Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое 20-летнее творчество проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Он прошел сложный путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие друзья Блока, сбежав от революции в другие страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Поэт сам пострадал от революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое - чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа.

Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в “миры иные”. В 1904 году он создает цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил.

Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь. Он понял, что нельзя уйти в “миры иные”, когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении “Незнакомка” автор показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой к тому времени ослабли, потому что он влюблен в свою родину и потрясен горькой судьбой простого народа, который сознательно споили и свели на уровень животного:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Поиски Блоком путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу “сытых”, попытками пересмотра собственной жизненной позиции. Блок своими стихами не только доказал, что он - глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что поэт так и не нашел своего идеала в жизни. Любовь Дмитриевна Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие, пронзительные стихи Блока остались.

С любовью к женщине перекликается у Блока любовь к родине. “О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!” - восклицает поэт. Освобождаясь из-под влияния символизма, Блок стремился продолжить традиции великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его творчестве выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт страстно хотел видеть в человеке свободного творца своей судьбы. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ Прекрасной Дамы означал протест против морали, был своеобразной формой непризнания и отрицания буржуазного уклада жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия. “Незнакомка” - это полет творческой фантазии, преображающий мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни, но его стихи и сегодня волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать". Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие "друзья" Блока, сбежав от революции в другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое – чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе РФ , к судьбе русского народа. Ранний срок творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в "миры иные". В 1904 году он создает цикл "Стихов о прекрасной Даме", полных тревоги, ощущения близкой катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил, Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в "миры иные", когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении "Незнакомка" Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: "И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна". Какая музыкальность? Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: "Она – это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное". Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой немного ослабли, потому что он влюблен в свою Родину и потрясен горькой судьбой русского народа. Народ обдуманно споили и свели на уровень животного.

"По вечерам, над ресторанами, прозрачный воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух", – анонсирует он в "Незнакомке". Поиски Блока путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу "сытых", попытками пересмотра собственной жизненной позиции.

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой “Двенадцать”.
Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных раздумий. В 1904 году он создает цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене, которую он очень любил.
Блок взрослеет, и меняются

Его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в “миры иные”, когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении “Незнакомка” Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: “И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна”. Какая музыкальность! Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: “Она – это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное”.
Блок своими стихами не только доказал, что он глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Л. Д. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались. Они полны чувства, юные девушки учатся на них любви настоящей, поэтической, это очень скрашивает наши однообразные, полные усталости и тревоги, современные будни.
С любовью к женщине перекликается любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!” – пишет Блок. Освобождаясь из-под влияния символизма, Блок стремился продолжить традиций великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой страстностью хотел видеть в человеке свободного творца жизни. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ Прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия.
“Незнакомка” – это полет творческой фантазии, преображающей мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Тема любви в творчестве Блока

Другие сочинения:

  1. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, Read More ......
  2. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое 20-летнее творчество проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Он прошел сложный путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты Read More ......
  3. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Н. А. Некрасов К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Read More ......
  4. “Этой теме я сознательно и бесповоротно Посвящаю жизнь… Ведь здесь – жизнь и смерть, Счастье или погибель…” Из письма А. А. Блока К. С Станиславскому А. А. Блок – удивительный писатель Серебряного века. Он оставил после себя довольно богатое поэтическое Read More ......
  5. Стихи Блока о любви – это колдовство. К. Паустовский Было бы странно, если у такого поэта, как Блок, тема любви не проявилась бы в самом раннем творчестве. Правда, надо заметить, раннему Блоку земные страсти не приносили удовлетворения. Молодой поэт искал Read More ......
  6. Александра Блока считают гениальным лирическим поэтом. А лирическая поэзия в сознании читателей всегда будет связана прежде всего с темой любви. Сила личности поэта, обаяние лирического героя, красота и точность слова – где берут они начало, как переплавляется жизнь в бессмертные Read More ......
  7. Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в тревожные дни накануне и во время Октябрьской революции. Его лирика – это душевные переживания поэта о происходящих на Родине событиях Read More ......
  8. Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о Read More ......
Тема любви в творчестве Блока

(314 слов) Александр Александрович Блок – один из самых известных поэтов–лириков Серебряного века. Именно ему принадлежит образ всем известной Прекрасной дамы. Любовная тема занимает в творчестве автора особенное место. Через неё мы видим все душевные скитания, мысли и чувства маэстро – Блока.

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 год) по праву можно считать эталоном блоковской любви. Каждое лирическое произведение наполнено тревогой и боязнью, но в то же время именно здесь поэт создает образ идеальной женщины. Практически каждое стихотворение посвящено будущей супруге Любови Дмитриевне Менделеевой. Пожалуй, центральное место в сборнике занимает «Вхожу я в тёмные храмы» (1902 год). В этом лирическом произведении герой описывает свои чувства перед встречей с Прекрасной Дамой. Он волнуется, нервничает, но ему не терпится увидеть её, ведь она для него нечто святое, непостижимое. «Величавая Вечная Жена» — именно так Блок называет свой женский идеал. Светлые, искренние чувства поэт раскрывает перед Менделеевой, любовью всей жизни. Но всё меняется с её уходом…Известное всем стихотворение «Незнакомка» (1906 год) повествует о настоящем, «грязном» мире. Здесь реальность сталкивается с мечтой, а образ идеальной дамы рассеивается. Если в прошлом лирическом произведении Блока очаровывает божественный образ, то сейчас это незнакомка, пришедшая в кабак. В стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908 год) мы также наблюдаем столкновение идеального и реального. В начале произведения Блок описывает неземную, нереальную любовь, которая позже просто исчезает. В суровом мире ей нет места. Виновна здесь не только реальность, но и сам лирический герой…

Любовные чувства Блок испытывает и по отношению к своей Родине. Для него родная земля сродни жене: «О, Русь моя! Жена моя!». Поэт также испытывает к ней нежные, глубокие чувства. Блоковская отчизна – это тихая деревня, няня, сказки. Да, это «нищая Россия», но она его!

Итак, как мы видим, любовная тема А.А. Блока весьма противоречива. Если в начале творчества поэт окрылён образом идеальной женщины, то, повзрослев, он сталкивается с жестокой реальностью. Лишь любовь к Родине у Блока неизменна. Она даёт ему невероятную силу и вдохновение!

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь в лирике А. А. Блока

Литературное наследие А. А. Блока, ставшее ча-стью нашей культуры, жизни, обширно и многообраз-но. Оно помогает нам понять истоки духовных иска-ний поэта, узнать о его озарениях и разочарованиях. Родина, любовь, родная природа, революция, общече-ловеческие отношения — все эти темы затронул поэт в своих стихотворениях. Хочется особо отметить лю-бовную лирику Блока, ведь эта тема звучит в творче-стве каждого поэта, и каждый интерпретирует ее) по-своему, исходя из собственного опыта, личностных взглядов на взаимоотношения мужчины и жен-щины. Музой А. А. Блока, вдохновившей его на напи-сание большей части стихов о любви, была Л. Д. Мен-делеева. Несмотря на присутствие вполне реального объекта любви, образ возлюбленной в стихах поэта имеет несколько отвлеченный характер. Лирический герой чаще всего проповедует платоническую, незем-ную любовь к некоему воплощению Вечной Женст-венности — Прекрасной Даме, Таинственной Деве, Вечной Жене. Первый сборник произведений Блока так и называется: «Стихи о Прекрасной Даме».

Эта книга Блока была создана под влиянием мистико-философских идей символистов, в частности, Вла-димира Соловьева. Блока привлекают представления о некоем идеале — Мировой Душе, как воплощении красоты и гармонии. Стихи его полны таинственных символов, лирический герой, чаще всего, выступает как «отрок», «безрадостный и темный инок», «жрец» или «рыцарь». Он служит своей Прекрасной Даме в «темных храмах», исполняя «обряд», подобный цер-ковному.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Поэт противопоставляет свою героиню быстротеч-ности времени: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», ее образ связан с образами света: «Как ясен го-ризонт! И лучезарность близко...», предсказывающи-ми ее появление.

Облик Прекрасной Дамы меняется на протяжении всего цикла: Она — носительница полноты жизни, но Она же и смерть — в поэтическом сознании Блока на-чало позитивное. Поэт обращается к своей героине, называя ее Ясной, Святой, Величавой, Непостижи-мой.

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная Таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.

В первой книге поэта звучит мотив тревоги, ощу-щения близкой катастрофы, одиночества, тоски:

Все жду призыва, ищу ответа,

Но странно длится земли молчанье.

Лирический герой Блока со всей искренностью ве-рит, что встреча с Прекрасной Дамой поможет ему ра-зобраться в важных вопросах о смысле жизни, дости-жении идеала, назначении человека.

Особенностью стихотворений этого цикла является отсутствие в них подлинной страсти. От начала до конца они являются отрицанием никчемности окру-жающей жизни, которой поэт противопоставляет вы-мышленную гармонию:

И тогда, поднявшись выше тлена,

Ты откроешь Лучезарный Лик.

И, свободный от земного плена,

Я пролью всю жизнь в последний крик.

Но время меняет мироощущение поэта, поиски идеала не увенчались успехом, презрение к ничтоже-ству мещанства не нашло достойного противопостав-ления, Блок ищет новые подходы к осмыслению дей-ствительности. И в «Незнакомке» мы видим уже не противоположность «земного плена» и «Прекрасной Дамы», а контрастное их соединение. «Земной плен» — это «скука загородных дач», кабаки, ресто-раны. «Прекрасная Дама» же становится ближе к земной жизни, в ней узнаются черты земной и незем-ной красоты: с одной стороны «девичий стан, шелка-ми схваченный», с другой — «дыша духами и тумана-ми». Туманы, древние поверья, «очи синие, бездон-ные» — все подчеркивает космичность образа. Незнакомка становится символом мечты, красоты, которая спасет мир, поможет лирическому герою поверить, что в его «душе лежит сокровище», обрести истинную веру.

В более поздней лирике Блока женский образ при-обретает более конкретные черты. Если в цикле «Сти-хов о Прекрасной Даме» реальность преображена так, что жизненный прототип ее почти неузнаваем, то в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе...» можно увидеть имевшую место в жизни поэта траге-дию — разрыв поэта с Л. Д. Менделеевой, хотя ее об-раз по-прежнему исполнен таинственности, а ее порт-рет подобен для лирического героя иконе.

Стихи последующих циклов «Снежная маска» и «Фаина» посвящены актрисе Н. Н Во лоховой. Для лирики этих лет характерна страстность, предмет-ность:

Под ветром холодные плечи Твои обнимать так отрадно: Ты думаешь — нежная ласка, Я знаю — восторг мятежа! Но греховность, вседозволенность этой любви вы-зывают в сердце поэта тоску, ощущение опустошенно-сти. Блок с грустью вспоминает светлый образ «Пре-красной Дамы» — чистый и безгрешный. Воспомина-ния эти находят отражение в цикле стихов «Страшный мир»:

Ты, знающая дальней цели

Путеводительный маяк,

Простишь ли мне мои метели,

Мой бред, поэзию и мрак?

Мотив роковой любви-страсти, противопоставлен-ный любви-преклонению звучит и в цикле «Кармен», посвященном оперной певице А. А. Андреевой-Дельмас. Здесь явственно ощутима трагедия чувства, уво-дящего человека от реальной жизни, когда одна за другой рвутся связи с миром, а сама страсть может превратиться в сон, губящий ясность мысли, ослаб-ляющий волю.

Конкретная драма чувств этого цикла получает обобщение в поэме «Соловьиный сад»:

Пусть укрыла от дальнего горя

Утонувшая в розах стена, —

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Человек, отошедший от реального мира ради «со-ловьиного сада», символизирующего иллюзию лич-ного уединенного счастья, не может вернуться на предназначенный ему свыше путь. Даже если он стра-стно захочет этого, он обречен на бессмысленность одинокого существования, потому что зов самой пре-красной мечты бессилен перед требовательным голо-сом реальности.

После осмысления этого Блок дает новую трактов-ку темы любви — любовь к женщине сливается для него с любовью к Родине. Она и сказочная красавица, погруженная в таинственную «дремоту», она же «жена моя». Таким образом, Блок находит свое пред-назначение, обретает гармонию в объединении своей судьбы с судьбой своей страны, в единстве чувств лич-ных и общечеловеческих.