18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ во время полета на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Командиром корабля был Павел БЕЛЯЕВ, Алексей ЛЕОНОВ - вторым пилотом.

Ракета-носитель с экипажем корабля «Восход-2» стартовала 18 марта 1965 года ровно в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера и начата подготовка к выходу в космическое пространство.

Шлюзовая камера корабля сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически (с помощью специального механизма с электроприводом), так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.

В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

После выхода космонавта в космос, перед спуском на 3емлю, основную часть шлюзовой камеры отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого нужно было надеть скафандры и, разгерметизировав корабль, и высунуться в люк.

Для выхода в космическое пространство был разработан скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космос.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Павел БЕЛЯЕВ с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться ЛЕОНОВЫМ с пульта, установленного в шлюзовой камере.

БЕЛЯЕВ наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. ЛЕОНОВ «вплыл» в шлюзовую камеру, а командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей ЛЕОНОВ вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.

Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Алексей ЛЕОНОВ начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Архиповичу была дана команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и ЛЕОНОВ не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного.

Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. ЛЕОНОВ стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом ЛЕОНОВУ удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами вперед, как положено.

Алексей Архипович находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея ЛЕОНОВА в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 9 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея ЛЕОНОВА в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Алексея ЛЕОНОВА космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка.

Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 9 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Архиповичу ЛЕОНОВУ высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, а лётчику-космонавту СССР Павлу БЕЛЯЕВУ были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американских астронавтов. Первым американцем побывавшем в космосе стал Эдвард УАЙТ, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

Первый выход в открытый космос, совершенный Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, стал очередной точкой отсчета для мировой космонавтики. Во многом благодаря опыту, полученному в этом первом полёте, сегодня выход в открытый космос является уже стандартной частью экспедиций на Международную космическую станцию.

В наши дни во время выходов в космос проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и целый ряд других операций.

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос. Фильм создан кинокомпанией «Базелевс» при поддержке Госкорпорации «РОСКОСМОС».

«Время первых» - это не документальное кино, в котором были бы скрупулёзно восстановлены события полёта космического корабля «Восход-2». Это скорее научно-фантастический фильм, в основу которого лег реальный полёт Павла БЕЛЯЕВА и Алексея ЛЕОНОВА. Фильм выйдет в прокат 6 апреля 2017 года.

Также, сегодня, 18 марта 2017 года, многие издания и интернет-порталы отметили историческую дату. Так, редакция газеты «Комсомольская правда» выпустила спецвыпуск, с титульной страницей, оформленной в стиле газеты 1965 года.

А главную страницу российского коммуникационного портала mail.ru украсил тематический баннер.

В 50-е годы 20 века, а особенно с началом Космической Эры космическая фантастика пережила свой расцвет. Писатели напридумывали массу всяких приспособлений для выхода из космического корабля, включая магнитные подошвы, гравизацепы, космоскафы, лопающиеся перепонки и т.д. Этот задел инженеры не смогут реализовать в ближайшие лет 200.

Между тем время вполне реального выхода в открытый космос приближалось стремительно. Ещё летали "Востоки" и "Меркурии", а в работе были новые проекты - "Джемини" и "Союз". Это были уже настоящие корабли. Космические программы двух держав как бы держали экзамены за первый класс Школы Космонавтики. Основных экзаменов было 4: Экипаж, Маневрирование, Стыковка, Выход в открытый космос. Это как 4 действия в арифметике, без которых невозможно браться за алгебру.

Однако "Союз" был сложнее "Джемини". Никак не удавалось создать его в сроки, объявленные американцами для дюжины своих "Близнецов". И тогда возникла мысль создать некий гибрид, переделав для этого легендарный "Восток", который себя полностью исчерпал. И переделали, назвав его "Восход". Поставить стыковочный узел или маневрирующий двигатель на скомпонованный корабль было невозможно совершенно. Но вот вместо одного космонавта в скафандре и с катапультой посадить трёх без всяких средств спасения удалось. Выход в открытый космос был тоже в принципе невозможен - корабль нельзя было разгерметизировать (последствия наверняка были бы слишком серьёзны). Воздушный шлюз, предложенный ещё Циолковским в габариты кабины не вписывался никак. Пытались приладить его снаружи, но тогда он не помещался под головным обтекателем, без которого наши корабли не летают.

Идею сделать шлюз надувным предложил С.И. Александров из 9-го отдела ОКБ-1. Изготовил несколько шлюзов 918-й завод ("Звезда", где главным был Гай Ильич Северин. Кодовое название проекта – «Волга»). Шлюз имел наружный диаметр 1200 мм, внутренний диаметр 1000 мм (в сложенном состоянии 770 мм) и массу 250 кг. Люк для входа в шлюз имел диаметр 700 мм. Даже трудно назвать это сооружение дверью в открытый космос. Скорее это форточка. Внутренний люк открывался внутрь кабины и ложемент выходящего мешал. Леонова спросили: уменьшить ложемент (тогда бы он на нём не помещался) или уменьшить люк? Леонов выбрал второе, люк уменьшили.

Корабль вначале так и называли - "Выход", но это название не прижилось. Вообще-то корабль был "сырым" и невезучим, но это другая история...

Скафандр с названием "Беркут" тоже был применён всего раз. У него были очень невысокие характеристики: атмосфера кислородная, автономный запас кислорода - на 20 минут, расход кислорода - 60 л в час (сейчас до 360). Давление в нём регулировалось вручную от 0,45 до 0,25 атм.

Чтоб не было сомнения в нашей победе, решено было показать выход по телевидению всему миру, для чего разработали новую широкополостную телесистему на 100 строк.

Для испытания шлюза 22 февраля 1965 года был запущен беспилотный корабль "Восход", для печати названный "Космос-57". Испытания шлюза прошли прекрасно, изображение на телеэкране было столь хорошим, что Королёв тут же распорядился ещё более засекретить телепередачу, которую из-за нестандартных параметров и так могли наблюдать только центры управления полётом на Байконуре, в Симферополе и в Подмосковье. После несомненно удачных испытаний КК исчез. Он пропал бесследно с экранов радаров перед самой посадкой. Лишь спустя двое суток выяснилась причина. Два камчатских НИПа одновременно послали сигнал №42 - перепуск воздуха в шлюз (НИП №7 «Ключи» проявил инициативу, вместо того, чтоб промолчать). Команды наложились и сформировали команду №5 - на спуск КК. Система АПО определила незаконность спуска и корабль взорвала.

Остался невыясненным важный вопрос: как поведёт себя СА при спуске? Шлюз отстреливался, но после него оставался шпангоут вокруг люка, который давал "ассиметрию шарику" СА. Он выступал на 27 миллиметров, что могло вызвать закрутку аппарата. Пришлось приспособить такой же шпангоут на спутник-фоторазведчик "Зенит", который совершил посадку 15 марта и развеял опасения - СА начал крутиться, но вполне умеренно.

Королёв в вопросах Первенства в космической гонке был максималистом. В своё время он отказался от закономерного этапа - суборбитальных полётов, чтоб не гадали потом потомки: был ли полёт Гагарина настоящим космическим полётом или нет? Так и с выходом в открытый космос - чтоб не осталось никаких кривотолков, космонавт должен был: 1) выйти из КК полностью; 2) перейти на автономное питание; 3) оттолкнуться от корабля и удалиться на всю длину фала. Без сомнения, он бы и фал постарался исключить, да только средств маневрирования ни на корабле, ни у выходящего ещё не было.

И новая проблема перед стартом. Кому-то пришла в голову мысль: космонавт отлетает от корабля, фал дёргает его назад, а как быть, если космонавт возвращается к шлюзу не лицом, а спиной? Он ударяется о шлюз, снова отлетает и продолжает летать туда-сюда до бесконечности, не в силах уцепиться за шлюз! Вероятно, сказывалось чтение фантастики Циолковского, где тот многократно подчёркивал, что никакие ужимки в космосе не помогут придать телу нужную ориентацию, а оттолкнувшийся космонавт обязательно получит некое вращение. Пришлось подумать инженерам. На ум пришла кошка. Кошка падает всегда на лапы, энергично закручивая свои внутренности в одну сторону, в то время как тело поворачивается в другую (причём молниеносно определяет: в какую сторону скручиваться для быстрейшей ориентации лап к земле). Это замечательное свойство, кстати, практически исключило кошек из "космических животных" - в невесомости они вцепляются во всё подвернувшееся и непрерывно орут, утеряв гравитационный градиент. Я вот подумал: наши предки тоже жили на деревьях и, значит, обладали похожими свойствами. Не здесь ли причина "космической болезни"? Впрочем, отвлёкся.

Пришлось делать десятки "горок" на "ТУ-104ЛЛ", где в полуминутных периодах невесомости испытатели разбирались с этим вопросом. Сотни "выходов", да обязательно с датчиками и киносъёмкой! - и только для решения этой, не самой сложной проблемы. Ограничились тем, что ограничили длину фала пятью метрами (точнее, 5,35м) - на таком расстоянии космонавт не успевал развернуться на 180°. А не начнёт ли фал собираться петлями и опутывать космонавта, как удав? И новые "горки"...

А не потеряет ли космонавт способность разумно действовать при выходе в Космическую Бездну? Увы, это можно было определить только в полёте.

Интересен такой пассаж: на полном серьёзе собирались в открытый космос вперёд человека вытолкнуть собаку. Проектировался собачий скафандр и некая прозрачная полусфера под прицелом телекамеры, которая должна была в полёте открыться. Какова всё же инерция мышления! 20 тысяч лет человек посылал впереди себя собаку. Когда-то она первая лезла в пещеру к медведю, впереди человека бежала к полюсу, затем первая полетела в космос, теперь её пытались вытолкнуть в свободное пространство. Но здравый смысл победил - друг человека пока остался на Земле. Впрочем, через год собак всё же отправили вперёд человека - в длительный полёт, на последнем "Восходе". Но это уже другая история.

А как же наши американские друзья (которые в те годы были как минимум не друзья)? Проект "Джемини" отстал от графика аж на 18 месяцев! И это несмотря на то, что был он намного проще "Союза". Для выхода в открытый космос воздушный шлюз был не нужен. В корабле была кислородная атмосфера с давлением в треть нормального, поэтому можно было просто разгерметизировать кабину. Как и все гражданские космические проекты в США, проект "Джемини" был открыт, график полётов был известен заранее и все изменения тут же объявлялись. 1-й выход в открытый космос доверили Э.Уайту, новичку в космосе. Полёт "Джемини-4" планировался на июнь 1965 года. Однако 1-й пилотируемый полёт "Джемини" был намечен на март. Ничто не мешало изменить коротенькую программу полёта (3 витка, 3 маневра по изменению орбиты) и всего-навсего открыть люки корабля на несколько минут. После чего до открытого космоса можно было достать рукой, не вставая с кресла.
Вот почему старт "Восхода-2" был намечен на февраль, потом из-за неудачи с "Космосом-57" сдвинулся на середину марта, а дальше отступать было некуда - до старта первого пилотируемого "Джемини" оставалось несколько дней.

Но русское разгильдяйство преследовало корабль просто-таки как злой рок! Перед стартом возле корабля и подвешенного рядом на тросе шлюза, проверяемого на герметичность, поставили часового. Стоять тому было скучно и он поковырялся в защелке лебёдки. Шлюз упал и порвался. Думаю, можно себе представить какими словами обсуждалось это происшествие. Взяли тренировочный шлюз. Проверять досконально времени уже не было - мировое достижение уплывало из рук.

Экипаж "Восхода-2": командир Павел Беляев, один из самых старших космонавтов 1-го набора. Он даже воевал во 2-ю мировую (в 1945 против Японии). И был Беляев на плохом счету у врачей, грозило ему отчисление из отряда. Однако космонавты, а в первую очередь Гагарин, настояли на его назначении в экипаж. Евгений Хрунов, главный кандидат в командиры корабля, был оттеснён в дублёры («Ты молодой, полетишь ещё», - сказал ему Гагарин). Беляев после полёта не прожил и пяти лет...
Выходящим был назначен Алексей Леонов. Это было невероятно удачный выбор! Во-первых, он был очень силён при небольшом росте. Хрунов говорил, что сам выжимал кистью 60-65 кг, а Леонов - 90! И это очень ему пригодилось. Во-вторых, он лучший художник из космонавтов (на мой взгляд) и ему удалось в своих картинах передать своё видение Космоса. В-третьих, он просто замечательный человек с хорошим чувством юмора, достойный для Великого Дела.

Дублёром и командира, и выходящего был Евгений Хрунов. Вначале он дублировал Леонова, понимал, что уступает ему, но тренировался на равных. Но тут медики забраковали Виктора Горбатко, на его место назначили Дмитрия Заикина, который подготовиться не успевал и дублёром был чисто формально.

Известна история, опубликованная М.Ребровым, как Королёв допытывался перед стартом у Беляева: хватит ли у него твёрдости, чтобы отстрелить шлюз вместе с Леоновым, если тот не смог бы вернуться? В эту растиражированную байку я не верю. Королёва и Беляева уже не спросишь, Леонов не говорит на эту тему, а Хрунов сказал, что этого не было по той причине, что Беляев на космодроме от группы не отходил. Но дело даже не в этом. Шлюз вполне можно было отстрелить командой с Земли, да и космонавтам истину пояснять было незачем: выходящий должен вернуться - или умереть. Другое дело, если б отказали пироболты и шлюз бы не отстрелился. Тогда (предложил Леонов) он влез бы в него снова, подрезал бы ножом основание шлюза, перерезал бы дутики, не нарушая герметичности, в надежде на то, что слабо закреплённый шлюз сразу сорвёт при входе в атмосферу.

При расставании Королёв дал Леонову последние наставления: "Ты там не мудри - выйди и зайди..." Это была самая простая инструкция за целый год тренировок. Однако и её выполнить оказалось непросто.

На первом же витке шлюз был развёрнут и уже над Камчаткой Леонов в него вошёл и стал ждать очередного входа в зону связи. И почти час пролежал (провисел?) в этом наглухо закрытом пенале, не видя океанов и континентов, пролетающих внизу.

И вот, наконец, над Чёрным морем внешний люк шлюза открыт и космонавт, как бабочка из кокона, выбрался в Новый мир. На Земле, по этому случаю, стояла прекрасная погода и видно было всё Чёрное море целиком, Кавказ, да и изрядная часть Европы. О чём первопроходец в восторге и прокричал на весь эфир. Беляев торжественно объявил: «Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!» В центрах управления полётом – тоже полный восторг: на телеэкране прекрасно видно, как Леонов отделился от шлюза и поплыл к звёздам. Выход снимала вначале "дальняя" телекамера, а потом Алексей снял крышку с телекамеры, укреплённой на обрезе шлюза и швырнул её прочь.

Леонов сделал 3 отхода от корабля на всю длину фала. На телеэкране было хорошо видно, как он зачем-то хлопал себя по бедру. А это он пытался нащупать пневматическую грушу на конце тросика, включающего затвор шпионской фотокамеры «Аякс», укреплённой на груди (она была с трудом выпрошена у председателя КГБ). Леонов говорил, что не мог нащупать её из-за деформации скафандра, а Елисеев пишет, что она оторвалась при вылезании из шлюза. Так или иначе, снимков корабля получено не было. Фал вёл себя прилежно, петли не создавал, а как бы запоминал своё положение в пространстве, аккуратно складываясь при возвращении к люку. Тем не менее, Леонов перед возвращением должен был его сложить в бухту и укрепить на крючке. Сделать это оказалось неожиданно трудно – скафандр раздулся настолько, что ноги вылезли из сапог, а руки вышли из перчаток и заламывались как ласты. В люк протиснуться не было никакой возможности! В чем же дело? Леонов говорит, что скафандр не проверяли в вакууме, а только при снижении давления, как на высоте 60 км, при этом, конечно, никаких упражнений в нём не делалось. При всех тренировках его наддували до 1,4 атм, создавая избыточное давление. В космосе скафандр повёл себя иначе, рёбра жесткости не выдержали, да и излучение + перепад температур могли сказаться. Не спорю, возможно. Однако хотелось бы привести цитату из «Дневников Каманина» от 16 апреля 1965:

Генерал Холодков, полковник Смирнов и Северин уже несколько раз докладывали о том, что анализом пленок телеметрии точно установлено: Леонов, находясь вне корабля, все время обеспечивался кислородом из ранца и с борта корабля одновременно, а должен был перейти только на автономное питание от кислородного ранца.

Не в этом ли кроется причина деформации скафандра Леонова? Наддув в нештатном режиме скафандр мог и не выдержать. Леонов перешёл на второй режим работы скафандра, давление упало с 0,45 до 0,25 атм. Это было опасно - если бы азот не успел бы вымыться из крови, она бы закипела. Но Леонов уже час дышал кислородом, помнил об этом и с этим всё обошлось. Но войти в люк "по-штатному" - ногами вперёд, чтоб закрыть за собой люк, не удавалось всё равно! И тогда Леонов, не спрашивая мнения Земли, полез в люк головой вперёд. При этом он ещё успел снять кинокамеру с креплений и бросить её в шлюз. Вот где пригодилась сила рук! Он смог протиснуться в люк. Но дальше всё равно надо было развернуться, закрыть за собой люк и входить в кабину ногами вперед! Развернуться в шлюзе было невозможно, этот вариант даже не обсуждался. Леонову это удалось! При этом он так напрягался, что был близок к тепловому удару, температура поднялась до 38°, пульс достиг 180, а тут ещё кинокамера норовила улететь в космос, Леонов успевал поймать её у самого люка. Он буквально захлёбывался от пота и, едва выровнялось давление, прямо в шлюзе сорвал с себя шлем, вопреки всем инструкциям. Беляев казался вполне спокойным, но датчики сообщали о экстрасистолах, проще говоря, сердце у него давало перебои...

На Земле спортивный комиссар Борисенко отметил начало новой серии рекордов. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчислялось с момента появления космонавта из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Леонов находился в открытом космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд.

Что интересно, прошло целых 25 лет, прежде чем советские космонавты отцепились от поручней на обшивке своего космического аппарата и удалились на длину фала, повторив достижение Леонова. Да и то после испытаний "космического мотоцикла" такие полёты ни разу более не производились. У американцев они были не раз, но тоже не так уж много. Трудное это дело - человек-спутник.

Меж тем неприятности на корабле только начинались. Люк оказался закрыт неплотно, из-за чего создался реактивный момент и аппарат начал вращаться, а СЖО исправно добавляла в воздух чистый кислород, превратив атмосферу в гремучий газ (взрыв от малейшей искры!), затем кто-то из космонавтов задел за тумблер и начался нештатный наддув кабины. При этом давление превысило 900 мм, после чего люк дожало, утечка прекратилось, но на это ушёл почти весь запас воздуха. Кабина, разрываемая высоким давлением, выдержала, затем сработал мембранный клапан, драгоценный воздух вылетел в космос, но теперь уже сам клапан, потеряв свою "девственность", стал угрозой для КК. Затем отказала система ориентации, пришлось делать лишний виток, а потом оказалось, что вручную невозможно нормально ориентироваться, потому что кресла конструкторами были развёрнуты от системы управления, а в придачу нарушалась балансировка... И посадка в 400 км от расчётной точки нештатного района. А затем и служба поиска оказалась не на высоте, а аварийный запас - совсем ни к чёрту. И двое суток на морозе у костра...

Такие вот были ПЕРВЫЕ 12 минут в открытом космосе.

Вскоре после полёта "Восхода-2" началась грандиозная международная дискуссия по вопросу: как называть передвижение Леонова за пределами КК? Многие предлагали новый глагол - "леонить". Филологи с абсолютно серьёзным видом это оспаривали. Дескать, правильнее говорит "леоновать". Вот что пишет Каманин 9.04.1965 в своих дневниках:

«Редакции получили более 8000 писем, большая часть авторов которых предлагает ввести в обиход новый глагол, производный от фамилии Леонов - "леоновать" (я леоновал, ты леоновуешь, они леоновуют и т.д.). На первый взгляд слово кажется труднопроизносимым и необычным, но не надо забывать, что новые ботинки всегда жмут, новый костюм сковывает и т.д. Пройдет несколько лет, и новый русский глагол "леоновать" станет международным словом - это будет живой памятник Леонову и русскому народу. В русском языке есть тысячи иностранных слов, которые для нас звучат как родные, но и наши чисто русские слова "спутник", "Восток", "Восход", "лунник", "леоновать" будут международными словами.»

Нет, не прижился глагол. Могучий русский язык всё же довольно консервативен и не желает принимать в оборот новые глаголы без крайней необходимости. А жаль! Сколько простора было бы для обозначений специфических телодвижений! Особенно сейчас, в канун выборов, когда политики начнут зюганить языком и жириновать прочими частями тела.

Средний диаметр 2,30 м Максимальный диаметр 2,43 м Длина 4,4 м Масса до 5 тонн Полётные данные Космодром Байконур ,СК 17П32-5 РН типа Р-7. Пл. № 1. ПУ № 5 Ракета-носитель Восход (ракета-носитель) Статистика Первый запуск 6 октября 1964 Последний запуск 22 февраля 1966 Успешных запусков 5 Неудачных запусков 1 Всего запусков 6
Внешние изображения
Многоместный космический корабль «Восток»

По программе «Восход» решались задачи отработки взаимодействия членов экипажа во время полёта, изучалась возможность работы человека в открытом космосе , проводились научные и медико-биологические исследования, технические эксперименты. Основные достижения полученные по программе «Восход» - первый в мире многоместный экипаж (полёт 3 космонавтов на борту), первый в мире полёт космонавтов без использования скафандров, первый в мире выход в открытый космос .

Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» (изначальный технический код разработки был «Восток-3КВ», затем 11а57) и состоял из сферического спускаемого аппарата диаметром 2,3 метра, в котором размещались космонавты, и конического приборного отсека (массой 2,27 , длиной 2,25 м и шириной 2,43 м) в котором находились топливные баки и двигательная установка . Для того, чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу трёх космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла , применяемого на «Востоках», когда при посадке космонавт покидал корабль ещё в воздухе и приземлялся на парашюте . Кроме того, в корабле «Восход-1 » космонавты для экономии места располагались без скафандров. Несмотря на то, что этот полёт был намного опаснее предыдущих, желающих полететь в первом в мире экипаже было более, чем достаточно. Сергею Павловичу Королёву стоило больших трудов утвердить в экипаж конструктора спускаемых аппаратов Константина Феоктистова . По кандидатурам командиров и врачей также было немало разногласий.

На освободившееся от катапультного кресла место устанавливались два или три обычных кресла. Поскольку теперь экипаж приземлялся в спускаемом аппарате, то для обеспечения мягкой посадки корабля помимо парашютной системы был установлен твердотопливный тормозной двигатель, срабатывавший непосредственно перед касанием земли от сигнала механического высотомера.

Резервный твердотопливный тормозной двигатель для схода с орбиты был установлен в верхней части спускаемого аппарата. Корабли «Восток» имели только один жидкостный тормозной двигатель, однако запасов кислорода хватало для десятидневного полёта, что позволило бы кораблю сойти с орбиты и приземлиться, тормозя трением об атмосферу .

Система носителя и корабля «Восход» не имела средств спасения при аварии в первые минуты после запуска, в отличие от предшествующих кораблей «Восток», имевших систему катапультирования, и последующих кораблей «Союз », оснащённых системой аварийного спасения (САС) . Ввиду такого высокого риска и концентрации ресурсов на программах «Союз» и лунной , программа «Восход» была свёрнута после двух полётов.

По программе были совершены следующие полёты:

Название Дата запуска UTC Дата завершения UTC Время миссии Экипаж Описание
«Космос-47 » 6 октября
07:12
7 октября 1964
07:30
1 сут 00 18 мин - Беспилотный испытательный полёт для отработки и тестирования корабля.
«Восход-1 » 12 октября
07:26
13 октября 1964
07:47
1 сут 00 ч 21 мин космонавт-пилот Комаров ,
конструктор Феоктистов ,
врач Егоров
Первый космический полёт более чем с одним человеком на борту, впервые полёт осуществлялся без скафандров.
«Космос-57 » 22 февраля
07:41
22 февраля 1965
0 сут 03 ч - Беспилотный испытательный полёт для отработки корабля для выхода в космос, завершился неудачей (подорван системой самоуничтожения через 3 часа после старта из-за ошибки командной системы) .
«Космос-59 » 7 марта
9:07
15 марта 1965
12:09
8 сут 03 ч 02 мин - Беспилотный испытательный полёт аппарата другой серии («Зенит-4 ») с установленным шлюзом корабля «Восход» для выхода в космос .
«Восход-2 » 18 марта
07:00
19 марта 1965
09:02
1 сут 02 ч 02 мин космонавт-пилот Беляев ,
космонавт-испытатель Леонов .
Первый выход в открытый космос.
«Космос-110 » 22 февраля
20:09
16 марта 1966
14:09
21 сут 18 ч 00 мин собаки - Ветерок и Уголёк Испытательный полёт для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полёте.

Детально планировались, но были отменены вместе с программой весной-летом 1966 года ещё 5 пилотируемых полётов:

  • «Восход-3» (Б. Волынов - Г. Катыс → Шонин) - рекордный 18-дневный полёт для научных и военных исследований (выполнен беспилотным как «Космос-110 »).
  • «Восход-4» (изначально П. Попович - В. Пономарёва ; затем В. Пономарёва - И. Соловьёва) - 10-15-дневный полёт изначально с первым смешанным женско-мужским экипажем; затем - с чисто женским экипажем и первым выходом в космос женщины.
  • «Восход-5(-6)» (Е. Хрунов - А. Воронов) - 3-5-дневный полёт с 2-3 выходами в космос и удалением на 50-100 метров с использованием автономного средства передвижения космонавта .
  • «Восход-6(-5)» (

18 марта исполнилось 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов (позывные "Алмаз-2"), полет которого вместе с Павлом Беляевым (позывные "Алмаз-1") на космическом корабле "Восход-2" продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полет "Восхода-2" считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней.

На старт! Внимание! Марш!

Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома "Байконур" стартовал космический корабль "Восход-2", на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.

Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось - по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.

Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны "объекта", от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.

Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими - в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.

Как только "Восход-2" перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.

Открытый космос

Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: "А Земля-то круглая..."

Алексей Леонов

Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений - он начался над Черным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала - около пяти метров. Дальше последовал короткий доклад на Землю: "Все сделано по плану. "Алмаз-2" готовится к входу".

И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным.

До входа в тень Земли оставалось пять минут, после чего корабль на час погрузился бы в кромешную тьму. Вопреки инструкции, не сообщив о ЧП на Землю, Леонов сбросил давление вдвое - до 0,27 атмосферы. Скафандр немного уменьшился в размерах, и космонавт попробовал войти в шлюз головой вперед. В 11:47 это ему удалось, "Алмаз-2" закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как иначе ему бы не удалось перейти из шлюза в корабль.

"Алмаз-1": Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!
"Алмаз-2": Снял, снял крышку!
"Алмаз-1": Понятно!
"Алмаз-2": Вижу, вижу небо! Землю!
"Алмаз-1": Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!

Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, вспоминает Леонов. Пульс дошел до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса. Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.

С момента открытия люка шлюза и до его закрытия Алексей Леонов находился в открытом космосе 23 минуты и 41 секунду. Но чистое время пребывания в нем считается с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до входа обратно. Поэтому официально зарегистрированное время нахождения Леонова в открытом пространстве составляет 12 минут и 9 секунд.

Возвращение

После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля - с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.

Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.

Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова - Леонов и Беляев были в скафандрах.

19 марта в 11:19, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввел в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел "Восход-2" на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.

При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.

В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с "Алмазами" на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.

Уральские морозы

Приземление оказалось не очень удачным - "Восход-2" зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.

Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.

Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта "Ан-2" и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся "поисковиков".

Обнаружить "Восход-2" удалось около 17 часов 19 марта. Однако забрать космонавтов не представлялось возможным - вокруг не было ни одной походящей площадки для посадки вертолета, а поднимать Леонова и Беляева по тросовой лестнице летчикам было строго запрещено. Пилоты сбросили им собственную меховую одежду, топор, ракетницу с ракетами и даже бортовой неприкосновенный запас продовольствия. Вертолет улетел, и всю ночь над местом приземления барражировал самолет. Между тем по Всесоюзному радио сообщили, что первую ночь космонавты встречали в кругу друзей в одной из пермских гостиниц...

20 марта к двум часам дня к "Алмазам" на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от "Восхода". На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: "Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края".

Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно".

Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля "Союз-19". Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.

При написании статьи использованы материалы Российского государственного архива научно-технической документации и сайта "Культурное наследие Прикамья" .