Запятая на стыке союзов. Запятая перед союзом и Что соединяет союз и в начале предложения
1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически - если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но , наличие которой требует такой перестройки), например: Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Л. Толстой) (придаточная часть чтобы кормиться может быть опущена или переставлена в другое место предложения без перестройки главной части); Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться (Б. Полевой) (придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить); А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Симонов) (при изъятии придаточного уступительного с союзом хотя предложно-местоименное сочетание от них становится неясным, но в структурном отношении такое изъятие возможно, поэтому запятая между сочинительным и подчинительным союзами в подобных случаях обычно ставится).
Если же за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко) (придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить без перестройки подчиняющего предложения, так как рядом окажутся слова что и то); Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя этим утишить боль (Симонов) (при изъятии или перестановке придаточного времени с союзом когда рядом окажутся слова и и то ).
Ср. также: Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало темно, как в сумерки. - Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало темно, как в сумерки (во втором случае после союза и, присоединяющего сложноподчиненное предложение, запятая не ставится); Сборы затянулись, а когда все было готово к отъезду, ехать не имело уже смысла (после противительного союза а запятая в этих случаях, как правило, не ставится, так как ни изъятие, ни перестановка следующего за союзом придаточного предложения невозможны).
В предложениях типа "Он давно уже уехал, и где он теперь, я не знаю" запятая после союза и не ставится.
2. Запятая обычно не ставится между присоединительным союзом (после точки) и союзом подчинительным, например: И кто вы такой, я знаю; А зачем это говорится, мне непонятно. Возможность постановки запятой после других присоединительных союзов связана с интонационно-смысловым выделением придаточного предложения, например: Однако, если вы так настаиваете на своем предложении, я готов его принять.
Союз «и» может соединять:
- однородные члены предложения (определение и определение, сказуемое и сказумое и т. д.);
- простые предложения в составе сложного.
Постановка запятой перед союзом «и», соединяющим однородные члены предложения.
Запятая СТАВИТСЯ, если союз «и»
1. при однородных членах повторяется:
А березка мила и при солнце, и в серый день, и при дожде.
2. связывает больше двух однородных членов:
В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело.
Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если
1. однородные члены соединены попарно (отделяются друг от друга пары):
На Крите жили привольно и весело, нараспашку и не таясь.
Постановка запятой перед союзом «и», соединяющим простые предложения в составе сложного.
Запятая СТАВИТСЯ, если
1. соединяются простые предложения в составе сложносочинённого: , и .
Надвигалась гроза, и тучи заволокли всё небо.
2. после придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО, КАК или НО:
Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.
Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.
Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если
1. обе части сложно-сочиненного предложения имеют общий второстепенный член , чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение:
На елке в школе (вот это общий второстепенный член) дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки.
У Снегурочки (и это тоже он) были большие серые глаза и белые косы опускались до пояса.
2. объединены два безличных предложения (то есть в предложении подлежащего нет), имеющие в своем составе синонимичные члены:
Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.
3. общее придаточное предложение:
Пока Дед Мороз спасал Снегурочку , Волк и Лиса украли с елки огоньки и праздник опять оказался под угрозой.
4. общее вводное слово (чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения:
По словам странницы Феклуши , люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать.
К счастью , Новый Год бывает лишь один раз в 365 дней и подарки в таком количестве приходится покупать нечасто.
5. объединены два вопросительных, побудительных, восклицательных или назывных предложения:
Кто Вы и откуда приехали?
Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!
6. соединяются два однородных придаточных предложения в составе сложно-подчиненного предложения:
Мы отправились в поход, когда кончился дождь и когда выглянуло солнце .
Важно! В случаях постановки запятой перед союзом «и», соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО логика постановки знака такая же, как при однородных членах.
Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли. (союз И одиночный)
Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз И повторяется)
В начале дня работается обычно легко, легче, чем в конце, когда уже мысли путаются. Так и в начале предложения: его проскакиваем легко, не спотыкаясь на запятых, не то что в середине, когда в обособлениях и оборотах сам черт не разберется. А не спотыкаемся в начале предложения на запятых потому, что их там редко встретишь.
Про союзы с вводными словами в начале предложения , аналогичный подход - к сочетанию союзов. Правило таково:
«В начале предложения не разделяются запятой сочинительный и подчинительный союзы, а также подчинительный союз и союзное слово: Денис помер. И когда я уезжал, старуха его вынесла мне гуся… (Пришв.); Потому что где же они теперь могут встретиться? ».
Хотелось бы сказать «вот и всё». Но нет, не всё. Это правило - из справочника Лопатина, а справочник Розенталя «разговорчивее»:
«Постановка запятой между присоединительным союзом (в начале предложения, после точки) и следующим за ним подчинительным союзом зависит от значения союза:
1) …после союза и запятая не ставится: ; ;
2) после… союза а запятая не ставится: ; ;
3) после союза но запятая ставится при наличии паузы между союзами и не ставится, если паузы нет (оцените коварство! - «По правилам» ): (Сим.); (Павл.);
4) после союза однако запятая обычно ставится: ».
Запятая в начале предложения после союзов «но», «однако», «и», «а» перед подчинительным союзом
Запятая ставится | Запятая не ставится | ||
Но (при паузе) | Но, если далее противнику удавалось отбить атакующих, пехота снова бросалась в атаку | Но (нет паузы) | Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь… что-то защемило в ране |
Однако | Однако, если обстоятельства того потребуют, я в стороне стоять не буду | И | И хотя погода значительно улучшилась, опасность засухи не миновала
; И вместо того чтобы свернуть направо, по ошибке поехали прямо |
А | А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на снеговую вершину
; А если верить сообщениям синоптиков, завтра должно наступить потепление |
Разделы: Русский язык
Цели:
- Обучающая : Знать: условия постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; уметь: применять правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; составлять сложноподчиненные предложения по предложенным схемам или на предложенную тему; использовать в речи сложноподчиненные предложения; анализировать, сопоставлять, формулировать мысли, выполнять проблемные задания.
- Развивающая : на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию пунктуационного чутья, формированию умения анализировать и сопоставлять, формулировать мысли, развивать культуру речи, умению работать в группе.
- Воспитательная : создать условия для высказывания суждений.
Оборудование : практические материалы, ключи, словарь
Тип урока: объяснение нового материала.
Эпиграф: Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. М. Карамзин)
Ход урока
І этап. Организационный (до 2 мин)Психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
ІІ этап. Учебная деятельность по принятию проблемы урока (до 6 мин)Цель этапа (планируемый результат): активизация субъективного опыта учеников, познавательный интерес, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
2.1. Вступительное слово учителя
– С какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках? (Сложноподчиненное предложение) – Как вы думаете, мы уже все изучили в данной теме? (Нет) – Значит, сегодня мы будем продолжать знакомство со сложноподчиненными предложениями. Тем более что русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина, которые стали эпиграфом к нашему уроку: “Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному”. |
2.1. Актуализируют знания |
2.2. Формулировка темы, цели,
проблемы урока
– Какова же тема нашего урока? Как видите, на доске нет никаких записей. Это потому, что тему урока должны определить вы. Поэтому мы начнем работу с выполнения задания. В ваших рабочих тетрадях даны сложноподчиненные предложения. Расставьте в них знаки препинания, используя знания, полученные на предыдущих уроках. И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт (Р. Тагор). Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого (Л. Фейхтвангер). Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант! (В. Белинский) Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает (Г. Гейне). Если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. (О. Погорелов) |
2.2. Выполняют задание |
2.3. Постановка учебной задачи
– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом. – Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? 3 ошибки? – Какое из предложений вызвало наибольшее затруднение? (3 предложение. ) – Почему? Чем это предложение не похоже на другие? (Рядом два подчинительных союза. ) – Какой возникает вопрос? (Как ставить знаки препинания, если рядом стоят два подчинительных союза. ) – Какова тема нашего урока? (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов .) |
2.3. Проводят самоанализ. Определяют затруднения |
2.4. Поиск решения учебной задачи
– Как же мы будем работать на уроке? Обратимся к вашим рабочим тетрадям. Используя глаголы, составьте программу действий, которая поможет изучить правило и научиться расставлять знаки препинания. Находить... Использовать... |
2.4. Определяют для себя цели и задачи урока. |
ІІІ этап. Обобщение и систематизация знаний по решению проблемы урока (27 мин)
Цель этапа (планируемый результат): решение проблемы урока с опорой на собственный опыт, знание теоретического материала; познавательная активность учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать ситуацию творческих размышлений с целью решения проблемы урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
3.1. Создание условий для
формулировки правила
– Итак, программа составлена. Для того чтобы сформулировать правило, предлагаю вам сравнить два примера. 1. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать. 2. Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать. – Чем похожи и чем отличаются эти примеры? – Готовы ли вы сформулировать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух союзов? Как оно звучит? – Проговорите правило друг другу – Итак. Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя; что когда и т. п.), то между союзами ставится запятая. Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так. |
3.1. Работают в группе, обсуждают,
выделяют необходимую информацию в тексте,
анализируют, ведут диалог, делают выводы. Проговаривают правило друг другу. |
3.2. Организация групповой работы.
При работе группа пользуется опорой,
предложенной учителем
– Сейчас я предлагаю вам, используя собственные знания и материал учебника, составить алгоритм рассуждения при применении данного правила. (В рабочей тетради.) Алгоритм Убедись, что перед тобой именно сложноподчиненное предложение. Определи границы главного и придаточных предложений. Определи ошибкоопасное место. Посмотри, есть ли вторая часть союза. Запятая не ставится Запятая ставится |
3.2. Еще раз прорабатывают правило, составляют алгоритм применения данного правила |
3.3. Презентация выполненных заданий с последующей корректировкой продуцируемых учащимися ответов | 3.3. Представляют результаты работы группы. При необходимости проводится коррекция. |
3.4. Организация первичного
закрепления (фронтальная работа)
На практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно. Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании. – Правило сформулировано. Теперь следует закрепить на практике его применение. Обратимся к заданию 5 в ваших рабочих тетрадях. 1) Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. (Гончаров) 2) Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись. (Константинов) 3) Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. (Соколов – Микитов) 4) На задаваемые вопросы он [Дерсу] объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя. (Арсеньев.) 5) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (Пушкин) 6) Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро. (Чехов) 7) Я люблю эту бедную природу, может, потому, что, какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне. (Салтыков-Щедрин) 8) Я ждал ее рассказа, молчал, боясь, что, если спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. (Горький) 9) Брат строго сказал Алеше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить свое обещание. 10) Сначала страшно показалось Вакуле, так что если б он не наклонился, то задел бы его шапкой. (Гоголь) |
3.4. Работая фронтально, формируют навык постановки знаков препинания. |
3.5. Страничка знатока
– Какой раздел языкознания изучает постановку знаков препинания? (Пунктуация.) – К.Г. Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”. А знаете ли вы, когда появились знаки препинания и как они изначально назывались? – С.И. Львов в книге “Язык и речь” приводит интересные сведения о знаках препинания. В середине XV в. типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она была принята большинством народов Европы и существует до настоящего времени. Учеными установлено, что в древних рукописях точка появилась раньше, чем все остальные знаки препинания. Затем в XV в. стало употребляться двоеточие, немного позже – запятая и, наконец, точка с запятой (“полуточие”). До XVI века слова на Руси не разделялись вообще. Названия некоторых знаков препинания послужили основой создания фразеологизмов. Вот перечень фразеологических сочетаний: поставить точку над и; ставить точку; между ними запятая вышла; отправная точка; высказывать точку зрения. Ну а более подробно вы сможете познакомиться с историей знаков препинания дома, использовав материал “Это интересно”, который помещен в конце вашей рабочей тетради. |
3.5. Слушают, расширяя свои представления о истории литературного языка. |
3.6. Практикум
– Писатели, поэты, ученые делают свои наблюдения и формулируют яркие мысли, которые носят обобщенный характер. Это авторские пословицы. Именно с такими обобщенными наблюдениями вы начинали работать в начале урока. Вы знаете, как называются эти авторские пословицы? (Афоризмы ) – Дайте определение афоризма. Для этогоЗаглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь . (Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Шведовой ). – Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила под названием “кризис”. Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса – равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога В. Сухомлинского: “Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы”. Какое предложение у вас получилось? (Сложноподчиненное ) Как вы считаете, почему равнодушие в обществе можно назвать самым страшным симптомом разрушения человека? (С молчаливого согласия равнодушных людей совершается все страшное на земле. ) – Подберите антоним к слову эгоист (альтруист). |
3.6. Осмысление высказывания Сухомлинского. Размышления. Формулировка собственной позиции. |
3.7. Решение проблемной задачи с
опорой на текст и собственный опыт. (Творческое
(индивидуальное) задание)
– Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением Сухомлинского. Предложение начните так: Я согласен (не согласен) с тем, что если.... Полагаю, что, для того чтобы.... Работа с предложенными схемами. Форма работы: в парах – Мы расставляли знаки препинания, строили сложноподчиненные предложения по предложенному началу, а теперь давайте попробуем, работая в парах, построить предложения по схемам. 1. [ глаг. ], (что, (когда…), ….). 2. [ глаг. ], (что (если…), то….). 3. [ глаг. ], (что, (хотя…), ….). |
3.7. Выполняют задания, направленные на формирование навыка постановки знаков препинания, умений строить СПП по предложенной теме и схемам |
Цель этапа (планируемый результат):
Педагогическая задача: создать ситуацию творческого поиска.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
4.1. Выходной контроль
– А сейчас предлагаю выполнить вам контрольный тест, чтобы проверить усвоение изученного материала. 1. Дерсу сообщил мне, что, когда начинают замерзать реки, все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек. (Арсеньев) 2. Ей все казалось, что, если надеяться, страстно желать, все обойдется. (Каверин) 3. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую? (Погорелов) 4. Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. (Маймин) 5. Мама всегда говорила мне, что, если уж обещание дано, так нужно выполнить его обязательно. – Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом. – Кто сделал ошибки? Какие? (При наличии ошибок проводится коррекционная работа.) Чтобы знания были впрок, следует повторить урок . – О чем мы вели речь сегодня на уроке? Какое правило изучили? – Как ставятся знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов? – Какие сведения, полученные ранее, пригодились вам на сегодняшнем уроке? |
4.1. Выполняют задание. Проводят
самоанализ.
4.2. Обобщают изученное. Определяют личностную значимость изученного |
Цель этапа (планируемый результат): определение учащимися степени своего участия в учебной деятельности, ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для осознания учащимися личностных смыслов в изучении темы.
VІ этап. Домашнее задание (1 мин)Цель этапа (планируемый результат): осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.
Педагогическая задача: подготовить учащихся к выбору домашнего задания.
Можно выделить три наиболее опасных союза , при встрече с которыми необходимо быть особенно внимательными: и, да (в значении и ), или . А если они появляются в одиночку, тогда нужно держать ухо востро.
Причем союзы или, да (в значении и ) встречаются не так часто, как союз и . Данный союз поистине вездесущ. Попробуйте поэкспериментировать: откройте любой текст (художественный, публицистический, научный) и найдите страницу, на которой нет ни одного союза и . Вам придется немало потрудиться, потратить немало времени, и вряд ли Ваши поиски увенчаются успехом.
Если Вам встретился опасный союз – это сигнал: «Опасность! Не торопитесь! Подумайте!».
Итак, видим: перед нами предложение, в котором нужно расставить знаки препинания. Что сначала нужно сделать? Правильно! Определить, сколько грамматических основ. Если предложение простое – у него одни знаки препинания, если предложение сложное – другие.
«Неопасные» союзы и союзные слова – это существа, которые несут плакат: «Требуем запятую! (или какой-нибудь другой знак препинания)» . Например, а, но, чтобы, что, который, потому что, поэтому, если и т. д.
А вот «опасные» союзы кричат о том, что они особенные, поэтому для них существуют свои, отдельные правила пунктуации!
Попробуем собрать вместе эти правила, чтобы облегчить работу всем нам, изучающим русский язык.
Первая группа – это сложные предложения . Вторая группа – предложения простые с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами). В каждой группе свой список пунктуационных правил для «опасных» союзов.
Разберем их по порядку.
Когда предложение сложное
Правило о постановке запятой в сложном предложении очень простое: если предложения имеют какие-то общие грамматические или смысловые элементы, запятая между простыми предложениями перед одиночным «опасным» союзом не ставится.
Такими общими элементами могут быть:
1) Общий второстепенный член предложения.
У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н. В. Гоголь)
У кого большие глаза? У Ивана Ивановича. А рот у кого похож на букву ижицу? Тоже у Ивана Ивановича. Общее дополнение относится одинаково и к первому предложению, и ко второму.
Будьте внимательны! Второстепенный член предложения действительно должен быть общим!
Сравните. У причала медленно делают свою работу грузчики, и плавно отплывают в океан огромные лайнеры.
Сразу можно подумать, что у причала – общий второстепенный член. Но тогда получается, что лайнеры отплывают в океан у причала, а это не так: лайнеры отплывают от причала, а грузчики делают свою работу у причала. Общего второстепенного члена нет, поэтому запятая необходима.
2) Общее придаточное предложение.
Если бы не было дождей , вся зелень давно высохла бы и земля лежала бы в морщинах и трещинах.
3) Общее главное предложение.
Ласточка простилась с Дюймовочкой , как только солнце пригрело и земля растаяла.
Если же «опасный» союз повторяется , то не важны никакие общие члены предложения – запятая все равно ставится.
Здесь когда-то была тайга, и водились медведи, и шумели вековые могучие деревья.
Союз и повторяется, поэтому, несмотря на наличие общего обстоятельства здесь,простые предложения отделяются запятыми.
Когда предложение простое
Правило постановки запятой при однородных членах тоже несложное: запятая не ставится, если союз одиночный; если «опасный» союз повторяется, запятая необходима.
Примеры:
1. В лесу росли сосны и березы.
2. В лесу росли и сосны, и березы.
3. В лесу росли сосны, и березы, и осины.
4. В лесу росли сосны и березы, осины и дубы.
Так ли сложно это запомнить? Когда перед глазами примеры, схемы и правила, наверное, нет. Но в текстах встречаются иногда предложения, знаки препинания в которых могут вызвать трудности.
1. Искушение поставить ненужную запятую особенно велико в тех случаях, когда однородные члены предложения, соединенные «опасным» союзом, стоят не рядышком, а разделены другими словами. Чем больше таких слов, тем больше хочется поставить запятую. А если перед нами стихотворный текст, то тут еще и интонация толкает к постановке лишней запятой.
Посмотрите следующие предложения, подумайте, где бы Вам хотелось поставить запятую.
1.
Едет с грамотой гонец
И
приехал наконец.
2.
Луна во мгле перебегала
Из тучи в тучу и
курган
Мгновенным блеском озаряла.
(А. С. Пушкин)
Знаки препинания расставлены правильно, запятые не нужны.
2. Пары однородных членов могут быть однородными и неоднородными.
Сравните два предложения.
Летом и зимой, в дождь и в град, ночью и днем они едут спасать людей.
Пары однородных обстоятельств относятся к одному члену предложения – сказуемому, поэтому разделяются запятой.
Сербские писатели и поэты бережно и трепетно собирали и записывали в селах и весях народные песни и сказки.
Все пары однородных членов относятся к разным членам предложения и неоднородны по отношению друг к другу, поэтому не разделяются запятыми.
3. «Опасных» союзов в одном предложении может быть несколько, поэтому нужно выяснить, какую работу выполняет каждый союз, потом ставить знаки препинания.
И
сердце бьется в упоенье,
И
для него воскресли вновь
И
божество, и вдохновенье,
И
жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)
Перед нами сложное предложение, простые предложения соединены союзом и ; во второй части мы видим однородные подлежащие с повторяющимся союзом и .
В грамматике русского языка есть случаи, когда мы, не колеблясь, быстро и безошибочно ставим знаки препинания, например, запятую перед противительными союзами а и но . Однако встречаются моменты, когда нужны неторопливость и внимательность и нужно подумать о том, как устроено предложение, каковы смысловые отношения частей, только после этого расставлять знаки препинания. Не забывайте русскую пословицу: Поспешишь – людей насмешишь.
Удачи Вам в изучении русского языка!
Остались вопросы? Не знаете, как расставлять знаки препинания при однородных членах?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.