Ла - ля

игла- земля метла- петля гладя- глядя глазки- коляски флаги- фляги пола- поля лавка- лямка лапа- шляпа

юла- Юля кулачок- светлячок вобла- воля

кукла- туфля флаг- фляжка плачем- пляшем

Ло- лё

лоб- лёд лов- Лёва лом- лён ложка- лёжа

пилот- полёт болото- полёты колосья- колёса кашалот- самолёт

зло- взлёт клок- клён плот- плётка слон- силён

Лу- лю

клумба- клюква блузка- блюдце случай- ключ

лук- люк лужа- Люда лучший- колючий

клуб- клюв клубок- любой скорлупка- шлюпка

Лы-ли

лыко-лихо лысый-лисий улыбка-улитка полынь-павлин

ослы-росли чехлы-несли щеглы-текли башлык-велик

клык-клин плыть-лить хлыст-лист слышать-слишком

цел-цель стал-сталь стул-стулья угол-уголь

мал-мальчик пел-пельмени кол-кольцо жил-жильё

был-быль ел-ель дал-даль пыл-пыль

2. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках

кошелек калоши флажок фляжка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик засе­лять. Я разжал кулачок - на ладони светлячок. Мы бродили по полям и делили пополам всё, что находили. Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.


Загадки

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Дыня)

Летом в огороде при любой погоде

Солнышко сияло, у плетня стояло.

Осенью весёлою жёлтое погасло.

Выжали из солнышка солнечное масло.

(Подсолнух)

Летний день

Было небо голубое,

Было солнце золотое,

На крылечке кот лежал,

Мальчик деревце сажал.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

(В. Данько)

Мой Лизочек

(Отрывок)

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени,

И гулял, и гулял!

Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,

Что наткать себе холстины

Пауку из паутины

Заказал, заказал.

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что, надувши одуванчик,

Заказал себе диванчик,
Тут и спал, тут и спал!

(К. Аксаков)

Сова

Летала сова - весёлая голова. Вот она летала, летала, да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, снялась и опять полетела. Летала, летала да села. Головой повертела, по сторонам поглядела, а глаза у неё, как плошки, не видят ни крошки.

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тёти Клавы, зачёсывала. И бусы надевала. И часы надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да шутили.

Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.

Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша вымылалосуду, тогда и отец удивился. Удивился и за столом сказал:

Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метёт, но и посуду стала мыть. Стали маленькую Машу называть большой.

(По Е. Пермяку)

Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой ла­пой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из ла­пок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лёжки - помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась - та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журав­лей на болоте вспугнули. Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет! Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекача. Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила! Так сам себя медведь напугал. (По Н. Сладкову)

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р.

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.

1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зу­бам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

5) Звук р звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для выработки напора воздуха. На­брав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто вы­дыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Примечание . Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка .

1) Язык широко распластать я просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холод­ная струя воздуха. Примечание . Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С перемен­ным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать язы­ком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не ме­нее полутора пальцев. Повторять упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягива­ется и хорошо видна. Примечание . Могут быть следующие неточности:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью;

б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или пло­хо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторять упражнение. Примечание . При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается, и цель упражнения не достигается.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР

Произнесение звукосочетания тр («трыканье»). Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в боль­шинстве случаев именно так).

Порядок упражнения. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Затем большим и указательныМ пальцами любой руки плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением го­лоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полуто­ра-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочета­ние тж постепенно перейдёт в тр. Обязательно сле­дить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к бо­ковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.

Примечание . 1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не полу­чается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, по­этому язык не «набухает» и не «трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выдыхаемого воз­духа.

4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это оз­начает, что произвольно работает сам язык (рабо­тать, т.е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно при­легать к нёбу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправиль­ном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (веляр­ный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограни­читься проведением артикуляционной гимнасти­ки. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.

В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш-ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совер­шенно излишне. Причиной отсутствия звука р явля­ется слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствие чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных уп­ражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходи­мость её подрезки отпадает.

1. Упражнение . Раскатистое произнесение звукосо­четания тр. После закрепления произнесения корот­кого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр-вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделённый от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у нёба.

ОБРАЗЕЦ произнесения прямых слогов: тр-а, тр-о, тр-ы.

тра - тро тро-тры

тра-тру тру-тры

тры-тра тру-тро

тро-тру тры-тро

ОБРАЗЕЦ произнесения обратных слогов: ы-тр-, и-тр-,

а-тр-,. о-тпр-, у-тр-, я-тр-, ё-тр-, ю-тр-, е-тр-.

атр-отр-утр отр-ытр-утр ятр-ётр-ютр итр-етр-ятр

ётр-етр-ятр ытр-атр-отр атр-утр-ытр ютр-ётр-ятр

етр-итр-ютр итр-ютр-етр

Если в прямых и обратных слогах слышится мяг­кое произношение (например, вместо слога тра слы­шится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.

Примечание . Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчеза­ет. При мягком р (рь) кончик языка упирается в вер­хние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к альвеолам.

1. С прямыми слогами тр: а) с ударением на слоге: образец: тр-aп, те-тр-адь.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

ОБРАЗЕЦ: тр__а-ва, хи-тр__ость.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гетры, метры, хитрый, театры, осмотры, открывать.

в) Со стечением согласных в слоге:

ОБРАЗЕЦ: завтр___а, стр__уна.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, стра­на, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, ми­нистры.

2. С обратными слогами тр:

ОБРАЗЕЦ: те-атр- .

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, ми­нистр, осмотр.

3. С прямыми слогами др: а) с ударением на слоге:

ОБРАЗЕЦ: др__ан-ка,

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дро-нов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

ОБРА3ЕЦ: эска-др -а.

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

образец: На тр-аве др-ова. Мы уезжаем завтр-а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважай­те труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с во­дой. У метро кинотеатр для детей.

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Петр увидел

Трофим поит лошадь из (ведро)

В (тетрадь) осталась одна страница.

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро ясное. Иван Петрович ищет ведра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки - по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

ОБРАЗЕЦ: и-р -, о-р -, у-р -, ы-р.

ар-ор-ур-ыр ер-ир-юр-ер-яр ыр-ир-яр-ар ер-ор-ор-яр

ыр-ур-ор-ар ар-яр-ор-ёр ер-ор-юр-ур ёр-ер-ир-юр

Примечание . Выключение голоса не допускает­ся. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка ещё не разработаны комплексом предыдущих упражнений. При произнесении звука р требуется большее усилие со стороны мышц языка, так как опорный звук т(д) уже отсутствует. Следовательно, необходимо более тщательно тренировать произношение слов и предложений со звукосочетаниями тр и др.

1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: хо- р - , а - р - ка, фо - р - точ-ка

Вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.

Бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.

Ур, ыр

Бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, абажур, сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.

Яр, ёр

Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.

Юр, ер

Юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма,
шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­
онер, офицер.

Мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

2. Без ударения на слоге.

образец: а - р - буз, ве-те - р - , о-гу - р - -цы.

Арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан

Пурга, огурцы, шнурки.

Ир, ер

Кирка, кирпич, веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

8. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках


картина боксер термос

образец: Пёс Ба-р-бос и кошка My-р-ка. Его- р- у по-р-тного.

Фёдор метёт двор. Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. Офицер в форме. На стене кар­тина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. На марке наш герб: двуглавый орел. У Гер­мана мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идёт на дежурство. Захарка дёргает за шнур. Фё­дор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

10. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

На терке трут

Захар держит (топор)

Чисти для борща

Брат идет к (карта).

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вот мой двор, голубой забор.

Утро

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надева­ет куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С Маршак)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

12. Упражнение . Произнесение длительного звука р.

Это упражнение выполнимо, если язык достаточно натренирован. Вначале будет слышаться короткий звук р-р-р, а затем после некоторой тренировки длительный звук р-. Звук р надо произносить раскатисто и длительно без выключения голоса. Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение звука р в обратных слогах.

Образец: р-а, р-о, р-у, р-ы.

ра-ро-ру-ры ры-ру-ро-ра

ро-ры-ру-ра ру-ра-ро-ры

ра-ру-ро-ры ро-ра-ры-ру

ру-ры-ра-ро ры-ру-ра-ро

1. С ударением на слоге.

образец: го-р-ох, дво-р-ы, мака-р-о--ны.

Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, га­раж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, ра­дость, раковина

Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сы­рой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, корот­кий, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, робкий, ровный, рослый, розовый.

Беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, Маруся, орудие, русский, кукуруза.

Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, дворы, то­поры, комары, корыто, рыть.

2. Без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: р__а-кета, Ве-р__а

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расчёска, карандаш, пирамида.

Парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица.

Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шоферы
мундиры-базары, боксёры, шахтёры, пионеры, помидоры, самовары, рыбаки, перышко.

3. Слова со стечением согласных.

ОБРАЗЕЦ: вр - ач, кр - ошки.


76

Дифференциация звуков Ль - Рь


Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.

Ученица-озорница получила единицу.

Проворонила ворона воронёнка.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Радуга-коромысло полукругом повисло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.

Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы - домой.

Вол в огород завёл меня.

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

Шла с базара кошка.

У кошки лукошко.

Утром спозаранку

Купил баран баранки.

Надел баранки на рога,

Понес барашкам на луга!

Пошёл спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзину Назар.

Метлу взяла

И двор подмела.

Е. Благинина

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.

Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.

Забыл Панкрат

Дома домкрат,

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ

1. Произнеси звуки Ль - Рь.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - само­лётик, Рь - легковая машина.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.

ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё

рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля

3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.

аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль

уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль

иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель

ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль

яль - ярь ярь - яль

4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.

али - ари але - аре алё - арё алю - арю

оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю

ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю

ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю

или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри

кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре

клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё

клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю

кля - кря фля - фря гля - гря для - дря

6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.

Лёва - рёва лис - рис лиф - риф

лечь - речь лепка - репка лейка - рейка

7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.

шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг

Дифференциация сонорных звуков

А часы стоят на месте.

В. Орлов

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды, Напои сады.

В. Суслов

Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.

Е. Александрова

Совята

Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

С. Маршак

У реки, у реки,

Поют песни кулики.

A. Хмелева

Потешка

Поехали,поехали

За грибами,

За орехами...

Приехали, приехали

С грибами,

С орехами.

Произв. народн. творчества

Считалка

Эники-беники

Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –

Я ботинки принесу.

И. Кузьмин

У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

И. Демьянов

Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

B. Степанов

84 Дифференциация сонорных звуков

Марина варит малину, На кошке сапожки,

А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.

У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,

Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.

Е. Крутий А. Хмелёва

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль - Рь.
Перескажи рассказы.

Как меня называли

Б. Житков

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:


  • Смотри, уже девять часов. А я говорю:

  • Почему? Мне скажут:

  • Иди спать!
А я опять говорю:

  • Почему? Мне говорят:

  • Потому что поздно.

  • А почему поздно?

  • Потому что девять часов.
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так назы­вали, а по-настоящему меня зовут Алёшей.

Букварь

А. Хмелёва

Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.

16. Повтори скороговорки.

Суп надо сварить, У маленькой Сани

Дерево надо свалить. Перевернулись сани.

А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,

В скрюченном домишке Валеньке - варежки,

Жили летом и зимой Саньке - санки,

Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.

Введение 3

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Л 4

Автоматизация звука ЛЬ..13

Автоматизация звука Р 21

Автоматизация звука РЬ 30

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35

Дифференциация звуков Р -РЬ 48

Дифференциация звуков Л - Р 58

Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77

Автоматизация звука [й], дифференциация [й] – [ль].

  1. Чётко и громко несколько раз произнести звук [й], при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
  2. Произнести звук [й] в сочетании с гласными а, э, о, у (я, е, ё, ю).
  3. Произнести междометия «ай!» и «ой!» и объяснить ребёнку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполнять мимические движения. Ай! – удивиться (поднять брови, изобразить удивление на лице).

Ой! – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).

Ребёнок вслед за взрослым повторяет междометия и выполняет мимические движения.

4. Игра «Угадай, что со мной». Взрослый произносит одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребёнок придаёт своему лицу соответственное выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребёнок их озвучивает, произнося «ай!» или «ой!».

5. Выпоолнять упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием:

а) слогов ай, ой, эй, ый;

б) звуков: й+а=я, й+о=ё, й+э=е, й+у=ю.

Выполнять упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

6. Игра «Спой, как птичка». Попросить ребёнка за собой произнести следующие пары и цепочки:

а – я я – ля я – я – ля

о – ё ё – лё лё – лё - ё

у – ю ю – лю ю – лю – ю

э – е е – ле ле – е – ле

7. Проговорить чистоговорки:

Ай – ай – ай – мяч кидай

Ой – ой – ой – той рукой

Эй – эй – эй – бей сильней

Эль – эль – эль – прямо в цель.

Я – я – я, я – я – я – это песенка моя.

Ю – ю – ю, ю – ю – ю – звонко песенку пою.

Е – е – е, е – е – е – подарю её тебе.

Ё – ё – ё, ё – ё – ё – в день рождение твоё.

8. Разучить стихотворения:

Падай, падай, падай, снег,

Радуй, радуй, радуй всех.

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

Мы ехали, ехали,

К яме подъехали,

Яму объехали

9. Повторять скороговорку:

Еле – еле Лена ела.

Есть от лени не хотела.

10. Игра «Назови ласково».

Попросить ребёнка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова.

Яна – Яночка

Юля – Юлечка

Егор – Егорушка

Юра – Юрочка

Яша – Яшенька

11. Игра «Добавь словечко».

Взрослый сначала читает ребёнку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем при повторном чтении предлагает ребёнку самостоятельно их «добавить».


Конспект индивидуального логопедического занятия

с ученицей 1 класса общеобразовательной школы.

Речевое заключение: общее недоразвитие речи III уровня.

Тема: Звуки и буквы Ль - Й.

Этап: Дифференциация звуков в словах, предложениях, в тексте.

Цели:

образовательные:

Уточнить артикуляцию звуков [Й] и [Лʼ],выделяя сходство и различия.

Добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении.

Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.

Обучать осознанному чтению.

коррекционные:

Развивать фонематический слух и анализ.

Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.

Предупреждение дисграфических ошибок.

Развитие мелкой моторики рук.

воспитательные:

Воспитание умения понимать учебную задачу.

Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, компьютер, презентация.

План занятия.

I . Орг. момент.

II . Артикуляция и характеристика звуков.

III

IV Дифференциация в фразах.

V . Физминутка.

VII

VIII . Дифференциация в тексте.

IX . Итог занятия.

X . Домашнее задание

Ход занятия.

I . Орг. момент.

II . Артикуляция и характеристика звуков.

Особенности артикуляции звука [Л"]. Особенности артикуляции звука [Й].

Звук [Л"] –мягкий звонкий согласный.


Звук [Й] – всегда мягкий звонкий согласный.



III . Дифференциация в слогах, словах.

Игра «Наоборот».

я – я – я – ля – ля – ля

ё – ё – ё – лё – лё – лё

ю – ю – ю – лю – лю – лю

е – е – е – ле – ле – ле

ай – ай – ай – аль – аль – аль

ой – ой – ой – оль – оль – оль

эй – эй – эй – эль – эль – эль

юг – люк лежи – ежи

йод – лёд полезть – поесть

ямка – лямка ляжка – Яшка

юбочка – Любочка Коля - колья

IV Дифференциация в фразах.



    Прочитай фразы.

бо л ьшо й пче л ины й ро й, да л ёки й горны й кра й, глубокое ущел ье, бал ьный танец

    Закончи фразы (по картинкам).

короб…пл етёный, замок … жел езный, васил ёк …пол евой, тюл ьпан …садовый

Этот кувшин … гл иняный , а этот … - хрустал ьный .

Этот л ес … л иственный , а этот …- хвой ный .

Какие гномы по характеру?

Этот гном … трудол юбивый , а этот - л енивый .

Этот гном … заботл ивый , а этот – … безразл ичный .

V .. Физминутка.

Упражнение для мелкой моторики рук.


Жил и братья , не тужил и,
Но однажды приуныл и.
Стал и думать и гадать,
Как же имена всем дать?(Сгибать пальцы обеих рук)
Я хоть ростом не вел ик,
Но веселый озорник.
Все стоите вы за мной
Буду зваться я Бо л ьшо й . (Крутить большими пальцами обеих рук, остальные пальчики сжаты в кулачок)
Я указывать л юбл ю
На цветы и на Луну,
Очень я внимател ьный
ПалецУказате л ьны й . (Крутить указательными пальцами обеих рук).

Я стою посередине,
Буду зваться я отныне
Средни й пал ец – удал ец
Вот такой я молодец! (Крутить средними пальцами обеих рук)

Меньше всех я братье в ростом.
Ох, как мал еньким непросто!
Но меня л егко узнать,
Пусть Мизинцем будут звать. (Крутить мизинцы обеих рук)
Брат один как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но е го не обижаю т,
Безымянным называю т!

(Показать безымянный пальчик обеих рук, остальные прижать к ладошке с помощью больших пальцев.)

VI . Дифференциация в чистоговорках

«Ой – ой – ой » – стонет мой бол ьной .

Ел ь – ел ь – ел ь – кл юквенный кисел ь.

Л ю –л ю - л ю – тел ефон я свой л юбл ю.

Л ей л ей л ей – ты воды не жал ей .

Ай – ай – ай – хорошенько подметай .

Уй – уй – уй – рисунок нарисуй .

VII . Дифференциация в предложениях.

    Отгадай и заучи загадку.

Конь стал ьной , хвост л ьняной . (иголка)

    Измени предложение по образцу:

любоваться красотой кленовых листьев

Я … Ты … Он … Она … Мы … Вы … Они …

VIII . Дифференциация в тексте.

К. И. Чуковский «Доктор Айболит»

Договори предложения, используя слова: Айболит, лечиться, излечит, исцелит, лиса, клюнула .

Добрый доктор . Он под деревом сидит. Приходи к нему …. и корова, и волчица, и жучок, и червячок,и медведица. Всех.… , … добрый доктор !

И пришла к Айболиту . И пришёл к Айболиту Барбос: « Меня курица … в нос!»

IX . Итог занятия.

Чему мы учились на уроке?

Какое задание было самым сложным?

Нарисуй своё настроение.

X . Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

XI . Оценка деятельности учащихся.


Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках

Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!

К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду

Яму объехали Или книги клеем склей,

И домой поехали. Котику воды налей!

Но лентяй одно в ответ:

Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.



Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

Коля колья колет, Илья лейку моет.

Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

Мы видели линей, один одного длинней.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах

Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.



ЛИЛИИ

Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.

БАБА ЛЮБА

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.