения - в познании края для его развития.

XX век является временем расцвета краеведческой деятельности. Изучали край государственные организации и учреждения (административные и хозяйственные органы, архивы, музеи, научно-исследовательские и учебные учреждения), общественные силы (разнообразные краеведческие общества и отдельные краеведы, другие общественные организации); принято выделять также учебное (школьное и вузовское) и академическое (научное) краеведение.

Объектом краеведения могут быть различные территориально-информационные уровни локальных объектов: суперрегиональный, региональный, территориальный, районный, микроуровень (отдельные населенные пункты, предприятия, памятники, биографии отдельных лиц).

При этом краеведение может играть:

Научную роль (пополняя знания человечества об окружающем мире и о самом себе);

Практическую роль (внося вклад в развитие родного края, что в 1920-х гг. определялось термином «краестроительство»);

Учебно-просветительскую роль (выполняя учебные функции и расширяя кругозор местных жителей). Отметим, что такое деление носит весьма условный характер.2

Сам термин «краеведение» впервые прозвучал в 1914 г., когда педагог Маньков использовал его для обозначения деятельности по всестороннему изучению крупных административно-территориальных единиц - губерний и областей. До этого использовались термины «родиноведение», т.е. изучение места рождения или проживания, конкретного населенного пункта, «отчизноведение» (отечествоведение) и мироведение.3

В последнее время содержание термина «краеведение» поглощается все более утверждающимся понятиями «регионология», «регионоведение». Кроме того, являясь составной частью общекультурного процесса, краеведение может входить составной частью в дисциплинарное пространство не только исторической науки, но и культурологии.

Одно из лучших определений краеведения принадлежит академику С.Ф. Ольденбургу, который в 1927 г. обозначил краеведение как «массовое научно-культурное движение». В последние годы краеведение рассматривается в качестве «своеобразной и действенной общественной и культурной инициативы» местного населения. Как отмечает А.В. Ремизов, «краеведение может и должно рассматриваться как культурологический, социально-психологический и даже историко-антропологический феномен, исследование которого, в том числе и ретроспективное, вызывает закономерный интерес ученых-обществоведов».4

Краеведение с его комплексным охватом действительности, бережным отношением к прошлому и настоящему, к человеческой личности может иметь немалое значение в процессе гуманизации общества, возвращения к общечеловеческим нормам нравственности и морали, что особенно актуально в наше жестокое время.