Как решать задания в гиа. Что такое ОГЭ и его значение? Задания модуля «Геометрия» в ОГЭ
9 класс «Набираем баллы» 21 задание
ФИО: Юргенсон Вероника Александровна, МБОУ «Степновская СОШ»
Описание работы:
21 задания из второй части ОГЭ по математике включает в себя следующие разделы:
1. Уравнения
2. Алгебраические выражения
3.Системы уравнений
4. Неравенства
5. Системы неравенств
Задания второй части модуля «Алгебра» направлены на проверку владения таких качеств математической подготовки выпускников, как:
формально-оперативным алгебраическим аппаратом;
умения решить комплексную задачу, включающую в себя знания из разных тем курса алгебры;
умения математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
владения широким спектром приёмов и способов рассуждений.
Основные проверяемые требования к математической подготовке
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы
Разделы элементов содержания
Алгебраические выражения;
Уравнения и неравенства
Разделы элементов требований :
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений.
Рассмотрим уравнения , которые решаются методом разложения на множители.
КОД по КЭС 2; 3
КОД по КТ 2;3
1)(х-2)²(х-3)-12 (х-2) =0
2) (х-2)((Х-2)(х-3)-12)=0
3) (х-2)(х²-5х-6)=0
4) х-2=0 и х²-5х-6=0
5) х=2 ; х= -1; х=6
Алгоритм
Выносим общий множитель за скобки (х-2)
Выполняем преобразования в скобках
Каждый множитель приравниваем к нулю
Решаем уравнения, находим корни
2) Рассмотрим биквадратные уравнения, которые решаются методом введения новой переменной
(х-1) 4 -2(х-1) 2 -3=0Замена: (х-1)²=t
t²-2t-3=0
t= 3 и t= -1
(х-1)²=3 и (х-1)² = -1
х²-2х-2=0 и х²-2х+2=0
Алгоритм
1)Вводим новую переменную (х-1)²= t ,
2) Получаем квадратное уравнение
3) Решаем квадратное уравнение, находим корни
4) Возвращаемся к пункту 1 замене
5) Решаем квадратные уравнения, находим корни
3) Рассмотрим уравнения, которые решаются с помощью извлечения корня
х²=6х-5
х²-6х+5=0
х=1 и х=5
Алгоритм
Извлекаем корень, в данном примере кубический
Переносим все числа в левую часть, знак меняем на противоположный и приравниваем к нулю
Решаем полученное уравнение, находим корни уравнения
КОД по КЭС 2
КОД по КТ 2
Задания этого типа – совсем несложные, если вы знаете правила работы со степенями – то есть свойства степени
1. Сократите дробь:
Чтобы решить пример такого типа, надо разложить основания степеней на “кирпичики” – найти такие числа, которые присутствовали бы и в числителе, и в знаменателе, и представить все в виде степеней этих чисел. В данном случае это числа 2 и 3: , .
Тогда:
Ответ: 12
2. Сократите дробь:
Решение:
Ответ: 200
3. Сократите дробь:
Решение:
Ответ: 33
Теперь разберем задание, в котором степени представлены в буквенном виде:
4. Сократите дробь:
Решение:
Ответ: 0,1 (обязательно через запятую)
5. Сократите дробь:
В этом примере можно приводить все как к степени двойки, так и к степени четверки:
Решение:
Ответ: 0,25
6. Сократите дробь:
Сначала преобразуем суммы и разности в степенях:
Решение:
Ответ: 0,08
Системы уравнений, решаемые методом подстановки
КОД по КЭС 3
КОД по КТ 3
Алгоритм
1)В первом уравнении выразим переменную у через х
2) Подставим у=5-3х во второе уравнение системы, получим уравнение относительно х
3) Решаем полученное уравнение, находим корень
4) Подставляем х=3 в уравнение у=5-3х, находим у
5) Записать в ответ пару чисел х и у
Системы уравнений, решаемые методом алгебраического сложения
1)2х²+6х=-4
2) 2х²+6х+4=0
х=-1 и х=-2
3)2у²=8
4)у = -2 и у= 2
5) (-1;-2); (-1;2); (-2;-2); (-2;2)
Алгоритм
Сложим два уравнения системы
Решим полученное квадратное уравнение
Вычтем из первого уравнения второе
Решим полученное уравнение
Записать в ответ пары чисел х и
Дробно-рациональные неравенства.
КОД по КЭС 3
КОД по КТ 3
Дробно-рациональные неравенства имеют вид Р(х)/Q(x)>0 и P(x)/Q(x)<0, где P(x),Q(x)-многочлены.
Неравенство эквивалентно следующему Р(х)·Q(x)>0 и P(x)·Q(x)<0, где P(x),Q(x)-многочлены.
Левая часть неравенства - это целая рациональная функция. Многочлены Р(х) и Q(x) раскладывают на множители и решают методом интервалов неравенство.
Алгоритм
1)Разложим на множители знаменатель
3)Ответ (т.к. в неравенстве знак меньше в ответ записываем интервалы с «-»
Целые рациональные алгебраические неравенства
Такие неравенства могут быть квадратные или линейные. Квадратные неравенства решаются несколько иначе, путем вычисления дискриминанта. Данные неравенства, хотя и имеют вторую степень, но они решаются путем приведения к линейным, то есть способом разложения на линейные множители. Рассмотренный метод называется методом интервалов. Схема решения следующая.
Х=7 и
Алгоритм
1)Переносим в всё в левую часть неравенства
2) Решим данное неравенство методом разложения на множители
3) Теперь расставим точки на прямой и определим знаки выражения на каждом получившемся промежутке
4) Ответ (т.к. в неравенстве знак меньше в ответ записываем интервалы с «-»
Решите неравенство
Решение.
Перенесём две части неравенства в одну часть и избавимся от знаменателя: приравняем левую часть к нулю и найдём корни.
Отсюда и
Расставив корни на координатной прямой, определим знаки неравенства, получаем: и
Ответ: (-∞; -0,75]U}