Броненосный крейсер «Россия»

Броненосный крейсер "Россия" - броненосный крейсер Российского императорского флота, построенный по существенно улучшенному проекту "Рюрика". Недостатки предшественника были устранены, а сильные стороны получили дальнейшее развитие, в результате чего получился мощнейший корабль с выдающимися мореходными качествами и высокой автономностью. Участвовал в Русско-японской войне, входил в состав Владивостокского отряда крейсеров, продемонстрировал великолепные боевые возможности в ходе боя в Корейском проливе. Позднее крейсер участвовал в Первой мировой войне, при этом его конструкция была настолько удачной, что он не потерял актуальности и в эпоху дредноутов.

 

 

 

 

Схема крейсера "Россия"

 

 

 

Броненосный крейсер "Россия", 1897 г.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 12 130 т.

Длинна: 147,8 м.

Ширина: 20,9 м.

Скорость хода: 19,74 узлов.

Дальность плавания: 7 740 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 203 мм;
  • 16 орудий калибра 152 мм;
  • 12 орудий калибра 75 мм;
  • 20 орудий калибра 47 мм;
  • 18 орудий калибра 37 мм
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 5 торпедных аппаратов (381 мм).

Бронирование: до 305 мм.

Экипаж: 839 человек, из них 28 офицеров.

Введен в строй: 1897 г.

 
 

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Корпус крейсера "Россия" перед спуском на водуЕще при постройке крейсера "Рюрик" стало очевидно, что при всех достоинствах корабль имеет и ряд неустранимых недостатков. К таковым относилось отсутствие защиты артиллерии и недостаточная площадь бронирования. Кроме того, конец XIX века подарил кораблестроителям совершенно новые возможности: из-за быстрого развития науки, оснащение и боевой потенциал новых крейсеров можно было вывести на принципиально другой уровень, но при проектировании "Рюрика" все новшества учесть не могли. Собственно и сама концепция "крейсера-истребителя торговли" предполагала наличие нескольких подобных кораблей, способных полностью перекрыть вражеское судоходство или нанести ему серьезный ущерб.

Исходя из всего вышеизложенного Морское министерство приказало спроектировать новый крейсер, развивающий концепцию "Рюрика". Представленный в 1892 г. проект предусматривал уменьшение толщины главного бронепояса при большей его длине; наличие верхнего бронепояса; защиту артиллерии и элеваторов; котлы Бельвиля вместо огнетрубных котлов на предшественнике; отказ от парусной оснастки и увеличение запаса угля; установку дополнительной паровой машины для экономичного хода, работающую на отдельный вал. При обсуждении проекта всерьез рассматривалась возможность установки орудий в полноценных башнях, но конечном итоге от этой идеи отказались.

Претерпела изменения и артиллерия: 120-мм орудия не предусматривались, зато добавили новые скорострельные 75-мм патронные орудия. После всех изменений проектное водоизмещение превысило 12 000 тонн, а скорость должна была составлять более 19 узлов.

Постройка и испытания.

Крейсер "Россия" в достройкеОфициальная закладка броненосного крейсера "Россия" состоялась 20 мая 1895 г. на Балтийском заводе. На торжественной церемонии присутствовал Император Николай II. В отличие от большинства боевых кораблей, строившихся на отечественных верфях, постройка "России" шла рекордными темпами: меньше чем через год корпус спустили на воду. Столь же стремительно шла и достройка: для ускорения часть материалов и оборудования заказали на иностранных заводах. Такая спешка была вызвана намерением уже в 1896 г. отправить крейсер в заграничное плавание.

В октябре 1896 г. крейсер "Россия" вышел на первые испытания. Здесь случился конфуз: из-за сильного порыва ветра недостроенный корабль вынесло на мель, сняться с которой самостоятельно он не смог. Для вызволения крейсера пришлось провести серьезные земляные работы, завершившиеся успехом лишь в декабре 1896 г. Полноценные испытания "Россия" прошла лишь весной следующего года, показав при этом весьма достойные результаты. Достройка и доведение конструкции до ума продолжались и после вступления в строй, которое состоялось в сентябре 1897 г.

 

Описание конструкции.

 

Броненосный крейсер "Россия"Повторяя основными обводами корпуса "Рюрик", крейсер "Россия" был еще крупнее: длина доходила до 147,8 м, ширина составляла 20,9 м, а осадка - до 8,4 м. Фактическое водоизмещение при этом превысило 12 576 тонн, что на 400 тонн превышало окончательное проектное. С учетом размеров "России" подобная перегрузка особого влияния на его качества не оказала. Огромные размеры были необходимы для обеспечения высокой автономности и мореходности, но имели и свои недостатки: проход через Суэцкий канал для этого исполина был весьма труден.

Корпус делился на 11 водонепроницаемых отсеков с единой (магистральной) водоотливной системой. "Россия" унаследовала от "Рюрика" и его замечательную мореходность: высокий борт и продуманная конструкция с горизонтальными килями позволяли кораблю успешно действовать практически в любых условиях. Каких-либо принципиальных отличий в конструкции корпуса при этом не было: "Россия" повторяла отработанные и, во многом удачные, технические решения.

Наиболее явным отличием "России" от прототипа были четыре дымовые трубы и отсутствие парусного рангоута - от этого анахронизма отказались еще на стадии проектирования. Кроме того несколько изменились обводы полубака, а полноценная ходовая рубка и мостик выделялись на плоской верхней палубе крейсера.

Бронирование.

На юте крейсера "Россия"Основным отличием "России" от "Рюрика" была иная, и куда более совершенная, схема бронирования. Во-первых, вся броня была гарвеевской, что заметно повысило стойкость крейсера к огневому воздействию. Во-вторых, толщину главного пояса уменьшили до 203 мм в центральной части (127 мм в корме и до 152 мм у носового траверза), но теперь он прикрывал почти весь борт. В носовой части пояс не доходил 24 м до форштевня и заканчивался 178-мм броневым траверзом, обеспечившим защиту от продольного огня.

Образуемая главным бронепоясом цитадель прикрывалась карапасной броневой палубой (до 76 мм на скосах), выполненной из экстрамягкой никелевой стали. Таким образом, в отличие от предшественника, "Россия" не имела уязвимых мест в оконечностях. Кроме того, над цитаделью располагался второй бронепояс, толщина которого составляла от 76 до 127 мм. Этот пояс, заканчивавшийся 127 мм траверзами, формировал казематы артиллерии, чего опять-таки не было на "Рюрике".

Кроме того, на "России" защитили 76-мм броней подачные трубы орудийных установок, что заметно повысило их живучесть. Не обошли вниманием и саму артиллерию: кроме верхнего бронепояса, казематы имели 38-мм переборки, а главный калибр прикрывали плиты толщиной от 51 до 76 мм. Боевая рубка была прикрыта 305-мм броней. Приводы и кабели выводились в бронированною 76-мм коммуникационную трубу. 

Таким образом, в части бронирования был сделан огромный шаг вперед. Крейсер "Россия" был защищен вполне надежно, а откровенно слабых мест у него практически не было, что и показал бой в Корейском проливе.

Энергетическая установка и ходовые качества.

На палубе крейсера "Россия"Энергетическая установка также претерпела изменения. Основную мощность обеспечивали две вертикальные трехцилиндровые паровые машины тройного расширения: в отличие от "Рюрика" от двух машин на вал решили отказаться. Кроме того на крейсере была установлена маломощная (2 500 л.с.) трехцилиндровая паровая машина малого хода, вращавшая отдельный винт и обеспечивающая максимально возможную экономию угля. Кроме того она позволяла сохранять ресурс двух главных машин, не используя их без лишней надобности. Пар вырабатывали 32 котла Бельвиля, надежные и относительно экономичные.

Энергетическая установка позволяла "России" набирать скорость до 19,74 узлов, что заметно превышало скоростные качества "Рюрика". Запас хода при полной загрузке угля доходил до 7 740 миль. С учетом великолепной мореходности новый крейсер был отлично приспособлен для длительных рейдерских действий на океанских просторах, а скорость позволяла ему при необходимости уйти от более сильных кораблей.

Вооружение.

Вид на боевую рубку и мостикАртиллерия "России" была существенно улучшена. Главный калибр по прежнему состоял и 4-х восьмидюймовых орудий Бринка, но теперь длинна стволов составляла 45 калибров (на "Рюрике" - 35 калибров), что обеспечивало лучшую дальность и точность. Схема размещения орудий осталась без изменений: по два с каждого борта в носу и корме, хотя за счет улучшенной компоновки увеличился углов возвышения. Отличием было и то, что теперь носовые пушки располагались в бронированных казематах. Кормовые орудия как и раньше размещались на верхней палубе.

Второй калибр был представлен 152-мм орудиями Канэ. 14 таких орудий располагались в бронированных казематах на батарейной палубе, а еще два - на носу и корме. По сравнению с предшественником улучшились системы подачи боеприпасов и, само собой, уровень защиты был выведен на совершенно новый уровень.

Достаточно спорным нововведением стала замена 120-мм орудий на 12 пушек калибра 75 мм системы Канэ. С одной стороны, 75-мм орудия отличались несравненной скорострельностью при ощутимом могуществе снаряда, но, с другой - их мощность была не достаточной для борьбы с крупными целями. Эти орудия размещались на батарейной и верхней палубах, а также на баке.

Завершали комплекс артиллерийского вооружения 20 47-мм орудий Гочкиса и 18 37-мм пушек той же системы. Большая часть этой артиллерии располагалась на верхней палубе и баке, кроме того малокалиберные орудия установили на боевом марсе и крыльях мостиков.

Из 5 торпедных аппаратов один располагался в носовой части, а четыре других - побортно (2 с каждого борта). Все аппараты имели надводное размещение.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оборудование крейсеров было весьма совершенным и заметно более продвинутым, чем у "Рюрика". Корабль имел развитую систему телефонной связи и электрических сигнальных устройств, кроме того на нем установили полноценную систему управления огнем Гейслера, позволявшую наводить и отдавать команды всей артиллерией централизованно.

 

Служба.

 

До Русско-японской войны.

Крейсер "Россия" в Йокогаме, 1901 г.После вступления в строй крейсер был направлен в Англию для участия в масштабных торжествах посвященных 60-летию царствования королевы Виктории. Характерно, что в это время на корабле продолжались достроечные работы, хотя они были направленны, в основном, на устранение мелких недостатков. В том же, 1897 г., на борт крейсера "Россия" поднялись сразу два императора: во время торжественной встречи Вильгельма II немецкий правитель почтил корабль своим визитом вместе с российским "коллегой" Николаем II.

Осенью 1897 г. крейсер "Россия" направился на Дальний Восток. Посетив ряд иностранных портов, корабль летом 1898 г. добрался до Владивостока, где вошел в состав русской эскадры. Вскоре крейсер участвовал в подавлении Восстания боксеров вместе с другими русскими и иностранными кораблями. Следующие несколько лет прошли в многочисленных маневрах, в том числе и международных. Несколько раз посещал японские порты с дружескими визитами. После ухода из Владивостока большей части устаревших кораблей, крейсер "Россия" стал флагманом отдельного Владивостокского отряда, в который также входили его близкие "родственники": "Рюрик" и "Громобой". За время своей довоенной службы крейсер проявил себя очень неплохо, демонстрируя завидную надежность всех корабельных систем и стабильно высокие характеристики.

Русско-японская война.

Крейсер "Россия" и остановленная им японская шхунаВ годы Русско-японской войны Владивостокский отряд крейсеров оказался едва ли не единственным формированием, нанесшим японцам серьезные потери. Проектной задачей "Рюрика", "России" и "Громобоя" было уничтожение вражеского торгового судоходства и эту задачу они принялись выполнять весьма энергично. В числе жертв отряда числятся почти три десятка вражеских судов, часть из которых перевозила военные грузы для японских войск.

Тяжелым испытанием для русских крейсеров стало сражение в Корейском проливе, когда 4 мощных броненосных японских крейсера при поддержке двух бронепалубных кораблей навязали Владивостокскому отряду невыгодное для него сражение. "Россия", как и схожие с ним "Рюрик" и "Громобой" не предназначались для эскадренного боя, а вкупе с численным преимуществом японцев, особых шансов на благополучный исход не было. Тем не менее, все три корабля продемонстрировали отличную защищенность и выучку экипажей: пятичасовой бой закончился гибелью "Рюрика", которая было следствием почти случайного повреждения рулей. При этом уничтожить его японцы так и не смогли: хотя крейсер находился под ураганным огнем затонул он лишь после того, как команда открыла кингстоны. "Россия" и "Громобой" без особых проблем ушли от преследования японских крейсеров, при этом последние были тяжело повреждены. См. Бой в Корейском проливе. Оставшуюся часть войны крейсер провел во Владивостоке обеспечивая его защиту от возможных японских атак.

Межвоенный период.

На палубе крейсера "Россия"После завершения войны броненосный крейсер "Россия" вернулся на Балтику. В 1906 г. корабль встал на трехлетний капитальный ремонт и модернизацию. Был отремонтирован корпус с заменой многочисленных поврежденных частей, проведен необходимый ремонт энергетической установки (третью паровую машину при этом сняли), усовершенствовали систему управления огнем. Изменился и состав вооружения: почти всю малокалиберную артиллерию сняли, зато установили 6 дополнительных 152-мм орудий и еще 3 75-мм пушки. Кроме того с "России" сняли 3 торпедных аппарата, эффективность которых в бою была сомнительна.

В 1909 г. корабль вернулся в строй и активно использовался для обучения моряков. До начала Первой мировой войны успел совершить несколько дальних походов в Атлантику.

Первая мировая война и послевоенный период.

Броненосный крейсер "Россия"В годы Первой мировой войны крейсер "Россия" входил в состав Балтийского флота и возглавлял бригаду крейсеров. Использовался весьма активно и результативно: ставил минные заграждения, обстреливал побережье, участвовал в разведывательных операциях.

В 1915 г. крейсер перевооружили: за счет изменения носовой части количество 203-мм орудий довели сначала до 6, а затем - до 8, остальную артиллерию, наоборот, сократили. Тогда же с корабля демонтировали оставшиеся торпедные аппараты. 

"Россия" снова вступила в строй в 1916 г., но на этом славный боевой путь крейсера в сущности закончился: до революции и в ее ходе он ничем особенным не отметился. В мае 1918 г. корабль законсервировали. В 1922 году броненосный крейсер "Россия" был продан на слом.