Если вы хотите, чтобы сделанный вами на семинаре доклад оказался полезным и интересным, его необходимо тщательно готовить. Сначала прочитать соответствующий раздел в лекции и учебнике – необходимо понять, какими знаниями будут располагать слушающие вас сокурсники. Затем определить цель вашего доклада: дополнить имеющийся материал, проиллюстрировать его примерами или выйти за пределы учебного материала, рассмотреть новые вопросы или аспекты изучаемых проблем. После этого переходите к изучению рекомендованной литературы. Если есть возможность и желание, поищите дополнительные источники, обратитесь к возможностям Интернета.

При подготовке доклада или сообщения не ограничивайтесь пересказом источников. Вступление к докладу должно содержать обоснование актуальности выбранной темы: поразмышляйте, почему данный вопрос волновал людей раньше и продолжает волновать теперь, чем он важен для них. Сопоставьте существующие точки зрения, постарайтесь определить их слабые и сильные стороны. Не стесняйтесь высказывать свое мнение, отношение к проблеме. При работе над докладом опирайтесь на имеющиеся у вас знания, житейский и профессиональный опыт.

Результатом работы над источниками будут различного рода конспекты, выписки, ксерокопии с подчеркнутыми и выделенными местами. Это еще не доклад, а только черновой материал к нему. Ваша задача – переработать этот материал, упорядочить его, сделать обозримым и удобным для понимания. На этом этапе работы необходимо уточнить план: выделить вступление, основную часть, которая предполагает последовательное и четкое изложение основных положений с доказательствами, обоснованиями и иными аргументами, и заключение, в котором коротко резюмируется основной смысл работы, дается ее оценка, делаются выводы.

Текст доклада готов. Но подготовка к докладу еще не завершилась. Если вы просто будете читать свой доклад, не отрываясь от бумаги, то слушатели скоро устанут и заскучают. Поэтому надо уметь не читать, а рассказывать. Для этого нужно составить тезисный план, заглядывая в который вы не потеряете нить рассказа, выписать значимые цитаты, которые нужно передать точно, выделить и пояснить основные термины и понятия. Докладчик должен хорошо владеть материалом. Можно трудные или сложные термины, имена заранее написать на доске, чтобы слушателям легче было ориентироваться. И напоследок подумайте, какие вопросы ваш доклад может вызвать, попробуйте предугадать и подготовиться к ним. Желательно порепетировать, рассказав ваш доклад какому-нибудь добровольному слушателю или хотя бы самому себе, и тогда ваши слушатели получат удовольствие и новые знания, а вы – моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы и хорошую оценку.



Требования к написанию реферата в целом совпадают с требованиями, предъявляемыми к докладам. Но, если главная цель докладчика – представить результат своей работы в устной форме, и, следовательно, есть возможность что-то подкорректировать в момент самого выступления, то реферат – это работа, выполненная в письменной форме, а, значит, возможности исправить уже не будет. Поэтому продумайте основательно план и содержание. План должен быть изложен на первой странице, и весь текст должен соответствовать пунктам плана. В конце работы обязательно следует поместить список использованной литературы. При оформлении работы следите за тем, чтобы была выдержана единая форма (часто при использовании материала из интернета вставляют в текст фрагменты, напечатанные различным шрифтом и с разными муждустрочными интервалами – это портит общее впечатление от прочитанного, и, скорее всего, по смыслу такие части не будут восприниматься как одно целое, а в хорошем реферате всё должно быть взаимосвязано). Обязательно сделайте титульный лист, на котором будет указано название учебного заведения, тема реферата, кем подготовлен и в каком году написан.

ПОДГОТОВИТЬСЯ

ПОДГОТОВИТЬСЯ

1. Запастись какими-нибудь материалами, сведениями, знаниями, необходимыми для чего-нибудь. Подготовить к ответу.

2. Настроить, расположить себя к чему-нибудь. Подготовиться к печальному сообщению.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "ПОДГОТОВИТЬСЯ" в других словарях:

    ПОДГОТОВИТЬСЯ, влюсь, вишься; совер. То же, что приготовиться. П. к докладу. П. к экзамену. П. к разговору. | несовер. подготавливаться, аюсь, аешься и подготовляться, яюсь, яешься. | сущ. подготовка, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

    См. приготовиться Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Сов. см. подготавливаться Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Подготовиться, подготовлюсь, подготовимся, подготовишься, подготовитесь, подготовится, подготовятся, подготовясь, подготовился, подготовилась, подготовилось, подготовились, подготовься, подготовьтесь, подготовившийся, подготовившаяся,… … Формы слов

    подготовиться - подгот овиться, влюсь, вится … Русский орфографический словарь

    подготовиться - (II), подгото/влю(сь), то/вишь(ся), вят(ся) … Орфографический словарь русского языка

    Влюсь, вишься; св. 1. Заранее приготовить всё необходимое для выполнения, осуществления какой л. работы, каких л. действий и т.п. П. к севу. П. к празднику. П. к отъезду. // (нсв. также готовиться). Собрать, изучить какие л. материалы, овладеть… … Энциклопедический словарь

    подготовиться - влюсь, вишься; св. см. тж. подготавливаться, подготавливание, подготовляться, подготовка, подготовление 1) … Словарь многих выражений

    заточить копыта - подготовиться к побегу … Воровской жаргон

    Влюсь, вишься; сов. (несов. подготавливаться и подготовляться). Заранее приготовить все необходимое для выполнения, осуществления какой л. работы, каких л. действий и т. д. Подготовиться к севу. Подготовиться к отъезду. □ [Васильков:] Мне еще… … Малый академический словарь

Книги

  • Как подготовиться к переговорам за час , Пьер Касс. О чем эта книга "Как подготовиться к переговорам за час" - это настоящая классика среди учебников по деловому общению. Книга не ведет читателя за руку среди дебрей метафор и не объясняет ему…
  • Умная мама. Как подготовиться к рождению ребенка за три дня , Елена Анциферова. Цитата "Пожалуйста, первые пару месяцев не проверяйте ребенка на прочность, как в Древней Спарте, а правильно заботьтесь о малыше, создавайте благоприятные условияухода за ним дома, дайте ему…

В любом деле, будь то электронный бизнес или презентация, призывающее к чему-либо сообщение или просто письмо - необходимо, чтобы оно было убедительным. Я уверена, что многие из вас получали множество писем, реакция, на которые была весьма разнообразна. Та же ситуация и при посещении какого-либо сайта. На некоторые вы стремились тут же ответить или заинтересовывались и стремились получить более исчерпывающую информацию, а некоторые просто не было желания даже просматривать по прочтении трех строчек…

А вот, чтобы с вашей информацией не возникало подобного, а наоборот она была всегда интересна, эффективна и нужна людям, давайте рассмотрим способы ее превосходства и убеждения:

1. Составьте план.

Перед тем, как написать что-либо, нужно составить предварительный план. Ответив при этом на существенные вопросы. Какова цель этого текста? Кто мой читатель, и что ему или ей необходимо знать? Какие обстоятельства смогут привлечь его (ее) внимание, которое мне необходимо? Какая дополнительная информация мне нужна, чтобы начать писать? Вспомните все свои или чужие по аналогичному поводу.

2. Как можно чаще используйте обращение «вам».

Читателю интереснее будет читать о себе, чем о вас. Поэтому обращайтесь к нему, где только возможно. Например, вместо того, чтобы написать «Наша новая косметика необходима потребителю и действуют скидки», напишите «Вы будете выглядеть превосходно с нашей косметикой и сохраните деньги в вашем кошельке».

3. Используйте позитивные утверждения.

В основном более приемлемыми для слуха и глаза людей являются позитивные, а не негативные слова. Например «Я не буду возражать против новой должности», звучит немного неуверенно, а «Я приму назначение», согласитесь, намного тверже и убедительнее.

4. Используйте яркие, запоминающиеся выражения.

Создайте в уме читателя своеобразную картину. Употребление ярких, запоминающихся выражений делает вашу речь короче, специфичнее, компактнее и индивидуальнее.

5. Привлекайте внимание читателя в первом абзаце.

Читатель всегда оценивает текст по первому абзацу. В некоторых случаях это единственное, что прочитывается. Поэтому пытайтесь сразу раскрыть основную тему, при этом кратко ответив на основные вопросы «кто, что, где, когда, почему и как».

6. Изложите хорошие новости в начале письма.

Не заставляйте своего читателя гадать, когда вы поделитесь хорошими новостями. Но если по структуре вашего текста не получается вставить эти новости, то хотя бы не навязчиво намекните о них и укажите их попозже.;

7. Придержите плохие новости до конца письма.

Да, а вот плохое следует «утаивать» до последнего. Откладывая плохие новости, вы оставляете эмоциональное пространство для читателя, чтобы он смог предвидеть и подготовиться к неприятному сообщению.

8. Убедите своего читателя фактами.

9. Завершите письмо предложением о действиях, которые должны быть предприняты.

Если вы хотите, чтобы читатель сделал что-нибудь, или если вы предполагаете что-нибудь сделать, четко сообщите об этом в последнем абзаце. Не ходите вокруг да около, не предлагайте действий в середине письма, где на них могут не обратить внимания.

10. Исключите лишние слова.

А именно, займитесь редакцией (ведь не зря же работают во всех журналах - редакторы). Не ленитесь после написания, прочитать (ведь в основном приходят такие письма…) Внимательно перечитав черновик, быть, может, даже через день или два, отметьте те слова, которые могут быть исключены, но при этом, не меняя смысла и структуры текста.

11. Подпишитесь синими чернилами.

Если ваше письмо напечатано черным шрифтом, ваша подпись выделится, подчеркивая вашу индивидуальность.


Еще несколько статей из раздела "

Подготовка доклада на учебный семинар

Работу по подготовке доклада можно подразделить на две основные фазы:

докоммуникативную - планирование и подготовку доклада;

коммуникативную - практическая реализация доклада.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

Во-первых,тему и цель выступления , которыеобычно задаются преподавателем. В этом случае студенту необходимо ее конкретизировать и уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей;

Во-вторых, участников коммуникации и аудиторию, которые также не выбираются выступающим, как правило, это учебная группа и учебная аудитория, в которой проводится семинар.

В-третьих, условия: место и время.

Эффективность доклада на учебном семинаре оценивается по трем критериям:

1. Соответствие содержания доклада его цели и задачам.

2. Степень и характер активности слушателей во время доклада.

3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.

Планирование доклада

Планирование доклада зависит от темы доклада, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Цель доклада состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили свою точку зрения на излагаемую проблему. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении доклада, он не добьется успеха.

Цель доклада закладывается в т.н. стержневую идею – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. В докладе может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность доклада. Сформулировать стержневую идею доклада означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).



Требования к стержневой идее доклада :

фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели доклада;

суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема доклада должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Выступающий должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Это и есть применение системного анализа на практике.

Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом.

Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей.

В процессе уточнения темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я найти всю необходимую информацию?

Смогу ли я уложиться в отведенное время?

Соответствует ли мой доклад уровню моих знаний и опыту?

Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

Итак, подготовка к докладу заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету доклада, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Поиск и подбор материалов

После уяснения темы и цели доклада следует перейти к поиску и подбору материалов, который включает в себя ряд этапов.

Этап 1. Поиск литературы по основным вопросам темы и отбор научного содержания, которое отвечает цели доклада. Основными источниками являются: официальные документы; научная, научно-популярная, учебная и справочная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения.

Чтобы доклад получился содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

Этап 2. Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуации и т.п.) для теоретического анализа и обобщении в докладе, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции. При этом следует помнить, что цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в докладе количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Этап 3. Подбор примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов. Необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям (например, из жизни учебной группы). Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Структура доклада

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над докладом определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает докладу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей доклада. Под структурой доклада понимается его построение, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему докладу как единому целому.

Основными элементами структуры доклада являются:

1. Введение, которым докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления.

2. Стержневая идея.

3. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада.

4. Заключение, в котором подводятся итоги.

Примерное распределение времени:

вступление и стержневая идея – 10-15%;

основная часть – 60-65%;

заключение – 20-30%.

Вступление необходимо в каждом докладе. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией. Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:

1. Вступительное замечание.

2. Формулировка конкретной цели доклада для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего (т.н. ориентирование слушателей).

3. Обзор главных вопросов темы доклада, если выступление достаточно продолжительно.

Цель введения – привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в докладе. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:

рассказать что-то из личного опыта;

дать иллюстрацию в виде словесного рассказа или наглядного изображения;

обратиться к чему-либо, известному из жизни всей аудитории;

начать с риторического вопроса;

начать выступление с какой-нибудь потрясающей цитаты известного человека.

Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую для понимания основного содержания доклада. Этот материал связан со стержневой идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.

Чтобы ориентировать слушателей, можно:

дать историческую основу;

дать определение основных терминов;

взять примеры из личного жизненного опыта и связать их с заданной темой;

указать на важность темы для слушателей.

Начать доклад можно одним из следующих способов:

сообщение темы и основных вопросов; характеристика их теоретического и практического значения;

прямое приглашение к совместному обсуждению, поиску ответов на поставленные вопросы;

краткая характеристика существа вопроса, формулирование основной мысли доклада;

выражение своего отношения к собравшимся, обычно положительного, или даже подчеркнуто положительного, и другие.

Стержневая идея доклада должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.

В Основной части доклада развертывается стержневая идея, раскрываются ее аспекты. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет доклада должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.

При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил:

1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот.

2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной-двумя фразами, или даже отдельными словами.

3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие.

4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться.

Полный текст доклада

При подготовке доклада на учебный семинар студент готовит полный текст доклада. При этом можно руководствоваться следующими правилами:

1. Пишите полный текст для недостаточно хорошо усвоенного материала, это способствует углубленному освоению темы.

3. Приближайте текст к разговорной речи. Используйте несложные обороты, короткие предложения, постановку вопросов и ответы на них.

4. Путем корректирования текста добивайтесь соответствия выступления интересам различных категорий слушателей в одной аудитории.

5. К написанию текста приступайте после составления окончательного плана.

6. Начинайте писать текст с центральных разделов темы. Потом переходите к второстепенным и далее к введению и заключению.

Во время своего доклада:

1. Стремитесь к свободному чтению, без постоянного заглядывания в текст.

2. Сохраняйте визуальный контакт со слушателями, контролируйте их реакцию. Улавливайте отношение к себе и к тому, что говорите.

3. Не начинайте доклад с изложения его плана, если известно, что оно не записывается слушателями.

4. Избегайте диктовки литературы, если к тому нет особой необходимости.

Мультимедийной презентации

Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов, т.е. каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать логике презентации. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

Эффективность применения презентации зависит от четкости и продуманности ее структуры. Для построения структуры следует использовать классический принцип декомпозиции решения задачи, т.е. представлять каждую сложную идею как систему более простых идей. Это поможет реализовать основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разделить и на несколько слайдов. Пронумеруйте слайды. Это позволит быстро обращаться к конкретному слайду в случае необходимости.

Логика презентации может быть построена как на основе индуктивной, так и дедуктивной схемы.

Информация, представленная на слайдах, должна учитывать зону актуального развития слушающих, обеспечивать зону их ближайшего развития, пробуждать познавательный интерес и способствовать развитию психических процессов.

Информационная составляющая презентации должна поддерживаться ее эстетическими возможностями, которые не должны быть перенасыщенными и многослойными.

Иллюстративный материал слайдов презентации должен быть современным и актуальным, решать задачи доклада.

Оформление слайдов должно привлекать внимание аудитории, учитывая психологические особенности восприятия слушателей.

Слайды нельзя перегружать ни текстом, ни картинками. Необходимо избегать дословного «перепечатывания» текста доклада на слайды - слайды, перегруженные текстом - не осознаются. Лучше изложить с необходимой точностью и полнотой часть информации, чем сообщить максимум сведений, которые не могут быть в полной мере осмысленны слушающими. Необходимо помнить, что человек моментально может запомнить немного: не более трех фактов, выводов, определений.

ЗАПОМНИТЕ: Презентация сопровождает доклад, но не заменяет его. Текстовое содержание презентации должно сопровождать определенные положения, озвученные докладчиком, но не повторять их слово в слово. Слова и связанные с ними образы обязательно должны быть согласованы во времени.

Следует помнить, что презентация в первую очередь предназначена для иллюстрирования теоретических положений (рисунок, график, фотография и т.д.) и пояснения сложных для понимания положения (схема, алгоритм и т.д.), но не для упрощения своего повествования.

Не забывайте о значении заключительных слайдов, в которых представлены заключение, выводы, итоги и, наконец, список литературы.

Методика подготовки доклада (сообщения)

У современных учащихся вузов, школ, нередко возникает вопрос: как подготовить доклад, чтобы он полностью устроил преподавателя? Ученики регулярно получают такие задания: тема изучается ими самостоятельно, а они должны показать, насколько освоили материалы, прочесть соответствующую речь на защите доклада и ответить на вопросы. Некоторые школьники с лёгкостью пишут доклады, а для многих это остаётся сложной задачей. Однако и с течением времени далеко не все приобретают нужные навыки, осваивают методики написания докладов. В вузе самым серьёзным и ответственным докладом становится текст, посвящённый диплому. Именно его зачитывают студенты на защите дипломного проекта, а мастерство докладчика во многом определяет отношение комиссии к его работе в целом. Очень важно научиться писать и презентовать доклад, демонстрируя знания и умения педагогам. Чтобы правильно подготовить доклад необходимо овладеть основными методиками, знать требования к тексту, следовать рекомендациям и алгоритму.


Готовим доклад правильно и эффективно. Несколько полезных советов
Вам понадобится учесть несколько советов и следовать алгоритму, чтобы ваша работа была действительно эффективной, а доклад получился содержательным и интересным.
  • Сначала стоит подумать о времени, которое вы затратите на выполнение задания. Постарайтесь выделить на подготовку доклада хотя бы 2-3 дня. Как показывает практика, лучше всего заниматься изучением темы, поиском материалов и дальнейшим оформлением окончательного текста доклада в несколько приёмов. Именно так вы сможете рационально распределить время и трудиться с хорошей производительностью. Спешка всегда вредит делу, зачастую возникают непредвиденные сложности, вопросы. В итоге правильно подготовить доклад ещё сложнее. Упростите себе задачу, оставив нужное количество времени на работу.
  • Важный момент в любой работе, так или иначе связанной с наукой, написанием текстов, – выбор темы, осваивание заданного направления. Когда тема обозначена преподавателем, вам придётся приложить некоторые усилия, чтобы вникнуть в неё, особенно, если она вам мало знакома или показалась неинтересной. Помните, что успех работы не зависит напрямую от темы. Если вы будете готовить доклад тщательно и вдумчиво, вы в любом случае защитите его успешно. Выбирая тему самостоятельно, остановитесь на той, которая вызывает у вас искренний интерес, избегайте практического подхода. Даже если вы имеете много материалов, но направление вас не привлекает, работать будет сложнее.
  • Приступив к подготовке доклада, сразу подумайте, где вы станете доставать источники информации. Не нужно ограничиваться сведениями, имеющимися в Интернете. Используйте только проверенные сайты – их вам может посоветовать учитель. Обязательно возьмите минимум два источника в библиотеке, проверяйте данные по ним.
  • Пишите доклад самостоятельно. Изучите тему, соберите материалы, составьте текст. Не берите готовые доклады, даже если увидите хорошие варианты по вашей теме. Скорее всего, плагиат быстро обнаружит ваш педагог, а вы не получите никакой пользы от работы, не овладеете полезными навыками, не разберётесь в теме, которая может вам пригодиться. Всегда сложно отвечать на вопросы, когда доклад написан кем-то другим.
  • Отведите достаточное время на исследование темы. Разумеется, доклад отличается от научной работы, курсовой, но и в нём вам нужно продемонстрировать собственный подход, сложить личное мнение о проблеме. Работайте по плану: вдумайтесь в тему, разберитесь в сложных для вас вопросах, обозначьте круг базовых проблем. После просмотра разных источников выберите 3-5 основных, чтобы не запутаться в материалах, хорошо их запомнить и не отклониться от заданного направления. Выделите самое главное, касающееся вашей темы, раскрывающее её, в каждом источнике. Составьте план и только после этого начинайте писать сам текст доклада.
  • Подготовив черновой вариант доклада, тщательно проверьте его с точки зрения русского языка. Обратите внимание, что вам нужно выполнить несколько задач:
    1. Разобраться в теме самостоятельно.
    2. Показать преподавателю, что вы действительно ориентируетесь в теме и понимаете то, о чём говорите.
    3. Рассказать всё доступно и понятно, донести суть доклада, его содержание до всей аудитории, том числе до ваших одноклассников (однокурсников), которые услышали данную информацию впервые.
    Если в тексте много ошибок, смысл обязательно будет ускользать, вас не смогут понять. Педагоги тоже оценивают работу по содержанию и по оформлению. Структура текста должна быть чёткой, логичной, построение важно соотнести с раскрытием темы, излагать материал последовательно и не пропускать важные сведения. Раскрывайте непонятные термины, делайте доклад доступным.
  • Очень важный этап – подготовка речи. Хороший способ грамотно преподнести материал – оформить отдельно текст доклада и речь. Речь желательно сделать более краткой, чтобы она занимала 4-5 страниц (если учитель не обозначил другие стандарты). Тогда она будет хорошо восприниматься, а всё остальное вы сможете рассказать, отвечая на вопросы педагога. Обратите внимание, что, не зачитывая сразу весь материал, вы оставляете себе своеобразный «запас», имеете возможность хорошо ответить на дополнительные вопросы. В то же время, помните, что важно и в речи полностью раскрыть тему, не упуская узловых моментов, понятий, иначе она будет неполной. Напишите речь на листочках или напечатайте, её вам, скорее всего, можно будет взять с собой на защиту доклада.
  • Речь следует не только грамотно оформить, но и научиться хорошо преподносить материал, прорепетировать выступление несколько раз. Вы можете потренироваться перед зеркалом. Произносите слова чётко, правильно интонируйте, не делайте длительные и ненужные паузы, не используйте междометия. Говорить нужно в среднем темпе, не очень медленно, но и не слишком быстро, иначе слушателям будет трудно воспринимать текст. Произносите фразы спокойно, старайтесь не волноваться. Тренировки помогут вам уверенно чувствовать себя на самой защите доклада.
Особая специфика у доклада для защиты диплома. Как правильно подготовить доклад, чтобы он не испортил впечатление о работе, стал вашим дополнительным преимуществом?

Помните, что длинная речь – это уже недостаток выступления. Допустимое время, отводимое обычно на доклад, – 10 минут. Но есть две тенденции:

  • уже на пятой минуте аудитория начинает уставать;
  • студенты в большинстве случаев не укладываются в заданный промежуток времени.
В итоге можно сделать два вывода. Когда многие студенты удлиняют речь, комиссия утомляется ещё больше. Следовательно, задача докладчика – максимально сократить время своего выступления. Оптимальная длительность доклада – 5-6 минут. Его продолжением станут ответы на вопросы комиссии. Что же нужно обязательно сказать, делая доклад по дипломному проекту?
  • Кратко обозначьте актуальность, предмет и объект, методы исследования, цели и задачи работы.
  • Скажите, какие известны фундаментальные исследования по вашей теме, а на какие источники в основном опирались именно вы. Достаточно назвать 5-7 позиций.
  • Дайте представление о содержании работы буквально в двух предложениях: это может напоминать пересказ оглавления, только с соответствующими смысловыми связками.
  • Основная часть вашего доклада – ваши собственные наработки, результаты, выводы. Рассказывайте о своих находках, приводите примеры и доводы. Это должно занять примерно 4/5 вашей речи.
Вы убедитесь, что такой доклад будет воспринят прекрасно, комиссия выслушает вас с интересом, а всё, что не вошло в вашу лаконичную речь, они смогут спросить у вас дополнительно.

Подготовка доклада. Алгоритм
Как подготовить доклад правильно? Следуйте советам, действуйте по алгоритму, тогда работать будет легче, а результат порадует.

  1. Вникните в тему доклада. Определите основные проблемы и выпишите их на отдельный листочек. Сразу подумайте, всё ли вам понятно. Уточните термины, нюансы работы у преподавателя.
  2. Найдите источники, где вы собираетесь брать информацию. Возьмите в библиотеке хотя бы 2-3 источника, в Интернете пользуйтесь проверенными сайтами. Сверяйте сведения с печатными материалами.
  3. Ограничивайте количество источников, иначе вы можете запутаться в материалах, потратить слишком много сил на их осваивание. Соотносите работу с объёмом доклада, сложностью темы. Если вы учитесь в школе, достаточно взять 3-5 источников, а вот студенту стоит довести их количество до 5-9.
  4. Определите самые важные для раскрытия темы места в материалах, основные моменты. Дополните ими ваш черновик.
  5. Составьте план доклада. Сделайте маленькую вступительную часть, обозначьте тему, кратко расскажите об источниках информации (назовите их), после основной части перейдите к вашим заключительным выводам.
  6. Напишите черновик доклада. Не забывайте о последовательности, логичности изложения.
  7. Прочтите текст, подумайте, соответствует ли он теме, исправьте все недочёты, ошибки.
  8. Сделайте два варианта доклада: чистовой вариант и речь, представляющую собой сокращённую версию доклада.
  9. Прочтите речь, доклад, проверьте на наличие ошибок.
  10. Прорепетируйте защиту доклада, прочтите речь вслух два раза.
Действуйте в соответствии с алгоритмом, вникайте в тему, помните о рекомендациях: так вы сумеете подготовить хороший доклад, успешно его защитить.