Бронепалубный крейсер «Новик»

Крейсер "Новик" - русский бронепалубный крейсер II ранга, строившийся по программе 1898 г. "для нужд Дальнего Востока". Единственный представитель своего типа, но в дальнейшем по переработанным чертежам были построены крейсеры "Жемчуг" и "Изумруд". На момент ввода в строй был одним из самых быстрых кораблей мира и самым быстрым среди кораблей такого водоизмещения. Послужил прообразом легких крейсеров-скаутов.

 

 

 

Схема крейсера

 

Крейсер "Новик" на Неве.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 3080 т.

Длинна: 109,86 м.

Ширина: 12,2 м.

Скорость хода: 25 узлов.

Дальность плавания: 3500 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 6 орудий калибра 120-мм;
  • 6 орудий калибра 47-мм;
  • десантное орудие Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 2 орудия калибра 37-мм на катерах;
  • 2 пулемета;
  • 5 торпедных аппаратов (381 мм.).

Бронирование: до 70 мм.

Экипаж: 328 человек, из них 12 офицеров.

Введен в строй: 1902 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Корпус крейсера "Новик" после спуска на водуВ 1898 г. Морской технический комитет выдал техническое задание на проектирование легкого крейсера со следующими характеристиками: водоизмещение не более 3000 тонн, скорость - 25 узлов, дальность плавания - не менее 5000 миль при 10 узлах. Вооружение должно было состоять из 6 120-мм орудий, такого же количества орудий калибром 47-мм, одной десантной пушки и 6 торпедных аппаратов. Бронирование и вооружение по техническому заданию были вторичны, основной силой нового корабля должна была стать скорость.

Крейсер "Новик" в постройкеВ конкурсе на проектирование и постройку участвовали 7 фирм, в том числе английские, немецкие, итальянские и французские. В итоге лучшим был признан проект немецкой фирмы "Шихау", которая и была объявлена победителем конкурса.

Постройка и испытания.

29.02.1900 г. крейсер "Новик" был официально заложен, фактически к этому времени постройка уже велась.

Строительство корабля шло чрезвычайно высокими темпами, при этом оно проходило под наблюдением русских офицеров, командированных на верфи. Спуск крейсера на воду состоялся 02.08.1900 г.

02.05.1901 г. крейсер "Новик" вышел в море на заводские испытания. В ходе испытания был выявлен ряд недостатков, на устранение которых ушел почти год, однако все они были устранены и в 1902 г. корабль вступил в строй.

 

Описание конструкции.

 

Крейсер "Новик"Крейсер "Новик" для своего времени был чрезвычайно необычным кораблем: на машины приходилась почти треть водоизмещения, что позволяло крейсеру развивать столь выдающуюся скорость. По существу, он представлял собой то, что много позже, уже в СССР, будет называться "лидер эсминцев". В начале же века, такая концепция многим представлялась спорной.

Длина корпуса корабля составляла 106 метров, максимальная ширина 12,2 м, высота от киля до верх­ней палубы — 7,7 м. Основным материалом служила мягкая сименс-мартеновская сталь.

В ходе проектирования и строительства крейсера фирма-изготовитель стремилась максимально облегчить конструкцию, чтобы уложиться в заявленное водоизмещение. Достигалась такая экономия как уменьшением толщины металла там, где это было возможно (например, трапы), так и применением не вполне стандартных материалов (вместо деревянной палубы палуба "Новика" была выстлана линолеумом). Это имело как плюсы, так и минусы: упомянутые трапы пришли в негодность через год эксплуатации, что, впрочем, на боеспособность корабля сильно не повлияло.

Живучесть корабля обеспечивали  17 водонепроницаемых переборок, двойное дно в районе машинных и котельных отделений, кроме того, имелись переборки, обеспечивающие водонепроницаемость дымовых выходов.

Бронирование.

Крейсер "Новик"Защита крейсера обеспечивалась броневой палубой, скосы которой перекрывали почти весь борт. Толщина палубы достигала 50 мм, кроме того защиту обеспечивали угольные ямы и гласис над цилиндрами машин. Боевая рубка была защищена 30 мм броней.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка корабля включала три вертикальные четырехцилиндровые (два цилиндра низкого и по одному среднего и высокого давления) машины тройного расширения и 12 водотрубных котлов системы «Шихау». Энергетическая установка показала себя достаточно надежной, хотя, в конечном итоге именно поломки машин оказали значительное влияние на судьбу корабля. В движение крейсер приводили 3 гребных винта.

Интересно, что при выдающихся скоростных характеристиках, мореходные качества "Новика" отнюдь не поражали воображение. Из-за недостаточно продуманной конструкции корпуса, крейсер был склонен к сильной боковой качке. Это приводило к серьезным проблемам при использовании артиллерии и очевидным бытовым неудобствам.

Вооружение.

Основная артиллерия "Новика" располагалась на верхней палубе, расчеты были прикрыты противоосколочными щитками толщиной 25 мм. В целом защита артиллерии была достаточной для корабля такого класса, однако в случае серьезного сражения она должной безопасности комендорам, само собой, не обеспечивала.

Оборудование и вспомогательные системы.

Крейсер имел три пункта управления: мостик, ходовая рубка и боевая рубка. Оборудование их было идентичным, все имели компасы, штурвалы, сигнальные устройства и машинные телеграфы. Первоначально рулевая рубка (мостик) проектом не предусматривалась, однако в конечном итоге она была установлена.

Служба.

В осажденном Порт-Артуре.

02.04.1903 г. "Новик" под командованием капитана 2 ранга Николая Оттовича Эссена прибыл в Порт-Артур и был включен в состав эскадры Тихого океана. 

Крейсер "Новик" в Порт-АртуреКрейсер принимал активное участие в Русско-японской войне, оказавшись одним из самых востребованных в русском флоте, при этом несмотря на все опасения относительно конструкции корабля, стало очевидным, что его главное достоинство - скорость - перекрывает имеющиеся недостатки.

На начальном этапе войны крейсер прикрывал миноносцы, занимался разведкой, обстреливал занятое японцами побережье, даже пытался (неудачно) выйти в торпедную атаку на броненосец "Микаса". Во время попытки спасти попавший в окружение миноносец "Стерегущий" на "Новике" держал флаг адмирал С.О. Макаров.

Бой у Корсаковского поста.

Затопленный крейсер "Новик"В ходе боя в Желтом море "Новик" вырвался из японской блокады и, обогнув Японию, прибыл в пост Корсаков на юге Сахалина. См. Бой в Желтом море. Именно здесь крейсер нагнали два японских крейсера: "Цусима" и "Читосе", каждый из которых был значительно мощнее русского корабля. См. бой у Корсаковского поста.

Во время тяжелого боя с крейсером "Цусима" "Новик", чей вес бортового залпа был в 2.5 раза меньше, чем у противника, нанес японцу тяжелые повреждения и заставил того выйти из боя. Сам "Новик" также серьезно пострадал. Поскольку вырваться из перекрытого залива крейсер из-за повреждений не мог, "Новик" был затоплен.

В японском флоте.

Японский крейсер "Судзуя" (поднятый и включенный в состав японского флота "Новик")В 1908 г. после подъема и ремонта крейсер "Новик" был включен в состав японского флота. На корабле было заменено вооружение и установлены новые котлы.

О дальнейшем участии крейсера в каких-либо конфликтах информации нет. Разобран на металл в 1913 г.