Эскадренный броненосец «Ретвизан»

Эскадренный броненосец "Ретвизан" - русский эскадренный броненосец, входивший в состав эскадры Тихого океана. Один из лучших броненосцев начала XX века, отличался прекрасными ходовыми качествами и общей сбалансированностью проекта. Участвовал в Русско-японской войне, замечательно проявил себя в ходе боя в Желтом море. Единственный представитель своего типа, хотя имел определенную преемственность с броненосцами типа "Пересвет" и "Князь Потемкин-Таврический". Назван в честь шведского линейного корабля, захваченного в 1790 г. в ходе Выборгского сражения.

 

 

 

 

 

Схема ЭБР Ретвизан

Эскадренный броненосец "Ретвизан"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 12 410 т.

Длинна: 117,9 м.

Ширина: 22 м.

Скорость хода: 18 узлов.

Дальность плавания: 8000 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 12 орудий калибра 152 мм;
  • 20 орудий калибра 75 мм;
  • 24 орудий калибра 47 мм;
  • 8 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 6 торпедных аппаратов (457 мм).

Бронирование: до 254 мм.

Экипаж: 743 человека, из них 19 офицеров.

Введен в строй: 1901 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Броненосец "Ретвизан" в постройкеКораблестроительная программа 1898 г. привела к созданию целого ряда во многом уникальных кораблей. Одним из них оказался "Ретвизан" - эскадренный броненосец, строившийся фирмой "William Cramp & Sons", той же, которая спроектировала и построила "Варяг".

Как и в случае с легендарным крейсером, какие-либо объективные причины выбора подрядчика отсутствовали и единственным объяснением остаются прекрасные деловые качества Чарльза Крампа, приложившего массу усилий для получения выгодных контрактов, причем к моменту их заключения, проекта будущего броненосца не существовало даже в эскизном виде.

Морской технический комитет видел в качестве прообраза "Ретвизана" броненосцы "Пересвет", Крамп - американские броненосцы "Айова", в итоге же получился уникальный гибрид из нескольких кораблестроительных школ.

Строительство броненосца "Ретвизан"МТК и Крамп довольно долго пытались согласовать облик броненосца: и если вооружение и дальность хода особых споров не вызывали, то энергетическая установка и водоизмещение стали поводом ожесточенных дискуссий. В конечном итоге Крамп отстоял использование котлов братьев Никлосс (как и на "Варяге"), которые были легче и компактней традиционных котлов Бельвиля.

Водоизмещение корабля оказалось равным 13 000 тонн, что заметно превышало требования по техническому заданию (12 000 тонн), однако подобная ситуация была характера практически для всех крупных кораблей того времени - уровень инженерных расчетов просто не позволял спроектировать конструкции с требуемой точностью.

Постройка и испытания.

Официально "Ретвизан" был заложен 29 июля 1899 г., в октябре 1900 г. корпус был спущен на воду, а уже в августе 1901 г. броненосец вышел на испытания. Таким образом, полный цикл строительства "Ретвизана" составил 3 года, что является безусловным достижением, особенно учитывая периодически возникавшие изменения проекта по ходу строительства.

Испытания нового корабля прошли, в целом успешно, однако достичь проектной скорости в 18 узлов формально не удалось: выше 17,99 узлов скорость хода так и не поднялась. В конечном итоге отклонение в 0,1 узла было признано несущественным и в декабре 1901 г. "Ретвизан" вступил в строй.

 

Описание конструкции.

 

Эскадренный броненосец "Ретвизан"Нельзя сказать, что "Ретвизан" поражал необычными техническими решениями: броненосец, на первый взгляд был достаточно традиционен. Внешнее сходство с проектом "Князь Потемкин-Таврический" вкупе с некоторыми чертами "Пересвета" формировали узнаваемый образ, но несколько важных элементов, выделявших корабль из ряда себе подобных, были скрыты внутри стального гиганта.

При длине в 117,9 м., ширина корпуса составила 22 м., а осадка - от 7,6 до 7,9 м., что было в некотором роде стандартом для русских кораблей.

Бронирование.

Для формирования бронезащиты "Ретвизана" была использована высокопрочная крупповская броня, по стойкости на 15 % превосходившая традиционную гарвеевскую. Основную защиту обеспечивали два бронепояса: главный на уровне ватерлинии толщиной от 127 до 229 мм.; и верхний бронепояс толщиной до 152 мм. Вместе с 178-мм траверзами два бронепояса образовывали цитадель, надежно защищавшую жизненно важные механизмы корабля.

Над цитаделью находился 127-мм каземат, в котором размещалось 8 (по 4 с каждого борта) 152-мм орудий. Такое расположение артиллерийской батареи, с одной стороны, обеспечивало ее надежную защиту, а с другой - упрощало и удешевляло конструкцию. Лобовая броня башен составляла 229 мм., а боевая рубка была прикрыта 254-мм броней.

Следует обратить внимание, что неудачная форма боевой рубки ("грибок" в широкими смотровыми щелями) на "Ретвизане" имела реальные боевые последствия: в ходе боя в Желтом море шальной осколок, рикошетом влетевший через смотровую щель, тяжело ранил капитана корабля. Дополнительную защиту корабля обеспечивало деление на 15 изолированных отсеков, каждый из которых (впервые в русском флоте) имел собственную водооткачивающую систему, и броневая палуба, толщиной до 76 мм.

По результатам боевых действий "Ретвизан" показал замечательную живучесть: ни торпеды, ни японские снаряды не могли нанести ему фатальных повреждений.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Главной особенностью броненоНа палубе броненосца "Ретвизан"сца стала его энергетическая установка. 24 котла Никлосса и 2 четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения отличались компактными размерами и, в отличие от схожих систем "Варяга", высокой надежностью.

Нельзя сказать, что энергетическая установка была феноменально живучей, но поломки были редкостью и не имели тяжелого характера. Интересно, что на "Варяге" все было с точностью до наоборот: механизмы превратились в постоянную головную боль экипажа, причем проблемы так и не смогли решить до конца несмотря на переборку механизмов.

Скорость "Ретвизана" доходила до 18 узлов, причем он легко набирал ее и мог поддерживать максимальную скорость длительное время. Кроме того, броненосец обладал выдающейся дальностью хода: при полной загрузке угля она доходила до 8 000 миль, что открывало широкие тактические возможности. Там, где другим броненосцам потребовалось бы 2, а то и 3 пополнения запасов, "Ретвизан" мог действовать автономно. В движение корабль приводили 2 гребных винта.

Вооружение.

    Минный катер ЭБР "Ретвизан"Вооружение броненосца состояло из 4 двенадцатидюймовых орудий в двух башнях, на носу и на корме. Следует отметить, что за счет усовершенствованных систем подачи снарядов главный калибр отличался высокой скорострельностью. По некоторым источникам количество выстрелов в минуту доходило до двух, что было рекордным показателем.

Второй калибр был представлен традиционными 152-мм орудиями Канэ. По 2 орудия с каждого борта размещались в индивидуальных казематах, а остальные - в вышеупомянутых единых броневых помещениях на батарейной палубе. Внушительной была и противоминная артиллерия: 20 орудий калибром 76 мм, 24 47-мм орудия, кроме того "Ретвизан" имел 8 орудий калибром 37-мм.

При всех достоинствах скорострельных 76-мм орудий, они не имели броневой защиты, чем "Ретвизан" несколько напоминал все тот же "Варяг". Но если на "Варяге" такое спорное решение можно было объяснить экономией водоизмещения, то для тяжелого броненосца подобное размещение орудий представляется, мягко говоря, странным. "Ретвизан" стал одним из немногих броненосцев, который смог использовать весь свой внушительный арсенал одновременно: в ходе боя в Желтом море, корабль, выйдя на "пистолетную" дистанцию, обрушил на японский флот ураганный огонь с обоих бортов.

Кроме всего вышеизложенного "Ретвизан" имел 4 надводных и 2 подводных торпедных аппарата.

Оборудование и вспомогательные системы.

"Ретвизан", как и "Варяг", отличался от современников весьма комфортными условиями службы и высоким уровнем электификации. В то же время боевые системы не являлись чем-то новым и на фактических ровесниках - броненосцах "Бородино" - системы управления огнем были более совершенными. Впрочем, несмотря ни на что, "Ретвизан" был оборудован всем необходимым для решения боевых задач на высочайшем уровне.

 

Служба. 

До русско-японской войны.

В мае 1902 года "Ретвизан" прибыл в Кронштадт, откуда, после короткого докования, направился в Ревель, где принял участие в масштабном военно-морском параде, на котором присутствовал Николай II. В апреле 1903 г. броненосец прибыл в Порт-Артур. До начала Русско-японской войны "Ретвизан" участвовал в многочисленных маневрах, проводил учебные стрельбы и постановку минных заграждений, некоторое время был флагманом эскадры, при этом корабль не испытывал каких-либо технических проблем, а характеристики были чрезвычайно стабильными.

В осажденном Порт-Артуре.

"Ретвизан" после ночной атаки японских миноносцев9 февраля 1904 г. "Ретвизан" стал одной из целей японских миноносцев: торпеда ударила в левый борт, вызвав серьезные разрушения. Хотя корабль и не был выведен из строя окончательно, броненосец сел на грунт: замечательные и продуманные системы откачки воды не смогли справится с повреждениями.

Поскольку снять "Ретвизан" с мели не получалось, следующий месяц броненосец провел в качестве стационарного форта. Поскольку японцы неоднократно предпринимали попытки блокировать гавань и заминировать фарватер, "Ретвизан" регулярно открывал огонь по реальным целям, отгоняя вражеские миноносцы и брандеры. В начале марта корабль сняли с мели и поставили в ремонт. Параллельно с этим "Ретвизан" лишился части орудий: на период ремонта С.О. Макаров использовал их для обороны крепости. В июне 1904 г. повреждения были окончательно устранены и броненосец вернулся в строй.

В июле "Ретвизан" опять получил боевые повреждения: в ходе артиллерийского обстрела в броненосец попали 7 снарядов, один из которых привел к образованию подводной пробоины. В этот раз обошлось без тяжелых последствий: воду откачали, а пробоину оперативно заделали.

Бой в Желтом море.

Повреждения броненосца "Ретвизан" после боя в Желтом мореВ ходе боя в Желтом море "Ретвизан" получил многочисленные попадания с кораблей японской эскадры. Была сильно повреждена носовая часть, вышла из строя часть артиллерии, от попадания японского снаряда заклинило носовую башню главного калибра.

После гибели адмирал Витгефта и нарушения управления "Цесаревичем", "Ретвизан" развернулся и, ведя огонь на пределе физических возможностей орудийной прислуги, в одиночку сблизился с японской эскадрой. Интересно, что в ходе этого маневра "Ретвизан" особых повреждений не получил. Японские снаряды падали, в основном, за кормой, чему способствовали высокая скорость русского броненосца и сверхмалая дистанция боя. Целью этого маневра был таран "Микасы" (к таранам "Ретвизан", как и другие броненосцы, был вполне приспособлен), однако этому помешал осколок, ранивший командира корабля. После этого "Ретвизан" вместе с другими кораблями эскадры вернулся в Порт-Артур. См. Бой в Желтом море.

Снова в Порт-Артуре. Гибель броненосца.

Линкор "Хидзен"После провала попытки прорыва из осажденного Порт-Артура гибель кораблей эскадры была лишь делом времени. К концу ноября кольцо блокады сжалось окончательно, была захвачена гора Высокая, с которой просматривалась гавань крепости.

Японская осадная артиллерия сразу же после оборудования на захваченной вершине наблюдательного поста открыла огонь по кораблям. "Ретвизан" получил многочисленные попадания и сел на грунт. Вскоре команда покинула корабль, большинство орудий с него к этому времени уже было снято.

В японском флоте.

После захвата Порт-Артура японцы подняли севшие на грунт русские корабли, в том числе и "Ретвизан". К концу 1908 года корабль был отремонтирован и частично модернизирован, после чего вошел в состав японского флота в качестве линейного корабля под именем "Хидзен".

Корабль активно участвовал в Первой мировой войне (в частности, принимал участие в охоте за кораблями Шпее), а затем - в японской интервенции на Дальний Восток. В сентября 1923 г. бывший "Ретвизан" был исключен из состава японского флота по условиям Вашингтонского договора. 12 июля 1924 г. потоплен как мишень.