Эскадренный броненосец «Микаса»

Эскадренный броненосец "Микаса" - японский броненосец первого ранга, строившийся по кораблестроительной программе 1896 г. На момент вступления в строй был одним из самых мощных боевых кораблей мира. Принимал активное участие в Русско-японской войне, был флагманом адмирала Того при блокаде Порт-Артура и в Цусимском сражении. В настоящее время в статусе корабля-музея находится в г. Йокосука, Япония, на вечной стоянке.

 

 

 

 

Схема

 

Эскадренный броненосец "Микаса"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 15 140 т.

Длинна: 131 м.

Ширина: 23,2 м.

Скорость хода: 18,25 узлов.

Дальность плавания: 4600 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 14 орудий калибра 152 мм;
  • 20 орудий калибра 76 мм;
  • 12 орудий калибра 47 мм (8 с длинной ствола 40 калибров, еще 4 - с длинной ствола 33 калибра);
  • 4 торпедных аппарата (457 мм).

Бронирование: до 356 мм.

Экипаж: 830 человек, из них 40 офицеров.

Введен в строй: 1902 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Японская кораблестроительная программа 1896 г. предполагала постройку шести новых эскадренных броненосцев, вооруженных 12-ти дюймовыми орудиями. Сама эта программа появилась по результатам первой китайско-японской войны, которая со всей очевидностью выявила необходимость наличия в японском флоте крупных и тяжеловооруженных кораблей. Ранее ставка делалась на скоростные и легкие корабли, основным вооружением которых были торпеды и среднекалиберная артиллерия. "Микаса" был последним броненосцем, построенным по указанной программе, и его проектирование велось с учетом ранее сданных и заложенных кораблей. 

Спуск на воду ЭБР "Микаса"Поскольку японские кораблестроители не имели достаточного опыта проектирования и строительства крупных современных кораблей, программа изначально предполагала постройку броненосцев за границей.

Строителем "Микасы" стала английская фирма "Vickers , Sons & Mahin", вообще, все японские броненосцы по программе 1896 г. строились в Англии, хотя и на разных верфях. "Микаса" основными обводами корпуса повторял строившийся "Асахи", но с двумя важными отличиями: более прочной крупповской броней и значительно более продуманным делением на отсеки, что заметно облегчало борьбу за живучесть корабля.

Следует отметить, что упомянутый прототип "Микасы", в свою очередь, был разработан на основе весьма удачных английских броненосцев типа "Канопус".

Постройка и испытания.

Эскадренный броненосец "Микаса" на испытанияхОфициальная закладка "Микасы" состоялась 24.01.1899 г., а 08.11.1900 г. корабль был спущен на воду. Поскольку броненосец строился, условно "серийно" и, к тому же последним в этой "серии", каких-либо значительных проблем при его проектировании и постройке не было. В немалой степени этому способствовал и огромный опыт британских инженеров в проектировании и строительстве крупных боевых кораблей.

В марте 1902 года новый японский корабль вышел на испытания, длившиеся до конца года и подтвердившие требуемые характеристики. Одновременно с испытаниями шло обучение японского экипажа, который и повел броненосец в Японию после приемки корабля. 

 

Описание конструкции.

 

Уже при закладке корабля было очевидно, что он станет одним из сильнейших броненосцев мира: прочная крупповская броня, скорострельные орудия Армстронга, высокая скорость и продуманная компоновка - все это обещало весьма эффективную боевую машину.

Кроме того, на момент ввода в строй это был один из самых крупных боевых кораблей мира. Длинна корабля составляла 131,7 м., ширина - 23,2 м., осадка - 8,3 м.

Бронирование.

Эскадренный броненосец "Микаса"Защиту корабля обеспечивали два (условно - три) бронепояса: главный достигал толщины 229 мм., постепенно утончаясь к оконечностям до 102 мм. Второй бронепояс толщиной 152 мм. защищал цитадель корабля и доходил до верхней палубы, прикрывая одновременно батарею шестидюймовых орудий.

Кроме того, "Микаса", видимо, стал первым японским броненосцем, имевшим две бронепалубы: верхняя, толщиной 25 мм, и нижняя - в цитадели, толщиной 51 мм. На скосах толщина нижний бронепалубы доходила до 76 мм.

Наибольшая толщина брони корабля составляла 356 мм. Столь внушительной защитой была прикрыта боевая рубка и барбеты башен главного калибра. Лобовая броня башен составляла 254 мм. Вся броня (кроме бронепалубы), впервые в японском флоте, была изготовлена по методу Круппа, что делало ее значительно прочнее, чем использовавшая ранее гарвеевская броня. Корпус делился на изолированные отсеки многочисленными переборками, что заметно повышало живучесть броненосца при поступлении забортной воды.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Вид на боевую рубку ЭБР "Микаса"Энергетическая установка состояла из двух вертикальных трехцилиндровых паровых машин тройного расширения и 25 котлов Бельвиля, отличавшихся надежностью и экономичностью. Все это позволяло броненосцу, водоизмещением более 15 000 тонн, развивать скорость 18,5 узлов. 

Угольные ямы тянулись вдоль каждого борта и обеспечивали дополнительную защиту механизмов, в движение корабль приводили два четырехлопастных гребных винта. В целом, каких-либо значительных проблем с энергетической установкой на "Микасе" не отмечалось: все ее части работали надежно и обеспечивали достаточно стабильные ходовые качества.

В то же время, корабль имел склонность зарываться носом в волну при сильном волнении моря: это несколько усложняло прицельную стрельбу и уменьшало скорость, но за все долгие годы службы это не стало для броненосца ощутимой проблемой.

Вооружение.

Вид на носовую башню главного калибра ЭБР "Микаса"Артиллерия корабля состояла из четырех двенадцатидюймовых (305 мм) орудий в двух башнях, расположенных на носу и корме корабля. Особых новшеств здесь привнесено не было, за исключением усовершенствованных систем подачи снарядов, которые несколько увеличивали скорострельность по сравнению с предшественниками.

Заметно интереснее была расположена артиллерия среднего, 152-мм, калибра. В отличие от других японских броненосцев, на "Микасе" почти отказались от казематов, расположив 10 из 14 орудий среднего калибра в верхней цитадели. Оставшиеся четыре 152-мм орудия располагались в казематах на верхней палубе.

Кроме всего вышеизложенного на броненосце имелись 20 орудий калибром 76 мм. и 12 скорострельных 47-мм орудий. Завершали комплекс вооружения корабля 4 бесполезных подводных торпедных аппарата, установленных, судя по всему, по традиции: как и для других крупных кораблей того времени выход на дистанцию торпедной атаки был чем-то из области фантастики.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оборудование "Микасы" на момент ввода в строй включало все возможные достижения науки и техники того времени: традиционные машинные телеграфы и переговорные трубы дополнялись электрической сигнализацией и централизованным управлением стрельбой.

 

Служба.

Русско-японская война.

Ремонт ЭБР "Микаса" после боя в Желтом мореБиография "Микасы" оказалась чрезвычайно богатой. Броненосец принимал активное участвовал в Русско-японской войне, будучи флагманом адмирала Того.

В ходе сражения в Желтом море огонь русской эскадры Тихого океана сконцентрировался на "Микасе": броненосец получил около 20 попаданий. Снарядами была повреждена большая часть артиллерии, выведена из строя кормовая башня, пробит главный бронепояс, оторван кусок брони на уровне ватерлинии, что едва не привело к гибели корабля. Тем не менее, броненосец устоял, хотя и пробыл после этого в ремонте до февраля 1905 г. См. Бой в Желтом море.

"Микаса" снова нес вымпел адмирала Того во время Цусимского сражения и, на этот раз, несмотря на многочисленные попадания, опасных повреждений не получил. По заявлению Повреждения броненосца "Микаса"японцев Того находился на открытом мостике весь бой, выражая тем самым презрение к смерти. Насколько это достоверно сказать сложно, но факт остается фактом - и японский адмирал и его флагман благополучно пережили побоище в Корейском проливе, в отличие от Второй тихоокеанской эскадры Российской империи. См. Цусимское сражение 27.05.1905 - 28.05.1905 г.

Через несколько дней после окончания Русско-японской войны, в ночь на 12 сентября 1905 г. "Микаса" взорвался: на воздух взлетел кормовой погреб боезапаса. Погибли от 114 до 250 человек (данные разнятся), а сам броненосец затонул на глубине около 11 метров. Тем не менее, корабль был поднят и 1908 г. снова вступил в строй: кроме солидного ремонта на нем заменили артиллерию главного и среднего калибра.

В Первой мировой войне и в послевоенный период.

Эскадренный броненосец "Микаса" в ЙокосукеВ годы Первой мировой войны "Микаса", к тому времени уже устаревший из-за появления дредноутов, прикрывал японское побережье. Участвовал в японской интервенции на Дальний восток после революции в России, в ходе которой напоролся на камни и едва не затонул. Ремонтировался "Микаса" в доке Владивостока, что, принимая во внимание историю двух стран, представляется весьма занятной подробностью боевого пути броненосца.

В 1926 году эскадренный броненосец "Микаса" был превращен в памятник, но после Второй мировой войны с него сняли орудия, демонтировали надстройки и начали разборку корпуса, однако это занятие по каким-то не вполне очевидным причинам прекратили.

До 1960 года полуразобранный "Микаса" простоял в Йокосуке, затем его решили восстановить в первоначальном виде. В мае 1961 г. работы были завершены и один из самых заслуженных японских кораблей окончательно стал музеем и памятником, как адмиралу Того, так и самому себе.