Броненосные крейсеры типа «Асама»

Броненосные крейсеры типа "Асама" - серия броненосных крейсеров японского флота, заказанных в рамках кораблестроительной программы 1896 г. На момент вступления в строй были самыми мощными крейсерами в мире, удачно сочетая в себе высокую скорость, надежное бронирование и достаточно мощное вооружение. Построено два корабля: "Асама" и "Токива". Крейсеры этого типа участвовали в Русско-японской войне, успешно действуя в одной линии с эскадренными броненосцами, позднее приняли участие в Первой мировой войне. "Токива", переоборудованный в минный заградитель, оставался в строю и в годы Второй мировой войны.

 

 

 

 

Крейсеры типа "Асама" - схема

Броненосный крейсер "Асама", колоризированная фотография 1902 г.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение: 9 667 т.

Длинна: 134,72 м.

Ширина: 20,48 м.

Скорость хода: 21,5 узлов.

Дальность плавания: 7 000 миль при 10 узлах.

Вооружение:

  • 4 орудия калибра 203 мм;
  • 14 орудий калибра 152 мм;
  • 12 орудий калибра 76 мм;
  • 8 орудий калибра 47 мм;
  • 5 торпедных аппаратов (457 мм).

Бронирование: до 356 мм.

Экипаж: 676 человек, из них 28 офицеров.

Первый корабль серии введен в строй: 1899 г.

 

Проектирование и строительство.

Проектирование.

"Асама" на испытанияхЯпонская кораблестроительная программа 1896 г. предусматривала постройку 6 новых броненосцев и такого же количества тяжелых броненосных крейсеров. Японские адмиралы изначально видели свои крейсеры как дополнение к главным броненосным силам флота, при этом задача рейдерских действий на торговых путях не ставилась.

Подобные требования означали, что новые корабли должны были иметь мощное бронирование, сравнимое с эскадренными броненосцами, и достаточно сильное вооружение. Поскольку разрабатывать проект с нуля японцы были не готовы, начался поиск подрядчика, который мог бы приступить к постройке немедленно на основе имеющихся чертежей.

В конечном итоге единственным кораблем, подходившим под заданные характеристики был признан строящийся в Великобритании по заказу ВМФ Чили крейсер "General O'Higgins". Обратившись к фирме-производителю "Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd", японцы потребовали усилить бронирование и увеличить скорость. Пожелания заказчика выполнили, при этом после переработки проекта чилийского крейсера была также изменена схема размещения вооружения, а корабль стал шире и тяжелее.

"Асама" в докеВ окончательном виде проект был утвержден в августе 1896 г. и предусматривал водоизмещение около 9 500 тонн, вооружение из четырех 203-мм орудий, скорость хода до 20 узлов и бронепояс толщиной 178 мм.

Постройка и испытания.

Закладка "Асамы" состоялась 20 октября 1896 г., а "Токивы" - 06 января 1897 г. Интересно, что официальный заказ на оба крейсера был сделан только в июне 1897 г., таким образом фирма начала постройку на свой страх и риск. Впрочем, по факту кораблестроители не слишком рисковали: найти покупателя на крейсеры с такими характеристиками не представляло особой проблемы.

Так или иначе, в середине 1897 г. оба строящихся корабля были окончательно и бесповоротно проданы Японии. Строительство шло быстро, избавленное от лишней бюрократии и постоянных изменений проекта. Учитывая значительный опыт фирмы "Армстронг" в строительстве боевых кораблей и то, что проектированием "Асамы" занимался Филип Уоттс, будущий главный строитель Королевского флота и создатель революционного "Дредноута", японские крейсеры получились именно такими, какими и должны были быть по проекту.

Уже в 1898 г. оба корабля были спущены на воду, при этом степень их готовности была чрезвычайно высокой. В начале следующего, 1899 г., оба достроенных крейсера прошли испытания, в ходе которых достигали скорости в 21,5 узлов, что было даже выше расчетной.

В то же время корабли продемонстрировали не слишком хорошую мореходность и невозможность использования низко расположенных орудий вспомогательной артиллерии при сильном волнении моря. Однако достоинства очевидно перекрывали недостатки, основные характеристики полностью подтвердились и весной 1899 г. "Асама" и "Токива" пополнили состав флота Японии.

 

Описание конструкции.

 

Броненосный крейсер "Асама"В 1899 г. крейсеры типа "Асама" представляли собой настоящий шедевр кораблестроения: по универсальности и совокупности характеристик им не было равных ни в одном из флотов мировых держав. Близкие к эскадренным броненосцам по уровню защиты корабли имели скорость на уровне легких бронепалубных крейсеров, а вооружение позволяло им без опаски вступать в бой даже с более крупными противниками.

При водоизмещении в 9 667 тонн длинна доходила до 134,72 метров. Ширина составляла 20,48, а осадка - до 7,43 метров. Вообще, японцы, не стесненные необходимостью проходить каналы, могли позволить себе строить корабли большего размера и с большей осадкой, чем их вероятный противник - флот Российской империи. Корпус с двойным дном делился многочисленными переборками на 163 водонепроницаемых отсека с магистральной водоотливной системой, что обеспечивало великолепную живучесть, которая не один раз выручала эти крейсеры.

Бронирование.

Башня главного калибра крейсера "Асама"Главной особенностью "Асамы" и "Токивы" стало их бронирование. В отличие от своего чилийского прототипа японские крейсеры имели полный главный бронепояс, толщина которого составляла от 178 мм (в центральной части) до 89 мм (в оконечностях).

Горизонтальную защиту цитадели обеспечивала карапасная бронепалуба, толщина которой на скосах доходила до 51 мм, эти же скосы обеспечивали дополнительную защиту оконечностей.

Важным дополнением стал второй (верхний) бронепояс толщиной 127 мм, который вместе со 152-мм траверсами обеспечивал надежную защиту казематной артиллерии.  Башни главного калибра и их барбеты прикрывались 152-мм броней, такой же толщины была броня отсека носового торпедного аппарата.

Самую внушительную защиту имела боевая рубка: до 356 мм, к тому же форма рубки практически исключала случайное поражение осколками людей внутри нее. Это позволяло в любых обстоятельствах гарантировать сохранение управления кораблем и избавляло от необходимости создавать резервные посты управления. Общий вес брони доходил до 22 % водоизмещения, при этом небронированным оставалось всего около 40 % площади корабля. Для формирования защиты использовались плиты, закаленные по методу Гарвея.  

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка состояла из двух вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения и 12 цилиндрических огнетрубных котлов. Хотя котлы и были устаревшими еще при закладке крейсеров, они отличались высокой надежностью и приемлемой экономичностью.

Скорость "Асамы" и "Токивы" на испытаниях превышала 21 узел, но они не могли поддерживать ее длительное время. Кроме того по мере износа механизмов она еще больше снижалась и на практике редко превышала 19 узлов. Дальность хода при полном запасе угля и скорости в 10 узлов составляла 7 000 миль. В движение крейсер приводили два гребных винта.

Вооружение.

Крейсер "Асама" в 1924 г.Вооружение крейсеров состояло из 4-х орудий калибра 203 мм в двухорудийных башнях на носу и корме. Такая схема расположения вооружения выгодно отличала "Асаму" и "Токиву", например от крейсера "Рюрик" и ему подобных, которые могли использовать лишь два орудия главного калибра для стрельбы с одного борта. У японских крейсеров подобных проблем не было и любой корабль, избранный целью, мог находится под огнем всех четырех 8-дюймовых орудий.

Интересным было и размещение боекомплекта: большая часть снарядов находилась непосредственно в башнях, что, несмотря на устаревшие гидравлические приводы, позволяло обеспечивать скорострельность главного калибра до трех выстрелов в минуту. 

Второй калибр был представлен 14 скорострельными орудиями Армстронга калибром 152 мм. 10 таких орудий располагались в каземате (по 5 орудий с каждого борта), еще 4 - в палубных установках, защищенных противоосколочными щитками.

Противоминный калибр состоял из 12 орудий калибра 76 мм (на верхней и батарейной палубах, а также на крыльях мостиков) и 8 пушек Гочкиса калибром 47 мм. Крейсеры также имели 5 торпедных аппаратов (4 подводных и 1 надводный).

Оборудование и вспомогательные системы.

Особенностью крейсеров типа "Асама" стало сочетание высочайших тактико-технических характеристик и местами устаревшего оборудования. К нему, помимо упомянутых котлов, относились гидравлические приводы наведения орудий главного калибра в качестве основных (хотя имелись и электрические, но они выполняли дублирующую роль).

Внутренние системы были достаточно традиционными, включая переговорные трубы и машинные телеграфы, а также индикацию для управления огнем. Кроме всего прочего крейсеры оснащались весьма совершенными британскими радиостанциями.

 

Служба. 

Русско-японская война.

"Асама" покидает Англию, 1899 г..Удачная конструкция крейсеров типа "Асама" предопределила их насыщенную жизнь. Первым испытанием для новых крейсеров стала Русско-японская война, в ходе который они в полной мере продемонстрировали свои выдающиеся возможности.

"Асама" участвовал в бою у Чемульпо, в ходе которого нанес "Варягу" тяжелые повреждения и вынудил экипаж затопить крейсер. Сам "Асама" в ходе сражения по заявлению японцев повреждений не получил. См. Бой у Чемульпо.

Позднее японский крейсер участвовал в сражении в Желтом море, где впервые действовал в одной линии с броненосными кораблями. В силу специфики того боя японский крейсер существенной роли в нем не сыграл. В конце боя "Асама" был обстрелян идущим на прорыв "Аскольдом", в результате чего на японском крейсер начался пожар, не имевший, впрочем сколь-нибудь серьезных последствий. См. Бой в Желтом море.

"Токива" отличился в ходе боя в Корейском проливе с отрядом владивостокских крейсеров. Хотя тот бой продемонстрировал малую уязвимость тяжелых русских кораблей, японцам удалось вывести из строя "Рюрик", который ближе к концу сражения был затоплен экипажем. Сам "Токива" тоже не обошелся без попаданий, хотя повреждения и не были фатальными. См. Бой в Корейском проливе.

Под Цусимой на долю двух крейсеров, дополнявших колонну японских броненосных сил, выпало немало испытаний. Если "Токива" ничем особенным не отметился, то "Асама", получивший более 10 попаданий, дважды выходил из боя и в конце сражения имел сильный дифферент на корму из-за поступления забортной воды. См. Цусимское сражение. Таким образом два этих крейсера успели поучаствовать во всех крупных сражениях Русско-японской войны.

Первая мировая война и послевоенный период.

Хотя к началуБроненосный крейсер "Токива" Первой мировой войны крейсеры типа "Асама" устарели, они оставались в строю и были модернизированы с заменой котлов. В ходе Великой войны участвовали в многочисленных патрульных рейдах и охране побережья, а "Токива" использовался при осаде Циндао.

В 1915 г. "Асама" наскочил на камни и длительное время пробыл в ремонте. После окончания Первой мировой войны оба крейсера, уже утратившие боевое значение, использовались как учебные корабли, совершая многочисленные дальние походы.

В 1921 году боевой путь "Асамы" закончился: крейсер был окончательно переоборудован в учебное судно, а позже - в плавучую казарму. Пущен на слом в 1947 г.

"Токива" в 1922 г. был переоборудован в минный заградитель и принял участие во Второй мировой войне. В августе 1945 г. получил прямое бомбовое попадание, к тому же сильно пострадал от близких разрывов авиабомб. Тонущий "Токива" выбросился на берег, где и оставался до 1947 г., когда он был поднят и отбуксирован для разделки на металл.