Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков»

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Ушаков" - серия броненосцев береговой обороны, строившаяся в рамках программы 1881 г. Отличались мощным вооружением и относительно высокой скоростью при небольшом водоизмещении. Построено три корабля: "Адмирал Ушаков", "Адмирал Сенявин", "Генерал-адмирал Апраксин", существенно отличавшихся друг от друга. Все три броненосца входили в состав Второй Тихоокеанской эскадры и участвовали в Цусимском сражении, где вынуждены были выступать в несвойственной для себя роли эскадренных броненосцев.

 

 

 

 

 ББР "Адмирал Ушаков" - схема

 

 

 

 

Броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 4 792 т.

Длинна: 86,4 м.

Ширина: 15,9 м.

Скорость хода: 16,1 узлов.

Дальность плавания: 2 400 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 254 мм (3 на "Генерал-адмирале Апраксине");
  • 4 орудия калибра 120 мм;
  • 6 орудий калибра 47 мм (10 на "Генерал-адмирале Апраксине");
  • 18 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 4 торпедных аппарата (381 мм).

Бронирование: до 254 мм.

Экипаж: 400 человек, из них 18 офицеров.

Первый корабль серии введен в строй: 1896 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

"Адмирал Сенявин" перед спуском на водуНачало проектирования броненосцев типа "Адмирал Ушаков" приходится на 1889 г. и связано со строительством греческого броненосца "Гидра", отличавшегося хорошим бронированием и вооружением при водоизмещении всего лишь около 5 000 тонн.

Хотя проект в общих чертах был разработан, строительство небольших броненосцев по кораблестроительной программе 1881 г. не планировалось и никаких подвижек в этом направлении до конца 1891 г. не было. Однако в начале 90-х годов XIX века морским чиновникам стало очевидно, что из-за появления новых технологий стоимость кораблей, планировавшихся к постройке по 20-летней программе, значительно выросла и средств на большое количество броненосцев в казне не хватает.

Тогда в Морском техническом комитете вспомнили о созданном два года назад проекте относительно дешевого корабля, вполне приспособленного для действий в специфических условиях Балтийского моря. Чертежи были спешно доработаны, ряд характеристик изменили, вооружение усилили. В законченном виде новый броненосец должен был иметь 254-мм орудия главного калибра (вместо 229 мм в первоначальном проекте) и скорость до 16 узлов. Проектное водоизмещение при этом составляло 4 126 тонн, то есть было сопоставимо с легкими бронепалубными крейсерами.

Постройка и испытания.

"Генерал-адмирал Апраксин" в докеПервый корабль серии - "Адмирал Ушаков" был официально заложен на Балтийском заводе 22 октября 1892 г. В апреле следующего года на верфях Нового Адмиралтейства заложили и второй корабль - "Адмирал Сенявин". Третий броненосец - "Генерал-адмирал Апраксин" заложили лишь 20 мая 1895 г., после освобождения верфей. При этом проект существенно изменили: вместо четырех 254-мм орудий установили 3 в усовершенствованных башнях, уменьшили толщину бронепояса, добавили 47-мм орудия и предусмотрели их защиту. 

Осенью 1895 г. "Адмирал Ушаков" вышел на ходовые испытания, продемонстрировав при этом хорошую надежность механизмов и скорость около 16 узлов. Обнаружились и недостатки, причем весьма существенные: нос броненосца оказался перегружен, в результате чего корабль легко зарывался в волну.

На "Адмирале Сенявине" под влиянием испытаний "Ушакова" перенесли часть нагрузки в корму, чтобы избежать дифферента на нос. Второй обнаруженной проблемой, увы, неустранимой, стала работа магистральной водоотливной системы: ее фактическая производительность оказалась втрое ниже проектной, что было связано с протяженностью трубопроводов. Также отметили, что корабли постройки Нового Адмиралтейства уступают по качеству кораблям, строившимся на Балтийском заводе, причем это было характерно не только для серии "Адмирал Ушаков". 

Несмотря на все вышеизложенное новые корабли производили, в целом, весьма приятное впечатление на членов приемных комиссий. "Адмирал Ушаков" вступил в строй в сентября 1897 г., "Адмирал Сенявин" - в январе 1899 г., "Генерал адмирал Апраксин" - в августе того же года. Начата была и постройка четвертого броненосца по существенно переработанному (водоизмещение около 6 000 тонн, другой состав вооружения и т.п.) проекту, но в итоге строительство было отменено.

 

Описание конструкции.

 

"Генерал-адмирал Апраксин"По идеологии проектирования броненосцы "Адмирал Ушаков" представляли собой втрое уменьшенный "среднестатистический" броненосец того времени.

Длина кораблей составляла 81,9 - 86,4 м. при ширине 15,2 м. Осадка по факту доходила до 6,1 м вместо проектных 5,2 м, что было существенным недостатком для броненосца береговой обороны, который должен действовать, в том числе и на относительном мелководье.

Превышение осадки было вызвано существенной перегрузкой всех трех кораблей, которая, в свою очередь, была связана с изменениями проекта и расчетными ошибками. Наименьшую перегрузку имел "Генерал-адмирал Апраксин", но это было достигнуто за счет ослабления бронирования и вооружения. Корпус делился на 8 водонепроницаемых отсеков с двойным дном.

Мореходность не была приоритетной задачей при проектировании, т.к. броненосцам береговой обороны она не нужна, однако опыт эксплуатации показал, что эти корабли чувствуют себя в открытом море вполне уверенно.

Бронирование.

"Адмирал Ушаков"Защиту кораблей обеспечивал бронепояс толщиной 254 мм, утончающийся к оконечностям до 203 мм. На "Генерал-адмирале Апраксине" толщину бронирования уменьшили: в средней части бронепояс составлял 216 мм, а в оконечностях - до 165 мм.

Бронепояс не был полным - его длина не превышала 53 метров, таким образом оконечности кораблей имели существенно ослабленное бронирование. Защиту от продольного огня обеспечивали броневые траверсы толщиной до 203 мм.

Вторым элементом схемы бронирования была бронепалуба - плоская над цитаделью (25 мм) и карапасная в носу и корме. Скосы карапасной палубы толщиной до 51 мм прикрывали незащищенные бронепоясом оконечности. К бронепалубе крепились 65-мм гласисы вокруг машинного люка, при этом сам люк также имел бронированную крышку.

Защита артиллерии главного калибра состояла из броневых плит толщиной 152 мм, прикрывавших барбеты башен, сами башни имели толщину стенок в 178 мм без диференцирования толщины. Такой же, 178-мм броней защищалась и боевая рубка.

При строительстве "Адмирала Ушакова" и "Адмирала Сенявина" использовали сталеникелевую броню, а для "Генерал-адмирала Апраксина" применили броню, закаленную по методу Гарвея. Поскольку последняя была на 20 % прочнее, чем сталеникелевая, уменьшение толщины бронирования на "Апраксине" фактически не повлияло на его защищенность. В целом корабли демонстрировали отменную живучесть, а с учетом короткого корпуса, малой высоты и высокой скорости, броненосцы этого типа были весьма сложной целью для вражеских снарядов.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Порт-Саид, на переднем плане - "Адмирал Ушаков"Энергетическая установка кораблей состояла из двух вертикальных трехцилиндровых паровых машин тройного расширения и четырех цилиндрических огнетрубных котлов. Механизмы для броненосцев изготавливали разные фирмы, что обуславливало некоторые отличия в компоновке кораблей.

Для "Адмирала Ушакова" конкурс на изготовление установки выиграла английская компания "Humphrys, Tennant and Co", для двух других броненосцев - опять-таки британская фирма "Maudslay, Sons and Field". Интересно, что при проектировании закладывалась возможность нефтяного отопления котлов, причем угольные ямы на испытаниях оказались вполне пригодны для хранения жидкого топлива. Так или иначе, на практике новый тип горючего не применялся.

Максимальная скорость броненосцев на испытаниях доходила до 16,1 узлов, что соответствовало техническому заданию и проектным расчетам. Дальность плавания 10-узловым ходом составляла 2 400 миль при полной загрузке угля. Угольные ямы располагались по бортам, обеспечивая дополнительную защиту механизмов. В движение корабль приводили 2 гребных винта.

Вооружение.

"Генерал-адмирал Апраксин", вид на кормовую башнюГлавным визуальным отличием "Генерал-адмирала Апраксина" от двух других систершипов стал состав вооружения. "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Сенявин" имели на борту 4 орудия калибром 254 мм в двух башнях на носу и корме, на "Апраксине" кормовая башня была одноорудийной.

Главный калибр отличался не только количеством стволов: "Апраксин" имел электрические приводы башенных механизмов (на "Ушакове" и "Сенявине" стояли гидравлические) и угол возвышения 35 градусов (на других кораблях - 15 градусов), что должно было обеспечить хорошую дальность стрельбы.

Второй калибр представляли 120-мм орудия Канэ, обладавшие высокой скорострельностью и достаточным могуществом снаряда. Единственным недостатком этой артиллерии было полное отсутствие защиты, орудия располагались на верхней палубе практически открыто.

Противоминный калибр состоял из скорострельных 47-мм пушек Гочкиса (на "Апраксине" - 10 орудий, на остальных - 6) и 18 орудий калибра 37 мм. Эти орудия располагались как на верхней, так и на жилой палубах, а также на боевом марсе. Дополняли комплекс вооружения четыре надводных торпедных аппарата (381 мм).

Оборудование и вспомогательные системы.

Броненосцы типа "Адмирал Ушаков" оснащались внутренней телефонной связью (20 аппаратов), переговорными трубами и машинными телеграфами, к 1905 г. установили радиостанции. В целом оборудование их мало отличалось от эскадренных броненосцев. Особенностью кораблей стала крайняя стесненность внутренних помещений: из-за небольших размеров и обилия корабельных систем часть экипажа жила, фактически, на боевых постах.

 

Служба. 

До Русско-японской войны.

"Генерал-адмирал Апраксин" на камнях"Адмирал Ушаков", "Адмирал Сенявин" и "Генерал-адмирал Апраксин" служили на Балтике и входили в состав Практической эскадры. До Русско-японской войны все три броненосца чрезвычайно активно использовались в целях подготовки экипажей и для проведения различных учений.

В ноябре 1899 г. "Апраксин" наскочил на камни у острова Гогланд. Операция по спасению броненосца шла с участием ледокола "Ермак", при этом снять корабль с камней удалось лишь в апреле 1900 г.

Русско-японская война.

С началом Русско-японской войны броненосцы стали эксплуатироваться на износ: на них проходили подготовку комендоры для Второй Тихоокеанской эскадры. В итоге в конце 1904 года все три корабля были отремонтированы с заменой изношенных стволов орудий, присоединены к Третьей Тихоокеанской эскадре адмирала Николая Ивановича Небогатова, и вместе с двумя другими кораблями отправились догонять эскадру Рожественского.

В походе на броненосцах типа "Адмирал Ушаков" дважды перебрали механизмы, но в целом береговые корабли показывали себя очень неплохо в несвойственных для них условиях. В конце апреля 1905 г. две эскадры встретились недалеко от Суматры и направились в роковой для них Цусимский пролив.

Броненосец "Окиношима", бывший "Генерал-адмирал Апраксин"В дневном бою под Цусимой некоторые повреждения получил "Адмирал Ушаков" (не менее 4-х попаданий 203-мм снарядами), два других броненосца обошлись без существенных разрушений, хотя попадания были. "Ушаков" из-за затопления носового отсека отстал от остальных и вечером 28 мая 1905 г. принял бой с броненосными крейсерами "Ивате" и "Якумо".

Получив ряд попаданий и осознавая бессмысленность сопротивления (из-за крена невозможно было использовать орудия главного калибра), команда затопила корабль. 328 человек были подобраны японцами, 94 погибли. Интересно, что точность стрельбы японцев по воспоминаниям очевидцев оставляла желать лучшего: своеобразная форма броненосца защищала его лучше брони. Два других корабля сдались вместе с броненосцами "Орел" и "Император Николай I". См. Цусимское сражение.

После Русско-японской войны.

"Адмирал Сенявин" и "Генерал-адмирал Апраксин" достались японцам практически неповрежденными и были включены в состав японского флота под названиями "Мисима" и "Окиношима" соответственно. За время службы несколько раз модернизировались, в годы Первой мировой войны успели поучаствовать в сражении за Циндао. "Мисима" несколько позже участвовал в японской интервенции на Дальний Восток. Оба корабля исключены из списков в апреле 1922 г. "Окиношима" разрезан на металл в 1939 году, а "Мисима" в 1936 г. был потоплен в ходе учений японской авиации.