Бой в Корейском проливе 14.08.1904 г.

Бой в Корейском проливе - сражение между Владивостокским отрядом крейсеров, вышедших навстречу кораблям Первой Тихоокеанской эскадры, прорывавшейся из Порт-Артура, и японским 3-м боевым отрядом в составе 4 броненосных и 2 бронепалубных крейсеров.

Место действия: Корейский пролив, близ острова Цусима.

Участники:

Российская империя:

Японская империя:

karta-boj-v-korejskom-prolive

 

Итоги сражения

Российская империя

  • тяжелые повреждения крейсера "Рюрик". Крейсер затоплен экипажем;
  • умеренные повреждения крейсера "Россия";
  • умеренные повреждения крейсера "Громобой";
  • 329 погибших;
  • 617 раненных.

Японская империя

  • легкие повреждения крейсера "Идзумо";
  • легкие повреждения крейсера "Адзума";
  • незначительные повреждения крейсера "Токива";
  • тяжелые повреждения крейсера "Ивате";
  • 44 погибших;
  • 71 раненный.

 

 

Ход сражения.

 

Начало боя приходится на 5 часов утра 14 августа 1904 г., когда отряд владивостокских крейсеров (кроме крейсера "Богатырь", находившегося на ремонте) встретился в Корейском проливе с третьим боевым отрядом японцев. Огонь был открыт с дистанции около 65 кабельтовых (12 000 метров). Несмотря на точную и удачную стрельбу русских комендоров (существенные повреждения в первые минуты боя получили "Адзума" и "Ивате"), главный недостаток владивостокских крейсеров - слабая защита орудий - весьма быстро дал о себе знать.

Через 40 минут с начала боя обе стороны получили не фатальные повреждения, при этом к месту боя подошли два бронепалубных японских крейсера - "Нанива" и "Такачихо", впрочем, первый, оказавшись под плотным огнем с "России", быстро отвернул и вышел за пределы досягаемости. К этому времени стала очевидной необходимость выхода русских крейсеров из боя для возвращения во Владивосток. Крейсеры начали правый поворот, при котором "Рюрик", уже получивший подводную пробоину, резко сбавил ход, что привело к существенному сокращению дистанции. Именно в этот момент "Рюрик" и получил фатальные попадания: несколько японских снарядов заклинили рули и снесли штурвал, что сделало корабль неуправляемым.

"Громобой" и "Россия" начали быстро отрываться, а поврежденный "Рюрик" попал под сосредоточенный огонь японской эскадры. Видя такое положение дел, командующий русским отрядом адмирал Иессен снова направился навстречу японцам, что, вообще говоря, было чистым самоубийством. Ураганный огонь с "России" и "Громобоя" дал передышку "Рюрику": японцам какое-то время было не до него. За это время на "Рюрике" смогли поставить руль прямо и, управляя машинами, продолжить движение на прорыв к Владивостоку. Впрочем, вскоре стало очевидно, что для "Рюрика" прорыв не удастся: скорость хода была небольшой, повреждения существенными, а управление так и не удалось восстановить хотя бы до приемлемого уровня, даже второй разворот "России" и "Громобоя" на прикрытие "Рюрика" не мог ничего изменить.

В 8:25 "Громобой" и "Россия", увлекая за собой основные силы японской эскадры (4 броненосных крейсера) начали уходить на север. Японские корабли продолжали преследование в течение двух часов, но никакого ощутимого эффекта не добились: обе стороны продолжали нести потери, повреждения кораблей увеличивались, при этом японцам доставалось никак не меньше. В тот момент, когда русские корабли изменили курс для сближения с противником, а японцы не отвернули, как делали до этого, обе стороны получили ощутимые повреждения, но победы для японцев, несмотря на количественное преимущество, очевидно не предвиделось. В 10:30 японская эскадра, осознав бесперспективность дальнейшей погони, развернулась на юг. "Россия" и "Громобой" благополучно добрались до Владивостока.

"Рюрик" тем временем сражался с крейсерами "Нанива" и "Такачихо". Собственно, сражением это назвать достаточно трудно, т.к. повреждения русского корабля были слишком велики, управление нарушено, большая часть орудий выведена из строя. Тем не менее, крейсер не сдавался, а когда японские корабли подошли ближе, предпринял торпедную атаку и попытался протаранить ближайший японский крейсер, но эти отчаянные шаги результата не дали. Когда на горизонте показались дымы возвращающихся японских крейсеров, на "Рюрике" были открыты кингстоны. Уцелевшие члены экипажа были подобраны японцами.

 

 Общий итог боя.

 

Бой отряда владивостокских крейсеров примечателен по многим пунктам. Здесь был и героизм, никак не меньший, чем у экипажей "Варяга" и "Корейца" и, едва ли не единственный раз за всю Русско-японскую войну, высокий профессионализм и подготовка русских моряков, и последний (возможно и единственный) в истории броненосного флота таран, вернее, его попытка. Несмотря на пятичасовой бой крейсеры "Громобой" и "Россия" не получили тяжелых повреждений, то же самое можно сказать и о японской эскадре (за исключением "Ивате", на котором снаряд "Рюрика" вызвал детонацию боезапаса 152-мм орудия). Уничтожение "Рюрика", во многом, стало стечением обстоятельств, т.к. если бы не выход из строя рулей, корабль мог бы прорваться во Владивосток.

В ходе сражения крейсер "Россия" получил до 35 попаданий, "Громобой" - около 30. Количество попаданий в "Рюрик" неизвестно, но оно также исчислялось десятками, если не сотнями. Японские крейсеры получили от одного ("Нанива") до 20 ("Идзумо", "Ивате") попаданий. Указанное соотношение попаданий представляется очень хорошей оценкой русских комендоров, учитывая количественное неравенство сторон.