Деловое общение является необходимым атрибутом любой организации и ее организационной культуры. Сущность данного понятия раскрывают следующие определения.


Различают следующие формы делового общения (табл. 5.3).

Отличия делового общения от других видов коммуникаций:
основная цель делового общения — решение задач, стоящих перед организацией;
в деловом общении партнер всегда выступает как личность, значимая для другой стороны;
общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
. ограниченность во времени и подчиненность установленным правилам, т.е. регламентированность;
. взаимодействие сторон и выработка соглашений осуществляется в правовых рамках.
Деловое общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами. При этом необходимо учитывать, что при прочих равных условиях на этику делового общения того или иного индивида оказывают влияние следующие факторы:
. собственный этический кодекс, с которым человек живет, работает, какую бы должность он ни занимал (комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения или которые он усвоил в процессе обучения и воспитания);
. нормы и стандарты, привносимые извне (правила внутреннего трудового распорядка, этический кодекс организации, устные указания руководителя и т.п.).
При деловом общении необходимо придерживаться следующих принципов (табл. 5.4).




Деловой разговор (деловая беседа) являются самым распространенным ситуативным контактным методом коммуникаций в организации. Цель такой коммуникации — обмен информацией по конкретному вопросу.
В зависимости от предметного содержания можно выделить следующие деловые разговоры (беседы):
. найм и увольнение персонала;
. поручение производственного задания;
. анализ производственной и трудовой дисциплины;
. взаимоотношения в коллективе и т.п.
Важной формой делового общения являются также деловые переговоры. Деловые переговоры — это специфический вид деловой коммуникации. Этот инструмент в основном используется при внешних коммуникациях. Целью переговоров может быть: заключение договоров, координация совместных действий, согласование мероприятий, налаживание связей и т.п.
В деловых переговорах большое значение имеет коммуникационный стиль собеседников. Существует много различных стилей, используемых людьми в деловых коммуникациях. Классификация стилей на основе двух переменных — открытости в коммуникациях и адекватности обратной связи — показана на рис. 5.2.
Стиль «открытие себя» характеризуется высокой степенью открытости себя другим при низком уровне обратной связи.
Стиль «реализация себя» отличается максимальной открытостью, сопровождающейся максимальной обратной связью.
Стиль «защита себя» отличает низкий уровень открытости, но высокий уровень обратной связи.
Для стиля «уйти в себя» или «замыкание в себе» свойственен одновременно низкий уровень открытости и низкий уровень обратной связи.
Стиль «торговаться за себя» характеризуется умеренной открытостью и умеренной обратной связью, обмениваемых друг на друга в процессе межличностной коммуникации.
Выделяют два подхода к ведению переговоров: конфронтацион-ный и партнерский. Конфронтационный подход к переговорам — это противостояние сторон, желание каждой их них добиться победы на переговорах. Сущность партнерского подхода заключается в том, что обе стороны переговоров ищут взаимоприемлемое решение вопроса, при котором в выигрыше окажутся обе стороны. Именно этот подход в большей мере соответствует корпоративной культуре преуспевающих компаний.


Рис. 5.2. Типы коммуникационных стилей

Выводы
1. Коммуникация — это обмен информацией между людьми с помощью символов; это общение людей, которое включает обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией. Они являются одним из важнейших элементов организационной культуры. Коммуникации, которые определяются уставом организации или официальными правилами, называются формальной организационной коммуникацией. Они подразделяются на внешние (с внешней средой) и внутренние (между элементами самой организации), которые, в свою очередь, подразделяются на горизонтальные, вертикальные и диагональные.
2. Внутренняя коммуникационная система — это совокупность информационных каналов и средств, предназначенных для управления процессами передачи информации внутри организации. К ним относятся как современные информационные средства (внутренний веб-сайт, сотовая связь, внутренняя электронная почта и т.п.), так и традиционные средства коммуникаций (беседы, собрания, объявления, совместные праздники и т.п.).
3. Создание эффективной системы внутренних коммуникаций можно представить в виде шести этапов: 1) диагностика существующей системы внутренних коммуникаций; 2) создание единого информационного пространства; 3) разработка политики и стандартов, 4) внедрение стандартов и плана мероприятий; 5) мониторинг и оценка эффективности системы; 6) разработка и реализация мер по совершенствованию коммуникационной системы.
4. Деловое общение — это вид общения двух или более людей, которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.п.). В деловом общении партнер всегда выступает как личность, значимая для другой стороны. Различают следующие формы делового общения: деловой разговор (деловая беседа), деловые переговоры, служебное совещание, деловая дискуссия, пресс-конференция, публичное выступление и т.п. Деловое общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами.
5. Существуют различные коммуникационные стили, использование которых в межличностной коммуникации зависит от сложившейся ситуации. Наиболее простой и доступной для понимания является классификация стилей на основе двух переменных: 1) открытости в коммуникациях; 2) адекватности обратной связи. К ним относятся следующие стили: уйти в себя, открытие себя, реализация себя, защита себя, торговаться за себя. Различают также два подхода к ведению переговоров: конфронтационный и партнерский. Последний в большей мере соответствует корпоративной культуре преуспевающих компаний.