Организация спортивного уголка в группе.

Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия. В нашей группе проводятся три занятия физкультуры в неделю. Два занимаемся в зале. Одно занятие на улице. Также каждый день по утрам проводится гимнастика.
Так же в группе имеется физкультурный уголок. Проводятся мероприятия по закаливанию. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям также должны отвечать групповые физкультурные уголки.

Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Главная цель физкультурного уголка:

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка:

Развитие движений и совершенствование двигательных функций;

Достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

Создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку

Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.

Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

Уголок должен быть эстетически оформлен.

Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

Наличие символик физкультуры и спорта.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Комплектация нашего уголка:

1.Теоретический материал (различные картотеки)

Картотека подвижных игр

Картотека хороводных игр

Картотека физкультминуток

Картотека бодрящих гимнастик

Картотека считалок

Комплексы утренней гимнастики

Гимнастика для глаз

Зрительные дорожки

Дыхательная гимнастика

Иллюстрированный материал по зимним видам спорта

Иллюстрированный материал по летним видам спорта

Символика и материалы по истории Олимпийского движения

Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны

2.Различные игры: дидактические игры о спорте, настольно-печатные игры, парные картинки, лото, лабиринты, разрезные картинки, игры с фишками и т. д.

Спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).


3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр : маски –

шапочки, ленточки, платочки, косички.

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

Мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) для ходьбы;

Доска ребристая

Коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т.д.;




6. Для перешагивания, подъема и спуска:

Бруски

7. Для игр и упражнений с бросанием,

ловлей, метанием:

Кольцебросы;

Мячи резиновые разных размеров

8. Выносной материал:

Мячи резиновые;

Бадминтон

Скакалки;

Обручи;

Лыжи;

Ворота для хоккея;

Слайд 2

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении". Жан Жак Руссо

Слайд 3

Цели и задачи спортивного уголка Требования к спортивному уголку Комплектация уголков по возрастным группам Примеры оформления спортивных уголков 5. Игры с «тихим тренажером» 6. Обзор методической литературы и периодической печати, дидактического материала и картотек План консультации

Слайд 4

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ: ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК СЛУЖИТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ДВИЖЕНИИ И ПРИОБЩЕНИЮ ЕГО К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Слайд 5

ЗАДАЧИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО УГОЛКА - ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННО - ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ, АКТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ; - РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ; - ДОСТИЖЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ВОЗРАСТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ; - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА; - СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА, РАДОСТНОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГРАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ; - ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТУ.

Слайд 6

ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ: Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования

Слайд 7

ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНОМУ УГОЛКУ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗМЕЩЕНИЯ: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. 2. ОТВЕЧАТЬ ГИГИЕНИЧЕСКИМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ, А РАСПОЛОЖЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ - ПРИНЦИПУ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ. 3. УГОЛОК ДОЛЖЕН ЛОГИЧНО ВПИСЫВАТЬСЯ В ИНТЕРЬЕР КОМНАТЫ И БЫТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИ ОФОРМЛЕН. 4. УГОЛОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОСТУПНЫМ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ. 5. УГОЛОК ДОЛЖЕН СООТВЕТСВОВАТЬ ВОЗРАСТУ ДЕТЕЙ И ТРЕБОВАНИЯМ ПРОГРАММЫ, УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ КАК МАЛЬЧИКОВ, ТАК И ДЕВОЧЕК. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате. 6. НАЛИЧИЕ СИМВОЛИК ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА.

Слайд 8

Слайд 9

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями.

Слайд 10

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям. Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта. В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.

Слайд 11

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответсвующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т.д.) Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Слайд 12

КОМПЛЕКТАЦИЯ УГОЛКОВ Теоретический материал: - картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей; - картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей; - картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей; - картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей; - картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей; - картотека считалок (II младшая группа во II половине года); иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года); иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года); символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года); сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

Слайд 13

2. Игры (средние и старшие группы): - дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т.д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). 3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки), для всех возрастных групп.

Слайд 14

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т.д.) в разных формах для ходьбы; - коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т.д.; - бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т.д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног. - нестандартное оборудование, сделанное своими руками; - мячики – ежики; - мешочки с разной крупой для рук; - эспандер (средний и старший возраст).

Слайд 15

5. Для игр и упражнений с прыжками: - скакалки; - обручи; - шнуры; бруски. 6. Для перешагивания, подъема и спуска: - бруски деревянные.

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении". Жан Жак Руссо


Задачи физкультурного уголка: - развитие движений и совершенствование двигательных функций; - достижение необходимой для возраста физической подготовленности; - предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата; - создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях; - приобщение детей к занятиям физической культурой и спорту.


Требования к спортивному уголку 1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. 2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности. 3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен. 4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком. 5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек. 6. Наличие символик физкультуры и спорта.





Комплектация уголков: 1. Теоретический материал: - картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей; - картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей; - картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей; - картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;


Картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей; - картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ; - иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года) ; - иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года) ; - символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года) ; - сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).


2. Игры (средние и старшие группы) :- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.). 3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп.


4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы; - коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ; - бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног; - нестандартное оборудование, сделанное своими руками; - мячики – ежики; - мешочки с разной крупой для рук; - эспандер (средний и старший возраст).


7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: - кольцеброс; - мячи резиновые разных размеров; - попрыгунчики (средние и старшие группы) ; - мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы) ; - корзины для игр с бросанием; мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст) ; - кегли; - нестандартное оборудование.


8 Выносной материал (по возрасту детей) : - мячи резиновые; - мяч футбольный (средний и старший возраст); - бадминтон (старший возраст) ; - скакалки; - обручи; - лыжи; - хоккейные клюшки; - санки и т. д. 9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Кто спортом занимается, тот силы набирается. Кто любит спорт, тот здоров и бодр. Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки. Крепок телом - богат и делом. Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь. Пешком ходить - долго жить. Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.



Организация спортивного уголка в группах

" Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении".

Жан Жак Руссо

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Главная цель физкультурного уголка

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка

Развитие движений и совершенствование двигательных функций;

Достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

Предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

Создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку

  • Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.
  • Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
  • Уголок должен быть эстетически оформлен.
  • Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
  • Наличие символик физкультуры и спорта.

В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.

В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.

В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Комплектация уголков

1. Теоретический материал

Картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

Картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

Картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

Картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

Картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

Картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;

Иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);

Иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);

Символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

2. Игры (средние и старшие группы):

Дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

Спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр : эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

Мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

Коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

Бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

Нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

Мячики – ежики;

Мешочки с разной крупой для рук;

Эспандер (средний и старший возраст).

5. Для игр и упражнений с прыжками:

Скакалки;

Обручи;

Шнуры;

Бруски.

6. Для перешагивания, подъема и спуска:

Бруски деревянные.

7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

Кольцебросс;

Мячи резиновые разных размеров;

Попрыгунчики (средние и старшие группы);

Мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

Корзины для игр с бросанием;

Мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

Кегли;

Нестандартное оборудование.

8. Выносной материал (по возрасту детей):

Мячи резиновые;

Мяч футбольный (средний и старший возраст);

Бадминтон (старший возраст);

Скакалки;

Обручи;

Лыжи;

Хоккейные клюшки;

Санки и т. д.

9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики


В число различных занятий, проводимых в детском дошкольном заведении, обязательно входят и уроки физического воспитания. Ведь развитие ребенка не будет полноценным без двигательной активности. Известно, что речь малыша формируется под воздействием на , которая совершенствуется не только на занятиях лепкой, но и при помощи физкультуры.

Физкультурный уголок в ДОУ есть в каждой группе. В некоторых садах выделяются отдельные помещения, в которых воспитанники по очереди проводят занятия, но и в помещении группы тоже имеются небольшое количество физкультурных снарядов, для того чтобы малыши наряду с остальными игровыми принадлежностями, могли удовлетворять свою двигательную активность.

Оформление физкультурного уголка

Чтобы красочно и интересно оформить физкультурный уголок в детском саду потребуются усилия нескольких человек. Как правило, идейным вдохновителям создания этой затеи выступает воспитатель-энтузиаст. Он подключает к этой кропотливой работе неравнодушных родителей своих воспитанников.

В зависимости от наличия места в помещении, подбирается и арсенал физкультурных аксессуаров. Если площадь позволяет, то возможно даже установить небольшой развивающий комплекс с горками, лабиринтами и турниками.

Сейчас часто можно встретить различное нетрадиционное оборудование для физкультурного уголка. Чтобы заинтересовать малышей прибегают к разнообразным оригинальным спортивным снарядам. Силами родителей изготавливаются разнообразные с необычной фактурой, для правильного формирования свода стопы.

В продаже можно обнаружить ребристые дорожки, тоже служащие для этой цели. Различные приспособления для тренировки равновесия – это брусья, столбики и платформы, что еще недавно было не характерно для дошкольников.

Физкультурные уголки в группах ДОУ пользуются большой любовью у подрастающего поколения. Малыши с нетерпением ждут занятий, чтобы поупражняться в ловкости и силе. Невысокие шведские стенки, оборудованные канатами – отличное времяпровождение для детей старших групп. Традиционные обручи, скакалки, мячи и кегли тоже не лежат без дела. С их помощью проводятся веселые эстафеты, и вырабатывается ловкость и гибкость у маленьких спортсменов. Занятия со спортивным инвентарем делает жизнь воспитанников сада насыщенней, закладывает азы любви к физкультуре и здоровому образу жизни, которого нужно придерживаться не только в саду, но и дома.