Ее звали "мадам семнадцать". Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых? Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.

Томсон М.Н. Матильда Кшесинская 1991

Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...

Матильда Феликсовна Кшесинская в одной из ролей в балете "Ненюфар" 1890

Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской) в Петербурге. Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.

Родители Матильды Кшесинской - мать Юлия Долинская и отец Феликс Кшесинский

Сестра Матильды Кшесинской - Юлия - Кшесинская 1-я

Сестра Матильды Кшесинской с отцом Феликсом Кшесинским во время одного из спектаклей

В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, а в 15 лет брала уроки у Христиана Иогансона, который стал ее учителем на долгие годы, даже после того, как она стала признанной артисткой балета. Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцева­ла в 22 балетах и 21 опере.

Юная Малечка... и стойка у нее на этом фото уже балетная 1880

Неплохо для начала... и может показаться, что только талант тому виной. Но так ли это? На самом деле не совсем так - 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал... мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу ".

Наследник российского престола
Николай Александрович Романов

Матильда Кшесинская 1889

По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой.

Император Николай II

Но...их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.

Великий князь Сергей Михайлович Романов

Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила " - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях".

Вера Трефилова и Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в балете "Талисман" 1898

"М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для (Кшесинской)... успех на сцене был средством: стремления ее были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду. М. Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели. М. Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется ."

Матильда Кшесинская в балете "Баядерка" 1900

Матильда Кшесинская в ролях

Матильда Кшесинская с отцом

Из воспоминаний В.А.Теляковского (В.А.Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965)

"Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать
другим.

Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: "- Не дам, это мой балет."

Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»".

Матильда Кшесинская в балете "Дочь Фараона" 1900

Великий князь Сергей Михайлович любил Матильду Кшесинскую преданно 25 лет. Он ее баловал, защищал, спасал... В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания ".


Знаменитый особняк Кшесинской в Петербурге Фото начала ХХ века

"...Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 гг. с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши. В конце 1890-х гг. Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. «Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем. — А. III.] не было электричества», — с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню.
Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. двухэтажный дворец закончен. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... был огромный военный бюджет России
."



Матильда Кшесинская в зимнем саду своего особняка 1916

Тот самый бюджет, к которому имели доступ Великие князья и в частности Сергей Михайлович. Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей. Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! На этот счет есть интересная запись в мемуарах великой балерины Тамары Карсавиной.

Матильда Кшесинская в балете "Эсмеральда" 1898-1899

Карикатура на Матильду Кшесинскую

Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной (Тамара Карсавина "Театральная улица", 1929, глава 13)

" Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского. Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли. На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, — дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта. По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее.

Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. «Не трудись брать с собой нарядные платья, — писала она, — у нас здесь по-деревенски. Я пришлю за тобой». Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей. В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в «Эсмеральде», ходила за Матильдой словно собачка. Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания... У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения — неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц.,

- Если кто-нибудь тебя обидит, приходи прямо ко мне. Я за тебя заступлюсь, — позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы. Одна знаменитая балерина, не принадлежавшая, по-видимому, к числу моих доброжелательниц, неожиданно проявила чрезмерную заботу о моем здоровье, попросив директора не перегружать меня, поскольку я больна чахоткой. Директор, введенный таким образом в заблуждение этой напускной заботой, проявляя истинное сочувствие, стал постепенно сокращать мой репертуар."

Великий князь Андрей Владимирович

Фаворитки и любовницы российских государей

Были ли фаворитки при великокняжеских и царских Государевых дворах?

При Государевых дворах Великих князей всея Руси Иоанне III Васильевиче и его сыне Василии III Иоанновиче ни фаворитов, ни фавориток в полном смысле этих слов не было. Правда, были подозрения, что Иоанн III одно время особо выделял княгиню Елену, супругу его сына, княжича Ивана, особенно после смерти Ивана, горько им оплакиваемой.

Иван, носивший для отличия от отца наименование Молодой, родился в 1458 году от первого брака великого князя с тверской княжной Марией Борисовной (1422–1467), был наследником престола и опорой отца. Он умер в 1490 году, когда ему было 32 года. Иван Молодой был женат на Елене, дочери Валашского господаря Стефана III, и имел от этого брака сына Димитрия, родившегося в 1483 году. (Вскользь заметим, что родной брат Елены - Иван - явился предком знаменитого композитора и исполнителя С. В. Рахманинова.)

Как известно, в 1472 году Иоанн III женился вторично на Софье (Зое, Зинаиде) Палеолог, дочери деспота Морей, племяннице последнего императора Византии Константина XII Драгаша. От их брака в 1479 году родился Василий Иоаннович (Василий III), который, по существовавшим тогда законам, после смерти своего старшего брата должен был унаследовать московский престол. Однако Иоанн III, уделявший в то время много внимания своей вдове-невестке Елене и отстранивший от себя свою жену Софью Палеолог, назначил своим наследником не 19-летнего Василия, своего сына, а внука, сына Ивана Молодого и княгини Елены, 15-летнего Димитрия Ивановича.

14 февраля 1498 года в Успенском соборе Московского Кремля, по специально написанному чину венчания (впоследствии традиционно использовавшемуся в церемониях венчания на царство московских государей), состоялось венчание на Великое княжение внука Иоанна III - Димитрия Ивановича.

Великая княгиня Софья не могла смириться с тем, что её родной сын Василий, потомок византийского императора, получивший имя, означающее «царь», будет в услужении у ничем не примечательных по рождению внука Димитрия и его матери Елены. Она понимала, что это решение вызвано увлечением её мужа молодой и красивой валашкой (молдаванкой) Еленой. Софья Палеолог, славившаяся своим умом, знаниями и умением вести интриги, в течение 11 лет вела упорную борьбу за своего сына Василия. Прежде всего, она обратила внимание Великого князя на то, что его внук, уже венчанный на Великое княжение, совершенно не интересуется делами государства и не собирается помогать своему деду в государственном управлении. Она сумела помириться с великим князем, снова войти к нему в доверие и обратить его отцовское внимание на достойного его сына Василия Иоанновича, уже вполне зрелого мужчину, всегда готового помочь отцу в его нелёгких государственных делах. Свою соперницу - молодую красавицу валашку Елену - она сумела не сама лично, а косвенными путями обвинить в ереси и добиться, что 11 апреля 1502 года Елена, как вредная еретичка, и её сын Димитрий были арестованы и заключены под стражу.

Победа Софьи была полной: через 3 дня после их ареста, 14 апреля 1502 года, в Успенском соборе Московского Кремля по тому же чину венчания на Великое княжение состоялось провозглашение Василия Иоанновича наследником московского престола.

Димитрий, а за ним и его мать Елена погибли в тюрьме в 1509 году.

Можно ли назвать княгиню Елену фавориткой Иоанна III в период с 1490 по 1502 год? Судя по её влиянию на великого князя Иоанна III, по отстранению им законной жены Софьи и законного наследника сына Василия, по венчанию её сына Димитрия как наследника, на наш взгляд, можно.

Но его сын Василий III Иоаннович, мечтавший о детях и не имевший их в течение почти всей жизни, несмотря на свою неплодную супругу Соломонию, никаких явных метресок не имел.

Его внук, Иоанн IV Васильевич Грозный, после смерти своей жены Анастасии Романовны относился к женщинам настолько пренебрежительно и даже жестоко, имел столько жён, наложниц и случайных женщин, которых к нему его клевреты даже не приводили - притаскивали, а он, опозорив их, в лучшем случае прогонял с глаз долой, а то и казнил, так что ни одну из них нельзя назвать не только фавориткой, но и просто любимицей. Впрочем, одну из них можно назвать любимицей Иоанна Грозного: бедную красавицу вдову Василису Мелентьеву. Она и вдовой стала из-за своей пышной, зрелой красоты, понравившейся Иоанну. Его клевреты, чтобы освободить красавицу от замужества, убили её мужа, а её привезли во дворец к царю. Но недолго тешился немолодой уже царь этой красотой русской женщины в расцвете лет. Василиса вдруг пропала из дворца, а куда делась - неизвестно. На этот счёт имеется много всяких версий: что её казнили, что её постригли в монастырь и т. п. Но причину этой немилости все указывают одну: всё это Грозный сделал из ревности. Великий русский драматург А. Н. Островский написал пьесу, которую так и назвал - «Василиса Мелентьева». Сюжет исторический, но незамысловатый: в дворцовые покои царской любимицы Василисы Мелентьевой под видом её теремной девушки пробрался её любовник. Однажды похотливый царь застал эту «девушку» у своей любимицы Василисы и возжелал её. Пришлось этой «девушке» покориться желанию царя, который так распалился к ней любовью, что даже подарил ей дорогое жемчужное ожерелье. Обман, конечно, был обнаружен, и Василиса, и её любовник были жестоко наказаны.

Разумеется, Василиса Мелентьева не могла быть фавориткой в европейском понимании: она не играла никакой роли при великокняжеском дворе, её во дворце мало кто и видел. Эта любимица была скорее просто наложницей Грозного царя.

Царь Феодор Иоаннович имел одну супругу Ирину Феодоровну Годунову и, будучи глубоко религиозным и воцерковлённым, ни о каких других женщинах и не помышлял да по своему здоровью и не мог помышлять.

О фаворитках Бориса Годунова никаких сведений нет. Его опорой, доверенным лицом была его супруга Мария Григорьевна, урожденная Скуратова-Бельская, дочь Малюты (Григория) Скуратова, женщина, по преданию, властная и суровая, которая ни при каких условиях не позволила бы царю Борису иметь какую-нибудь метреску.

После тяжелых лет Смуты был всенародно избран царём Михаил Феодорович Романов. В первые годы его царствования он был под неусыпным вниманием матери, инокини Марфы. Он даже женился по её настойчивому желанию на княжне Марии Владимировне Долгоруковой, умершей через месяц после свадьбы. По возвращении его отца, патриарха Филарета, из польского плена начались годы совместного правления двух «великих государей», что само по себе исключало появление каких-либо фаворитов, а тем более фавориток.

Сын царя Михаила - царь «Великия, и Малыя, и Белыя России» Алексий Михаилович - всю жизнь был окружён своими сёстрами, во главе которых стояла царевна Ирина, а затем любимой женой Марией Ильиничной Милославской с тринадцатью от неё чадами, а после её смерти - последней своей любовью - Натальей Кирилловной Нарышкиной, подарившей ему сына Петра I. Так что у Алексия Михаиловича на это «баловство», фавориток, не хватало ни времени, ни возможностей.

Его сын от Марии Ильиничны Милославской - царь Феодор Алексиевич, с детства слабый и больной, прожил на свете всего лишь 21 год и правил государством около 6 лет. Ученик гуманиста Симеона Полоцкого, царь Феодор II уничтожил местничество, занимался разработкой проекта Славяно-греко-латинской академии и других культурных программ. Во всё время своего правления он находился под патронажем своей сестры, царевны Софьи, которая оказывала на него очень сильное влияние, и в окружении польских родственников его жены Агафьи Грушецкой. Одним из ближайших к нему людей можно назвать боярина князя Василия Васильевича Голицына, но он был фаворитом царевны Софьи.

Ни о фаворитах, ни о фаворитках «скорбного головою», больного Иоанна V Алексиевича говорить не приходится. Хоть и был он признан, благодаря интригам царевны Софьи, «старшим царём», но к правлению, тем более самостоятельному, не имел никакого отношения, соглашаясь со всем, что ему предлагали сначала Софья, а потом Пётр I. По некоторым известиям, он, женатый на Прасковье Фёдоровне Салтыковой, не мог быть, в силу своей немощи, отцом своих дочерей, в том числе оставшихся в живых Анны (Анны Иоанновны), Екатерины и Прасковьи, а потому, чтобы были дети, ему в помощь был приставлен к царице Прасковье постельничий Юшков.

Так что на протяжении XVI и XVII столетий никаких официальных фавориток у русского престола не существовало.

Из книги Сталин и заговор Тухачевского автора Лесков Валентин Александрович

ГЛАВА 12. ЖЕНЫ, ЛЮБОВНИЦЫ, СВЯЗНЫЕ И СЕКРЕТНЫЕ ОСВЕДОМИТЕЛИ МАРШАЛА На тропах счастья, на дорогах бед, Где ни шагнешь, стопа оставит след. Останется твой след воспоминаньем И вновь когда-нибудь всплывет на свет. Восточная мудрость Михаил Николаевич Тухачевский был женат,

Из книги Королева белых слоников автора Буркин Юлий Сергеевич

Вновь на квартире у любовника любовницы Неожиданно Элька кинула меня. Пока я «работал» у Аркадия, она сидела дома, пекла мне пирожки или ещё что-то делала по дому. Мне такая жизнь нравилась. Ей, как выяснилось, не очень. Однажды она заявила, что ей нужно съездить в Томск. Она

Из книги Иван Грозный автора Флоря Борис Николаевич

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ МОСКОВСКИХ ГОСУДАРЕЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ XV-XVI ВЕКОВ По характеру происхождения своей власти древнерусский князь был вождем военной дружины, и нормы, определявшие отношения князя и его дружинников, во многом сохраняли свою действенность и

Из книги Валентин Серов автора Кудря Аркадий Иванович

Глава четырнадцатая ВРЕМЯ СМЕНЫ ГОСУДАРЕЙ В середине июня наступил день освящения в Борках Харьковской губернии церкви и часовни. К этому событию написанную Серовым картину «Александр III с семьей» доставили в Борки и выставили в павильоне рядом с церковью. На церемонию

Из книги Бенвенуто Челлини автора Соротокина Нина Матвеевна

Из книги Женщины вокруг Наполеона автора Кирхейзен Гертруда

Глава VII Любовницы. Полина Фурес, царица Востока С образом Жозефины в сердце ехал Наполеон в Италию, чтобы там покрыть себя бессмертной славой. Для Жозефины выигрывал он сражения, для нее он, как буря, стремился от победы к победе, для нее он воодушевлял своих солдат, для

Из книги Загубленная жизнь Евы Браун автора Ламберт Анжела

II. От Адольфа до фюрера От школьницы до любовницы

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Презентация при дворе в качестве официальной любовницы Сразу же после свадьбы мадам дю Барри поселилась в королевском дворце, в апартаментах первого этажа (в комнатах покойного Лебелля). Она не могла принимать там короля наедине, так как не была еще официально

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

14. Куртизанки, фаворитки, проституция и распущенность Я помню, как в первый раз занимался сексом. Я сохранил расписку. Гручл

Из книги Фаворитки у российского престола автора Воскресенская Ирина Васильевна

Фаворитки великих княгинь и императриц Аграфена Фёдоровна Челяднина - наперсница великой княгини Елены Глинской Во времена царствования Василия III (1505–1533) и правления Великой княгини Елены Васильевны Глинской (1533–1538) слова «фаворит» и «фаворитка» в русской речи ещё

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

Фаворитки императрицы Екатерины II У Екатерины II было несколько любимиц-подруг и наперсниц, которым она могла доверить свои самые интимные проблемы и переживания: Анна Никитична Нарышкина, Анна Степановна Протасова и Марья Саввишна Перекусихина. Однако были и такие

Из книги Великие любовницы автора Дюфрен Клод

Были ли фаворитки при великокняжеских и царских Государевых дворах? При Государевых дворах Великих князей всея Руси Иоанне III Васильевиче и его сыне Василии III Иоанновиче ни фаворитов, ни фавориток в полном смысле этих слов не было. Правда, были подозрения, что Иоанн III

Из книги автора

Пётр I и его фаворитки-любовницы Пётр I, не получив серьёзного образования и воспитания, приобретал знания и взгляды на жизнь в процессе своего царствования. Знакомство с Францем Лефортом, ставшим его фаворитом, привело его в 1691 году в Немецкую слободу, где перед ним

Из книги автора

Мария и любовницы короля История, которая знает все, приписывает Генриху IV 56 официальных любовниц. Вечный волокита был явно неравнодушен к прекрасному полу.Среди разнообразных и многочисленных вспышек случались и настоящие пожары: Коризанда во время религиозных войн,

«За последние сто лет только один русский царь не жил с балериной. Это я», – заявляет Александр III в фильме «Матильда». Более того, у этого императора любовниц не было вообще, в отличие от его предшественников из династии Романовых. Кто только у них не ходил в фаворитках... И судьба этих женщин складывалась по-разному.

Петр I

Российский император № 1 был человеком влюбчивым: два официальных брака и много любовниц. Первой фавориткой юного царя была Анна Монс . А познакомился Петр с красавицей – дочерью торговца из Миндена в Немецкой слободе в Москве, куда любил захаживать в свободное время, чтобы пообщаться с жившими там иностранцами.

Анна Монс

В то время он был уже женат на Евдокии Лопухиной . Его роман с Монс длился больше 10 лет. Петр даже развелся с Лопухиной и отправил ее в монастырь. Но на Анне царь так и не женился, хотя и открыто жил с ней. По слухам, Монс никогда сильно Петра и не любила, скорее позволяла себя любить и использовала его в своих целях. Более того, крутила романы на стороне, за что и получила в итоге в 1704 году отставку. У Петра уже начался роман с Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной I. Монс посадили под домашний арест, обвиняли в ворожбе. От дальнейших неприятностей ее спасли отношения с прусским посланником в России Георгом-Иоанном фон Кейзерлингом. Петр в итоге дал даже добро на их брак. Муж, правда, скоропостижно скончался вскоре после свадьбы. А через три года, в 1714-м, от чахотки умерла в Москве и сама Анна. Монс было 42 года. Ее последним возлюбленным стал шведский капитан Карл-Иоганн фон Миллер, которого она одаривала ценными подарками и которому завещала почти все состояние (5740 руб.).

Младшая дочь якутского воеводы Михаила Арсеньева Варвара красотой не отличалась. Зато была умна и образованна, чем очаровала не только Петра, но и его супругу Екатерину, чьей фрейлиной она служила. Сестра Варвары Арсеньевой Дарья была женой ближайшего сподвижника императора Александра Меньшикова. Впрочем, говорят, что женщины дарили любовь обоим кавалерам по очереди. Арсеньева пережила Петра, но не опалу Меньшикова. Была сослана в монастырь, где умерла через год.

Варвара Арсеньева

«Мария Гамильтон перед казнью».

Фото: wikipedia.org. Художник: Павел Сведомский

Еще трагичнее сложилась судьба Марии Гамильтон . Фрейлина Екатерины быстро разочаровала Петра; любовью, впрочем, здесь никогда и не пахло. Затем она закрутила роман с денщиком Петра Иваном Орловым. Но он ей изменял, и Мария, чтобы вернуть кавалера, задаривала подарками: драгоценностями, которые воровала у императрицы. А когда в итоге забеременела от него, то убила младенца. Когда все это стало известно, Петр велел Марию казнить, хотя за нее и заступилась императрица. Но монарх мнения не изменил, и бывшей фаворитке отрубили голову. Орлова же простили.

Параллельно с Гамильтон у Петра был роман с Авдотьей Ржевской , которой он дал прозвище «бой-баба». Фаворитку ждала счастливая судьба. Петр выдал ее замуж за своего денщика Григория Чернышева, который в дальнейшем дорос до графского титула и звания генерала. Женщина родила ему четырех детей. Авдотья Чернышева и в дальнейшем пользовалась влиянием при дворе: ее одинаково ценили и Анна Иоановна, и дочь Петра – Елизавета.

Авдотья Чернышева

Фото: wikipedia.org. Неизвестный художник XVIII века

Мария Румянцева

Мария Матвеева приходилась дальней родственницей своей тезке – Марии Гамильтон. Но какими разными были их судьбы. Внучка боярина Матвеева, ближайшего сподвижника отца Петра – Алексея Михайловича, свободно говорила по-французски, хорошо танцевала, обладала красотой и живостью, которые и привлекли внимание Петра I. Он ее сильно ревновал, а замуж выдал за еще одного своего денщика (выгодная была тогда должность) – Александра Румянцева.

По слухам, отцом ее сына, знаменитого русского полководца Петра Румянцева, возможно, был император. Мария Румянцева прожила почти 90 лет. А прославилась тем, что принимала в своем доме подкидышей и беспризорников.

Мария Кантемир

Фото: wikipedia.org. Художник: Иван Никитин

Последняя любовь Петра – дочь его союзника, молдавского господаря Дмитрия Мария Кантемир . Отец, который в это время жил в Москве, поощрял роман дочери с императором. Мария забеременела от Петра, но мальчик родился мертвым. После смерти императора в 1725 году Кантемир так больше и не вышла замуж и умерла в одиночестве в 1757 году.

Александр II

Александр II

После смерти Марии Александровны Александр II, к неудовольствию родни, женится на Долгорукой . Их роман к этому моменту длился уже 14 лет. Но брак этот считался морганатическим, то есть их дети не имели прав на престол. Долгорукой был пожалован титул светлейшей княгини Юрьевской, эту же фамилию отныне носили и ее с императором дети. Увы, но меньше чем через год после свадьбы Александр II был убит народовольцами. А взошедший на трон Александр III терпеть княгиню Юрьевскую был не намерен. И она вместе с семьей навсегда уезжает из России. Екатерина Долгорукова умерла в Ницце в 1922 году, в возрасте 74 лет. История сохранила многочисленные письма влюбленных и воспоминания, написанные княгиней уже на чужбине.

Екатерина Долгорукова

С юной Катенькой Долгорукой император познакомился впервые, когда ему исполнился 41 год. Но встречаться они начали лишь через 7 лет. Супруга Александра Мария Александровна к тому времени уже была больна чахоткой. А тут еще и смерть старшего сына Николая, которая сильно ее подкосила. Роман с Долгорукой не одобрял ни двор, ни близкие императора, в первую очередь его сын Александр, наследник престола. Монарх даже был вынужден отправить свою фаворитку за границу, куда ездил на свидания. Но со временем поселил ее во дворце вместе с детьми. Их у них родилось четверо, один мальчик, правда, умер в младенчестве.

Николай I

Николай I

Любопытные вещи иногда случаются в истории. Так, самой известной любовницей третьего сына Павла I стала Варвара Нелидова – двоюродная племянница фаворитки его отца. Собственно, Екатерина Нелидова ее и воспитывала. Жена Николая I Александра Федоровна родила ему многочисленное потомство, но, увы, из-за этого в 35 лет супружеский долг, по слухам, исполнять уже не могла. Вот император и увлекся фрейлиной супруги. Их отношения продолжались почти 17 лет. Александра Федоровна, говорят, их одобряла, по крайней мере, не мешала и скандалов не устраивала. И связь эта открыто не афишировалась.

Варвара Нелидова

Нелидова была девушкой достойной и красавицей, в отличие от тетушки. Но Николая она пленила не только своей красотой, но и умом. По воспоминаниям современников, «она умела управлять своим повелителем с тактом, свойственным только женщине. Делая вид, что во всем покоряется, всегда умела направить его на путь, который, по ее мнению, был лучшим. Она могла бы злоупотреблять своим влиянием по части интриг и кумовства, но была далека от этого и никогда не старалась выставляться на вид, не окружала себя призраками и ореолом власти; ей хорошо был известен гордый и подозрительный характер государя». После смерти Николая I в 1855 году она хотела покинуть двор, но его сын Александр II не позволил. В свет Нелидова почти не выходила, замуж тоже так и не вышла. Николая I она пережила на 42 года, скончавшись в царствование его правнука Николая II.

Александр I

Александр I

У Александра I и его фаворитки, по слухам, дети были – в частности, дочь Софья, которая, конечно же, носила фамилию Нарышкина . Она умерла юной незадолго до своей свадьбы. Говорят, Александр сильно переживал, и это подорвало его здоровье. Он умер через год, в 1825-м, так и не оставив после себя наследника. Престол перешел к его брату Николаю.

Мария Нарышкина

Нарышкина после расставания с императором уехала за границу, затем поселилась в Одессе, где, по слухам, еще раз вышла замуж – за бывшего флигель-адъютаната Брозина. Она умерла в возрасте 75 лет и похоронена в Мюнхене.

Павел I

Одна из первых воспитанниц Смольного института благородных девиц Екатерина Нелидова тоже не была красавицей, зато прекрасно танцевала, была умна, образованна и начитанна, умела вести беседы на разные темы. Этим она и привлекла наследника престола Павла Петровича. Вместе они проводили много времени, что, естественно, смущало супругу цесаревича Марию Федоровну, чьей камер-фрейлиной и была Нелидова. Но Екатерина Ивановна сумела убедить, что у них только дружеские отношения. Да и Павел не раз повторял, что с Нелидовой его соединяет «дружба священная и нежная, но невинная и чистая». Мария Федоровна поверила мужу и тоже подружилась с его фавориткой, которая к тому времени стала начальницей Смольного. Вместе они старались оказывать влияние на будущего императора.

Публикации раздела Музеи

Портреты фаворитов российских императоров

Д амы и кавалеры, от которых сходили с ума наши государи, вошли в историю. А некоторые из них - и в историю русского искусства. Взглянем на самые интересные портреты возлюбленных монархов и попытаемся угадать, в чем было их обаяние .

Василий Голицын

Неизвестный художник. Портрет Василия Голицына. XVII век. Государственный исторический музей

Фаворит царевны Софьи Алексеевны - регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I . Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.

Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям - в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов - текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди - награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, - вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.

Мария Кантемир

Иван Никитин. Предположительно, портрет Марии Кантемир. 1710–20-е. ГМЗ «Новый Иерусалим»

Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она - фавориткой императора. В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел. Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.

Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным - первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.

Эрнст Бирон

Неизвестный художник XIX века (с оригинала Луи Каравака, 1730). Портрет Эрнста Бирона. Государственный исторический музей

Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет - бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.

Картина неизвестного художника (возможно, копия работы Каравака) - самое раннее из известных изображений Бирона. Здесь он, в отличие от других своих портретов, без знаков герцогского титула (горностаевой мантии и короны на подушке). Значит, полотно относится к тому периоду, когда он уже был фаворитом Анны, но еще не стал Курляндским герцогом.

Иван Шувалов

Федор Рокотов. Портрет Ивана Шувалова. 1760. Государственный Эрмитаж

Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки - вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств . После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.

Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову - по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.

Елизавета Воронцова

Алексей Антропов. Портрет Елизаветы Воронцовой. 1762. Государственный исторический музей

Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» - непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.

Портрет кисти Антропова - пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет - знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно - во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы - редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу. Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника.

Платон Зубов

Иоганн-Баптист Лампи Старший. Портрет Платона Зубова. 1793. Третьяковская галерея

У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова - последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.

Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).

Екатерина Нелидова

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой. 1793. Русский музей

Фаворитка императора Павла I , который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла - рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй - императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой , жила в своей старой альма матер - Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.

Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки - кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.

Мария Нарышкина

Сальваторе Тончи. Портрет Марии Нарышкиной. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Павловск»

Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I . Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.

На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир - никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.

На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается - император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки - фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.

Когда речь заходит о фаворитах российских монархов, первыми на ум приходят фамилии Орлова, Потемкина, Меншикова. Реже вспоминаются Бирон и Платон Зубов. Хотя на самом деле коронованные особы России часто заводили страстные романы с не менее яркими личностями.

Мы расскажем о некоторых наиболее интересных объектах любви российских правителей.

Иван Овчина Телепнев-Оболенский

Этого человека можно назвать первым фаворитом в истории царской России. Князь, успешный воевода, умнейший человек и просто красавец Иван Телепнев-Оболенский по прозвищу Овчина снискал расположение Елены Глинской, вдовы Василия III и матери будущего Ивана Грозного.


Существует мнение, что Глинская и Овчина сошлись еще при жизни великого князя «всея Руси». Более того, некоторые историки уверены, что именно Иван Овчина был родным отцом Ивана Грозного. Даже до царя доходили слухи о том, что в покои к его жене регулярно наведывается молодой и статный полководец, однако правитель не верил злым языкам.

Открыто свои чувства к Ивану Овчине Елена Глинская начала проявлять уже после кончины супруга. Для бояр это стало настоящим шоком. Правила приличия гласили, что великая княгиня после смерти мужа должна соблюдать траур до конца своих дней. Любовники же вели себя по тогдашним меркам просто немыслимо: стояли рядом на богослужении, вместе ездили в карете, ночевали в одной горнице.


К чести Овчины можно сказать, что он действительно был предан своей возлюбленной «Олене». Блестящий военный, он участвовал в многочисленных боях, подавлял мятежи и восстания во времена, когда только ленивый не мечтал о троне. Стоит ли говорить, что после скоропостижной кончины Елены Глинской (предположительно - отравление) бояре с радостью заточили «выскочку» в темницу, где он и умер от голода.

Мария Гамильтон

Мария Гамильтон слыла одной из самых очаровательных и эффектных девушек при дворе Петра I. Мария была не только невероятно хороша собой, но также неглупа, хитра и остроумна. Все эти качества вкупе с амбициями и привели ее в постель самодержца.


Петр внес красавицу в список личных любовниц («постельный реестр», как он его называл) и какое-то время был сосредоточен только на ней. Гамильтон наслаждалась своей властью и перспективами, которые открывало перед ней расположение императора. Девушка праздновала победу - и ошиблась. Страсть Петра длилась очень недолго, вскоре император охладел к смазливой фрейлине и вычеркнул ее из «реестра».


А через несколько лет правитель и вовсе отправил бывшую возлюбленную на эшафот, узнав, что она задушила своего новорожденного ребенка. На момент своей беременности Мария уже жила с другим мужчиной, однако у царя, видимо, были основания предполагать, что младенец мог являться его бастардом. Петр пришел в гнев от такого «страшного душегубства». На казни император присутствовал лично. Очевидцы писали, что Петр поднял отрубленную голову, упавшую к его ногам, поцеловал ее в губы, затем бросил в грязь и удалился.

Виллим Монс

Пока Петр I заполнял свой «постельный реестр», его супруга государыня Екатерина I в долгу тоже не оставалась. Одним из самых ярких ее фаворитов был Виллим Монс - камергер императорского двора и адъютант самодержца.


Их связь длилась несколько лет. Монс был очень хорош собой, элегантен, честолюбив, воспитан и знал толк в женщинах. Впрочем, в мужчинах - тоже (сохранились некоторые его эротические послания к представителям сильного пола). Очевидно также, что Виллим Монс был абсолютно бесстрашен, если уж он решился «наставить рога» самому Петру I.

Однако помимо храбрости камергер отличался не знающей границ алчностью. За время тесной дружбы с государыней он смог ошеломляюще обогатиться и стать сильнейшей персоной. Впрочем, удача длилась недолго, Петру донесли об их связи. Далее история развивалась предсказуемо – Монса ждал арест и казнь. Учитывая пикантность истории, участие императрицы старательно скрыли, в приговоре звучали лишь слова «казнокрадство» и «взяточничество».


Петр I никогда открыто не сообщал супруге, что он в курсе ее измены. Но говорят, что вечером после казни император прокатил свою жену в карете мимо столба с головой Виллима. Императрица ни взглядом, ни жестом не выдала своих чувств. Только с неприязнью заметила: «Как грустно, что у придворных столько испорченности».

Алексей Разумовский

Путь от простого пастуха до императорских покоев Елизаветы I прошел Алексей Разумовский. Помогли ему в этом ум, красота и потрясающий певческий дар.


Будущий фаворит родился в бедной украинской семье. Мальчик был сельским пастухом, однако обладал редким, очень красивым голосом. Его талант вскоре заметили. Далее события развивались стремительно - Разумовского привезли в Петербург, где в высокого парня с черными глазами сразу же влюбилась государыня. Голос Алексей вскоре потерял, но к тому моменту это было уже неважно. На него обрушился поток наград, жалований, чинов...

Разумовский жил в дворцовых апартаментах, смежных с покоями императрицы. По утрам они завтракали вместе. Елизавета Петровна всячески хотела порадовать своего возлюбленного – к столу, например, всегда подавались блюда малороссийской кухни. В конце концов с Разумовским императрица пошла на смелый шаг: заключила тайный морганатический брак. Так украинский пастух стал мужем российской императрицы – событие практически фантастическое!


Алексей отошел на второй план, когда Елизавету начали интересовать более молодые любовники. Однако до конца жизни императрицы он оставался ее лучшим другом, обласканным богатством и почестями.

Екатерина Нелидова

Фаворитка Павла I Екатерина Нелидова выделялась в ряду других женщин императора тем, что была совершенно некрасивой. Жена Павла Мария Федоровна, избалованная преимуществами своей яркой внешности, была в ужасе от того, что ее соперницей стала такая уродливая фрейлина.


Говорят, что она обращалась за утешением к своей свекрови Екатерине II. Та неизменно брала ее за руку, подводила к зеркалу и успокаивала: «Посмотри на себя и вспомни, как выглядит Катя». Однако Павел был так поражен умом своей Екатерины, что произошло просто неслыханное – дама далеко за 30, которую придворные с насмешкой называли «мартышкой», завладела всеми мыслями и желаниями престолонаследника.


Ночи цесаревич проводил то в покоях своей супруги, то в покоях Нелидовой. Однако после того как Мария Федоровна родила десятого младенца, врачи запретили ей очередную беременность по состоянию здоровья. Вся власть над чувствами Павла с этих пор принадлежала одной лишь Екатерине. Однако Мария Федоровна дурой отнюдь не была, напротив, являлась человеком практичным. Поэтому она заключила с фавориткой «настоящий дружественный союз для блага любимого обеими человека». На протяжении нескольких лет две женщины делили своего «Павлушу» вполне мирно.


Конец идиллии настал в тот момент, когда император встретил юную красавицу Анну Лопухину. Павел искренне хотел, чтобы его «мартышка» подружилась с новой любовницей так же, как когда-то с его женой. Но Екатерина Нелидова от такого предложения отказалась. Более того, услышав его, впервые в жизни фрейлина потеряла выдержку и запустила в императора своей туфлей. На этом ее многолетний фавор закончился.

Алексей Охотников

О романе между женой Александра I Елизаветой Алексеевной и служащим Кавалергардского полка Алексеем Охотниковым достоверно известно немногое. Муж императрицы, которая была еще молода и красива, часто изменял ей и был с нею холоден. В присутствии Елизаветы Алексеевны он открыто ухаживал за другими дамами - к примеру, у него был роман с Марией Нарышкиной.


Елизавета Алексеевна тосковала и чувствовала себя одиноко. В 24 года она познакомилась с молодым штабс-ротмистром, страстно влюбилась и не могла думать ни о ком, кроме него. Императрица вела дневник, в котором описывала случайные встречи с Алексеем Охотниковым - обычно они происходили на прогулках и ограничивались взглядами.


Позднее при посредничестве одной из фрейлин роман из платонического стал полноценным. Охотников каждую безлунную ночь забирался к Елизавете в окно и они проводили наедине по нескольку часов. Сохранилось письмо, в котором он пишет: «Не беспокойся, часовой меня не видел, однако я поломал цветы под твоим окном». Алексея Охотникова считают отцом младшей дочери Елизаветы. Девочка, родившаяся от этой любви, прожила всего два года.


Трагичной была судьба и самого Охотникова. По легенде, его убили из-за романа с императрицей, однако документы того времени этого не подтверждают. Вероятнее всего, Алексей Охотников умер в 1807 году от туберкулеза - очень распространенной и тогда неизлечимой болезни . После потери сначала возлюбленного, а потом рожденного от него ребенка Елизавета Алексеевна на долгие годы осталась в одиночестве. Восстановить отношения с мужем ей удалось лишь к концу жизни.

Екатерина Долгорукова

Законная супруга Александра II, с которой он счастливо состоял в многолетнем браке, отошла на второй план, когда ее супруг взошел на престол. Великая княгиня заболела чахоткой и практически не вставала с постели, в то время как ослепленный неограниченной властью Александр начал менять любовниц едва ли не каждый месяц. Особенно сильное чувство настигло императора в возрасте 48 лет. Его фавориткой стала 18-летняя княжна Катя Долгорукова.


Несмотря на юный возраст и отсутствие навыков плетения интриг, княжна смогла построить довольно успешную «карьеру» любовницы великого князя. Она не только родила Александру II четверых детей, но и стала его супругой спустя всего три месяца после смерти первой жены (впрочем, брак не был признан следующим поколением Романовых). Разница в возрасте между супругами составляла 30 лет.


Сохранилась их интимная переписка (четыре с половиной тысячи любовных записок): «Я ожидаю, что завтра мы минимум три раза займемся любовью», «Мы обладали друг другом так, как ты хотела», «Должен тебе признаться: я не успокоюсь до тех пор, пока вновь не увижу твоих прелестей». таких воспоминаний дневнику не доверял. Николай II и Александра Федоровна

Николай написал Матильде прощальное письмо, в котором рассказал, что она навсегда останется для него самым нежным и теплым воспоминанием молодости. После этого Матильда, понимая свою роль, исчезла с горизонта Николая II, продолжала работать в Мариинском театре и даже завела роман с другим членом царской семьи - великим князем Сергеем Михайловичем.


Редакция сайт отмечает, что вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда» о романе последнего российского императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской поломано немало копий. Особенно хорошо слышны голоса думских депутатов Натальи Поклонской и Виталия Милонова . По мнению народных избранников, рассказывать о добрачной связи канонизированного мученика неэтично. Однако из песни слов не выкинешь: роман у Николая и Матильды действительно был. Мы предлагаем вам прочитать о неравных романах и браках современных знаменитостей, а также об охотниках за сердцами звезд .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен