Эскадренный броненосец «Наварин»

Эскадренный броненосец "Наварин" - русский броненосец, построенный в рамках программы 1881 г. по образу британских кораблей типа "Трафальгар". Первый полноценный отечественный эскадренный броненосец, имевший "классическое" вооружение, мощную броню и большую дальность плавания. Входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры, принял участие в Цусимском сражении. Ночью 28 мая 1905 г. получил три торпедных попадания и быстро затонул. Несмотря на высокие характеристики при проектировании, броненосец быстро устарел из-за стремительного прогресса науки в конце XIX века. Построен в единственном экземпляре.

 

 

 

 

 

Эскадренный броненосец "Наварин"- схема

Эскадренный броненосец "Наварин", 1902 г.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 10 147 т.

Длинна: 105,9 м.

Ширина: 20,4 м.

Скорость хода: 15,85 узлов.

Дальность плавания: 3 050 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 8 орудий калибра 152 мм;
  • 18 орудий калибра 47 мм;
  • 12 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 6 торпедных аппаратов (381 мм).

Бронирование: до 406 мм.

Экипаж: 622 человек, из них 26 офицеров.

Введен в строй: 1896 г.

 

Проектирование и строительство.

 Проектирование.

Эскадренный броненосец "Наварин" на ходовых испытанияхПосле постройки первых броненосцев по программе 1881 г. ("Двадцатилетняя программа") морские чиновники задумались о разработке более крупных кораблей, способных долгое время действовать в открытом море и совершать дальние переходы.

Этому способствовало как обострение обстановки на Дальнем Востоке, так и состав флотов европейских держав, при этом ранее построенные в России броненосцы являлись кораблями относительно небольшого водоизмещения и предназначались для действий вблизи своих берегов.

Прямое указание заняться проектирование нового крупного броненосца пришло в Морской технический комитет в 1888 г.. Корабль должен был иметь водоизмещение более 8 000 тонн и вооружаться 305-мм орудиями. Вскоре Франко-русский завод представил эскизный проект, разработанный на основе английского броненосца "Трафальгар", с аналогичной прототипу схемой бронирования и схожими обводами корпуса.

В МТК потребовали усилить защиту артиллерии, увеличить запас угля, внести ряд изменений в структуру корпуса, а также поднять скорость хотя бы до 16 узлов. Проект оперативно доработали и в начале 1889 г. был подписан официальный контракт на постройку. В окончательном виде броненосец должен был иметь водоизмещение в 9 476 тонн. 

Постройка и испытания.

Эскадренный броненосец "Наварин", 1904 г.21 мая 1889 г. "Наварин" был официально заложен на Галерном островке. Поначалу строительство шло весьма быстро, несмотря на регулярные изменений проекта. В частности Морской технический комитет отказался от подводных торпедных аппаратов, потребовал увеличить сектор стрельбы 152-мм орудий, изменить форму верхнего каземата, установить более современные 12-дюймовые орудия главного калибра.

Тем не менее, корпус "Наварина" был спущен на воду уже в октябре 1891 г., что было неплохим результатом для отечественного кораблестроения. Основные проблемы начались при достройке броненосца: смежные предприятия сорвали сроки поставки практические всего, что было возможно: от броневых плит и торпедных аппаратов, до орудийных башен и элементов энергетической установки.

На первые испытания недостроенный "Наварин" удалось вывести лишь весной 1894 г., т.е. через пять лет с начала постройки. Ходовые испытания выявили массу проблем, в том числе недостаточную мощность котлов, что не позволяло достичь проектной скорости. Для устранения этого недостатка были установлены дополнительные вентиляторы, после чего "Наварин" превысил рубеж в 16 узлов, хотя средняя скорость хода составляла около 15,8 узлов. Достройка, испытания и устранение многочисленных недостатков нового броненосца продолжались еще два года и лишь в середине 1896 г. "Наварин" вступил в строй.

 

Описание конструкции.

 

Эскадренный броненосец "Наварин"Эскадренный броненосец "Наварин" при фактическом водоизмещении более 10 000 тонн представлял собой весьма интересную конструкцию: низкий борт, характерный скорее для броненосцев береговой обороны, четыре расположенные попарно трубы и большая коробообразная надстройка, несущая в себе вспомогательную артиллерию.

При всем этом размеры корабля были невелики: длина составляла около 105,9 м., ширина 20,4, осадка доходила 8,4 м. Корпус с двойным дном делился на водонепроницаемые отсеки 9 поперечными и 2 продольными переборками с магистральной водоотливной системой.

Быстро выяснилось, что конструкция корпуса неудачная: из-за низкой высоты переборок и столь же низкого корпуса затопление даже одного отсека приводило к поступлению воды на жилую палубу, а это вело к неминуемой гибели броненосца. Не блистал "Наварин" и мореходными качествами, все из-за того же низкого борта. Если для прибрежных броненосцев подобные недостатки (точнее - особенности) можно было счесть терпимыми, то для корабля, предназначенного для действий в открытом море, такие конструктивные просчеты были неприятными.

В то же время были у конструкции и несомненные достоинства: низкий борт и короткий корпус уменьшали уязвимость "Наварина" для вражеских снарядов, а хорошая броневая защита позволяла надеяться, что ему не придется проверять непотопляемость на практике.

Бронирование.

На палубе "Наварина" во время императорского смотраБронирование корабля состояло из главного бронепояса толщиной 406 мм в центральной части. К оконечностям пояс утончался до 305 мм и завершался броневыми траверсами той же толщины.

Оконечности "Наварина" не были прикрыты бронепоясом, их защита обеспечивалась скосами (до 76 мм) карапасной бронепалубы. Над цитаделью палуба была плоской и имела толщину 50,8 мм. Над главным поясом брони по ватерлинии располагался верхний бронепояс толщиной до 305 мм, замыкавшийся 152-мм траверсами. 

Еще выше, в надстройке, был устроен хорошо бронированный каземат (толщина бортов - до 127 мм), в котором размещалась 6-дюймовая артиллерия, разделенная перегородками. Боевая рубка прикрывалась 254-мм броней, а башни и барбеты защищались 305-мм плитами. Основная часть брони была сталежелезной, но на отдельных участках (в том числе, на башнях) применили сталеникелевую броню, которая была примерно на 10 % прочнее.

В целом бронирование "Наварина" было беспрецедентным: корабль практически не имел незащищенных участков, вертикальный борт имел сплошную броню, которая к тому же была незаурядной толщины. Единственным слабым местом были оконечности, но, как считалось, это не имеет существенного значения. Увы, подобное представление становится очевидно ошибочным если вспомнить о недостатках конструкции корпуса: затопление оконечностей легко могло привести к гибели всего корабля, даже если других повреждений не было.

Энергетическая установка и ходовые качества.

"Наварин" на Кронштадтском рейдеЭнергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения и двенадцати огнетрубных цилиндрических котлов. Подобная схема была традиционной для русских кораблей, разработанных в 80-х годах XIX века и везде демонстрировала хорошую надежность при приемлемой мощности.

Скорость хода доходила до 16 узлов, а дальность плавания экономическим ходом составляла 3 050 миль.

Вооружение.

Вооружение "Наварина" включало в себя 4 орудия калибром 305 мм в двух башнях. Сами орудия были неплохи, чего нельзя сказать об их механизмах: устаревшие гидравлические приводы и несовершенные системы подачи снарядов вкупе с фиксированным углом заряжания не позволяли стрелять чаще, чем один раз в 2,5 минуты.

Еще одной проблемой было то, что центр тяжести 35-калиберных орудий сильно отходил от оси вращения платформы башни. Из-за этого создавались дополнительные нагрузки как на стволы, так и на подъемные механизмы. При проектировании всерьез рассматривался вариант оснащения "Наварина" орудиями с длинной ствола 30 калибров, но от этого в итоге отказались.

Второй калибр состоял из 8 орудий системы Бринка калибром 152 мм. Орудия располагались в верхнем каземате и при необходимости полностью убирались внутрь корпуса. Количество орудий было явно недостаточным для корабля такого водоизмещения, кроме того пушки, как и главный калибр, не отличались высокой скорострельностью.

Противоминный калибр состоял из 18 47-мм орудий Гочкиса и 12 37-мм пушек. Эти орудия располагались на верхней палубе, мостиках и боевом марсе. Завершали комплекс вооружения шесть надводных торпедных аппаратов (381 мм).

Оборудование и вспомогательные системы.

"Наварин" был неплохо электрифицирован: помимо освещения была электрическая индикация для управления огнем и телефонная связь с электрическими колоколами. В то же время условия службы на броненосце оставляли желать лучшего: размеры корабля просто не позволяли создать комфортные условия обитания.

 

Служба.

До Русско-японской войны.

Эскадренный броненосец "Наварин" на ученияхПервый дальний поход "Наварина" начался в 1896 г. почти сразу после его вступления в строй: вместе с четырьмя другими кораблями он направился в Средиземное море, где посетил ряд иностранных портов.

Здесь же броненосец ждало первое серьезное испытание: по дороге в Пирей "Наварин" попал в семибальный шторм. Хотя все недостатки конструкции проявились в полной мере, корабль получил минимальные повреждения и обошелся без затоплений, доказав свою способность действовать в тяжелых погодных условиях.

В начале 1897 г. "Наварин" в составе международных сил участвовал в блокаде Крита, а после вернулся на Балтику. В 1898 г. броненосец отправляется на Дальний Восток и, пройдя гигантское расстояние прибывает в Порт-Артур через четыре месяца с начала похода.

Как и другие русские корабли на Дальнем Востоке, "Наварин" участвовал в подавлении Восстания Боксеров, перебрасывая десантные части.  До отбытия в европейскую часть России броненосец неоднократно посещал Владивосток и Нагасаки, участвовал в многочисленных маневрах, в том числе совместно с британскими и немецкими кораблями. В Либаву "Наварин" вернулся в в апреле 1902 г., после чего вошел в состав учебно-артиллерийского отряда.

Русско-японская война.

К началу Русско-японской войны броненосец требовал основательного ремонта: котлы и машины были сильно изношены. Кроме того сам корабль к этому времени ощутимо устарел и уже не был той несокрушимой бронированной машиной, которой он вступил в строй восемь лет назад.

К сожалению, из-за многочисленных неудач русских войск и флота, "Наварин" оказался в составе обреченной Второй Тихоокеанской эскадры. При этом пройти ремонт броненосец так и не успел.

"Наварин" в Нагасаки, 1902 г.Дневной бой в Корейском проливе сложился для "Наварина" относительно удачно: огонь японцев был сосредоточен на более современных кораблях. Но не обошлось и без повреждений: тяжелые снаряды разрушили слабозащищенную корму, уничтожив кают-компанию и вызвав поступление забортной воды.

Позже снарядами была сбита одна из труб, что уменьшило и без того невысокий ход броненосца, а осколками был тяжело ранен командир корабля - барон Бруно Александрович фон Фитингоф. К счастью, пробоины удалось заделать, а возникший пожар потушить, что позволило "Наварину" остаться в строю.

Ночью броненосец шел вместе с силами адмирала Небогатова, но из-за лопнувшего паропровода и продолжавшегося (хотя и контролируемого) поступления забортной воды он отстал от остальных. Японские миноносцы обнаружили "Наварин" около 22 часов вечера. Первая торпеда поразила и без того сильно пострадавшую корму, увеличив ее разрушения и приведя к сильному затоплению.

По существу, судьба броненосца была предрешена - корабль осел и вода начала заливать жилую палубу, не имея перед собой никаких преград. "Наварин" оставался на плаву около четырех часов, пытаясь дотянуть до берега, но еще две японские торпеды, попавшие в броненосец, не позволили этого сделать. См. Цусимское сражение. По другой версии "Наварин" подорвался на минах, которые по его курсу выставили японские миносносцы. Так или иначе после третьего взрыва корабль затонул почти мгновенно, спастись смогли лишь три члена экипажа.