Василий Татищев - это имя, скорей всего, на слуху у образованного человека. Но вот четко сформулировать, с чем оно связано и что собой символизирует, может не каждый. А дело в том, что сегодня разведывательный корабль «Василий Татищев» русского военного флота бороздит океан и нередко попадает в средства массовой информации. Но есть ведь причина, почему славные конструкторы выбрали именно это имя. А вот и неспроста! И человек это был незаурядный, а для ценителей истории - настоящий символ. Да и корабль Балтийского флота «Василий Татищев» имеет не меньше незаурядностей.

Что мы знаем о корабле?

Строительство корабля было произведено не так давно, в 80-е годы ХХ века. И сегодня ему еще нет и тридцати лет, потому что на воду он был спущен в ноябре 1987 года. 27 числа судостроительная верфь в городе Гданьске спустила на воду корабль связи «ССВ - 231». Почти через год на этом судне приказом командующего Дважды Краснознамённого Балтийского флота был поднят флаг СССР. Это и был в недалеком будущем «Василий Татищев». Корабль с распадом страны своего предназначения не поменял, но вот в 1998 году командованием среднего разведывательного корабля был заключен договор с руководством АО "Куйбышевазот" в г. Тольятти о шефских связях. И это было судьбоносным решением. Так как через два года произошло переименование судна в ССВ "Василий Татищев" благодаря настойчивости мэра города Тольятти, основателем которого считается именно эта историческая личность. Имея столь недолгую историю, разведывательный корабль Балтийского флота «Василий Татищев» все же успел побывать в 22 походах по маршруту через Атлантический океан, Балтийское и Северное, а также Средиземное моря. Согласно публичным данным, его «пробег» составляет 340 тысяч А вот срок в пути - в общей сложности всего три года, поскольку водоизмещение судна - 3,4 тонны, без надобности гонять его не станут. Чем еще может удивить «Василий Татищев»? Корабль является одним из восьми судов, сооруженных по проекту 864 «Меридиан» еще в Советском Союзе. Но и поныне является венцом военного кораблестроительства, предназначенным для получения любой информации посредством перехвата радиопереговоров.

«Василий Татищев» - корабль со славной историей

В мире постоянно происходит противостояние различного рода сил и перераспределение сфер влияния. Во все времена шпионы в этой игре предоставляли очень мощную помощь и отыгрывали иногда решающую роль. В наш компьютерный век электронные шпионы пришли на смену людям, а системы радиоэлектронной разведки - на смену внедренным разведчикам. Такие системы различны - от самых крошечных видов аппаратуры до самолетов и судов. Именно такой системой сбора разведданных и является разведывательный корабль Балтийского флота «Василий Татищев». За последнее время наиболее ярко корабль показал себя в поддержке самолетов и других разведывательных групп России в Сирии. Он вышел из Балтийского моря, постоянного своего места пребывания, и по данным некоторых источников средств массовой информации был направлен к берегам Сирии в восточную часть Средиземного моря. Основной задачей экипажа являлось отслеживание ситуации в эфире не только Сирии, но и ближайших стран-соседей. Территориальные воды и свободная зона, судя по всему, также не являлись исключением. Разведывательный корабль «Василий Татищев» не впервые покидает Балтику. Есть свидетельства, что также была под наблюдением этого разведчика. Поэтому вряд ли можно поверить, что столь славный и большой корабль перемещается из Балтийского моря на большие расстояния просто в прогулочных или общих информационных целях. Корабль способен восполнить отсутствие или потерю наземных баз при необходимости очень активного их использования. Всегда будут впечатлять такие сооружения инженерной мысли, как корабль «Василий Татищев». Фото, представленное ниже, абсолютно не отличается эксклюзивностью. Но вот увидев его не в Балтийских широтах, весь мир может только насторожиться.

Вернемся к исторической личности

Яркое начало развития наук еще в царской России, как и в Европе, связано с небольшим количеством имен. Но люди эти воплощали собой настоящий гений, интересовались различными направлениями и оставили после себя громадное количество неоценимого материала, что сегодня такому объему может позавидовать если не целый институт, то кафедра точно. В одном ряду со всем известным именем М.В. Ломоносова стоит и личность Василия Никитича Татищева. Он был по виду деятельности чиновником-администратором при Петре I. По образованию - инженером. А вот по роду увлечений - историком, экономистом, географом, просветителем, поборником книгопечатанья и общего образования населения.

Такое острое понимание, где и в чем будущее страны, уже в начале XVIII века сконцентрировало внимание на важных вопросах, которые, к сожалению, еще не скоро начали решаться. Да и собой Василий Татищев жертвовал немало. Но не могли оценить его современники, не могли не вызвать его действия завести и доносов, не могла власть оценить по достоинству и применить столь продвинутые и опережающие время идеи. Хотя именно с таких личностей начинается прогресс в истории.

Несколько строк из биографии

Татищев Василий Никитич, вклад в историю которого просто бесценен, родился 19 апреля 1686 года. Образование получил в Москве, окончив Артиллерийскую и Инженерную школы. Карьеру при Петре I начал как военный, участвуя в Северной войне в начале XVIII века. Уже в конце войны Татищев начинает составлять географические карты, на всю жизнь увлекшись при этом как историей, так и географией. Продолжив свою карьеру на гражданской службе, Татищев получает направление на Урал как управитель казенными заводами. Потом возглавлял некоторое время Монетную контору. Кроме этого, был еще начальником Калмыцкой и Оренбургской комиссий. В общей сложности государственным служащим Василий Татищев пробыл 42 года, завершив свою карьеру в 1745 году, за пять лет до своей кончины. Будучи смещенным со своего поста астраханского губернатора, Василий Никитич был сослан в Подмосковье, в имение Болдино. Здесь в спокойной обстановке он дописывает свою «Историю Российскую», материалы к которой он собирал всю свою жизнь. Но давайте все по-порядку и более подробно.

Где бы не находился гений и чем бы он ни занимался, его талант и творчество всегда будет находить воплощение в делах и поступках. Так, дважды возглавив уральские заводы, инженер по образованию оба раза пытался реорганизовывать добывающую отрасль и разворачивал масштабные проекты. До Москвы отсюда было далеко, но вопросы решать надо именно с ней. Доставка корреспонденции в то время забирала долгие месяцы, что никак не могло удовлетворить энергичного и серьезно настроенного деятеля. Татищев разработал и даже начал внедрять в жизнь почту нового типа, совершенно чуждого России. А вклад Василия Татищева в открытие школ и организацию образования широких слоев населения просто нельзя не переоценить. Он успевает также заниматься обустройством ярмарок и богаделен. В связи со своим родом деятельности, начальник заводов не мог не влиять на создание горных законов. Также он внедряется в разработку новых ремесел. Как администратор высшего звена, Василий Татищев исполняет не только прямые обязанности, но берет на себя функции воеводы, судьи и даже губернатора. А знаете ли вы, кто был основателем Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми? Вот именно - Василий Никитич Татищев.

Урал во времена Петра I начинает очень активно осваиваться. Вырубка лесов была настолько варварской, безграмотной, жестокой, что за последующие 50 лет такого отношения на Урале просто не осталось бы ни одного дерева. А восстановить такой лес без помощи человека и за столь короткое время просто невозможно. Видно экологические проблемы всегда шли следом за человеком и прогрессом. Возможно, благодарность потомков за все должна быть именно такому неравнодушному и внимательному человеку, как Василий Никитич Татищев, что открыл глаза чиновников и власти на экологические проблемы уже в XVIII веке и разрабатывал проект управления горным хозяйством. В обязанности начальника вложил пункт о необходимости сохранения лесов. Больше того, согласно изданному указу, строго-настрого запрещалась и каралась смертью вырубка леса в окрестностях только что возникшего города - Екатеринбурга. Именно в этом городе есть уникальный памятник, где Петр I, самодержец и гроза русской истории, гордо восстает рука об руку со своим младшим сподвижником - Василием Татищевым.

Увлечения, ставшие наукой

О своих увлечениях историей и географией Василий Татищев не забывал и направлял на их развитие любые возможности, которые предоставляла ему жизнь чиновника и путешествия по стране. Любые исторические письменные источники, а также первые русские карты Урала и Сибири незаурядный историк и картограф коллекционирует. И в силу возможностей делает копии с таких материалов и распространяет в полезном направлении. Карты он рассылает геодезистам для составления новых карт. Параллельно организовывает поиск полезных ископаемых, собирает лично образцы руды, заставляя, кроме всего прочего, описывать и производить чертежи самих месторождений. Натолько широкий поток информации позволил Татищеву собирать обширный и разнообразный научный материал. Организатор такой работы смог увековечить и сохранить бесчисленные сведения по сибирской географии и археологии, но вместе с тем и по истории, этнографии и даже лингвистике. Каждую деловую поездку ученый совмещал с научными изысканиями, иногда даже научными экспедициями. Он изучал язык, быт и обычаи местного населения, природу и окружающую среду, собирая целые коллекции минералов и растений. Он очень внимательно осмотрел Кунгурскую пещеру и интересовался минеральными источниками. С таким объемом работы и с такими организаторскими способностями мало кто может сравниться.

Передовое мышление Татищева

Всем известно, что люди, заботящиеся о будущем, всегда мыслят широко и основательно. Таких личностей всегда заботит больше не проблема а важные и глобальные вопросы. Василий Татищев, что открыл возможность для понимания Сибири, увлеченный историей и наукой, в первую очередь думал как раз о потомках и их будущем. Разве большой премудростью является понимание того, что, развивая науку, производство, строительство, военное дело, нужны специалисты, чтобы это все воплощать и поддерживать? А прививать нужные качества и растить людей, знающих свое дело, нужно с самого детства.

Уже в первые годы своего управления на Урале Татищев открывает школы по обучению геометрии и горному делу. Школы были общедоступными, но требовали уже знания грамоты. этого была возложена обязанность на земских исправников. Чтобы те подготовили в каждой слободе помещение для школы, где церковнослужители могли обучать хотя бы по десять крестьян чтению и письму. Позже в Екатеринбурге была открыта горнозаводская школа, позволявшая сочетать теоретическое обучение с практическим применением знаний на заводе. Это было новшеством даже для Европы. Но такого масштаба просветительного подхода не разделял в полной мере с Татищевым даже Петр I.

Отношения Татищева и Петра I

Василий Никитич был очень эмоциональным и необычным человеком. Он мыслил нестандартно и довольно широко. К оригинальным мыслям своего сподвижника самодержец прислушивался, но иногда суждения ученого выходили за грани позволенного. Уж больно они были свободны, а сам служитель царя не боялся вступать в спор с владыкой.

Зная характер Петра I, вряд ли ему это было по душе. Так Василий Татищев настаивал, например, на том, что приоритетным в образовании должно быть открытие простых школ. Ведь это просто необходимо для подготовки сначала учащихся первой ступени, чтобы потом иметь возможность и человеческие ресурсы осваивать науки уже в академии. Потому что в противном случае просто не будет кого учить, когда по приглашению царя приедут профессора из Германии и Швеции. Тогда наука приедет в Россию заниматься сама собой, а вот обучать будет попросту некого. К сожалению, Петро I к советам Татищева не прислушался, а ситуация в дальнейшем именно так и сложилась. Биография Василия Татищева, кроме всего, прочего пестрит еще и недоброжелателями. Их при дворе можно было найти немало. Они с успехом нашептывали царю о проступках далекого уральского незаурядного чиновника, о чем сам виновник мог вовсе и не подозревать. Широта мысли последнего, идеализм и принципиальность всегда пугали противников. Да и как можно было не бояться таких заоблачных фантазий, да еще и с таким влиянием на государя? Это объясняет постоянные обвинения, преследования и судебные разбирательства. И хотя заканчивалось все это оправданием Татищева, но спокойно жить и трудиться не давало, постоянно отвлекая от дел и отнимая время. Но как бы там ни было, а Петро I все-таки поддерживал и поощрял дела Татищева.

Татищев в Европе

Смерть Петра I застала Василия Татищева в Швеции, где исполнительный чиновник выполнял поручение царя. Но после смены власти наш герой остался совершенно без поддержки и без денег, чтобы даже было за что вернуться на родину. Но Василий Татищев особо из-за этого не огорчился. Он обзнакомился с научной элитой Швеции, вычитал и откорректировал все статьи о России в словаре Гибнера «Лексикон…». Научная работа не замирала у него ни на минуту. написал на латинском языке и опубликовал в Швеции статью об обнаруженных в Кунгурской пещере костях мамонта. Он тесно общался с академиками, особенно интересовался шведской экономикой. Его интерес был практичным, чтобы в дальнейшем можно было использовать эти знания в России. Именно благодаря Татищеву шведская поэтесса Софья Бреннер написала поэму о Петре I по составленному Татищевым краткому описанию великих дел царя.

Завершение карьеры и последние годы жизни

Вернувшись домой, Василий Татищев уже не смог обрести былого положения и влияния. Императрица переводит его все время с места на место, с каждым разом отдаляя от столицы. Но на каждом новом месте Татищев успешно осваивался и даже начинал воплощать реформы подвластной ему сферы. Так, например, в Московской монетной конторе он предложил реформу тогдашней российской монетной системы. Позже его бросали на урегулирования конфликтов с казахскими племенами, калмыками и даже направляли на башкирский мятеж. А доносы все продолжают лететь в столицу, и по настоянию Сената в 1745 году императрица издает указ об освобождении Татищева от занимаемой должности, а также налагает на него запрет приезжать в Петербург и покидать свои деревни. Так Татищев, уже ослабленный болезнями, попадает под домашний арест и поселяется в своем подмосковном имении. Но настоящий гений никогда не успокаивается и не отчаивается. Болдино становится похожим на филиал Академии наук. До последнего оставался активным и неисправимым Татищев Василий Никитич. Основные труды и достижения этого периода были определены в издании «Истории Российской», его собственного написания, а также в подготовке к изданию с комментариями Татищева книги «Судебник Ивана Грозного».

Кроме этого, в академию были поданы заметки ученого о затмении Солнца и Луны, предложение к изданию азбуки с фигурами и прописями, а также замечания для исправления русского алфавита. Продолжает ученый размышлять и о веротерпимости, что нередко злило высшие круги власти. Также мыслитель анализирует и вносит свои предложения для усовершенствования законодательства России, руководствуясь главным образом убеждением в том, что людям больше всего свойственно заботиться лишь о себе, не вспоминая о других. А о целом благе и вовсе не пристало беспокоиться простым людям. Также и к реформации экономики были сделаны предложения и проекты.

Несмотря на превратности судьбы, Василий Татищев никогда не расставался с оптимизмом и активной деятельностью. Не получая взамен ничего, он отдает вдвое больше, чем это даже требовалось. Никогда не уставая и не жалуясь ни на что. Но ведь карьера так и не удалась, семейной жизни как таковой и не было, друзей очень мало, а врагов - пруд пруди. Как и любой другой гений, Татищев перегнал свое время. Но он не покорно ждал, а выступал зачинщиком и страстным служителем всего, что совершенно не было воспринято современниками, но в результате стало реальностью. Хоть сам Татищев плодов своих трудов и не увидел, но без него эти свершения пришли бы в Россию еще с большим опозданием. Побольше бы сейчас таких людей и поменьше бы им палок в колеса.

Очевидно, есть какая-то животворящая, благословенная сила в живописном уголке Подмосковья, деревеньке Болдино, давшей пристанище многим российским мужам в дни опалы. Среди них Василий Никитич Татищев - государственный российский деятель, историк, географ, экономист, промышленник. Хотя более всего его имя известно как автора первого монументального труда по истории России.

Биография Татищева кратко

Василий Никитич родился 19 апреля 1686 года в псковском уезде, в имении отца. Род Татищевы вели от младшей ветви смоленских князей, считались, хотя захудалыми, но Рюриковичами . Начиная с семилетнего возраста, он служит стольником при дворе царя Ивана Алексеевича, соправителя царя Петра I. После зачисления на военную службу в чине поручика участвует в битве под Полтавой.

С 1712 по 1716 годы он отправляется в Германию для совершенствования образования и обучается инженерному делу. Благодаря доверительным отношениям с Яковом Брюсом, выполняет его личные поручения и попадает в круг дворян, приближенных к Петру I. После окончания Северной войны служит в Петербурге под началом Брюса. В 1714 году Татищев жениться на Авдотье Васильевне Андреевской.

Татищев - промышленник и экономист

Татищев мечтает заняться картографией русских земель, но вместо этого его отправляют в Сибирские губернии, чтобы отыскать удобные места для строительства заводов по переработке руды. Василий Никитич подошел обстоятельно и добросовестно к назначению. Благодаря нему, были заложены города Екатеринбург и Пермь, организована почта между Вяткой и Кунгуром.

При заводах он открывал школы для обучения грамоте и для обучения горному делу, составил инструкцию по обереганию лесов, проложил новую дорогу от завода к пристани на Чусовой. В своей деятельности он выступал как рачительный государственник, чем вызывает неудовольствие хозяев Сибири - Демидовых.

В 1724 году Петр отправляет Татищева в Швецию. Он два года изучает новинки по горному делу, отыскивает мастера по гранильному делу, исследует работу Стокгольмского порта, монетную систему, сближается со многими учеными. В Россию Татищев вернулся с обширным багажом научных и практических материалов. В 1827 году его назначают членом монетной комиссии.

Татищев историк

Но помимо основной деятельности на государственной службе, Татищев начинает заниматься тем, за что его будут чтить и помнить потомки. Он приступает к написанию грандиозного исторического труда “История Российская”. Это был первый опыт написания отечественной истории. На эту мысль его натолкнуло занятие географическими исследованиями. Татищев вел очень деятельную жизнь.

Ему приходилось за время государственной службы побывать на многих территориях, склад ума он имел не только пытливый, но и научный. Всегда был склонен разбираться в поставленной задаче досконально. Очевидно близкие отношения с Брюсом, сподвижником царя Петра, и натолкнули его на мысль систематизировать имеющиеся сведения об истории России.

Его труд был впервые издан уже во время правления Екатерины II . “История Российская” по форме изложения материала, напоминает летопись. Соблюдается строгая хронология событий с древнейших времен до 1577 года. Впервые используется система деления по периодам. Красной нитью проходит основная мысль автора, что для блага российского общества, для экономического и политического процветания, России необходимо самодержавие. Такой вывод автор делает, анализируя исторические материалы. Расцвет экономический всегда совпадал с единовластительством.

  • Заслугой Татищева является, что он открыл для отечественной науки, описав в своем труде, такие документальные свидетельства как “Русская правда”, “Судебник” Ивана Грозного, “Книга Большого Чертежа”.
  • Из-за недорозумений с Бироном, был лишен чина и наград. Буквально перед смертью курьер привез ему в Болдино указ о его прощении и орден Александра Невского, который Татищев вернул, сказав, что умирает. На следующий день 15 июля 1750 года Татищева не стало.

Василия Никитича Татищева.

2.3. Исторические труды В.Н. Татищева

В XVIII в. в европейской науке произошли заметные сдвиги в развитии философии и

истории. В работах европейских ученых Д. Локка, Л. Гоббса, С. Пуфендорфа, X. Вольфа и

других широкое распространение получили теории «естественного права» и «общественного

договора». Постепенно они начинают проникать в Россию. В первой половине XVIII

столетия в российской исторической науке наметился отход от провиденционализма.

Очевидным стало стремление объяснять произошедшие события, анализируя их

причинность. Рационалистический подход к истории становится основным. Исторические

факты и события начинают рассматриваться через призму человеческой деятельности, да и

сам ход истории истолковывается с точки зрения человеческого разума. Это не всегда

удавалось, но желание первых русских исследователей объективно оцепить ситуацию

очевидно. К историческим знаниям и исторической науке формируется устойчивый интерес.

Качественно новый этап превращения исторических знаний в науку связывают с именем

Василия Никитича Татищева.

В.Н. Татищев был многогранен в своей жизнедеятельности. Он не был

профессиональным историком, но ему были близки этнографические и археологические

сюжеты. Татищев обладал глубокими познаниями в географии и горном деле. Его называли

математиком, естествоиспытателем, лингвистом, юристом. Просвещенный деятель и

талантливый администратор, свой главный след в отечественной культуре он оставил,

однако, благодаря историческим и публицистическим трудам. Татищев происходил из

захудалого рода смоленских дворян, но он получил хорошее домашнее образование и в 1704

г. поступил на военную службу. Развивая умения и таланты, в ходе своей деятельности

Татищев был замечен Я. Брюсом, генерал-фейцмейхером, а в дальнейшем президентом Берг

и Мануфактур коллегий. Татищев участвовал в сражениях во время Северной войны, был

ранен под Полтавой. Сам Петр I поздравил его «быть раненным за Отечество». В ходе

военной кампании, по поручению Брюса, Татищев совершил ряд поездок за границу, где не

только выполнял приказы царя, но и повышал свое образование.

В 1720-1721 гг. и 1734-1737 гг. Татищев возглавлял горнозаводскую промышленность

Урала. В регионе он развернул свою деятельность по строительству школ и библиотек,

которые после его смерти просуществовали без коренных изменений 158 лет.

После смерти Петра I Татищев оставался сторонником самодержавной власти, с

которой связывал силу и могущество России. В 1730г. он принял активное участие в

отражении попыток «верховников» (членов Верховного тайного совета) ограничить власть

новой императрицы Анны Ивановны. Несколько лет Татищев был губернатором Астрахани,

где занимался решением экономических и национальных вопросов, после чего переехал в

свое родовое имение Болдино под Москвой. Здесь он продолжил свои научные изыскания и

провел последние годы жизни.

Основы мировоззренческой концепции

Исторические воззрения Татищева проникнуты идеями рационализма и практицизма.

Он стремился убедить как представителей власти, так и отдельных лиц в необходимости и

пользе исторических знаний. Сам он объяснял понятие «история» как «слово греческое, то

самое значит, что у нас деи или деяния». При этом он впервые делает попытку объяснить

причины происходивших событий, подчеркивая, что «ничто само собою без причины и

внешнего действа приключиться не может», тем самым указывая на существующие

закономерности в развитии народов. В «Предъизвесчении» (предисловии) к «Истории

Российской» Татищев упоминал имя X. Вольфа как человека, на идеи которого он опирался

при написании своего труда. В «Истории Российской» он писал о необходимости знания

истории представителями различных профессий. Она нужна богослову, юристу, медику,

политику, военачальнику и др., так как всем им необходимо «древнее знание» по своим

специальностям. Нравственная роль истории заключается в том, что она свидетельствует

«как добродетель постоянно вознаграждалась, порок наказывался». Этим утверждением

Татищев указывал, что знание истории нужно, прежде всего, для понимания и осознания

будущего.

История человечества есть ни что иное, как развитие человеческого разума -

«всемирного умопросвесчения». Исходя из этого, Татищев выделил три ступени в развитии

человечества. В 1733г. свои взгляды Татищев обстоятельно изложил в философском

произведении «Разговор двух приятелей о пользе наук и учили», где обосновал свое видение

истории человечества и становление процесса научного знания. Татищев сравнивал развитие

человечества с развитием человека: «како разделяете состояние всего мира на станы

младенческий, юношеский и протчее». В разных формах такое представление будет

распространено в науке вплоть до XX в. У Татищева же оно имеет определенное

своеобразие, навеянное духом Просвещения. Более краткую характеристику каждого этапа

Татищев привел в «Предъизвесчении» к «Истории Российской».

Первый шаг к «всемирному умопросвесчению» - это есть «обретение букв,

этап Татищев определяет как младенчество. Эпоха младенчества - это время до

письменное, когда люди жили по естественному закону. В этот период истории они как

«...младенец без речения другим и ближним себе своего мнения и желания изобразить и...

разуметь, ниже... в памяти для предбудущей пользы сохранить может...». Тогда все

держалось одной только памятью. Но она не у всех была одинаково «твердая и со временем

считал, что младенчество начиналось в условиях непосредственного общения с Богом. И

хотя Бог заботился о тех, кто живет на земле, сам человек не становился от этого лучше, так

как не было письменности, и из-за ее отсутствия «...мало им такое наставление помогало и

большая часть ослепяся буйством, в невежество суеверия впали, сквернодейства и

свирепости, яко же протчие самим вредителъные обстоятельства и поступки за благополучие

и пользу почитали».

Юность, второй этап в развитии человечества, связывалась у Татищева с пришествием

Христа. Дохристианский мир погряз в «мерзости» языческого кумирослужения. Учение же

Христа принесло с собой не только душевное спасение, но и прежде всего благодаря этому

«все науки стали возрастать и умножаться, идолопоклонничество и суеверие исчезать». Но на этом этапе развития можно увидеть препятствие в распространении знаний, причиной

которого становится церковь, устраивавшая гонения на науку, мешая в распространении

знаний посредством сжигания рукописных книг.

«Мужеский стан» является третьей ступенью развития. Свое начало она берет с

«обретения теснения книг», так как книгопечатание открыло миру свет на многие вещи и

принесло человечеству огромную пользу. Ученый, рассматривая этот этап, стремился в

дальнейших своих изысканиях уделить должное внимание положению дел в России. И в

связи с этим отмечал, что сейчас из-за отсутствия в России вольного книгопечатания и

вольного «книгопродавства» «...наукам нуждным распространяться не возможно, и из

древних, полезных нам письменные книги распродадут, что оных впредь знать не будут».

У Татищева сложился «прямолинейный» вариант концепции поступательного

«восходящего» хода истории. Сам прогресс он связывал с развитием научных знаний и

представлений, а не с развитием социально-экономических отношений. Решающим

критерием в данной периодизации служило идейное развитие общества, истории и его

культуры.

В предложенной Татищевым классификации наук история была отнесена к

«полезным» вместе с письмом, грамотой, красноречием, греческой риторикой,

иностранными языками, математикой, геометрией, механикой, оптикой.

Развивая идеи о «естественном праве» и «общественном договоре», Татищев строит

свое учение о государстве и политическом устройстве общества. Основой общественного

строя является естественный закон, заложенный самой природой человека. Сам человек

«недостаточен», поэтому ему необходимо «сообчество». Таким сообществом первоначально

будет семья. По мере развития отношений семья перерастает сначала в род, затем в род с

усложненной структурой, город-государство и монархическое государство. Татищев

предложил классификацию форм правления, существовавших в мировой истории. Он

выделил монархию - правление «...единовластное, как то Россия, Франция, Дания,

Гишпания и прочие... единым государем правится». Другая форма правления - это

«аристократия, или избранными неколиками персонами, как видим веницианское

правление». Следующая форма - «демократия, или общенародное, когда общества... от себя

выбирая, определяют, как то Галандия, Швейцария и многие малые республики». Выбор

формы правления, по мнению Татищева, определяется географическими факторами. В

основе лежит территория, естественная ее защита (например, островное положение

государства, защита в виде гор), соседи. «Великие же и от соседей небезопасные

государства, без самовластного государя быть и в целости сохраниться не могут» - так

Татищев обосновывал изначальное становление монархии в России. Он прослеживал

формирование и развитие единодержавия на различных исторических примерах, следуя

хронологии событий. Исследователь констатирует, что как только «сделалась аристократия»,

то «государство... в такое бессилие» пришло. При сильном же правителе (например,

Владимире I) Русь «в славе, чести и богатстве непристанно процветала и в силе

умножилась». Для большей убедительности своих доводов Татищев приводил примеры из

мировой истории. Ассирия, Египет, Персия, Рим и другие государства были прочны до тех

пор, пока сильной являлась власть монарха. В России, по мнению Татищева, наиболее

приемлемой формой правления являлась монархия, так как в родном отечестве он «видит и

низкий уровень просвещения, и сепаратизм отдельных областей, преодолеть который в

состоянии только сильная центральная власть», видевшаяся ему «в форме единовластия».

Сам Татищев принимал активное участие в событиях 1730 г., где выступил в стане

«мятежников», но позднее под давлением «монархистов» принял их сторону. При Елизавете

Петровне им была написана повествующая о недавних событиях записка «Произвольное и

согласное рассуждение... о правлении государственном», в которой Татищев, подчеркивая

преимущества единодержавия, выдвигал предложения конституционного характера. Он

предусматривал создание «Внешнего правления», состоящего из 21 человека, и «другого правительства», включавшего 100 человек, как прообраз парламента для занятий «делами

внутренней экономики».

Татищев понимал необходимость использования и опоры на опыт и произведения

предшественников. В своей работе он активно использовал материалы и дела «российских

древних государей и народов касающиеся», находившиеся в российских архивах и

библиотеках других государств. Из произведений иностранных авторов Татищев широко

использовал материалы «Кромерова о Польше, Гельмольднева и Арнольдовна о славянах,

Плиниева География, Кирхеровы примечания о татарской хронологии» и др.

Хотя первое место Татищев отводит изучению отечественной истории, он отмечал,

что знание иностранной истории необходимо. Во-первых, потому, что иначе «своя не будет

ясна и достаточна». Во-вторых, знания «о других государствах, в каком состоянии

находятся, с кем в какую перемену пришло и в каком состоянии находятся, с кем когда

прение или войну о чем имели, какие договора о чем поставлено и утверждено» важны как

для правителя, так и каждого образованного человека.

Исторические источники

Татищев подробно описал различные исторические источники, которые он собирал во

время своих поездок за границей и по России. Он не только констатировал факт

существования того или иного манускрипта, но и описывал местонахождение списка, время

и место приобретения и хранения. Исследователь также разграничивал найденные и

используемые в работе исторические источники по их профилю и назначению, выделял

внешние; признаки материала: стиль и язык написания, что помогло ему датировать время

появления источника.

Ученый переписывал, систематизировал материал, который тщательно собирал во

время всех своих поездок и выполнения служебных поручений. Все исторические источники

Татищев распределил на 4 категории «по верности сказанного», т.е. по степени их

соотечественник, хорошо знающий язык, а не иностранец.

Работая над «Историей Российской»; Татищев столкнулся с трудностями, одной из

которых был сбор исторических источников. Он неоднократно выступал с предложением в

АН (Академии Наук) приступить к собиранию рукописных источников и сообщал по этому

поводу библиотекарю-Академии наук И.Д. Щумахеру: «мое предложение о собрании

манускриптов не бесполезно, быть может, и чем ранее оное начнется, тем более собрать

можно», так как «за продолжением времени многое нечаянно гниет, которого после сыскать

не можно». Татищев также высказывал мысль о том, что успешное исследование истории

России невозможно без широкого издания исторических источников. Татищев подготовил

проект публикации некоторых исторических памятников, о котором он сообщил И.Д.

русских есче не печатано и для того можно сие за первую часть почесть... II часть может

духовные великих князей зделать, в III некоторые старинные грамоты, в IV соборы, бывшие

Татищеву постоянно требовались новые источники для написания своих

произведений. В этом же письме Татищев указывает на необходимость прислать ему старый

киевский летописец «имянуемого Феодосиева», описания шведских авторов, «яко Руфбека и

Шифера», финские «гистории на латинском и шведских языках». Упоминая о бунте 1682 г.,

ученый отмечал, что в его распоряжении находятся два произведения об этом событии -

графа Матвеева и старца Медведева. При этом ученый подчеркивает информационную

значимость работы последнего, так как в «оной все надлежащие документы собраны».

Татищев собирал и хранил у себя рукописи, необходимые ему для работы. Это и

«История Курбского о Казанском походе...; Попова, архимандрита Троицкого монастыря, от

царствования царя Иоанна II до царя Алексея Михайловича; О Пожарском и Минине, о польских временах...; Сибирская история...; Истории, написанные по-татарски» и др. Многие

источники имелись у ученого не в единственном экземпляре и варианте (в частности,

история о казанском походе наличествовала у Татищева не только под авторством А.

Курбского, но и как произведение неизвестного автора). Татищев не копировал и

переписывал древние источники, а стремился к их критическому осмыслению. Многие

документы, используемые Татищевым в работе над «Историей Российской», не дошли до

последующих поколений ученых и, скорее всего, навсегда утеряны для науки. Уже в XIX в.

возникает дискуссия по поводу так называемых «татищевских известий». Ставилось под

сомнение определение Татищева как историка па том основании, что он использовал

источники, до нас недошедшие. Его работа в этом случае признавалась очередным

недостоверные сведения. Отсутствие сведений и материалов, подтверждающих правоту и

преднамеренная компиляция.

Начиная с А. Шлецера историки, среди которых был и Н.М. Карамзин, обвиняли

достоверность его сведений не одно и то же. В настоящее время дискуссия по поводу

«татищевских известий» продолжается, но при любой точке зрения «Историю Российскую»

необходимо рассматривать как важный исторический труд, не забывая о критическом

подходе к нему, как, впрочем, и к любому другому историческому произведению.

В своем исследовании Татищев производил тщательный критический отбор

материала, в том числе и летописного. Поэтому мы связываем с его именем важный опыт

критического анализа источников. Татищев обратил особое внимание на русское

летописание, сам занимался поиском и перепиской летописей. В 1735 г. И.Д. Шумахер

получил от него Новгородскую летопись, которую обещал напечатать. Летопись

представляла для Татищева большой научный интерес, так как позволила ему заполнить

«многие места в истории», «родословия князей» и «хронологии», высказать предположение,

что в Древней Руси не существовало единой системы при составлении летописных известий.

Каждый князь отдельной земли, каждый монастырь вел свой собственный летописный свод,

с наиболее выгодной для себя позиции. Татищев использовал недошедшие до нас

летописные материалы, например Раскольничий летописец, а также летописец Южной Руси

Галицинский манускрипт. Тем самым ученый указывал на существование не только

центрального, но и местного летописания. Татищев черпал сведения в архивах Казани,

Астрахани, Сибири. Многие документы находились в библиотеках частных лиц, и доступ к

ним для Татищева не всегда был открыт. Сам Василий Никитич в «Предъизвесчении»

сетовал на то, что не может сослаться в своей работе на источники, «кроме находясчихся в

постоянном государственном книгохранилище и монастырях». Ученый использовал гораздо

более широкий круг источников, чем его предшественники.

Отдельные главы его произведения повествуют об Иоакимовской летописи - «О

истории Иоакима епископа Новгородского» (глава 4), «Несторе и его летопися». Так

Татищев не только сохранил описание Иоакимовской летописи, но и дал ей критическую

оценку, в частности отмечал «сходство ее с польскими авторам».

Татищев обработал произведения иностранных авторов, содержащих сведения по

русской истории: «Для изъяснения русской истории... потребно паче всех польские и

древние шведские гистории». Изучая произведения зарубежных авторов, Татищев

неоднократно сталкивался с проблемой переводов. Сам он сетует в письме, направленном в

иностранные истории «на таких языках писаны, которых не всяк руской разумеет». Для

этого Татищеву требуются переводчики, которых «...при Академиии... на то способнейших...

не оскудевает».

В иностранных источниках много «недоразумений» по российской истории. Об этом

он писал К.Г. Разумовскому в 1747 г.: «Ноне я, получа из Немецкой земли новоизданные книги исторические, в которых много касается России, желая из оных нечто к сочиняемой

мной истории почерпнуть, но, читая с великою досадою, великие неточности нахожу, а паче

клеветы бесстыдные горечь наносят». Ученый выявил «многие лжи и злобные поношения и

клеветы» и «колико возможно оные неправности обличить и темности изъяснить».

«Европейские историки о многих древностях правильно знают», но «сказать бес читания

наших не могут», - в этом Татищев был убежден. К созданию «Истории Российской» его

подтолкнуло не только «написание географии», но и иностранное «невежество» и

«незнание».

Татищев обратил внимание на такие исторические источники, как «древние

церковные истории». Интерес к церковной литературе объясняется тем, что, находясь на

Урале в качестве начальника горнозаводской промышленности региона, он наблюдал

распространение учения «старо или паче пустоверцев». Для этого как раз и необходимо

издание «древних церковных гисторий», которых «большей части на руском языке нет, а

некоторые переведены, да или не совсем исправно, или темно и невразумительно».

М.Н. Тихомиров в своей классификации исторических источников, используемых

Татищевым в работе, выделял летописи, древние сказания, сочинения различных

исторических деятелей, биографии, а также «браки и коронования».

«История Российская»

В 1719 г. Петр I специальным объявлением в Сенате «определил» Татищева к

«землемерию всего государства и сочинению обстоятельной российской географии с ланд

картами». Приступив к изучению географической науки, Василий Никитич пришел к

выводу, что «нельзя написать географию России без знания ее истории». Работа по

написанию труда по родной истории с начала 1720-х гг. становится главным делом жизни.

Итогом явилась «История Российская».

В послании к К.Г. Разумовскому (президенту Академии наук в 1746-1765 гг.) от 24

августа 1746 г. ученый писал: «...я чрез 25 лет трудяся о собрании весьма всем нужной и

полезной обстоятельной русской истории», В более раннем письме к И.И. Неплюеву от 31

декабря 1743 г. Татищев отмечал, что «...о сочинении обстоятельной древней истории и

географии чрез 23 года... тружуся».

Взявшись за написание труда, Татищев ставит перед собой несколько задач. Во-

первых, выявить, собрать и систематизировать материал и изложить в соответствии с

летописным текстом. Во-вторых, объяснить смысл собранного материала и установить

причинную связь событий, сопоставить русскую историю с западной, византийской и

восточной.

Работа Татищева по написанию «Истории Российской» шла довольно медленно.

Приступив к изучению и сбору материалов в 1721 г., ученый в ноябре 1739г. представил в

АН «Предъизвесчение гисторий руской», написанное на древнем наречии.

Прибыв в 1739 г. в Санкт-Петербург, Татищев многим показывал свою «Историю

Российскую», «требуя к тому помосчи и разсуждения, дабы мог что пополнить, а невнятное

изъяснить». Работа Татищева не встретила одобрения. Сопротивление оказали духовенство и

иностранные ученые. Концепция ученого и для тех и для других была неприемлемой. И, как

он с горечью отмечал в своем «Предъизвесчении», «явились некоторые с тяжким

порицанием, якобы я в оной православную веру и закон... опровергал». «Порицания» в адрес

ученого вызывало толкование сюжетов из истории церкви. Его обвиняли в вольнодумстве.

Тогда Татищев отправил свою «Историю Российскую» новгородскому архиепископу

Амвросию, прося его «о прочитании и поправлении». Архиепископ не нашел в работе

Татищева «ничего истине противнаго», однако просил его сократить спорные моменты: «... о

апостоле Андрее, о владимирском образе Пресвятыя Богородицы, делах и суде Константина

митрополита, о монастырях и училисчах, о новгородском чуде от образа Богородицы

знамениа». Обескураженный нападками со стороны церкви и не чувствуя поддержки со

стороны АН, Татищев не решился протестовать открыто. Не только поднятые им вопросы церковной истории послужили поводом для отторжения труда, но и главенство в АН

иностранных ученых, преимущественно немцев по происхождению.

«Предъизвесчение» Татищева является не только предисловием к его «Истории

Российской», но и изложением важнейших мировоззренческих основ. Он предложил свою

периодизацию истории Отечества. Первый период охватывает события с 862 по 1238 г. и

посвящен описанию деятельности русских князей. Время с 1238 по 1462 г. является вторым

периодом. Следующий описываемый этап в истории - это 1462-1577 гг. так и остался

незакопченным в изложении Татищева.

«История Российская» Татищева состоит из 5 книг, которые включают в себя 4 части.

Первая книга Татищевым разделена на две части. Первая часть целиком посвящена

характеристике и истории различных пародов, населявших Восточно-Европейскую равнину

в древности. В отдельных главах он говорит о «сорматах, скифах, гетах, готах, болгорах,

торках, половцах, печенегах, уграх, обрах, роксоланах» и др. В этой части содержится

информация о становлении представлений у разных народов. Разные представления о

течении времени, продолжительности и начале года вызывали расхождения, по мнению

Татищева, в русских «манускриптах», когда «одно дело в разных годах положено». Он

учитывал возможность серьезных разногласий в датировке событий.

Вторая часть книги посвящена древней истории Руси. Ее рамки охватывают 860-1238

гг. Особое внимание в ней уделено вопросу о роли варяжского влияния на развитие и

становление древнерусского государства. В 17 главе «Из книг северных писателей,

сочиненное Сигфридом Беером» дан пересказ статьи Г.З. Байера, напечатанный в научном

сборнике «Комментарии Санкт-Петербургской Академии наук», издававшемся АН. Вопрос о

варягах явился одним из наиболее спорных у Татищева. Норманнистские взгляды Байера

находились в противоречии с татищевской точкой зрения. По мнению Байера, государство

славянам было принесено Рюриком и его товарищами, которые его и создали. Вследствие

этого уровень развития славян был гораздо ниже, чем у варягов, выходцев из Пруссии. Сам

Татищев в главе 31 «Варяги, какой народ и где был» (первой части) рассматривал возможное

историки нередко упоминают». Татищев подчеркивал факт долгого правления варяжской

династии «от 862 года по 1607 год». Он не подвергает сомнению существование Рюрика и

считает его родоначальником русских князей. Сомнение у ученого вызывали известия,

указывающие на место обитания этого народа. Сравнивая различные летописные сведения, а

также апеллируя к мнениям иностранных исследователей, Татищев приходит к выводу о

том, что «пришествие их является из Финляндии», а значит, начало они свое берут «от

королей или князей финляндских».

Отмечал Татищев и то, что в русских хрониках и летописях отсутствуют указания на

происхождение рода Рюриков «от прусов и царей римских». Известия о происхождении

русских князей «от цесаря Августа произшествие» он почитал за «скаску», так как у Августа

после смерти не осталось ни одного наследника, так же как и у его брата. Приводимые

Татищевым факты в защиту финского происхождения Рюрика сводятся к следующему: во-

первых, у финнов, как и руссов, «видный цвет волос их... рыжих». Во-вторых, при древнем

финском городе Абове (вероятно Татищев имеет ввиду город Або).есть место под названием

«Русская гора, где... издавна жили руссы». В качестве аргумента финского происхождения

варягов Татищев рассматривает этимологию их имени. Сами шведы трактовали название

варяг как «варг», т.е. «волк». В то время именно так называли разбойников, которые

пиратствовали на море. Это наименование было «не сусчественное Швеции», но могло

принадлежать и финнам, так как «разбойников волками едва не всюду» звали. Хотя Татищев

уделял внимание «варяжскому вопросу», но их роль в становлении древнерусского

государства считал незначительной, отводя им около 40 страниц. Татищев критически

отнесся к различным версиям о происхождении Рюрика и высказывал свою точку зрения.

Стоит отметить и то, что Татищев пытался объяснить ошибки Байера тем, что ему «русского

языка, следственно руской истории, недоставало», а также тем, что он использовал при написании статьи «неисправной» «Степенной книги» (литературный исторический источник

второй половины XVI в.), которую «переводивший ему не умел порядочно изъяснить».

Татищев подчеркивал «пристрастность» Байера, который выводил начало рода Рюрика из

Татищева интересовала проблема происхождения славян и их имени. В 33 главе

первой части «Славяне от чего, где и когда названы» он приводит различные точки зрения из

Степенной новгородской книги, сведения иностранных «писателей», «польских авторов».

Суть представленных мнений сводилась к выведению происхождения славян от различных

библейских персонажей, таких, как Афет, Скиф, Мосох. Но Татищев очень осторожно

подходил к вопросу выведения названий народов подобным образом, так как это не всегда

согласовывалось с дальнейшими дошедшими до него источниками. Словесное толкование

названия привело Татищева к выводу, что предками славян являлись греческие амазонки. Он

полагал, что имя славян имеет греческое происхождение и звучит как «алазоны» и в

переводе означает «блестящие» или «славные». Но постепенно их название изменилось на

«амазонки».

Во второй, третьей и четвертой частях «Истории Российской» Татищев ведет свое

повествование в хронологическом порядке. Наиболее законченный вид имеет вторая часть

произведения. Дело в том, что Татищев не только написал ее на древнем наречии, но и

переложил на современный ему язык. Это, к сожалению, не было сделано с последующим

материалом. Данная часть знаменательна еще и тем, что в дополнении I к ней Татищев

составил примечания, где дает комментарии к тексту, которые составляют приблизительно

пятую часть написанного. Татищев так и не довел четвертую часть своего произведения до

запланированных временных рамок (1613 г.), закончив повествование 1577 г. Хотя в личном

архиве Татищева были обнаружены материалы о более поздних событиях, например о

царствовании Федора Иоановича, Василия Иоановича Шуйского, Алексея Михайловича и

Работая над «Историей Российской» Татищев понимал, что «неудобно в древней

истории все одному изследовать». Поэтому он обратился за помощью к П.И. Рычкову,

видному историку, географу, экономисту того времени. Ученый послал ему «из первой

части... истории главу 18» и просил «оную разсмотря погрешности исправить, недостатки

дополнить и колико заблагоразсудите, яснейшею и полнейшую зделав, ко мне прислать...».

Глава «о татарах» была отправлена Рычкову не случайно, так как в это время он являлся

асессором оренбургской канцелярии и, так же как и Татищев, собирал материал о живущих

на территории края народах. Ко всему прочему, Татищев полагал, что Рычкову «большему о

том известно». Рычков отнесся с большим интересом к работе Василия Никитича.

Уединившись в своем имении Болдино после многочисленных скитаний и ссылок,

Татищев продолжает целеустремленно работать над написанием «Истории Российской». К

концу 1740-х гг. относится решение Татищева начать переговоры с АН об издании своего

произведения. Большинство членов Петербургской АН было настроено благожелательно.

Это объясняется изменением общей ситуации в стране. К власти пришла Елизавета

Петровна. Национальная наука в ее лице обрела государственную поддержку.

Историческое значение работ Татищева

В «Истории Российской» Татищев делает упор на политическую историю

государства, а социально-экономические и культурные факторы остаются за рамками

исследования. Развитие истории у Татищева связано с деятельностью конкретных

исторических личностей (князей, царей). В описываемый период времени подобный подход

был характерен не только для русских исследователей, но и для европейской науки в целом.

Хотя Татищев и стремился установить причинно-следственную связь событий, но она

сводилась к описанию тех или иных исторических личностей, а, следовательно, к их воле.

Это делает произведение одним из наиболее значимых в становлении исторической науки в

России в первой половине XVIII столетия. Мы наблюдаем прагматический подход в изложении материала. С точки зрения рационалиста и прагматиста Татищев являлся

родоначальником исторической науки в России. «Историю Российскую» Татищева

использовали как основу для своих произведений М.В. Ломоносов, Г.Ф. Миллер, И.Н.

Болтин и др.

Благодаря Татищеву до нас дошли такие исторические источники, как «Русская

Правда», Судебник 1550г., «Степенная книга». Они были опубликованы после смерти

Татищева благодаря усилиям Миллера.

Своими изысканиями Татищев положил начало становлению исторической

географии, этнографии, картографии и ряда других вспомогательных исторических

дисциплин. В ходе научной и практической деятельности Татищев все глубже осознавал

необходимость исторических знаний для развития России и стремился убедить в этом

«власть имущих». По мнению Н.Л. Рубинштейна, «История Российская» В.Н. Татищева

«подвела итог предшествующему периоду русской историографии... на целое столетие

Проблемы русской истории и русской историографии, разумеется, не могли пройти мимо внимания человека, который, по выражению А. С. Пушкина, сам был всемирной историей. Петр I непременно желал иметь полноценную «Историю России», соответствовавшую современному уровню научного знания. За ее составление поочередно было засажены несколько русских книжников. Однако дело как-то не заладилось — задача оказалась не по плечу отечественным Геродотам и Фукидидам, чьи умственные способности их недальний потомок описал одной выразительной строкой: «Уме недозрелый, плод недолгой науки». В конце концов царю пришлось обратиться за русской историей туда же, куда он привык обращаться за всем прочим, — в Европу. За год до смерти, 28 февраля 1724 г., Петр I подписал указ, гласивший: «Учинить академию, в которой учились бы языкам, так же прочим наукам и знатным художествам и переводили бы книги».

Со смерти Петра не прошло и каких-нибудь полутора десятков лет, как Россия получила полноценный исторический труд. И всего замечательнее было то, что Академия с ее приезжими многоучеными адъюнктами и приват-доцентами не имела к этому никакого отношения. Почин в этом деле и основную часть работы взял на себя один человек, притом прямого касательства к исторической науке не имеющий. Звали его Василий Никитич Татищев. Он, по справедливости, может считаться отцом русской историографии.

Татищев интересен не только как историк, но и как тип практического деятеля, воспитанного в огромной Петровской мастерской. По меткому определению Ключевского, он являет собой образец человека, «проникшегося духом реформы, усвоившего ее лучшие стремления и хорошо послужившего отечеству, а между тем не получившего от природы никаких необычайных дарований, человека, невысоко поднимавшегося над уровнем обыкновенных средних людей». Его фигура открывает ряд блестящих дилетантов русской науки и культуры XVIII в.

В 1704 г., восемнадцати лет от роду, Татищев определился в армию артиллеристом. В Петровское время человек редко заканчивал службу там, где ее начинал. За сорок лет своей служебной деятельности Татищев побывал горным инженером, управляющим монетным делом в Москве и астраханским губернатором. Удалившись от дел в 1745 г., он до самой смерти (1750 г.) жил в своем подмосковном имении — селе Болдино. Все это время он находился под судом по обвинению в лихоимстве. Оправдательный приговор был вынесен за несколько дней до его кончины.

Занимаясь горным делом, Татищев собирал географические сведения о местностях, где предполагалось вести разработки рудных залежей или строить заводы. Русская география по естественному течению мыслей увлекла его к русской истории. Постепенно сбор и изучение древнерусских памятников, письменных и вещественных, превратились для него в подлинную страсть. Татищев стал, вероятно, самым выдающимся читателем тогдашней России. Он не пропускал ни одной русской и иностранной книги об истории и поручал делать выписки и переводы из латинских и греческих авторов. Позднее он признавался, что, приступая к написанию своей «Истории», имел под рукой более тысячи книг.

Татищев отлично понял важность иностранных источников для древней истории России и умело ими воспользовался. Но со временем особую ценность его труду придали не они, а уникальный древнерусский памятник, о котором мы имеем понятие только благодаря обширным выпискам из него Татищева. Это — Иоакимовская летопись, приписываемая новгородскому святителю епископу Иоакиму Корсунянину, современнику князя Владимира I Святославича. Она была известна Татищеву по позднему списку середины XVII в., но сохранила древнее славянское предание, не попавшее в другие летописные своды. Ознакомление с ней и привело Татищева к заключению, что «Нестор-летописец о первых князьях российских не весьма добре сведом был».

В самом деле, кого не смущало это внезапное начало русской истории, датированное в «Повести временных лет» 859 годом: «Имаху дань варязи на словенах»? Почему «имаху», с какого времени «имаху» — все эти вопросы повисают в воздухе. Вслед за варягами на исторической сцене, как «бог из машины» в древнегреческой трагедии, появляется Рюрик с братьями и русью. По Иоакимовской же летописи выходит, что Нестор начинает с конца очень длинной и весьма интригующей истории.

В незапамятные времена жил в Иллирии князь Словен со своим народом — словенами. Снявшись однажды с насиженных мест, он увел словен на север, где основал Великий град. Словен стал основателем династии, которая ко времени призвания Рюрика насчитывала 14 поколений князей. При князе Буривое, Рюриковом прадеде, словене вступили в долгую войну с варягами. Потерпев тяжкое поражение на реке Кюмени, которая веками служила границей новгородских и финских земель, Буривой бежал из Великого града, жители которого стали варяжскими данниками.

Но недолго владели варяги Великим градом. Тяготясь наложенной на них данью, словене испросили у Буривоя себе в князья его сына Гостомысла. Когда тот явился, словене восстали и прогнали варягов.

Во время длительного и славного княжения Гостомысла на словенской земле установились мир и порядок. Но к концу его жизни Великому граду стали вновь угрожать внутренние неурядицы и внешняя опасность, ибо у Гостомысла не оказалось наследника: четыре его сына погибли в войнах, а трех дочерей он выдал замуж за соседних князей. Тревожимый тяжелыми мыслями, Гостомысл обратился за советом к волхвам в Колмогард. Те прорекли, что ему наследует князь его крови. Гостомысл не поверил предсказанию: он был так стар, что его жены уже не рожали ему детей. Но в скором времени ему приснился чудесный сон. Он увидел, что из чрева его средней дочери Умилы выросло великое и плодовитое дерево; оно укрыло под своей кроной весь Великий град, и все люди этой земли насытились от его плодов. Проснувшись, Гостомысл призвал волхвов, чтобы они истолковали его сон, и услышал от них, что Умила и произведет на свет его наследника.

Сомнения Гостомысла на этом, однако, не улеглись. Ведь у него уже был внук от старшей дочери, и если уж вставал вопрос о передаче наследования по женской линии, естественно было предложить княжеский стол ему, а не его младшему брату. Гостомысл все же решил положиться на волю богов и рассказал о своем вещем сне народу. Но многие словене не поверили ему и не пожелали забыть о правах старшего внука. Смерть Гостомысла вызвала междоусобицу. И только хлебнув лиха, словене вспомнили о Гостомысловом сне и пригласили княжить сына Умилы, Рюрика.

В изложении своего понимания варяжского вопроса, Татищев опирался на предшествующие опыты русской истории — Синопсис (издан в 1674 г.) и . Следуя духу первого, он придал призванию князей характер естественности — славяне призвали не чужестранца, а внука своего князя. У Байера Татищев позаимствовал критический метод обращения с источниками и саму постановку проблемы: этническая принадлежность варягов-руси и место их обитания. Но войдя под руководством Синопсиса и Байера в область древней русской истории, Татищев затем действовал самостоятельно. Он не отправился отыскивать родину первых русских князей ни в Пруссию, ни в Скандинавию. Варяжский (русский) муж Умилы был, по его мнению, финским князем. В доказательство своих слов Татищев привел массу историко-филологических свидетельств давнего бытования корня «рус» в топонимике Финляндии и юго-восточной Прибалтики. И все-таки над его историческими разысканиями витает тень Байера: история варягов-руси в дорюриковский период оказалась у Татищева никак не связанной с историей славян. Недаром Ключевский назвал его русским историографом, цепляющимся за вечно несущуюся вперед европейскую мысль.

Труд Татищева подпал под еще более тяжкий суд, чем тот, который преследовал его самого, — суд истории. В 1739 г. Татищев привез рукопись своего сочинения в Петербург и отдал на прочтение своим знакомым и влиятельным лицам в тогдашнем ученом мире, в надежде на положительные отзывы. Однако, по его собственным словам, одни рецензенты попеняли ему на недостаток философского взгляда и красноречия, другие возмутились за посягательство на достоверность Несторовой летописи. При жизни Татищева «История» так и не была издана.

Вскоре после его кончины пожар уничтожил Болдинский архив. От рукописей Татищева уцелело лишь то, что было в чужих руках. По этим неисправным спискам, изданным в 1769-1774 гг., русские читатели и ознакомились впервые с «Историей Российской». В полном и наиболее близком к оригиналу виде «История» появилась только в 1848 г.

Нападки на Татищева, однако, не прекратились. Введенную им в научный оборот Иоакимовскую летопись долгое время считали чуть ли не мистификацией. К. Н. Бестужев-Рюмин, выражая общее мнение историков середины XIX в., писал даже, что на Татищева нельзя ссылаться (правда, позже он пересмотрел свои взгляды и с должным уважением отнесся к трудам первого русского историографа: «”История” Татищева, памятник многолетних и добросовестных трудов, воздвигнутых при условиях самых неблагоприятных, долго оставалась непонятой и неоцененной... Теперь уже никто из ученых не сомневается в добросовестности Татищева»). Затем скептицизм историков был перенесен на сами сведения, сообщаемые Иоакимовской летописью. Но в последнее время доверие к ним со стороны историков значительно возросло. Сейчас уже об Иоакимовской летописи можно говорить как об источнике первостепенной важности, особенно в части, касающейся «дорюриковой» эпохи.

P.S.
Благодаря дочери В.Н. Татищев стал прапрадедом поэта Ф.И. Тютчева (по материнской линии).

Родился 19 апреля 1686 г., умер 15 июля 1750 г., сын стольника Никиты Алексеевича, принадлежал к древнему русскому аристократическому, но "захудалому" роду, происходившему от князей Смоленских. Татищевы были в родстве с Салтыковыми, и… … Большая биографическая энциклопедия

Татищев, Василий Никитич - Василий Никитич Татищев. ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686 1750), российский историк, государственный деятель. В 1720 22 и 1734 37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741 45 астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русский государственный деятель, историк. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне 1700 21,… … Большая советская энциклопедия

Татищев (Василий Никитич) известный русский историк, родился 16 апреля 1686 года в поместье отца его, Никиты Алексеевича Т., в Псковском уезде; учился в московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Брюса, участвовал во взятии… … Биографический словарь

- (1686 1750) российский историк, государственный деятель. В 1720 22 и 1734 37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741 45 астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии, История Российская с самых древнейших времен (кн. 1 5,… … Большой Энциклопедический словарь

- (1686 1750), историк, государственный деятель. В 1720 22 и 1734 37 управлял казёнными заводами на Урале. В 1741 45 астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии, «История Российская с самых древнейших времён» (кн. 1 5,… … Энциклопедический словарь

- (29.4.1686, Псковский у. 27.7.1750, с. Болдино под Москвой), гос. деятель, ученый энциклопедист, первый рус. историк. Орг. горн. дела на У., один из осн лей Екат. На У. в 1720 1723 и 1734 1739. Из моск. мелкопоместных дворян. Учился в Моск.… … Екатеринбург (энциклопедия)

ТАТИЩЕВ Василий Никитич - (19.(29).04.1686, ок. Пскова 15(26).07.1750, с. Болдино, ныне в Солнечногорском р не Московской обл.) историк, государственный и общественный деятель. Сподвижник Петра I, организатор горного дела на Урале, в 1741–1745 гг. астраханский… … Русская Философия. Энциклопедия

- (1686, Псков? — 1750, Болдино, ныне), историк, географ, экономист, государственный деятель. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне 1700—21, выполнял различные военные и дипломатические поручения … Москва (энциклопедия)

Известный русский историк, род. 16 апреля 1686 г. в поместье отца его, Никиты Алексеевича Т., в Псковском у.; учился в Московской артиллерийской и инженерной школе под руководством Брюса, участвовал во взятии Нарвы (1705), в Полтавской битве и в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • История Российская с самых древнейших времен. Комплект в 7-ми томах , Татищев Василий Никитич. В настоящее издание вошла "История Российская" известного русского ученого и мыслителя Василия Никитича Татищева (1686-1750). Татищев по праву считается основателем русской исторической…
  • Василий Никитич Татищев. Жизнь его с 1722 до 1734 гг. , Н. Чупин. Издание конца XIX - начала ХХ века. Без титульное издание. Сохранность хорошая. Временные пятна, потеки. Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - известный российский историк, географ,…