Бронепалубный крейсер «Аскольд»

Бронепалубный крейсер "Аскольд" - крейсер I ранга, построенный на верфи "Германия" (г. Киль) по заказу русского правительства в рамках программы "Для нужд Дальнего Востока". По назначению и параметрам задания схож с "Варягом", выгодно отличаясь от последнего достаточной защитой артиллерии и высокой надежностью механизмов. Участвовал в Русско-японской войне, сражался в Желтом море в составе Тихоокеанской эскадры. Позднее принял участие в Первой мировой войне и русской революции. Будучи захваченным английскими интервентами успел послужить и в британском флоте. Построен в единственном экземпляре.

 

 

 

 

Схема крейсера "Аскольд" 

 

 

Бронепалубный крейсер "Аскольд"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 5 950 т.

Длинна: 132,1 м.

Ширина: 15,6 м.

Скорость хода: 24,5 узлов.

Дальность плавания: 4 300 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 12 орудий калибра 152 мм;
  • 12 орудий калибра 75 мм;
  • 8 орудий калибра 47 мм;
  • 2 орудия калибра 37 мм
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 6 торпедных аппаратов (381 мм).

Бронирование: до 152 мм.

Экипаж: 534 человека, из них 20 офицеров.

Введен в строй: 1902 г.

 
 

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Корпус крейсера "Аскольд" на стапелеЭскизный проект крейсера "Аскольд" был представлен в Морской технический комитет немецкой фирмой "Fríedrich Krupp AG" в мае 1898 г. Этому предшествовало объявление международного конкурса на постройку для русского флота дальних крейсеров-разведчиков водоизмещением 6 000 тонн.

Требования к новым крейсерам предъявлялись в достаточно общем виде: скорость не менее 23 узлов, дальность плавания - не менее 5 000 миль, основное вооружение - 12 шестидюймовых орудий. Главный упор делался на скорости и дальности плавания, бронирование было вторичным.

Аналогичное задание легло в основу проектов крейсера "Варяг" (строился вне конкурса) и крейсеров типа "Богатырь". Последние были явно сильнее будущего "Аскольда", но фирма "Вулкан" представила свое предложение уже после объявления победителя конкурса, поэтому ее проект шел отдельно.

Согласование представленных фирмой "Крупп" чертежей МТК фактически не проводил: лишь после начала набора корпуса и заключения контракта морские чиновники изволили досконально разобраться в том, что же все-таки для них строится. Здесь их ждала масса сюрпризов, причем неприятных.

Прежде всего Морской технический комитет не удовлетворили мореходные качества. Отсутствие полубака и скуловых килей неизбежно влекло за собой ухудшение мореходности и увеличение боковой качки.

Спуск на воду крейсера "Аскольд"Если по килям договорились относительно легко, то устраивать полубак кораблестроители категорически отказались: к моменту поступления этого требования строительство крейсера уже шло полным ходом.

Вопросы вызвала и оригинальная пятитрубная конструкция. Помимо чисто эстетических соображений, такое количество дымовых труб позволяло достигать нужной мощности машин, но и недостатки были вполне очевидны. Во-первых, это укрупняло силуэт крейсера, делая его более легкой целью. Во-вторых, увеличивалась парусность, что осложняло эксплуатацию корабля, особенно при швартовке. Количество труб немцы, в итоге, отстояли.

В целом согласованный проект "Аскольда" в завершенном виде отсутствовал, остановившись на стадии эскиза. По ходу строительства документация постоянно дополнялась и изменялась, причем изменения вносили и крупповские инженеры, иногда не удосуживаясь согласовать это с МТК. Так, например, немцы уменьшили количество водонепроницаемых переборок, что вызвало резкое недовольство заказчика, но исправить это было уже невозможно.

Постройка и испытания.

Крейсер "Аскольд" на ходовых испытанияхОфициальная закладка "Аскольда" состоялась без особых торжеств в июле 1899 г., к этому времени корпус крейсера уже был сформирован. 

Фирма "Крупп" относилась к полученному контракту весьма серьезно. Поскольку на тот момент компания еще не имела серьезной репутации в кораблестроительном мире, она рассматривала русский заказ еще и по соображениям престижа. В результате качество выполнения работ было выше всяких похвал: аккуратные немцы демонстрировали все, на что были способны.

Не менее ответственно на верфи относились и к срокам, иногда просто умоляя МТК принимать решения как можно быстрее. В то же время из-за несогласованности проекта постройка "Аскольда" сопровождалась постоянными спорами. Уже при постройке изменили схему расположения артиллерии, добавили двойное дно по всей длине (ранее крупповские инженеры самовольно его укоротили), изменили конструкцию носовой части, установили электический привод рулей. Осложнил строительство и пожар на верфи: к счастью он не нанес непоправимого ущерба, но сдвинул сроки сдачи крейсера.

Крейсер "Аскольд" на ходовых испытанияхПервые испытания начались в апреле 1901 г. и превратились в настоящий кошмар. Несмотря на старания немецких инженеров и рабочих, с постройкой "Аскольда" у них явно не заладилось. На первых же ходовых испытаниях лопнули трубки котлов, из-за сильных вибраций выходили из строя компасы, а стрельба из орудий привела к деформации надстроек. 

Тем не менее, устранение недостатков было выполнено самым тщательным образом, благо они не были фатальными. После доведения энергетической установки до надлежащего состояния "Аскольд" превысил скорость в 24 узла, что было выше требований задания. Конструкцию надстроек усилили, уменьшились вибрации. Постепенно справились и с другими проблемами.

Интересно, что водоизмещение крейсера оказалось почти равно проектному: перегрузка составила не более 50 тонн. Остальные крейсеры по программе 1898 г. стабильно превышали планируемое водоизмещение.

В законченном виде корабль вполне удовлетворил представителей флота Российской империи и в середине января 1902 г. крейсер "Аскольд" был торжественно введен в строй.

 

Описание конструкции.

 

Бронепалубный крейсер "Аскольд"Из всех заказанных по программе 1898 г. крейсеров-разведчиков "Аскольд" больше остальных соответствовал первоначальному назначению таких кораблей. В то время как "Варяг" из-за отвратительной надежности и слабой защиты был грозен только на бумаге, а "Богатырь" был гораздо ближе к тяжелым броненосным крейсерам, "Аскольд" удачно сочетал в себе все необходимые качества. Нельзя отрицать и своеобразную красоту этого корабля: пять дымовых труб (из-за них крейсер имел прозвище "портсигар") и высокая надстройка на баке формировали весьма запоминающийся образ.

Крейсер имел длину 132,1 м, ширина составляла 15,6 м, осадка доходила до 6,2 м. Водоизмещение корабля полностью соответствовало заданию МТК и составляло около 5 950 тонн. Корпус "Аскольда" делился водонепроницаемыми переборками на 13 главных отсеков.

Каждый отсек имел собственную водоотливную систему, что увеличивало живучесть и не позволяло воде поступать в соседние отсеки по магистральным системам. Отсеки-коффердамы, тянувшиеся вдоль корпуса и предназначенные для изоляции пробоин, также способствовали непотопляемости. Как и на других кораблях, заполнение коффердамов целлюлозой на практике не выполнялось из-за ее низкой способности затягиваться на пробоинах.

Бронирование.

Вид на боевую рубку и мостикОсновную защиту "Аскольда" обеспечивала карапасная броневая палуба переменной толщины. На скосах толщина составляла от 76 до 100 мм, плоская часть палубы доходила до 40 мм.

При проектировании инженеры много внимания уделили защите механизмов. Отверстия дымовых труб и машинных вентиляторов имели защитные решетки, а машинные люки прикрывались броневыми крышками. Основания труб имели также вертикальную защиту: толщина плит составляла 40 мм. Повышению живучести способствовало и размещение угольных ям вдоль бортов: они экранировали как механизмы так и другие важные системы крейсера. Кроме того, вокруг машинного отделения был устроен 102-мм гласис.

Бронированными были и элеваторы подачи снарядов (до 40 мм), коммуникационная труба (80 мм), в которую выводились приводы рулей и коммуникации, а также боевая рубка  (до 152 мм). Конструкция рубки была выполнена в виде традиционного "гриба" с нависающей над длинными смотровыми щелями крышей. Такая компоновка была крайне неудачной из-за доступности помещения рубки для осколков, но на момент постройки этот недостаток был не очевидным.

Защита артиллерии главного калибра состояла из 25-мм щитков, чего было явно недостаточно. Впрочем, учитывая, что на многих русских крейсерах орудия вообще не имели никакой защиты, такие щиты были все-таки шагом вперед. Кроме того надежно были защищены торпедные аппараты: прикрывавшие их броневые плиты имели до 60 мм толщины.

Вся броня крейсера была сталеникелевой, изготовленной по методу Круппа. Установка такой брони изначально не планировалась, но Морской технический комитет настоял на ее применении.

Энергетическая установка и ходовые качества.

На ходовых испытанияхЭнергетическая установка "Аскольда" состояла из трех четырехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения. Пар вырабатывали 9 двойных котлов Торникрофта-Шульца. Изначально крейсер предполагалось оснастить традиционными для русского флота котлами Бельвиля, но проектировщики настояли на использовании котлов, более привычных для кораблей Германии.

Энергетическая установка при эксплуатации показала себя надежной и, что было еще важнее - исключительно экономичной. 

На испытания "Аскольд" достигал скорости свыше 24 узлов, хотя его реальная скорость в не эталонных условиях составляла около 23,8 узлов. Особенностью корабля было то, что максимальную скорость он мог поддерживать очень долгое время: качество, неоценимое для легкого разведчика. 

Дальность плавания экономическим ходом и при полной загрузке углем составляла около 4 300 миль. Выдающимся показателем такая дальность не была, однако соответствовала назначению  разведчика при эскадре. Впрочем, и в качестве автономного рейдера на коммуникациях "Аскольд" был способен действовать вполне успешно.

Мореходные качества крейсера, напротив, не блистали. Из-за отказа установить полубак корабль имел склонность зарываться носом в волну, что снижало и скорость и возможность использовать артиллерию. Отчасти этот недостаток удалось сгладить путем удлинения надстройки с установкой на нее одного из орудий.

Вооружение.

На палубе крейсера "Аскольд"Основным вооружением крейсера "Аскольд" были 12 орудий Канэ калибром 152 мм. Подобное вооружение  было стандартом для всех русских крейсеров водоизмещением 6 000 тонн по программе 1898 г. Орудия располагались на верхней палубе и имели минимальную защиту. Преимуществом "Аскольда" перед крейсерами типа "Богатырь" было одинаковое устройство установок (без башен), что позволяло без проблем использовать централизованное наведение. От "Варяга" артиллерия "Аскольда" отличалась более удачным расположением (до 7 орудий в бортовом залпе) и наличием какой-никакой защиты.

Второй калибр состоял из 12 75-мм орудий (также системы Канэ), достоинством которых была высокая скорострельность в силу унитарного заряжания. Эти орудия располагались на батарейной палубе и не имели защиты, за исключением обшивки борта.

Кроме этого крейсер имел 10 орудий Гочкиса (8 47-мм и два 37-мм). Четыре таких орудия (два 47-мм и оба 37-мм) были съемными и при необходимости могли использоваться для вооружения катеров корабля.

Нес "Аскольд" и торпедное вооружение: 4 надводных и два подводных торпедных аппарата калибром 381 мм.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оснащение  крейсера "Аскольд" было вполне стандартным для аналогичных кораблей той поры. Все основные системы имели электрические приводы с дублирующими механическими (ручными). Телефонная связь к моменту ввода в строй также не являлась излишеством или феноменом, поэтому насыщенность ею корабля была довольно высокой.   На крейсер установили систему управления огнем Гейслера, включающую электрическую сигнализацию для орудий и торпедных аппаратов с управлением из боевой рубки. Уже после ввода "Аскольда" в строй его оснастили радиостанцией.

 

Служба.

Русско-японская война.

"Аскольд" в Кильском каналеВ начале августа 1902 г. "Аскольд", полностью оснащенный и укомплектованный, покинул Балтику и направился в Порт-Артур. Поход занял более 5 месяцев: на Дальний Восток крейсер прибыл в феврале 1903 г. и вошел в состав Эскадры Тихого океана.

Длительность похода объяснялась посещением ряда иностранных портов на пути следования. В ходе плавания корабль был всесторонне испытан и показал себя вполне надежным и эффективным.

До начала Русско-японской войны "Аскольд" успел побывать в ряде японских городов с дружественными визитами. Посещал он и иностранные колонии, а также Владивосток.

Помимо дипломатических миссий крейсер принимал активное участие в морских маневрах, которые неизменно демонстрировали прекрасную выучку команды.

Выучка экипажа выручила "Аскольд" и ночью 08 февраля 1904 г. Находясь в первой линии кораблей эскадры крейсер стал одной из целей японских миноносцев. Несмотря на это, грамотные действия команды и быстрое открытие огня по неприятелю избавило "Аскольд" от торпедных попаданий.

Посещение "Аскольда" генералом Куропаткиным, Порт-Артур. Колоризированная фотография.Крейсер прошел с Тихоокеанской эскадрой почти весь ее скорбный путь. До того, как кольцо блокады вокруг Порт-Артура сжалось окончательно "Аскольд" активно действовал против японских сил. На его счету многочисленные стычки с легкими японскими кораблями, прикрытие собственных миноносцев, обстрелы побережья, разведывательные рейды.

Бой в Желтом море сложился для "Аскольда" относительно удачно. Не имея возможности (к счастью для себя) вступить в ожесточенное сражение эскадренных броненосцев, корабль отличился в конце боя: вместе с крейсером "Новик" "Аскольд" прорвал японскую блокаду, при этом обстрелял "Асаму", вызвав на нем сильный пожар. 

Японцы пытались преследовать русские корабли, но угнаться за двумя самыми быстроходными крейсерами эскадры им было явно не под силу. Затем пути крейсеров разделились: "Новик" отправился во Владивосток, а "Аскольд", получивший ряд повреждений - в Шанхай. Там он интернировался до конца войны.

Межвоенный период и Первая мировая война.

"Аскольд" в Средиземном море 1914 г.После окончания Русско-японской войны крейсер "Аскольд" отправился во Владивосток, где вошел в состав Сибирской флотилии. Через несколько лет последовал капитальный ремонт, при котором незначительно изменился состав вооружения. До Великой войны корабль совершил несколько учебных походов, в том числе и дальних.

В начале Первой мировой войны "Аскольд" вместе с союзными кораблями обеспечивал безопасность судоходства на Дальнем Востоке, позже принял участие в преследовании крейсеров адмирала Шпее.

В конце 1914 г. "Аскольд" направился в Средиземное море. Там прошел самый активный период его службы: многочисленные обстрелы побережья, высадка десантов, охота за вражескими кораблями стали для заслуженного крейсера вполне рутинным занятием. Вместе союзным флотом корабль участвовал в Дарданелльской операции.

До октября 1917 г. крейсер успел пройти еще один ремонт, после чего был переброшен в Мурманск. Здесь боевая служба "Аскольда" в русском флоте закончилась. В 1918 г. корабль был захвачен англичанами и вошел в состав британского флота под имением "Glory IV". Там он использовался как плавучая казарма и пришел в крайне плачевное состояние. Возвращение корабля уже новой России состоялось в 1921 г., но восстанавливать его не стали. В 1922 г. крейсер "Аскольд" был сдан на слом.