Обертон звука – его составная часть. Колебания высоких частот сливающиеся в один звук с основным тоном называют обертонами. Обертоны лучше один раз услышать.

Обычно они возникают в двух случаях: фильтруются из более сложного и синтезируются из простого:

  • Обертоны фильтруются из более сложного по спектру шума. Представьте себя между двумя зеркалами, ваши отражения повторятся на равных расстояниях друг от друга. Звук так же встречает свои отражения внутри трубки или струны. Только в отличие от Вас, звук длинный. За одну секунду он успевает растянуться на 330-340 метров. А если он тянется несколько секунд. Где ему поместиться между своими отражениями? Он начинает сам с собой складываться. Если каждая впадина, и каждый гребень волны точно совпадет со своим отражением, то звук усилит сам себя. Если нет, то звук сам себя погасит. Получается фильтр, который оставит те звуки, длина волны которых укладывается между «зеркалами» целое число раз. Послушайте как будут звучать тон 100 Гц (звук такой частоты возникнет при расстоянии примерно в 3,4 метра) и его обертоны.

Волна укладывается между отражающими поверхностями 1 раз:

Звук частотой 100 Гц (колебаний в секунду) — основной тон:

Волна укладывается между отражающими поверхностями 2 раза:

Звук частотой 200 Гц — 2 гармоника (так называемый октавный обертон):

Основной тон 100 Гц вместе с обертоном 200 Гц. Слышен один более светлый звук, а не два звука:

Звук частотой 300 Гц — 3 гармоника (так называемый квинтовый обертон):

Основной тон 100 Гц вместе с обертонами 200 и 300 Гц. Слышен один более светлый звук, а не три звука:

Звук частотой 400 Гц — 4 гармоника (так называемый двухоктавный обертон):

Основной тон 100 Гц сливается с обертонами 200, 300 и 400 Гц. Слышен один более светлый звук, а не четыре звука:

Звук частотой 500 Гц — 5 гармоника (так называемый терцовый обертон):

Основной тон 100 Гц сливается с обертонами 200, 300, 400 и 500 Гц. Слышен один более светлый звук, а не пять:

Сколько бы звуков не добавилось, если их частоты в целое число раз больше основного тона, они не будут слышны отдельно, а будут только осветлять основной тон. Более того, наш слух на столько привык именно благодаря обертонам слышать основной тон, что продолжает его слышать, даже если его уже совсем нет.

Вспомним, как звучит чистый тон частотой 100 Гц:

Сравним со звучанием его обертонов 200 + 300 + 400 + 500 Гц.

Кажется, что это один и тот же звук, только первый более мягкий, а второй более резкий по тембру. В реальности эти наборы частот не пересекаются по спектру:

  • Синтезируются из более простого звука. Представьте гирю на пружине. Если гиря массой один килограмм растягивает пружину на некоторое расстояние, а гиря в несколько раз массивнее растягивает пружину в те же несколько раз сильнее, то такую пружину можно назвать пружиной с линейной характеристикой зависимости растяжения от приложенной силы. Линейная пружина встречается только в учебнике по физике. Реальные пружины нелинейные. Если простой звук пропустить через нелинейное устройство, то в нем появятся нелинейные искажения. А так как воздух и все предметы в какой-то степени являются пружинами, то неискаженного звука практически не бывает. Эти искажения так же являются обертонами.

Спектр чистого тона 100 Гц до искажений:

Внесенные искажения в виде графика, где величина звукового давления исходного сигнала отложена по горизонтальной оси, а искаженного — по вертикальной.

Спецификой искажений, график которых симметричен относительно центра координат является отсутствие четных гармоник (обертонов). Это видно в приведенном ниже примере.

Видны новые синтезированные искажениями обертоны:

Звучит это следующим образом:

Исходный чистый тон 100 Гц:

Искаженный сигнал с новыми гармониками 300, 500, 700, 900 и т. д. Гц:

Изменение формы волны:

А так выглядит сама волна до и после искажения:

Отличительной чертой гармоник является их частота. Она всегда в целое число раз больше частоты колебаний основного тона. То есть, для звука с частотой 1000 Гц (колебаний в секунду), частоты гармоник будут составлять 2000 Гц, 3000 Гц, 4000 Гц и т. д.

Обертоны можно услышать на струнных инструментах (гитаре, скрипке и т. п.), приглушив основной тон пальцем. Даже существует такой исполнительский прием игры, который называется флажолет.

Для того чтобы услышать четные обертоны (второй, четвертый, шестой и т. д.) нужно в момент извлечения звука прикоснуться (не прижать к грифу) к струне точно в ее середине, приглушив основной тон и нечетные обертоны. На гитаре центр струны располагается точно над 12-м ладом.

Если приглушить колебания в точке расположенной на 1/3 длины струны (над 7 ладом гитары), то можно услышать 3-й, 6-й, 9-й и т. д. обертоны.

Если на рояле беззвучно нажать одну из клавиш, то можно услышать отзвуки обертонов после коротких резких ударов по другим клавишам. Отзвук будет не от всех нот, а только от тех, частоты которых ровно в 2, 3, 4 и т. п. раз больше беззвучно нажатой:

В примере слышны отзвуки обертонов после 2, 4, и 6 звуков.

В заключении следует отметить, что, хотя слова обертон и гармоника — синонимы, но изредка встречается выражение «негармонический обертон». Поэтому, точнее будет гармониками называть именно гармонические обертоны, а под «негармоническими обертонами» следует понимать призвуки с частотами не кратными основному тону.

Тон 100 Гц с гармоническими обертонами 200 и 300 Гц:

Тон 100 Гц с негармоническими призвуками 217 и 282 Гц.

Струна, оттянутая строго посередине, будет совершать колебания, показанные на рис. 8.3. Через каждые пол периода вся струна оказывается по разные стороны от положения равновесия. При этом на концах струны образуются узлы, а посередине - пучность смещений, так что на длине струны укладывается ровно половина длины волны (не звуковой, а поперечной волны в струне!). Частота таких колебаний и определяет высоту звука, создаваемого струной. Это так называемый основной тон струны.

Но это не единственная возможность. Можно возбудить и такие стоячие волны, при которых струна как бы разделяется на две, три и более части (рис. 2), каждая из которых колеблется с частотой, вдвое, втрое и т. д. большей, чем частота, соответствующая основному тону. Такие колебания тоже передаются окружающему воздуху и доходят до слушателя вместе с основным тоном. Называются они обертонами . Интенсивность звуков обертонов много меньше интенсивности основного звука, но обертоны как бы окрашивают звук основного тона, придают ему особое качество, называемое тембром. Он-то и позволяет отличить звук одного музыкального инструмента от другого. Зависит тембр от числа возбуждаемых обертонов и от их относительной интенсивности.

Колебания воздушного столба

В духовых музыкальных инструментах (различных трубах) источником звука является колеблющийся столб воздуха, в котором, как и в струне, возникают стоячие волны. Его колебания возбуждаются вдуванием воздуха через узкое отверстие на одном конце трубы. При таком вдувании возникает сжатие воздуха, что и дает начало колебаниям, а затем и волнам (аналогично оттягиванию струны). Правда, в отличие от струны, в воздушном столбе возникают не поперечные, а продольные упругие волны.

Труба может быть короткой или длинной, прямой или изогнутой. Другой ее конец может быть открытым или закрытым. Иногда вдуваемый воздух заставляет вибрировать тонкий упругий язычок, который передает колебания воздуху в трубе (кларнет), иногда вибрируют губы исполнителя, вызывая вибрации воздуха в трубе (корнет).

Высота звука здесь, как и в случае струны, зависит от линейных размеров. В открытой трубе основной тон возникает, когда на длине трубы укладывается 1/2 длины волны, а в закрытой - 1/4 длины волны (рис. 8.5). Высота тона зависит также от того, насколько сильно вдувается воздух, подобно тому как в струне она зависит от силы натяжения струны.

Наряду с основным тоном, в трубе возникают и обертоны с частотами, кратными основной частоте. При этом в открытой трубе возможны только такие обертоны, частоты которых представляют собой четные кратные частоте основного тона, а в закрытых трубах - нечетные кратные. Эти особенности связаны с тем, что на открытых концах трубы (а один из них всегда открытый) возможны только пучности смещений стоячей волны.

Музыкант может изменять действующую длину трубы, закрывая и открывая отверстия, сделанные вдоль трубы, с помощью клапанов или просто зажимая их пальцами (флейта, кларнет, дудка). В тромбоне, например, длина трубы, а вместе с тем и высота звука, изменяется с помощью скользящей U -образной приставки. В органе же длины труб неизменны, но зато число труб с самыми разными длинами чрезвычайно велико - до нескольких тысяч.

Оттянув струну посередине и отпустив, мы возбудим в ней колебание, изображенное на рис. 99, а. На концах струны получаются узлы, посередине - пучность.

С помощью этого прибора, меняя массу груза, натягивающего струну, и длину струны (перемещая добавочный зажим со стороны закрепленного конца), нетрудно экспериментально установить, чем определяется собственная частота колебания струны. Эти опыты показывают, что частота колебания струны прямо пропорциональна корню квадратному из силы натяженияструны и обратно пропорциональна длинеструны, т. е.

Что касается коэффициента пропорциональности, то он зависит, как оказывается, только от плотноститого материала, из которого сделана струна, и от толщины струны, а именно он равен. Таким образом, собственная частота колебаний струны выражается формулой

В струнных инструментах сила натяжения создается, конечно, но подвешиванием грузов, а растягиванием струны при накручивании одного из ее концов ни вращающийся стерженек (колок). Поворотом колка, т. е. изменением силы натяжения, осуществляется и настройка струны на требуемую частоту.

Поступим теперь следующим образом. Оттянем одну половинку струны вверх, а другую - вниз с таким расчетом, чтобы средняя точка струны не сместилась. Отпустив одновременно обе оттянутые точки струны (отстоящие от концов струны на четверть ее длины), мы увидим, что в струне возбудится колебание, имеющее, кроме двух узлов на концах, еще узел посередине (рис. 99, б) и, следовательно, две пучности. При таком свободном колебании звук струны получается в два раза выше (на октаву выше, как принято говорить в акустике), чем при предыдущем колебании с одной пучностью, т. е. частота равна теперь . Струна как бы разделилась на две более короткие струны, натяжение которых прежнее.

Можно возбудить далее колебание с двумя узлами, делящими струну на три равные части, т. е. колебание с тремя пучностями (рис. 99, в). Для этого нужно оттянуть струну в трех точках, как показано стрелками на рис. 99, в. Частота этого колебания равна . Оттягивая струну в нескольких точках, трудно получить колебания с еще большим числом узлов и пучностей, но такие колебания возможны. Их удается возбудить, например, проводя по струне смычком в том месте, где должна получиться пучность, и слегка придерживая пальцами ближайшие узловые точки. Такие свободные колебания с четырьмя, пятью пучностями и т. д. имеют частотыи т. д.

Итак, у струны имеется целый набор колебаний и соответственно целый набор собственных частот, кратных наиболее низкой частоте . Частотаназывается основной, колебание с частотойназывается основным тоном, а колебания с частотамии т. д.- обертонами (соответственно первым, вторым и т. д.).

В струнных музыкальных инструментах колебания струн возбуждаются либо щипком или рывком пластинкой (гитара, мандолина), либо ударом молоточка (рояль), либо смычком (скрипка, виолончель). Струны совершают при этом не одно какое-нибудь из собственных колебаний, а сразу несколько. Одной из причин того, почему разные инструменты обладают различным тембром, является как раз то, что обертоны, сопровождающие основное колебание струны, выражены у разных инструментов в неодинаковой степени. (Другие причины различия тембра связаны с устройством самого корпуса инструмента - его формой, размерами, жесткостью и т. п.)

Наличие целой совокупности собственных колебаний и соответствующей совокупности собственных частот свойственно всем упругим телам. Однако, в отличие от случая колебания струны, частоты обертонов, вообще говоря, не обязательно в целое число раз выше основной частоты.

На рис. 100 схематически показано, как колеблются при основном колебании и двух ближайших обертонах пластинка, зажатая в тиски, и камертон. Разумеется, на закрепленных местах всегда получаются узлы, а на свободных концах - наибольшие амплитуды. Чем выше обертон, тем больше число дополнительных узлов.

Рис.8.6. Свободные колебания на частоте основного тона и двух первых обертонов: а) пластинки, зажатой в тиски; б) камертона

Говоря ранее об одной собственной частоте упругих колебаний тепа, мы имели в виду его основную частоту и попросту умалчивали о существовании более высоких собственных частот. Впрочем, когда речь шла о колебаниях груза на пружинке или о крутильных колебаниях диска на проволоке, т. е. об упругих колебаниях систем, у которых почти вся масса сосредоточена в одном месте (груз, диск), а деформации и упругие силы - в другом (пружина, проволока), то для такого выделения основной частоты имелись все основания. Дело в том, что в таких случаях частоты обертонов, начиная уже с первого, во много раз выше основной частоты, и поэтому в опытах с основным колебанием обертоны практически не проявляются.

Любое периодич. колебание можно представить как сумму осн. тона и обертонов, причём частоты и амплитуды этих О. определяются как физ. свойствами колебат. системы, так и способом её возбуждения. Если частоты всех О.- целые, кратные основной частоте, то такие О. наз. гармоническими, или гармониками. Если же частоты зависят от осн. частоты более сложным образом, то говорят о негармонич. О. В этом случае периодич. колебание также может быть представлено как сумма гармоник, но это разложение будет приближённым, тем более точным, чем большее число гармоник взято. Если частота осн. тона f (первый О.), то частота второго О. равна 2f или близка к этому значению, частота третьего - 3f и т. д.

Физический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . . 1983 .

ОБЕРТОН

(от нем. Oberton - высокийтон, высокий ) - синусоидальная составляющая периодич. колебания сложнойформы с частотой, более высокой, чем основной тон. Любое периодич. f (первая ), то частота второй гармоники равна 2f или близка к этому значению, частота третьей 3f и т. д. Состав икол-во О. сложного звука определяет его качеств. окраску, или тембрзвука. Анализ колебаний и выделение О. относится не только к акустическим,

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор А. М. Прохоров . 1988 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ОБЕРТОН" в других словарях:

    Обертон … Орфографический словарь-справочник

    Обертона, м. [нем. Oberton] (физ. муз.). Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. обертон а, м. (нем. Oberton … Словарь иностранных слов русского языка

    Флажолет, призвук Словарь русских синонимов. обертон сущ., кол во синонимов: 2 призвук (4) флажол … Словарь синонимов

    ОБЕРТОН, обычно ГАРМОНИКА, составная часть музыкальной ноты, с частотой, кратной частоте основной ноты. У некоторых музыкальных инструментов имеются негармонические обертоны … Научно-технический энциклопедический словарь

    ОБЕРТОН, обертона, муж. (нем. Oberton) (физ. муз.). Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ОБЕРТОН, а, муж. (спец.). Дополнительный тон, придающий основному звуку особый оттенок или тембр. | прил. обертонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    обертон - Собственная частота, превышающая основную частоту в нецелое число раз. Единица измерения Гц [Система неразрушающего контроля. Виды (методы) и технология неразрушающего контроля. Термины и определения (справочное пособие). Москва 2003 г.] Тематики … Справочник технического переводчика

    Колебания идеальной струны. Реальные колебания составляются из указанных. 1 основной тон, 2 5 вторая пятая гармоники, соответствующие первому четвёртому обертонам … Википедия

    - (нем. Oberton, от оbег верхний, главный и Топ тон) гармонич. (синусоидальная) составляющая сложного негармонич. колебания с линейчатым спектром (см. Гармонический анализ), частота к рого больше наименьшей частоты v0 в спектре этого колебания.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Проделайте такой опыт: беззвучно нажмите клавишу фортепиано, а потом сильно ударьте и сразу отпустите клавишу октавой ниже (например, держите до второй октавы, а ударьте до первой). Взятый вами тон быстро угаснет, но еще долго будет слышаться… … Музыкальный словарь

Книги

  • Голубой человек , Буссенар Л.. Санкт-Петербург, 1911 год. Издательство П. П. Сойкина. Иллюстрированное издание. Владельческая обложка. Сохранность хорошая. Молодой французский коммерсант Феликс Обертон отправляется с…

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова обертон

обертон в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

обертон

обертона, м. (нем. Oberton) (физ. муз.). Призвук дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

обертон

А, м. (спец.). Дополнительный тон, придающий основному звуку особый оттенок или тембр.

прил. обертонный, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

обертон

м. Дополнительный, более высокий тон, сопровождающий основной и придающий ему особый оттенок, тембр; призвук.

Обертон

(нем. Oberton, от ober верхний и Ton тон), составляющая сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот О. и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд (см. Гармонический анализ); О., частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной ≈ негармоническими. О. может быть выделен с помощью резонатора.

Музыкальный звук ≈ это комплекс основного тона и гармонического О., или частичных тонов (см. Натуральный звукоряд). О. могут быть представлены как результат того, что звучащее тело (струна, столб воздуха и др.) колеблется не только как целое, но одновременно и по частям (1/2, 1/3, 1/4 и т.д.). О. слабее основного тона и звучат слитно с ним, поэтому на слух непосредственно не распознаются. В то же время характер О., наличие и относительная сила каждого из них определяют окраску, или тембр , звука. Негармонические О. свойственны звукам сирен , колоколов, а также различным шумам.

Лит. см. при статье Акустика.

Википедия

Обертон

Оберто́ны в акустике - призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона. Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками ); в реальных физических ситуациях частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона - такие обертоны называются негармоническими. Присутствие негармонических обертонов в колебаниях струн музыкальных инструментов приводит к феномену неточного равенства между рассчитанными частотами равномерно темперированного строя и реальными частотами правильно настроенного фортепиано (см. Кривые Рейлсбека).

Ввиду исключительной важности для музыки именно гармонических обертонов (и относительной малозначимости негармонических ) вместо «гармонический обертон» в музыкально-теоретической литературе часто пишут «обертон» без каких-либо уточнений.

Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как аликвотными дробями, так и неаликвотными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как там-там). Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента. Каждый обертон имеет порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов, называется Натуральным звукорядом.

Начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо или не прослушиваются вообще.

Примеры употребления слова обертон в литературе.

Он может порождаться либо трансформированными по отношению к исходным в тексте частями речи, с видоизмененным набором валентностей, что будет проиллюстрировано ниже, либо - вторичными смыслами слова, обертонами , коннотациями и окказиональными значениями, вовлекаемыми в толкование, как, например, в случае возникновения обратного смысла при иронии, столь частой у Платонова.

Звук ее вокодера очаровал Странника: узкополосный, но с очень высокими обертонами от прямоугольных импульсов.

Для этой фразы из своего обширного арсенала Эмилия выбрала сдержанно-задушевные интонации, поскольку чарующе-соблазнительные обертона по отношению к примерному семьянину Аллану Демпси теперь звучали бы неуместно.

Из меня исходила вибрация, обертоны и унтертоны, неприятно наполнявшие атмосферу.

Проезжая однажды на велосипеде мимо медвежьего вольера, я вдруг услышал крайне необычный звук- тонкий писк комара с более низкими обертонами , перемежаемый фальцетным повизгиванием, напоминающим предсмертный крик умирающей феи.

Насколько я понял, это запоминающее устройство -- лишь та часть машины, в которой вы зарываете и выкапываете данные, -- говорит Комсток, пытаясь совладать с высокими обертонами собственного голоса и говорить так, будто сталкивается с подобными вещами на каждом шагу.

Во всяком случае, духанщик не уловил постороннего дыхания, в то время как обертоны его собственного заполняли все помещение.

Джин долго смотрел вслед дюралевой стрекозе, вспоминая каждое слово Лота, напряженно стараясь разобраться во всех оттенках и обертонах извилистой лотовской мысли.

Даже величайшие солисты не могут, это связано с физикой, а не с умением, потому что контрабас не имеет этих обертонов , он их просто не имеет, и поэтому звучит он всегда ужасно, всегда, и поэтому сольная игра на контрабасе -- это величайшая глупость, и даже если техника за сто пятьдесят лет становилась все более совершенной, если существуют концерты для контрабаса, и сольные сонаты, и сюиты, и если в конце концов может быть когда-нибудь появится кудесник и сыграет на контрабасе шансоны Баха или каприччио Паганини -- это есть и будет ужасным, потому что тембр есть и будет ужасным.

Восемь ли типов человеческого организма существует в природе, как считали памирские мудрецы, или восемьсот, как считают европейские астрологи, суть первой закономерности не колеблется: то питание, которое мы вводим внутрь, во имя несокрушимого здоровья должно быть индивидуальным, согласно резонирующим с обертонами нашего неповторимого организма.

А может быть, этот обертон не убавляет, а наоборот, прибавляет что-то?

Но ментальные тени каждой из планет обладали множеством спутников, будто обертонов мысли, и каждый обертон имел свойство обращаться в материю, когда в космосе возникали для этого условия.

И здесь обнаруживается еще одна любопытная черта сходства зрительного обертона с музыкальным.

Он также не зачерчиваем в статике куска, как не зачертимы в партитуру-- обертоны музыки.

В начале лета 2006 года в издательстве «Открытый Мир» вышла книга Дик Де Рейтера «Волшебные вибрации. Целебная сила обертонов»

В книге рассказывается о том, что такое обертоны и какое влияние они оказывают на человека. Гармонические обертоны в буквальном смысле слова заряжают нас жизненной энергией, и каждый может испытать их благотворное воздействие, освоив приемы обертонального пения.

На прилагаемом к книге компакт-диске содержатся записи тувинского обертонального пения и композиций, исполненных на музыкальных инструментах, производящих широкий спектр обертонов, а также образцы упражнений для самостоятельного обучения обертональному пению.

Что такое обертоны?

Обертоны - это призвуки, входящие в спектр любого звука. Та его составляющая, которая имеет самую низкую частоту, называется основным тоном. Все обертоны звучат выше основного тона. Их частоты располагаются в естественном гармоническом порядке. В начале был Звук. Звук положил начало всей нашей Вселенной, в конечном счете развившейся в сложнейшую структуру. Весь наш мир полон звуков. Звуки - это «кирпичики», из которых строится бытие. В этой книге в общих чертах рассказывается о том, что такое обертоны и какое воздействие они оказывают на человека. Разумеется, мы сможем затронуть эту тему лишь вкратце.

Каждый из нас способен различать «хорошие» и «плохие» звуки. Отчасти звуки в окружающей среде оцениваются субъективно, но влияние большинства из них можно зафиксировать и измерить с помощью приборов. Мы можем объективно охарактеризовать их воздействие на наше настроение, тонус, пульс, мозговые волны и пищеварение. Из этого следует, в частности, что влияние звуков на организм по большей части не поддается нашему контролю: если оно нежелательно, единственный способ противостоять ему - отгородиться от самого источника звуков, а это далеко не всегда возможно.

Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие. Они вызывают упадок сил и депрессию или воспринимаются как угрожающие (например, гром или грохот землетрясения). Напротив, более высокие влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, как физической, так и психической. Именно здесь и вступают в игру гармонические обертоны. Обертоны - это тонкие, едва уловимые призвуки высокой частоты, сопутствующие всем окружающим нас звукам. Только гармонические обертоны способны вселять в нас бодрость и заряжать нас энергией.

Гармонические обертоны в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах, производящих широкий диапазон обертонов. А можно воспользоваться и самым простым и близким нам инструментом - нашим собственным голосом!

Оттенки звука

В этой главе мы изложим основы теории, описывающей свойства обертонов. Теория помогает удовлетворить естественное исследовательское любопытство, отвечая на вопрос, что стоит за этим удивительным явлением. Однако практика в этом отношении незаменима: чтобы разобраться в том, что такое обертоны, надо их слушать или петь. Лучший путь к пониманию свойств обертонов лежит через непосредственный личный опыт. Так что, читая книги по данной теме, не забывайте: это всего лишь подготовка к настоящему обучению.

Обертоны следует изучать на опыте. Опыт - лучший учитель. Мир обертонов - это своего рода иная реальность, в которую нужно погрузиться с головой, чтобы постичь ее истинное значение. Ответы зависят от того, как мы формулируем вопросы. Например, если вы спросите, почему слезы соленые, вам в ответ могут рассказать о химическом составе слез и о том, как работают наши вкусовые рецепторы. Но если вы спросите, из-за чего слезы соленые, вам могут поведать о функции слез как одного из защитных механизмов тела.

Погружаясь в мир обертонов, следует иметь это в виду. Что именно нас интересует - форма или функция?

Несколько научных терминов

Что нужно для того, чтобы извлечь звук? Эластичный материал (например, гитарные струны), источник энергии, необходимой для того, чтобы привести этот материал в колебательное движение (пальцы гитариста), и среда, в которой полученный звук сможет распространяться. Такой средой является окружающий нас воздух, а также ткани тела и воздух, содержащийся в его полостях. В нашем примере средой, усиливающей вибрации, служит также деревянный корпус гитары. Скорость звука в воздухе составляет от 300 до 336 метров в секунду (в зависимости от температуры и влажности).

Наше восприятие звука, или тона, определяется рядом его свойств. Одно из этих свойств - частота вибрации, то есть количество полных циклов колебательного движения, совершаемых источником звука за одну секунду. Единица измерения частоты - Герц (Гц), количество колебаний в секунду. Второе свойство - высота тона. Играя на струнных инструментах, исполнитель прижимает струны к грифу пальцем в различных местах, чтобы получить звук той или иной высоты. Система тонов составляет музыкальный звукоряд (c d e f g a h c , или до р еми фа соль ля си до ).

Амплитуда - это мощность энергии, необходимой для получения данного звука. Амплитуда измеряется в децибелах и может иметь значения от 0 до 120. Ее также называют громкостью. Однако громкость воспринимается крайне субъективно: для извлечения некоторых тонов требуется больше энергии, чем для других, при одинаковой громкости, и одни люди способны слышать очень высокие или очень низкие звуки, а другие нет (что, кстати говоря, не всегда свидетельствует о расстройствах слуха).

Самый низкий тон, доступный человеческому уху (подразумевается средний человек с хорошим слухом), - 20 Гц (колебаний в секунду) при длине волны 16,78 метра. Самый высокий слышимый тон - около 20000Гц при длине волны 17 сантиметров. К сожалению, в наши дни многие молодые люди портят себе слух громкой музыкой. Звукотерапевтические тесты показывают, что более 70% молодых людей в возрасте от 20 лет не способны воспринимать частоты выше 17000 Гц. Это очень прискорбно, поскольку именно высокие частоты не только определяют богатство и насыщенность звука - отличительную особенность человеческого голоса (тем же нарушением слуха, между прочим, объясняется и то, что многие молодые люди сейчас говорят «плоскими», невыразительными голосами), но и содержит особый тип жизненной энергии, необходимый всем нам для хорошего самочувствия. Очищенные звуки высокой частоты используются в звукотерапии. Они насыщают тело и душу энергией и способствуют лечению различных заболеваний.

Резонанс - хорошо всем нам знакомое явление. Его мощь можно ощутить, стукнув по крышке рояля камертоном, как это наверняка делал ваш учитель музыки в школе, или оказавшись на мосту в то время, как по нему в ногу шагает большая группа людей. Восприятие музыки и отдельных звуков во многом определяется резонансом. От него же зависит качество концертных залов: планировка здания должна обеспечивать хороший резонанс. Чтобы возник резонанс, необходимы источник колебаний, будь то музыкальный инструмент или молния в небе, и резонирующий материал, - например, корпус скрипки или даже стены и оконные стекла дома, отзывающиеся на мощные вибрации грома или пролетающего самолета.

Резонанс более высокого уровня - это взаимодействие всех музыкантов оркестра. Чтобы мы услышали гармонию, музыканты должны «настроиться» друг на друга и повиноваться указаниям дирижера. А дальше все зависит от удачи. Об этом явлении хорошо рассказывается в книге Джона Даймонда «Жизненная энергия в музыке» (John Diamond. The Life Energy in Music, I, II, III. Archeus Press, 1981).

Первичные звуки

Необычное явление в мире чистых обертонов и резонанса открыл профессор Арнольд Кейзерлинг из Вены (Австрия). Он назвал его «первичными звуками». Это особый музыкальный звукоряд, ранее никогда не использовавшийся в западной музыке. Ученик Кейзерлинга Ральф Лоузи усовершенствовал этот звукоряд и создал музыку на его основе. Особенность и уникальная мощь первичных звуков заключается в том, что они точно настроены на базовые энергии человеческого тела - энергии чакр и некоторые альфа-ритмы головного мозга. Входя в резонанс с музыкой, эти энергии усиливаются, что вызывает исключительно мощные, подчас невероятные ощущения. Слушатель буквально ощущает вибрацию звука в различных частях своего тела. Лоузи называет эту процедуру «настройкой жизни» - и он совершенно прав!

Древние китайцы, индийцы и греки открыли гармоники - сложные гармонические колебания, которые совершает каждый точно настроенный музыкальный инструмент, а также голосовые связки человека. Эти гармоники - определенные частоты, следующие друг за другом в определенном порядке, - придают отдельным звукам и музыке в целом насыщенность и богатство красок. Они непосредственно связаны со всеми природными соотношениями частот на нашей планете и во всей Вселенной. В музыке и пении естественные гармоники воспринимаются как приятные, успокаивающие, ласкающие слух, в отличие от диссонансных или хаотичных звуков, по природе своей неприятных и тревожащих. Это справедливо не только для людей, но и для животных и растений.

Последовательность естественных гармоник определяется строгими математическими соотношениями (основной тон + обертоны). Именно поэтому их вибрации в буквальном смысле восстанавливают порядок в нашем организме, тем самым значительно улучшая самочувствие. Более того, гармоники, особенно высокочастотные, оказывают прямое целебное действие - или, точнее говоря, создают благоприятную среду, способствующую естественному исцелению тела и разума.

И в заключение рассмотрим еще один термин - тембр, или окраска звука. Одни инструменты и голоса производят более сложные или более гармоничные обертоны, чем другие. По тембру можно определить, какого рода инструмент издает данные звуки: именно таким образом мы отличаем инструменты друг от друга, даже когда они звучат на одинаковой высоте. Таким образом, естественные гармонические обертоны определяют оттенки звуков и музыки.

Звуки, лишенные гармонических обертонов, - пустые, тусклые и холодные. В природе они почти не встречаются; их можно получить только с помощью электронной аппаратуры. Если записать звуки различных музыкальных инструментов - например, фортепиано, флейты и гитары, - а затем с помощью специального оборудования очистить их от всех естественных гармонических обертонов, мы больше не сможем отличить их друг от друга: все инструменты будут звучать одинаково.

На заре компьютерной звукозаписи возможности адекватно оцифровывать весь диапазон многообразных гармонических обертонов еще не было. В результате получалась «холодная» музыка, не имеющая ничего общего с оригинальным звучанием. Но с тех пор технология шагнула далеко вперед, и на музыкальных компакт-дисках теперь получаются действительно высококачественные записи. Аналогичным образом в 60-е годы XX века электронная музыка звучала холодно и плоско, но в наши дни электронные музыкальные инструменты усовершенствовались и дают прекрасный звук, богатый гармоническими обертонами.

Отрывок из книги
Дик Де Рейтера «Волшебные вибрации. Целебная сила обертонов»