Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения – прямое и косвенное. Формы прямого общения - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент – важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии.

В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант – это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

е) как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г. Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков – еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Контрольные вопросы:

1. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.

2. Изменение роли экскурсии.

3. Экскурсия как вид деятельности.

4. Экскурсия – форма общения.

5. Различные аспекты экскурсии.

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия – сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение группы по

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

1.5. ЭКСКУРСИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика – наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе,

Из книги Кипр. Путеводитель автора Вайс Вальдемар

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

Экскурсия по собору Св. Петра Стоя в огромном вестибюле собора, справа от себя вы увидите бронзовую дверь, называемую «Святые ворота» (Porta Santa). Ее открывают только при наступлении Святого года.В главном помещении собора (в первой часовне справа) находится всемирно

Из книги Гамбург. Путеводитель автора Фрей Эльке

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС Для туризма остров Кос – второй по значимости после Родоса остров архипелага Додеканес. Он насчитывает всего 31000 жителей, но свыше 65000 мест для гостей. Остров площадью 296 км2 славится замечательными, кое-где еще совершенно не застроенными пляжами и

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

**Обзорная экскурсия по порту *Пристани Ландунгсбрюкен в Санкт-ПаулиСтанция метро и городской железной дороги Landungsbr?cken (нем. «пристани, причалы») получила своё название от расположенного рядом 700-метрового «речного вокзала», *пристаней Ландунгсбрюкен в Санкт-Паули (St.

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Что такое пресс-форма и литейная форма? Многие вещи, используемые нами в повседневной жизни, сделаны при помощи пресс-форм и литейных форм. Пресс-форма - это приспособление для выдавливания из листового металла или пластмассы фигурных деталей определенной формы. Если вы

Из книги Путеводитель по Озёрскому району автора

Экскурсия по окрестностям **3аансе Сханс Почти все дома в **3аансе Сханс (Zaanse Schans) (1) жилые, что весьма необычно для музея. Насколько хватает глаз – ветряные мельницы, цветущие тюльпаны, голубое небо. Впрочем, при любой погоде советуем посетить этот огромный музей под

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Свердловск. Экскурсии без экскурсовода автора Буранов Юрий Алексеевич

ЭКСКУРСИЯ ПО БЕРЕГАМ ОКИ Основной рекой, протекающей по территории нашего района, является Ока. К ней, как дети к матери, тянутся реки: Большая Смедва и Осётр, с притоками Веен-кой, малой Песочной, Шутихой, Любенькой, Сенницей - бассейн правого берега Оки и речками Луговая

Из книги автора

Экскурсия Немного о том, как японцы организуют народ на экскурсиях. Например, если вы едете куда-нибудь на продолжительную экскурсию на автобусе, то в автобусе вам предложат без вариантов отказа целую развлекательную программу! Дамочка-экскурсовод все четыре часа без

Из книги автора

Из книги автора

Экскурсия в будущее А теперь попытаемся представить Свердловск 2000 года. Увидеть его нам помогут материалы генерального плана города.К началу второго тысячелетия население Свердловска вырастет до полутора миллионов человек. Значительно повысится промышленный

Учебная экскурсия - это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Характерный признак занятия - изучение объектов связано с передвижением учащихся.

Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда,

Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых в разных курсах явлений и законов, приобрести навыки их универсального применения. Например, работа на местности учит применять законы геометрии в практике, измерений, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки и записи наблюдений, собирать тематические коллекции, работать с картой.

Экскурсия дает возможность постановки и решения проблемных методов обучения. Сами проблемы и объекты познания во время экскурсии оказываются более интересными для учеников, чем при умозрительном их изучении в пределах классной комнаты. В то же время итоги экскурсии рекомендуется подводить в школе за партой,

Экскурсия обогащает учителя не только новыми знаниями по предмету изучения, но и о своих учениках. В естественной и непринужденной обстановке личностные качества детей проявляются и развиваются быстрее.

В состав экскурсионной группы могут входить от 10 до 40 учеников, длительность учебно экскурсии от 40 до 90 минут.

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные (обзорные). Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета, например «Изучение работы текучих вод и ветра» в курсе естествознания. По теме «Растения, животные и внешняя среда» может быть проведена многотемная экскурсия с целью изучения растений и животного мира родного края.

Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов, например комплексная экскурсия на берег озера или реки может быть организована одновременно по темам «Образование органических веществ в листьях под действием света» (биология), «Причины образования ветра» (география).


По месту в изучаемом разделе различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии. Вводные экскурсии проводятся для того, чтобы познакомить учащихся с новым для них учебным курсом или разделом. На таких экскурсиях учащиеся получают наглядные представления и практический опыт, необходимые для постановки целей изучения раздела. Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизацию и практическую значимость теоретического материала.

Заключительные экскурсии проводятся после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями.

Экскурсию необходимо подготовить. Учитель предварительно изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные возможнаи«, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, устанавливает источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составляет план экскурсии, намечает маршрут передвижения, готовит дополнительные наглядные пособия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, папки для гербариев, фотоаппарат, компас), проводит организационную беседу с учащимися, во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту. Учитель распределяет обязанности среди учащихся; при необходимости делит их на группы, назначает групповодов, дает задания для каждой группы, назначает ответственных за оборудование; инструктирует учащихся о порядке обработки информации и материалов, составлении письменных отчетов, о подведении итогов и рефлексии.

Во время экскурсии проводится вступительная беседа, напоминается цель экскурсии, задания. После этого учащиеся приступают к осмотру экскурсионных объектов и выполнению заданий: делают зарисовки, записи, выделяют особенности объектов, обобщают увиденное.

Учитель во время экскурсии иллюстрирует свой рассказ демонстрациями, тщательно отбирая экскурсионные объекты, руководя наблюдением учащихся. В конце экскурсии учитель проверяет работу учащихся, проводится заключительная беседа. При необходимости ученикам предлагается выполнить домашнее задание. По материалам экскурсии возможно проведение последующего семинарского занятия или урока.

Школьная экскурсия - эффективная форма обучения, требующая систематического применения. Нечастые экскурсии не позволяют детям выработать необходимые навыки познания реальности и только расхолаживают учеников. Поэтому экскурсии необходимо проводить регулярно, обеспечивая их тщательно разработанными учебными заданиями, по которым ученики отчитываются наряду с другими проверочными работами.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции - многодневные походы с целью сбора фольклорного материала, исторических сведений, экологической обстановки и т. п.

Лекция 2. ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий . Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов .

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Формы прямого общения - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант - это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

е) как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Выводы. Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г.". Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков - еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Контрольные вопросы:

1. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.

2. Изменение роли экскурсии.

3. Экскурсия как вид деятельности.

4. Экскурсия - форма общения.

5. Различные аспекты экскурсии.

ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

ЭКСКУРСИЯ

Функция Функция Функция Функция

Научной информации организации формирования

Пропаганды культурного интересов

расширения культурного кругозора

1.3. Основные функции экскурсии

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. Во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

Принцип идейности. Идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею «как понятие о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображение».

Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии – тексты и методическая разработка.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявлял свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находит свое выражение не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное проявление его активной жизненной позиции. Идейный экскурсовод - это специалист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Определенные трудности появляются при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от освещаемой темы, так или иначе увязываются между собой.

Материал, характеризующий современность в экскурсиях, находит отражение в трех аспектах: первый аспект – вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современости («Калуга строится», «Генеральный план реконструкции города в действии»); второй аспект - современности посвящена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, району («Мурманск - столица Заполярья»), («Край наш Раменский»). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экскурсии. И, наконец, третий аспект - экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников истории. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оцениваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня. Например, в экскурсии «Декабристы в Иркутске» дается следующая оценка: «Русские дворяне-революционеры подняли в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества... Движение декабристов было первым вооруженным выступлением революционеров в России...».

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий; демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительный тон сообщения знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного - раскрытия темы на основе научных данных. Полемические тенденции наносят вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экскурсий, высказывается против внесения в экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко достигает цели, распыляя силы и внимание экскурсантов.

Главное требование к экскурсии - истинность, достоверность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия (Б а к у ш и н с к и й А. В. Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1981. - С. 119).

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами - все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5 - 6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в. качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены: а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком; б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941 - 1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы; в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы; г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов; д) прослуши ванне выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. «Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных»".

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

У автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

У музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

У производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином - «гидизм» - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит ученый-экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, что гидизм - злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии»".

Выводы. Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии-высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Контрольные вопросы

1. Понятие «функция». Функции экскурсии.

2. Принцип научности в экскурсии.

3. Связь с современностью. Аспекты показа современности.

4. Сочетание двух и более функций в экскурсии.

5. Признаки экскурсии.

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Термин «метод» имеет несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) система приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний; 4) способ или образ практических действий.

Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

Понятие «метод» более широкое, чем понятия «способ» и «прием». В простейшем виде каждый прием представляет собой как бы частицу метода.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу - он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.

По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:

А. Диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод объяснения происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, переходов от одной области исследования к другой.

Б. Общие, формально-логические методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др.

Общим методом является формальная логика - метод, используемый для отыскания новых результатов, перехода от известного к неизвестному. Общие методы, их элементы используются при проведении экскурсий.

На действии методов анализа и синтеза построен экскурсионный анализ. Не менее активно в экскурсионной методике используется метод аналогии. Применяя аналогию в показе и рассказе, экскурсовод обращает внимание группы на сходство и различие памятников, на единство времени разных действий и места, где расположены объекты.

Аналогия в экскурсиях не сводится к демонстрациям" внешне схожих объектов. Это могут быть разные по форме и строению объекты, но аналогичные по выполняемым функциям.

В. Конкретно-исторический метод - восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета в сознании человека. Данный метод позволяет образовать понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта.

Г. Частные методы, которые находят применение в одной из наук или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов должен быть отнесен экскурсионный метод". В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. В широком смысле - это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа.

В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

Словесные Лекционный метод

Положение, доказательства

подтема Зрительные. Экскурсионный

Слуховые и другие метод

доказательства

Рис. 1.4. Схема комментария к зрительной характеристике объектов

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Следует отметить, что ученые-экскурсионисты видели новизну и оригинальность этого метода не в совокупности методов, составляющих единый комплексный метод, а со всем в другом. Одни основной особенностью экскурсионного метода считали моторность (т. е. движение экскурсантов). Профессор И. М. Греве видел суть этого метода в формуле: «путешественность - душа экскурсионности». В начале 20-х годов крупный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике отмечал, что среди методистов нет полного единства в определении: что такое экскурсионный метод (Г е й н и к е Н. А. Культурно-исторические экскурсии. - М., 1923).

Профессор Б. Е. Райков в книге «Методика и техника экскурсий» писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода». Он называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов (Л у к и н а Т. А. Борис Евгеньевич Райков / Монография. - Л.: Наука, 1970. - С. 57). Логичнее принять другое определение: экскурсия - форма распространения знаний и воспитания, построенная на экскурсионном методе. Многолетняя экскурсионная практика позволяет сделать вывод, что экскурсионный метод является наглядным в отличие от методов словесных и практических. Характеризуя этот метод, как комплексный способ познания окружающей человека действительности, необходимо видеть связь понятия «конкретностность» с принципом наглядности. Экскурсионный показ в большинстве случаев следует понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

Ученый-экскурсовед В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен - дети или взрослые.

Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов - показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов - экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Практически вся экскурсионная теория всего лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В.настоящее время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными положениями:

а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ - составные части экскурсии и основные элементы;

в) движение (моторность) - один из признаков экскурсии;

г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей - методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

Выводы. Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.

И учебные пособия в виде курсов лекций , методических указаний и т. ... мыслительной деятельности и упущено из вида то обстоятельство... форм общения , которую каждый индивид и каждое поколение застают как ... - говорит И. Дицген в “Экскурсиях ”, - мы можем ви­деть...

  • Экспериментальной и инновационной деятельности

    Документ

    Доказать преимущества диалоговых форм в общении с детьми, ... , различные формы обучения, вариативность видов деятельности и форм оценки её ... поход с экскурсией на завод), а как специальная система... часов Виды деятельности уч-ся 1 Вводное занятие 1 Лекция - ...

  • Учебник русского языка ПРЕДИСЛОВИЕ

    Учебник

    ... , деятельность , ... лекция ) в (му­зей). Возвратиться с (лекция ). П. 1) Деревья в лёгком (иней). 2) Бродить по (отмель), видеть ... как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения ... экскурсии ...

  • Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №46»

    Основная образовательная программа

    Роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного... Как я воспринимаю окружающий мир. Тематические классные часы, деловые игры, экскурсии . Организация деятельности ... форм для проведения родительских собраний: лекции , ...

  • Одной из доступных форм работы с младшими школьниками по краеведению являются экскурсии в природу. Они помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружении. В соответствии с учебными программами учащиеся начальных классов знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города.

    Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

    Экскурсия -- форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой естествознания и природоведения, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Также экскурсия может быть формой внеклассной работы, если проводится с группой наиболее заинтересованных детей.

    Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами общеобразовательного учреждения. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, водоем, ко второму -- на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу младшие школьники не только знакомятся с растительным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают молодые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких животных, и т. д.

    С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской местности значительно легче выбрать объект для проведения экскурсий. Но и в условиях города следует искать все возможности для ознакомления младших школьников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; организовывать выезды за город.

    • а) наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);
    • б) ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
    • в) экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;
    • г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д.

    Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Учитель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

    Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в школе, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.

    Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы -- лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке -- затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе -- установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных.

    Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света -- общие условия, необходимые для их роста и развития. Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Результаты исследования С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения школьниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).

    Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову.

    С целью развития наблюдательности, любознательности, интереса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению, следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в известное противоречие с ними. Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт детей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.

    Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления школьников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.

    Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению учителя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

    При разработке содержания экскурсий необходимо исходить из программных требований и природного окружения. «При планировании системы экскурсий рекомендует придерживаться следующих принципов: они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса; повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги; постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях; четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь между ними.»

    На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

    При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых.

    Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.

    Первый этап -- подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.

    Второй этап -- организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов -- это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами учителя, которые условно можно разделить на три типа:

    • -- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
    • -- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
    • -- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

    Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми младшего школьного возраста. Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий.

    В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания.

    Третий этап экскурсии -- заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

    Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе -- значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

    Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию нового.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

    Воспитатель ГПД

    ГБОУ СОШ №307

    Куставинова Зоя Тихоновна

    Э кскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности». В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

    Цели экскурсий

    Интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

    Осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

    Воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

    Расширение кругозора учащихся;

    Воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;

    1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

    2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

    3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

    4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

    5. Избегай длинных объяснений.

    6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

    7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

    8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

    9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

    10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

    Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

    История возникновения экскурсии как метода обучения

    Экскурсии как метод обучения возникли в конце 18 - начале 19 вв. Развитие и распространение экскурсионного метода связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения, а также указывалась позитивная роль экскурсии в развитии наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверг и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-ой половине 18 века (Н.И. Новиков). Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. Он считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики природоведения, а также представляют большой интерес для разработки требований к ведению наблюдений. Рассмотрим вклад следующего ученого-методиста в теорию экскурсионного дела - академика Василия Федоровича Зуева (1754-1794), который создал учебник «Начертание естественной истории». Этот учебник и является лучшим документом, позволяющим судить о содержании и методике преподавания школьного естествознания на заре становления последнего. В основу своей методики В.Ф. Зуев положил важнейшие взгляды Я.А. Коменского на преподавание. Необходимость введения естествознания в школу диктовалась и развитием наук о природе. Русские ученые - И.Е. Дядьковский, П.Ф. Горянинов, А.Н. Бекетов, К.Ф. Рулье и др. - основываясь на экспериментальном изучении законов природы, сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основой учения об эволюционном развитии природы. Требование восстановить естествознание в школе выдвигали и ученые, занимающиеся общими вопросами педагогики. Они доказывали, что изучать природу надо с младшего школьного возраста, т.е. с 7 лет. Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786 года. Устав учебных заведений 1804 года предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т.д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведенеия в 60-х годах 19 века экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. У минский, А.Я. ГердЕ.И. Тихеева и др. Со 2-ой половины 19 века экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, преимущественно частных гимназий и коммерческих училищ. В конце 19 - начале 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е.А. Звягинцев, Д.Н. Кайгородов, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов и др. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживающая школьников и педагогов. В 1919 под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча был опубликован труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам. В начале 20 века в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий: «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант» и др.

    В 20-е годы 20 века экскурсия рассматривалась как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. Широкое распространение получили экскурсии заграницу, целью которых являются непосредственное знакомство с культурой, традициями, обычаями народов других стран, достопримечательностями зарубежных городов и пр. (Так, в школе № 307, начиная со средней школы, реализуются экскурсионные маршруты в Эстонию (Таллин), Польшу, Чехию и другие страны).

    Экскурсия как форма внеурочной работы

    Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал»),

    • по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.

    Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов - комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

    • по мету расположения объектов: натурные, музейные.
    • по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т.д.

    В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:

    • реализуется принцип наглядности обучения
    • повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.

    Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:

    • способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
    • расширяет кругозор школьников;
    • учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
    • способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

    Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея. На современном этапе взаимодействие музея и школы можно разделить на два содержательно-дидактических блока: «Музейная педагогика в школе» и «Школа в музее». В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т.е. стремления к познанию нового.