Декупаж - одна из наиболее популярных техник декорирования твёрдых поверхностей. Имеющая в своей основе работу с кистями и красками, она не предполагает обязательного владения навыками живописи (прорисовки орнамента, создания оригинального изображения). Узор или картинка создаются на декорируемой поверхности при помощи приклеивания предварительно вырезанного художественного элемента из салфетки или бумаги. С работой в технике декупаж хорошо справляются дети 5–7 лет.

Техника декупаж в детском саду

Развитию эстетического вкуса и творческих способностей воспитанников детского сада направлены основные занятия по изобразительной деятельности. В процессе обучения с младшего дошкольного возраста дети занимаются лепкой, рисованием, конструированием, пластилинографией. Привлечение в изобразительную деятельность воспитанников новых техник служит активизации познавательных навыков и воображения, совершенствованию мелкой моторики обеих рук, уверенному владению инструментами (кисти, спонжи, ножницы).

Занятия по созданию поделок в технике декупаж в детском саду проводятся с воспитанниками уверенно работающими кисточками, хорошо вырезающими элементы из бумаги, знакомыми с главными приёмами рисования красками (мазки, тычки, набрызг). Рекомендуется знакомить с основами декупажа детей 5–6 лет (старшая группа) и расширять творческий потенциал у ребят 6–7 лет (подготовительная группа). Выполнение поделок при помощи декупажа требует от воспитанников большой внимательности и усидчивости, порой работа с бумажными элементами оказывается утомительной, поэтому педагог должен выбирать изображения, с которыми у ребят не возникнет сложности. Поскольку занятия с дошкольниками имеют временное ограничение (для старших групп - 25–30 минут), воспитателем должны быть продуманы этапы работы так, чтобы дети успели завершить начатое и получили позитивные эмоции от проделанной работы. Допускается заблаговременная грунтовка заготовок (по желанию воспитанников во второй половины дня вне занятий), просушка красок и проклеенных элементов феном (сушит воспитатель!), лакировка поделок воспитателем после занятия.

Виды и приёмы декупажа

Начинать освоение технике декупаж с воспитанниками стоит с обучения вживления бумажной картинки на декорируемую поверхность.

Приёмы, обязательные к изучению и применению:

Грунтовка - создание светлого (чаще белого) фона на поверхности предмета. Использовать можно специальный акриловый грунт, он легко наносится и быстро высыхает. В качестве более дешёвого варианта допускается использование гуаши белого света, разведённой в отношении 1:1 с клеем ПВА. Наносится грунт при помощи плоской кисти или спонжа/губки.

Вырезание или вырывание картинки - приём, давший название технике декупаж (от французского глагола «decouper»- вырезать). Выбранный для нанесения на поверхность предмета сюжет в зависимости от замысла необходимо вырезать близко или непосредственно по контуру. Для более органичного вживления изображения используются картинки с неровными краями, аккуратно вырванные кончиками пальцев из листа бумаги или салфетки.

Приклеивание картинки стоит выполнять с дошкольниками в два этапа. Сначала бумажный элемент располагается на высохшей загрунтованной поверхности и фиксируется при помощи кисточки и воды. Важно научить правильным движениям - влажную кисть двигаем от центра картинки к краям, выгоняя при необходимости образовавшиеся под бумагой пузырьки воздуха. Когда картинка полностью пристала к поверхности, наносим сверху специальный декупажный клей (экономичный вариант - разведённый с водой 1:1 клей ПВА). На этом этапе декорирования следует обратить внимание воспитанников на существенное отличие декупажа от аппликации: бумажный элемент приклеивается способом фиксации сверху.

Вживление бумажного элемента - закрашивание или выравнивание границ картинки на поверхности предмета. Поскольку поделки в технике декупаж представляют собой имитацию предметов с оригинальным изображением или узором, процесс вживления является ключевым, границы вырезанного элемента нужно сделать как можно более незаметными.

Лакировка готового изделия - обязательный этап декорирования. Финишный лак препятствует случайному отслоению приклеенного изображения, придаёт работе завершённый и привлекательный вид. Подробнее о лаках поговорим ниже.

Существует два основных вида декупажа - прямой и обратный. Их различие состоит в месте прикрепления бумажного изображения (на внешней или задней стороне предмета) и основывается на вариативности декорируемых поверхностей (дерево, картон, прозрачный пластик, стекло).

Прямой декупаж

При прямом декупаже вырезанная картинка приклеивается к внешней стороне предмета. Например, по замыслу элемент будет размещён на крышке шкатулки, на обложке блокнота или глиняном горшке. С освоения прямого декупажа начинаются занятия по программе кружка, воспитанники учатся основным приёмам.

Примеры работ (прямой декупаж) - фотогалерея

Пример вживления картинок способом прямого декупажа Изображения цветов вживлены прямым декупажем на поверхность предмета Обложка декорирована при помощи бумажной салфетки

Обратный декупаж

Этот вид декупажа немного сложнее для освоения, потому что приходится работать на задней поверхности предмета. Воспитанники совершенствуют изученные ранее приёмы и наблюдают, как создаётся фон вокруг вживляемого изображения, глядя на него с внешней стороны. Для обратного декупажа используются прозрачные предметы: стеклянные или прозрачные пластиковые тарелки, широкие вазочки или чашки.

Примеры работ (обратный декупаж) - фотогалерея

Обратная сторона предметов декорирована вырезанными элементами и глиттерными красками Простой обратный декупаж (без создания фона) на стеклянной поверхности Пример создания обратного декупажа на пластиковых заготовках

Состаривание

Когда воспитанники достаточно хорошо овладели навыками грунтовки и вживления изображения, можно переходить к освоению наиболее интересному способу декупажа - состариванию. Изначально изделия в технике декупаж создавались мастерами в качестве имитаций дорогих и старинных предметов интерьера. Чтобы зрительно ощущалось прикосновение времени, на декорируемой поверхности художественными приёмами создаются трещины и затирки.

Для создания трещин используются кракелюрные лаки (от французского слова «craquelure»- трещина), которые нельзя заменить другим средством. Такие лаки бывают одношаговыми и предполагают окрашивание поверхности в два этапа: нанесение фоновой краски, лакировки, нанесение краски другого цвета. По мере высыхания верхнего слоя, проступают трещинки того цвета, каким был фон. Двухшаговый кракелюрный наносится на фоновую краску. Когда он полностью высох, на прозрачной поверхности видна сетка трещин, их необходимо проявить: на кусочек мягкой ткани или спонж наносится небольшое количество масляной краски, которую нужно втереть в образовавшиеся трещины.

Для имитации затирок должны быть наложены два слоя краски. Нижний слой, как правило, делается тёмным (чёрный, коричневый). Места предполагаемых затирок обрабатываются при помощи восковой свечки. Затем нужна мыльная пена: её получают взбиванием куска хозяйственного мыла мокрой кисточкой. Пенка кладётся на воск. Поверхность закрашивается краской другого цвета, когда она высохнет по местам затирок нужно пройтись наждачной бумагой - станет виден фоновый цвет.

Также для состаривания предметов применяют патинирование - затемнение некоторых участков поверхности. Битумная краска наносится мягкой тканью.

Примеры работ (состаривание) - фотогалерея

Пример исполнения одношакового кракелюра Изделие состарено двушаговым кракелюром и дополнено патинрованием на гранях На краях изделия сделаны затирки тёмного цвета В данной работы сочетаются два способа состаривания - затирки и патинирование

Материалы и инструменты для декупажа в детском саду

В настоящий момент прилавки магазинов для творчества изобилуют материалами и инструментами для работы в технике декупаж. Мы расскажем о том, что действительно необходимо, какие материалы могут быть интересным подспорьем в декорировании, а что можно и вовсе заменить дешёвым и доступным каждому подспорьем.

  • Картинки и узоры . Наиболее простой вариант - трёхслойные бумажные салфетки с рисунком, которые можно купить в хозяйственном магазине. Для декорирования используется верхний цветной слой. Однако следует учесть, что у дошкольников могут возникнуть сложности с использованием этого материала: салфетка очень тоненькая, легко рвётся во время приклеивания, под ней образуется много воздушных пузырьков. Удобнее в использовании для новичков рисовая бумага , она прочная, но при этом хорошо впитывает воду и клей. Продаётся такая бумага как с уже нанесённым рисунком, готовая к вырезанию, так и без узора, на которой при помощи принтера можно печатать изображения по замыслу. - дорогостоящий материал, при этом вживить их труднее, нужно обучиться приёму предварительного истончения картинки. И хотя декупажную карту можно сделать самостоятельно (покрыв несколькими слоями лака художественную открытку), использование этого материала на занятиях с дошкольниками не рекомендуется, поскольку требует достаточного опыта в декупаже. На выбор воспитанников на каждом занятии должны быть предоставлены разные изображения и сюжеты. Тематика салфеток и листов рисовой бумаги отвечает вкусам как девочек (цветочные композиции, феи и принцессы и т. д.), так и мальчиков (корабли, автомобили, поезда, самолёты, почтовые марки).

Примеры бумажных картинок - фотогалерея

Упаковки таких салфеток продаются в хозяйственных магазинах Тематические наборы трёхслойных салфеток можно приобрести в магазине для творчества
Бумага с рисунком готова к вырезанию и приклеиванию
Белая бумага предназначена для распечатки узоров и картинок на принтере
Тематический набор карт может быть использован на групповом занятии

  • Кисти для занятий декупажем необходимо приобрести синтетические. Желательно плоские, ими быстро и равномерно наносится краска. Веерные кисти удобны на этапе приклеивания картинки, но новичку можно учиться работать без них. Кисти из щетины крайне не рекомендуется использовать, так как выпавший волосок может незаметно приклеиться и после испортить внешний вид поверхности поделки.
  • используются для маскировки границ картинки, тычками с их помощью наносится краска. Слой получается фактурным. При помощи спонжа создаются переходы из одного оттенка в другой. Специальные спонжи можно заменить кусочками хозяйственной губки.

Примеры кистей и спонжей для декупажа - фотогалерея

Обязательный инструмент в декупаже
Используются для прорисовки отдельных элементов на декорируемой поверхности Помогают лёгкой фиксации картинки на поверхности Нужны для создания фактурности окрашенной поверхности Идеально заменяет специальные спонжи

  • Клей используется специальный декупажный или ПВА, разведённый с водой. Существенной разницы нет - наносят и впитываются одинаково. Существуют готовые клеи, предназначенные для декупажа по коже и ткани опытными мастерами.
  • Краски предпочтительнее использовать акриловые, для начинающих заниматься декупажем - без каких-либо эффектов. Можно красить смешанной с ПВА гуашью, но ложится подобная смесь не так ровно, как акриловая краска, и сохнет дольше. С приобретением опыта в работу привлекаются акриловые краски с дополнительными эффектами: глянцевые, перламутровые, металлик.

Используемые в декупаже краски - фотогалерея

Лучший вариант красок для декорирования в технике декупаж Акриловые краски с дополнительным эффектом глянца, стеклянного блеска Акриловые краски с дополнительным эффектом жемчужного сияния
Акриловые краски с дополнительным эффектом металлического блеска Эта смесь может заменить акриловую краску

  • Финишный лак является обязательным материалом, готовая работа должна быть покрыта одним-двумя слоями. Можно использовать акриловые лаки - матовые или глянцевые. Они легко наносятся, практически не имеют запаха, быстро высыхают и гипоаллергенны. Можно покрывать поделки мебельным лаком , но следует помнить, что он имеет резкий запах (возможно, покрыть им изделия стоит педагогу после занятий в проветриваемом помещении) и желтоватый оттенок (на изначально белой поверхности это будет заметно). Не допускается использование клея ПВА вместо финишного лака, поскольку в своей основе он латексный. Покрытое ПВА изделие будет липким.

Используемые в декупаже лаки - фотогалерея

Как правило, в декупаже используются акриловые лаки - матовый или глянцевый
Удобный в использовании вариант лака Может быть использован для лакировки поделок

  • К материалам для создания дополнительных эффектов относятся кракелюрные лаки, патина различных оттенков, масляная краска для проявления трещин, воск, мыло и восковая свечка для выполнения затирок, контурные краски для придания акцента отдельным элементам узора, краски для марморирования (имитации мраморной поверхности).

Дополнительные материалы в декупаже - фотогалерея

Кракелюрные лаки необходимы для создания трещин Такими красками создаётся имитация мраморного рисунка на поверхности предмета
Используются для украшения декорированной поверхности С помощью битумной патины достигается эффект состаривания С помощью такой патины можно создать имитацию металлического изделия, придав предмету бронзовое, золотое или серебряное сияние Нужен для создания объёмных элементов или имитации капель на бумажном изображении

  • Заготовки для декорирования в технике декупаж подходят из различных материалов: дерева, стекла, пластика, металла, плотного картона, папье-маше. Новичкам рекомендуется отрабатывать приёмы на плоских предметах с небольшой площадью под оформление. Закупка заготовок в специализированных магазинах необязательна для организации продуктивной деятельности кружка по декупажу. Больший интерес в работе вызывает и активнее побуждает к творчеству бросовый материал , используемый как предмет для визуального преображения: баночки и бутылки из-под детского питания, блокноты с пластиковой или твёрдой картонной обложкой, одноразовые тарелки, пищевые лотки, пластмассовые конфетные коробочки, металлические банки из-под чая или печенья, старый фоторамки и ёлочные игрушки и т. д.

Варианты заготовок для декупажа - фотогалерея

Готовые заготовки для декорирования Необычный материал Пример использования бросового материала в качестве заготовки для декорирования
Готовые пластиковые заготовки для декорирования (подходят для обратного декупажа) Перегоревшие лампочки есть в каждом доме Можно заранее попросить родителей собирать материалы, пригодные для декорирования Из коробочки можно сделать замечательную шкатулку

Темы для занятий по декупажу в детском саду

На салфетках и рисовой бумаге представлено неисчерпаемое богатство сюжетов и художественных мотивов. Исходя из вкусов воспитанников (любят животных, прогулки, сказки), предстоящих по календарю праздников (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля), текущих мероприятий в детском саду (подготовка к Празднику осени, Неделя космонавтики, проводы Масленицы) воспитатель подбирается тематические занятия для кружка. Например, на занятии «Обложка блокнота» воспитанникам можно предложить выбрать из имеющихся картинок понравившийся рисунок: изображение животного, сказочного персонажа или мультипликационного героя. В преддверии Нового года декорируются пластиковые шары. Накануне Женского дня ребята проводится занятие «Ваза для мамы на 8 Марта», а перед Днём защитника Отечества - «Ежедневник/блокнот для папы на 23 Февраля». На масленичной и пасхальной неделях занятия по декупажу направлены на декорирование предметов, которые украсят праздничный стол (дома или в группе на чаепитии): «Блюдо для пасхальных яичек», «Поднос для кулича/пасхи», «Тарелка под блины».

Занятие «Ваза для мамы на 8 Марта» - фотогалерея

Подготовка материалов и инструментов (рисовая бумага, баночка, ножницы, клей ПВА, краски, лак, кусочек губки, бечёвки, вода, кисть) Грунтовка белой краски участка, где будет приклеен рисунок Окрашивание поверхности кистью Просушка фона Вырезание рисунка близко к контуру Фиксация рисунка мокрой кистью Приклеивание рисунка Просушка поверхности Придание фактурности поверхности при помощи кусочка губки и краски Лакировка Украшение изделия текстильным элементом Подарок для мамы готов

Занятие «Блокнот для папы на Новый год»

Организационный момент
Грунтовка обложки блокнота
Вырезание картинки из рисовой бумаги
Фиксация мокрой кистью
Приклеивание
Раскрашивание обложки при помощи губки первым цветом
Раскрашивание обложки вторым цветом
Точечное нанесение клея
Приклеивание тонких пайеток на обложку
Лакировка акриловым финишным спреем Блокнот готов

Темы занятий кружка могут быть созвучны темам, которые в данный момент воспитанники изучают в рамках основных программ по изобразительной и познавательной деятельности. Например, в начале учебного года воспитатель провёл беседу с ребятами о перелётных птицах и остающихся зимовать. Дети изучили их виды и особенности, замечали их во время прогулок. На творческих занятиях лепили фигурки птиц из пластилина и рисовали картинки на эту тему. Для стимулирования взаимодействия родителей с детьми и поддержания творческой деятельности во внеучебное время воспитателем могло быть дано задание на изготовление кормушки для зимующих в городе птиц. Если дать задание сделать кормушку без нанесения на неё краски, то в дальнейшем ребята смогут оформить её в технике декупаж.

Занятие «Имитация мозаики на тарелочке» (продолжение темы направлений в искусстве) - фотогалерея

Материалы и инструменты Создание светлого фона Просушивание двухслойного фона Яичная скорлупа разламывается На середину тарелки равномерно распределяется клей Скорлупа приклеивается к тарелке Вырезание картинки из бумаги Тарелка остаётся на просушке К сухой поверхности прикладывается картинка Картинка фиксируется при помощи мокрой кисти Яичная скорлупа проступает сквозь бумагу, достигается эффект мозаичности изображения Приклеивание картинки разведённым в воде ПВА Кусочком губки закрашиваются границы картинки Просушка тарелочки Кусочком губки рисуется каёмка Лакировка матовым лаком Тарелочка готова

Успешно создаётся взаимосвязь занятий основной и дополнительной программ во время изучения особенностей народных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, гжельской, палехской, жостовской росписями. Орнаменты народной живописи легко найти на салфетках и рисовой бумаге для декупажа. Этими узорами ребята могут декорировать тарелочки, разделочные доски, кукольную мебель и посуду. Занятие по теме «Декоративная тарелка» может предполагать самостоятельный выбор каждым воспитанником орнамента. В зависимости от того, в каком стиле выполнена выбранная картинка, ребёнок должен подобрать подходящие для оформления цвета красок: хохлома - чёрный, красный, жёлтый или золотой; гжель - белый, голубой, синий; жостовский стиль - зелёный, розовый, красный, жёлтый и т. д.

Занятие «Гжельская тарелочка» (продолжение темы народных промыслов) - фотогалерея

Подготовка инструментов и материалов (пластиковая тарелка, кисть, ножницы, клей ПВА, салфетки) Вырезание нужных по замыслу элементов из бумажных салфеток Прикладывание картинок к заготовке Мокрой кисточкой картинки фиксируются на поверхности заготовки Приклеивание бумажных сюжетов
Необходимо убедиться, что не осталось складок или пузырьков воздуха Тарелочка в стиле гжель готова Выставка работ по мотивам народных промыслов

Для групповой проектной деятельности предлагаются темы, рассчитанные на несколько занятий. Ребята занимаются декорированием одного большого предмета совместно, предварительно распределив между собой обязанности, или воспитанникам раздаются для оформления какие-либо предметы, которые впоследствии будут составлены в единую композицию. Занятия по теме «Стол для наших поделок» и «Кукольный шкаф» реализуют первый вариант проектной деятельности. К проекту с композицией в основе можно отнести темы «Новогодние игрушки и шары для нашей ёлки», «Кукольный сервиз», «Синь России» (выставка поделок по мотивам гжельской росписи), «Пасхальный яички».

Пример коллективной деятельности на занятии «Ваза в технике декупаж» - фотогалерея

Подготовка инструментов и материалов (ваза для декорирования, кисти, клей ПВА, вода, салфетки, краски, лак) Грунтовка поверхности Нанесение второго слоя грунта Просушка загрунтованной заготовки Создание орнамента Вырезание картинок из салфетки Вырезание может быть осуществлено конвеерным принципом Приклеивание картинок, лакировка Ваза готова

Примеры детских работ в технике декупаж - фотогалерея

Выставка работ к Маминому Дню Примеры оформления мебели и предметов интерьера в группе в технике декупаж Примеры прямого декупажа Выставка новогодних поделок Придание старой вещи привлекательного вида Поделки из бросового материала Прямой декупаж на СD-диске Прямой декупаж, имитирующий народную живопись Украшение функциональной поделки при помощи декупажа Выставка работ воспитанников детского сада Оформление тарелочек картинками с любимыми персонажами мультфильмов Поделки украшают ёлочку Вариант пасхальной поделки Выставка работ к празднику Пасхи Образец прямого декупажа с привлечением дополнительных материалов (цифры и стрелки, яичная скорлупа) Пример оформления готовых работ блестящими наклейками

Мастер-классы по декупажу для детей

Предлагаем ознакомиться с видеоматериалами, в которых раскрываются основные понятия декупажа и показаны творческие задания для детей.

Составление конспекта занятия по декупажу

К каждому занятию педагогом должны быть поставлены цели и задачи, соответствующие возрастным особенностям детей, а также уровню их художественных умений и навыков.

Примеры целей, которые должны быть достигнуты на занятии по декупажу:

  • Знакомство детей с новой для них техникой декупаж, её историей и терминологией.
  • Научить приёму декупажной техники (грунтовка, вживление, состаривание, лакировка).
  • Формирование умения декорировать плоскую/выпуклую/рельефную поверхность предмета.

Варианты задач, реализующихся во время занятия:

  • Обогащение словарного запаса воспитанников, активное использование новых терминов в устной речи («декупаж», «акриловый», «грунтовка», «финишный лак», «глиттер», «кракелюр», «затирки», «патина», «спонж» и др.).
  • Расширение кругозора, стимулирование познавательной деятельности (дети не должны боятся задавать вопросы).
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие художественных умений (владение кистью, спонжем).
  • Развитие эстетического вкуса и личных художественных пристрастий.
  • Формирование навыка коллективной деятельности, взаимопомощи, умения совместного достижения цели.
  • Воспитание интереса к искусству декорирования, желания подарить вторую жизнь старым и ненужным вещам.

В конспекте также должна быть отмечена предварительная работа по теме занятия (если проводилась): беседы с воспитанниками, чтение сказок и стихотворение, рассматривание иллюстраций в альбомах, книгах, на открытках. Особое место в конспекте занимает мотивирующее начало занятия: каким способами, материалами воспитатель активизировал внимание детей, проводилась ли игра или был создан сюрпризный момент. Следует описать элементы занятия, привлекаемые для смены деятельности ребят: дидактические, подвижные или пальчиковые игры, физкультминутки, хоровое исполнение песенки, гимнастической разминки.

В соответствии с гигиеническими нормами занятие по изобразительной деятельности в старшей группе длится не более 25 минут, в подготовительной - не более 30 и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1 минута.
  • Мотивирующее начало 5–6 минут.
  • Обсуждение плана выполнения работы по декорированию 2–3 минуты.
  • Практическая часть занятия 10–11 минут, для подготовительной группы - 15–16 минут.
  • Показ готовых работ, обсуждение 2–3 минуты.
  • Подведение итогов занятия 1 минута.

План-конспект занятия по декупажу (старшая группа) на тему «Когда часы 12 бьют (декорирование тарелки в виде часов)» - таблица

Цели и
задачи
Формирование умения создавать художественную композицию с помощью техники декупаж.
Совершенствование приёмов декупажа - грунтовки, вырезания, приклеиванию и вживления картинки, лакировки.
Развитие способности украшать готовую работу.
Активизация фантазии.
Материал Плакат с изображением кремлёвских курантов (циферблат закрашен или закрыт).
Музыкальное сопровождение занятия - новогодние песенки.
Одноразовые бумажные тарелки, грунт белого цвета, акриловые краски, клей ПВА, акриловый лак, ножницы, кисть, кусочки губки, вода, бумажные салфетки или рисовая бумага с новогодними сюжетами.
Предварительная работа Совместное чтение сказок про часы.
Прослушивание и разучивание с музыкальным руководителем песни «Когда часы двенадцать бьют».
Ход занятия Организационный момент .
Мотивирующее начало - создание проблемной ситуации. Когда воспитанники заходят в комнату и занимают свои рабочие места, звучит аудиозапись песни про новогодние часы. После организационного момента (ребята приготовили инструменты для декупажа, взяли материалы у педагога), воспитатель берёт свёрнутый в рулон плакат с изображением курантов. Детям задаются вопросы:
- Какой праздник к нам спешит? (Новый год)
- В какой момент официально наступить новый год? (Когда кремлёвские куранты пробьют полночь.)
- На какой башне московского кремля установлены главные часы? (На Спасской)
Воспитатель предлагает вспомнить, как выглядят куранты, вешает плакат, и ребята замечают, что часов нет. Они приходят к догадке, что часы кто-то похитил/их забрали в ремонт/увезли на выставку. Воспитатель предлагает, пока куранты отсутствуют сделать каждому собственные новогодние часы.
Обсуждение алгоритма выполнения действий.
Практическая часть. Грунтовка бумажных тарелочек. Вырезание картинок круглой формы. Вживление картинок при помощи спонжа и красок. Украшение поделки декоративными материалами (пластиковыми или картонными цифрами, стрелками, блёстками, наклейками). Лакировка.
Показ работ. Ребята обсуждают работу друг друга, озвучивают моменты работы, которые им трудно давались, отмечают, что особенно понравилось во время выполнения задания.
Воспитатель возвращает циферблат на куранты, желает ребятам весёлой подготовки к предстоящему празднику, подводит итоги занятия и благодарит за проявленный интерес и фантазию.

Создание кружка по декупажу в дошкольном образовательном учреждении

Разнообразить формы работы с детьми по направлению «Изобразительная деятельность» можно посредством организации кружка по декупажу. Занятия по дополнительному образованию способствуют расширению круга тем в детском творчестве, воспитатель может глубже подойти к ознакомлению ребят с декоративно-прикладным искусством, затронуть основы дизайна в интерьере.

Для функционирования кружка должно быть подготовлено помещение. Обязательно оформление стеллажей с образцами изделий, выполненных в технике декупаж. Все материалы и инструменты доступны воспитанникам. В работе кружка реализуется принцип выбора: каждый может самостоятельно подобрать или заменить материалы по своему вкусу и творческому замыслу.

При составлении программы кружка по декупажу педагог руководствуется принципом преемственности, знания даются от простого к сложному. По мере приобретения воспитанниками опыта в декорировании занятия могут строиться на проблемно-ситуативном методе: дети самостоятельно приходят к выводу, какими приёмами и инструментами достичь желаемого результата. На занятиях по декупажу должен осуществляться синтез искусств: привлекается музыкальное сопровождение, чтение художественных текстов, в своих работах ребята используют ранее изученные приёмы рисования и аппликации, вдохновляются сказочными сюжетами и мотивами народных промыслов.

В работу кружка должны быть включены проекты (индивидуальные и групповые), приуроченные к праздничным датам или особым событиям в жизни детского сада (Зимний бал, Неделя экологии, День матери и т. д.). На создание проекта отводится определённый отрезок времени. Законченный проект представляется аудитории (презентация проекта): его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.

Результатом деятельности кружка является формирование у воспитанников эстетического вкуса, развития визуального восприятия предметов и их свойств, развитие умения работать различными инструментами, что служит подготовке кисти к освоению письма.

Фрагмент календарного планирования (старшая группа, сентябрь-октябрь) - таблица

Тема занятия Изделие (заготовка) для декорирования Приёмы, изучаемые или совершенствуемые на занятии
«Осенняя пора, очей очарованье» Бумажная тарелка Знакомство с грунтовкой, фиксированием картинки на поверхности заготовки.
«Летят перелётные птицы» Блокнот с пластиковой или картонной обложкой Грунтовка, начальные навыки вживления картинки.
«Хохломская роспись - алых ягод россыпь» Разделочная доска Грунтовка, вживление, освоение навыка лакировки.
«Мой любимый сказочный герой» Бумажная тарелка Отрабатывание приёмов грунтовки и вживления, совершенствование умения подбирать и смешивать краски.
«Сувенир в подарок» Круглая подвеска из папье-маше Отрабатывание изученных приёмов.
«Сервиз для Мальвины» Пластиковые одноразовые чашки и блюдца Освоения умения применять полученные навыки на объёмной поверхности (чашки).
«Ваза для сухоцветов» Пластиковая бутылка с отрезанным верхом Отрабатывание умения декорировать объёмную поверхность.
Пакет из-под молока Развитие способности видеть прекрасное в повседневных вещах.

Осваивание старшими дошкольниками техники декупаж отвечает принципу формирования всесторонне развитой личности. Воспитанники учатся пользоваться специальной терминологией, пополняют словарный запас, обогащают визуальную память путём изучения произведений декоративно-прикладного искусства. К детям приходит простое, но такое важное в современном мире знание: красивое можно не только купить, но сделать своими руками из простых материалов.

РАЗРАБОТКА УРОКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Д Е К У П А Ж

Разработан

учителем технологии

РЫЖКОВОЙ

Еленой Николаевной

Тема урока: Декупаж.

Цели урока:

  • дать понятие о технике декупажа;
  • познакомить с основными приёмами изготовления декупажа;
  • изготовить изделие в технике декупаж;
  • развить эстетический вкус и творческие способности учащихся при оформлении работы;
  • воспитать интерес к нетрадиционным видам декоративно - прикладного творчества.

Задачи урока:

Обучение:

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.

Развития:

Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитания:

Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком.

Метод проведения:

Объяснения с элементами показа приёмов работы, правила техники безопасности, работа с инструкционными картами.

Оснащение урока:

  • выставка готовых работ;
  • образцы материалов и инструментов:
  • инструкционные карты;
  • раздаточный материал.

Для лабораторно-практической работы:

  • объект для декупирования;
  • ножницы;
  • бумага с картинками для вырезания;
  • виниловый клей;
  • кисти;
  • карандаш;
  • различные лаки и краски;
  • блестки.

План урока .

  1. Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач (2 мин.).
  2. Теоретический раздел: объяснение нового материала (15 мин.)
  3. Практический раздел: работа учащихся.

1. Организационная часть урока

Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.

Актуализация знаний и умений.

Цель этапа: Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых уроков и ТБ в форме беседы.

1. Какие виды прикладного творчества мы уже изучили?

2. Что такое декорирование предмета?
3. Какие предметы можно декорировать? (примеры)
4. Какой материал используют для защиты поверхности?
5. Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком.

2. Теоретический раздел: объяснение нового материала.

Так что же такое – декупаж?

Декупаж - это вид прикладного творчества представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий.

Декупаж позволяет, согласно нашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый нами предмет.

Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое.

После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная.

Где применяется?

Декупажем можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски (деревянные или пластмассовые). Можно сшить из простой ткани скатерть и салфетки, и оформить их в эксклюзивный набор. Можно сделать диванную подушку под наш интерьер. Да мало ли что можно сделать… Главное, что все вещи получатся красивые и полезные в хозяйстве!

Изучив и освоив данный вид рукоделия, я апробировала его с учащимися 5 – 8 классов на уроках и на занятиях во внеурочное время. Дети с увлечением занимались декупажем, видя результаты своего труда.

Посмотрите, как преобразились обычные цветочные горшки, выполненные в технике декупажа.

ОСНОВЫ ДЕКУПАЖА

Слово decoupage происходит от французского “вырезать”. Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками.

Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И, собственно, единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.

Для того чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как акриловые краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы.

Материалы и аксессуары.

Для выполнения работы вам потребуется:

1. Объект для декупирования.

2. Ножницы.

3. Бумага с картинками для вырезания.

4.Клей ПВА.

6. Карандаш.

7. Различные лаки и краски для покрытия:

  • водостойкие лаки - для изделий, которые будут подвергаться воздействию влаги;
  • акриловые краски - для окрашивания фона.

8. Блестки.

Объект для декупирования может быть любым: глиняным, деревянным, алюминиевым, стеклянным и так далее.

Ножницы.

Самых различных размеров для вашего удобства. Очень удобны для вырезания мелких деталей маникюрные ножницы.

Очень удобна бумага с коллекциями изображений разного размера на общую тематику. Бумага должна быть тонкой, чтобы рисунок хорошо ложился на декупируемый предмет и выглядел как нарисованный.

Для окончания работы можно использовать Лак Флаттинг. Работы, обработанные таким лаком, приобретают желтоватый оттенок, имитирующий старость объекта.

Виниловый клей.

Пользоваться виниловым клеем необходимо, строго следуя инструкциям на упаковке. Так же можно проконсультироваться в специализированных магазинах.

Как правило, на баночке с клеем написано, какие кисти для него желательно использовать, но если это не указано лучше не брать нежные кисти из колонка, а купить хорошую плоскую синтетическую кисть.

Карандаш.

Они потребуются для того, чтобы наметить места расположения картинок на поверхности для декупирования, согласно нашему замыслу.

Линейка и угольник.

Они необходимы для симметричного размещения картинок на изделии.

ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ:

ВЫРЕЗАНИЕ.

Для вырезания мотивов из салфеток пользуются очень острыми небольшими ножницами (маникюрными, медицинскими, специальными ножницами для ришелье и гобеленов), для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).

Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой.

ПРИКЛЕИВАНИЕ

В первую очередь для приклеивания используются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА, яичным белком, разбавленным обойным клеем, клейстером, лаком для ногтей.

Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком. Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки. Приклеивание следует начинать от середины мотива.

Специальную декупажную бумагу следует перед приклеиванием на минуту замочить в воде и между двумя слоями бумажного полотенца. Мотив в этом случае промазывается с внутренней стороны, прикладывается к предмету, выглаживается кисточкой. Поверху можно еще раз пройтись клеем.

Принтерные распечатки приклеивают, предварительно сбрызнув изображение лаком для волос, для того чтобы не расплывались краски. Если бумага с распечатками достаточно тонкая, то можно клеить яичным белком, без предварительного сбрызгивания.

В технике декупажа используются акриловые краски, которые быстро сохнут, легко накладываются и не растворяются водой после высыхания. Можно также использовать специальные краски для декупажа, художественные краски для дерева или металла.

Удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2 см, ею удобно наносить также и краски, и лак. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик.

ЛАКИРОВАНИЕ.

Когда работа уже покрашена и обклеена, ее надо покрыть завершающими слоями лака, чтобы защитить от механических повреждений и влажности.

Лак используем матовый или блестящий, в зависимости от того эффекта, который хотим получить. Лучше использовать акриловый лак. Слоев лака может быть различное количество: от 2 до 40, столько, сколько нужно для того, чтобы картинка слилась с предметом, на котором она наклеена. Деревянные поверхности требуют больше слоев лака, т.к. дерево впитывает в себя первые пару слоев.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ:

Первая и самая важная операция, это выбор изделия для декупирования.

1. Выберите понравившийся рисунок и вырежьте его. Разделите салфетку на слои, далее работайте только с самым верхним, красочным слоем.

2. Нанесите клей на поверхность и наложите вырезанный мотив. Покройте двумя слоями клея, который соответствует вашей поверхности. Салфетка должна полностью пропитаться клеем, а рисунок надо тщательно и очень аккуратно разгладить кистью (не рукой!).

3 .Время высыхания и обработка поверхности после высыхания зависит от использованного клея.

Техника декупажа позволяет декорировать любые поверхности.

С помощью салфеточной техники можно украсить цветами подарочные коробки, стены, мебель, цветочные горшки, абажуры, свечи, скатерти, сервировочные салфетки и т.д. Также можно сделать именные карточки для гостей. На стены, мебель, зеркала можно сделать декоративные бордюры.

3. Практическая работа учащихся «ДЕКУПАЖ ПО ДЕРЕВУ».

Учащиеся выполняют работу согласно инструкции.

1. Аккуратно отделите верхний слой салфетки. Вырежьте нужный Вам рисунок. Не обязательно, в точности повторять его, эти огрехи станут незаметными, после нанесения лака.

2. Поверхность древесины, должна быть сухой и чистой. Вырезанный фрагмент накладывайте на и наносите акриловый лак поверх салфетки, разглаживая её мягкой синтетической кистью. У Вас будет возможность немного подвигать и более тщательно подогнать друг к другу все элементы.

3. После того, как Вы полностью закончите декупаж, и лак высохнет, для большей прочности, рекомендую покрыть все элементы лаком ещё раз, и снова дать ему полностью высохнуть.

4. Чтобы окончательно закрепить рисунки на стеклянных или керамических изделиях, их нужно прокалить. Для этого поставьте его в холодную духовку, доведите до температуры 150° С и выдержите в течение 30 мин. Затем, дайте изделию остыть в духовке.

а. Закрасить прозрачные места ярким фоном;
б. Дорисовать свой сюжет вокруг декупажа;
в. Нанести другой рисунок с обратной стороны стекла;
г. Украсить стразами, стекляшками, ракушками…
д. Остановиться, ничего не испортив.

6. После того, как краски, лак и клей полностью высохнут, для прочности покройте все окрашенные части акриловым лаком.

Причём, Ваши краски могут быть разными, как акриловыми, так и специальными по стеклу. Конечно, не рекомендуется использовать для этой техники гуашь, акварельные, масляные и строительные краски.

Текущий инструктаж и выполнение практической работы

  • Обход рабочих мест учащихся.
  • Проверка соблюдения ТБ при работе с ножницами и лаком.
  • Проверка соблюдения технологии и приёмов работы.
  • Проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований.
  • Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе.
  • Контроль над работой, выполняемой учащимися.

Заключительная часть урока

  • Подведение итогов урока.

1. Что такое декупаж?

  • Анализ допущенных уроков.
  • Демонстрация лучших работ.
  • Выставление оценок.
  • Домашнее задание

Проверить усвоение новых знаний на уроке.

1. Что такое декупаж?

2. Как, где и почему возник этот вид прикладного творчества?

3. Какие поверхности можно декорировать с помощью салфеточной техники?

В процессе работы осуществлялся контроль:

Организация рабочего места,

Соблюдение правил техники безопасности,

Последовательность выполнения работы.

4 . В середине практической работы проводится физ. мин.

5 . Основываться на знаниях и умениях, полученных учащимися ранее, с целью развития самостоятельности и творческого подхода к работе.

6 этап. Оценка знаний и умений.

Подведение итогов работы учащихся.

Формы контроля.

Цель этапа : Оценить работы учащихся.

Деятельность учащихся.

1. Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы (самооценка).

2. Учащиеся оценивают работу соседа (взаимооценка).

3. Сравнивая работы всего класса, учащиеся определяют самые лучшие работы.

Деятельность учителя.

1. Учитель корректируют оценки, объясняя неточности.

2. Подводит итоги практической работы:

Все ли выполнили задания,

Какие ошибки возникли при работе,

Соблюдение правил техники безопасности,

Все ли учащиеся уложились в отведённое время,

Обобщить работы и назвать лучшие,

Назвать оценки и выставить в дневник.

Инструкционная карта.

1.Аккуратно отделите верхний слой салфетки.

2.Вырежьте нужный Вам рисунок.

3. Проверить поверхность древесины: она должна быть сухой и чистой.

4. Прикладываем вырезанный мотив к изделию и обводим, простым карандашом моделируем «роспись» так, как Вам подсказывает фантазия.

5.Смазываем клеем поверхность изделия, выделенную простым карандашом.

6.Вырезанный фрагмент накладываем на поверхность разделочной доски, разглаживая его мягкой синтетической кистью.

7. После того, как Вы полностью закончите декорировать изделие, и клей высохнет, покрываем все элементы лаком.

Фото обзор:

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема: « Материалы, оборудование, инструменты Определение техники декупаж.

Прямой декупаж»

Тип занятия: комбинированный

ЦЕЛЬ: Формировать новые знания о технике декоративно-прикладного творчества «Декупаж», необходимых материалах, инструментах. Познакомить учащихся с исторической справкой возникновения и развития техники «Декупаж». Рассказать о предметах которые декорируются в технике «Декупаж» , применение их в интерьере . Обучить изготавливать изделия в технике «Декупаж» Применять полученные знания на практике

ЗАДАЧИ: ЗАНЯТИЯ:

1.Ознакомить обучающихся техникой декупаж, материалами, инструментами. Обучить правильно организовывать свое рабочее место.

2.Воспитывать усердие, усидчивость, внимание, дисциплинированность, эстетический вкус, аккуратность, и т.д.

3.Развивать умения правильно организовывать рабочее место.

Объект труда: рабочее место.

Оборудование и материалы: клей пва, грунтовка, салфетки для декупажа, краски –контуры по стеклу, основа (горшочек для цветов и т.д.)

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровая деятельность.

Методическая карта занятия

Дидактическая

Структура

Методическая подструктура урока

Методы

обучения

Методические

Приемы и их

Средства

обучения

Форма подведения итогов

практическое занятие.

Словесный,

наглядный,

практический,

игровая деятельность

Объяснение,

показ готовых изделий,.

Готовые изделия, инструкционных карт,

Презентация

«вязание крючком»

Самостоятельная работа,

Дидактическая игра

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I .Организационная часть:

Проверка присутствующих на занятии, их готовность к занятию, заполнение журнала, проверка готовности к занятию. 5 минут

II . Вводная часть:

2.1. Формирование новых знаний. 20 минут.

План: во время объяснения нового материала показ мультимедийной презентации

Историческая справка о технике «Декупаж»

Впервые декупаж как вид искусства упоминается в письменных источниках, датированных 15 веком. В Германии того времени для украшения мебели, создания иллюзии эксклюзивной росписи и дорогого «заморского» антиквариата использовали вырезанные картинки, но предположительно тенденция к имитации росписи путем вырезания разнообразных мотивов зародилась намного раньше – еще кочевники в Восточной Сибири украшали похожим способом могилы своих предков.
Считается, что именно от них техника декорирования попала в Китай, где с 12 века использовалась для оформления коробок, окон, фонарей и т.п. С открытием торговых путей в Китай декупаж попал и в Европу.Пика популярности искусство декупажа достигло в претенциозной и роскошной Венеции, где в 17 веке были буквально одержимы роскошной мебелью с инкрустациями в японском или китайском стиле. Поскольку достать оригинальные изделия было практически невозможно, изобретательные венецианские мастера, подарившие миру легендарное муранское стекло быстро научились имитировать восточный стиль инкрустаций, покрывая наклеенные изображения несколькими слоями лака не только для защиты, но и для создания иллюзии натуральной поверхности с глянцевой и абсолютно ровной текстурой.

Зародившись в Венеции, искусство, в то время известное как «Арте повера» («искусство бедняков») захватило всю Италию. И если современники расценивали произведения, оформленные в технике декупаж как доступную подделку, сегодня редкие образцы старинного арте повера считаются едва ли не самым дорогим антиквариатом.

Итальянское течение и в наши дни служит источником вдохновения для лучших мебельных производителей мира, которые подражают древнему искусству в самых новых коллекцияхНо не только в Италии активно развивалось искусство вырезковой росписи. Во Франции, в частности в последние десятилетия монархии Мария Антуанетта и ее окружение ввели моду на декупаж при дворе ее супруга Людовика 16, правда, эта декоративная техника присутствовала не столько в отделке предметов быта, сколько в интерьере и украшениях.

В частности, в технике декупаж создавали свои легендарные работы, которые были уничтожены во время легендарной Великой революции, не менее знаменитые придворные мастера Ватто и Фрагонар.

В Англии, которая положила начало развитию декупажа как повсеместного хобби, он распространился лишь в Викторианскую эпоху, но зато темпам его развития могли позавидовать даже классические виды рукоделия. К середине 19 века увлечение декорированием при помощи вырезок стало настолько массовым, что началось производство специальных листов с коллекциями для вырезания (прародители современных декупажных карт), а техника декупажа была знакома едва ли не в каждом доме.Именно из викторианского декупажа установилась и держится и до сегодняшнего дня тенденция к выбору сентиментальных мотивов с их пасторалями, цветами, фигурками, ангелочками и разнообразной романтическими сюжетами.

Перейдя в раздел популярных хобби, доступных любым категориям населения, декупаж из Англии перекочевал в Америку и в период между мировыми войнами наиболее активно развивался именно за океаном, в конце концов сформировавшись в отдельную отрасль с производством специализированных инструментов, материалов и товаров. Именно в Америке декупаж стал неотъемлемой частью дизайнерских приемов в оформлении интерьеров.

После Второй мировой войны декупаж пережил относительное забвение, а точнее, период, когда декорирование с помощью его техник выпало из перечня модных трендов и тенденций. Тем не менее, само искусство активно развивалось, бережно лелеемое в частных коллекциях и предметах быта. Возвращение моды на эксклюзивные предметы с духом старины в преддверии нового тысячелетия дало и древнему искусству декорирования новый виток развития.

Определение «Декупаж »

Декупаж, или как его часто называют салфеточная, вырезковая роспись – это уникальное направление декорирования, которое позволяет украсить поверхность любого типа – мебель, посуду, ткань, предметы быта из различных материалов – с помощью аппликации, но не обычной, а в завершенном виде имитирующей художественную роспись.

По сути декупаж – это техника точного, тонкого вырезания изображений и нанесения их на декорируемую поверхность с помощью средств, которые позволяют создать иллюзию отсутствия «швов» и абсолютно ровную поверхность, которая выглядит как инкрустация или роспись. У искусства декупажа богатая история, восходящая еще к Средневековью, которая во многом определила и современное разнообразия техник и стилей декорирования.

Материалы и инструменты для работы в технике «Декупаж»

(показ слайдов презентации № 6-15)

Чтобы работать в технике декупаж нам понадобится следующие материалы:

    предмет, который будет декорироваться (бутылка, банка, доска разделочная и т.д.)

    клей ПВА,

    кисти мягкие,

    салфетки с красивым рисунком.

  • поролоновые губки, ватные палочки,

    акриловые краски (белая),

    резиновый валик

    лак кракелюровый (лак акриловый),

    тесьма, бусины и т.д.

Декупаж имеет несколько видов: (показ слайдов презентации 27-31)

  • прямой (классический)– это декорирование, во время которого картинка приклеивается непосредственно к поверхности любого типа, ровно, гладко

    обратный - это техника декорирования прозрачных поверхностей, в основном стекла, во время которого мотив приклеивается с обратной стороны

    художественный -это имитация полноценной художественной росписи с применением различных техник и эффектов полного соединения фона и наклеенной картинки в единое художественное полотно.

    объемный - это техника создания росписи с рельефной, объемной поверхностью

    декопатч- Декорируемую поверхность украшают не мотивами, а полностью заполняют фрагментами бумаги для имитации лоскутного одеяла.

Объяснение выполнения практической работы (на экране слайды 43-49)

    выбор предмета (слайд 44)

    нанесение грунта (слайд 45)

    подготовка рисунка- салфетки (слайд 46)

    наклеивание салфетки –рисунка на поверхность (слайд 47)

    дорисовывание декоративных элементов по смыслу (слайд 48)

    украшение предмета (слайд 49)

    нанесение необходимых слоев лака акрилового (слайд 49)

2.2.Закрепление новых знаний, умений, навыков:

    Определение «декупаж»?

    материалы и инструменты для работы в технике декупаж?

2.3. Правила техники безопасности:

1. Техника безопасности при работе с карандашом?

2. Техника безопасности при работе клеем?

3. Правила техники безопасности при работе с ножницами?

Но прежде чем, вы начнете работать, давайте немного отдохнем и сделаем зарядку. 3 минут.

Упражнения для глаз

1 . Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

На общее расслабление мышц

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.

Немного отдохнули, а теперь приступаем к работе.

III . Основная часть: 52 минуты

3.1.Практическая работа:

Самостоятельная работа учащиеся «Творческая работа в технике прямой «Декупаж». Для лучшего выполнения практической работы педагог раздает учащимся инструкционные карты.

Вовремя выполнения практической работы педагог выполняет несколько целевых обходов учащихся.

3.2.Целевые обходы:

Первый обход : все ли приступили к работе, соблюдают технику безопасности, все поняли материал, готовы к занятию.

Второй обход: по необходимости.

IV Заключительная часть:

    выставка творческих работ учащихся

    анализ типичных ошибок

    выбор лучшей работы

    уборка рабочего места.

Приложение

Инструкционная карта

тема «Декупаж»

наименование операции

эскиз, рисунок

техника выполнения

материалы, оборудование

Выбор предмета

1.Выберите предмет декорирования

2. Проведите подготовку к декорированию, которая заключается в обезжиривании поверхности предмета с помощью специального средства (уксус).

Грунтовка поверхности

Сначала следует подготовить поверхность, которую нужно декорировать. Если это деревянная поверхность, то ее нужно ошкурить, а затем нанести на нее грунтовку. В качестве грунтовки может выступать акриловая краска или неразбавленный клей ПВА.

нанесите на поверхность декорированного предмета белую водоэмульсионную краску.

Дайте высохнуть краске.

Подготовка рисунка

Выберите салфетку с рисунком.

От выбранной салфетки следует отделить верхний тонкий слой, а потом вырезать необходимую вам часть изображения.

Наклеивание рисунка на поверхность

Осторожно приложить салфетку к поверхности и кисточкой нанести на нее слой клея, аккуратно разглаживая салфетку. Важно следить за тем, чтобы под салфеткой не оставалось пузырьков воздуха

Дорисовывание по смыслу элементов

При необходимости можно акриловыми красками дорисовать некоторые элементы

Украшение предмета

После полного высыхания салфетки, декорируйте предмет бусинами, тесьмой, и т.д.

Нанесение
слоя лака

Когда приклеенные салфетки полностью высохнут, их поверхность нужно покрыть несколькими слоями лака.

Урок по технологии для учащихся 7 класса

Подготовила:

Ильницкая Наталья

Викторовна

учитель технологии

МКОУ СОШ №6

Тема урока: «Оформление изделий в технике «Декупаж»

Цели урока:

  • Создать условия для ознакомления обучающихся с историей возникновения техники «Декупаж»;
  • Способствовать формированию основных приёмов изготовления изделий в технике «Декупаж»;
  • Способствовать развитию эстетического вкуса и творческих способностей учащихся при оформлении работы ;
  • Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе.

Средства обучения:

  1. презентация;
  2. инструктивная карта;
  3. образцы изделий;
  4. заготовки;
  5. яйца;
  6. салфетки (бумага с картинками) для вырезания;
  7. ножницы;
  8. клей ПВА;
  9. лак для декупажа;
  10. акриловые краски.

Тип урока: комбинированный

Методы организации и контроля: словесный, демонстрационный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

1 этап. Организационный момент

Приветствие учащихся. Психологический настрой на предстоящее занятие.

2 этап. Актуализация опорных знаний и умений (беседа)

  1. Что такое интерьер?
  2. Перечислите основные правила рационального интерьера?

3 этап. Изучение нового материала

  1. Исторические сведения о технике «Декупаж»

Иногда хочется сделать что-то полезное, красивое, а главное, своими руками. Самое простое, но от этого не менее оригинальное - техника декупаж. Но прежде чем приступить к творчеству необходимо разобраться, что же это такое и откуда взялось.

Слово «decoupage» французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, декупаж - техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. (Слайд № 2-4)

Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток». Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и началось производство подделок. И техника «Декупаж» распространилась по всей Европе. Развившееся течение ничем не уступало китайской технике. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо.

Изделия, выполненные в технике «Декупаж», покрытые лаком, выглядят, как роспись. Сейчас, став популярным хобби, декупаж получил вторую жизнь. Для аппликаций используют мотивы, вырезанные из трёхслойных бумажных салфеток, т.к. салфеточные рисунки лучше всего имитируют роспись. Декорируемые поверхности могут быть самыми разнообразными: стеклянными, керамическими, металлическими, деревянными, картонными или пластиковыми.

  1. Применение техники в современном интерьере. (Слайд № 5)

Итак, казалось бы, а что можно украсить бумажными салфетками? На самом деле всё, что вашей душе угодно! Любая, даже самая невзрачная вещица перерождается в новую великолепную, в настоящее произведение искусства. Это могут быть горшки для цветов, посуда, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель, т.д. и т.п. Даже одежда и обувь может быть украшена вами на свой вкус. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон - любые поверхности поддаются чудесным преобразованиям.

  1. Основы декупажа.(Слайд № 6-10)

Для декорирования изделия в технике «Декупаж» вам потребуется:

  • объект декорирования

(можно «обновлять» старую мебель, декорировать необычные бутыли, сделать красивую шкатулку для рукоделия из крепкой обувной коробки; очень красиво декупаж смотрится на деревянной поверхности и часто украшает интерьер кухни: деревянные бочонки для соли и сахара, разделочные доски, хлебницы и т.д.)

  • салфетки для декупажа
  • ножницы
    (лучше использовать небольшие заостренные ножницы с закругленными концами, такими ножницами удобно вырезать небольшие детали из тонкого материала)
  • кисточки
    (удобно использовать плоскую полужесткую кисть шириной 1-2см)
  • клей для декупажа
  • лак для декупажа
  • дополнительные материалы для декорирования

(краски, контуры, блестки и т.д.)

4 этап. Первичное закрепление нового материала

Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные слова (слайд 11)

1. Декупаж - … украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных … мотивов.

2. В Европу этот интересный метод пришел в … веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью.

3. Для аппликации используют …, вырезанные из … бумажных …

5. Для декорирования изделий в технике «Декупаж» необходимы…

5 этап. Закрепление. Практическая работа «Украшение цветочного горшка декупажем ».

Дома вы приготовили горшок.

Техника выполнения (с демонстрацией). Объект декупажа может подвергаться сначала грунтовке акриловой краской или лаком, чтобы не просвечивал фон. От салфетки отделяется самый тонкий красочный слой и наклеивается на поверхность с помощью мягкой плоской кисточки акриловым клеем. После высыхания клея поверхность покрывают акриловым лаком. При необходимости можно выделить некоторые элементы акриловыми красками. Так поступают с твёрдыми поверхностями. Для текстильных изделий используют текстильный клей и лак. Можно декорировать любой текстиль: майки, пояса, туфли, сумки и т.д.

Чтобы сувенир получился красивым нужно подобрать цветовое сочетание. Выбрав салфетки, вырежем мотивы, отделим верхний красочный слой и аккуратно приклеим на горшок. Когда клей высохнет, мы покроем поверхность специальным декупажным лаком. Он без запаха и без цвета, что очень важно.

Прежде чем приступить к практической работе, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами и клеем:

  1. Работу выполнять только исправными инструментами.
  2. Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия, кольцами от себя.
  3. Класть ножницы на столе сомкнутыми лезвиями, от работающего.
  4. Быть осторожными с засохшим клеем (он может быть острым, как стекло).

Учащиеся выполняют работу согласно инструктивной карте.

Инструктивная карта

Порядок выполнения работы:

  1. Обезжирить поверхность;
  2. Вырезать фрагменты рисунков из салфеток;
  3. Осторожно отделить верхний слой рисунка;
  4. На выбранное место основы приложить вырезанную картинку;
  5. Кистью нанести клей на лицевую сторону приложенной картинки, двигаясь от центра к краям.

Самоконтроль:

- приклеивать осторожно, не натягивая салфетку и расправляя кистью образующиеся складки. После этого поставив кисть перпендикулярно поверхности, «утрамбовывать» картинку до тех пор, пока она не будет приклеена полностью.

После высыхания клея покрыть поверхность акриловым лаком;

Завершающее покрытие лаком. Последовательно нанести на декорированную поверхность 2-3 слоя акрилового лака.

В процессе работы учитель совершает целевые обходы, осуществляется контроль за организацией рабочего места, соблюдением правил техники безопасности, последовательностью выполнения работы.

  1. этап. Подведение итогов урока

1.Обобщающая беседа:

1).Какие поверхности можно декорировать c помощью техники декупаж?

2).Какие лак и краски используются для техники «Декупаж»? Почему? 3).Какие инструменты и приспособления используются в технике «Декупаж»?

2. Анализ работы учащихся на уроке, взаимооценка качества выполненной работы, выставление оценок с их аргументацией.

  1. этап. Инструктаж по домашнему заданию.

Закончить изделие, подготовить сообщение.

  1. этап. Рефлексия.

«Аргументация своей работы»

1.На уроке я работал …….., потому что ………

2.Своей работой на уроке я ………

3.Урок для меня показался …….

4.За урок я …..

5.Мое настроение на уроке ……..

Литература :

1.Все о декупаже: техники и изделия.- М.: Ниола-пресс, 2009.

2.Махмутова Х.И. Декупаж из салфеток. – М.: Эксмо, 2008.


Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Усатово

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ

В 7 КЛАССЕ

Прикладное творчество

в стиле "Декупаж"

Демяненко Маргарита Александровна

учитель технологии

28.11.2011 г.

Тема урока: Прикладное творчество в стиле «Декупаж»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере.

2. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.

Задачи урока:

Обучающая:

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.

Развивающая:

Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитательная:

Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком. Воспитать интерес к нетрадиционным видам декоративно - прикладного творчества

Продолжительность урока: 90 минут

Средства обучения:

Наглядные

Образцы салфеток,

Инструкционные карты,

Правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком,

Образцы готовых изделий

Учебные:

Тетрадь, чертёжные инструменты, объект для декупирования (рамка для фотографий - основа), ножницы, салфетки (бумага с картинками) для вырезания, клей ПВА, кисти, лак по дереву, гуашь – для окрашивания фона и нанесения дополнительных элементов в рисунке.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.

Ход урока:

1 этап. Организационный момент

Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм.

- Здравствуйте, дети. Все готовы к уроку? Садитесь.

2 этап. Актуализация знаний и умений

Цель этапа: Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых уроков и ТБ в форме беседы. Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

- Тема нашего сегодняшнего урока Прикладное творчество в стиле "Декупаж".

Целью нашего сегодняшнего урока является ознакомление с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере, научиться простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.

Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы ответьте на несколько вопросов:

1. Какие виды прикладного творчества мы уже изучили?

Дети называют - изонить, вышивка, вязание спицами и крючком, выжигание по дереву, роспись по стеклу.

2. Что такое декорирование предмета? (всякое художественное украшение предмета или помещения, легкий и приятный способ сделать домашний очаг уютнее и красивее).

3. Какие предметы можно декорировать? (посуду, мебель, бытовую технику, одежду, кухонную утварь, рамки для фотографий, шкатулки и др.)

3 этап. Усвоение новых знаний. (20 мин.)

Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.

План объяснения:

1. Исторические сведения о технике “декупаж”

2. Определение слова "декупаж"

3. Применение техники в современном интерьере

4. Основы "декупажа"

5. Материалы и аксессуары.

Сегодня на уроке вы начнете знакомство с еще одним видом прикладного творчества – "декупаж". Это очень интересная техника. Надеюсь, вам понравится.

- Записываем новую тему (уч-ся записывают тему урока в тетрадь).

    Из истории

Учитель - Декупаж как форма искусства возник в Венеции 300 лет назад. Считается, что XVII век стал самым благоприятным для развития техники декупаж и других рукоделий с использованием бумаги.

(сообщения детей – 2 человека)

Агафонова В. - «Декупаж» – французкое слово, означает «вырезать». Это искусство украшать вырезками из бумаги поверхность, изображая какую-либо сцену или историю. В разные времена декупаж был известен под различными названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь для бедняков. В Англии декупаж носил название япанинг, поскольку подражал работам японских и китайских мастеров, что привозились в Европу в XVIII веке. Декупаж в том виде, в каком мы его знаем сейчас, стали делать краснодеревщики, желая сделать более дешёвые копии предметов, поставляемых из Китая и Японии, которые пользовались в то время огромной популярностью. Декупажированные вещи (в основном мебель) окрашивались однотонной краской, а затем украшались вырезками из гравюр. Наклеенные картинки покрывались краской или позолотой, затем вся поверхность покрывалась лаком. Мебель, украшенная таким образом, издалека выглядит как расписная, но при более тщательном рассмотрении становится понятно, что это декупаж. Чаще всего так украшали комоды.

В XVIII веке любое путешествие было делом длительным, и, как правило, гости приезжали не на день или несколько дней, а оставались на недели или даже месяцы. И тут перед хозяевами вставал вопрос, чем развлекать гостей. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать картинки для украшения альбомов. Искусство украшения альбомов стало естественным продолжением шитья и прочего рукоделия, и было очень популярно в Англии и Европе в целом. В Италии чаще всего декорировали письменные столы.

Мыльникова Ю. - Искусство декорирования мебели возникло в Венеции. Тонкие узоры, плетения, воздушные золотые нити – всё это использовалось в венецианской мебели. По мере роста популярности декупаж распространился и во Францию. И говорили, что Мария Антуанетта и придворные дамы настолько увлечены декупажем, что разрежут всё, что попадётся им на глаза. Поговаривали, что даже работы Буше и Ватто не избежали ножниц этих леди. Французкий декупаж был замысловатый и изящный. Он отражал причудливый, странный и декоративный характер французской мебели того периода. Обычно использовались цветы, бабочки, птички, музыкальные инструменты и венки. Королева Виктория не только сама увлеклась декупажем, но и стала коллекционировать декупажные работы других авторов. В эпоху Викторианства следящие за модой юные девушки часто декорировали ширмы, входящие в их приданное. Мода на декупаж в Англии исчезла с началом Первой мировой войны. Во Франции она прекратила своё существование после революции, в то время как в Венеции, колыбели декупажного искусства, по разным источникам работы делались до вхождения Наполеона в город. Декупаж в США В 1730 году был популярен в американских колониях. Картинки приклеивали на мебель, раскрашивали и покрывали лаком.

Немцы использовали рельефные рисунки детей. Эти выдавленные мотивы для вырезания и изобретены были сами германцами и они имели превосходное качество. Норвежский декупаж был полностью посвящён мифологии. Польские декупажисты использовали блеск и сияние. Обычно в дизайне использовали красочную и блестящую бумагу. Мексиканский декупаж яркий и многоцветный. Его используют для декорации праздничных украшений. В общем техника декупажа мало чем отлиется от той, что использовалась в XVII веке в Венеции.

- Хорошо (вопрос детям):

- Так когда появилась техника "Декупаж" и в какой стране? (17 век Венеция)

- Как с французского языка переводится слово "декупаж"? (вырезать)

- Что можно украшать в технике "декупаж"?

Молодцы.

- Запишите в тетради время и место появления техники "декупаж".

    Декупаж позволяет, согласно вашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый вами предмет. Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое. После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная.

Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.

Декупаж - это скрупулезное вырезание изображений, которые потом наклеиваются на поверхность для декорирования согласно вашему желанию и затем покрываются несколькими слоями лака для защиты. Эта техника требует времени, терпения и предусматривает множество попыток, чем результат удовлетворит Вас.

Окончив изучение этой техники, вы сможете создавать эксклюзивные предметы интерьера, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое, многое другое насколько позволяет вам ваша фантазия.

- Запишите определение "декупаж" в тетрадь.

3. Где применяется?

Декупажем можно оформить практически всё, что подскажет вам ваша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски (деревянные и пластмассовые). Можно сшить из простой ткани скатерть и салфетки, и оформить их в эксклюзивный набор. Можно сделать диванную подушку под ваш интерьер. Главное, что все вещи получаются красивые и полезные в хозяйстве!

4. Основы "декупажа"

Техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.

5. Материалы и аксессуары.

Для работы в технике "Декупаж" используются:

1. Основа – предмет, который декорируется.

2. Декупажные карты. Бумага для декупажа - получила в нашей стране название "декупажная карта". Она бывает разной плотности, разного размера. Выбор декупажной карты зависит от техники декупажа.

3. Вместо декупажных карт так же можно использовать рисовую бумагу.

4. Салфетки для Декупажа. Из трехслойной салфетки в декупаже используется только один самый верхний цветной слой. Этот тонкий слой накладывают на поверхность заготовки и наносят мягкой кистью средство для декупажа.

5. Самые необходимые инструменты для декупажа - очень острые небольшие ножницы (маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов). Для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).

6. Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-2 см. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик. Часто удобнее наносить краску и лак не кистью, а поролоновой губкой.

7. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются акриловыми красками (мы будем использовать гуашь, в целях экономии).

8. Для приклеивания вырезанных элементов к основе используется:

- спец. клеи для декупажа (или клей ПВА (разбавленный или неразбавленный)).

9. Для конечного завершения работы используется акриловый лак. Есть специальные акриловые художественные лаки, но они очень дорогие. А, поскольку лаком надо покрывать изделия много раз, то мы воспользуемся строительным.

10. Кракелюрный монолак.

Этим лаком можно добиться эффекта старения. Кракелюры (франц. craquelure) – тонкая сетка трещин. В декупаже кракелюры создаются при помощи специальных кракелюрных лаков. Они могут быть одно - и двухкомпонентными, то есть состоять из одного или двух флаконов с разными составами. В использовании каждого состава есть свои тонкости.

ПОКРЫТИЕ РАБОТ ЛАКОМ

Декупажная работа лишь тогда хорошо выглядит, когда наклеенный мотив полностью сливается с фоном, находится с ним на одном уровне, нет "ступеньки" при переходе от бумаги к фону. Это достигается многоразовым покрытием предмета лаком. Количество слоев лака, нанесенных на финише, на некоторых работах может быть больше сотни.

Финишное покрытие всегда наносится с промежуточным шкурением слоев лака самой мелкой шкуркой. Оно (шкурение) сглаживает вздувшиеся места картинки и неровности нанесенного лака. Обычно шкурят после нанесения 4-5 слоев лака, стараясь снимать лак только с выпуклых мест изделия, выравнивая тем самым поверхность, после чего на поверхность наносят следующие слои лака, и так далее, пока мотив полностью не утонет в финишном покрытии.

Хороший финишный лак должен ложиться равномерно, легко шкуриться, быстро сохнуть без трещин и наплывов, не иметь сильного запаха и, главное, не желтеть со временем.

Прежде чем приступить к работе давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком.

(опрос учащихся).

У каждого на столе лежит инструкционная карта. В ней описаны все этапы работы.

Рабочие места готовы, можете приступать к работе. Не забудьте заполнить оценочный лист.

4 этап. Практическая часть

Учащиеся основываясь на инструкционную карту и презентацию оформляют рамку для фотографий в технике "декупаж" в своем стиле.

    Этап – приклеивание салфетки к рамке

    Этап – декорирование готовой рамки гуашью (прорисовка дополнительных элементов)

    Этап – покрытые готовой рамки лаком (на следующем уроке).

Во время практической работы учитель наблюдает за работой учащихся и при необходимости помогает. По окончании выполнения работы, учащиеся заполняют оценочный лист.

ФИЗМИНУТКА проводится во время практической работы.

5 этап. Подведение итогов урока

Выставка работ:

Вот ваши рамки готовы. Давайте их внимательно рассмотрим. Что вам нравится в вашей работе, а что бы вы исправили?

Приближается Новый год – время дарить подарки. А мы с вами знаем, что лучший подарок тот, который приготовлен своими руками. Я думаю, ваши замечательные рамки будут идеальным подарком для ваших близких. Кому вы подарите свою рамку?

6 этап. Рефлексия

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научился(сь)…

- меня удивило…

- мне захотелось…

7 этап. Закрепление и обобщение темы урока. Кроссворд.

А теперь, подводя итог урока давайте разгадаем кроссворд:

Вопросы:

1. Для декорирования нужна…

2. Основа картинки - это…

3. Жидкость для скрепления…

4. Инструмент для вырезания…

5. Предмет для нанесения клея…

6. Каким лаком можно добиться эффекта старения

7. Готовое изделие – рамка для …

7 этап. Домашнее задание На следующемуроке мы с вами доделаем наши рамки для фотографий (покроем их лаком). И приступим к декорированию ткани в стиле Декупаж. Для этого принесите – х/б ткань (размером 20*20), салфетки с любым рисунком, и все принадлежности для выполнения работы в технике Декупаж.

8 этап. Выставление оценок . Каждый учащийся оценивает свою работу и в целом работу на уроке (самооценка). Говорит, сколько баллов поставил себе в оценочном листе и учитель выводит общую оценку.

9 этап. Уборка рабочих мест.

- Всем спасибо за урок, до свидания (уход детей).