Броненосные крейсеры типа «Идзумо»

Броненосные крейсеры типа "Идзумо" - броненосные крейсеры японского флота, представлявшие собой дальнейшее развитие крейсеров типа "Асама". Отличались от прототипа более современной энергетической установкой, применением крупповской брони и несколько более высокими характеристиками. Построено два корабля: "Идзумо" и "Ивате". Оба крейсера стали "долгожителями" флота, успешно пройдя Русско-японскую и Первую мировую войну. В ходе Второй мировой войны оставались в строю. Потоплены американской авиацией в июле 1945 г. при налетах на Куре.

 

 

 

 

 

Броненосные крейсеры типа "Идзумо" - схема

Броненосный крейсер "Идзумо"

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 9 750 т.

Длинна: 132,28 м.

Ширина: 20,94 м.

Скорость хода: 22,04 узлов.

Дальность плавания: 7 000 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 203 мм;
  • 14 орудий калибра 152 мм;
  • 12 орудий калибра 76 мм;
  • 8 орудий калибра 47 мм;
  • 4 торпедных аппарата (457 мм).

Бронирование: до 356 мм.

Экипаж: 672 человека, из них 28 офицеров.

Первый корабль серии введен в строй: 1900 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

Спуск на воду крейсера "Ивате"Проект крейсеров типа "Асама" полностью удовлетворял требованиям японских адмиралов, однако еще при закладке "Асамы" и "Токивы" стало ясно, что в этом же водоизмещении можно добиться еще более впечатляющих характеристик. Дело в том, что при проектировании этих крейсеров английские кораблестроители использовали целый ряд устаревающих технологий, которые не позволяли выжать из проекта максимум возможного.

Понимая это и, одновременно выполняя кораблестроительную программу 1896 г. (программа "шесть-шесть"), японцы заказали фирме "Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd" постройку еще двух броненосных крейсеров по несколько улучшенному проекту. Контракт был заключен осенью 1897 г., т.е. всего через несколько месяцев после официального заказа "Асамы".

Основным отличием "Идзумо" от предшественника стала энергетическая установка: вместо устаревших (хотя и надежных) огнетрубных котлов на новый крейсер планировалось установить котлы Бельвиля. Последние были не только мощнее и удобнее, но и занимали заметно меньше места. Таким образом проектировщики получили экономию водоизмещения, которую направили на усиление бронепалубы и улучшение конструкции корпуса.

Кроме того для формирования защиты основным материалом теперь должна была стать стать новейшая крупповская броня, заметно превосходящая по своим качествам броню Гарвея. Серьезно перекомпоновали и корпус, изменив расположение, в том числе, погребов боезапаса. За счет более удачного размещения жизненно важных узлов удалось повысить и без того прекрасную защиту новых крейсеров.

В остальном "Идзумо" от предшественника не отличался и представлял собой лишь незначительно улучшенный проект. Официальная закладка "Идзумо" и "Ивате" состоялась в мае 1898 г.

Постройка и испытания.

Учитывая "серийность" постройки, скорость набора корпуса и его насыщения механизмами впечатляла: уже через два года головной корабль серии вступил в строй. Такие темпы обуславливались не только слаженной работой верфи, но и проработанностью проекта, который не подвергался корректировкам при строительстве. Испытания прошли успешно, при этом скорость "Идзумо" превышала 22 узла, что делало его едва ли не самым быстрым броненосным крейсером в мире. Официально флот Японии пополнился новыми крейсерами в сентябре 1900 г. ("Идзумо") и в марте 1901 г. ("Ивате").

 

Описание конструкции.

Броненосный крейсер "Ивате"Внешне "Идзумо" и "Ивате" отличались от "Асамы" лишь наличием третьей дымовой трубы, которая была необходима для обеспечения мощности энергетической установки. В остальном крейсеры использовали отработанные узлы и агрегаты, но унаследовали и единственный недостаток прототипа - посредственную мореходность.

При ближайшем рассмотрении новые корабли отличались от предшественника куда более существенно. Крейсеры типа "Идзумо" были несколько короче (132,28 м), но шире (20,94 м). Хотя разница была скорее символической, она скрывала за собой серьезные изменения компоновки центральной части. Интересно, что осадка "Идзумо" несколько уменьшилась и теперь не превышала 7,37 м. 

Корпус теперь был разделен на 166 водонепроницаемых отсеков, т.е на 3 больше, чем у "Асамы". Магистральная водоотливная система сохранилась, но с учетом всех характеристик ее недостатки серьезного влияния на живучесть не оказывали.

Бронирование.

Броненосный крейсер "Идзумо"Общая схема бронирования на "Идзумо" была полностью унаследована от "Асамы", но довольно существенно отличалась в деталях. Как и раньше крейсер имел главный бронепояс толщиной от 89 до 178 мм, оданко теперь пояс был неполным и заканчивался 152-мм траверсами. Казалось бы это нововведение должно было ослабить бронирование "Идзумо", однако по факту этого не произошло. Во-первых, теперь толщина бронепалубы, скосы которой прикрывавали оконечности, увеличилась до 63 мм, а во-вторых, теперь толстой броней траверсов были защищены погреба боезапаса. Продуманное деление на отсеки позволяло не бояться затопления оконечностей, поэтому схема защиты предшественнику, как минимум, не уступала.

Второй (верхний) последовал судьбе главного: толщина осталась прежней (127 мм) при некотором уменьшении длинны. В остальном бронезащита "Идзумо" повторяла прототип: 152-мм траверсы верхней цитадели, такая же броня башен главного калибра и 356-мм боевая рубка. Площадь бронирования была несколько меньше, чем на "Асаме". 

Важнейшим отличием защиты "Идзумо" стало применение крупповской брони. Высококачественная сталь, содержащая около 1 % хрома и разогретая светильным газом, затем быстро охлаждалась, превращаясь в прочнейшие бронеплиты, чья стойкость к огневому воздействию на 15 % превышала таковую у брони Гарвея. Нетрудно посчитать, что в эквиваленте гарвеевских плит предшественника толщина главного бронепояса "Идзумо" составляла около 204 мм - весьма существенная прибавка. Нашла применение и экстрамягкая никелевая сталь - ее использовали для формирования горизонтальной бронезащиты. 

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка, как и на предшественнике, состояла из двух вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения. Однако, в отличие от устаревших огнетрубных котлов "Асамы" на крейсерах типа "Идзумо" установили 24 котла Бельвиля, превосходивших огнетрубные по всем параметрам. За счет этого нововведения удалось довести скорость (на испытаниях) до 22,04 узлов, что было бы неплохо даже для легкого бронепалубного крейсера. На практике скорость, само собой, была несколько меньше, но все равно составляла не менее 21 узла. Дальность осталась на уровне предшественника (около 7 000 миль 10-узловым ходом).

Вооружение.

Крейсер "Ивате", фотография 1902 г.Вооружение новых броненосных крейсеров не отличалось от прототипа. Собственно, особой нужды в улучшении чего-либо и не было: возможности артиллерийского комплекса крейсеров "Асама" были предельными для кораблестроения той поры.

Главную силу представляли собой 4 орудия Армстронга калибром 203 мм. Они располагались в двухорудийных башнях на носу и корме (башни на "Идзумо" и "Асама" были одинаковыми). Особенность размещения части боекомплекта (непосредственно в башнях) и, как следствие, прекрасная скорострельность, также сохранилась. Не изменились и гидравлические приводы, что было скорее минусом. 

Второй калибр из 14 152-мм орудий в казематах и на палубе также не претерпел изменений, равно как и противоминная артиллерия (12 трехдюймовых орудий и 8 47-мм пушек Гочкиса).

Минное вооружение сократилось до четырех торпедных аппаратов калибром 457 мм. Носовой аппарат сняли за ненадобностью, что позволило улучшить защиту, избавившись от взрывоопасного оборудования в слабозащищенной носовой части. Сложно сказать, насколько это нововведение было удачным: с одной стороны, огневая мощь уменьшилась, но с другой - торпедные атаки для крупных кораблей того времени были либо оружием "последнего шанса", либо предназначались для добивания небоеспособного противника. Поскольку действия против торгового судоходства для крейсеров "Идзумо" не предполагались, уменьшение количества торпедных аппаратов было скорее плюсом, чем минусом.

Оборудование и вспомогательные системы.

Каких-либо изменений в оснащении "Идзумо" не произошло. Внутренняя связь обеспечивалась переговорными трубами, машинными телеграфами и не особенно развитой телефонной связью. Система управления огнем включала в себя электрическую индикацию, что на тот момент уже было стандартом. Как и  предшественники, "Идзумо" оснащался продвинутой британской радиостанцией.

Служба. 

Русско-японская война.

"Идузмо" в Панамском канале, 1921 г..Русско-японская война стала "звездным часом" для всех японских броненосных крейсеров, не были исключением "Идзумо" и "Ивате". Оба крейсера сражались в Корейском проливе против Владивостокского отряда крейсеров. Результаты боя были скорее разочаровывающими: несмотря на огромное преимущество, японской эскадре удалось лишь добиться затопления экипажем устаревшего крейсера "Рюрик", два других русских корабля ушли.

Более того, досталось и японцам: на "Ивате" от прямого попадания сдетонировал боезапас 152-мм орудия, мгновенно убив несколько десятков человек. Другие крейсеры получили многочисленные попадания и были вынуждены прекратить преследование русских кораблей. Интересно, что крепкая броня "Идзумо" не была непреодолимой преградой для 8-дюймовых снарядов владивостокских крейсеров: пробития были частыми и имели весьма серьезные последствия. См. Бой в Корейском проливе.

В составе Объединенного флота оба корабля приняли участие и сражении под Цусимой. "Идзумо" получил не менее пяти попаданий 305-мм снарядами, однако в этот раз защита японского крейсера не подкачала: обошлось без серьезных разрушений.  Что касается повреждений "Ивате", то они были скорее символическими: корабль пострадал мало. Как и другие японские броненосные крейсеры "Идзумо" и "Ивате" действовали в кильватерном строю с тяжелыми броненосцами и вели полноценный эскадренный бой. См. Цусимское сражение.

Первая мировая война и послевоенный период.

"Идзумо" в Шанхае,  1932 г. Колоризированная фотография.До начала Первой мировой войны оба крейсера использовались как сторожевые и учебные корабли, при этом ничем особенным они не отметились. После того, как Япония вступила в войну на стороне Антанты, ситуация изменилась: хотя "Идзумо" и "Ивате" уже не поражали воображение своими характеристиками, они оставались достаточно грозной силой, особенно на второстепенных направлениях.

"Идзумо" действовал у североамериканского побережья, защищая союзное судоходство, а позднее был переброшен в Средиземное море, где вошел в состав международной эскадры. "Ивате" участвовал в осаде Циндао и выполнял функции охраны побережья.

После войны крейсеры были частично разоружены и использовались как учебные корабли, повторив тем самым судьбу своих прототипов - крейсеров типа "Асама". Изменилась и энергетическая установка: после замены котлов скорость "Ивате" уже не превышала 16 узлов. Несколько позже аналогичные изменения внесли в конструкцию "Идзумо". Последний активно участвовал во второй Китайско-японской войне 30-х годов: артиллерия устаревшего крейсера все еще была эффективна при поддержке десанта. Крейсер при этом неоднократно подвергался атакам китайской авиации и торпедных катеров, однако уцелел несмотря на регулярно получаемые повреждения.

К началу Второй мировой войны "Идзумо" и "Ивате" какой-либо боевой ценности уже не представляли, тем не менее они были модернизированы с установкой зенитного вооружения. Использовались, в основном, как учебные корабли без участия в боевых операциях. Летом 1945 г. оба крейсера находились на базе японского флота в Куре, ставшей мишенью для американских авианалетов. Хотя прямых попаданий эти корабли не получили, близкие разрывы авиабомб вызывали затопление крейсеров, в результате чего они оба затонули. В 1947 году остатки "Идзумо" и "Ивате" были разобраны на металл.