Эскадренные броненосцы типа «Бородино»

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" - самая крупная серия броненосцев Российской Империи, строившаяся по программе "Для нужд Дальнего Востока". Представляли собой дальнейшее развитие проекта броненосца "Цесаревич". Отличались общей сбалансированностью проекта, удачными техническими решениями и крайне несчастливой судьбой. Всего было построено пять кораблей: "Бородино", "Князь Суворов", "Император Александр III", "Орел" и "Слава", из которых первые три погибли в Цусимском сражении, "Орел" сдался японцам, броненосец "Слава" был затоплен после Моонзундского сражения в 1917 г.

 

 

 

 

 

Схема

Эскадренный броненосец "Князь Суворов"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 14 200 т.

Длинна: 121 м.

Ширина: 23,22 м.

Скорость хода: 18 узлов.

Дальность плавания: 3200 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 12 орудий калибра 152 мм;
  • 20 орудий калибра 75 мм;
  • 20 орудий калибра 47 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 4 торпедных аппарата (457 мм).

Бронирование: до 254 мм.

Экипаж: 754 человека, из них 28 офицеров.

Первый корабль серии введен в строй: 1903 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Эскадренный броненосец "Бородино" в достройкеЭскадренные броненосцы "Бородино" строились сразу по двум кораблестроительным программам: "для нужд Дальнего Востока" и по программе строительства кораблей для балтийского флота. В общей сложности по ним было построено 10 броненосцев (вместо запланированных 12), половина из которых относилась к типу "Бородино".

В качестве вероятных противников изначально рассматривались строящиеся японские корабли, характеристики которых в общих чертах были известны. Поэтому техническим заданием предусматривалось: 305-мм орудия главного калибра (в отличие от 254-мм на "Пересвете"), 152-мм артиллерия второго калибра и по 20 орудий калибром 75 и 47-мм. Водоизмещение по первоначальному заданию должно было составлять 12 000 тонн, а дальность хода при 10 узлах - до 5000 миль.

Надо отметить, что уже на стадии выдачи технического задания многие предлагали снять ограничения по водоизмещению и увеличить его до 15 000 тонн. Это позволило бы заметно поднять характеристики новых броненосцев, в первую очередь - в части бронирования и мощности энергетической установки.

Корпус эскадренного броненосца "Бородино" после спуска на водуПоскольку возможности отечественной промышленности вызывали определенные сомнения, изначально предполагалось проведение международного конкурса на проектирование и строительство новых кораблей, однако в конечном итоге все новые броненосцы строились в России, за исключением "Ретвизана" (США) и "Цесаревича" (Франция").

После рассмотрения ряда проектов для новой серии было решено остановиться на существенно измененном проекте "Цесаревича". При этом предусматривалась установка иной энергетической установки, изменение компоновочной схемы и ряд других отличий. Остальные представленные отечественные проекты сводились к увеличенным вариантам "Пересвета", что Морской технический комитет по ряду причин не устраивало.

Постройка и испытания.

Достройка ЭБР "Орел"В 1899 г. облик нового броненосца был утвержден и тогда же были выданы наряды на постройку. "Бородино" строился на Адмиралтейских верфях, "Орел" - на Галерном островке, "Император Александр III", "Князь Суворов" и "Слава" - на верфях Балтийского завода. Официальная закладка кораблей состоялась 25.05.1900 г. ("Бородино"), 11.05.1900 г. ("Император Александр III"), 20.05.1900 г. ("Орел"), 08.09.1901 г. ("Князь Суворов"), 01.11.1902 г. ("Слава"). Поскольку корабли строились на разных верфях, между ними были отличия, сводившиеся, в основном, к несколько иным формам корпуса и компоновочным решениям, без существенной переделки конструкции.

Строительство новых броненосцев шло разными темпами, в итоге первым вышел на испытания "Император Александр III" (октябрь 1903 г.). Планы адмиралтейства предусматривали сдачу всех броненосцев в 1905 г., но после начала Русско-японской войны были предприняты экстренные меры по ускорению достройки кораблей.

Полный цикл испытаний завершил лишь "Император Александр III". В конечном итоге после недолгой службы на Балтике, 4 построенных броненосца (кроме "Славы") были направлены на Дальний Восток и составили ядро Второй Тихоокеанской эскадры адмирала Зиновия Петровича Рожественского.

 

Описание конструкции.

 

Эскадренный броненосец "Слава"Броненосцы "Бородино", хотя и повторяли основными обводами корпуса "Цесаревич", в остальном отличались от него весьма существенно и представляли собой новый проект, развивавший уже отработанные технические решения.

Длинна кораблей составляла 121 м., ширина - 23,22 м., осадка - 7,9 м. При относительно коротком корпусе броненосцы имели заметную его ширину, что было обусловлено размещением 152-мм орудий в башнях и позволяло достичь требуемой остойчивости. Ширина и осадка определялись не только техническими решениями, но и возможностями Суэцкого канала, необходимость прохождения которого учитывалась в конструкции.

Водоизмещение всех кораблей превышало 14 000 тонн, что было почти на 1000 тонн больше, чем предусматривалось проектом. Как показало Цусимское сражение, это имело крайне негативные последствия: после загрузки углем и припасами, водоизмещение сильно переваливало за 15 000 тонн. В итоге главный бронепояс оказывался под водой, а вражеские снаряды били по незащищенным надстройкам, вызывая тяжелые разрушения и многочисленные пожары.

Бронирование.

Носовая башня главного калибра эскадренного броненосца "Слава"Защиту кораблей обеспечивали два бронепояса: пояс на уровне ватерлинии имел толщину от 145 до 194 мм., верхний бронепояс - от 102 до 152 мм.

Надежно защищалась и артиллерия корабля: лобовая броня башен главного калибра достигала 254 мм., броня башен вспомогательного калибра доходила до 152 мм. Казематы прикрывались 76-мм броней, а толщина стен боевой рубки составляла 203 мм.

Кроме того, броненосец защищали две бронепалубы, толщина которых на скосах суммарно доходила до 142 мм. В целом, толщина бронирования была меньше, чем на "Цесаревиче" и японских броненосцах, но за счет большой площади бронирования, удачной компоновки и использования Крупповской брони, назвать "Бородино" слабозащищенными нельзя.

Следует отметить, что в ходе Цусимского сражения случаи пробития брони были единичными, хотя именно такой случай привел к гибели "Бородино", на котором сдетонировал боезапас 152-мм орудия.

Живучесть корабля обеспечивали также 10 водонепроницаемых отсеков, на которые был разделен корпус, а дополнительные отсеки (по 5 с каждого борта) и противоторпедная переборка гарантировали высокую живучесть броненосца.

В то же время, в ходе упомянутого Цусимского сражения выяснилось, что эти корабли весьма склонны к опрокидыванию при достижении некой критической точки, что не оставляло экипажам шансов на спасение. Впрочем, то же самое можно сказать и о всех других броненосцах той поры. В отечественном судостроении по-настоящему первым боевым кораблем, в конструкцию которого был заложен принцип "корабль должен тонуть медленно", стал дредноут "Севастополь".

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка кораблей состояла из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения и 20 котлов Бельвиля. Интересно, что для "Бородино" силовую установку изготавливал Франко-русский завод по образцу устанавливаемой на броненосце "Цесаревич", для остальных кораблей серии машины и котлы произвел Балтийский завод.

В конечном итоге скорость хода составила 17,8 узлов, что было неплохо, но не являлось чем-то выдающимся. Котлы и машины в общем были достаточно надежны и возникавшие с ними проблемы следует относить скорее на неправильную эксплуатацию, нежели на технические недостатки самих механизмов. В движение броненосец приводили 2 гребных винта.

Вооружение.

Магнитный компас ЭБР "Слава"Вооружение корабля было достаточно традиционным: четыре 305-мм орудия размещались в двух башнях, на носу и корме. Артиллерия вспомогательного калибра состояла из 12 орудий калибром 152 мм., которые размещались в 6 башнях (по три с каждого борта).

Расположение орудий в полноценных башнях было весьма прогрессивным шагом и открывало простор для дальнейшей модернизации. Кроме того броненосцы оснащались 20 орудиями калибра 75 мм и таким же числом скорострельных 47-мм пушек.

На каждом броненосце имелось по 10 пулеметов Максим, 2 десантных орудия и 4 торпедных аппарата. В целом комплекс вооружения не отличался какой-то новизной, но был надежен и привычен. На испытаниях выяснилась низкая скорострельность орудий главного калибра (не более одного выстрела в 1,5 минуты), но в конечном итоге ее удалось довести до 1 выстрела в минуту, что было вполне достаточно.

Оборудование и вспомогательные системы.

Броненосцы "Бородино" для своего времени имели весьма продвинутую систему управления огнем, включавшую два поста наведения (по одному на борт), выдававших централизованные указания и параметры стрельбы всем орудиям стального колосса. Результаты централизованных расчетов, производимых артиллерийскими офицерами, передавались комендорам орудий главного и вспомогательного калибра через систему электрической индикации. При необходимости каждое орудие или башня могли действовать самостоятельно, ориентируясь по собственным оптическим прицелам, хотя этот способ не отличался эффективностью.

Навигационное оборудование, включавшее в себя магнитные компасы, также было самым совершенным на момент вступления броненосцев в строй. Корабли были оборудованы развитой системой внутренней связи и имели высокий уровень электрификации. Ток вырабатывали четыре динамомашины.

 

Служба. 

В Русско-японской войне.

Орудия главного калибра ЭБР "Слава"Броненосцы типа "Бородино" являются, видимо, самой "несчастливой" серией в отечественном кораблестроении, хотя сами корабли в этом ничуть не виноваты. "Князь Суворов", "Император Александр III", "Бородино" и "Орел" были включены в состав Второй Тихоокеанской эскадры и, пройдя полмира, попали в цусимскую мясорубку, пережить которую смог лишь "Орел".

"Князь Суворов" стал первой целью японцев, получил огромное количество попаданий и, объятый пламенем, затонул. Спастись с корабля смогли лишь те, кого вместе с адмиралом Рожественским успел снять миноносец "Бедовый". Примерно по такому же сценарию сложилась судьба броненосца "Император Александр III": перевернувшись после сильного обстрела корабль не оставил шансов на спасение экипажу.

Повреждения броненосца "Орел" после Цусимского сражения"Бородино" держался почти до конца дневного боя, но детонация боекомплекта башни 152-мм артиллерии вкупе с многочисленными повреждениями стала причиной гибели и этого корабля.

"Орел", находившийся под ураганным огнем и героически сражавшийся, в конечном итоге сдался и был включен в состав японского флота. См. Цусимское сражение. Японцы модернизировали корабль, заменив башни 152-мм артиллерии казематными орудиями калибра 203 мм. В новом качестве и под именем "Ивами" броненосец прошел Первую мировую войну, участвовал в осаде Циндао. В 1923 году выведен из состава флота в соответствии с условиями Вашингтонского договора и расстрелян как мишень.

Эскадренный броненосец "Слава".

Броненосец "Слава" в боюВесьма насыщенная боевая биография была и у "Славы": не успевший к формированию печально известной Второй Тихоокеанской эскадры броненосец служил на Балтике, где встретил начало Первой мировой войны.

Корабль активно участвовал в обороне Рижского залива, вступая в артиллерийские дуэли с немецкими "коллегами", прикрывал вспомогательные силы, обстреливал немецкие войска на побережье. Корабль неоднократно получал боевые повреждения, как от снарядов врага, так и от авиабомб.

В 1916 г. "Слава" был модернизирован: получил дополнительные зенитные орудия, был увеличен угол возвышения стволов главного калибра, увеличены секторы обстрела башен 152-мм орудий. В 1917 г. в ходе Моонзундского сражения "Слава", вступив в бой с немецким дредноутом "Кениг", получил тяжелые повреждения и при отступлении был затоплен экипажем на входе в Моонзундский пролив. В 1930 г. корабль был разобран на металл на месте затопления.