Эскадренные броненосцы типа «Полтава»

Эскадренные броненосцы типа "Полтава" - серия броненосцев, предназначавшихся изначально для Балтийского флота. Для своего времени были весьма совершенными кораблями с мощным вооружением, хорошим бронированием и достаточной скоростью. Построено три корабля: "Полтава", "Севастополь" и "Петропавловск". Все три броненосца были потеряны в Русско-японской войне.

 

 

 

 

 

Схема бронирования ЭБР типа "Полтава"

Эскадренный броненосец "Петропавловск"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 11 500 т.

Длинна: 114,3 м.

Ширина: 21,34 м.

Скорость хода: 16,5 узлов.

Дальность плавания: 3750 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 12 орудий калибра 152 мм;
  • 12 орудий калибра 47 мм;
  • 28 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 6 торпедных аппаратов (4 калибра 381 мм, 2 - калибра 457 мм).

Бронирование: до 406 мм.

Экипаж: 690 человек, из них 21 офицер.

Первый корабль серии введен в строй: 1900 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

"Полтава" в доке,1900 г.Строительство броненосцев типа "Полтава" осуществлялось по той же кораблестроительной программе 1881 г., в рамках которой были построены "броненосцы-крейсеры" типа "Пересвет" и крейсер "Рюрик". Но, в отличие от "Пересветов", "Полтава" представлял собой классический броненосец: с тяжелой броней и мощным вооружением.

Эскизный проект, разработанный Морским техническим комитетом, был представлен в начале 1891 г. и предусматривал водоизмещение около 11 000 тонн, полный бронепояс и вооружение из 4 орудий калибром 305 мм.

Вспомогательное вооружение по проекту МТК должно было состоять из восьми 203-мм орудий, расчетная скорость составляла около 17 узлов. При проектировании за основу был взят броненосец "Император Николай I" с рядом улучшений.

В течение следующего года представленный проект был существенно скорректирован: изменилась схема бронирования (отказались от полного бронепояса), на смену 8-дюймовым орудиям пришли скорострельные 152-мм орудия Канэ в полноценных башнях.

7 мая 1892 года состоялась торжественная закладка новых броненосцев: "Полтава" строилась на верфях Нового Адмиралтейства, а "Севастополь" и "Петропавловск" - на Галерном островке.

Постройка и испытания.

"Полтава" в достройкеВ процессе строительства проект "Полтавы" продолжал активно меняться: орудия главного калибра заменили на более совершенные, вместо сталежелезной начала активно внедряться гарвеевская и экстрамягкая никелевая броня.

Изменения проекта ускорению строительства не способствовали, поэтому на ходовые испытания "Полтава" вышла лишь в сентябре 1898 г., т.е. через 6 лет с начала постройки. При этом строительство было далеко от завершения: механизмы были смонтированы, но на корабле полностью отсутствовала артиллерия (кроме главного калибра) и ряд важных систем.

Начавшиеся испытания преподнесли несколько сюрпризов. Если ходовые качества нареканий не вызывали - "Полтава" легко превысила 16 узлов, которые были положены по измененному проекту, то испытания вооружения вызвали разочарование. При использовании полного заряда первый же залп из 12-дюймовых орудий привел к заклиниванию обеих башен и их оседанию на барбет из-за инженерного просчета. Конструкция поворотных платформ была спешно усилена,  а высота барбетов - уменьшена, что решило проблему.

В целом испытания показали весьма высокие характеристики. Устранение недостатков и достройка броненосцев шли разным темпами, в итоге первым в строй вступил "Петропавловск": уже к осени 1899 г. он пополнил состав флота. "Полтава" и "Севастополь" были дооснащены и укомплектованы лишь летом 1900 г.

 

Описание конструкции.

 

"Полтава" на БалтикеБроненосцы типа "Полтава" не отличались новыми технологиями или оригинальными техническим решениям, но использование хорошо отработанных узлов и механизмов позволило создать чрезвычайно эффективную и сбалансированную боевую машину.

Корпус был относительно коротким: его длинна не превышала 114,3 м, ширина напротив - была значительной и составляла 21,34 м, осадка достигала 8,6 м. Водоизмещение "Полтавы" было невелико и составляло около 11 500 тонн. Корпус броненосца был разделен на 11 водонепроницаемых отсеков, имевших общую систему откачки воды.

Интересной деталью формы корпуса являлся сильный завал бортов внутрь, что компенсировало тяжелые башни вспомогательного калибра и улучшало остойчивость. Для повышения мореходных качеств и уменьшения бортовой качки в нижней части корпуса были смонтированы развитые скуловые кили.

Бронирование.

Кормовая башня "Севастополя"Особенностью броненосцев типа "Полтава" стало очень мощное бронирование. Главный бронепояс на "Петропавловске" достигал толщины 406 мм, на других кораблях серии толщина его была меньше и составляла не более 368 мм, что, впрочем тоже было почти мировым рекордом.

В то же время бронепояс при длине около 74 метров защищал лишь центральную часть корабля: оконечности были прикрыты только бронепалубой. Традиционный верхний бронепояс толщиной 127 мм прикрывал артиллерию вспомогательного калибра и закрывал почти весь вертикальный борт.

Дополнительную защиту обеспечивала развитая карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах составляла 76 мм. Поскольку оконечности корабля бронепояса не имели, палуба на этих участках опускалась ниже ватерлинии, обеспечивая вполне достаточную защиту.

Лобовая броня башен главного калибра составляла 254 мм, той же толщины были и их барбеты. Башни 6-дюймовых орудий защищались 127-мм броней, а боевая рубка имела толщину брони в 229 мм. Броневые траверсы цитадели (до 229 мм) и продуманная конструкция корабля, включавшая двойное дно, также способствовали повышению живучести броненосца.

Для формирования бронезащиты использовали как гарвеевскую, так и экстрамягкую никелевую броню, а по некоторым данным главный бронепояс "Полтавы" состоял из плит крупповской брони. В целом бронирование кораблей было превосходным и обеспечивало высочайшую стойкость к вражеским снарядам. Увы, защита кораблей от мин и торпед была не столь продуманной, что показала гибель "Петропавловска" на японских минах.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка, хотя и была устаревшей, отличалась надежностью и довольно высокими характеристиками. Две трехцилиндровые паровые машины тройного расширения выдавали свыше 10 000 л.с. Пар вырабатывали 14 (на "Севастополе" - 16) огнетрубных котлов. Все это позволяло броненосцам развивать скорость до 16,5 и выше узлов. Нельзя сказать, что подобные скоростные показатели были чем-то выдающимся, но и тихоходными броненосцы типа "Полтава" назвать нельзя. Запас хода составлял 3 700 миль при полной загрузке углем. В движение корабль приводили 2 гребных винта.

Вооружение.

Команда "Петропавловска", 1903 г.Вооружение корабля состояло и 4-х двенадцатидюймовых орудий в башнях на носу и корме, по два орудия в каждой башне. Каких-либо новшеств в плане главного калибра на броненосцах не было.

Поскольку орудия заряжались при фиксированном угле возвышения ствола, практическая скорострельность была не высокой и составляла не более одного выстрела в 2 минуты. Нельзя сказать, что это было существенным недостатком, но низкая скорострельность, разумеется, боевые качества не улучшала.

Второй калибр был представлен 12 орудиями Канэ калибром 152 мм, 8 из которых располагались в двухорудийных башнях по две с каждого борта, а оставшиеся 4 - на батарейной палубе. Такая схема имела как преимущества, так и недостатки. Башни обеспечивали лучшую защиту расчетов и более широкий сектор обстрела, но уступали казематным орудиям в скорострельности. Кроме того наведение орудий одновременно было невозможно: башенные орудия имели другие прицельные устройства и требовали корректировки после выстрела из-за вращения башни. Как ни странно, дальность стрельбы из башенных орудий также была меньше, чем из казеЛинкор "Чесма" (быв. "Полтава") в Александрии, 1916 гматных.

Противоминный калибр был представлен 12-ю 47-мм пушками и 28 скорострельными 37-мм орудиями Гочкиса. Несмотря на многочисленность и высокую скорострельность эти орудия отличались недостаточным могуществом снаряда и, по сути, были бесполезны.

Вооружение завершали 6 торпедных аппаратов (2 подводных и 4 подводных). Такое количество торпедного вооружения на броненосце было не самой удачной идеей: использование торпед представлялось маловероятным, а сами они при детонации могли нанести кораблю тяжелейшие повреждения. С высокой степенью вероятности именно детонация торпед привела к мгновенной гибели "Петропавловска". 

Оборудование и вспомогательные системы.

Броненосцы "Полтава" первыми в русском флоте получили радиостанции Попова-Дюкрете, а также первые имели полностью электрическое освещение во всех отсеках и помещениях. Системы управления стрельбой включали электрические циферблаты и сигнализацию, позволявшие вести огонь по централизованным командам из боевой рубки.

К сожалению, фактически использовать централизованные указания было затруднительно в силу вышеописанной разницы между 152-мм орудиями. Поскольку уровень электрификации был для своего времени небывалый, для выработки тока на "Полтаву" установили 5 парогенераторов.

 

Служба. 

Русско-японская война.

"Полтава", "Севастополь" и "Петропавловск" в Порт-АртуреК моменту вступления броненосцев в строй обстановка на Дальнем Востоке обострилась и все три "Полтавы" были направлены на Тихий океан. До начала Русско-японской войны броненосцы успели поучаствовать в подавлении Восстания боксеров и многочисленных маневрах.

Нападение японцев застало "Полтаву", "Севастополь" и "Петропавловск" в Порт-Артуре, при этом в ходе ночной атаки миносноцев ни один из кораблей не пострадал. На следующий день они приняли участие в короткой и безрезультатной стычке с силами адмирала Того. Через 40 минут перестрелки японцы отступили.

После прибытия в Порт-Артур адмирала Степана Осиповича Макарова, броненосцы использовались весьма интенсивно и регулярно выходили в море для прикрытия легких сил и обстрела японских позиций. 13 апреля 1904 г. при выходе из Порт-Артура "Петропавловск" подорвался на японской мине. Взрыв произошел под носовой башней главного калибра, сразу же сдетонировал ее боекомплект и, возможно, торпеды, а через несколько минут (уже после погружения под воду) взорвались котлы. "Петропавловск", а вместе с ним и адмирал Макаров, погиб мгновенно, похоронив всякие надежды на морскую победу.

Следует отметить, что к моменту гибели Макарова, благодаря его действиям инициатива находилась в руках русского адмирала: Того не стремился навязать генеральное сражение и вел себя весьма пассивно.

Бой в Желтом море.

Взрыв броненосца "Петропавловск"10 августа 1904 г. "Полтава" и "Севастополь" участвовали в бою в Желтом море, в ходе которого продемонстрировали великолепную живучесть и надежную работу всех корабельных систем. Ни "Полтава", ни "Севатополь" не утратили боеспособности и сохранили большую часть артиллерии целой, хотя получили многочисленные попадания, в том числе 12-дюймовыми снарядами.

Бой закончился возвращением в Порт-Артур и хотя попытка прорыва не удалась, японцы в ходе сражения понесли заметно большие потери, а флагман Того - "Микаса" - был так изрешечен снарядами, что до 1905 г. простоял в ремонте. См. Бой в Желтом море. После захвата японцами горы Высокой, обстрел гавани Порт-Артура серьезно повредил "Полтаву". Броненосец получил многочисленные попадания и после длительного пожара сел на грунт. "Севастополь" в последние недели обороны Порт-Артура использовался в качестве плавучей батареи. Поскольку корабль был тяжело поврежден (в ноябре "Севастополь" вышел на внешний рейд и, потопив 2 миноносца, получил торпедное попадание) команда затопила броненосец на глубине около 50 метров.

"Полтава" в японском флоте и возвращение в Россию.

Захватив Пот-Артур японцы подняли "Полтаву" и в 1909 г. включили ее в состав флота как броненосец береговой обороны под названием "Танго". В 1916 г. "Танго" вместе с бывшими "Варягом" и "Пересветом" был выкуплены русским правительством, переименован в линейный корабль "Чесма" и направлен в Средиземное море для помощи союзникам.

В ходе революции экипаж "Чесмы" поддержал большевиков, но каких-либо активных действий с участием бывшей "Полтавы" уже не было. В 1918 г. корабль захватили англичане, через 2 года оставили его при эвакуации. В 1924 г. броненосец был разрезан на металл.