Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов" - русский броненосный крейсер, обладавший мощным вооружением и неплохой броней в ущерб дальности хода. Во многих отношениях являлся эпохальным кораблем, долгое время не имея себе равных по совокупности характеристик. Участвовал в Цусимском сражении: получил ряд повреждений в дневном бою и торпедное попадание ночью. Утром 28.05.1905 г. затоплен экипажем. Построен в единственном экземпляре.

 

 

 

 

"Адмирал Нахимов" - схема

 

Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", 1893 г.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 8 473 т.

Длинна: 103,3 м.

Ширина: 18,6 м.

Скорость хода: 16,67 узлов.

Дальность плавания: 4400 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 8 орудий калибра 203 мм;
  • 10 орудий калибра 152 мм;
  • 12 орудий калибра 47 мм;
  • 6 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм;
  • 3 торпедных аппарата (381 мм).

Бронирование: до 254 мм.

Экипаж: 572 человека, из них 23 офицера.

Введен в строй: 1888 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

"Адмирал Нахимов" в докеПрообразом "Адмирала Нахимова" стал британский крейсер "Imperieuse", заложенный в 1881 г. и предназначенный для использования в качестве колониального флагмана. Его проект настолько впечатлил морских чиновников, что через полгода после закладки английского корабля Морской технический комитет получил приказ разработать отечественный аналог.

Первоначальным заданием была определена толщина главного бронепояса - до 254 мм и общая схема вооружения: носовая и кормовая барбетная установка, а также две установки по бортам, в каждой из них планировалось расположить по одному 280-мм орудию. Скорость нового крейсера должна была составлять не менее 15 узлов, а для увеличения дальности плавания предусматривалось полное парусное вооружение.

В общих чертах проект был готов к концу 1882 г., самым существенным отличием от первоначального задания были 229-мм орудия, поскольку одиннадцатидюймовые пушки оказались крайне неудачными и в производство не пошли. Официальный контракт на постройку нового крейсера был подписан с Балтийским заводом в мае 1893 г.

Постройка и испытания.

"Адмирал Нахимов", 1893 г.По ходу строительства, как водится, в проект успели внести массу изменений. Было принято решение отказаться от сложной и громоздкой телескопической выдвижной трубы, установив вместо нее традиционную постоянную, изменили состав парусного вооружения, упростили конструкцию бушприта.

А в 1885 г. Морской технический комитет принял решение, которое немедленно перевело "Нахимов" из ряда просто хороших крейсеров в выдающиеся. Дело в том, что артиллерия калибром 229 мм по ряду причин не вполне подходила для строящегося корабля. Одной из таких причин было то, что станки под эти орудия отсутствовали даже в проектах, а крейсер уже был готов к спуску на воду.

В итоге на заседании МТК приняли решение вооружить крейсер 8-дюймовыми орудиями, но теперь каждая из четырех барбетных установок должна была нести не одно, а два орудия. Таким образом, "Адмирал Нахимов" по окончательному проекту имел 8 орудий калибра 203 мм. Вес залпа ГК составил более 800 кг, что вдвое превышало первоначальный проект и по этому показателю новому крейсеру не было равных. Выросла и скорострельность орудий, а экономия водоизмещения позволила улучшить конструкцию барбетных установок и усилить их бронирование.

03 ноября 1885 г."Адмирал Нахимов" был торжественно спущен на воду в присутствии Императора Александра III. Полноценные испытания нового крейсера начались в конце лета 1886 г. Ходовые испытания продемонстрировали скорость более 17 узлов, но это было вызвано скорее отсутствием части брони и вооружения. В дальнейшем крейсер стабильно показывал скорость около 16 узлов, что превышало показатели в задании. По результатом испытаний изменили шаг винтов, других существенных переделок не было: крейсер "Адмирал Нахимов" был изготовлен очень тщательно и полностью соответствовал проекту. В сентябре 1888 г. корабль вступил в строй.

 

Описание конструкции.

 

Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов"Английский прототип "Адмирала Нахимова", несмотря на многообещающие характеристики, на практике обернулся полным провалом: медленный, чрезвычайно неудобный крейсер со слабым вооружением. Русский же корабль получился полной противоположностью и на момент ввода в строй мог стать украшением и гордостью флота любой мировой державы.

Длина крейсера составляла 103,3 метра, ширина - 18,6 м. Осадка доходила до 8,3 метра, фактическое водоизмещение составило 8 473 т. Корпус имел сильный завал бортов внутрь, что позволяло добиться требуемой остойчивости, несмотря на тяжелые барбетные установки. Для обеспечения живучести корпус делился на 11 главных водонепроницаемых отсеков, кроме того на корабле имелась водонепроницаемая продольная переборка и традиционное двойное дно.

Хотя на испытаниях нос корабля сильно зарывался в волну, после достройки и установки всего оборудования мореходность "Нахимова" оказалась весьма приличной, чему способствовали, в том числе, горизонтальные кили.

Бронирование.

Барбетная установка "Адмирала Нахимова"Бронирование "Адмирала Нахимова" состояло из неполного бронепояса  толщиной до 254 мм, который вместе с броневыми траверсами (до 229 мм) образовывал вертикальную защиту жизненно важных систем корабля.

Горизонтальная защита цитадели состояла из бронепалубы (до 50,5 мм), которая к оконечностям становилась карапасной (толщина на скосах до 76 мм). Кроме изложенного крейсер имел бронирование барбетов (до 203 мм), их подачных труб (76 мм) и боевой рубки (до 152 мм).

Вспомогательная артиллерия полноценных казематов не имела, но в местах ее расположения борт был усилен и достигал толщины 37 мм, а сами орудия разделялись легкими противоосколочными переборками. Вся броня крейсера была сталежелезной.

Дополнительную защиту обеспечивали угольные ямы, которые традиционно экранировали механизмы. Живучесть повышала и магистральная водоотливная система, которая показала себя относительно неплохо. Таким образом, защита "Адмирала Нахимова" была продуманной и достаточной, что подтвердило и Цусимское сражение. Если сравнивать защищенность крейсера с близким по задачам крейсером "Рюрик", "Нахимов" был бронирован заметно лучше. Главным преимуществом была защита артиллерии, пусть и не выдающаяся, но позволяющая сохранить орудия под огнем противника.

Энергетическая установка и ходовые качества.

"Нахимов" под парусамиЭнергетическая установка производства Балтийского завода состояла из двух трехцилиндровых паровых машин, сумарной мощностью до 8 000 л.с., и 12 цилиндрических огнетрубных котлов.

Особенностью "Адмирала Нахимова" стала изумительная надежность механизмов: поломки были крайне редким явлением. Максимальная скорость хода доходила до 16,67 узлов, а дальность плавания экономическим ходов (10 узлов) - до 4 400 миль.

Крейсер имел полное парусное вооружение брига, что должно было повышать автономность и дальность при длительном нахождении в открытом море. Паруса оказались условно пригодными для эксплуатации: при хорошем ветре они могли разогнать корабль до 3-4 узлов. На британском "коллеге" - крейсере "Imperieuse" - парусное вооружение вообще оказалось бесполезным. Впрочем, и на "Нахимове" от парусов вскоре отказались, т.к. оно осложняло стрельбу из орудий главного калибра. Мореходные качества крейсера были не выдающимися, но достаточными для решения всех возложенных на него задач.

Вооружение.

На палубе крейсера "Адмирал Нахимов"Вооружение "Адмирала Нахимова" состояла из рекордных восьми орудий главного калибра (203 мм) в четырех барбетных установках. Орудия располагались ромбом, что позволяло использовать шесть из них для залпа в любом направлении.

Барбеты прикрывались цилиндрическими конструкциями, внешне напоминающими башни, что обеспечивало дополнительную защиту расчетам, хотя до полноценных башен она, конечно, не дотягивала.Интересной особенностью стало наличие только ручного привода наведения: ни гидравлика, ни электричество не нашли применения.

Второй калибр состоял из 10 орудий 152-мм калибра, по 5 с каждого борта. Поскольку на момент постройки крейсера орудия Канэ еще не стали стандартом русского флота, 6-дюймовые орудия были системы Бринка образца 1887 г. Противоминная артиллерия изначально состояла из 87-мм орудий, но уже в 1898 г. их сняли и заменили на 12 орудий Гочкиса калибром 47 мм и 6 орудий калибром 37 мм (на надстройках и верхней палубе).

Торпедное вооружение состояло из трех торпедных аппаратов. Комплекс вооружения крейсера был надежным и мощным, но имел два недостатка, несколько снижающих эффективность. Первым из них была ручная подача снарядов, что, мягко говоря, не способствовало скорострельности. Вторым неприятным моментом стало использование дымного пороха, который еще больше замедлял темп стрельбы, поскольку в плотном облаке дыма целиться несколько проблематично.

Оборудование и вспомогательные системы.

Оснащение корабля не отличалось какими-либо новшествами: до распространения телефонной связи и широкого применения электричества пройдет еще несколько лет. Единственным новаторским решением в части оборудования "Адмирала Нахимова" стало полностью электрическое освещение - масляные фонари окончательно ушли в историю. По мере появления новых технологий крейсер неспешно модернизировался: в 1893 г. добавили электроприводы для орудий главного калибра, позже сняли парусную оснастку за ненадобностью. В остальном крейсер был оборудован скорее как корабль середины XIX века, чем начала XX. 

 

Служба. 

До Русско-японской войны.

"Адмирал Нахимов" в Порт-Артуре, 1900 г."Адмирал Нахимов" в русском флоте был одним из "чемпионов" по дальним походам. Почти сразу после вступления в строй крейсер направился на Дальний Восток. Зайдя в Германию и Францию, "Нахимов" обогнул Африку и пришел в Сингапур, где стал флагманом русской эскадры. Посетив порты Чемульпо и Нагасаки, "Адмирал Нахимов" прибыл во Владивосток.

В ходе длительного плавания крейсер показал великолепную надежность: не было отмечено ни одной сколь-нибудь существенной поломки. На высоте оказалась и выучка экипажа. В 1891 г. "Адмирал Нахимов" вернулся в Кронштадт, где прошел необходимый ремонт и незначительную модернизацию.

Через два года корабль направился во второе дальнее плавание - на этот раз к берегам Америки. В мае 1894 г. "Адмирал Нахимов" вновь прибыл во Владивосток, а в 1897 г. стал одним из первых русских кораблей, зашедших в новую базу флота - в Порт-Артур. В 1898 г. крейсер вновь возвращается на Балтику, где проходит ремонт и модернизацию, а уже через два года, вновь переброшенный к Порт-Артуру, принимает участие в подавлении Восстания Боксеров. Возвращение в Кронштадт состоялось в 1903 г.

Русско-японская война.

"Адмирал Нахимов" тонет после Цусимского сраженияПосле начала Русско-японской войны и крайне неудачных действий русского флота, "Адмирал Нахимов" был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского и направился на помощь кораблям Порт-Артура. К тому времени крейсер уже устарел, хотя и оставался весьма грозным противником.

В дневном бою под Цусимой "Нахимов" получил многочисленные попадания снарядами всех калибров: осколками были перебиты коммуникации, разрушены надстройки, выведена из строя часть артиллерии. Несмотря на это крейсер продемонстрировал отличную живучесть и высокий уровень защиты: скорость сохранялась, большая часть артиллерии оставалась в строю, а потери личного состава были совсем не велики - около 25 человек.

Фатальной для "Адмирала Нахимова" стала ночь на 28 мая: торпеда с японского миноносца поразила носовую часть крейсера, проделав в корпусе огромную пробоину. Хотя корабль и остался на плаву, было очевидно, что спасти его не удастся. Утром полузатопленный "Адмирал Нахимов" был обнаружен японскими вспомогательными кораблями, которые приняли на борт эвакуирующийся экипаж. См. Цусимское сражение. Около 10 часов утра "Адмирал Нахимов" скрылся под водой.