Представители царства вирусов - особая группа жизненных форм. Они имеют не только узкоспециализированное строение, но и характеризуются специфическим обменом веществ. В данной статье мы изучим неклеточную форму жизни - вирус. Из чего состоит, как размножается и какую роль он играет в природе, вы узнаете, прочитав ее.

Открытие неклеточных форм жизни

Российский ученый Д. Ивановский в 1892 году занимался изучением возбудителя болезни табака - табачной мозаики. Он установил, что патогенный агент не относится к бактериям, а является особой формой, в последующем названной вирусом. В конце 19 века в биологии еще не использовали микроскопы с высокой разрешающей способностью, поэтому ученый не смог узнать, из каких молекул состоит вирус, а также увидеть и описать его. После создания электронного микроскопа в начале 20 столетия мир увидел первых представителей нового царства, оказавшихся причиной многих опасных и трудно излечимых болезней человека, а также других живых организмов: животных, растений, бактерий.

Положение неклеточных форм в систематике живой природы

Как было сказано ранее, эти организмы объединены в пятое - вирусы. Главный морфологический признак, характерный для всех вирусов, - отсутствие клеточного строения. До сих пор в научном мире не прекращаются дискуссии по вопросу, являются ли неклеточные формы живыми объектами в полном смысле этого понятия. Ведь все проявления метаболизма у них возможны только после проникновения в живую клетку. До этого момента вирусы ведут себя, как объекты неживой природы: у них отсутствуют реакции обмена веществ, они не размножаются. В начале 20 столетия перед учеными возникла целая группа вопросов: что такое вирус, из чего состоит его оболочка, что находится внутри вирусной частицы? Ответы были получены в результате многолетних исследований и экспериментов, послуживших основой для новой научной дисциплины. Она возникла на стыке биологии и медицины и называется вирусологией.

Особенности строения

Выражение «все гениальное просто» напрямую касается неклеточных форм жизни. Вирус состоит из молекул нуклеиновых кислот - ДНК или РНК, покрытых протеиновой оболочкой. У него нет собственного энергетического и белоксинтезирующего аппарата. Без клетки-хозяина вирусы не имеют ни одного признака живой субстанции: ни дыхания, ни роста, ни раздражимости, ни размножения. Чтобы всё это появилось, требуется только одно: найти жертву - живую клетку, подчинить её обмен веществ своей нуклеиновой кислоте и в конце концов уничтожить. Как было сказано ранее, оболочка вируса состоит из белковых молекул, имеющих упорядоченное строение (простые вирусы).

Если в состав оболочки входят еще и липопротеидные субъединицы, являющиеся на самом деле частью цитоплазматической мембраны клетки хозяина, такие вирусы называются сложными (возбудители оспы и гепатита В). Часто в состав поверхностной оболочки вируса входят и гликопротеиды. Они выполняют сигнальную функцию. Таким образом, как и оболочка, так и сам вирус состоят из молекул органического компонента - протеина и нуклеиновых кислот (ДНК или РНК).

Как вирусы проникают в живые клетки

Итогом нападения возбудителя на клетку становится соединение ДНК или РНК вируса с собственными белковыми частицами. Таким образом, вновь образованный вирус состоит из молекул нуклеиновых кислот, покрытых упорядоченными частицами протеидов. Мембрана клетки-хозяина разрушается, клетка гибнет, а вышедшие из неё вирусы внедряются в здоровые клетки организма.

Явление обратной редупликации

В начале изучения представителей данного царства бытовало мнение, что вирусы состоят из клеток, но уже опыты Д. Ивановского доказали, что возбудителей невозможно выделить с помощью микробиологических фильтров: патогены проходили через их поры и оказывались в фильтрате, который сохранял вирулентные свойства.

Дальнейшими исследованиями был установлен тот факт, что вирус состоит из молекул органического вещества и проявляет признаки живой субстанции только после своего непосредственного проникновения в клетку. В ней он начинает размножаться. Большинство РНК-содержащих так, как было описано выше, но некоторые из них, например вирус СПИДа, в ядре клетки-хозяина вызывает синтез ДНК. Это явление называется обратной репликацией. Затем на молекуле ДНК синтезируется и-РНК вируса, а уже на ней начинается сборка вирусных белковых субъединиц, образующих его оболочку.

Особенности бактериофагов

Что представляет собой бактериофаг - клетку или вирус? Из чего состоит эта неклеточная форма жизни? Ответы на эти вопросы таковы: поражающий исключительно прокариотические организмы - бактерии. Строение его достаточно своеобразно. Вирус состоит из молекул органического вещества и делится на три части: головку, стержень (чехол) и хвостовые нити. В передней части - головке - находится молекула ДНК. Далее следует чехол, имеющий внутри полый стержень. Хвостовые нити, прикрепленные к нему, обеспечивают соединение вируса с рецепторными локусами плазматической мембраны бактерии. Принцип действия бактериофага напоминает шприц. После сокращения белков чехла молекула ДНК попадает в полый стержень и далее впрыскивается в цитоплазму клетки-мишени. Теперь зараженная бактерия будет синтезировать ДНК вируса и его белки, что неизбежно приведет к её гибели.

Как организм защищает себя от вирусных инфекций

Природа создала особые защитные приспособления, противостоящие вирусным заболеваниям растений, животных и человека. Сами возбудители воспринимаются их клетками как антигены. В ответ на присутствие вирусов в организме вырабатываются иммуноглобулины - защитные антитела. Органы иммунной системы - тимус, лимфатические узлы - реагируют на вирусное вторжение и способствуют выработке защитных протеинов - интерферонов. Эти вещества угнетают развитие вирусных частиц и тормозят их размножение. Оба вида защитных реакций, рассмотренных выше, относятся к гуморальному иммунитету. Другая форма защиты - клеточная. Лейкоциты, макрофаги, нейтрофилы поглощают вирусные частицы и расщепляют их.

Значение вирусов

Не секрет, что оно в основном негативное. Эти ультрамалые патогенные частицы (от 15 до 450 нм), видимые только в электронный микроскоп, вызывают целый букет опасных и трудноизлечимых заболеваний всех без исключения организмов, существующих на Земле. Так, у поражают жизненно важные органы и системы, например нервную (бешенство, энцефалит, полиомиелит) иммунную (СПИД), пищеварительную (гепатит), дыхательную (грипп, аденоинфекции). Животные болеют ящером, чумой, а растения - различными некрозами, пятнистостями, мозаичностью.

Многообразие представителей царства не изучено до конца. Доказательством служит то, что до сих пор открывают новые виды вирусов и диагностируют ранее не встречающиеся заболевания. Например, в середине 20 столетия в Африке был обнаружен вирус Зика. Он находится в организме комаров, которые при укусе заражают человека и других млекопитающих. Симптомы заболевания свидетельствуют о том, что возбудитель поражает прежде всего отделы центральной нервной системы и вызывает у новорожденных микроцефалию. Люди, являющиеся носителями этого вируса, должны помнить, что они представляют потенциальную опасность для своих партнеров, так как в медицинской практике зарегистрированы случаи передачи заболевания половым путем.

К положительной роли вирусов можно отнести их использование в борьбе против видов-вредителей, в генной инженерии.

В данной работе мы рассказали, что такое вирус, из чего состоит его частица, как организмы защищают себя от патогенных агентов. Также мы определили, какую роль играют неклеточные формы жизни в природе.

Задания части А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1. Низшим уровнем организации живого является:

1) атомный

2) клеточный

3) молекулярный

4) организменный

А2. Среди пеерчисленных веществ не является биологическим полимером:

2) глюкоза

3) гликоген

4) гемоглобин

А3. Неорганическими веществами клетки являются:

1) углеводы и жиры

2) нуклеиновые кислоты и вода

3) белки и жиры

4) вода и минеральная вода

А4. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам, основа ее генетического аппарата:

3) углеводы

4) нуклеиновые кислоты

А5. Из перечисленных углеводом моносахаридом является:

2) крахмал

3) сахароза

4) фруктоза

А6. Молекулы липидов состоят из:

1) аминоксилот

2) моносахаридов

3) воды и минеральных веществ

4) глицерина и высших жирных кислот

А7. По сравнению с окислением 1 г углеродов при оксилении жиров такой же массы образуется энергии:

1) меньше в два раза

2) больше в два раза

3) больше в четыре раза

4) одинаковое количество

А8. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов ее жизнедеятельности, - это:

1) белки

3) углеводы

4) нуклеиновые кислоты

А9. Все многообразие белков образуется за счет различного сочетания в их молекулах:

1) 4 аминокислот

2) 20 аминокислот

3) 28 аминокислот

4) 56 аминокислот

А10. Нивысший уровень пространственной структурной конфигурации молекулы гемоглобина:

1) первичный

2) вторичный

3) третичный

4) четвертичный

А11. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются:

1) нуклеотиды

2) моносахариды

3) аминоксилоты

4) высшие жирные кислоты

А12. В состав ДНК входит сахар:

2) глюкоза

3) фруктоза

4) дезоксирибоза

А13. Укажите пару комплементарный нуклеотидов в молекуле ДНК:

2) А-Т

А14. Для участка ДНК АЦЦГТААТГ укажите комплементарую цепь:

1) ААГГТЦАГТ

2) ТГГЦТААЦЦ

3) ТЦЦГТТАЦГ

4) ТГГЦАТТАЦ

А15. В состав АТФ входиьт:

1) рибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты

2) рибоза, аденин, один остаток фосфорной кислоты

3) рибоза, дезоксирибоза, три остатка фосфорной кислоты

4) дезоксирибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты

А16. АТФ играет важную роль в метаболизме организмов, так как:

1) является структурной основой нуклеотидов

2) содержит микроэнергический связи

3) обычно является конечным продуктом обмена веществ

4) ее можно быстро получить из среды, окружающей организм

А17. К водорастворимым относится витамин:

2) С

А18. По химическому составу большинство ферментов являются:

2) белками

3) углеводами

4) нуклеиновыми кислотами

2) вирусы

3) бактерии

4) одноклеточные растения

А20. Вирусы состоят из:

1) целлюлозной оболочки, цитоплазмы, ядра

2) белковой оболочки и цитоплазмы

3) нуклеиновой кислоты и белковой оболочки

4) нескольктх микроскопических клеток

Задания части В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. Молекула ДНК отличается от иРНК тем, что:

1) она свернута в спираль

2) состоит из двух полинуклеотидных цепочек

3) состоит из одной полинуклеотидной цепочки

4) обладает способностью самоудваивания

5) не обладает способностью самоудваивания

6) служит матрицей для сборки полипептидной цепи

В2. Для углеводов характерны следующие функции:

1) сигнальная

2) структурная

3) транспортная

4) регуляторная

5) энергетическая

6) ферментативная

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3. Соотнесите органическое вещество и функцию, выполняемую им в клетке и/или в организме

а б в г д
5 1 4 2 3

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий

В4. Установите последовательность образования структуры молекулы белка гемоглобина

а) скручивание молекул белка в спираль

б) образование пептидных связей между аминокислотами и формирование пептидной цепи

в) объединение нескольких глобул

г) скручивание молекулы белка в клубок

От неживой материи вирусы отличаются двумя свойствами: способностью воспроизводить себе подобные формы (размножаться) и обладанием наследственностью и изменчивостью.

Устроены вирусы очень просто. Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом (рис. 16).

2. Жизнедеятельность вирусов.

Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина (рис. 17).

Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают многие опасные заболевания: у человека — грипп, оспу, корь, полиомиелит, свинку, бешенство, СПИД и многие другие; у растений — мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость и др.; у животных — ящур, чуму свиней и птиц, инфекционную анемию лошадей и др.

Вопросы к зачету по разделу «Молекулярный уровень живой природы»

Каждому варианту будет предложено 10 вопросов
на каждый вопрос нужно дать ответ одним полным предложением

  1. Какие элементы входят в состав углеводов? Запишите общую формулу углеводов.
  2. Какие углеводы входят в состав нуклеиновых кислот (ДНК и РНК)?
  3. Запишите названия наиболее важных дисахаридов.
  4. Запишите названия наиболее важных полисахаридов.
  5. Какие полисахариды входят в состав клеточных стенок клеток растений и грибов?
  6. Какие углеводы накапливаются в клетках растений и животных в качестве запасных веществ?
  7. Запишите общую формулу аминокислоты.
  8. Чем представлены первичная и вторичная структуры белков?
  9. Чем представлены третичная и четвертичная структуры белков?
  10. Что такое денатурация?
  11. Какие молекулы относятся к биополимерам?
  12. Что такое ферменты?
  13. Как называется участок фермента, взаимодействующий с молекулой субстрата?
  14. Где в клетке находятся молекулы ДНК?
  15. Какие азотистые основания входят в состав нуклеотидов ДНК? РНК?
  16. Сколько водородных связей образуется между комплементарными азотистыми основаниями в ДНК?
  17. Какие функции выполняют ДНК и РНК в клетке?
  18. Какие углеводы входят в состав нуклеотидов ДНК? РНК?
  19. Какие органические молекулы, кроме белков, обладают каталитической активностью?
  20. Какие виды РНК различают в клетке?
  21. Где в клетке находятся молекулы РНК?
  22. Из остатков каких молекул состоят жиры?
  23. Сколько энергии выделяется при окислении жира по сравнению с углеводами?
  24. Какие молекулы являются хранителями генетической информации?
  25. Какие молекулы – главный строительный материал клетки? Основной и запасной источник энергии?
  26. Какой углевод и какое азотистое основание входят в состав АТФ?
  27. Какое количество энергии выделяется при распаде АТФ до АМФ и 2 молекул Н 3 РО 4 ?
  28. Почему для нормального обмена веществ организму необходимы витамины?
  29. Какие нуклеиновые кислоты могут встречаться в вирусах?
  30. Перечислите 5 заболеваний человека, вызываемых вирусами.

Углеводы состоят из...

углерода, водорода и кислорода

углерода, азота и водорода

углерода, кислорода и азота

Углеводы , или сахариды , - одна из основных групп органических соединений. Они входят в состав клеток всех живых организмов. Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода. Название, они получили потому, что у большинства из них соотношение водорода и кислорода в молекуле такое же, как и в молекуле воды.

Общая формула углеводов: Сn (Н 2 О)m. Примерами могут служить глюкоза — С 6 Н 12 О 6 и сахароза — С 12 Н 22 О 11 . В состав производных углеводов могут входить и другие элементы. Все углеводы делятся на простые, или моносахариды , и сложные, или полисахариды . Из моносахаридов наибольшее значение для живых организмов имеют рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза.

Функции углеводов: энергетическая, строительная, защитная, запасающая.

Определи из предложенных полисахариды.

крахмал, гликоген, хитин…

глюкоза, фруктоза, галактоза

рибоза, дезоксирибоза

Ди- и полисахариды образуются путём соединения двух и более моносахаридов. Дисахариды по своим свойствам близки к моносахаридам. И те, и другие хорошо растворимы в воде и имеют сладкий вкус. Полисахариды состоят из большого числа моносахаридов, соединённых ковалентными связями. К ним относятся крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин и другие.

Нарушение природной структуры белка.

денатурация

ренатурация

дегенерация

Нарушение природной структуры белка называют денатурацией . Она может происходить под воздействием температуры, химических веществ, лучистой энергии и других факторов. При слабом воздействии распадается только четвертичная структура, при более сильном — третичная, а затем — вторичная, и белок остаётся в виде полипептидной цепи. Этот процесс частично обратим: если не разрушена первичная структура, то денатурированный белок способен восстанавливать свою структуру. Таким образом, что все особенности строения макромолекулы белка определяются его первичной структурой.

Функция, благодаря которой происходит ускорение биохимических реакций в клетке.

каталитическая

ферментативная

оба ответа правильные

Ферменты (или биокатализаторы) – это молекулы белков, работающие как биологические катализаторы, в тысячи раз увеличивающие скорость химических реакций. Чтобы крупные органические молекулы вступили в реакцию, им недостаточно простого контакта. Необходимо, чтобы функциональные группы этих молекул были обращены друг к другу и никакие другие молекулы не мешали их взаимодействию. Вероятность того, что молекулы сами сориентируются нужным образом, ничтожна мала. Фермент же присоединяет к себе обе молекулы в нужном положении, помогает ми избавиться от водяной плёнки, поставляет энергию, убирает лишние части и освобождает готовый продукт реакции. При этом сами ферменты, подобно другим химическим катализаторам, не изменяются в результате прошедших реакций и выполняют свою работу снова и снова. Для функционирования каждого фермента имеются оптимальные условия. Одни ферменты активны в нейтральной, другие – в кислой или щелочной среде. При температуре свыше 60ºС большинство ферментов не функционирует.

Функция сократительных белков.

двигательная

транспортная

защитная

Двигательная функция белков выполняют особые сократительные белки. Благодаря им двигаются реснички и жгутики у простейших, перемещаются хромосомы при делении клетки, сокращаются мышцы у многоклеточных, совершенствуются другие виды движения у живых организмов.

Жгутик всех эукариотических клеток имеет длину около 100 мкм. На поперечном срезе можно увидеть, что по периферии жгутика расположены 9 пар микротрубочек, а в центре — 2 микротрубочки. Все пары микротрубочек связаны между собой. Белок, осуществляющий это связывание, меняет свою конформацию за счёт энергии, выделяющейся при гидролизе АТФ. Это приводит к тому, что пары микротрубочек начинают двигаться друг относительно друга, жгутик изгибается и клетка начинает движение.

Функция белков, благодаря которой гемоглобин переносит кислород из лёгких к клеткам других тканей и органов.

транспортная

двигательная

оба ответа правильные

Важное значение имеет транспортная функция белков. Так, гемоглобин переносит кислород из лёгких к клеткам других тканей и органов. В мышцах эту функцию выполняет белок гемоглобин. Белки сыворотки крови (альбумин) способствуют переносу липидов и жирных кислот, различных биологически активных веществ. Присоединяя кислород, гемоглобин из синеватого становится алым. Поэтому кровь, в которой много кислорода, отличается по цвету от крови, в которой его мало. Транспортные белки в наружной мембране клеток переносят различные вещества из окружающей среды в цитоплазму.

Функция белка, поддерживающая постоянную концентрацию веществ в крови и клетках организма. Участвуют в росте, размножении и других жизненно важных процессах.

ферментативная

регуляторная

транспортная

Регуляторная функция присуща белкам – гормонам. Они поддерживают постоянные концентрации веществ в крови и клетках, участвуют в росте, размножении и других жизненно важных процессах. В присутствии вещества-регулятора начинается считывание определённого участка ДНК. Производимый данным геном белок начинает длинную цепочку превращений веществ, проходящих через ферментативный комплекс. В конце концов вырабатывается вещество-регулятор, которое останавливает считывание или переводит его на другой участок. При этом именно информация ДНК определяет, какие вещества производить, а конечный продукт синтеза блокирует ДНК и приостанавливает весь процесс. Другой путь: ДНК блокируется веществом, появившимся в результате деятельности управляющих систем организма: нервной или гуморальной. Конечно, в указанной цепи может быть большое количество посредников. Есть, например, целая группа белков-рецепторов, которые посылают управляющий сигнал в ответ на изменение внешней или внутренней среды.

В состав молекулы ДНК входят азотистые основания...

аденин, гуанин, цитозин, тимин

аденин, гуанин, лейцин, тимин

нет правильного ответа

В состав молекулы ДНК входят четыре типа азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин и тимин. Они и определяют названия соответствующих нуклеотидов.

Определи состав нуклеотида.

остаток фосфорной кислоты, цитидин, углевод

азотистое основание, углевод, ДНК

азотистое основание, углевод, остаток фосфорной кислоты

Каждый нуклеотид состоит из трёх компонентов, соединённых прочными химическими связями. Это азотистое основание, углевод (рибоза или дезоксирибоза) и остаток фосфорной кислоты.

Название связи между аденином и тимином при образовании двуцепочной молекулы ДНК.

одинарная

двойная

тройная

Молекула ДНК представляет собой двойной ряд нуклеотидов, сшитых в продольном и поперечном направлении Каркасом её структуры служат углеводы, надёжно связанные фосфатными группами в две цепочки. Между цепями «лесенкой» расположены азотистые основания, притянутые друг к другу слабыми водородными связями (в случае аденин-тимин — связь двойная ).

Определи состав аденозинтрифосфата:

аденин, урацил, два остатка фосфорной кислоты

аденин, рибоза, три остатка фосфорной кислоты

Нуклеиновая кислота аденозинтрифосфата (АТФ) состоит из одного-единственного нуклеотида и содержит две макроэргические (богатые энергией) связи между фосфатными группами. АТФ совершенно необходима в каждой клетке, так как она играет роль биологического аккумулятора — переносчика энергии. Она нужна везде, где происходит запасание энергии или её освобождение и использование, то есть практически в любой биохимической реакции, поскольку подобные реакции происходят в каждой клетке почти непрерывно, каждая молекула АТФ разряжается и вновь заряжается, например, в организме человека в среднем один раз в минуту. АТФ содержится в цитоплазме, митохондриях, пластидах и ядрах.

вирус

Вспомните!

Чем вирусы отличаются от всех остальных живых существ?

Почему существование вирусов не противоречит основным положениям клеточной теории?

Состоят из органических веществ, что и клетки (белки, нуклеиновые кислоты)

Размножаются с помощью клеток

Какие вы знаете вирусные заболевания?

Грипп, ВИЧ, бешенство, краснуха, оспа, герпес, гепатит, корь, папиллома, полиомиелит.

Вопросы для повторения и задания

1. Как устроены вирусы?

Вирусы имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК) и белка. Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Она окружена защитной белковой оболочкой - капсидом. Внутри капсида могут также находиться собственные вирусные ферменты. Некоторые вирусы, например вирус гриппа и ВИЧ, имеют дополнительную оболочку, которая образуется из клеточной мембраны клетки-хозяина. Капсид вируса, состоящий из многих белковых молекул, обладает высокой степенью симметрии, имея, как правило, спиральную или многогранную форму. Эта особенность строения позволяет отдельным белкам вируса объединяться в полную вирусную частицу путём самосборки.

2. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

3. Опишите процесс проникновения вируса в клетку.

«Голые» вирусы проникают в клетку путём эндоцитоза - погружения участка клеточной мембраны в месте их адсорбции. Иначе этот процесс известен как виропексис [вирус + греч. pexis, прикрепление]. «Одетые» вирусы проникают в клетку путём слияния суперкапсида с клеточной мембраной при участии специфических F-белков (белков слияния). Кислые значения рН способствуют слиянию вирусной оболочки и клеточной мембраны. При проникновении «голых» вирусов в клетку образуются вакуоли (эндосомы). После проникновения «одетых» вирусов в цитоплазму происходит частичная депротеинизация вирионов и модификация их нуклеопротеида (раздевание). Модифицированные частицы теряют инфекционные свойства, в ряде случаев изменяются чувствительность к РНКазе, нейтрализующему действию антител (AT) и другие признаки, специфичные для отдельных групп вирусов.

4. В чём проявляется действие вирусов на клетку?

Подумайте! Вспомните!

1. Объясните, почему вирус может проявить свойства живого организма, только внедрившись в живую клетку.

Вирус-неклеточная форма жизни, у него нет никаких органоидов, выполняющих в клетках определенные функции, нет обмена веществ, вирусы не питаются, не размножаются самостоятельно, не синтезируют никаких веществ. У них есть только наследственность в форме какой-то одной нуклеиновой кислоты-ДНК или РНК, а также капсид из белков. Поэтому только в клетке хозяина, когда вирус встраивает свою ДНК (если это ретро-вирус, то сначала происходит обратная транскрипция и строится по РНК-ДНК) в ДНК клетки, могут образовываться новые вирусы. При репликации и дальнейшем синтезе клеткой нуклеиновых кислот и белков заодно воспроизводится и вся информация вируса, занесенная им, и собираются новые вирусные частицы.

2. Почему вирусные заболевания имеют характер эпидемий? Охарактеризуйте меры борьбы с вирусными инфекциями.

Распространяются быстро, воздушно-капельным путем.

3. Выскажите своё мнение о времени появления на Земле вирусов в историческом прошлом, учитывая, что вирусы могут размножаться только в живых клетках.

4. Объясните, почему в середине XX в. вирусы стали одним из главных объектов экспериментальных генетических исследований.

Вирусы быстро размножаются, ими легко заразиться, вызывают эпидемии и пандемии, могут служить мутагенами для человека, животных и растений.

5. Какие сложности возникают при попытках создать вакцину против ВИЧ-инфекции?

Так как ВИЧ уничтожает иммунную систему человека, а вакцина изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генно-инженерным или химическим путём. Иммунная ситема не выдержит этого действия.

6. Объясните, почему перенос вирусами генетического материала от одного организма к другому называют горизонтальным переносом. Как тогда, по вашему мнению, называют передачу генов от родителей детям?

Горизонтальный перенос генов (ГПГ) - процесс, в котором организм передаёт генетический материал другому организму, не являющемуся его потомком. Вертикальный перенос генов – это перенос генетической информации от клетки или организма к их потомству при помощь обычных генетических механизмов.

7. В разные годы как минимум семь Нобелевских премий по физиологии и медицине и три Нобелевских премии по химии были вручены за исследования, непосредственно связанные с изучением вирусов. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о современных достижениях в области исследования вирусов.

Борьба человечества с эпидемией СПИДа продолжается. И хотя рано подводить итоги, определенные, без сомнения, оптимистические тенденции, все-такипрослеживаются. Так, биологам из Америки, удалось вырастить иммунные клетки, в которых вирус иммунодефицита человека размножаться не может. Этого удалось добиться с помощью новейшей методики, позволяющей влиять на работу наследственного аппарата клетки. Профессор Колорадского университета Рамеш Аккина и его коллеги спроектировали особые молекулы, которые блокируют работу одного из ключевых генов вируса иммунодефицита. Затем ученые изготовили искусственный ген, способный осуществлять синтез таких молекул, и с помощью вируса-носителяввели его в ядра стволовых клеток, которые в последствии и дают начало иммунным клеткам уже защищенным от ВИЧ-инфекции. Однако насколько эта методика окажется эффективной в борьбе со СПИДом, покажут только клинические испытания.

Еще 20 лет назад заболевание считалось неизлечимым. В 90-тые годы применялись только препараты короткоживущего интерферона-альфа. Эффективность такого лечения была очень низка. На протяжении последнего десятилетия «золотым стандартом» в терапии хронического гепатита С являлась комбинированная противовирусная терапия пегилированным интерфероном-альфа и рибавирином, эффективность которой в отношении элиминации вируса, то есть излечения гепатита С, достигает в целом 60-70%. При этом, среди больных, инфицированных 2 и 3 генотипами вируса, она составляет около 90%. В то же время, частота излечения у больных, инфицированных генотипом вируса С, до последнего времени составляла всего 40-50%.

1. Особенности жизнедеятельности (размеры)

2. Схема строения вируса

3. Схема проникновения в клетку, размножения

4. Стихи и загадки о вирусах

4.Загадки и стихи

У меня печальный вид, –

Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

Это – ... грипп

Подлый вирус этот грипп

Глова сейчас болит

Поднялась температура

И нужнате перь микстура

Заболела детка корью?

Это вовсе и не горе

Врач поможет, поспешит

Нашу детку излечит

На прививку я иду

Гордо к доктору приду

Шприц давайте и укол

Все готово? Я пошел

Ваша будущая профессия

1. Докажите, что базовые знания о процессах, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях организации живого, необходимы не только биологам, но и специалистам в других областях естественных наук.

Биофизики, биохимики, не смогут обойтись без таких знаний. Физический и химический процессы протекают по одинаковым законам.

2. Какие профессии в современном обществе требуют знания строения и особенностей жизнедеятельности прокариотических организмов? Подготовьте небольшое (не более 7-10 предложений) сообщение о той профессии, которая вас наиболее впечатлила. Объясните свой выбор.

Системный биотехнолог. Специалист по замещению устаревших решений в разных отраслях новыми продуктами отрасли биотехнологий. Например, он будет помогать транспортным компаниям перейти на биотопливо вместо дизельного, а строительным – на новые биоматериалы вместо цемента и бетона. Использовать биотехнологии для очистки жидких сред.

3. «Эти специалисты нужны в ветеринарных и медицинских научных институтах, академических институтах, на предприятиях, связанных с биотехнологиями. Они не останутся без работы в лабораториях поликлиник и больниц, на агрономических селекционных станциях, в ветеринарных лабораториях и больницах. Порой именно они могут поставить наиболее достоверный и точный диагноз. Их исследования незаменимы для ранней диагностики онкологических заболеваний». Предположите, о людях какой специальности идёт речь в этих предложениях. Докажите свою точку зрения.

Наверное генетики. Занимаясь генетическим материалом могут работать в любых отраслях связанных с живыми организмами, будь то селекция или любая отрасль медицинских знаний.