Минобрнауки выбрало 39 вузов, которые первыми начнут реализацию приоритетного проекта по экспорту российского образования. Они будут привлекать иностранных студентов

Фото: Larry Downing / Reuters

Правительство утвердило дорожную карту по приоритетному проекту правительства об экспорте образования, заявила РБК глава Минообрнауки Ольга Васильева в кулуарах восточного экономического форума во вторник, 5 сентября. Васильева уточнила, что экспортом образования будет заниматься 39 российских вузов.

Под экспортом образования правительство подразумевает привлечение иностранных студентов в российские вузы, увеличение зарубежных слушателей онлайн-курсов и иностранных школьников, получающих дополнительное образования в России.

Паспорт приоритетного проектаопубликован на сайте правительства. Цель документа, говорится в пояснительной записки к проекту, — повысить конкурентоспособность российского образования на международном рынке.

В правительстве и Минобрнауки рассчитывают, что количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, в результате реализации проекта вырастет с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций — с 1,1 млн человек до 3, 5 млн. Для достижения этих целей правительство планирует потратить почти 5 млрд руб.

Надеются чиновники на увеличение доходов от экспорта российского образования — поступление денег должно вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд руб. в 2025 году. В реализацию проекта власти готовы вложить 5 млрд руб. Впервые заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев в мае 2017 года.

РБК ознакомился со списком вузов. Эти организации первыми внедрят программы по экспорту образования. С 2021 года все университеты страны должны будут перенять их опыт.

В списке:

1. Академия русского балета имени А.Я. Вагановой

2. Белгородский государственный национальный исследовательский университет

3. Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова

4. Дальневосточный федеральный университет

5. Казанский (Приволжский) федеральный университет

6. Казанский национальный исследовательский технологический университет С.В. Юшко

7. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

8. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

9. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

10. Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств

11. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

12. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

13. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

14. Московский политехнический университет

15. Московский физико-технический институт (государственный университет)

16. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

17. Национальный исследовательский Томский государственный университет

18. Национальный исследовательский Томский политехнический университет

19. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

20. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

21. Новосибирский государственный технический университет

22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России

23. Российская академия музыки имени Гнесиных

24. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

25. Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

26. Российский государственный гуманитарный университет

27. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

28. Российский институт театрального искусства — ГИТИС

29. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

30. Российский университет дружбы народов

31. Российский университет транспорта (МИИТ)

32. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

33. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

34. Сибирский государственный медицинский университет

35. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

36. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

37. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

38. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

39. Южный федеральный университет.

Подготовить документы о «консорциуме» вузов — экспортеров к 1 ноября должен ректор РУДН Владимир Филиппов, следует из протокола заседания Минобрнауки с представителями вузов за подписью заместителя министра Павла Зеньковича (документ есть у РБК). Он обязан разработать и согласовать положение о консорциуме и его дорожную карту с главами других вузов из списка.

Консорциум вузов сервиса: российский опыт сетевого университета/ Вузовский вестник, 18(114) сентябрь 2010 г.

Национапьный научно - обра­
зовательный
инновационно -
технологический консорциум
вузов
сервиса создан в июне 2009
гада при участии большинства
специализированных российских
вузов, в
едущих подготовку ка -
дров доя сферы сервиса . Фо рма : консорциума била выбрана неслу -
чайно : именно в формате консор­-
циума ( то есть, добровольного и
равноправного объединения обра -

зовательных учреждений, сохра -
няющих юридичеекую само с тоя -
тельность ), возможно наиболее
эффективное сотрудничество в
области науки и образования . Ини­-
циатором объединения россий -
ских вузов сервиса в консорциум
выступил Санкт-Петербуреский
государственный университет

сервиса и экономики .

Консорциум вузов с ервиса :

российский опыт создания сетевого университета

Задачи перед образовательны­ми учреждениями, готовящими кадры в сфере услуг , стоят огромные, - от­метил на заседании председатель Совета Консорциума, ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Александр Викторов . - Поэтому в июне 2009 -го ведущие вузы России объединились в Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса. Цель - кардинальное по­вышение качества подготовки спе­циалистов для обширной динамично развивающейся сферы услуг путем координации деятельности по подготовке кадров для сферы сервиса в раз­ных регионах страны и использования принципов саморегулируемых органи­заций. Сегодня совет Консорциума со­вместно с Министерством образования и науки РФ решает задачу организации экспериментальной Федеральной ин­новационной площадки по отработке модели сетевого учебно-научного университетского комплекса. Будем разрабатывать инновационные методы подготовки кадров. Решаются и вполне практические задачи: значительно по­вышается академическая мобильность преподавателей и студентов на всем пространстве страны, появляется боль­ше возможностей для использования дистанционных методов обучения, реа­лизации электронных образовательных ресурсов и др.


Первое заседание Консорциума со­стоялось 26 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге. Ядром Консорциума явля­ются б специализированных сервисных вузов, а всего в составе Консорциума в настоящее время 11 российских ву­зов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса. География участ­ников Консорциума - от Махачкалы до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. В его составе: Владиво­стокский государственный универси­тет экономики и сервиса, Владимир­ский государственный университет, Восточно-Сибирская государственная академия образования, Дагестанский государственный технический универ­ситет, Омский государственный инсти­тут сервиса, Поволжский государствен­ный университет сервиса, Рязанский государственный университет имени, Санкт-Петербургский го­сударственный университет сервиса и экономики, Тверской государственный университет, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Та­ким образом, Консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Это важно, если вспомнить о мировых форумах, организация которых поручена России уже в ближайшие годы - Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, 27-я Летняя Уни­версиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры-2014 в Сочи, и многих других.

В настоящее время на основе ба­зе вузов Консорциума (в которых по сервисным специальностям обучаются 106,6 тысяч студентов и работают более 3,3 тысяч преподавателей) реализуется проект по созданию первого в России сетевого университета. Основная цель создания образовательного комплекса нового типа на основе сетевого взаи­модействия состоит в повышении ка­чества подготовки кадров для сферы сервиса. Структура организации и со­держание подготовки специалистов в рамках научно-образовательного консорциума будет носить сетевой характер. В рамках создаваемой сети реализуется принцип студенческой и преподавательской мобильности. Также широко используются дистанционные методы обучения и электронные обра­зовательные ресурсы. Учебный процесс будет построен по модульному принци­пу. Это даст возможность организовы­вать длительные практики студентов.

КСТАТИ

В Санкт-Петербургским государ­ ственном университете сервиса и; экономики и на других площадках консорциума за прошедший год со­ стоялись ряд заседаний, посвящен ных вопросу организации; экспери­ ментальной площадки по отработке модели сетевого образовательного комплекса нового типа на базе Наци­ онального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциуме вузов сервиса.

Данная современная многоуровне­вая научно-образовательная структура, в числе прочих задач, призвана реализовывать научно-инновационное сопровождение сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интегра­ции научного, образовательного, иннова­ционного и технологического потенциа­ла организаций-членов Консорциума.

В условиях демографического спада, который особенно ярко проявился при приеме абитуриентов в 2010 и будет проявляться в последующие годы, но­вая многоуровневая модель образова­тельного комплекса на основе сетевого взаимодействия приобретает особую актуальность, так как она позволяет стимулировать интерес к российскому высшему образованию в перспектив­ной для всей мировой экономики сфе­ры сервиса со стороны иностранных абитуриентов.

В заседаниях принимали участие ректоры сервисных вузов России:

- Владивостокского государствен­ного университета экономики и серви са (ректор - д. з . н ., профессор Лазарев Геннадий Иннокентьевич );

- Омского государственного ин­ ститута сервиса (и . о . ректора - д . т . н :, профессор Штриплинг Лев От тович );

- Поволжского государственного университета сервиса (ректор - д. з . н ., профессор Ерохина Лидия Ивановна );


- Санкт - Петербургского государ­ ственного университета сервиса и экономики (ректор - д. з . н ., профессор Викторов Александр Дмитриевич );

- Уфимской государственной ака­ демии экономики и сервиса (ректор - д. з . н ., профессор Дегтярев Александр Николаевич );

- Южно - Российского государствен­ ного университета экономики и серви­ са (ректор - д . т . н ., профессор Проко­ пенко Николай Николаевич )

Опыт по созданию сетевого вуза на базе Санкт-Петербургского госу­дарственного университета серви­са и экономики (СПбГУСЭ) изучило Министерство образования и науки России.

Совещание ректоров сервисных ву­зов России по подготовке кадров для. сферы услуг прошло 22 мая 2010 года на базе СПбГУСЭ под руководством заместителя министра образования и науки Исаака Калины . Заместитель министра провел совещание, чтобы об­судить опыт организации и работы На­ционального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. В штабе обра­зовательной отрасли страны заинтере­сованы в создании экспериментальной площадки по отработке модели сетево­го многоуровневого учебно-научного университетского комплекса. По сути, Консорциум вузов сервиса становится инновационной площадкой в сфере образования для всей России.

Об итогах этого совещания расска­зывал на заседании совета Российско­го союза ректоров, прошедшем 24 мая 2010 года в Московском государствен­ном университете министр образова­ния и науки страны Андрей Фурсенко . В министерстве положительно оце­нили петербургский опыт.

Мы будем поддерживать сетевые и ассоциативные университеты, - зая­вил министр. - В Петербурге состоя­лась встреча ректоров вузов сервиса, создавших сетевой университет. Цель такой инновации - повышение каче­ства обучения, академическая мобиль­ность, совместная грантовая работа, DIV_ADBLOCK23">


В рамках Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса сегодня уже ведется интенсив­ная работа.

Так, проректоры по разным на­правлениям работы вузов-участников консорциума начали взаимодействие по вопросам академической мобиль­ности студентов, грантовой деятель­ности, дистанционного обучения, разработки нового поколения систем управления учебным процессом и т. д. Уже после того, как провел заседание ректоров сервисных вузов, проректоры по научной работе вузов Консорциума собрались на методи­ческий семинар в Южно-Российском государственном университете эко­номики и сервиса, а в июне прорек торы по учебно-методической работе совещались во Владивостоке. В июне. состоялось заседание проректоров по учебной работе вузов Консорциума в Поволжском государственном универ­ситете сервиса.

Ректоры вузов-участников Кон­сорциума регулярно собираются на очередные заседания в разных ву­зах Консорциума. 18 июня 2010 года одно из таких заседаний прошло в Санкт-Петербурге, в период прове­дения в СПбГУСЭ Международного форума «Инновационные техноло­гии в сервисе». Форум «Инноваци­онные технологии в сервисе» про­ходил на базе Санкт-Петербургского государственного университета сер­виса и экономики в 2010 году уже во второй раз. В этом году в рамках форума прошел Круглый стол мо­лодых учёных и аспирантов Нацио­нального научно-образовательного технологического консорциума ву­зов сервиса «Новые парадигмы ин­новационного управления в сфере сервиса».

Студенты и аспиранты вузов Кон­сорциума оказываются в выигрыше от организации Консорциума в первую;, очередь. Для них открываются по-настоящему уникальные возможности::: Поступив в любой из вузов-участников Консорциума, студенты могут обучать­ся по ряду программ, а также проходить производственные и учебные практики " в любом из вузов, вошедших в состав Консорциума. Появляется возможность получать образование по двум специ­альностям одновременно и при выпуске получить не один, а два диплома. Замет­но увеличивается количество направле­ний и специализаций по сравнению с теми, которые есть в каждом отдельном вузе. А в целом все это работает на повышение качества образования.

Студенты вузов Консорциума при­няли участие в IV Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Социально-экономические аспекты сервиса: современное состояние и перспек­тивы развития», прошедшей в Санкт-Петербурге 12-14" апреля 2010 года. Студенты Омского государственного института сервиса проходили практику в СПбГУСЭ летом2010года.

В настоящее время идет апробация новой социальной сети Союза молодых ученых и аспирантов Консорциума, полноценный запуск которой планиру­ется произвести уже осенью этого года. А к концу 2010 года будет завершено создание единой электронной библио­течной базы всех вузов Консорциума, что позволит значительно увеличить возможности библиотечных фондов каждого из вузов.

Если говорить 6 ближайших пер­спективах - запланировано развитие Консорциума в самых разных направ­лениях. Так, в настоящее время реша­ется вопрос об интеграции научных школ вузов Консорциума, - о вхожде­нии ведущих ученых вузов Консорциу­ма в диссертационные советы вузов-партнеров.

Таким образом, процесс интеграции научного, образовательного, инноваци­онного и технологического потенциала российских вузов набирает обороты; и есть основания полагать, что уже в самом ближайшем будущем этот труд принесет свои плоды в виде качествен­ного скачка в развитии сферы сервиса нашей страны.

Александр ВИКТОРОВ ,

доктор экономических наук , профессор , ректор Санкт - Петербург­ского государственного университета сервиса и экономики


3 сентября 2013 года на встрече с профессорско-преподавательским и студенческим коллективом ПГУ заместитель Председателя Правительства РФ, специальный представитель Президента РФ по Приднестровью Д.О. Рогозиным была поставлена задача о необходимости закрепления институтов и факультетов нашего университета за профильными российскими вузами. По предложению Д.О. Рогозина была начата работа по созданию Консорциума российских вузов-партнеров и ПГУ им. Т.Г. Шевченко – форма сетевого взаимодействия вузов под патронатом Воронежского государственного университета.

Целью создания Консорциума является:

  • расширение и упрочение российского образовательного, научного и культурного пространства в юго-западном регионе стран СНГ, поддержки российских соотечественников, проживающих в Приднестровской Молдавской Республике, повышения качества подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для экономики Приднестровья, содействия интернационализации университетов, входящих в Консорциум, развития интеграционных процессов в образовании.
  • координация работ по созданию единой коллективной системы генерации новых знаний, распространения и использования их в интересах образовательных учреждений;
  • повышение эффективности и качества образовательного процесса на основе преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях путем использования методического, научного, кадрового и информационного потенциала учреждений высшего профессионального образования и науки - членов Консорциума;
  • обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;
  • вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов;
  • повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы;
  • создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизации научных исследований и инновационной деятельности;
  • повышение роли образовательных учреждений в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии соответствующих регионов.

Основными задачами Консорциума, направленными на достижение поставленных целей являются:

  • подготовка бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим направлениям;
  • развитие академической мобильности, бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов Участников Консорциума;
  • реализация Участниками совместных магистерских программ;
  • проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями;
  • содействие реализации проектов и инициатив Участников, реализации их совместного участия в конкурсах, грантах и программах.

За прошедший период в рамках двухстороннего сотрудничества и сетевого взаимодействия с вузами-партнерами, рекомендуемыми к включению в состав Консорциума была проведена большая работа: обучение около 60 аспирантов и 3-х докторантов, из которых 30 защитили кандидатские и 2 сотрудника – докторские диссертации, организовано более 20 стажировок; проведено чтение циклов лекций на выездной основе на ряде факультетов университета – юридическом, педагогики и психологии, экономическом, институте языка и литературы, и др.; проведено 11 вебинаров и 37 совместных конференций; 24 сотрудника университета прошли курсы повышения квалификации; состоялся обмен 13 делегациями и 26 рабочих поездок по обмену опытом; проводятся исследования в рамках договоров о сотрудничестве (10 научных проектов и работ и 9 совместных научных трудов). В рамках совместных образовательных программ в российских вузах-партнерах 75 студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко получили второе высшее образование, а 106 студентов продолжают свое обучение в Финансовом университете при Правительстве РФ, РГГУ, БГТУ, ВГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и др. вузах.

Российско-Приднестровский Консорциум вузов:

  • БГТУ – Брянский государственный технический университет
  • ВГУ (вуз-координатор) – Воронежский государственный университет
  • Госинститут русского языка им. А.С. Пушкина – Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  • ОГУ им. И.С. Тургенева – Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
  • МГЛУ – Московский государственный лингвистический университет
  • МГТУ им. Н.Э. Баумана – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
  • МГЮУ им. О.Е. Кутафина- Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
  • МПГУ – Московский государственный педагогический университет
  • Первый МГМУ им. И.М. Сеченова - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
  • РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет
  • РЭУ им. Г.В. Плеханова – Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
  • ЮФУ – Южный федеральный университет
  • НИУ БелГУ – Научно-исследовательский институт «Белгородский государственный университет»
  • РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева – Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева
  • РУДН – Российский университет дружбы народов
  • ФУ при Правительстве РФ – Финансовый университет при Правительстве РФ

МОСКВА, 7 августа. /ТАСС/. Консорциум вузов-экспортеров высшего образования появится в России. Об этом в понедельник сообщили в пресс-службе Минобрнауки.

В мае текущего года началась реализация приоритетного проекта "Экспорт образования", курируемый Минобрнауки. Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России. Кроме того - повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате в разы увеличить объемы выручки от экспорта образовательных услуг.

"Группа экспертов приступила к проведению маркетинговых исследований в части экспорта российского образования, проведен отбор образовательных организаций высшего образования для создания Консорциума вузов-экспортеров. Его создание планируется в середине августа", - сообщили в международном департаменте Минобрнауки.

Там добавили, что уже сейчас подготовлен сводный план приоритетного проекта, разработана дорожная карта по совершенствованию нормативной правовой базы в части экспорта российского образования. В середине августа планируется ее утверждение.

"Экспорт образования"

Приоритетный проект "Экспорт образования" реализуется с мая 2017 года по ноябрь 2025 года. В его рамках предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую прием и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. Эта модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет- навигатор по российской системе образования. Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций - с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек. Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое.

Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд рублей в 2025 году.

В настоящее время наиболее приоритетные направления подготовки, которые выбирают иностранцы в российских вузах, - экономика и управление, клиническая медицина, образование и педагогические науки. Интерес к российскому высшему образованию традиционно высок в странах СНГ, в частности, сейчас в России обучается свыше 67 тыс. студентов из Казахстана. 13,5 тыс. студентов российских вузов приехали из Китая, 6,6 тыс. из Индии, 3,3 тыс. из Вьетнама.

Консорциум ядерно-технического образования включает в себя 12 британских университетов и других высших учебных заведений. Он был создан в 2005 году для организации образовательных и обучающих программ для выпуска дипломированных (степень магистра) и сертифицированных специалистов, а также курсов повышения квалификации. Студенты могут выбирать из 22 различных модулей, покрывающих весь спектр образования и обучения в атомной отрасли, которые ведут авторитетные специалисты. Как признают все участники консорциума, только совместно они могут обеспечить настолько широкий спектр модулей и курсов обучения. Все модули краткосрочные, что обеспечивает минимальный отрыв специалистов от производства.

Выпуск специалистов-ядерщиков университетами­ Вели­ко­британии имеет почти такую же долгую историю, как и сама атомная отрасль в стране. Первая университетская программа с присвоением выпускникам степени магистра естественных наук по специальности «Физика и техника ядерных реакторов» была организована в Бирмингемском университете в 1956 году. Одними из старейших также являются программы по специальностям «Радиационно-экологическая защита» в Университете графства Суррей, «Техника безопасности в атомной отрасли» в Ланкастерском университете, «Радиометрия» в Ливерпульском университете и «Техника и обеспечение безопасности ядерных реакторов» в Военно-морском училище в Госпорте.

В начале 2000-х годов учебные программы для подготовки специалистов-ядерщиков переживали очень сложные времена. Отчет, подготовленный Комиссией по безопасности труда и охране здоровья в 2002 году, содержал вывод, что

«если бы образование в ядерной отрасли было пациентом, оно находилось бы в реанимации»,

«необходимости принятия срочных мер, без которых ядерное образование постепенно исчезнет».

Курсы по ядерной тематике по-прежнему преподавались в составе различных образовательных программ, по-прежнему функционировали небольшие исследовательские группы. Однако существовала очевидная потребность в развитии ядерного образования, поскольку были необходимы квалифицированные кадры для обслуживания и эксплуатации АЭС, а также для вывода из эксплуатации старых установок. В 2005 году в Великобритании было двенадцать работающих АЭС – семь с реакторами AGR, четыре с реакторами Magnox и одна с PWR; семь станций находились на стадии вывода из эксплуатации. В таких обстоятельствах и был создан Консорциум ядерно-технического образования.

Консорциум

Атомная отрасль влияет на деятельность Консорциума ядерно-технического образования посредством Наблюдательного совета, состоящего из представителей 15 промышленных компаний. Непосредственное управление осуществляет Руководящий комитет, в состав которого входит по одному представителю от каждого вуза-участника консорциума. В консорциуме двенадцать участников:

  • Манчестерский университет;
  • Имперский колледж Лондона;
  • Ливерпульский университет;
  • Университет Лидса;
  • Бирмингемский университет;
  • Шеффилдский университет;
  • Лондонский городской университет;
  • Ланкастерский университет;
  • Университет горной и островной Шотландии (город Турсо, недалеко от площадки Даунри);
  • Исследовательский институт в Вестлейксе (рядом с атомным комплексом Селлафилд);
  • Колледж управления и техники Академии вооруженных сил (обучение специалистов для атомного военно-морского флота);
  • Университет центрального Ланкашира (присоединился в 2009 году).

Все партнеры, входящие в состав консорциума, имеют свою специализацию и предоставляют взаимодополняющие возможности для подготовки кадров для атомной отрасли, что делает консорциум уникальным образовательным центром.

В настоящее время консорциумом проводятся 22 образовательных модуля (см. таблицу 1).

Таблица 1. Обучающие модули консорциума и ведущие их вузы

Модуль

N01 Физика ядерного реактора, критичность и конструирование

Бирмингемский университет

N02 Ядерно-топливный цикл

Академия вооруженных сил

N03 Радиационная защита и радиоэкология

Манчестерский университет

N04 Снятие с эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация

N05 Водно-химический режим и безопасность ядерного реактора

Имперский колледж Лондона

N06 Материалы и ресурс ядерного реактора

Манчестерский университет

N07 Разработка обоснований ядерной безопасности

Академия вооруженных сил

N08 Применение мелкодисперсных частицы и коллоидных веществ в ядерной промышленности

Университет Лидса

N09 Регулирование, законодательство, лицензирование

Манчестерский университет

N10 Переработка, хранение и захоронение РАО

Шеффилдский университет

N11 Биологическая защита

Ливерпульский университет

N12 Термогидравлика ядерного реактора

Академия вооруженных сил

N13 Ядерная безопасность

Академия вооруженных сил

N14 Управление риском

Лондонский городской университет

N21 Геологическое захоронение РАО

Вестлейкс

N22 Управление работами по снятию с эксплуатации и обращению с РАО

Вестлейкс

N23 Оценка воздействия на окружающую среду

Ливерпульский университет/Вестлейкс

N24 Защита окружающей среды при выполнении работ по снятию с эксплуатации

Ланкастерский университет/Вестлейкс

N29 Технологии и робототехника при снятии с эксплуатации

Ланкастерский университет

N30 Конструирование систем, важных для безопасности

Ланкастерский университет

N31 Управление работами по снятию с эксплуатации

Бирмингемский университет

N32 Физика экспериментальных реакторов

Манчестерский университет (занятия проводятся в г. Вена)

Возможности для обучения и повышения квалификации

Традиционные образовательные программы для получения степени магистра естественных наук в Великобритании длятся на протяжении одного года, с написанием и защитой дипломной работы в летние месяцы. Это позволяет студентам начать обучение по магистерской программе сразу же после получения степени бакалавра и закончить его в то же время, что и новые выпускники-бакалавры, чтобы иметь возможность поступить на курсы для выпускников, организуемые промышленными предприятиями, или в аспирантуру.

Однако, поскольку образование в атомной отрасли должно быть тесно связано с производственными потребностями, перед запуском любой новой образовательной программы необходимо заручиться поддержкой предприятий отрасли. В результате консультаций с предприятиями был сделан вывод, что традиционная модель слабо подходит для нужд отрасли, так как организациям невыгодно отсутствие работника в течение целого академического года. Соответственно, был принят новый подход, основанный на модульном обучении. В этом случае обучение включает период самостоятельной подготовки, после чего в течение одной недели преподается непосредственно сам модуль, а затем выполняются самостоятельные задания. То есть для прохождения модуля студенту необходимо присутствовать в университете всего одну неделю. Такой формат позволяет поочередно проходить различные модули. Поскольку присвоенная однажды по результатам прохождения модуля квалификация сохраняется, специалист может постепенно повышать свой уровень в течение нескольких лет. Полная структура образовательной программы показана на рисунке.


После прохождения одного модуля, студенту необходимо пройти еще три для получения сертификата, после еще четырех модулей выдается диплом, а после написания и успешной защиты дипломной работы присваивается степень магистра естественных наук. Соответственно, для получения такой степени студенты могут поступать как на дневное обучение в течение одного года, так и на модульное обучение в течение трех лет. Студенты посещают один модуль в соответствующем вузе, а затем выбирают восемь модулей для получения степени магистра, причем время прохождения различных модулей может быть распределено так, как удобно студенту.

С целью помочь студентам в выборе модулей, были определены две основных специализации – «Ядерная техника» и «Вывод из эксплуатации». Каждая из них включает в себя четыре обязательных и четыре выборочных модуля. Обязательными по специализации «Ядерная техника» являются модули:

  • №01 «Физика ядерного реактора, критичность и конструирование»,
  • №02 «Ядерный топливный цикл»,
  • №03 «Радиационная защита и радиоэкология» и
  • №13 «Ядерная безопасность».

По специализации «Вывод из эксплуатации»:

  • №04 «Вывод из эксплуатации / Обращение с РАО / Реабилитация»,
  • №10 «Переработка, хранение и захоронение РАО»,
  • №29 «Технологии и робототехника при выводе из эксплуатации» и
  • №31 «Управление работами по выводу из эксплуатации».

Формы обучения

Консорциум работает в тесном сотрудничестве с предприятиями отрасли над совершенствованием методик и формата преподавания. Модули ориентированы на то, чтобы давать максимальный объем информации в сжатое время, свети к минимуму отсутствие специалиста на рабочем месте. Однако возможны и другие, более гибкие подходы к обучению, подходящие тем молодым кадрам, которым удобнее учиться в вечернее время и по выходным. Новым подходом также является организация полностью заочного обучения, позволяющего студенту закончить модуль, не приезжая в университет. Традиционная структура общения студента и лектора сейчас может быть максимально близко воспроизведена при помощи интернет-технологий. Лекции записаны и доступны для дистанционного просмотра, как и презентации в формате Powerpoint с комментариями к ним, а on-line форумы дают возможность студентам общаться как с лектором, так и друг с другом. Доступны также «вопросники» для самопроверки знаний, которые могут использоваться и как обучающий материал, так как студент может выбирать различные варианты ответов до получения правильного с пояснениями. Студент затем может пройти «вопросник» заново и проконтролировать улучшение знаний.

Даже экзамены можно сдавать дистанционно – с рабочего места, из одного из университетов или посольства Великобритании, хотя все экзамены сдаются одновременно по Гринвичу, независимо от страны нахождения экзаменующихся. Все эти технологии обеспечивают полноценное участие студентов из других стран в образовательной деятельности консорциума, как на курсах повышения квалификации, так и в магистерских программах. Каждый модуль может иметь как формат краткого курса, так и формат заочного семестра, предоставляя студентам выбор. И тот, и другой форматы дают одинаковый уровень подготовки, и по их результатам сдаются одинаковые экзамены.

Заключение

Консорциум существует уже пятый год и продолжает развиваться, как в плане увеличения числа студентов, модулей, университетов-участников и форматов обучения. Начиная с 2005 года атомная промышленность снова переживает подъем, планируются новые АЭС по всему миру, а страны, ранее не имевшие атомных установок, рассматривают возможности для сооружения своих первых реакторов. Консорциум в настоящее время готов обучать специалистов не только из Великобритании, но и активно участвует в подготовке кадров для зарубежных стран, нуждающихся в квалифицированных работниках для обеспечения безопасной и надежной работы новых современных реакторов, а также для снятия существующих станций с эксплуатации.