В современном мире логистика – наука об оптимальном управлении потоками – необычайно востребована и актуальна. Всевозможные виды логистики находят применение практически во всех сферах человеческой деятельности. Логистический подход и принципы позволяют значительно снизить издержки связанные с управлением самых разнообразных потоков: материальных ресурсов, денежных средств, информации, транспорта, энергии и многого другого. Кроме того, логистика позволяет сделать планирование и управление потоковыми процессами более упорядоченным, эффективным и системным. Но все это приводит и к тому, что в логистике появляется множество направлений, функциональных сфер и ответвлений. Поэтому будет полезно рассмотреть основные виды логистики и их характеристику.

Классификация логистики по масштабу

В первую очередь будет логично классифицировать логистику по масштабу решаемых ею задач. Администрирование супермаркетом в корне отличается от оптимизации деятельности крупного промышленного комплекса, а управление заводом не сопоставимо с управлением государством. Так и применяемые в том или ином случае логистические методы, приемы и инструменты будут отличаться своим назначением и «размахом».

Итак, виды логистики по масштабу :

  • металогистика (гигалогистика) – сюда входит построение глобальных логистических систем в международном масштабе и управление ими. Примером, металогистической системы может служить Евросоюз с единым торговым пространством;
  • макрологистика – этот вид логистики занимается исследованием и управлением потоками на муниципальном, региональном и государственном (национальном) уровне. Сюда можно отнести федеральные транспортные системы (например, РЖД), сити-логистику, экономическую систему страны в целом;
  • мезологистика – решение логистических вопросов в масштабе отдельной отрасли, управление потоками в системе из ряда взаимосвязанных предприятий одной отраслевой принадлежности (например, автомобильный завод с поставщиками комплектующих и сеть дилерских салонов). Большое внимание в мезологистике уделяется управлению информационными потоками и выработке единых стандартов качества;
  • микрологистика – управление потоками в рамках конкретного или группы предприятий имеющих тесные хозяйственные связи (промышленный завод, холдинг, супермаркет, оптовый склад).

Функциональные виды логистики

Одна из самых популярных классификаций логистики – по функциональному признаку . Как говорилось ранее, логистика находит применение в самых разнообразных областях человеческой деятельности. То есть выполняет различный набор функций, в зависимости от конкретных целей.

Соответственно можно выделить следующие виды логистики по функциональному признаку (по сфере предпринимательства):

  • закупочная логистика – в ее ведении находятся поиск и оценка поставщиков сырья и материалов, выбор подходящих условий доставки, установление с поставщиками взаимовыгодных, долгосрочных и партнерских отношений, решение вопроса «Сделать самим или купить?»;
  • производственная логистика – организация движения потоков материальных ресурсов на производстве, его эффективная организация, оптимизация и обеспечение материалами (производственная система «Канбан», бережливое производство, MRP и ERP-системы). Отличительная особенность – управление потоками внутри одного предприятия, компактного территориального комплекса;
  • сбытовая логистика (логистика распределения) – управление готовой продукцией и/или товарными запасами, создание и развитие каналов распределения (дистрибуции). Решение вопросов о размере партий, виде упаковки, времени отгрузки и прочее. Этот вид логистики находит применение, как на промышленных предприятиях, так и на торгово-посреднических фирмах;
  • складская логистика – организация эффективного выполнения складских операций (погрузки и разгрузки, хранения, упаковки, маркировки и т. д.), проектирование и выбор складских площадей, управление складским хозяйством;
  • логистика запасов – размещение запасов, бесперебойное обеспечение ими потребителей, поиск оптимальной структуры запасов (например, ABC-метод);
  • транспортная логистика – выбор , способа транспортировки и перевозчика, нахождение оптимального маршрута движения, организация доставки груза в нужное время и место;
  • таможенная логистика – транспортировка груза через границу, организация импорта, экспорта и транзита, а также финансовое, документационное, транспортное и иное обеспечение этих операций;
  • информационная логистика – маршрутизация потоков информации (в бумажной и электронной форме) внутри предприятия и обмен данными с партнерами по логистическому процессу, обработка больших массивов данных, проектирование коммуникационных сетей и прочей инфраструктуры;
  • финансовая логистика – эффективное распределение денежных потоков. Применяется главным образом в кредитно-финансовых организациях (коммерчески банки, инвестиционные фонды), но используется в той или иной мере практически на любом предприятии;
  • торговая логистика (коммерческая логистика) – управление товарооборотом, организация хранения товарных запасов, потребительский сервис;
  • энергетическая логистика – управление потоками энергии (электричество, вода и пар), например, в электроэнергетических компаниях;
  • логистика туризма – создание и развитие туристических кластеров, управление и прогнозирование потоков туристов, организация туристического сервиса;
  • комплексная логистика – интегрирует все или большую часть вышеперечисленных видов; управляет материальными, информационными, финансовыми и прочими потоками на всем протяжении жизненного цикла товара: от проектирования и производства, до сбыта и послепродажного сервиса.

Если рассматривать логистику более широко , не только как экономическую науку и сферу бизнеса, то можно выделить и другие функциональные виды логистики (их характеристика прилагается):

  • военная логистика – управление перемещением военных сил, обеспечение их боеприпасами и провиантом. Зародилась военная логистика очень давно. Впервые о ней писал в трактате по военному искусству император Византии Лев VI Мудрый (866-912). А полноценные научные работы по логистике принадлежат перу военного теоретика XVIII-XIX вв. Антуану-Анри де Жомини ;
  • экологическая логистика – повторное использование сырья; сбор, утилизация и переработка отходов (рециклинг);
  • городская логистика (муниципальная логистика, сити-логистика) – управление потоками транспорта, людей, материалов, финансов и информации в рамках города, оптимизация его инфраструктуры и административных решений;
  • медицинская логистика, космическая логистика, политическая логистика и др.

В общем, функциональных областей логистики много, все подробно не расписываем. Если на Ваш взгляд что-то упущено или недостаточно раскрыто – напишите в комментариях и я раскрою характеристику нужного вида логистики более подробно.

Виды логистики по типу ресурсов

Как известно, объектом изучения и управления в логистике являются потоки . При этом потоки можно классифицировать на материальные, информационные, сервисные, финансовые и прочие. В соответствии с такой типологией можно выделить следующие виды логистики по типу ресурсов :

  • материальная логистика – имеет дело с управлением материальными потоками (сырья и материалов, незавершенного производства, товаров, груза и пр.);
  • информационная логистика – оперирует большими массивами данных (Big Data), управляет потоками информации, заведует построением коммуникационных сетей;
  • финансовая логистика – управляет денежными потоками (кэш-фло, Cash Flow), например, в банковской сфере;
  • кадровая логистика – занимается людскими потоками: прием и увольнение сотрудников, реструктуризация штата, организация переводов работников, анализ причин и устранение «текучки»;
  • прочее (сервисная логистика, энергетическая логистика).

Некоторые виды логистики, очевидно, перекликаются с предыдущей классификацией.

Стоит отметить, что классификация видов логистики, как науки и практики, тесно связана с классификацией логистических систем. Но это, все-таки, не одно и то же. Поэтому понятие логистической системы и ее виды будут рассмотрены в отдельной статье.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

ФУНКЦИИ СКЛАДИРОВАНИЯ

Специалисты по логистике утверждают, что в той же степени, в которой управление ТМЗ является ключевым элементом логистической деятельности, склад является истинным центром ЛС любой ПХО. Склады служат для обработки, или грузопереработки, материалов в ЛС; в дополнение к этому, они хранят ТМЗ, которые характеризуются функциям буферизации или развязки, описанными в главе 7.

К основным функциям обработки или грузопереработки материалов на складе могут быть отнесены следующие:

1. Получение товаров. Склад принимает продукцию, доставляемую от внешних поставщиков или заводов по подготовке сырья, под свою ответственность.

2. Определение товаров. Должны учитываться соответствующие единицы складского хранения, и должно быть зафиксировано количество единиц хранения каждого типа. Может возникнуть необходимость пометить их электронным кодом, символом и т.п. Единица хранения может быть идентифицирована по индивидуальному коду, нанесенному на емкость или контейнер, либо по физическим свойствам.

3. Сортировка товаров. Проданные (закупленные) товары могут сортироваться в соответствии с требуемыми условиями хранения.

4. Перемещение товаров в хранилище. Товар должен перемещаться так, чтобы его в случае необходимости можно было найти.

5. Хранение товаров. Изделие хранится на складе до востребования под надлежащей охраной.

6. Отзыв, выбор или отбор товаров. Заказанные клиентами товары должны эффективно отбираться со склада и группироваться удобным для последующих этапов способом.

7. Комплектация поставки. Несколько товаров, образующих поставку, должны быть собраны вместе, должна осуществляться проверка на полноту комплектации и мотивированные пропуски, а в журнал регистрации заказа в случае необходимости должны быть внесены изменения.

8. Выполнение поставки. Скомплектованный (собранный) заказ должен быть подходящим образом упакован и направлен к требуемому средству перевозки. Должны быть подготовлены необходимые товаросопроводительные и бухгалтерские документы.

9. Подготовка регистрационных журналов и уведомлений. Число полученных заказов, изделий и количество имеющихся в наличии товаров должно регистрироваться для планирования действий по восполнению ТМЗ, управлению складом; либо требования и квитанции должны перенаправляться в некоторый управляющий центр.

Склады также могут использоваться в качестве станций физической обработки товаров (продуктов или изделий). Например, сельскохозяйственные и пищевые продукты могут храниться для вызревания (вид обработки); в некоторых системах частью складских операций могут быть минимальные сборочные работы, работы по обеспечению требований по составу и состоянию продукта, а также для приспособления изделий к специальным требованиям.

В дополнение к этому, большинство складов служат центрами хранения и управления для технического обслуживания ТМЗ, служащих функциям буферизации, описанным в главе 7, в особенности, для экономичной погрузки и грузоперевозки внутри склада, разделения объемных поставок на партии для грузоперевозки и для обеспечения надежности обслуживания покупателей. Обрабатывающие и буферные функции склада обычно частично противоречат друг другу. Например, относительно малые ТМЗ и складские площади могут привести к организации более компактной системы складирования и, следовательно, к более эффективной работе склада. Однако ТМЗ, согласующиеся с функцией производственной переработки, могут не соответствовать требованиям буферизации. Следовательно, проект склада должен основываться на поиске приемлемого компромисса между этими функциями.

Существуют склады со всеми возможными формами и степенями специализации. Некоторые являются высокоспециализированными с целью обработки продуктов в требуемых условиях (например, холодильники), или охраняемые (в случае драгоценных металлов, или опасных химикатов и медикаментов). Они могут проектироваться для обработки сухих продуктов большого объема (зерновые элеваторы) или жидких продуктов (резервуары для хранения нефтепродуктов), или же они могут представлять охраняемые открытые площадки (для хранения древесины, досок, угля).

Как правило, термин «склад» ассоциируется с закрытым помещением, созданным для получения, переработки и отправки упакованных продуктов, требующих умеренных условий окружающей среды и обычной охраны.

В общем, с учетом экономических предпосылок, ПХО свободна в выборе расположения или перемещении своих складов, только этот выбор подвержен довольно строгим ограничениям. Политика ПХО может устанавливать тип обязательств по использованию складов, которые ПХО желает принимать, а также ее готовность сдавать в аренду или ликвидировать склады. Политика обслуживания клиентов может устанавливать ограничения на работоспособность, и ПХО может пожелать по рыночным соображениям стать известной как местная, либо как осуществляющая стабильные и заслуживающие доверия операции. Могут существовать обязательства перед местными служащими, и изменения могут быть восприняты как отказ от прежней политики.

Распределительные склады должны располагаться в транспортных центрах - как с целью получения, так и распределения продукции. Они должны быть вблизи центров потребления продукции. Эти два требования обычно означают, что общее число потенциальных мест размещения складов довольно мало.

Прогресс в способах транспортирования продукции способствует сокращению числа складов, необходимого для достижения установленного уровня доступности (полезности) товара, в то время как растущие капиталовложения в механическое оборудование и системы управления стимулируют увеличение общего числа мест размещения. Уровень доступности (полезности), который может быть достигнут данной системой складов сильно зависит от распределения рынков для продукции. Исследования множества потребительских продуктов показали, что системы, состоящие из 11–18 должным образом расположенных складов, могут обеспечить поставку продукции на 75–80% рынка США в течение дня.

В рамках общего выбора региона для размещения склада выбор конкретного места для склада зависит от доступности, пригодности, уместности и социальной обстановки. Доступность означает доступность транспортирования продукции к месту складирования и из него, а также близость к крупным потребителям; при этом месторасположение не должно отделяться от части обслуживаемой территории рекой или иной географической преградой. Подходящее месторасположение склада должно быть выбрано на площади, соотносящейся с требуемыми размерами и формой, а также находящейся в подходящей зоне для планируемого типа деятельности. Склад должен размещаться в том месте, в котором ПХО может рассчитывать на отсутствие непомерной активности профсоюзов, а также агрессивного загрязнения окружающей природной среды. Регион должен быть свободен от преступности, хорошо обслуживаться пожарными и полицейскими управлениями и быть обеспеченным необходимыми энергетическими ресурсами.

Размер площади для выбранного месторасположения склада должен соответствовать как внутренним, так и внешним требованиям. Внутренние требования к площадям включают потребности обработки заказов (включая инвентарь, задействованный при поддержке формирования поставки), хранения ТМЦ и приема на хранение. По возможности, площади для обработки заказов, хранения и приема должны проектироваться как взаимозаменяемые, поскольку пиковые потребности в площадях для поддержки этих видов деятельности не могут существовать в одно и то же время. Требования к внешним площадям склада включают площади для парковки машин служащих и посетителей, погрузки транспортных средств и маневрирования при приеме или отгрузке товаров. Размер погрузочных площадок может быть определен, исходя из типа используемого оборудования, получаемых или перерабатываемых за день грузов, времени, необходимого для погрузки или разгрузки и продолжительности работы склада в сутки. Маневровые площади будут по размеру равны или вдвое превышать погрузочные, в зависимости от режима транспортирования.

Логистика произошла от греческого слова logistike - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. Первые должности логистов появились в Афинах. В период Римской империи существовали служители логисты или логистики, которые занимались распределением продуктов, формированием запасов, обменом между провинциями. В Византии в 1 тысячелетии н.э. задачами логистики являлось вооружение армии, снабжение ее военным имуществом.

Первые научные труды по логистике появились во Франции в начале XIX века, автор А. Жомини - военный специалист.

Особенно бурное развитие логистика получила в период 2-й мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. В 60-ые годы логистика постепенно переходит из военной области в гражданскую, а потом в производство. В конце XX в логистическая наука включила в себя закупочную, транспортную, производственную, информационную, сбытовую логистику. Таким образом логистика стремится максимально удовлетворить запросы потребителя с минимальными затратами для производителя.

Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья и материалов и п/ф, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачей хранения и переработки соответствующей информации и соответствующих финансовых потоков. Логистика - наука об управлении товародвижением.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиций маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показал, что сегодня под логистикой понимается:

  • - теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
  • - новое направление в организации движения грузов;
  • - совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
  • - оптимизация процессов доставки оборотных средств и готовой продукции и материальных потоков производственных процессов;
  • - процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
  • - эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;
  • - новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;
  • - наука о рациональной организации производства и распределения.

Удобно всю совокупность определений логистики разделить на две группы:

  • - первая группа определяет логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения;
  • - другая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных.

Производственно-коммерческая логистика как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами.

Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Такая система содержит функциональные области, между которыми существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья (рис. 1):

  • - поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;
  • - хранение продукции и сырья;
  • - производство товаров;
  • - распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции);
  • - потребление готовой продукции.

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Рис. 1.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные, обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

Введение

Логистика произошла от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики - логистику .

В данной курсовой работе рассматривается значение логистики в деятельности промышленных предприятий. Вы ознакомитесь с понятием логистики как науки, ее целями и задачами, предметом ее изучения, с различными видами логистики, ее функциями, познакомитесь с материальным и информационным потоками и другое.

Общая характеристика логистики

Понятие и сущность логистики

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Наибольшее распространение получили управленческий, экономический и оперативно-финансовый аспекты.

Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции».

Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.

В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший аспект логистики - возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:

· логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);

· производственная логистика;

· сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика);

· транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики).

Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.

Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных.

Производственно-коммерческая логистика как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами.

Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Такая система содержит функциональные области, между которыми существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья (рис.1):

Поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;

Хранение продукции и сырья;

Производство товаров;

Распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции);

Потребление готовой продукции.

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Рис.1.Логистическая цепь

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.