Бронепалубные крейсеры типа «Богатырь»

Бронепалубные крейсеры типа "Богатырь" - русские крейсеры I ранга, строившиеся по программе 1898 г. "Для нужд Дальнего Востока" и призванные играть роль крейсеров-разведчиков. Чрезвычайно удачный проект, сочетавший в себе хорошую скорость, достаточную броневую защиту и высокую надежность. Построено 4 корабля: "Богатырь", "Олег", "Кагул" и "Очаков".  Пятый заложенный крейсер - "Витязь" был уничтожен пожаром во время постройки.

 

 

 

 

 

Чертеж крейсера "Богатырь"

Бронепалубный крейсер "Богатырь"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: до 7 428 т.

Длинна: 134,19 м.

Ширина: 16,61 м.

Скорость хода: 23-24 узла.

Дальность плавания: 4 900 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 12 орудий калибра 152 мм;
  • 12 орудий калибра 75 мм;
  • 8 орудий калибра 47 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • до 4-х торпедных аппаратов (381 мм).

Бронирование: до 140 мм.

Экипаж: 580 человек, из них 30 офицеров.

Первый корабль серии введен в строй: 1902 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Строительство крейсера "Богатырь"Крейсеры "Богатырь" строились по той же спецификации, что и "Варяг" и изначально должны были представлять собой корабли-разведчики водоизмещением 6 000 тонн с дальностью плавания не менее 5 000 миль. В качестве основного вооружения предполагалась установка 12 орудий Канэ калибром 152 мм.

Броневая защита изначально отходила на второй план, однако в общих требованиях указывалось на необходимость карапасной бронепалубы.

В конкурсе на проектирование и постройку новых крейсеров приняли участие 6 компаний, в том числе Невский завод, фирма "Ансальдо" (Италия) и немецкая "Шихау".

Немецкая компания "Вулкан", присоединившаяся  к тендеру позже остальных, представила в МТК проект уменьшенного и облегченного (без бронепояса) крейсера "Якумо", построенного этой фирмой для Японского флота. По результатам рассмотрения представленных проектов именно предложение "Вулкана" было признано лучшим и компания получила контракт на постройку головного корабля серии.

Весь 1898 г. ушел на согласование спецификаций и чертежей, при этом было достигнуто соглашение о передаче всей технической документации в Россию, что открывало возможность для строительства последующих кораблей на отечественных верфях. 21 декабря 1898 г. крейсер "Богатырь" был официально заложен.

Постройка и испытания.

Спуск на воду крейсера "Олег"Постройка почти всех кораблей по программе 1898 года сопровождалась постоянными изменениями конструкции и многочисленными техническими проблемами. Не стал исключением и "Богатырь": уже после закладки кардинальным образом изменилась толщина бронирования, т.к. МТК потребовал защитить ряд дополнительных участков.

Далее по ходу строительства изменился и тип брони (теперь основу составляла броня Круппа и экстрамягкая никелевая броня). Механизмы для башен крейсера изготавливались в России, при этом из-за несогласованности действий фирмы "Вулкан" и Морского технического комитета, их поставка затянулась, а сами башни оказались заметно тяжелее, чем это было положено по проекту. 

На воду крейсер был спущен только в январе 1901 г., а на первые ходовые испытания "Богатырь" удалось вывести в ноябре того же года. Достройка и испытания крейсера продолжались еще около 8 месяцев. При испытаниях представителей заказчика ждал  приятный сюрприз: вопреки сложностям при постройке "Богатырь" подтвердил все характеристики, а некоторые и превысил (скорость, например, доходила до 24,3 узлов), при этом существенных замечаний по итогам испытаний не было. 7 августа 1902 г. крейсер был введен в строй.

Достройка крейсера "Кагул" Другие 3 корабля серии строились на отечественных верфях. Крейсеры несколько отличались друг от друга, а все вместе - от "Богатыря", хотя основные решения и характеристики оставались примерно одинаковыми.

В августе 1901 г. были заложены крейсеры "Кагул" и "Очаков". Поскольку эти два крейсера предназначались для Черноморского флота, их строительство проходило на верфях в Николаеве и Севастополе. Четвертый корабль серии - "Олег" - был заложен 6 июля 1902 г. на верфях Нового Адмиралтейства.

Отдельно следует сказать о пятом (точнее - о втором) корабле серии, крейсере "Витязь". Заложенный 4 июня 1901 г. (фактически строительство шло с 1900 г.) на Галерном Островке, строящийся корабль был уничтожен мощным пожаром. Поскольку его восстановление было невозможно (огонь уничтожил практически все и строительство нужно было начинать с нуля), вместо "Витязя" в следующем году началось строительство "Олега".

 

Описание конструкции.

 

Крейсер "Богатырь" в Севастополе, 1909 г.Крейсеры "Богатырь" на момент вступления в строй были одними из лучших бронепалубных крейсеров мира. Высокая скорость, надежно защищенная артиллерия и основные механизмы, удачные компоновочные решения, отличная надежность - все это резко выделяло "Богатыри" из ряда себе подобных.

Крейсеры могли как уходить от преследования противника, так без особого риска вступать в бой с вражескими кораблями сходного водоизмещения: характеристики это вполне позволяли. Если сравнить характеристики крейсеров типа "Богатырь с легендарным "Варягом", такое сравнение будет отнюдь не в пользу последнего.

Длинна кораблей (несколько отличалась у разных кораблей серии) доходила до 134,19 м, ширина и осадка составляли соответственно 16,61 м и 6,91 м. Корпус был разделен на 17 водонепроницаемых отсеков.

Бронирование.

Кормовая башня крейсера "Олег"Бронирование крейсеров было традиционным, но отличалось от кораблей аналогичного класса большей площадью и дополнительными броневыми преградами.

Основную защиту обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах составляла 70 мм. Лобовая броня башен главного калибра составляла 125 мм., бронирование барбетов (подачных труб) доходило до 73 мм. Кроме того были бронированы элеваторы подачи снарядов (35 мм), коммуникационная труба, в которой прокладывались приводы и кабели (70 мм), и боевая рубка (140 мм.).

Орудия крейсеров имели противоосколочные щитки толщиной 25 мм. Дополнительную защиту обеспечивали гласисы машинного отделения (85 мм), траверса толщиной 100 мм и 30-мм дымоходы. Угольные ямы располагались вокруг механизмов, обеспечивая их пассивную защиту, а вдоль борта тянулись отсеки-коффердамы.

Как и на "Варяге" от заполнения коффердамов целлюлозой быстро отказались. Поскольку крейсеры типа "Богатырь" участвовали во многих сражения начала XX века и везде демонстрировали хорошую живучесть защита крейсера заслуживает самой высокой оценки.

Энергетическая установка и ходовые качества.

На полубаке крейсера "Олег"Энергетическая установка крейсеров состояла из 2-х вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения и 16 котлов. Тип котлов вызывал жаркие споры еще на стадии проектирования: Морской технический комитет настаивал на использовании привычных котлов Бельвиля, а фирма "Вулкан" - на легких котлах Никлосса.

В конечном итоге на крейсеры установили тонкотрубные котлы системы Нормана, которые были легче и меньше котлов Бельвиля, но при этом надежнее, чем котлы Никлосса. Скорость хода доходила до 24,33 узлов, что было выдающимся показателем. В движение крейсеры приводили 2 трехлопастных гребных винта.

Учитывая, что при правильной эксплуатации машин, поддержание высокой скорости не было проблемой, ходовые качества "Богатырей" можно описать как превосходные. Не уступали скоростным и мореходные качества: развитый полубак и форма корпуса позволяли крейсерам прекрасно чувствовать себя даже в условиях сильного волнения моря.

Дальность хода доходила до 4 900 миль, что было меньше, чем предусматривалось по изначальному проекту, но было достаточным для решения любых боевых задач.

Вооружение.

Кормовая башня крейсера "Кагул"Основное вооружение крейсеров состояло из 12 орудий Канэ калибра 152 мм. Четыре из них размещались в двухорудийных башнях, по одной на носу и корме. Еще 4 таких орудия размещались в бортовых казематах, и еще 4 - в спонсонах.

Расположение артиллерии в башнях имело как плюсы, так и минусы. Достоинства были вполне очевидны: хорошая защита экипажа и орудий, возможность использования всех башенных стволов при стрельбе на один борт. Минусов, увы, тоже хватало: башенные установки было тяжело использовать одновременно с бортовыми, т.к. они имели разную скорострельность и прицелы.

Противоминный калибр состоял из 12 орудий калибра 75 мм и восьми 47-мм орудий. В целом орудия малых калибров имели низкую эффективность и, несмотря на высокую скорострельность, не могли эффективно отражать атаки вражеских миноносцев, но это стало очевидно лишь после Русско-японской войны. 

Корабли несли и торпедное вооружение: на первом корабле серии устанавливались 2 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. На последующих кораблях от надводных аппаратов отказались. Интересно сравнить артиллерию "Богатыря" с "Варягом": "Богатырь" мог вести огонь из 8 орудий главного калибра с одного борта против 6 у "Варяга", кроме того все орудия "Богатыря" имели какую-либо защиту - от противоосколочных щитков до башен.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оборудование кораблей соответствовало стандартам того времени: помимо машинных телеграфов и переговорных труб имелась телефонная связь, хотя количество телефонных узлов на "Богатырях" не поражало воображение. Установили и системы централизованного управления стрельбой с электрической сигнализацией, а также большое количество различного электрического оборудования.

 

Служба. 

Крейсер "Богатырь".

Вид на носовую часть крейсера "Олег"Крейсерам типа "Богатырь" выпала долгая жизнь, насыщенная сами разнообразными событиями. Головной корабль серии участвовал в Русско-японской войне, входил в состав Владивостокского отряда крейсеров и действовал как рейдер на морских коммуникациях.

В мае 1904 г. "Богатырь" напоролся на камни и всю войну простоял в ремонте, что спасло его от участия в сражении в Корейском проливе. См. Бой в Корейском проливе. В дальнейшем служил на Балтике, в 1912 г. был модернизирован и отремонтирован.

Крейсер активно участвовал в Первой мировой войне, ставил минные заграждения, прикрывал огнем легкие силы флота, поддерживал наземные части. Вместе с однотипным "Олегом" участвовал в Готландском бою, где прекрасно проявил себя. На счет экипажа крейсера "Богатырь" относится захват кодовой книги немецкого крейсера "Магдебург", что позволило позже раскрыть морской шифр немцев.

В 1915 году на крейсере заменили артиллерию: основным калибром теперь стали скорострельные и мощные 130-мм орудия, кроме того "Богатырь" получил зенитное вооружение. В 1918 г. корабль участвовал в Ледовом походе Балтийского флота, в ходе которого вместе с другими силами эскадры перешел в Кронштадт. В 1922 г. разрезан на металл.

Крейсер "Олег".

Крейсер "Олег" в период Первой мировой войныНемало испытаний выпало и на долю крейсера "Олег". Включенный в состав Второй Тихоокеанской эскадры, "Олег" участвовал в Цусимском сражении, получил ряд тяжелых повреждений, но устоял и дошел до Манилы, где интернировался. См. Цусимское сражение.

До начала Великой войны активно использовался в разнообразных маневрах и для обучения экипажей. В Первой мировой войне действовал на Балтике решая те же задачи, что и Богатырь.

После Октябрьской Революции участвовал в подавлении антибольшевистского восстания на форте Красная Горка, 18 июня 1919 г. был торпедирован британским катером, после чего затонул недалеко от Кронштадта.

Крейсер "Очаков".

Крейсер "Очаков", в отличие от "Богатыря" и "Олега", служил на Черном море и запомнился, в первую очередь, участием в Севастопольском восстании 1905 г. В ходе подавления восстания "Очаков" продемонстрировал великолепную живучесть: получив более 50 попаданий крейсер не только не затонул, но и не утратил боеспособности, хотя ответного огня он, по сути, не открывал. В 1910 г. после длительного ремонта "Очаков" переименовали в "Кагул".

В ходе Первой мировой войны крейсер занимался, в основном, обстрелами турецкого побережья. Был модернизирован по образцу балтийских "коллег": с заменой главного калибра на 130-мм орудия и с установкой зенитного вооружения. В 1917 г. вновь переименован в "Очаков", но вскоре захвачен немецкими войсками. В конце 1918 г. крейсер, захваченный на этот раз англо-французскими войсками, был передан в состав сил Юга России. Участвовал в гражданской войне, неоднократно поддерживал огнем наземные части.

В ноября 1920 г. ушел из Севастополя (к этому времени название изменилось на "Генерал Корнилов") и направился во Францию. На борту крейсера находился, в том числе и барон Петр Николаевич Врангель. В 1933 г. разобран на металл.

Крейсер "Кагул".

Повреждения крейсера "Олег" после Цусимского сраженияПоследний из "Богатырей" - "Кагул" (в 1907 г. переименован в "Память Меркурия") оставался в строю дольше остальных. Первую мировую крейсер встретил на Черном море, в последующие месяцы неоднократно обстреливал побережье.

Отличился при обстреле румынского порта Констанца, в ходе которого нанес занявшим его немецким войскам очень большой ущерб. Участвовал в Трапезундской операции. В 1919 г. был захвачен немецкими войсками, использовался как плавучая казарма, затем, также, как и "Кагул" вошел в состав сил Юга России.

При эвакуации сил П.Н. Врангеля "Память Меркурия" был оставлен в Севастополе и оказался в руках новых правителей России. В 1922 г. переименован в "Коминтерн" и длительное время использовался как учебный корабль.

К началу Великой Отечественной войны крейсер оставался в строю и участвовал в постановке мин, обороне Одессы, а позднее - в Битве за Крым. К октябрю 1942 г. с крейсера сняли все ценное оборудование и затопили недалеко от Поти для создания волнолома. Исключен из списков флота в 1943 г., останки корабля находятся в устье реки Хоби и по сей день.