Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:

[б]

[д]

[з]

[г]

[в]

[ж]

[п]

[т]

[с]

[к]

[ф]

[ш]

Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.

Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.

[б]

[б’]

[д]

[д’]

[з]

[з’]

[г]

[г’]

[в]

[в’]

[ж]

[п]

[п’]

[т]

[т’]

[с]

[с’]

[к]

[к’]

[ф]

[ф’]

[ш]

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

[б]

[б’]

Б

(бэ)

[п]

[п’]

П

(пэ)

[д]

[д’]

Д

(дэ)

[т]

[т’]

Т

(тэ)

[з]

[з’]

З

(зэ)

[с]

[с’]

С

(эс)

[г]

[г’]

Г

(гэ)

[к]

[к’]

К

(ка)

[в]

[в’]

В

(вэ)

[ф]

[ф’]

Ф

(эф)

[ж]

Ж

(жэ)

[ш]

Ш

(ша)

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик - непарныезвонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

[л]

[л’]

Л

(эль)

[м]

[м’]

М

(эм)

[н]

[н’]

Н

(эн)

[р]

[р’]

Р

(эр)

[й’]

Й

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

[х]

[х’]

[ц]

[ч’]

[щ’]

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

[х]

[х’]

Х

(ха)

[ц]

Ц

(цэ)

[ч’]

Ч

(че)

[щ’]

Щ

(ща)

Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.

Давайте закрепим.

Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2. С глухим — траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3. С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.

С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

Шесть мышат в камышах шуршат.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

[б’] - [п’]

[в’] - [ф’]

[г’] - [к’]

[д’] - [т’]

[з’] - [с’]

Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие - на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

  1. На конце слова:

Хлеб - [хл’э́п].

(Много) цветов - [цв’ито́ф].

2. Перед глухим согласным:

Когти - [ко́кт’и].

Ложка - [ло́шка].

Под полом - [патпо́лам].

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

Просьба - [про́з’ба].

Отбой - [адбо́й"].

С другом - [здру́гам].

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик - [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).

Учил - [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Свист - сви[с’т’]еть.

Лес - ле[с"н"]ик.

Казна - в ка[з"н"]е.

Бант - ба[н"т"]ик.

Индия - И[н"д"]ия.

Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч"], [щ"] уподобляются им по звучанию и по произношению.

Сшить - [шшы́т’].

Разжечь - [ражжэ́ч’].

Счет - [щ’щ’о́т].

Расщедрился - ра[щ’щ’]е́дрился.

Подчистить - [пач’ч’и́с’т’ит’].

С жуком - [жжуко́м].

Из шерсти - [ишшэ́рс"т"и].

В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].

Рваться - [рва́цца].

Годится - [гад’и́цца].

В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].

Арбатский - [арба́цк’ий"].

Пиратский - [п’ира́цк’ий"].

При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

Властный - вла[сн]ый.

Сердце - се[рц]е.

Поздно - по[зн]о.

Солнце - со[нц]е.

Завистливый - зави[с"л"]ивый.

Чувство - чу[ств]о.

Шестьсот - ше[сс]от.

Голландский - голла[нс]кий.

Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

Ударные гласные образуют в речи ударные слоги , безударные гласные - безударные слоги .

В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.

Пила - [п’ила́].

Дымок - [дымо́к].

Рука - [рука́].

Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.

После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).

Глава - [глава́].

Слова - [слава́].

После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).

Дела - [д’ила́].

Пятак - [п’ита́к].

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Есть - [й’э́с"т"] (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет - [прал"й"о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют - [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

Буквы е, ё, ю, я , стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.

Лес - [л’э́с].

Мёд - [м’о́т].

Люк - [л’у́к].

Ряд - [р’а́т].

Звуки  П, Ф, К, Т, Ш, С 
Тихие, глуховатые.
Звуки  Б, В, Г, Д, Ж, З 
Шумные, звонковатые.

Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук согласный проверяй,
За ним гласный подставляй:
труД – труДЫ, коТ – коТЫ –
Будешь грамотным и ты.

Парный звонкий согласный звук
С тобою может подшутить.
В середине и в конце слова
Себя может оглушить.
Будь внимателен, мой друг,
Слово родственное представь,
За согласной гласную поставь
(или сонорные: Л, М, Н, Р, или В):
ГриБки – гриБОк, гриБНой,
ГлаЗ - глаЗА, глаЗНой.
Букву нужную пиши,
С нею, братец, не шути!

Первоклашка слово лев
Написал бы с буквой… ф!
Пишет он, как слышит.
И сидит – не дышит…
Я бы так не стал спешить,
Ну зачем народ смешить?
Ведь не то, что слышим,
Мы порою пишем!
Слово изменяется –
Буква проявляется.
Слово так и сяк кручу,
Получить ответ хочу:
ЛьВёнок, лёВа, лёВушка –
Пышная головушка.
Слово трижды изменилось,
Буква трижды проявилась.
А за ней пришла игра.
Эх, любимая пора!
Тоже хочешь поиграть?
Поделюсь словами,
Открывай скорей тетрадь
Да играй-ка с нами!
Напиши-ка: ВинограД.
КоТ. КомпоТ. УтюГ. ПараД.
ПерехоД. ВелосипеД.
ВыхоД. ВхоД. ЗакаТ. МопеД.
Написал? Ну вот, теперь
Слово каждое – проверь! Н. Пикулева

Рифмовки-запоминайки
НиТки, мыШка и тетраДка,
кноПка, скреПка и заклаДка,
коТ, гоД, огороД,
гороД, холоД, парохоД –
Всё напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй,
За ним гласный подставляй!

ОбеД, завоД, медвеДь, кроваТь,
ОтряД, нароД, этаЖ, тетраДь.
НоЖ, стриЖ, снеГ, гараЖ,
ЛошаДь, труД, пруД, шалаШ.

РыБка, гряДка, круЖка, склаДка,
ТраВка, сеТка и тетраДка.
КрыШка, лаПка, лоДка, скаЗка,
КниЖка, лоЖка и укаЗка.

ЛоЖка, лоДка, рыБка, гряДка,
ШуТка, уТка и тетраДка.
КниЖка, крыШка и рубаШка,
ТраВка, клеТка, неваляШка.

ДруЖки, снеЖки, роЖки, круЖки,
СапоЖки, ноЖки, пироЖки,
ЛуЖки, флаЖки и лоЖки,
СнеЖки и босоноЖки.

МиШка, коШка, глаЗки, лаПки,
ДруЖба, книЖки и тетраДки,
ШуБка, шаПка и сапоЖки,
И берёЗка, и серёЖки.
– Из слов каждой строки составь предложение.

Ш а р а д ы

Авто и самолётом управляю,
Но букву поменяй – и стану я
Страной, которой нет конца и края
(так встарь всегда звалась страна твоя).

Два коротких первых слога
Вы, как штык, наверняка
Не найдёте у бульдога,
Но найдёте у быка.
Третий слог глядит с портрета,
Всё же вместе слово это –
И не овощ, и не фрукт –
Хлебобулочный продукт… (рога, лик)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.

Со звонким на конце он значит
Примерно то же что не стар.
С глухим по наковальне скачет
Звенит в ушах его удар.

Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут.

С Ё – колючий, с У – ползучий.

С буквой О – овраг глубокий,
С буквой У – простор широкий,
Где всё лето каждый год
Ест траву рогатый скот.

С буквой Е – деревья, травы
И пахучие цветы.
С буквой И – хвастун лукавый.
Кто он? Догадался ты?

С буквой Д собака это
(рост её всегда высок).
С буквой Р по всем приметам
То, что носит носорог.

С буквой Р краснеет он,
Если бросить в кипяток.
С буквой М – в саду взращён,
И тогда уже цветок.

Коль меня напишешь с буквой О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Коль меня напишешь с буквой И,
На тарелке буду в праздничные дни.

С буквой М я очень сладкий,
И едят меня охотно.
С Л – холодный, скользкий, гладкий,
Для любых коньков – находка.

Я – место отдыха судов
На глади голубой,
Но С прибавь, и я готов
Стать бегом и борьбой.

Я – клык, я мудрый коренной,
Я у тебя во рту,
Но букву замени, друг мой,
И я в дубраве вековой
Шумлю ажурною листвой
И много лет расту.

Я – связка брёвен и плыву
Всегда в согласии с теченьем,
Но с буквою другой я стану
Деревьев и кустов твореньем.

Я – зверёк с названием что надо,
Но лишь стоит букву поменять,
Стану я деталью маскарада,
Чтобы мог любой лицо скрывать.

Я – сладкий, липкий и тягучий,
Но если с буквою другой –
Будь повнимательней на случай,
Когда я под твоей ногой.

Я – насекомое, но стоит
Во мне лишь букву поменять,
И я уже совсем другое,
И слёз тебе не удержать.

Река и море ей под стать,
И не страшно волны движенье,
Но если букву поменять,
К супам и кашам приложенье.

И по реке, и по пруду
Плыву я в ясную погоду.
Но вставь лишь И, я поведу
Стальную птицу к небосводу.

Буква Л пред буквой У
Встала впереди.
Буква Г за буквой У
Встала позади.
И возник пред нами вдруг
Весь в цветах зелёный … . Я. Козловский

Вставь пропущенные парные по глухости-звонкости согласные
и безударные гласные:
Пестрел за лесом яркий лу… .
Охотник взял с собою лу… .

Спит у двери рыжий ко…:
Внутрь попасть мешает ко… .

Построили мы с папой пло… ,
Трудов усердных чудный пло… .

Старый пру… совсем зарос.
Я длинный пру… домой принёс.

Люблю деревню, поле, лу… , но не люблю я чистить лу… !

Озорной волшебник-ма…
Превращает редьку в ма… .

– Где растёт морковь? – Гря…ка! Нет чего?
– На гря…ках. – Нет грядок.
– Буквы пишут где? – А тетра…ка?
– В тетра…ках. – Нет тетрадок.
– Что мы чистим? – Зу..ки?
– Чистим зу…Ки. – Изменяем: зубы.
– Надеваем в холо… ? – Шу…ки?
– Шу…ки. – Проверяем: шубы.
– Любим сне…? – А сне…ки?
Играть в сне…ки? – Летит снежок.
Печь на праздник – Пиро…ки?
пиро…ки? – Съем пирожок.

«Птичья» считалка
Дрофа, стрепет, балобан,
Стерх, погоныш и фазан,
Гага, беркут, сип и гриф
Для считалки просто миф.

Найди лишние слова:
Дру…ки, сне…ки, ро..ки, пры..ки,
Сапо…ки, кро…ки, пиро…ки,
Лу…ки, фла…ки и ло…ки,
Кру…ки и поварё…ки.

Вставь пропущенные буквы:
Шёл Ипат через пру…
Зацепился за пру…
По-над речкой ду… растёт
Вокруг дуба лу… цветёт.
На лугу очерчен кру…
В том кругу посеян лу…
Лу… посеян на лугу
В заповедном том кругу.

Ехал с ярмарки наро… ,
Вё… д…мой поку…ки:
Де… (Ф, ф)едо… – резной комо… ,
Ба…ка (Ф, ф)ёкла – сту…ки. И. Мазнин

Жил в Одессе чёрный ко… ,
Он зале… на парохо… ,
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… . Ю. Мориц

На дворе стоит моро …,
Нам морозы надоели.
Стынет ло… и мёрзнет но…,
Все от стужи покраснели.
Покрывает землю лё…,
И по льду скользит прохожий.
А в берлоге молодой медве… ь ревёт,
Что к медведям в гости он пойти не сможет.

За око…ком трескучий моро…,
В коридоре свернулся Барбо….
У плиты умывается ко…
И о чём – то Барбосу поёт.
На дворе никого не видать,
Не выходят ребята играть.
Даже дыму на улицу что-то
Из трубы выходить неохота.

Возле гря…ки – две лопа…ки,
Возле ка…ки – два ведра.
После утренней заря…ки
Мы работаем на гря…ке.
И посадки все в поря…ке,
Их теперь полить пора.

Задач… про к…зу.
Однажды задал я вопро… :
Как превратить к…зу в пять ко… ?
И смех раздался мне в отве… :
Подумаешь, какой секре… !
Привяжем к цифре пять к…зу
И зачеркнём при этом «у».
И п…терых под звон стреко…
Теперь п…сти мы будем ко… . Я. Козловский

Водили звери хорово…
Вокру… зелёной ёлки.
Плясал и кро… , и бегемо…,
Плясали даже волки!
Пустился в пля… и дикобра… . Б. Заходер

Как выходит мама в огоро…,
Так и мне лопа…ку подаёт.

Ждут воробьи у корму…ки кормё…ки.
Принёс им Маркуша в карма…ке моро…ки.

Роет землю серый кро… ,
Разоряет огоро… . С. Маршак

На око…ке кро…ку мо…ку
Ло…ко ловит лапой ко…ка.

Прячет хитрая кедро…ка
В мя…кий мох орехи ло…ко.

Летят три пичу…ки,
Впереди три избу…ки.

Первый лё… и первый сне…
Очень радовали всех.

Чёрной ночью чёрный ко…
Прыгнул в чёрный дымохо… .

Земля, которую разрыли мурав…и, сверху покрылась брусникой. А под яго…кой зародился гри… . Мало-помалу напирая своей упругой шля…кой, он поднял вверх сво… с брусникой и показался на свет. М. Пришвин

Утренний клё… принёс хороший уло… .
На обе… – овощной су…, хле… и зелёный лу… .
Де… Оле… озя… . надел тулу… и повязал шар… .

Допиши сравнения.
Храбрый как …
Неуклюжий как …
Слепой как …
Длинный как …
Изворотливый как …
Подсказка: лев, медведь, крот, жираф, уж.

З а г а д к и

(в конце слова)
Полноватый я слегка
И круты мои бока,
Но зато красива шляпка,
Хоть и ножка коротка. Гриб.

Всем он нравится, и очень,
Потому что добр вполне,
А грибочки и листочки
В норку носит на спине. Ёжик.
Он, как добрый друг, с тобою,
Хоть жара, хоть с неба льёт:
И от солнышка укроет,
И от дождика спасёт. Зонт.

Землекоп слепой копает землю рукой –
Строит толстостенные города подземные;
У тех городов сто ходов, сто выходов. Крот.

Он с пышной гривой и притом
Довольно схож с твоим котом. Лев.

Попроси – и даст он лапку,
Принесёт послушно шапку,
Ловко косточку сгрызёт,
Что ни спрячешь – всё найдёт. Пёс.

Длинноног, красив Высок,
Прячет голову в песок,
Крылья есть, но не летает.
Кто же он, скажи, дружок? Страус.

Какая змея не ядовитая? Уж.

Чёрным, белым я бываю,
И пшеничным, и ржаным,
Людям силы прибавляю
И всегда необходим. Хлеб.

В норе живёт зверёк,
Он толстосум и толстощёк. Хомяк.

(в середине слова)
Колыбельку на колёсах
Можно часто повстречать,
Малышу легко и просто
В ней на воздухе поспать.
Ну а что это такое,
Не хотел бы ты сказать? Коляска.

Целый день она летает,
Всё кричит: ку-ку, ку-ку!
А устанет – отдыхает,
Примостившись на суку. Кукушка.

Сидит на ложке, свесив ножки. Лапша.

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? Ложкой.

Если в кепке поменяешь,
Словно кубик, КЕ и РЕ,
Сразу сказку ты узнаешь,
Дорогую детворе. «Репка»

На дорожку вышли рожки:
– Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. Улитка.

Не жалея ни щетинки,
Чистит туфли и ботинки,
Любит ваксу, любит крем
И нужна, конечно, всем. Щётка.

Самодиктант или «Подскажи словечко»

(в конце слова)
Вова Маркин очень рад:
У него есть младший … браТ

Протекает в поле речка,
У реки стоит овечка.
Как ей речку перейти?
Помоги ей … найти. брод

На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктику, экватор, полюс…
Уместил всю Землю … глобус

Высотою с папин шкаф
Цирковой артист … жираф

Врач живёт в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
– Ай, как щиплет! Ой, как жжёт!
Узнаёте? Это … йод

У норы мышонка ждёт,
Щуря глазки, хитрый … кот

Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились … грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зелёные выставил … лук

Овощ красный, как кровь,
Называется … морковь

Не боимся мы угроз и не страшен нам … мороз

Обижается Барбос:
Шмель Барбосу сел на … нос

Идут полки за рядом ряд –
На Красной площади … парад
Мы с семьёю каждый год
Отправляемся в … поход

Испугался кот собак,
Задом пятится, как … рак

Я вам, не хвастая, скажу:
«Я всех друзей омоложу.
Идут ко мне с морщинами,
Идут ко мне со складками,
Уходят очень милыми,
Весёлыми и гладкими.
Значит, я – надёжный друг,
Электрический … утюг».

(в середине слова)
Я возьму свою лопатку
И пойду вскопаю … гряДку

К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по … дорожке

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … зарядку

Вышли дети по порядку,
Встали дружно на … зарядку

Вот соль тебе, вот хлеб и ложка.
Сварилась к ужину … картошка

В них стихи, картинки, сказки,
В них загадки и раскраски,
Попугаи и мартышки.
Что же это? Это … книжки

За рекою, у опушки,
Раздаётся крик … кукушки

Будь то суп или картошка,
Для обеда нужна … ложка

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдёте:
На поляне, на опушке.
Мы – зелёные … лягушки

У меня четыре ушка,
Зовусь я … подушка

Каждый день её берут
И под голову кладут.
Дарит людям сновиденья,
Есть у всех без исключенья.
Неразлучна, как подружка,
Очень мягкая … подушка

Не видна из грядки,
Играет с нами в прятки.
И никто бы не нашёл,
Да гляди – торчит хохол!
Потяните крепко – вытащится … репка

Похрустывает вкусно, крепко
Налившаяся соком … репка

Летом у берёзки выросли … серёжки

Аист азбуку учил
И пятёрку получил.
Он сегодня без подсказки
Сам себе читает … сказки

Эти цифры по порядку запиши в свою … тетрадку

Капризные сандалии однажды мне сказали:
«Боимся мы щекотки сапожной строгой … щётки».

Все согласные звуки в русском языке разделяются по нескольким признакам, в том числе и по принципу звонкости-глухоты. Эта произносительная характеристика влияет на то, используется ли при выговаривании звука голос или нет. Изучение данной темы очень важно для понимания основных принципов работы фонетической системы, ведь глухие согласные звуки являются очень важной ее частью.

Что такое глухой согласный звук

Глухие согласные звуки производятся только шумом, без участия голоса. При их произнесении голосовые связки полностью расслабляются, гортань не вибрирует.

Парные и непарные глухие согласные

Большинство звуков, которые относятся к этой категории, имеют звонкую пару. Какие это звуки, можно узнать из таблицы “Глухие согласные звуки в русском языке”.

Таким образом, в русском языке есть 11 глухих согласных, имеющих звонкую пару. Но есть и непарные – это такие звуки, как [х], [х’], [ч’] и [щ’].

Они не могут стать звонкими вне зависимости от позиции.

Запомнить все глухие согласные, которые есть в русском языке, помогает специальная мнемоническая фраза: “Степка, хочешь щец? – Фу!”. Но запомнить их парность по твердости-мягкости она не поможет, так как глухие согласные, имеющие пару, представлены в ней только в одной разновидности – или твердой, или мягкой.

Правило оглушения согласных

В русском языке нередки случаи, когда на письме пишется звонкая согласная буква, а в речи она превращается в глухой согласный звук. Это происходит, например, когда звонкая буква оказывается в самом конце слова, как в слове гриб, транскрипция которого будет выглядеть как [грип].

Из-за того, что звонкие согласные на конце оглушаются, часто возникают сложности при воспроизведении таких слов на письме. Однако есть простой способ проверить, какую букву использовать: нужно так изменить слово, чтобы согласная оказалось перед гласной, например, гриб – гриба. Тогда сразу станет понятно, что нужно писать. То же самое касается случаев, когда на конце стоит глухой согласный, а на письме его озвончают “по общему правилу”. Проверить, какая буква пишется, можно тем же способом: крик – крика, лот – лота.

Также могут оглушаться звонкие согласные, располагающиеся в позиции в начале и в середине слова, если после них идет глухой согласный. Это легко понять на примере: будка [б́утка].

Что мы узнали?

Глухие согласные звуки – это такие звуки, при образовании которых не вибрирует гортань, то есть не участвует голос. Состоят они только из шума. У большинства глухих согласных есть звонкая пара, однако есть четыре непарных звука такого типа – это [х], [х’], [ч’] и [щ’]. Из-за правила оглушения согласных при произнесении те согласные, которые на письме являются звонкими, переходят в свою глухую пару. Так происходит, если они оказываются в конце слова, а также когда перед ними стоит другой глухой согласный.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 91.

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

[б] [б’]
[п] [п’]
[д] [д’]
[т] [т’]
[з] [з’]
[с] [с’]
[г] [г’]
[к] [к’]
[в] [в’]
[ф] [ф’]
[ж]
[ш]

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

[л] [л’]

(эль)

[м] [м’]
[н] [н’]
[р] [р’]
[й’]

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

[х] [х’]
[ц]
[ч’]
[щ’]

Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка - точка

б очка - почка

ш ар - жар

удочка - уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа - ежата, у ужа - ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».